Пейзажи природы рисунки черно белые. Как обработать черно-белый пейзаж с помощью Lightroom

Как архитектурное проектирование начинается с чертежа, так ни одна разновидность искусства не обходится без рисунка. Рисунок - есть не что иное, как графика. Живопись, будь то пейзаж, а тем более портрет, всегда начинается с графического построения, с рисования. С графики искусство начинается, графикой и заканчивается. Если мы переведем многоцветье живописной картины в черно-белое тоновое изображение, то увидим характерные для графического изображения созвучия черного и белого, приглушенного и яркого, линий и пятна.

Аистиное гнездо. Рисунок гелевой ручкой по оберточной бумаге. Воспроизведено с фотографии.

Графика может быть очень разной - рисунок гелевой ручкой, рисунок пером и тушью, кистью на тонированной бумаге любого оттенка и даже белилами по черному фону. Японская гравюра, многоцветная ксилография, убедительно доказывает, что художественная графика способна существовать не только в черно-белом варианте, как часто считают, но и содержать полную палитру цветов и красок. Отличает графику от живописных полотен своеобразная "графичность". Композиция строится на сочетании линий, пятен, тона и цвета, контрасте темного со светлым, со стремлением к локально окрашенным объемам и формам.

Созданию будущей картины в красках на холсте также обязательно предшествует сбор натурного материала, в большом количестве создаются черно-белые пейзажи в виде многочисленных зарисовок. Эти зарисовки и этюды необходимы вовсе не для того, чтобы выстроить их потом в ряд на спинке дивана и срисовывать с них большую серьезную композицию. Графические зарисовки важны для понимания окружающего мира, его закономерностей, понимания физических основ распределения света и тенеобразования.

На первый взгляд кажется, что деревья в лесу растут в нерегулярном, хаотическом порядке. Однако это не так, и даже в рисунке упавших стволов деревьев присутствует своя закономерность. Смысл работы над этюдами и графическими зарисовками в том и состоит, чтобы эти закономерности раскрыть.

Научной ценности такие знания не имеют, зато для понимания естественной красоты природных форм важны неоспоримо. Без этих натурных знаний невозможно ни одно живописное полотно.

Пейзаж способен выдумать любой, даже ребенок, умея "придумывать" деревья и располагать их в произвольным образом на картинной плоскости холста. Но пейзаж так и будет выглядеть придуманным.

На этой странице представлена небольшая галерея авторских рисунков, каждый из которых представляет собой авторский черно-белый пейзаж.

Яблоня. Тушь, перо. Рисунок с натуры, вид из огорода заброшенного участка деревни Лутовиновка.

Деревья. Акварель "по мокрому". Живопись в технике гризайль выполнена черной акварелью по мокрой бумаге. Техника проста в повторении: по очень мокрой бумаге пишем большие массы, а по мере подсыхания добавляем деталей.

Болото. Графика тушью, пером и белилами по оберточной бумаге розоватого оттенка. Рисунок выполнен в технике графики пером и тушью с применением белил для достижения художественной выразительности и увеличения динамики тона.

Согбенные березки. Тушь, перо. Уголок лесной чащи, кажущейся мрачной и неприветливой. Манера и тема выбрана специально, тогда как это изображение березовой рощи на болотистой местности - неотъемлемого атрибута русских равнин.

Уголок заброшенной деревни. Тушь, перо. Графический рисунок пером и тушью, изображающий уголок заброшенной деревни. Покосившиеся редкие заборы, заброшенные деревянные домики с почерневшими от влаги бревнами. Посреди пустынной деревеньки два столба линии электропередачи без намека на провода.

Тэг: Станковая (станковый рисунок, эстамп)

Со времен первых фотоснимков черно-белая фотография не теряет свою актуальность. Это вызвано тем, что в ч/б снимках нет отвлекающих внимание красок. Всё внимание зрителя сосредоточено на композиции, идее, атмосфере фотографии. Снимать в черно-белом стиле пейзажи не так то и просто. Нужно учитывать некоторые факторы при создании таких снимков.

