Конспект занятия в логопедической группе зимующие птицы. Конспект занятия зимующие птицы. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР III уровня
Оксана Орлова
Конспект логопедического занятия для детей пяти лет с ОНР по теме «Зимующие птицы»
Цель : актуализация словаря детей по теме «Зимующие птицы » на логопедическом занятии .
1. Коррекционно-образовательные задачи :
Закрепление представлений о зимующих птицах . Уточнение и расширение словаря по данной теме . Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе, согласование существительных с числительными, усвоение категории родительного падежа единственного и множественного числа, усвоение подбора слов – антонимов, образование сложных прилагательных, согласование притяжательных местоимений с существительными. Совершенствование навыка отгадывание загадок.
2. Коррекционно-развивающие задачи :
Развивать мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Развивать логическое мышление. Развивать связную.
3. Коррекционно-воспитательные задачи :
Воспитывать бережное отношение к природе, умение слушать друг друга. Создание положительных эмоций.
Оборудование :
Магнитная доска, предметные картинки с изображением зимующих птиц , магнитофон, запись «пение птиц » , бумажные птички, «дерево» , стихи для физкультминутки и пальчиковой гимнастики, карточки с разным количеством зимующих птиц , альбомные листы, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент. Звучит «Пение птиц » .
Логопед : Ребята, послушайте, это поют птицы . А где можно услышать пение птиц ?
Дети : В лесу, в парке и т. д.
Логопед : Хотите отправиться в путешествие в зимний парк?
Дети : Да.
Логопед : С наступлением холодов многие птицы улетают на юг , в жаркие страны. Но в нашем парке осталось много птиц на зимовку .
2. Отгадывает загадок (по мере отгадывания загадок на «Дереве» открываются изображения зимующих птиц )
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Маленький мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крохи собирает.
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая ,
Птица говорливая ,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её. (Cорока)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)
Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)
3. Беседа о зимующих птицах .
Логопед : Какие это птицы ?
Дети : Зимующие .
Логопед : Назовите зимующих птиц ?
Дети : Синица. Сорока. Снегирь, воробей, голубь, ворона и т. д.
Логопед : Что есть общего у всех птиц ?
Дети : Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.
Логопед : Чем они отличаются?
Дети : Размером, окраской, оперением.
Логопед : А вы знаете, как эти птицы подают голос ?
Дети : Воробей – чирикает. Синица и снегирь – свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона – каркает. Голубь – воркует и т. д.
Логопед : Холодно и голодно зимой птицам . Люди заботятся о них. Делают кормушки.
Логопед : Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы ?
Дети : Семенами подсолнуха, семенами (арбуза, дыни, ясеня и т. д., хлебными крошками, салом и мн. др.
Дыхательное упражнение «Подуй на птичку»
Дети дуют на бумажных птичек.
4. Дидактическая игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе)
Дети называют ласково птиц .
5. Физкультминутка «Птички прыгают, летают» .
6. Дидактическая игра «Каких птиц много на дереве ?» (усвоение категории родительного падежа множественного числа) :
Дети :
На дереве много сорок.
На дереве много дятлов.
На дереве много синиц.
На дереве много ворон.
На дереве много снегирей и т. д.
7. Дидактическая игра «Какой птички не стало?» (усвоение категории родительного падежа единственного числа)
Логопед : Убирает одну картинку с изображением зимующей птицы и спрашивает : «Какой птички не стало?»
Дети : Не стало сороки.
Не стало вороны и т. д.
8. Дидактическая игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными)
(У детей карточки с разным количеством зимующих птиц ).
9. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (усвоение подбора слов-антонимов)
Воробей маленький, а ворона большая.
У синицы хвост короткий, а у сороки длинный.
Голубь тяжёлый, а воробей легкий.
У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.
10. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
11. Игра «Назови одним слово» (образование сложных прилагательных)
У сороки белые бока – белобокая сорока.
У снегиря красная грудь – красногрудый снегирь
У вороны длинный клюв – длинноклювая ворона
У дятла красная голова – красноголовый дятел и т. д.
12. Дидактическое упражнение «Назови птичку» (согласование притяжательных местоимений с существительными)
Логопед : О какой птице можно сказать мой ? и моя?
Дети : моя ворона, моя сорока, моя синица, … мой снегирь, мой воробей, мой клёст, мой дятел …
13. Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию »
Логопед :
Я сегодня видела на улице птичку : «Маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это?»
Дети : Снегирь.
Логопед : «Это птичка маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает. Кто это?»
Дети : Воробей и т. д.
14. Логопед : Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Вам понравилась наша прогулка в парке?
