Фотосъемка крестин советы. Как фотографировать в церкви: венчание, крещение. Свет и цвет

Я не священнослужитель, а потому не могу знать все тонкости того или иного таинства, обряда или церемонии, я даже не знаю толком как некоторые из них правильно называть, но зато я знаю как их снимать. Потому, пусть верующие люди меня простят за неверные выражения насчет того, что и как делает священнослужитель, или того, что происходит во время церемонии крещения.

Вводное слово о том, что в традициях православной церкви обряд крещения — это очень важное церковное таинство, которое проходит только раз в жизни человека, опустим, ибо все и так про это знают, перейдем сразу к делу.

Крещение во Владимирском соборе. Крещение проводится не в основной части храма, а в боковой ‘Крестильне’

Обычно съемка крещения начинается за 15-20 минут до начала самой церемонии в храме. Эти 15-20 минут я рекомендую поснимать ребеночка в коляске, на руках у родителей, сделать общие фото с гостями. Может случиться, что на церемонии крещения ребенок разревется так сильно, что потом долго не сможет остановиться, да и макияж ему увы, не подправишь, как следствие, нормальные снимки после крещения уже и не получить. В любом случае, доставать камеру из кофра нужно еще на улице, перед входом в храм.

Если же съемка происходят зимой, то я рекомендую начинать съемку непосредственно с храма, по одной простой причине - чтобы не морозить технику, которая в теплой атмосфере храма тут же начнет запотевать и ей придется давать на отогрев 15-20 минут. В этом случае, общие снимки с храмом нужно делать после церемонии, так как при вынесении техники на холодную улицу из теплого помещения, она не запотеет и позволит снимать дальше, после чего вы положите камеру в кофр и уйдете домой или уедете на машине на продолжение съемки (если она запланирована, например, на банкете в честь крещения). В любом случае, у камеры будет время отстояться, а вам в это время снимать не придется.

В разных храмах сама церемония может проводиться по разному, но сама разница не особо принципиальна. Я здесь объясню как все проходит в обычной православной церкви или храме. А проходит все по следующему плану:

1. Священнослужитель объясняет участникам торжества как все будет проходить. Хороший батюшка и фотографу подскажет куда ходить можно, куда нельзя, где лучше стоять, где лучше снимать — но это редкость. Обычно никто никому ничего не объясняет, доходит до того, что мне на съемках приходиться помогать людям на церемонии понять, что происходит и что нужно делать. Фотографам, которые впервые снимают крещение, я рекомендую спросить батюшку где и как можно перемещаться по храму и предупредить что вы «Крутой фотограф с , издающей а». Уж поверьте, все священнослужители давным-давно привыкли к видео- и фотосъемке в своих храмах и для них не составит труда в двух-трех словах вас проконсультировать. Особо желающие могут попросить благословения на съемку, я пару раз просил об этом, но чего-то кроме «Да снимай» не услышал, и теперь просто приветствую священнослужителя и говорю что никому мешать не буду.

2. Ребенка дают крестному отцу на руки, крестных родителей ставят «по стойке смирно» на определенное место, и батюшка начинает церемонию. В этот момент я снимаю 1-2 кадра в минуту, просто давая привыкнуть всем к .

3. Батюшка читает молитвы над крестиком, крыжмой (такое специальное одеяние для ребенка, которое нужно купить для крещения), купелью и т.д. В этот момент он может зажигать свечи над купелью. Обычно над купелью ставят 3 свечи. Я люблю снимать момент поджигания свечей над ней. Это хороший кадр для «разбавки» в фотокнигу или альбом. Также, батюшка еще поджигает 2 свечи для крестных родителей, которые они держат во время всей церемонии крещения.

По факту обе свечи держит только один из крестных родителей, пока второй пытается «справиться» с ребенком.

4. Батюшка дает крестным родителям читать бумажку а.к.а. «Символ Веры», обычно крестная мама держит бумажку, по которой они вместе с крестным папой читают нужные слова. Можно сделать 1-2 общих кадра, это будет смотреться как своеобразная «присяга». В такие моменты я снимаю больше ребенка, пока он спокойно сидит на руках у крестного. К слову, крестных родителей может быть не одна пара, а две, и даже три! В таких случаях они все вместе стоят на службе перед батюшкой, обычно батюшка забывает передавать ребенка от одних родителей к другим, в итоге одна пара получает больше фотографий с ребенком, чем вторая. Чтобы компенсировать такую несправедливость, обязательно снимите общий снимок только с крестными родителями и ребенком, когда он на руках у разных пар.