1. Выбор места съемки

Лучше сразу определиться с местом съемки. Выбрать правильную позицию на заранее выбранном месте проще, чем ходить по местности в поисках подходящего вида. Следует продумать свой путь до места съемки, потому что если вы потратите все силы на дорогу, фотографировать уже не захочется. Кроме того, следует учитывать погодные условия.

2. Выбор объекта съемки

Фотографируя природу, следует очень тщательно выбирать объект съемки. Все элементы, которые попадают в кадр, должны добавлять некий колорит и строить композицию, а не разрушать её.

3. Представление изображения

Попробуйте представить мир в черно-белых красках. Не отвлекайтесь на цвет и сосредоточьтесь на композиции. Сначала это будет не просто, но со временем получится.

Hengki Koentjoro

4. Свет в кадре

Каждый фотограф знает, какую роль играет свет в фотографии. Работая с черно-белыми фотографиями стоит продумать. как должен быть освещен предмет, чтобы он выглядел более привлекательно. Чем больше фотограф знает о свете, тем больше у него возможностей работать с ним, создавая неповторимые картины.

5. Работа с выдержкой

В природе протекает множество процессов. Некоторые очень быстрые, а некоторые медленные. Чтобы показать изменения в течении времени или продемонстрировать движения в природе, придется поэкспериментировать с выдержкой.

6. Использование форм природы

Когда снимок лишается цветов, его основной составляющей становятся формы, линии и текстуры. Для создания красивого снимка нужно играть этими формами и выстраивать из них композицию.

7. Контраст

Контраст очень важен для восприятия снимка. Постарайтесь не слишком его увеличивать, не доводить до появления пересветов и провалов в тенях. Выработайте свой собственный стиль, который будет передавать ваше настроение на снимках.

Hengki Koentjoro

Christopher George

Hengki Koentjoro

На основе материалов с сайта:

Фотография уже давно утратила чисто прикладное значение, которое ей предрекали на заре ее возникновения. В руках опытных и образно мыслящих людей она превратилась в искусство, творчески отражающее мир. Особое место в фотоискусстве занимает художественный фотопейзаж - один из наиболее распространенных и любимых жанров как среди любителей, так и профессионалов.

Случилось так, что наше фотоискусство длительное время было сильно политизировано, поэтому безоговорочное предпочтение отдавалось фотографии идеологически направленной, социальной, тогда как художественная, «картинная» фотография отодвигалась на задний план, считалась второсортной, не заслуживающей серьезного внимания.

Между тем художественная фотография и особенно фотопейзаж, занимают значительное место в творчестве людей, увлекающейся фотографией.

Слово «пейзаж» в переводе с французского означает вид, изображение какой-либо местности, но в изобразительном искусстве, в том числе и фотографии, оно понимается в более широком смысле - как художественное произведение, в котором объектом изображения является природа.

Как самостоятельный жанр фотоискусства художественный пейзаж утвердился в начале XX века. Именно в этот период наиболее ярко обозначилась его близость к живописи, особенно в результате подражания фотографов модному в то время импрессионизму.

Для того чтобы фотографический снимок стал похож на картину, написанную маслом, или рисунок и благодаря этому занял бы свое место в ряду прочих искусств, выискивались новые выразительные средства, необычные технические приемы.

Ради этого многие фотографы того времени отказывались от резкорисующей оптики и прочих достижений фототехники того периода. По их мнению, получаемые с помощью этой техники изображения, носят сухой, протокольный характер, лишая тем самым снимок художественной образности.

Совершенная фотографическая техника, как считали они, сводит процесс фотографирования к чисто механическим операциям, подавляет творческое начало, лишает фотографа индивидуальности.

Используя специально мягкорисующую оптику, они воплощали свои снимки в необычной изобразительной форме, которая, как тогда считалась, придавала им необходимую художественность.

Были изобретены таким способы позитивной техники, как бромойль, карбро, гумми и другие, которые придавали снимкам вид графического рисунка, офорта или масляной живописи. Получаемые при этом изображения мало напоминали фотографию и скорее походили на традиционные произведения художников-рисовальщиков, выполненных маслом, углем, пастелью или карандашом.

Лирический пейзаж с нечеткими, расплывчатыми контурами, различными световыми эффектами считался в то время наивысшим достижением фотоискусства.

