Смартографы Sony DSC-QX10 и DSC-QX100: полевое тестирование "беспроводных объективов". Автономный объектив Sony Cyber-shot DSC-QX100

В арсенале компании Sony есть немало матриц для фотокамер смартфонов, ассортимент постоянно пополняется. Наряду с кардинально новыми решениями (вроде IMX400, поддерживающей съемку видео на скорости 960 FPS), выпускаются и матрицы, являющиеся измененными (усовершенствованными или удешевленными) версиями предшествующих моделей. Одной из них стала Sony Exmor RS IMX386, которая фактически является обновленной вариацией IMX286, выпущенной на полгода раньше.

Sony Exmor IMX386 – это фотографическая матрица, по маркетинговому ранжированию расположенная на границе средней и флагманской ценовых категорий (ближе к флагманам). Она нашла применение в смартфонах, ценой 250-500 долларов, выпущенных в конце 2016 и начале-середине 2017 года. Обзор Sony Exmor IMX386 познакомит вас ближе с техническими спецификациями и возможностями этой камеры.

Характеристики Sony Exmor IMX386

Основа Sony Exmor IMX386 – матрица типа CMOS, выполненная в пропорциях 4:3, стандартных для фототехники. Ее размер составляет 1/2,9", физическая диагональ – 6,2 мм. Полное разрешение сенсора равно 3968х2976 пикселей или 11,8 Мп. Имеется фазовая система автофокусировки с выборочным размещением соответствующих сенсоров (технологии Dual Pixel нет).

За счет увеличенной диагонали (в сравнение с самой популярной 1/3,06") и уменьшенным разрешением (против 13 Мп) камера отличается увеличенным размером пикселей. Габариты ячейки пикселя составляют 1,25х1,25 мкм, что дает на 25% большую светопоглощающую площадь, чем у камер с 1,12х1,12 мкм: 1,56 мкм2 против 1,25 мкм2. В теории это должно давать более высокие качество и детализацию фото в условиях слабого освещения, но как оно на практике – посмотрим дальше по ходу обзора.

Системой стабилизации изображения оснащаются не все модули камер на основе Sony IMX386. У флагманов она присутствует, а модели среднего класса комплектуются сенсорами, заключенными в более простой корпус. Отличается и оптика камер: на базе Sony IMX386 создаются модули, объективы которых содержат 5 или 6 линз, с апертурой от F/1,6 до F/2,2. Поэтому итоговое качество фото и видео может варьироваться на разных аппаратах.

Видеозапись с камеры может вестись в разрешении до 4К. Максимальная частота кадров при записи видео в Slow-Mo, со сниженным разрешением, может достигать 240 FPS, но ограничивается возможностями чипсета. Поэтому в существующих смартфонах с Sony IMX386 скорость записи роликов обычно ниже.

Смартфоны с камерой Sony Exmor IMX386

Состоянием на конец августа 2017 матрица Sony IMX386 заинтересовала только ведущих китайских производителей смартфонов. Компании из Японии, Кореи, Тайваня, своих устройств с такой камерой пока не выпускали, а вот Xiaomi и Meizu этот сенсор понравился. Фирмы создали ряд устройств среднего и топового класса с такими матрицами.

В , флагмане 2017, на базе Sony IMX386 устроена основная камера. Она выполнена в составе модуля с 4-осевой системой оптической стабилизации и шестилинзовым объективом. Светосила объектива составляет F/1,8. В среднем классе Xiaomi оборудовали сенсором фаблеты и . Главная камера обоих отличается от флагмана упрощенной системой модуля и более дешевой оптикой. У этих смартфонов нет оптической стабилизации, объектив состоит из 5 линз, а относительный диаметр его зрачка – F/2,2.

Meizu тоже не обошли стороной Sony IMX386. Первым устройством с этой камерой стал , выпущенный летом 2016. В нем матрица выполнена в корпусе без OIS, с оптикой с апертурой F/2. Такая же конфигурация используется и в имиджевом стеклянном середняке Meizu M3X. А вот в Meizu Pro 6S и Pro 6 Plus применена более продвинутая конфигурация основной камеры. Светосила объектива не подвергалась улучшениям, но модуль получил 4-осевую систему оптической стабилизации и лазерный автофокус.

Последние девайсы Meizu с этой камерой – флагманы Pro 7 и Pro 7 Plus. В них используется двойная камера на базе цветного и черно-белого сенсоров Sony IMX386. Их оптика имеет апертуру F/2, состоит из 6 линз.

По одному аппарату с матрицами Sony IMX386 есть у Huawei и AGM. Первые оборудовали ею среднеклассовый фаблет , который оснащен двойной камерой. Главная из пары – как раз объект обзора. Конфигурация модуля простая, без системы стабилизации и пятилинзовой оптикой с апертурой F/2,2.

Последний представленный смартфон, оснащенный Sony IMX386 – AGM X2. У него этих матрицы две, цветная и черно-белая. Смартфона еще нет в массовой продаже, потому детальной проверенной информации о его камерах еще нет, но так как компания не самая известная – скорее всего, используется простая конфигурация модуля, без OIS и улучшенной оптики.

