Логопедическое занятие птицы. Логопедическое занятие по развитию речи с детьми старшей группы на тему "зимующие птицы". Конспект занятия для старшей группы. Зимующие птицы

Разработала учитель-логопед

первой квалификационной категории

МБДОУ д/с комбинированного вида №6 "Антошка"

г. Павлово, Нижегородской области

Пулина Нина Павловна

Цель: Формировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закреплять и уточнять название зимующих птиц.

2. Расширять лексический запас по данной теме.

3. Закрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных, оканчивающихся на -ья, -ьи.

4. Активизировать в словаре детей сложные прилагательные.

5. Закреплять умение согласовывать имена числительные с именем существительным.

6. Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

7. Упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.

8. Продолжать учить пользоваться в речи относительными прилагательными.

9. Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.

2. Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.

3. Совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению.

4. Развивать воображение, любознательность.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.

Материал :

Демонстрационный: аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки.

ковролин с изображением зимнего дерева с зимующими птицами на дереве (на липучках);

Мяч;

Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?»

Раздаточный: карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).

Ход занятия

I.Организационный момент:

Психогимнастика:

Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите, как они обрадовались, когда мы им насыпали корма.

Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы сопереживали и сочувствовали воробью, который попал в лапы кошки.

Покажите, как он вырвался, когда у него болело крылышко

II. Сообщение цели:

Сегодня мы вспомним зимующих птиц, их повадки, характер, вспомним, чем питаются зимующие птицы.

1. Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать:

Спинкою зеленовата, животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка, да полоска шарфика! (синица)

(выставляется картинка синички)

Чёрнокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют.

Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут! (снегирь)

(выставляется картина снегиря).

Угадайте, что за птица? Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова, это? (сова)

(выставляется картинка совы).

В серой шубке перовой, и в морозы он герой!

Скачет, на лету резвится, не орёл, а всё же птица!

(выставляется картинка воробья).

Носит серенький жилет, но у крыльев чёрный цвет,

Видишь, кружат двадцать пар. И кричат: -Кар! Кар! Кар!

Кто это?

Вороны! (выставляется картинка ворон).

Кто в беретке ярко-красной, в чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит!

А это кто?

Дятел! (выставляется картинка дятла.)

Логопед: - Как можно назвать всех вместе этих птиц?

Дети: - Зимующие!

Логопед: - Почему мы называем этих птиц зимующими?

Дети: - Они не боятся наших зим и остаются у нас до весны.

Логопед: - Каких зимующих птиц вы ещё знаете?

(Дети называют голубя, галку, клеста, свиристель.)

Логопед: -Что общего между всеми зимующими птицами?

Дети: -У них есть голова, туловище, крылья, клюв, лапы, хвост, их тело покрыто перьями)

Логопед: - А чем отличаются друг от друга зимующие птицы?

Дети: - Размером, окраской, оперением.

Логопед: - Почему эти птицы смогли зимовать вместе с нами, не улетели в тёплые края?

Дети: - У них крепкий толстый клюв, они могут питаться разнообразной пищей, в том числе и твёрдой.

2. Сейчас у нас игра с мячом «Один - много». Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов

Ворона - (вороны) сорока - (сороки)

Голубь - (голуби) сова -(совы)

Снегирь - (снегири) галка - (галки)

Клёст - (клесты) свиристель - (свиристели)

Перо - (перья) крало - (крылья)

Дерево - (деревья) воробей - (воробьи)

3. Игра Какой? Какая? Какие? (Образование сложных прилагательных.)

Если у сороки белые бока, то она какая? (белобокая)

У снегиря красная грудь? Он какой? (красногрудый)

У вороны длинный клюв? (длинноклювая)

А у дятла красная голова? Он какой? (красноголовый)

У синички желтая грудь? (жёлтогрудая)

4. Игра «Сосчитай - ка» (согласование имени числительного с именем существительным)

У каждого ребёнка на столе карточки с разным количеством птиц. Дети пересчитывают птиц, указывая не только на количество, но и на их название. (один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей).

5. Следующая наша игра называется «Назови ласково» птиц, изображённых на ваших карточках. Дети называют:

Галки-галочки, галчата.

Снегири - снегирики, снегирёчки, снегирята.

Воробьи-воробушки, воробышки, воробьята.

Голуби, голубочки, голубята.

Логопед: А что умеют делать эти птицы?

Дети: -летать, прыгать, ходить.

6. Координация речи с движением «Птички»

Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют,

Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют.