5. Батюшка заставляет крестных родителей отречься от дьявола. О да, уж поверьте мне, это стоящее зрелище. Для этого он поворачивает их в сторону выхода из храма. Обычно фотограф находится где-то со стороны батюшки, в итоге получается, что крестные родители повернуты к нему спиной. В таком случае я отхожу чуть в сторону и снимаю кадры родителей и батюшки, когда они стоят ко мне в профиль. Обходить и снимать родителей спереди я не рекомендую, ибо им нужно «плюнуть и дунуть на дьявола» в итоге они будут плевать и дуть на фотографа. Ко всему прочему, батюшка может сам «подуть» на ребеночка – этот момент отлично впишется в данный репортаж. После этого он снова разворачивает крестных родителей к себе и просит дать клятву сочетания с Богом. Кстати, крестные родители в таком случае все делают за ребенка сами, ибо ребенок еще маленький и не может отвечать за себя. В итоге крестные родители вместо ребенка отрекаются от дьявола и принимают веру в Бога.

6. Батюшка просит раздеть ребенка. Обычно ребеночка относят на специальный столик и там раздевают. Это хороший повод поснимать ребенка голеньким, заснять приятные мелочи как мамы/папы/бабушки склонились над ним и пробуют раздеть/одеть. Обычно раздевают до памперса, но иногда и полностью. Снимайте здесь сколько влезет.

7. Батюшка выполняет помазание ребенка елеем (елеем радования). Это важный и ответственный момент для фотографа. Рекомендую снять как батюшка открывает баночки с елеем, достает кисточку и мажет ребеночка (обычно только чело). Если батюшка закрыл ребенка собой, советую поднять камеру высоко вверх, установить широкий угол обзора на объективе и выполнить пару общих кадров с этого таинства. Обычно я беру 2-3 снимка с этого таинства для фотокниги.

8. Самый важный пункт! Батюшка берет ребенка на руки и опускает в купель. Хотя, он может попросить это сделать и крестного папу. Здесь можно снять ребеночка на руках у батюшки пока он следует от крестных родителей до купели. Получаются ярко выраженные кадры, подчеркивающие крещение – ребенок на руках у батюшки. Дальше батюшка опускает ребенка в купель и поливает его святой водичкой.

Внимание: может так случиться, что батюшка со скоростью света окунет ребенка в купель и заберет его обратно. Я настоятельно рекомендую снять первое окунание серийной съемкой . Лично я уже знаю, где какой батюшка как окунает и могу подстроиться. Но новичкам в этом деле хочу подчеркнуть тот факт, что купель и окунание ребенка – это ключевой сюжет всей церемонии крещения . Если вы завалите эти снимки, то завалите фактически всю съемку крещения. Обычно в это время я делаю максимально возможное и нужное количество кадров.

Может быть такой вариант, что купель очень маленькая и батюшка только слегка поливает водичкой голову ребенка. Здесь тоже нужно не плошать и снять это красиво. Я использую вспышку и « » импульсами вспышки падающие капли воды, что смотрится очень необычно и приятно. Этот кадр я обычно беру на обложку фотокниги.

9. Батюшка мочит губку в воде из купели и обтирает ею ребенка. Это я практически никогда не снимаю, ибо обычно это делается очень быстро и больше символично. Хотя, часто батюшка ложит руку на лоб младенца и с этого тоже может получиться хороший кадр.

10. Батюшка мажет ребеночка миром, процедура, схожая с помазанием елеем, с той только разницей, что миром мажут человека раз в жизни и если вы «запорите» этот кадр, повторить технически его будет невозможно. Но на примере с таинством миропомазания можно быстро сориентироваться и ничего не упустить. Обычно батюшка наносит масло на некоторые части тела малыша, в этот момент можно снять крупнее, чтобы показать сам процесс.

11. После купели батюшка передает ребенка на руки крестных родителей, которые в это время держат крыжму. Эту «передачу» тоже можно снять. Батюшка берет ножницы и стрижет младенца (больше символично). С этого тоже получить хороший кадр.