Примеры фото с камеры на базе Sony IMX386

Чтобы оценить, на что способна матрица Sony IMX386 в смартфона среднего уровня и флагманах, предлагаем подборку фотографий, полученных с нее. Для съемки примеров использовались оборудованные этой матрицей Xiaomi Mi6 и Mi Max 2. Фотографии сделаны в примерно одинаковых условиях освещения для того, чтобы можно было посмотреть и увидеть, как влияет на качество снимков качество и светосила оптики.

Снимок со вспышкой на Xiaomi Mi6

Ночь, темно, фото со вспышкой (Mi MAX 2)

Днем, пасмурно, снимок в тени деревьев на Xiaomi Mi6 (1300 лк)

Днем, пасмурно, снимок в тени деревьев на Mi MAX 2 (1300 лк)

Днем, пасмурно& Снимок на Mi6 (2000 лк)

Днем, пасмурно. Mi MAX 2 (2000 лк)

Днем, пасмурно. Mi6 (5000 лк)

Днем, пасмурно. Mi MAX 2 (5000 лк)

Как видно, несмотря на одинаковые матрицы IMX386, Xiaomi Mi6 немного превосходит Mi MAX 2 в качестве снимков. Помимо матрицы немаловажную роль играет чипсет, ПО, оптика и прочее.

Вы всегда хотели снимать смартфоном отличные фотографии, но ленивые производители все никак не поставят в свои аппараты нормальные камеры? Проблему решила Sony, выпустив "смартограф" - "приставную камеру", работающую с большинством мобильных устройств. Качество фотографий и видео на 5 с плюсом, но есть большое "но".

Традиционные любительские фотокамеры никогда не были так совершенны, как сегодня, и никогда еще не были так безразличны покупателям. Рядовые пользователи все чаще делают выбор в пользу смартфонов, лучшие из которых способны выдавать отличные фото. Но производители не сдаются, пытаясь с помощью новых инновационных продуктов сохранить этот рынок.

Sony, компания с огромным багажом опыта в области цифровой фотографии, предложила уникальное решение, магическим образом наделяющее смартфон фотоспособностями высококачественного цифрокомпакта - смартограф DSC-QX100:

Из самой номенклатуры названия (DSC - digital still camera) ясно, что перед нами именно фотокамера. Однако она лишена экрана и какого-либо интерфейса, а из органов управления остались лишь кнопка спуска и кольцо зумирования.

Все управление осуществляется из приложения на смартфоне (iPhone или Android-устройство), с которым QX100 сопрягается по Wi-Fi. Из скриншотов ясно, как организована работа:

Фотокамера при сопряжении выступает точкой доступа, к которой подключается смартфон вместо основной сети. То есть, если вы снимаете в зоне действия WiFi дома или в офисе, для шаринга фотографий потом придется переподключаться обратно. И еще, не стоит терять пароль от WiFi камеры, напечатанный на руководстве пользователя.

Механически же QX100 сопрягается с аппаратом проще - при помощи раздвижного подпружиненного механизма с мягкими резиновыми, не царапающими "лапками". Превращенный с помощью смартографа в "фотокиборга" iPhone выглядит вот так:

Крепление лишь относительно прочное, так что пользователю рекомендуют в руководстве к камере присоединить поставляемый в комплекте ремешок на руку и постоянно держать его надетым.

Сначала о хорошем - снимки и видео великолепны, удивительно и даже немного странно видеть такое качество на экране смартфона, особено это касается ночной съемки. Благодарить за это следует "железо", являющееся модификацией флагманской компактной камеры Sony RX100 II средней стоимостью 28 000 рублей. Вот так выглядит рецепт успеха:

  • CMOS-cенсор Exmor R размером 1" с задней подсветкой и 20,2 миллионами эффективных пикселей
  • объектив с фокусным расстоянием 28 - 100 мм (при съемке фото 4:3)
  • максимальная диафрагма F1,8 (широкоугольный) - F4,9 (теле)
  • 3,6-кратный зум

А вот так выглядят результаты, это уровень неплохой беззеркалки или бюджетной зеркалки, достигнутый Sony ранее в премиальном цифрокомпакте RX100 и его втором издании (нажмите, чтобы просмотреть в полном размере) :

Оригиналы фотографий и видео, снятых Sony QX-100, можно скачать в Dropbox-галерее по этой ссылке . Видео, чтобы получить адекватное представление о возможностях QX100, надо именно скачивать, а не просматривать на сайте - Dropbox, как и другие хостинги, сжимают его с огромной потерей качества ради ускорения онлайн-передачи.

Если вы, допустим, решили поразить друзей в соцсетях шедеврами пейзажной или постановочной фотографии, впечатляюще детализированными макроснимками (минимальное фокусное расстояние - 5 см), то QX100 позволит на ура справиться с задачей, действительно максимально упростив передачу снимков на подключенное к Интернету устройство (можно их еще и обработать для усиления впечатления в каком-нибудь Snapseed).

Еще это отличный вариант, если вам нужна "шпионская" камера для тайных снимков, или просто всегда хотелось снимать, отделив объектив от камеры (например, подняв над головами толпы или опустив почти к самой земле, засунув в кроличью нору, или вы хотите, глядя в смартфон, видеть, что происходит у вас за спиной, ну, в общем идея, думаю, ясна).