Пёрышки почистили, клювики почистили,

7. Игра «Кто обедал в птичьей столовой» ? Голодно и холодно птицам зимой. А как люди заботятся зимой о птицах? (делают для птиц кормушки или птичьи столовые)Я предлагаю вам отгадать кто обедал в птичьей столовой?

Положила я в птичью кормушку ветку сушёной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не трогают. Кто это? (воробьи) На следующий день сели на кормушку другие птицы: грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова тёмно - синие. На крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? (снегири).

8 . У каждой птицы свой характер, как и у человека. Как вы думаете какой характер у снегиря?

Ленивый, грустный, малоподвижный.

У какая по характеру синица?

Тонкая, умная, весёлая, юркая.

А какой воробей?

Драчливый, весёлый, удалой, шустрый, боевой.

А что можно сказать про сороку? Какая она?

Болтливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная, большая.

9. Игра «Накорми птиц»

У нас на зимнее дерево прилетели зимующие птицы, я приготовила для них разнообразный корм.

Это семена дыни. Какие семена?

Дети: -Дынные! Кто из птиц клюёт дынные семена?

Синица.

Иди, Алина, накорми синицу этими семенами. Какими семенами ты будешь угощать синицу?

Дынными.

А это семена арбуза. Какие семена? (арбузные) А их из птиц кто любит клевать?

Снегири.

Иди Андрей, угости снегирей арбузными семенами. - Чем ты кормишь снегирей? (арбузными семенами)

А это семена ясеня. Их тоже любят снегири. Какие семена? (ясеневые). Мы тоже их дадим снегирям.

А каким птицам мы насыпаем семечки подсолнуха? (воробьям, голубям)

А ещё у меня приготовлено сало. Какая птица любит сало? (синичка)

Здесь у меня еловая шишка. Кто любит семена еловых шишек? (дятел)

10. Пальчиковая гимнастика «Дятел»

Давайте покажем, как дятел добывает семена из шишек.

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой, всё равно ты будешь мой.

(Дети под слова имитируют добычу пищи дятлом.)

11. Логопед: - А вы знаете, что птицы могут разговаривать, каждая птица подаёт свой голос.

А синица и снегирь? (они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они - шипят.)

Она каркает! Сорока - трещит, голуби воркуют, сова ухает.

III. Релаксация.

Логопед: - Закройте глаза и представьте, что мы в зимнем парке. Там раздаются голоса птиц. Внимательно прислушайтесь и назовите, чьи голоса вы слышали. (Включаю аудиозапись птичьих голосов)

Дети: - Я слышала, как каркает ворона,

А я слышала, как чирикает воробей.

Я слышал, как свистят синицы и снегири.

А я - как трещит сорока.

IV. Итог:

Птицы - полезные. Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно!

Кормушки, которые вы сделали своими руками, мы повесим на улице, на деревья и кустарники, и будем наблюдать какие птицы прилетят в нашу столовую.

Сахарова Ирина Ивановна учитель-логопед

Тема: Зимующие птицы

Февраль 2010г

Г. Подпорожье

Тема: Зимующие птицы

Цели: Уточнить и активизировать словарь по теме: «Зимующие птицы». Совершенствовать грамматический строй речи. Закреплять умение составлять рассказ-описание по схеме.

Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движениями.

Воспитание бережного отношения к птицам, желание помочь им перезимовать.

Оборудование.

Предметные картинки с изображением зимующих птиц, ласточки, самолета.

Изображения птиц для фланелеграфа. Изображения птиц, разрезанные на части. Фигурки Снегурочки и Снежной королевы для фланелеграфа.

Ход занятия:

1. Игра «Что лишнее?». Развитие внимания, мышления.

На доске выставлены картинки с изображением вороны, воробья, сороки, самолета.

Логопед. Какая картинка лишняя? Почему? (Самолёт, потому что это вид транспорта, а на остальных картинках - птицы).

Вместо самолета добавить картинку с изображением голубя и ласточки.

Логопед. А теперь кто лишний? Почему? (Ласточка, потому что это перелётная птица, а остальные - зимующие).

2.Вопросы к детям. Развитие диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи.

Логопед . Почему эти птицы называются зимующими?

Кто назовёт зимующих птиц по картинкам? (Вызванный ребёнок показывает указкой птиц и называет их).

Каких еще зимующих птиц вы знаете? (Синица, дятел, снегирь).

Чем отличаются птицы от других животных? (клюв, 2 лапки, 2 крыла, перья).

Чем питаются птицы зимой?

3. Составление предложений с союзом а , употребление слов – антонимов.

Логопед. Птицы бывают разные по размеру, крупные и мелкие.