13. Батюшка трижды проводит крестных родителей вокруг аналоя. Можно снять широким углом этот момент. Мне достаточно 28 мм фокусного расстояния при съемке на полноформатную камеру (эквивалент на кропе — 18 мм). Ничего особенного, и в фотокниге обычно смотрится так себе.

Крещение ребенка в Свято-Троицком соборе на Троещине (крестильня находится в подвальном помещении Храма)

13. После этого идет таинство «введения» воцерковления. Батюшка читает молитвы над родной матерью ребенка, потом берет снова ребенка на руки и несет его к иконам. Я настоятельно рекомендую сделать много кадров с родной мамой, ибо обычно именно она является вашим заказчиком, да и грех не снять ребенка с родной мамой.

Внимание! Очень хороший кадр можно поймать в этот момент. Обычно батюшка на руках подносит ребенка вверх, что смотрится просто потрясающе. Не упустите этот момент! Мальчиков батюшка заносит в «Святая Святых», девочек туда не заносит. При этом он заходит в одни двери, а выходит из других. Ходить за батюшкой в оные двери нельзя категорически!

Если есть такая возможность, задержите всех участников церемонии и попросите их сделать общий снимок в храме возле купели. Пару раз мне закидывали, что нельзя снимать людей, которые повернуты спиной к иконам. Да и вообще, будьте готовы, что вы можете услышать столь странные умозаключения или просьбы, что ваша цифровая камера может превратиться в пленочную.

После выхода из храма сделайте еще один общий снимок всех присутствующих, снимите пошире, чтобы был виден весь храм. Такой снимок можно хоть сразу помещать в фотокнигу или альбом, он является завершающим – дело сделано, все довольны.

Работа с видеооператором

Обычно крещение снимается вместе с видеооператором (видеографом), который в 50% случаях впервые на крещении:). Я использую тактику, при которой я всегда нахожусь сзади оператора. Так он никогда не захватит меня в кадр. Поверьте, вырезать оператора из фотоснимка вам будет гораздо проще, чем ему убирать вас из видеоролика. Перемещаться по храму с видеооператором я советую строго синхронно. Оговорите, кто задает темп и точку съемки и придерживайтесь такого старшинства. Если видеооператор уж совсем «дуб дерево», снимайте как вам удобно. Лично я со своей командой никогда не наблюдаю никаких нюансов или неудобств при съемке видео и фото.

Иногда видеооператор использует внешний свет на своей камере, который подсвечивает основные снимаемые детали. Порой такой свет помогает снимать без вспышки. Ниже на снимке показан видеооператор, который снимает на и Canon Zoom Lens EF 24-70mm 1:2.8 L II USM с использованием монопода и внешнего источника света, закрепленного на горячем башмаке своей DSLR камеры.

Некоторые видеооператоры ставят дополнительный свет на специальный студийные стойки, а также используют другое оборудование: внешние радиомикрофоны (пишут звук с определенной точки храма без посторонних звуков), штативы, моноподы, рельсы и большие ‘обвесы’ для своих камер. Особо находчивые ставят маленькую видеокамеру в саму купель и снимают погружение малыша с видом из воды.

Наверно многим будет интересна техника съемки. Я используя две разные техники съемки : со вспышкой и без вспышки, который кардинально отличаются.

Без вспышки:

Без вспышки снимаю в 90% используя режим «M» с включенной . Таким образом я могу контролировать сразу и выдержку и диафрагму и допустимый порог ISO. Не все камеры умеют использовать функцию авто-ISO, с такими камерами проще использовать режим приоритета . Практически все снимки я делаю на выдержках от 1/50 до 1/125. 1/125 очень удобна для съемки людей, за это время в кадре не происходит смаз от их перемещения в кадре. Обычно порог ISO у меня равняется 12.800 единиц. Во время съемки я использую точечный замер и фокусировку по одной точке. В таком состоянии замер на моих камерах производится по области точки фокусировки, что позволяет получить правильно экспонированный нужный мне объект. Снимаю всегда в RAW, в котором легко подкорректировать маленькие нюансы. Во время съемки без вспышки я гораздо больше стараюсь дублировать основные кадры, так как из-за довольных длинных выдержек можно получить смаз на некоторых снимках.