Потом можно спокойно и не торопясь передать полноразмерные фото на смартфон (автоматически скачивается только 2-мегапиксельная уменьшенная копия), отредактировать (возможности съемки в RAW, увы, нет). Еще важно не забыть выключить гаджет или хотя бы - постоянная передача изображения с камеры на смартфон в режиме Live View, временами подлагивающая, разряжает его батарею буквально на глазах.

А вот для быстрой съемки - а именно случайно пойманный кадр зачастую оказывается самым лучшим - инновационное устройство не подходит категорически. Пока вы его включите, подсоедините "прищепкой" к корпусу смартфона и запустите приложение, кадр будет упущен. Ходить с постоянно прицепленным к телефону "смартографом" весом в 180 граммов - тоже не вариант, конструкция не поместится ни в один карман джинсов:

Тех, кто надеется получить в QX100 все привычные даже по продвинутым любительским камерам настройки, ждет разочарование. Реально воздействовать на качество получаемого изображения можно лишь в ограниченных пределах. А именно, есть режим приоритета диафрагмы, экспокоррекция, выбор предустановок баланса белого (ручной настройки или выставления по белому листу нет). Можно выбрать ручную или автоматическую фокусировку. Остальное, в том числе включение ночного режима, отдано на откуп автоматике. Полноценного ручного режима, какой бывает даже во многих более дорогих "мыльницах", или хотя бы режима приоритета выдержки нет. А ведь речь идет о камере стоимостью 19 000 рублей, именно столько стоит Sony QX100.

C одной стороны, очень не хочется ругать Sony. "Смартограф" делает отличные фото и видео, которые по качеству вряд ли вообще когда-либо будут достижимы в форм-факторе смартфонов без изобретения приниципиально новых технологий фотосъемки. Однако все то же самое неизмеримо удобнее делать компактной камерой, той же RX100, чем использовать небольшой, но при этом странным образом громоздкий аксессуар. Решить проблему отправки снимков в Сеть можно с помощью любой камеры с поддержкой Wi-Fi или просто купив . Редактировать с комфортом и опять-таки отправлять в Сеть можно и с iPad, купив адаптер для чтения SD-карт.

В общем, у Sony получился девайс, делающий отличные снимки и видео, но пользоваться им крайне неудобно. Мне тяжело представить, что кто-то, кроме очарованных экзотичностью QX100 гиков, будет готов отдать 19 000 рублей за устройство. Желающим удобно и быстро делать прямо на смартфон фото уровня беззеркалки или недорогой зеркалки остается только мечтать дальше.

В этой статье мы продолжаем изучать попытки производителей заполнить пропасть между смартфонами и компактами. Правда, ситуация с героем данного обзора больше похожа на попытку сварить кашу из топора - приспособить смартфон для фотосъемки. Сложно даже сказать, кто в этом случае является вспомогательным устройством: смартфон или камера. Однако обо всем по порядку.

В недавней статье о Sony Cyber-shot DSC-QX10 мы пришли к выводу, что подобный «апгрейд» не имеет глубокого смысла, поскольку если и способствует незначительному улучшению качества съемки, то существенно проигрывает в удобстве. Однако некоторые интересные моменты подобной концепции не давали нам покоя, и мы решили протестировать старшего брата рассмотренной модели - QX100. Стоит сразу отметить, что даже на этапе сравнения характеристик становится ясно, что QX100 не просто старший брат QX10 - он гораздо более развитый и интеллигентный.

Характеристики

Основные
Матрица Exmor R CMOS, 1 дюйм (13,2 × 8,8 мм)
Разрешение 20,2 млн. эффективных пикселей, максимальное разрешение 5472×3648
Стабилизатор изображения Optical SteadyShot
Светочувствительность ISO 160-12800 (25600 в режиме Superior Auto)
Объектив Vario-Sonnar T* f/1,8-4,9; 28-100 в 35-миллиметровом эквиваленте; 3,6-кратный зум; с просветляющим покрытием
Режимы скорости затвора 8 - 1/2000 секунды
Режимы съемки Program Auto, iAuto, Superior Auto
Формат файлов JPEG, MP4
Видео 1920×1080 30 кадров/с, прибл. 12 Мбит/с, MP4
Память Карты памяти microSD, microSDHC, microSDXC, Memory Stick Micro, Memory Stick Micro (mark 2)
Разъемы Micro-USB (поддерживается зарядка от USB)
Мин. расстояние фокусировки Прибл. 5 см (в широкоугольном положении зума), теле - от 55 см
Источник питания Литий-ионная батарея NP-BN (прибл. 220 кадров/110 мин.)
Размеры, вес 62,5×62,5×55,5 мм; 179 г (включая вес батареи и карты памяти)
Дополнительные
Wi-Fi Есть, для связи со смартфоном
NFC Есть
Автоспуск 10 с, 2 с
Форматы съемки Максимальное разрешение - 20 Мп (3:2), 17 Мп (16:9), 18 Мп (4:3), 13 Мп (1:1)

Внешний вид

Вид спереди дает основное представление об объективе и его характеристиках: f/1,8-4,9; 28-100 в 35-миллиметровом эквиваленте; 3,6-кратный зум, с покрытием T*. Помимо объектива Zeiss и размера, заметное отличие от младшей модели - наличие кольца трансфокатора, которое также используется для ручной фокусировки.
Можно заметить, что передняя линза объектива - вогнутая.
Сзади находится крепление зажима для смартфона и крышка батарейного отсека.
В батарейном отсеке на этот раз располагается только батарея - карта памяти переехала в более доступное место. Также на крышке отсека указан пароль Wi-Fi для подключения к сети камеры.
Сверху располагаются кнопка питания, микрофоны, диод-индикатор и модуль NFC.
Снизу можно найти штативное гнездо 1/4″.
Справа находится маленький ЖК-дисплей и петля для шнурка, а также рычажок фиксатора зажима для смартфона.
Дисплей отображает заряд аккумулятора и индицирует проблемы с картой памяти.
Слева располагается кнопка спуска и рычажок трансфокатора.
Под крышкой с шильдиком Zeiss находятся слот для карты памяти, разъем Micro-USB и крохотная кнопка Reset.
Лапки зажима для смартфона имеют резиновые протекторы.