Посмотрите на картинки и скажите, кто крупная птица, а кто мелкая? (ворона, воробей).

Клювы у птиц бывают длинные и короткие, толстые и тонкие. Расскажите, у кого какой клюв?

Логопед показывает пары картинок: дятел и воробей, синица и снегирь. Дети составляют о них предложения с союзом а : у дятла клюв длинный, а у воробья короткий.

У птиц бывают разные хвосты. У кого какой хвост? (сорока и снегирь)

Лапки у птиц тоже разные. У кого какие? (ворона и синица)

4. Упражнение на образование сложных прилагательных.

Логопед. Птицы отличаются по окраске перышек, или по оперению.

Если у снегиря красная грудь, как про него можно сказать? (красногрудый)

А у какой птицы желтая грудка? Как про нее можно сказать?

У кого белые бока? Какая сорока? (белобокая).

Черные крылья? -

Черная голова?-

Длинный хвост? –

На фланелеграф, расположенный в другой части группы, прикрепляется изображение Снегурочки.

Логопед : Снегурочке очень понравилось, что вы много знаете о птицах. Она приглашает вас на свою полянку, посмотреть, какие зимующие птицы живут у нее в лесу. Мы поедем туда на лыжах.

Дети, имитируя ходьбу на лыжах, подходят за логопедом к фланелеграфу.

5. Составление целого из частей.

Логопед. Чтобы узнать, какие птицы здесь живут, надо выложить их из частей.

Логопед раздает детям подносы, на которых лежат плоскостные изображения птиц, разрезанные на части. Каждый выкладывает свою птицу. Прежде, чем дать поднос, логопед берёт с него одну часть и предлагает ребёнку описать её, догадаться по ней, какая здесь птица. (Длинный чёрный хвост – это сорока).

Как только ребенок выложил и назвал свою птицу, логопед выставляет такую же, только целую, на фланелеграф рядом с изображением Снегурочки.

6. Игра «Доскажи слово». Активизация глагольной лексики.

Логопед . Все птицы собрались на поляне и запели. Вспомним, как они подают голос?

Ворона … каркает

Сорока … стрекочет

Воробей … чирикает

Снегирь.. свистит

Синица … тинькает

7. Упражнение на зрительное внимание «Кто улетел?».

Дети закрывают глаза, логопед убирает одну птицу; дети угадывают, кого не стало. На фланелеграфе остаётся столько птиц, сколько рассказов планирует услышать логопед.

Логопед. Отгадайте, каких птиц Снегурочка любит больше всех? Почему? (Снегирей, потому что в словах Снегурочка и снегирь слышится слово снег , это слова –родственники). Покажем Снегурочке, как мы умеем играть в снегирей.

8. Подвижная игра «Снегири» (Нищева Н.В., 1, стр.125)

Вот на ветках, посмотри, (По 4 хлопка руками по бокам и по

В красных майках снегири. 4 наклона головы в сторону на строку.)

Распушили перышки, (На первое слово каждой строки - частое Греются на солнышке потряхивание руками, на второе – один хлопок

по бокам.)

Головой вертят, (По 2 поворота головы на каждую строку.)

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели! (Дети разбегаются по группе, взмахивая руками,

За метелью! За метелью! как крыльями.)

Логопед. Пока мы играли, на нашей поляне появилась Снежная королева, ей не понравилось, что птицы так весело поют, и она спрятала их в снежные комки. (На фланелеграф прикрепляется изображение Снежной королевы., а птицы накрываются белыми кругами из бумаги или синтепона).

Чтобы выпустить птицу на волю, надо рассказать о ней все, что знаешь.

9.Рассказы детей по схеме.

Логопед. Рассказывать будем по схеме. (Схема выставляется на доску). Сначала надо назвать птицу, сказать, крупная она или мелкая. Рассказать, как у неё окрашена головка, какой клюв, как окрашены грудка и крылья, какой хвост, какие лапки. Чем любит полакомиться эта птица.

Ребёнок выбирает, о какой птице он будет рассказывать. Логопед выставляет над схемой картинку с изображением этой птицы. После рассказа ребёнка на фланелеграфе с этой птицы снимается бумажный круг, она «освобождается».

10.Оценка.

Логопед. Молодцы, вы освободили всех птиц. Снегурочке очень понравилось, как вы о них рассказывали. Она просит, чтобы вы не забывали о них зимой, подкармливали их.

Что вам понравилось сегодня на занятии?

Список использованной литературы

1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей общим недоразвитием речи. С-Пб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

2.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. С-Пб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

3.Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. М, «ТЦ СФЕРА», 2004.