Специальные, иногда исключительно сложные способы фотопечати требовали огромных затрат труда и времени. Очень часто полученный таким образом снимок существовал в единственном экземпляре и не мог быть повторен даже самим автором, что еще больше приближало такие изображения к общепринятым произведениям искусства.

В среде фотомастеров того поколения считалось, что в снимке должно быть видным только главное, а все мелкие детали почти полностью подавлены.

Бытовало мнение, что только с помощью максимально обобщенного рисунка изображения может быть достигнута главная цель - создание у зрителя нужного настроения. Следует заметить, что, используя этот прием, фотографы нередко добивались желаемого результата.

Однако дальнейшее развитие фотографии показало, что резкий рисунок не противопоказан художественному снимку.

На сегодня все, статья и так получилась слишком большой. Что отдохнуть и улыбнуться, посмотрите на «Дынные Мозги» на Хэллоуин - это такое замечательно и необычное блюдо, рецепт которого я подсмотрел на не менее замечательном сайте time-cook.ru. Рекомендую всем кулинарам.

Черно-белые пейзажи — это не точные копии природы, они содержат тайну, нечто загадочное, что делает их более интересными для зрителя. Черно-белая фотография обладает особой магией. Вот почему я люблю этот жанр. Именно поэтому я был рад, когда узнал что нашим следующим героем рубрики «Лица» станет фотограф , чьи удивительные черно-белые пейзажи покорили уже не одно сердце зрителя. Кстати, когда готовилось это интервью, стали известны результаты очень престижного и влиятельного ежегодного международного конкурса черно-белой фотографии 2012. Так вот Алексей Красников, занял первое место в одной из категорий, об этом читайте в самом интервью.

— Алексей, расскажи немного о себе: где ты живешь, чем занимаешься?

— Я родился, вырос и живу в Москве. Много лет работал в финансовой сфере, фотографией занимался тогда, когда на это было время, но делал это всегда с удовольствием. В определенный момент времени, я расставил приоритеты, оставил прошлую работу и занялся вплотную фотографией.

— Процесс создания идеальной фотографии довольно непростой. Сегодня, когда фотографирование становится для многих больше, чем просто хобби, открываются фотошколы, фотокурсы. Учился ли ты где-нибудь фотографии?

— Основам фотографии я учился по книжкам, статьям, на собственном и чужом опыте. В 2005 году я поступил в Московскую Академию Фотографии на курс Профессиональной фотографии — почувствовал, что нужны более системные, профессиональные знания. Я считаю, что обучение пошло на пользу, подтолкнуло к более осознанному пониманию того, куда и как, я хочу двигаться в фотографии. И кстати, куда не хочу — тоже)) На самом деле, я продолжаю учиться постоянно. Сейчас очень много хороших книг, замечательные журналы, сайты — есть где и чему поучиться, было бы желание.

(Действительно, сегодня даже у тех, кто живет не в столице, и не в крупном областном городе, есть разные возможности научиться и обучиться фотографическому мастерству. Например на сайте fotoshkola.net есть интересные курсы фотографии для начинающих онлайн — это один из самых доступных по цене, времени шансов получить отличные знания за адекватные деньги, причем обучать вас будут профессиональные фотографы.)

— Какие камеры ты предпочитаешь: аналоговые или цифровые?

— Я снимаю и на цифру, и на пленку. Начиналось все, естественно, с пленки. Когда появилась хорошая, относительно доступная цифровая техника, я перешел на цифру — это, конечно, и более гибкий процесс, и менее сложный технически и, в конечном счете, более экономичный.
Но все же я вернулся к аналоговой съемке. Мне гораздо больше нравится и сам процесс съемки, и результат — он более «живой», натуральный. Еще один плюс в пользу аналоговых камер — более вдумчивое, серьезное отношение к каждому, отдельно взятому кадру. Когда нет возможности моментально оценить результат и исправить ошибки, неизбежно приходится внимательней относиться к тому, что делаешь, и я считаю, что это хорошо.

— Не удержусь и спрошу, а на что ты снимаешь свои удивительные черно-белые пейзажи?