Чехол

Объектив приехал к нам на тестирование в приятном черном кофрике, который, к сожалению, не идет в комплекте с устройством. Снаружи кофр жесткий, отделан кожзаменителем. Материал внутренней отделки напоминает обычные фотосумки. Боковые стенки жесткие, а крышку и дно смягчают подушки. В таком чехольчике объектив вполне защищен от не очень сильного сдавливания и невысоких падений, хотя он немного болтается в нем во всех направлениях. Судя по молнии, чехол претендует на некую пыле- и влагозащищенность.

Интерфейс и особенности работы

Первым делом мы решили обновить прошивку - грех упускать такое приятное расширение возможностей. Процесс обновления достаточно нудный, но затруднений вызвать не должен, особенно если не путать кнопки спуска затвора и питания. Как и в большинстве случаев, нужно лишь внимательно следовать инструкциям, аккуратно выполняя шаги.

Было бы неплохо, если бы в обновление прошивки производитель добавил возможность съемки в RAW (хотя это и компакт, размер его сенсора соответствует беззеркалкам линейки Nikon 1, да и многие компакты сейчас имеют возможность съемки в RAW). Наверное, на совершенно другой уровень такая приятная мелочь камеру бы не подняла, но существенно расширила бы ее возможности.

Объектив выглядит большим. Особенно это становится заметно при его установке на смартфон. Классический для компактной камеры хват в такой ситуации становится неудобным, поэтому всю конструкцию приходится держать за объектив. Здесь и раскрывают свой потенциал физические органы управления.

Кольцо не очень удобно для трансфокации - в этом плане гораздо удобнее дублирующий рычажок или сенсорные кнопки. К тому же от скорости вращения кольца зависит скорость выхода зума - например, вращая кольцо очень медленно, можно выдвинуть объектив полностью за ¼ оборота, если же вращать кольцо быстрее, то для достижения максимального ФР понадобится ¾ оборота.

Для ручной фокусировки кольцо также не представляется удобным, хотя других вариантов в таком случае нет. Основная проблема заключается в том, что оно достаточно тугое, и камера будет неизбежно дергаться за ним вслед. Для фотосъемки это не так страшно, а при видеосъемке ручной фокус можно использовать только при наличии под камерой достаточно тяжелого штатива.

Что немаловажно, минимальное и максимальное фокусное расстояние соответствуют одинаковой длине объектива. На средних же фокусных расстояниях он немного короче. Таким образом, при удаленном управлении можно не опасаться, что при зуммировании объектив во что-нибудь упрется или опрокинется.

Если камера включена, то после запуска приложения и выбора устройства требуется около 5 секунд на готовность к работе в случае с достаточно мощным смартфоном (Pantech Vega Iron) и около 10 секунд в случае слабого (HTC Desire S). При использовании NFC время подключения составляет около 10 секунд в случае включенной камеры и около 15, если камера выключена.

Вообще, при работе со слабым смартфоном почти все процессы замедляются примерно в два раза, и впечатление о камере сразу портится, хотя ее заслуга в этом минимальна.

С устройствами Apple (iPhone 5s , iPod 4, iPad mini Retina) все немного хитрее. В отличие от смартфонов на Android, которые при запуске приложения PlayMemories находят устройство и самостоятельно переподключают Wi-Fi, iPhone никак не отреагировал на запуск приложения. Пришлось заходить в настройки Wi-Fi, выбирать там сеть устройства, а затем возвращаться в PlayMemories, который после подобного ручного подключения был уже практически в боевой готовности. Таким образом, хитрость заключается в том, что если пользователь способен менее чем за 5 секунд переподключить Wi-Fi и запустить приложение для съемки, то iPhone в итоге с данной задачей справляется быстрее. Правда, учитывая, что любой смартфон не способен моментально отключиться от одной сети Wi-Fi и подключиться к другой, да и каждый взмах по сенсорному дисплею занимает около секунды, подобное вряд ли возможно.

В случае же, если смартфон всегда подключен только к сети камеры в отсутствие других сетей и подключается к ней каждый раз, как она становится активной, время подключения значительно сокращается. Но в таких ситуациях iOS 7 нередко подвисает, что выражается в глубокой задумчивости на этапе подключения. Приходится попеременно выключать и включать камеру и приложение, чтобы устройства друг друга нашли.

Для смартфонов под Windows Phone ПО для камеры нет.

Экспозиция настраивается путем выбора значений основных параметров из выпадающих горизонтальных списков, что в случае сенсорного дисплея достаточно удобно, учитывая отсутствие полностью ручного режима, в котором подобная организация позволяла бы настраивать экспозицию лишь пошагово.