4.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. С-Пб, «ДЕТСТВО-ПЕСС», «2003.

Схема для рассказывания

Наталья Лешукова
Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Зимующие птицы»

Н. О. Д в логопедической подготовительной группы

Оборудование : интерактивная доска : MimioStudio, детали птиц на каждого ребёнка , листы с силуэтами птиц для штриховки .

I. Организационный момент.

Сегодня мы с вами на занятие будем выполнять много заданий. Чтобы успешно справиться, сделаем гимнастику для глаз «Найди названную птицу . (по заданию воспитателя дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картину с изображением птицы .

– Молодцы! Теперь Вы готовы к выполнению заданий

II. Основная часть

Деление слов на слоги.

1. На интерактивной доске (слайд №1) с изображениями зимующих птиц : ворона, сорока, клест, снегирь, синица, воробей, голубь и дятел.

Ребята давайте проговорим название птиц и узнаем сколько слогов в каждом слове ?

2. Загадки о зимующих птицах .

Сейчас предлагаю отгадать загадки и найдем их на интерактивной доске (Слайд №2 с изображением птиц )

«Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?» (Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять (Снегирь)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор (Дятел)

Ходит важно, вперевалку

И воркует, и клюет (Голубь)

Что общего в строении у всех птиц ? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья и пух)

Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска и оперение)

Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц ? (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)

3. Дидактическое упражнение «Для чего?»

– Для чего птице клюв ?

– Для чего птице крылья ?

– Для чего птице лапки ?

4. Штриховка.

Давайте заштрихуем предложенные вам силуэты?

5. Пальчиковая гимнастика «Кормушка» .

Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки

Ка каждое название птицы загибают по одному пальчику

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках

Всем хватило зернышек

6. Развитие навыков чтения.

На интерактивной доске слайд №3 с изображением слогов . Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Давайте составим слова из данных слогов и узнаем чем питаются птицы зимой ? Дети соединяют слоги, чтобы получились слова – сало, семена.

А чем еще питаются дети? (Ответы детей)

– Молодцы! Зерно и т. д.

– Как это можно назвать одним словом? (Еда)

– Для какого этот корм? (Для птиц )

– Чей это корм? (Птичий)

7. Развитие связной речи.

Птицы поклевали угощение и улетели, остались только воробей, снегирь и срока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по схеме (слайд№4) со схемой для составления описательного рассказа.

Дети составляют рассказы, используя схему.

8. Дидактическая игра «Назови по части птичку?»

Мы сегодня хорошо позанимались на занятии и для закрепления поиграем в игру и вспомним известных нам зимующих птиц .

На интерактивной доске слайд №5 с изображением частей птиц .

А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами ?

9. Игра «Назови ласково»

Птица-птичка , пичужка

Синица-синичка

Воробей- воробышек-воробьишко

Голубь-голубка, голубок

III. Итог занятия .

Ребята, о чем мы сегодня говорили? (Ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Тип НОД: закрепление нового материала. Цель: Уточнять и расширить представления детей о зимующих птицах. Задачи:.

Конспект НОД в подготовительной группе «Зимующие птицы» Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» ЦЕЛИ: Развивать и расширять словарный запас у детей по теме – «Коммуник»;.

Конспект ООД в подготовительной группе «Зима. Зимующие птицы» Конспект ООД в подготовительной группе Тема: «Зима. Зимующие птицы». Воспитатель: Гуслякова Т. И. - МБДОУ д/с №12 «Улыбка» города Сафоново,.

Конспект ООД в старшей логопедической группе «Зима, зимующие птицы» Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе.

Цель: Формирование грамотического строя речи и обучению грамоте. Задачи: Закрепить представление о предложении. Продолжать учить детей составлять.

Конспект занятия в средней группе «Зимующие и перелётные птицы» Конспект занятия в средней группе по теме «Зимующие и перелетные птицы» Марина Гурциева. Цель: Закрепить представление детей о характерных.

Оксана Рябченко
«Зимующие птицы». Открытое логопедическое занятие для детей старшей логогруппы

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ .

Цель : Формирование, усвоение знаний, почему зимующие птицы так называются ; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время .

Коррекционно - образовательные :

1. закрепление и уточнение названий зимующих птиц , их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; обогащение словаря по данной теме.

Коррекционно - развивающие задачи :

1. учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах,

2. согласовывать существительные в творительном падеже,

3. образовывать сложные прилагательные,

4. формировать фразовую речь;

5. закрепить и уточнить знание детей о зимующих птицах и их жизни зимой

6. развитие мышления при составлении разрезной картинки, при работе с карточками-шифровками;

7. развивать сенсорно-зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую, общую моторику, координацию движений с речью;

Коррекционно - воспитательные :

1. воспитывать бережное отношение к птицам ,

2. закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях ,

3. воспитывать желание защищать и оберегать зимующих птиц .