Со вспышкой:

Я бы конечно рад снимать без вспышки постоянно, но картинка при правильном использовании вспышки часто куда лучше, чем без нее, связано это с тем, что большинство храмов и церквей в середине очень и очень слабо освещенные. Здесь не проблема в шумности картинки, а именно в том, что обычно крестят ребенка в так называемой крестильне – маленьком, и, соответственно, плохо освещенном помещении. В больших храмах такое помещение находится вообще в подвале храма. Иногда кроме света свечи и маленькой лампы ничего больше нет. Во время съемки я использую высокие значения ISO (обычно от 640 до 3200) и при этом снимаю со вспышкой, чтобы добиться эффекта, описанного . Чаще всего я снимаю зум-объективом, это просто удобней, чем носиться с фиксом, а для репортажа художественная составляющая порой не так важна. По отзывам моих клиентов могу точно сказать, мало кого вообще волнует , объем и рисунок объектива, когда речь идет о крещении.

Чтобы выдавать меньше световых импульсов, в середине храма можно снимать в ручном режиме управления мощностью вспышки, при этом вспышка будет давать только без пробных срабатываний. Я снимаю в основном системой Nikon и могу еще воспользоваться , при этом вспышка будет срабатывать автоматически без использования пробных импульсов. Участников съемки предупредите, что вспышка используется с светорассеивателем и она ни коем образом не глазам ребенка. При съемке на высоких ISO вспышка дает маломощные импульсы. Единственным серьезных недостатком при работе со вспышкой — блики от внутреннего убранства храма. Чтобы побороть блики, нужно просто выбрать правильное место съемки.

Я рекомендую обязательно отдавать часть материала в печатном варианте. Даже если вы договорились, что конечным результатом будут фотографии в цифровом варианте, напечатайте 2-3 самых сочных фото в формате 20*30 на глянцевой бумаге (это не так уж и дорого) и отдайте клиенту и посмотрите на выражение его лица. Печатная фотография – это нечто волшебное. Я, даже при съемке на условиях TFP, TFCD, стараюсь отдать пару отпечатанных снимков. Для крещения делаю небольшие фотокниги, фотокнига – отличная штука, подумайте над этим.

При съемке крещения я не подписываю договор и очень редко встречаюсь с заказчиком перед съемкой. Обычно встреча проводится только, если требования к съемке очень высоки и заказчик хочет посмотреть печатный вариант портфолио и больше примеров фото, чем показано у меня на сайте . При встрече или по телефону/почте/чате следует обязательно оговорить время начала церемонии и место проведения, сроки сдачи материала, будет ли проверяться макет книги перед печатью и т.д.

Многие люди еще хотят заснять подготовку ребеночка у себя дома. такое не люблю, ибо сьемки там всего на 5-10 минут, при этом нужно ехать к клиенту домой и торчать там 1-2 часа. Тем более для фотокниги не хочется смешивать кадры в доме с кадрами в храме или ресторане – крещение это дело, проводимое исключительно в религиозных местах и нигде иначе. Ребенка все равно будут раздевать и одевать в храме, в этот момент можно как раз поймать нужные кадры. Конечно, если клиент настаивает — будем снимать и дома и в ресторане (но — за отдельную плату;)).

Часто бывает, что после крещения ребенка с мамой отвозят домой, а вся веселая компания едет нервировать Рей праздновать в какое-то шумное заведение. При этом кадры с празднования могут вообще никак не быть связанными с крещением. Поверьте, я такого уже навидался! Правда, обычно все более приземленно, и в ресторане людей ждут гости, которые не попали в храм на церемонию. Нужно сделать с этими гостями общие снимки, заснять в целом атмосферу помещения, после чего можно откланяться и уезжать домой. Я не советую засиживаться на праздновании в ресторане, одного часа вполне достаточно для съемки всего нужного. Празднование в ресторане обычно проводится без ведущего (а.к.а. тамада или ведущий-конферансье), потому ‘всю веселую толпу’ вам нужно будет организовать самостоятельно. После окончания съемки я обязательно уведомляю про сроки, за которые будут готовы фотографии или макет книги. Обычно, как только в ресторане узнают, что фотограф свое дело сделал и уходит, начинается суета и восклицания «а сфотографируй меня еще с кумом Васей», приходиться остаться дополнительно на несколько минут и «доснять всех страждущих».

Обычно люди просят ни в коем случае нигде не публиковать фото с крещения и с ними нельзя не согласиться, потому выбрать что-то для публикации на сайте крайне сложно.