Пункт «Параметры сохранения» работает так же, как и в QX10: при его включении снимки сразу копируются на смартфон. Создается впечатление, что снимки при экспорте претерпевают некую компрессию, потому как смотрятся на экране устройства не очень хорошо, чего не было заметно в случае QX10 по причине не самого высокого качества оригинальных снимков.

Качество изображения

До обновления прошивки верхним пределом светочувствительности в ручном режиме было значение ISO 6400. Появившееся после обновления значение ISO 12800 камера отрабатывает не так уж плохо для компакта. С другой стороны, действительно рабочими значениями являются только ISO 160-400, поскольку начиная с ISO 800 становится заметна программная обработка, особенно работа шумодава, которая впоследствии только усиливается и портит мелкие детали.

ISO 160
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400
ISO 12800

Хотелось бы сравнить камеру с RX100, но под рукой оказалась только RX10. Как видно из графика, приведенного ниже, по шумам QX100 заметно начинает проигрывать RX10 уже на ISO 800. Дальше разрыв только увеличивается. Сравнение производилось с камерным JPEG.

К сожалению, как у многих камер смартфонов, при данном лабораторном освещении автобаланс белого выдает желтизну на снимках. При уменьшении освещенности в два раза баланс белого приходит в норму. Однако RX10 и при максимальной освещенности смогла выставить нормальный баланс, что говорит явно не в пользу QX100 - точнее, ее софта.

Центр кадра
Фокусное расстояние f/1,8 f/4,0 f/8,0
28 мм

f/3,5 f/5,0 f/8,0
54 мм

f/4,9 f/6,3 f/8,0
100 мм
Край кадра
Фокусное расстояние f/1,8 f/4,0 f/8,0
28 мм

f/3,5 f/5,0 f/8,0
54 мм

f/4,9 f/6,3 f/8,0
100 мм

Наиболее ожидаемо камера ведет себя при минимальном фокусном расстоянии. На среднем и максимальном фокусном расстоянии поведение камеры не так-то просто описать словами - гораздо лучше его демонстрируют графики, приведенные ниже.



Фокусное расстояние f/1,8 f/4,0 f/8,0
28 мм

f/3,5 f/5,0 f/8,0
54 мм

f/4,9 f/6,3 f/8,0
100 мм

Заметные хроматические аберрации отсутствуют. Небольшие геометрические искажения заметны на всех фокусных расстояниях.

Видео

Видеосъемку камера производит только в одном режиме: 1920×1080, 29,97 fps. Меню настроек такое же скудное, как в QX10, и отличается лишь пунктом «Режим фокусировки». Фокусировки по нажатию на экран при видеосъемке нет. Зато возможность ручной фокусировки может быть интересна любителям художественной «киношной» съемки.

Камера не рассчитана на слишком динамичную видеосъемку, что можно понять по ряби в ролике ниже. Однако в целом качество изображения весьма приличное.

Видео Звук
AAC LC, 128 Кбит/с, стерео

При определенном расположении смартфона в зажиме можно взять камеру стандартным для видеокамеры хватом. При этом можно придерживать объектив левой рукой, заодно управляя трансфокатором. А при лучшей сноровке и ловкости рук можно управлять зумом, вращая кольцо трансфокатора мизинцем. Безусловно, эти изыски - лишь попытки приспособить камеру для нужной задачи. Но при видео/фотосъемке подобный хват удобен еще и тем, что большой палец правой руки, как и полагается, попадает на кнопку записи/спуска.


Одной из особенностей большой матрицы является возможность получения маленькой глубины резкости. Следующее видео это демонстрирует.

Видео Звук
1920×1080, 29,97 fps, MPEG4 AVC [email protected], 16 Мбит/с -

Наличие штативного гнезда позволяет использовать QX100 для съемки относительно статичных сцен, управляя камерой дистанционно со смартфона.

Итог

Можно смело сказать, что из всех устройств, призванных превратить смартфон в компактную фотокамеру, Sony QX100 занимает первое место. Подтверждений этому много - большинство из них были упомянуты в тексте статьи, но мы повторимся. Прежде всего, размер сенсора. Даже камеры Nokia Lumia 808 PureView и Lumia 1020 (которая все еще остается лучшей камерой смартфона) имели меньший по размеру сенсор. Хотя подобное сравнение не совсем уместно, так как и работа и даже назначение устройств несколько отличаются. Вторая причина - хорошая оптика, которая вкупе с сенсором дает хорошее качество изображения.

Однако на это первое место камеру «впихнули» искусственно. Ведь по сути это не камера смартфона, и даже не апгрейд для нее - это самостоятельная камера с достаточно большим сенсором, хорошей оптикой и даже несколькими органами управления. Только без полноценного дисплея. Камера очень напоминает RX100, на что намекает даже название. Причем это не просто объектив, «вырезанный» из RX100: если грубо сравнить объемы корпусов устройств, то QX100 окажется больше в 3 раза даже без учета зажима для смартфона.

Гибрид камеры и смартфона, все же, весьма неудобная штука. Современный пользователь смартфона хранит на нем немало важной информации, которая может ему потребоваться в тот или иной момент. Именно поэтому хранить информацию на камере неудобно, равно как и говорить по ней.