Методы и приемы : объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о зимующих птицах , показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.

Словарь : зимующие птицы , воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь, дятел, свиристель, клест, красногрудый, белобокая, желтогрудая, толстоклювая, длиннохвостая.

Оборудование : презентация "Зимующие птицы ", предметные картинки зимующих птиц ; конверты с разрезными картинками птиц ; шапочки-маски зимующих птиц , угощение для птиц (пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, крошки хлеба, корочка хлеба, поднос.

Логопед : - Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (Зима.) А назовите мне признаки зимы.

Д/И "Подумай и ответь" (наступили холода; воет вьюга, дует сильный, порывистый (злой ветер, вся земля покрыта снегом, лед замерз в речке, море; люди одеваются в теплую зимнюю одежду)

Логопед : - Ребята, я вас сегодня приглашаю на прогулку в сказочный зимний лес.

Логопед : - На чем мы можем туда отправиться? (на лыжах, санках, пешком) .

Упражнение "Метель".

Дети выполняют движения соответственно тексту :

Логопед : - Ух, ты, зимушка-зима , закружила, замела (дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, затем опускаются)

Все дорожки, все пути - ни проехать, ни пройти (дети идут, высоко поднимая колени) .

Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали (дети идут быстрым шагом друг за другом) .

Вот мы и прибежали в лес. А в лесу холодно. Давайте с вами погреемся.

А в лесу мороз и ветер,

А в лесу гуляют дети.

Ручки, ручки согревают,

Ручки, ручки потирают.

Нам мороз не страшен,

Вот как мы попляшем. Пощипывание щек

Постукивающие движения пальцами

Потереть ладошки друг о друга и произнести звук [у], [с]

Указательными пальцами массировать крылья носа.

Зигзагообразные движения от середины лба к вискам

Логопед : - Ребята, послушайте. Кто-то стучит по дереву (презентация : дятел стучит по дереву, появляются картинки. Дети отгадывают по картинкам, что написано в письме)

Sos! Sos! Sos! Спасите! На помощь! Погибаем!

Логопед : - Ребята, это сигнал бедствия. Кто же ждет нашей помощи? Это мы сможем узнать после того, как вы сложите разрезные картинки.

Д/и "Сложи птичку". (Работа с разрезной картинкой)

(Дети складывают разрезные картинки с изображением зимующих птиц .)

Логопед : - Кто получился у вас на картинках? (воробей, синица, сорока, ворона, голубь, дятел)

Ребята, одним словом, кто получился? (птицы )

Какие это птицы ? (зимующие )

Почему мы их называем зимующими птицами ? (Птицы , которые остаются зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими ).

Логопед : - Ребята, посмотрите. К нам прилетели зимующие птицы . Давайте с ними поиграем.

Зрительная гимнастика "Птички"

Птички вправо полетели,

Птички влево полетели

Птички вверх полетели и на веточку сели.

Птички поседели и вниз полетели. дети вправо посмотрели,

дети влево посмотрели

Дети смотрят вверх

Дети смотрят вниз.

Логопед : - Ребята, а сейчас подул сильный ветер и наши птички улетели.

Упражнение на дыхание "Ветерок" (дети дуют на птичек)

Логопед : - Ребята, синица, воробей ворона, дятел, сорока, голуби - это все зимующие птицы . Но есть еще птицы , о которых вы не знаете. Я сегодня вам о них расскажу.

Чтобы помочь нашим зимующим птицам , мы должны с вами узнать : где обитают зимующие птицы , как выглядят, чем питаются. Поможем этим птицам ?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ зимующих птиц .

Ребята, посмотрите внимательно на экран?

Голубь. - Как называется эта зимующая птица ? (голубь) . Чем покрыто тело всех птиц ? (перьями) . Какого цвета перья голубя? (серовато-сизого) . Чем питается голубь? (крошками, зернами, корками хлеба, остатками пищи) .

Воробей. - Ребята, а это какая зимующая птица ? (воробей) . Какого цвета перья у воробья? (коричневато-бурого цвета сверху и белого снизу ) . Чем питаются эти птицы ? (крошками от хлеба, зернами, ягодами, остатками пищи) .