— Цифра: Canon 5d mark II; и пленка: Hasselblad 503 — это великолепная, полностью механическая среднеформатная камера. В последнее время, я снимаю все меньше на цифру и больше на пленку.

— Сколько времени у тебя уходит на обработку одной фотографии? С какими графическими редакторами ты обычно работаешь?

— Времени на одну работу уходит всегда по-разному. Иногда я работаю над одной фотографией несколько дней, иногда, это происходит значительно быстрее. Это зависит от сюжета, от соответствия негатива (raw-файла) тому, что мне хочется получить в конечном счете. И наконец, просто бывает, что понимаешь, чего хочешь, но по разным причинам результат не устраивает. Я редко, сделав обработку, сразу «выпускаю» работу как готовую к печати и продаже. Чаще откладываю ее на некоторое время, чтобы позже вернуться к ней и свежим взглядом еще раз посмотреть, возможно что-то изменить, а возможно изменить вообще всё)).
В плане обработки: если это цифра — Lightroom и Photoshop, пленку — сканирую и дорабатываю в Photoshop.
Недавно начал печатать с пленки ручным аналоговым способом. По сравнению с цифровым постпроцессингом это сложнее, дольше, но очень интересно.

— Фотографирование для тебя, это хобби, или работа?

— Так сложилось, что любимое хобби стало работой)) Работаю каждый день по много часов — другого пути добиться хорошего результата и в творческом, и в бизнес-смысле, я просто не знаю.

— Есть ли у тебя кумир в мире фотографии? Тот, на кого ты ориентируешься и чьими работами восхищаешься?

— Я бы не стал говорить о ком бы то ни было, как о кумире. Есть фотографы, чьи работы я считаю действительно очень сильными, которые мне по-настоящему нравятся, независимо от стиля и жанра. Например, Keith Carter, Flor Garduno, Mitch Dobrowner. Есть авторы, чье видение (и как следствие — стиль) мне очень близко и понятно. Это, скажем, Michael Kenna или Rolfe Horn. У них просто прекрасные работы.
Я стараюсь не впадать в подражание кому бы то ни было, копировать стиль. Я считаю, это тупиковый путь, не позволяющий развиваться (хотя на каких-то начальных этапах, возможно, это и допустимо). При этом у каждого серьезного фотографа, я уверен, есть чему поучиться.

— Любимый жанр фотографии «Пейзаж», или нравятся и другие жанры?

— Я снимаю и в других жанрах, правда реже. Например, натюрморт. И вроде бы даже получается))) Как раз недавно были опубликованы результаты 7-го ежегодного конкурса Black and White Spider Awards. Я был выдвинут в 4 номинациях и занял (Натюрморт). Это, конечно, приятный сюрприз и большая честь, учитывая высокий уровень участвовавших работ.

— Прими мои поздравления! Я очень рад, что Россия достойно выступает на таких серьезных и именитых конкурсах. Ты молодец!

(Black and White Spider Awards — это международный конкурс лучших черно-белых фотографий мира. Работы участников и победителей попадают в лучшие коллекции мира: Sotheby’s-New York, Bonni Benrubi, PDN, Man Ray Trust, Communication Arts, Black & White magazine, Fratelli Alinari, Tate Gallery and Hamiltons-London — примечание автора).

— Но любимый жанр, все же пейзаж. И дело тут не только в сюжетах, но и в процессе. Это спокойное, неторопливое занятие. Иногда часами лазаю буквально вокруг одного камня)), чтобы найти правильный ракурс. Бывает, что жду погоду и нужный свет по несколько часов. Мне это нравится, хотя это, возможно, и не всем понятно))

— Где снимаешь такие красивые пейзажи? Как выбираешь место? Это Россия или разные страны?

Думаю, красоту можно найти практически везде. Я люблю Северную Европу, Скандинавию, в частности — Норвегию. Выбираю места, где поспокойнее, поменьше людей и не слишком жарко)). Очень люблю море за удивительное сочетание энергетики и способности умиротворять.

— Еще один вопрос, в наш век, когда доступны цветные изображения, все большее количество фотографов уходит в черно-белый стиль, и твои фотографии тоже черно-белые. С чем это связано?