В таком случае камера, предложенная Sony, позволяет везде иметь с собой хороший компакт и использовать его практически без ущерба для смартфона. Минус только один: нельзя вести съемку во время разговора. С другой стороны, что мешает везде таскать с собой Sony RX100, которая в разы удобнее QX100, а ее форма позволяет без проблем запихнуть ее в карман? Единственное преимущество QX100 перед RX100 - это цена (официальная) в 19 000 рублей, что на 6000 дешевле RX100 (но RX100 можно найти и за 19 000 рублей). Однако такая разница вряд ли позволяет однозначно определить приоритеты. Будь цена QX100 хотя бы 15 000 рублей - выбор владельцев мощных смартфонов был бы почти очевиден.

К сожалению, цена является неотъемлемым параметром современных камер, и именно она не позволяет назвать QX100 отличной компактной камерой для смартфона, поскольку при всех своих преимуществах QX100 остается гораздо менее удобной, чем RX100. Для более корректного сравнения вспомним, что в QX100 есть NFC и Wi-Fi, и тогда ее нужно сравнивать с Sony DSC-RX100M2, которая официально стоит 28 000 рублей (нижняя цена на Маркете - 24 000, и тут уже можно задуматься о переплате за удобство). Поэтому у владельца мощного смартфона, который не прочь использовать его для фотосъемки, но при этом хочет получать качественные снимки, и к тому же еще управлять камерой дистанционно, есть варианты за 18 и 28 тысяч. При этом второй вариант абсолютно универсален и автономен в отличие от первого, но при желании вполне может использоваться в качестве первого, который подразумевает следующее: «Не хотите переплачивать за тушку - используйте смартфон». То есть QX100 - это даже не столько камера, дополняющая смартфон, сколько камера, дополняемая смартфоном.

В свете всего этого можно сказать лишь, что Sony DSC-QX100 является устройством, хорошо справляющимся со своей задачей: дополнением смартфона до хорошей компактной камеры. Все же остальное, касающееся цены и удобства, является уже вопросом личных предпочтений и не может быть объективно осуждено или одобрено.

Галерея



В заключение предлагаем вашему вниманию наш видеообзор Sony Cyber-shot DSC-QX100.

Не секрет, что компактные фотокамеры сегодня теряют популярность и уходят с рынка, отдавая его смартфонам. Хотя с начала сентября прошло достаточно много времени и анонсированные Sony модели QX-10 и QX-100 уже не сложно найти во множестве магазинов, камеры эти по прежнему многие воспринимают как диковинку, подходя к ним с любопытством и некоторой осторожностью.

Смартографы Sony DSC-QX10 и DSC-QX100: полевое тестирование "беспроводных объективов"

Для камер непривычного вида уже стали придумывать разные имена – «беспроводной объектив», «смартограф», «lens-style camera»… Столь длительного резонанса электронные новинки, пожалуй, давно не вызывали. Так что мы решили познакомиться чуть ближе с этой парочкой и несколько расширить опубликованный ранее .

Оказалось, что таких желающих так же немало, так что времени на знакомство, в особенности со старшей моделью, у нас было совсем не много.

Sony Cyber-shot DSC-QX10

Ранее эксперименты с модульными аппаратами . Возможно, и Sony двинуться в этом направлении подтолкнуло что-то, унаследованное из архивов поглощенной некогда компании Minolta, в конце 2004 года выпустившей модель Dimage V. Тогда ни о каком Wi-Fi в фотоаппарате и не мечтали, а возможность «отстегнуть» объектив от камеры и снимать с нестандартных ракурсов обеспечивал кабель.

Фото сделанное Sony Cyber-shot DSC-QX10.


Сегодня управлять процессом съемки по Wi-Fi можно на многих зеркальных камерах, передача снимков по сети так же перестала быть диковинкой.

Фото сделанное Sony Cyber-shot DSC-QX10.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

Камеры серии QX интересны, прежде всего, не своими техническими характеристиками. Большая часть их «начинки» - проверенные ранее решения. Забавно, но инновацией стало не внесение чего-то нового, а изъятие привычного, казалось бы, само собой разумеющегося – дисплея. Скульпторы Sony стали первыми, кто смог отсечь «лишние» функции, передав все управление камерой на смартфон, на сколько возможно уменьшив при этом саму камеру.

Фото сделанное Sony Cyber-shot DSC-QX10.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

В основу старшей модели QX100 легла топовая RX100. Основой младшей модели, видимо, послужила Cyber-shot DSC-WX100.

Фото сделанное Sony Cyber-shot DSC-QX10.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

В случае со старшей моделью за известное по RX100 качество снимков нужно будет заплатить несколько меньше, да и вес новинки отличается примерно в два раза. Хотя запихнуть черный цилиндрик можно не во всякий карман, шансов, что для него владельцу не лень будет найти место в сумке куда больше, чем для «кирпичика» RX-100 весом около 240г.

Фото сделанное Sony Cyber-shot DSC-QX10.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

С младшей моделью экономия в весе незначительна, хотя выигрыш в габаритах налицо. Однако рекомендованная цена оказалась даже несколько выше обычной «мыльницы». До прибытия старшей модели в редакцию у нас как раз было время разобраться «зачем платить больше?»