Из специфических нюансов съемки крещения хочу отметить тот факт, что у маленьких детей кожа имеет довольно необычный оттенок, при этом очень много пятен. После съемки приходиться очень долго колдовать, чтобы сделать приемлемый «скинтон». А еще хуже, что кожа у новорожденных по оттенку вообще не похожа на оттенки у взрослого человека.

В качестве заключения хочу рассказать о том, что порой съемка крещения очень сильно изматывает, основной причиной тому служит плач ребенка во время церемонии. В некоторых храмах крещение проводят сразу для двух и более пар. Выслушать целый хор плачущих детей в течении 30 минут, а именно столько длится стандартная церемония крещения, порой очень и очень сложно.

Обряд Таинства Крещения — очень волнительный и красивый. Именно поэтому многие родители хотят сохранить столь яркие моменты жизни своего малыша в фотографиях.

Фотосъемка крещения в храме требует крайней деликатности. Во время обряда будут неуместны: хаотичная беготня фотограф, суетливость и всполохи вспышки. Фотограф должен быть незаметным и тактичным, в этом вам поможет отличное знание самого обряда крещения и светосильная фототехника.

Итак, вы решили фотографировать крещение, с чего начать?

Получите разрешение на фотосъемку у настоятеля храма или дежурного священника.

Для чего это нужно? Дело в том, что к фотосъемке крещения в разных церквях относятся по-разному. В некоторых храмах она просто запрещена. Для того, чтобы подобный запрет не стал для вас неожиданностью, позаботьтесь о разрешении заранее.

Как правильно вести беседу с настоятелем, чтобы получить разрешение на фотосъемку?

Попросить благословения.
. Представиться и объяснить, для чего нужна фотосъемка.
. Обещайте, что фотосъемка крестин будет происходить без вспышки.
. Обязательно получить благословение на проведение фотосессии.

Как сделать эмоциональный репортаж крещения?

Нужно сказать, что обряд крещения фотографировать очень сложно. В храме вы должны удачно «ловить моменты» и эмоции, так как специально позировать для вас никто не будет, на церемонии каждый занят своим делом, а для вас самое важное — не упустить ни одного ключевого момента Таинства.

Если у вас отсутствует опыт фотографирования крещения, то оптимально будет проконсультироваться со священником о ключевых моментах, и где вам лучше находиться, чтобы не мешать церемонии и захватить происходящее событие с лучшего ракурса. В будущем вы уже сможете молниеносно ориентироваться в ситуации и выбирать удачный и оптимальный угол съемки.

Настройки камеры зависят от условий освящения в храме, чаще всего это темные помещения, поэтому провожу съемку следует на высоких значениях ISO и с открытой диафрагмой.

Фотографируя крещение, снимайте эмоции: например, как батюшка беседует с пришедшими в храм участниками и гостями крестин. Это придает съемке атмосферу события. Также отмечайте моменты общения священника с крещаемым.

Чтобы разнообразить фотографии с Таинства, не бойтесь экспериментировать с ракурсами. Можно, например, присесть. С нижней точки часто получаются снимки гораздо интереснее, чем с высоты собственного роста.

В ключевой момент погружения в купель не жалейте кадров! При отборе потом выберите самые удачные из них. Динамику происходящего можно подчеркнуть, если находиться и фотографировать не сбоку от купели, а прямо перед ней.

Старайтесь, чтобы в ваше поле зрения попали трогательные моменты общения родителей и крестных с крещаемым малышом. Делайте акцент на его взгляд — чаще всего дети внимательно и с любопытством следят за происходящим. Фотографируйте малыша, даже если он уснул или капризничает, только не забывайте о тактичности, не напугайте ребенка.

Фотографируйте детали Таинства Крещения: крестильная рубашечка и крестик, аналой, Евангелие и крестильный ящик, свечи, лампады, красивый свет из окна. Все это обязательно предаст вашей съемке ни с чем не сравнимую атмосферность.

Неустанно следите за реакцией участников церемонии. Дети всегда непосредственны и прекрасны. Ловите эмоции гостей.

После крещения обязательно сделайте на память общую фотографию с батюшкой. Снимайте не только в самой церкви, но и вне ее стен. Отмечайте моменты ожидания церемонии, встречу гостей, а также трогательный момент, когда крестные выносят малыша из храма.