— Мне интересна работа с полутонами, оттенками серого, нравится передавать объем, создавать композицию именно в таком лаконичном ключе. С одной стороны, это больше подходит к сюжетам, которые я снимаю, с другой стороны, я и сюжеты чаще выбираю такие, которые лучше будут смотреться в ч/б. В моих работах, цвет, мне кажется, был бы лишним, просто отвлекал бы от главного, не создавал бы того настроения, которое я хочу передать.

— И напоследок, как ты узнал о проекте Лица?

— Алексей, желаю тебе удачи, вдохновения и новых интересных пейзажей. Еще раз поздравляю с победой в Black and White Spider Awards . А читателей, приглашаю к просмотру великолепных черно-белых пейзажей от Алексея Красникова.


Процесс конвертирования цветного пейзажа в черно-белый с помощью Lightroom лежит за пределами изменения цвета на черно-белый. Это только начало. Начиная отсюда, вы должны с помощью всех инструментов, которые дает вам Lightroom, настроить и усовершенствовать изображение так, чтобы оно соответствовало тому видению, которое вы представляли.

Хорошим способом показать вам, как это работает, будет шаг за шагом провести вас через весь процесс, который я использую для конвертирования пейзажных фотографий в черно-белые с помощью Lightroom. Вы увидите техники, которые я использую. И самое главное, почему именно их. Это даст вам представление о том, как применять эти инструменты для собственных изображений.

1. Убедитесь, что у вас есть хорошее изображение для перевода в черно-белое

Первым делом нужно убедиться, что у вас есть подходящая фотография, которую можно превратить в черно-белую. Хорошая черно-белая фотография имеет сильную композицию, содержащую текстуры, линии и тональный контраст.

Конвертируйте в черно-белые только ваши лучшие пейзажи. Обработка займет некоторое время, так потратьте его на лучшие работы.

2. Подготовьте цветную фотографию

Сначала откройте ваше изображение в модуле Коррекции в Lightroom. Затем я делаю две вещи, прежде чем превратить пейзаж в черно-белый.

Используйте инструмент Удаление пятен, чтобы избавиться от пылинок.

Установите баланс белого на Авто, чтобы баланс цветов в фотографии был более-менее нейтральным. Фотографии с сильным цветовым оттенком труднее конвертировать в черно-белые.

Если вы работаете с изображением, которое уже было обработано в цвете, то лучше создать его виртуальную копию и работать с ней. Таким образом вы не утратите проделанную с цветной версией работу.

Вот цветное изображение, которое я собираюсь конвертировать в черно-белое.

3. Проанализируйте фотографию

Это требует практики, и чем больше вы конвертируете изображения, тем легче становится. Идея заключается в том, чтобы принять решение, каким вы хотите сделать изображение с помощью конвертации. На своей фотографии я вижу, что:

  • Небо слишком яркое, я бы хотел сделать его темнее.
  • Дальние скалы имеют красивую текстуру, которую я хотел бы выделить.
  • Так же, как траву и камни на переднем плане.
  • Море и небо гладкие, они создают визуальный контраст с текстурными элементами фотографии.
  • На переднем плане есть хороший тональный контраст между травой и камнями.

Этот анализ помогает мне определить цели конвертации.

4. Конвертируйте изображение в черно - белое

В Lightroom есть три способа конвертации изображения в черно-белое. Все они делают одно и то же, так что не имеет значения, какой способ выберете вы:

  1. Установите Градации серого на панели Коррекции.
  2. Используйте клавиатуру;
  3. Нажмите на Градации серого на панели HSL/Цвет/Градации серого.

Преобразование может выглядеть достаточно плоско. Это нормально – добавить контраст просто.

Теперь перейдите в закладку Градации серого панели HSL / Цвет / Градации серого . Она будет выглядеть, как одна из этих двух примеров, в зависимости от ваших настроек в Lightroom:

Если вы нажмете закладку Пресеты в Предпочтения (смотрите ниже), вы увидите строку Применить автосмешивание при преобразовании в градации серого. Если она не отмечена галочкой, все слайдеры будут в положении «0», как на скриншоте слева (выше). Если же опция отмечена, Lightroom сам выбирает, какие настройки применить для хорошей конвертации, и вы увидите что-то похожее на скриншот справа (выше).