Ворона. - Ребята, а как называется эта зимующая птица ? (ворона) . Какого цвета оперенье у этих птиц ? (туловище пепельно-серое, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные). Из чего делают свои гнезда птицы ? (из веточек, соломы, палочек, перьев) . Чем питаются вороны? (остатками пищи, корками хлеба, кусочками мяса) .

Сорока. - Ребята, а кто догадался, а это какая зимующая птица ? (сорока) . Почему сороку называют "сорокой - белобокой"? (потому что у сороки брюхо, плечи и отдельные места на крыльях (бока) белые). А сороки, ребята, хорошо летают? (сороки не очень хорошо летают, предпочитают перепрыгивать с места на место). Чем питаются сороки? (зернами, семенами, корками, остатками пищи)

Снегирь. - А это какая зимующая птица ? (снегирь) . Какого цвета у снегиря грудка? (красного) . А если у снегиря красная грудка, то, как мы его назовем? Снегирь (какой) - красногрудый. Когда появляются у снегирей птенцы? (весной) Чем питаются снегири? (семенами, ягодами, почками растений) .

Физминутка :

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари

Это красные фонарики

Засветили снегири.

Чистят перышки пунцовые,

Воду пьют из родника.

Переливы бубенцовые

Нам слышны издалека! Пощипывают щеки

Показывают "фонарики"

Взмахи руками

"Чистят перышки"

"Пьют воду"

Хлопают в ладоши

Синица. - Ребята, скажите, как называется эта зимующая птица ? (синица) Какого цвета у неё перья? (окрас серо-коричневый, белые щечки по бокам головы, желтая грудка) . Если у синицы желтая грудка, то, как мы её назовем? (желтогрудой) . Чем питаются синицы? (зернами, семенами, ягодами, семечками, салом, мясом) .

Дятел пестрый. - А это какая зимующая птица ? (дятел) . Почему дятла называют "доктором леса"? (дятел поедает насекомых, различных вредителей, которые живут в коре деревьев). А что у дятла на голове? (красная шапочка) . Чем питаются дятлы? (семенами еловых и сосновых шишек, достают личинки насекомых из-под коры.

Логопед : - Ой, ребята, посмотрите, какое чудо произошло.

Д/и "Один - много".

Была одна синичка, а стало много синичек.

Один воробей - много воробьёв

Одна ворона - много ворон

Одна сорока - много сорок

Одна синица - много синиц

Один снегирь - много снегирей

Один воробышек - много воробышков

Один голубь - много голубей

Логопед : - Ребята, а сейчас я вам расскажу о других зимующих птицах (рассказ логопеда ) .

Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным хохолком на голове и черным пятнышком на горле. И названа она так потому, что слово "свиристеть" на старорусском языке означает громко кричать, свистеть. Свиристели обитают в смешанных лесах. В начале весны вьют свиристели очень мощное гнездо, причем дно его выстилают исключительно перьями, а не жесткими ветками. Здесь самочка будет терпеливо высиживать будущих птенцов, а самец бережно кормить их. Питаются эти птицы плодами рябины , шиповника, барбариса, зачастую полностью снимая урожай с этих кустарников .

Клест - крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами. Главная отличительная особенность клеста - клюв, сложенный крестиком. Этот своеобразный клюв помогает птице добывать семена , доставая их из шишек. Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще, как это ни странно, зимой. Правда, продолжение семейства возможно лишь тогда, когда "под рукой" запасы корма.

Селится клест в хвойных и смешанных лесах.

Питается клест семенами сосновых и еловых шишек, ягодами.

Ребята, а хотите я вас сейчас превращу в зимующих птиц ? Для этого нужно произнести волшебные слова :

Раз, два, три - повернись и в зимующих птиц превратись !

Сказка "Самый красивый наряд". Инсценировка сказки детьми.

Ворон : (смотрится в зеркало) . Скучный у меня наряд, да к тому же быстро пачкается. То ли дело другие птицы : у снегиря грудка красная, у павлина хвост красивый, а попугай так и вовсе весь цветной ходит. Полечу - кА я к сове, пусть она что-нибудь придумает.

Сова : - Нитки да краски - вот мои друзья.

Прилетайте птицы

Всех раскрашу я.

Прилетает синичка. Синичка : - Здравствуйте, уважаемая сова!

Сова : - Здравствуйте, синичка!

Синичка : - Мне зимой так холодно было, так хотелось скорее увидеть солнышко. Сделай так, чтобы мой наряд всегда напоминал мне о нем!

Сова : - Где моя желтая краска? Ну-ка давай свою грудку. Сейчас я выкрашу её в желтый цвет, и она всегда будет напоминать тебе о солнышке!