Ответы детей .
15. Продуктивная деятельность
Дети раскрашивают снегирей, которых встретили в лесу.
16. Итог занятия .
Оцениваются работы детей .
(Первый год обучения)
Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: н аборное полотно, картинки с изображением зимующих птиц, мяч, цветные карандаши, тетради, макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки».
1. Организационный момент
Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.
– Рассмотрите картинки и назовите.
– Как одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?
2. Введение в тему
– Правильно.
– Как называются птицы, которые остаются зимовать?
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?
– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Рассмотрите картинки и назовите птиц.
3. Рассматривание картинок
выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.
– Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).
– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).
– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.
– У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.
– Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).
– Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.
– Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).
– Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.
Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?
– Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
– Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?
(Голубь большой, сизый, воркующий.)
– Какие это птицы?
– Почему их так называют?
4. Пальчиковое упражнение «Дятел»
– Пришло время поиграть с пальчиками.
Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки
– клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
5 . Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»
– Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:
Синица, снегирь, ворона, голубь.
– А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.
Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах.
6. Игра «Какой птички не стало?»
На доске - четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает :
– Какой птички не стало?
7. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)
– Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».
Снегирь, синица, голубь, воробей
8. Составление предложений по картине
– Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.
– Как называется домик с кормом для птиц?
– Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?
– Какие птицы прилетели к кормушке?
– Сколько птиц прилетело?
– Что едят синички?
– Какие птицы улетают?
– Почему нужно помогать птицам зимой?
9. Упражнение «Каких птиц много на дереве?»
Логопед прикрепляет на ковролин макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц.
– Вы очень хорошие предложения придумали по картине, а теперь посмотрите – на дерево прилетело много птиц.
Давайте про них скажем так:
На дереве много… синиц.
На дереве много… дятлов.
На дереве много… ворон.
На дереве много… снегирей.
10. Упражнение «Посчитай-ка»
– Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве.
Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.
(Воробей, синица).
11 . Работа в тетрадях
Дети обводят по точкам снегиря и раскрашивают картинку.
12. Итог занятия
– Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
– Что мы делали на занятии?
– Что понравилось?
Оценка детей.
Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ" Наталья Василешникова
Конспект логопедического занятия «Зимующие птицы»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе. Тема : «Зимующие птицы »
Программное содержание :
Формировать обобщённое представление о зимующих птицах ,
закрепить знания о зимующих птицах , расширять и активизировать словарь детей по теме;
Упражнять детей в подборе слов – антонимов, в образовании приставочных глаголов;
Развивать связную речь детей; развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, общую и мелкую моторику пальцев рук; умение слушать рассказы других детей. ;
Воспитывать заботливое отношение к окружающему миру, бережное отношение к птицам , желание помогать им в зимних условиях
Развивающая среда : Таблицы с изображением зимующих птиц , готовая кормушка из картона, фигурка «птичка» .
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед предлагает детям поиграть в игру «Отгадай – ка!»
(Дети отгадывают загадки о птицах , при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)
Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка - Это (Синичка)
Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)
Каких птиц вы ещё видите на доске? (ворона, сорока)
Сообщение темы.
Логопед : Как вы видите, к нам прилетели птицы . Но одна из этих птиц заблудилась . Какая это птичка, как вы думаете? (Дети определяют и находят одну перелётную птицу среди зимующих - журавль )
Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах… . Что значит «зимующие » ? (ответы детей)
Правильно, это птицы , которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края. Давайте назовём известных нам зимующих птиц . (Дети называют птиц ) .
Закрепление названий частей тела птиц . Подбор слов – антонимов.
Логопед : У птиц , как и у людей, есть различные части тела. У всех птиц есть… (голова, туловище, хвост, крылья, клюв, лапки) Покажите, где у птицы… .
Что общего в строении у всех птиц ? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
Игра «Скажи наоборот»
Логопед : Посмотрите, ребята, несмотря на то, что у птиц есть много общего , они все разные. Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской)
У синицы хвост короткий, а у сороки…
Воробей маленький, а ворона…
Голубь тяжёлый, а воробей…
У синицы клюв тонкий, а у дятла…
(когда логопед произносит название той или иной пиццы, он показывает соответствующую картинку)
Физминутка.
Пальчиковая игра «Дятел»
Ладошка одной руки – это дерево. А указательный пальчик другой руки - это длинный клюв дятла. В ритме стихов «дятел» - пальчик стучит по ладошке.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Игра «Улетают – не улетают»
Когда дети слышат название перелётной птицы – машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующей птицы , они обнимают себя руками и садятся (согревают)
Упражнение в образовании приставочных глаголов.
Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, зерна семечек, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой ? (Подкармливать) .
Логопед : А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках) .
Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные : в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц .
Посмотрите и скажите, из чего сделана эта кормушка? (Из дерева) . Скажите, из чего ещё можно изготавливать кормушки?
Игра «Подбери слова»
Логопед : Птичка летела, летела и к кормушке (что сделала?. подлетела.
Другие птицы от кормушки (что сделали) … отлетели.
Шустрая птичка в кормушку (что сделала… залетела.
Потом она из кормушки (что сделала… вылетела.
Кормушку вокруг (что сделала… облетела.
(Логопед демонстрирует действия птички, используя фигурку, а дети сами комментируют их)
Развитие слухового внимания. Развитие связной речи.
Логопед : Ребята, скажите, какую из этих птиц вы видите чаще всех остальных? (воробья)
Сейчас, я расскажу вам одну историю, которая приключилась с одним воробышком :
Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замёрзшего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, потом положили его в тёплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробья на волю и повесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму .
Вопросы к тексту :
Какое было время года? Кого нашли дети в парке на снегу? Какой был воробышек? Что сделали дети, чтобы замёрзший воробышек не погиб? Когда дети выпустили воробышка на волю? Что повесили дети зимой в парке? Зачем?
(Затем дети составляют рассказ самостоятельно)
Итог занятия .
Логопед :
Кто у нас был в гостях? Почему эти птицы так называются ?
Как люди помогают зимующим птицам ? Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках? Что вам больше всего запомнилось сегодня?
Татьяна
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Зимующие птицы»
Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое», «Художественно- эстетическое развитие».
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, художественная.
Программное содержание
Коррекционно-образовательные задачи
Закрепить и уточнить названия зимующих птиц.
Учить согласовывать существительные с числительными.
Упражнять в подборе существительного по предложенным прилагательным.
Учить употреблять существительные в творительном падеже.
Учить составлять предложения с предлогоми на,за, в, перед.
Учить составлять предложения с заданным словом.
Коррекционно-развивающие задачи
Развивать словарь детей по теме зимующие птицы.
Развивать логическое мышление.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать координацию речи с движением, ритм и темп речи.
Коррекционно-воспитательные задачи
Формирование способности сопереживать птицам.
Воспитание любви к природе, умению любоваться природой.
Воспитание заботливого отношение к тем, кто в этом нуждается.
Методические приемы
Чтение стихотворения.
Сюрпризный момент.
Демонстрация дидактического материала.
Материалы и оборудование:
демонстрационный - картинки с изображением зимующих птиц; кубик с цифрами; кормушка; игрушка совы;
раздаточный - разрезные картинки.
Лексический материал:
слова: синица, воробей, снегирь, сорока, ворона, дятел, сова, клест;
предложения: Воробьёв можно покормить пшеном. Синиц можно покормить несоленым салом. Голубей можно покормить перловой крупой. Снегирей можно покормить ягодами рябины. Клестов можно покормить семенами шишек. Сова сидит в кормушке. Сова сидит на кормушке. Сова сидит за кормушкой. Сова сидит перед кормушкой. Снегири сидят на кормушке. Синицы клюют хлебные крошки. Воробьи улетели от кошки.
Предварительная работа
Чтение художественной литературы о зимующих птицах, рисование птиц, беседа о зимующих птицах.
Планируемые результаты
Дети с удовольствием включаются в игры. Проявляют интерес к предложенной деятельности. Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. Придумывают предложения о зимующих птицах.
Организационный момент
Учитель-логопед: «Послушайте стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Основная часть
1.Игра “Покормим птиц”
Учитель-логопед: «Ребята, а чем можно покормить птиц зимой?»
Ответы детей: «Воробьёв можно покормить пшеном. Синиц можно покормить несоленым салом. Голубей можно покормить перловой крупой. Снегирей можно покормить ягодами рябины. Клестов можно покормить семенами шишек».
2. Игра “Узнай по описанию”
Учитель-логопед: «К нам в гости сейчас прилетят птицы. А вот кто прилетит, вам нужно угадать.
Драчливый, весёлый, удалой, шустрый».
Ответы детей: «Воробей». (Выставляется картинка).
Учитель-логопед: «Желтогрудая, весёлая, юркая».
Ответы детей: «Синица». (Выставляется картинка).
Учитель-логопед: «Красногрудый, ленивый, малоподвижный».
Ответы детей: «Снегирь». (Выставляется картинка).
Учитель-логопед: «Белобокая стрекотунья и воровка».
Ответы детей: «Сорока». (Выставляется картинка).