Знание этих нюансов поможет сделать вам незабываемый фоторепортаж и запечатлеть событие, которое происходит раз в жизни человека, сохранить воспоминание о нем на долгие годы.

Мне на самом деле очень нравится этот вид съёмки. В православных церквях красиво, атмосферно и мне приятно там находится. Но этот вид съёмки имеет массу нюансов. К простым его не отнесёшь.

Разделю съёмку крестин на такие 4 аспекта:

1. Техника
2. Свет и цвет
3. Ракурсы
4. Происходящее

1. Фототехника для съёмки крестин.

Начинаю с техники, т.к. без хорошей оптики и приличного полнокадрового фотоаппарата снимать в церкви и брать за это деньги — надувательство клиентов. Нельзя там нормально снять на кроп и 18-55. Какими бы прямыми ни были руки. Даже на полный кадр и 24-105 f4 — тоже печаль. В последнем случае всё-таки можно конечно, но будет уныло. И вспышка не спасёт. Кстати, от вспышки я бы рекомендовал вообще отказываться во время обряда.

Есть два адекватных варианта:

Я последнее время чаще всего снимаю на 24-70мм f2.8 и . Этих двух объективов хватает с головой. Второй вариант: 14мм, 35мм и 85мм.

Фиксами можно снять даже красивей (за счёт ), но совсем не так удобно. Слишком быстро приходится их менять. Казалось бы, обряд довольно статичный, но вам как фотографу нужно добиться разноплановости и запечатлеть все ключевые события. Поэтому с зумом проще. Правда, если церковь очень тёмная, то диафрагмы f2.8 будет мало. Тогда оказывается очень кстати. На выдержках 1/30 или 1/40 без смазов просто спасает.

Дорогие фиксы L-серии с диафрагмами f1.4 или f1.2 мало помогут, т.к. на таких диафрагмах малая глубина резкости не позволит держать в фокусе даже нескольких человек. Свой полтинник на крестинах я не открываю больше f2.

2. Свет и цвет.

Освещение в церквях очень сложное. Во-первых его мало. Во-вторых, свет в 90% контровой. В-третьих, нередко свет жёлтый до безобразия (когда включают искусственные лампы или же в деревянных церквушках с естественным светом). Правильный баланс белого я предпочитаю выставлять сразу же во время съёмки. А учитывая контровой свет, снимаю в полностью ручном режиме. Автоматическая экспозиция даёт много брака в таких условиях.

Итак, когда света мало, есть две возможности с этим справиться:

  • подсвечивать вспышкой
  • или использовать светосильную оптику на высоких ISO (2000-4000).

В случае с фотографией обряда крещения, второй вариант намного предпочтительней. Причин тому несколько:

  • вспышка отвлекает присутствующих и может раздражать маленьких детей;
  • вспышка подсветит передний план, но не осветит всё помещение;
  • вспышка убивает атмосферность фотографий в церкви;
  • проблемы с балансом белого, об это подробней ниже.

Почему крестины лучше снимать без вспышки?

Когда в помещении очень жёлтый свет, а вы будете светить белой вспышкой, у вас будет сильно отличаться цветовая температура людей на переднем плане и всех остальных, до кого не добил свет вспышки (даже если вы работаете с отражателем или софтбоксом). Можно пытаться с этим справиться с помощью гелей на вспышку, но с этим сложно угадать и результат мало предсказуем. Например, вы оденете жёлтый гель, а цвет в церкви будет более оранжевым или наоборот. Плюс разница в цветовой температуре между передним планом и задним будет колебаться от фокусного расстояния и точки съёмки. Это всё большая головная боль как во время съёмки, так и потом на обработке. Поэтому, я предпочитаю снимать весь обряд без вспышки, но одевать её в конце для общей фотографии внутри храма.

Правда, чтобы позволить себе снимать в полумраке без дополнительного света, вам понадобиться хорошая техника, о чём я писал в первом пункте.


3. Ракурсы.

Фотограф ограничен в передвижениях при съёмке обряда крещения. Особенно, если храм небольшой. Очень часто крестины проводят в небольших часовнях, так что места у вас будет немного. Обычно фотограф стоит в одном месте около купели и может перемещаться в радиусе нескольких метров. Поэтому нужно играть с фокусными расстояниями. Для этого и нужен набор фиксов или светосильный зум. Прийти в церковь с одним полтинником конечно можно, но фотографии будут одноплановыми и повторяющимися. В больших храмах можно позволить себе обходить всех присутствующих и найти больше ракурсов, но это скорее роскошь.