Фото сделанное Sony Cyber-shot DSC-QX10.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

Хотя камеры QX вполне способны снимать автономно, их использование без смартфона не слишком удобно. Камеру за несколько дней можно «пристрелять», но всё равно слишком высокий процент сделанных навскидку снимков уходит в корзину, а немногие любопытные кадры нуждаются в существенной обработке.

Фото сделанное Sony Cyber-shot DSC-QX10.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

Использовать «смартограф», прицепив его к смартфону, оказалось вполне удобно. В «прищепке» смартфоны разного размера держатся достаточно надежно. Держать такую составную камеру удобнее всего левой рукой под объектив, при этом под большим пальцем оказывается и рычажок зума и кнопка спуска. Для старшей модели тут же оказывается и кольцо, в зависимости от выбранного режима позволяющее управлять либо ручной фокусировкой, либо зумом. Одновременно доступно управление и при помощи экрана смартфона. Однако, традиционная камера всё же кажется заметно удобнее в плане эргономики. Но стоит отцепить смартфон от камеры, как потенциал последней начинает понемногу раскрываться. Хотя снимать, удерживая в одной руке камеру, в другой телефон, не слишком удобно, появляется возможность добраться до необычных ракурсов.

Очень удобным показалось использование «смартографов» с маленьким настольным штативом. Как оказалось, штатив полезен не только в сумерках – удерживая цилиндрические корпуса QX в одной руке не очень удобно контролировать горизонт. Встроенного же индикатора уровня эти модели пока не имеют. Выяснилось, что большинство пользователей рефлекторно наклоняют смартфон, чтобы изображение на экране оказалось повернуто должным образом. Так что картинка на экране смартфона выправить горизонт помогает далеко не всегда. Весьма любопытные результаты можно получить, когда смартограф оказывается в руках одного человека, а управляющий им смартфон в руках другого. На расстоянии в несколько метров система работает вполне стабильно. Правда, данный функционал интересен, скорее, как новое игровое применение для гаджетов.

Фото сделанное Sony Cyber-shot DSC-QX10.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

Снимки могут быть переданы в смартфон сразу, а могут быть сохранены на карту памяти, установленную в камере. В смартфон можно передать полноразмерное изображение или уменьшенную копию. Занятно, но время на передачу по WiFi полной картинки и двухмегапиксельной «превьюшки» отличается, но в гораздо меньшей пропорции, чем объем переданной информации. Вероятно, обусловлено это особенностями прошивки камер. Небольшая неприятность, связанная так же с WiFi, обнаружилась и у старшей и у младшей модели – на улице от чего-то связь камеры и смартфона эпизодически прерывается, хотя в помещении каких-либо сбоев не возникает. Возможно, причиной является низкая температура. Вернуть связку к работе не сложно – надо лишь перезапустить приложение в смартфоне.

Sony Cyber-shot DSC-QX100

Само приложение PlayMemories Mobile просто и понятно в управлении. Но не стоит ожидать после его включения, что на экране смартфона появится полный набор настроек фотокамеры. Со старшей QX100 есть возможность выбора режимов съемки, в частности доступен приоритет диафрагмы, но нет ни полноценного ручного режима, ни возможности съемки в RAW-формате. К большому сожалению, ручная установка значения ISO так же не предусмотрена. Для младшей модели выбор настроек еще скромнее. Поддержка части функций потребовала бы существенного усложнения конструкции камер, другая часть, видимо, заблокирована на программном уровне. Скорее даже изначально не разрабатывалась. С одной стороны, бессмысленно для производителя создавать конкуренцию между своими же моделями разных линеек, с другой, в случае успеха будет понятно, что добавить в новые модели. Ну а с третьей, вспомним, что интерес к подобному решению будет у тех, кто не станет носить с собой фотокамеру. А уж разбираться с многочисленными «лишними» настройками тем более.

Фото сделанное Sony Cyber-shot DSC-QX100.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

Еще один элемент, которого лишены эти камеры – вспышка. Вероятно, было бы любопытно иметь возможность управлять со смартфона и камерой и внешней вспышкой, но, имея две руки, с тремя предметами не многие смогут ловко управиться. Возможность использования вспышки смартфона совместно с камерами QX так же не предусмотрена. Как оказалось, отсутствие вспышки ничуть не вредит этим камерам. Небольшой штатив или любая подходящая поверхность - и вы спокойно снимаете в сумерках или почти полной темноте. Если, к примеру, в клубе или ресторане вам удастся попросить своих друзей замереть, то появляется шанс получить заметно более качественное фото своей компании, чем то, что выдаст ваш новый дорогой смартфон даже со вспышкой. Можно при недостатке света воспользоваться режимом «Superior Auto» - будет сделано несколько снимков для последующей «склейки» в один, что временами заметно оживляет картинку. Можно даже и не замирать, а просто переключиться в режим видео. И младшая и старшая QX очень неплохо справляются с видео-роликами даже при очень слабом освещении. Да, и на фото и на видео вы и сами сможете быть в кадре с новым смартфоном в руках.

Приятно, что компактная и легкая батарея NP-BN обеспечивает камерам вполне достаточный «запас хода». Да и зарядить камеру легко через стандартный micro-USB разъем.

Фото сделанное Sony Cyber-shot DSC-QX100.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

К сожалению, камеры не умеют работать при подключенном источнике питания. Такая возможность могла бы быть полезна, к примеру, при интервальной съемке. Режима такого в приложении PlayMemories Mobile не предусмотрено, но несколько снимков в сутки можно сделать и вручную.