Учитель-логопед: «Красноголовый, в чёрном фраке, лекарь деревьев».
Ответы детей: «Дятел». (Выставляется картинка).
Учитель-логопед: «Чёрная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает».
Ответы детей: «Ворона». (Выставляется картинка).
3. Игра «Кормушка»
Учитель-логопед: «К нам в гости прилетела сова. Она будет прыгать по кормушке, а вам нужно рассказать где сидит сова».
Ответы детей: «Сова сидит в кормушке. Сова сидит на кормушке. Сова сидит за кормушкой. Сова сидит перед кормушкой».
4. Физкультурная минутка “Синичка”.
Учитель-логопед: «Ребята давайте немного отдохнем и поиграем».
Скачет шустрая синица, Прыгают врассыпную по залу на двух ногах.
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг – скок,
Завертелась, как волчок. Кружатся.
Вот присела на минутку, Приседают.
Почесала клювом грудку, Почёсывают пальчиками грудь.
И с дорожки – на плетень, Убегают с места.
Тири-тири, тень-тень-тень. Сидя, взмахивают кистями рук.
5. Пальчиковая гимнастика «Воробей»
Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.
(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).
6. Игра “Сосчитай птиц”
(Дети сидят кружком на ковре).
Учитель-логопед: «Я называю зимующую птицу и качу кубик. Тот, к кому прикатился кубик, должен назвать столько птиц какая цифра написана на кубике».
Ответы детей: «Пять синиц, два воробья, три вороны, четыре совы.».
7. Игра “Собери картинку”(разрезные картинки).
Учитель-логопед: «Ребята, давайте разделемся на три команды. Первая команда будет собирать картинку со снегирями. Вторая-картинку с синицами. Третья - картинку с воробьями.»
(Дети собирают картинки).
8. Игра «Придумай предложения.»
Учитель-логопед: «Молодцы, ребята. А теперь каждая команда должна придумать предложения. Первая команда со словом снегири. Вторая со словом синицы. Третья со словом воробьи.»
Ответы детей: «Снегири сидят на кормушке. Синицы клюют хлебные крошки. Воробьи улетели от кошки.».
Рефлексия
Учитель-логопед: «Ребята, с какими птицами мы сегодня познакомились? Какие игры вам понравились?»
Публикации по теме:
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи «Зимующие птицы» Тема: Зимующие птицы. Задачи: Обобщить знания детей о птицах, их многообразии, особенности внешнего вида, строения, питания, размножения.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: Формирование представлений о зимующих птицах. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект комплексного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» (интеграция ОО: познават., худож-эстет., соц-коммун.) Цель: уточнить представления.
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе «Зимующие птицы» Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе логопедической группе Тема: «Зимующие птицы» (по сюжету сказки.
Тема: "Зимующие птицы" Цель: Составление описательного рассказа по теме "Зимующие птицы" с опорой на план-схему. Задачи: - Расширение, уточнение.
- Уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы».
- Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
- Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы».
- Формировать фразовую речь.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Совершенствовать навыки словообразования.
- Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах.
- Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.
Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план; магнитная доска, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед загадывает детям загадки. По мере называния птиц логопед выставляет на доску соответствующую картинку.
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей. )Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица .)В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел. )Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь .)Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона .)Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока .)Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (Сова. )
2. Введение в тему
Логопед: Скажите, какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Логопед: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?
Дети: Потому что они могут найти себе корм.
Логопед: А чем питаются птицы зимой?
Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.
Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?
Дети: Нет, не хватает.
Логопед: Почему не хватает?
Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.
Логопед: А чем мы можем помочь птицам?
Дети: Мы можем их подкармливать.
Логопед: Что для этого нужно сделать?
Дети: Кормушку.
3. Упражнение «Накорми птиц»
Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:
Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.
Дети:
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.
4. Упражнение «Кормушка»
Логопед предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
Логопед: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.
5.Динамическая пауза
Дети выполняют движения по тексту:
Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.
6. Игра с мячом « Назови ласково»
Логопед предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.
7. Упражнение «Составь новое слово»
Логопед предлагает детям закончить предложения:
- У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
- У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
- У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
- У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
- У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
- У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.
8. Составление описательных рассказов о зимующих птицах
Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире:
Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.
Затем логопед предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.
9. Игра «Четвертый лишний»
Логопед предлагает детям назвать изображения на доске птиц и выбрать среди них одну лишнюю, объяснить свой выбор.
- Снегирь, ворона, аист, сова.
- Соловей, кукушка, сорока, журавль.
- Дятел, ворона, воробей, скворец.
10. Итог занятия
Логопед: О ком мы сегодня составляли рассказы? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей. )