Синичка : - Спасибо, уважаемая сова. До свидания!

Прилетел воробей. Воробей : - Здравствуйте, уважаемая сова.

Сова : - Здравствуйте, воробей.

Воробей : - Сегодня будет большой концерт, и я буду выступать в хоре : - Чик-чирик!

Прошу Вас очень мне помочь, костюм особый мне нужен. Но только несильно яркий и пестрый.

Сова : - Я думаю, вам подойдет коричневый костюм.

Воробей : - Я за работу вас хвалю

И от души благодарю!

Прилетел дятел. Дятел : - Добрый день вам говорю!

Сова : - Проходите, друг, прошу!

Дятел : - Я дятел много лет живу,

Везде стучу и лес лечу!

Чтоб санитара знали все -

Прошу вас, помогите мне!

Сова : - Яркая краска у меня есть для тебя,

Красная шапочка будет твоя!

Дятел : - За старанье и за добро

Ворон : - Здравствуйте, госпожа сова!

Сова : - Здравствуй, ворон!

Ворон : - Выкрасите мной наряд в самый красивый цвет. Хочу всех поразить своей красотой!

Сова : - Хорошо!

Хочешь голубое платье, как у цапли? - Нет!

Хочешь красную шапочку, как у дятла?

Нет! Выбери для меня цвет совсем невиданный, какого ни у одной птицы не было .

Автор : - Оставил ворон сове свое белое оперенье, а сам улетел. Долго выбирала сова невиданный цвет и, в конце - концов, выкрасила перья ворона в черный - пречерный цвет, чернее тучи. Прилетел ворон, надел новое платье, посмотрел в зеркало, да и ахнул.

Ворон : - Ах, какой красивый цвет! Мне очень нравиться! Спасибо тебе, сова! Теперь у меня самый красивый наряд.

Логопед : - Ребята, вам понравилась сказка? Как называется эта сказка? ("Самый красивый наряд") . Каких зимующих птиц вы запомнили ? (ворон, сова, синица, дятел, воробей) . Чем закончилась сказка? (сова выкрасила перья ворона в черный цвет. Ворону понравился наряд) .

Логопед : - Ребята, а как человек зимой помогает птицам ? (строит кормушки, подкармливает птиц )

Логопед : - Ребята, посмотрите, какую кормушку сделали ваши родители! Давайте пригласим сюда зимующих птиц .

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть клестов и голубей

Дятел в пестрых перышках -

Всем хватило зернышек. Сжимать и разжимать кулачки

Загибать по одному пальчику

Ритмично сжимать и разжимать кулачки

Логопед : - Ребята, а теперь давайте угостим наших зимующих птиц .

Посмотрите на этот поднос. Что вы видите на нем? (хлеб, сало, семена, рябина, семечки, зерна) . А теперь давайте накормим наших птиц .

Пальчиковый театр "Чем угостишь зимующих птиц ?" (дети надевают на пальцы птиц и выбирают еду )

Логопед : - Ребята, а теперь расскажите, в каких зимующих птиц вы превратились , и какую еду вы себе выбрали.

- Я, воробей : чик-чирик. Я люблю есть зерна.

- Я, сорока : стр-стр. Я люблю есть крошки хлеба.

- Я, голубь : гул-гул. Я люблю есть семечки.

Логопед : - Ребята, какие вы молодцы. Всех накормили зимующих птиц . Мы эту кормушку повесим на дерево, и к нам прилетят настоящие зимующие птицы .

III Итог занятия .

Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (в зимнем лесу)

О ком мы беседовали? зимующих птицах ) .

Каких новых зимующих птиц вы запомнили ? (клест, свиристель) .

Логопед : - Ребята, зима продолжается. На улице холодно. И мы с вами не должны забывать о зимующих птицах : строить кормушки, подкармливать птиц .

Логопед : - Ну вот, и все. Наше путешествие в зимний лес закончилось. Нам пора возвращаться в детский сад. Повторяйте за мной волшебные слова : - Раз, два, три повернись и в детский сад возвратись!

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы с диагнозом ОНР III уровня

«Зимующие птицы».

Бояркина Л.В.

Учитель-логопед МБДОУ № 48

Д. Батово, Гатчинского района, Ленинградской области

Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

актуализировать словарь по теме «Зимующие птицы», совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; правильно употреблять категории дательного, родительного и творительного падежей существительных, предложно-падежные конструкции, сочетание существительных с числительными; образовывать притяжательные прилагательные, закреплять навык звуко-буквенного разбора.