Как оказалось, модели QX порождают массу разнообразных «хотелок» у разных пользователей. При этом функционал, который им хотелось бы получить, в подавляющем большинстве случаев не попытка вернуть что-то из утерянного «традиционного». Думается, если модели QX приживутся на рынке, нас ожидает еще немало неожиданностей.

Фото сделанное Sony Cyber-shot DSC-QX100.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

После нескольких дней общения с новыми QX перестаёшь воспринимать их как фотокамеры. «Фото-происхождение» этих гаджетов благодаря открывшемуся в них функционалу отходит на второй план. Этим и объясняется желание погонять камеру-объектив в нетипичных для нормальной фотокамеры условиях. При этом старшая модель показалась нам всё же более консервативной. Хотя большая матрица и вполне приличный объектив позволяют получить изображение весьма достойного качества, с QX100 ощущается некоторая скованность, виной тому, прежде всего, заметно усеченное в сравнении с RX100 управление. Такой характер устройства достаточно точно очерчивает круг потенциальных его покупателей – это вполне обеспеченные люди, которым не хочется погружаться в тонкости фотографии. Покупка для редких интересных им сюжетов серьезной камеры не будет признана целесообразной, а качество ниже, чем у QX-100 не будет считаться достаточным. Младшая же модель, напротив, показалась весьма легкой и дружелюбной. В один момент можно от достаточно глубокого макро перейти к рассматриванию деталей на другой стороне улицы. А возможность сделать кадр, разместив камеру «внутри» объекта, просто уникальна. Ни одна традиционная фотокамера просто не может оказаться в подобных точках съемки из-за габаритов. Существенно более демократичный и даже озорной характер QX10 делает потенциальную аудиторию этого устройства широкой и весьма разнообразной.

Фото сделанное Sony Cyber-shot DSC-QX100.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

При всех особенностях и выявленных недостатках, «первый блин» явно получился не комом. Но вряд ли для компании Sony выведение на рынок столь непривычных фотокамер являлось смелым экспериментом. Куда больше это похоже на достаточно точный расчет, особенно если сопоставить рекомендованные цены на модели новой серии QX с близкими к ним «традиционными» моделями. Разумная доля риска легко может быть оправдана размахом потенциальной аудитории, ведь это не только блогеры, моментально отправляющие свежие снимки на просторы интернета. Это любой пользователь смартфона, не желающий отягощать себя отдельной фотокамерой, но при этом не слишком довольный качеством встроенной. Внешний объектив и матрица с «нетелефонным» размером уже в некотором роде гарантия лучшего, чем в телефоне качества изображения.

А что еще нужно от хорошей взрослой игрушки?

Версия для печати

Статьи по теме

  • Обзор фотокамеры Sony DSC-RX10 II: универсал класса люкс На рынке универсальных prosumer-фотоаппаратов, подзабытом во время бума беззеркальных системных камер, в последнее время явно наблюдается оживление. Следом за Panasonic и Canon новую версию своего фото-универсала представила компания...
  • Обзор Canon PowerShot G3X: универсальный спутник в путешествии В наше время смартфоны уже почти полностью вытеснили фотоаппараты-«мыльницы» (консьюмерки, компактные фотоаппараты) с рынка. Но всё-таки, на стороне последних остался один козырь - оптический зум. Мы видели всего пару телефонов (и...
  • Sony World Photo Awards: россияне среди лучших фотографов мира На днях в Лондоне прошла церемония награждения победителей международного конкурса фотографии, генеральным спонсором которой является компания Sony. В рамках выставки работ конкурсантов представлены как профессиональные фотографии...
  • Обзор беззеркальной камеры Nikon J4: долой мобилографию Nikon и Canon сели в этот поезд сильно позже остальных конкурентов. По сей день беззеркальные флагманы - у Olympus, Sony, Panasonic и Fujifilm, а вот широко известные своими зеркальными камерами бренды «радуют» пользователей, мягко...
  • Обзор полнокадрового фотоаппарата Nikon D750. Камера, которую ждали От детей гениев часто многого ожидают. Они ещё толком говорить не научились, а все от них ждут чуда. Читайте на ZOOM - «Nikon D750 от Nikon D700 недалеко падает».
  • Sony Cyber-shot DSC-RX100 III: идеальная камера для самовыражения? Два года назад компания Sony взбудоражила фоторынок, выпустив продукт с невиданным ранее сочетанием: компактная камера с крупным сенсором нового форм-фактора - 1 дюйм. Встряска для остальных фотопроизводителей была ощутимой: они подхватили...
  • Первый тест в России флагманской "зеркалки" Nikon D4s за 250 000 рублей Очень трудно делать рецензии на такие камеры как D4s. По существу это исключительно профессиональный инструмент, весьма узкоспециализированный, заточенный под решение вполне конкретных задач. Круг людей, которым действительно нужна...
  • Камера мечты. Обзор самой необычный "зеркалки" года Nikon Df Ключевой особенностью Nikon Df, и это почти сразу становится понятно, не является ни одна из её характеристик. В сущности, они могли бы быть любыми. Изменилась бы только цена камеры, но основная её идея так и осталась бы прежней. И...