Я предпочитаю оставлять это поле неотмеченным.

Когда я конвертирую изображение в черно-белое, то перехожу на панель HSL / Цвет / Градации серого и нажимаю кнопку Авто внизу. Если мне нравится результат, я его оставляю. Если не нравится, то применяю команду отмены (Ctrl-Z на PC, Cmd-Z на Mac).

В данном случае, мне понравился результат Авто, поэтому я оставляю настройки. Я редко делаю что-то еще в панели HSL / Цвет / Градации серого.

5. Настройки панели Коррекции

Теперь настало время сделать некоторые глобальные корректировки на панели Коррекции. Глобальными настройками я называю те, которые применяются ко всему изображению.

Фотография выглядит плоско, поэтому первым делом нужно увеличить контраст.

Возвращаясь к анализу, который я проводил ранее, я вижу, что нужно подчеркнуть текстуру в изображении. Инструмент Четкость идеален для этого. Увеличение четкости усилит контраст. Вы можете настроить слайдеры Четкость и Контраст, чтобы получить наилучший результат, не переусердствовав. Вы также можете использовать Света и Тени, чтобы настроить яркость самых светлых и самых темных оттенков изображения в индивидуальном порядке.

В итоге я сделал следующие настройки: Контраст +40, Четкость +60, Тени -13 и Света - 49 . Помните, что все изображения разные, и эти настройки применимы только к данной фотографии.

6. Сделайте локальные настройки.

Теперь время для некоторых локальных настроек. Локальные настройки –это те, которые применяются только к части изображения. Для этого Lightroom предоставляет вам три инструмента – Радиальный фильтр, Градиентный фильтр и Корректирующая кисть.

Я хотел бы сделать небо темнее, поэтому использую Градиентный фильтр. Этот скриншот показывает местоположение Градиентного фильтра (участок, на который он воздействует, показан красным).

Я использовал кисть, чтобы удалить часть Градиентного фильтра, чтобы он не затрагивал море и скалы.

Я установил Экспозицию на -0.70, Контраст -100 и Света -100 . Опять же, настройки зависят от вашей фотографии.

Моей целью здесь было сделать облака темнее и уменьшить контраст, чтобы они выглядели более однородно. Контрастной частью в этом изображении являются скалы, море и передний план, а не небо. Низкий контраст на небе означает, что оно не будет бороться за внимание с упомянутыми участками.

Следующей локальной коррекции подвергнутся скалы на заднем плане. Для этого я использовал Корректирующую кисть. Вот область, на которой проводились корректировки (снова показано красным).

Я установил Четкость +86 и Тени +16.

Вы помните, что в своем анализе я решил сделать передний план темнее и подчеркнуть тональный контраст между травой и камнями. Для этого я также собираюсь использовать Корректирующую кисть.

Во-первых, я использовал Корректирующую кисть, чтобы сделать траву темнее. Вот обработанный участок (показан красным).

Я установил Света на -64, Тени на -48.

После этого образовался светлый клочок в нижнем левом углу и темный под камнем по центру. Поэтому я еще дважды применил Корректирующую кисть, чтобы затемнить светлый участок и осветлить темный, тем самым создавая более ровный оттенок по низу изображения.

Затем я применил Корректирующую кисть на камнях с настройками Четкости, чтобы проявить текстуру. Ниже вы видите результат всех этих настроек.

Я установил Контраст на -41 и Четкость -25 . Целью было удалить контраст и текстуру на этих участках, подчеркнуть гладкость и отсутствие текстуры, тем самым задать сильный визуальный контраст относительно текстурных скал и переднего плана.

Вот и все. Финальное изображение определенно можно дорабатывать еще, но важно поймать момент, чтобы остановиться и не тратить на преобразование излишне много времени. Где находится этот момент, зависит от того, насколько вы перфекционист, и сколько времени вы готовы потратить на одно изображение.

Вот изначальное преобразование в черно-белое и финальный результат, чтобы вы более четко увидели разницу.

Оригинальное цветное изображение.

Первая версия конвертации в черно-белое.

Финальное изображение.