Коррекционно-развивающие:

развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Оборудование:

аудиозапись «Голоса птиц», м/м презентация «Зимующие птицы», панно из ковролина, плоскостные изображения птиц и корма для них (на липкой ленте), кубик с цифрами и изображениями птиц, плоскостные фигуры для моделирования, мяч, бельевые прищепки трех цветов (красный, синий, зеленый), картинки с изображениями птиц, простые карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Посмотрите на экран и назовите птиц, которых вы видите (Ворона, сорока, воробей, дятел, сова, клест, свиристель, голубь)

Можем мы услышать сейчас в лесу или на улице голоса этих птиц? (Да. Это зимующие птицы.)

А теперь посмотрите, какая птица лишняя на экране?

Игра «Четвертый лишний».

2. Пальчиковая игра «Кормушка».

Какая зимой погода? (Холодная, морозная, снежная, вьюжная).

Как мы можем помочь птицам перезимовать? (Мы можем сделать кормушки и насыпать птицам корм.)

Давайте смастерим кормушку.

Пальчиковая игра «Кормушка» (Дети говорят и выполняют движения):

Ребята дощечки пилили, пилили

(«пилят» ребром одной ладошки по другой)

И дружно кормушку для птиц смастерили

(постукивание кулачком по ладони)

В нее мы насыплем для птиц угощенье:

(щепоткой «сыплют»)

Немного семян и остатки печенья,

И сала на ветки развесим немножко.

(загибают пальцы на обеих руках)

А чтобы на птичий обед посмотреть,

(смотрят через «очки»)

Чуть-чуть отойдем («шагают» пальцами по столу)

И не будем шуметь (указательный палец к губам)

3. Игра «У кормушки».

(Падежное управление.)

Посмотрите, на нашу кормушку прилетело много птиц. Скажите, кого и чем вы накормите (Дети на ковролине соединяют изображение птицы и корма. Говорят: «Синицу накормим салом. Воробья накормим хлебными крошками. Снегиря накормим рябиной. Ворону накормим гречкой. Голубя накормим семечками. Сороку накормим пшеном.»)

4. Игра «Что изменилось?»

(Употребление имен существительных в форме родительного падежа единственного числа.)

Когда я скажу «ночь», закроете глаза, а когда скажу «день» - откроете и скажите, что изменилось. (Не стало голубя. Снегирь и воробей поменялись местами и т.д.)

А какой зимующей птицы не было и не могло быть на кормушке? (Совы.) – Почему? (Это хищная птица, которая питается грызунами и охотится по ночам.)

5. Выполнение звуко-буквенного анализа слов.

Давайте выполним звуковой анализ слова «совы» с помощью разноцветных прищепок. Сложите схему (Выполняют и комментируют действие). Запишите слово буквами.

6. Физкультминутка «Снегири».

(Координация речи с движениями.)

Вот на ветках посмотри (По 4 поворота головы в каждую сторону поочередно)

В красных майках снегири.

Распушили перышки, (Потряхивание кистей рук и по 2 удара ладонями по бокам)

Греются на солнышке.

Головой вертят (Повороты головы)

Улететь хотят (Машут руками)

Кыш! Кыш! Улетели! (Кисти рук разжимают – «кыш», машут руками)

За метелью, за метелью!

7. Игра с кубиком «Сколько птиц?».

(Употребление существительных с числительными).

Дети по очереди бросают кубик, на гранях которого изображены разные цифры и птицы (5 снегирей, 4 голубя и т.д.)

8. Игра «Веселый воробей».

(Употребление предложно-падежных конструкций).

На магнитной доске плоскостные изображения: дом, забор, скамейка, елка, снег.

Логопед демонстрирует действия воробья, а дети говорят, что происходит. (Воробей сел на крышу дома. Воробей улетел с крыши. Воробей залетел за дом. Воробей вылетел из-за дома.)

9. Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?»

(Образование притяжательных прилагательных.)

Я называю часть тела какой-нибудь птицы и бросаю мяч вам. А вы ловите мяч и отвечаете, чья это часть тела и возвращаете мяч мне:

Голова совы (совиная голова)

Клюв вороны (вороний клюв)

Крылья снегиря (снегириные крылья)

Хвост воробья (воробьиный хвост)

Глаза голубя (голубиные глаза)

10. Игра «Назови ласково».

Согревает не только тепло, но и ласковое слово. Давайте назовем наших птичек ласково (У каждого ребенка своя картинка – воробышек, воронушка, голубок, снегирек, синичка, совушка).

11. Итоги.

Что вам больше всего понравилось в занятии?

Надеюсь, все птицы хорошо перезимуют и весной порадуют нас своими звонкими песнями.