4. Происходящее.

Чтобы хорошо снимать крестины нужно знать обряд наизусть. Тогда вы сможете вовремя менять объективы и ничего не пропустить. Если вы только начинаете, будет полезным посмотреть полные видеозаписи крещений и запомнить для себя их ключевые моменты.

Фотограф должен быть незаметным и не мешать окружающим. Под окружающими подразумеваются участники обряда и видеооператор.

1. Первое и, пожалуй, самое главное - разрешение и благословение на фотосъемку в храме.

Перед таинством вам стоит обратиться в церковь и узнать, можно ли там проводить съемку. А перед самой съемкой, нужно подойти к священнику и попросить благословения на проведение фото- или видеосъемки.

Перед обрядом я всегда стараюсь показать свои работы и попросить святого отца работать со мной заодно - не закрывать ребенка во время постригания, окунания в купель и других крайне важных моментов таинства крещения.

2. Одежда и обувь - залог успешной фотосъемки.

Ни для кого не секрет, что у женщины должна быть покрыта голова. Для того, чтобы не бороться со спадающим платком, рекомендую надеть баф, он уж точно не станет предательски сползать с головы. Ели вы таки решили надеть платок, хорошенько закрепите его невидимками. Так же девушки должны быть с закрытыми плечами и зоной декольте. Юбка должна быть ниже колена. Стоит отметить, что если вы девушка и собираетесь быть фотографом, лучше надеть брюки, т.к. некоторые безумные позы могут обнажать ваши ноги и, может даже, нижнее белье. С мужчинами не все так строго, но с голым животом или в рубашке нараспашку в церковь лучше тоже не заходить. Одежда должна быть удобной, не сковывать движения. А самое главное - она не должна скрипеть, звенеть, шелестеть и тд. Откажитесь от пайеток, металлических украшений, лишнего декора на поясах и обуви. Фотограф должен бесшумно передвигаться по церкви, не задевая лишними элементами своей одежды иконы, свечи и людей, находящихся в храме.

Опыт показал, что фотографировать лучше в беговых кроссовках. Это наиболее бесшумная, мягкая обувь. Но самое главное - устойчивая.

3. Что бы вы не снимали, не стоит ходить перед священником и перед иконой, расположенной в центре храма. Так же нельзя заходить на солею.

Никогда не ходите между священником и крестными (венчающимися). Это запрещено! Я много снимала крещение и видела разных фотографов. После таких действий, к ним подходят служители храма и просят прекратить съемку. Обходите крещаемых или венчаемых за их спиной.

4. Во время отречения от сатаны нельзя стоять перед крестными!

Во время таинства крещения, крестные отрекаются от сатаны. Они должны повернуться к выходу из храма, трижды дунуть и плюнуть на него. Стоять, а тем более фотографировать, стоя на входе в храм запрещено. Если вы в этот момент каким-то образом окажетесь там, таинство могут остановить и сделать вам замечание. А фотограф не должен обращать на себя столько внимания.

5. Съемку крещения лучше вести сбоку, немного ближе к алтарю.

Так вы сможете фотографировать всех - священника, гостей и, собственно, крещаемых или венчаемых. В любом случае, вам стоит зайти в храм на несколько минут раньше чтобы освоиться, просчитать удачные ракурсы и спросить священника, где вы не будете ему мешать. Часто крещение происходит не в главном зале храма, а в отдельном помещении - крестильне. Там, передвигаясь буквально вокруг своей оси, вам нужно сделать красивые кадры. Лучше к этому подготовиться заранее.

6. Техника. Чем или, как говорят, на что лучше фотографировать крестины.

Если вы фотографируете для себя, лучше это делать на хороший беззеркальный фотоаппарат. Дело в том, что такие фотоаппараты совсем не издают шума. У них нет звука затвора, как у профессиональных зеркальных камер. Это очень спасает в привычке непрофессиональных фотографов делать по 10 кадров в секунду. Частое клацанье затвора убивает атмосферу таинства. Мешает священнику и отвлекает гостей от магии, которая происходит в момент крещения. Так что, если у вас зеркальная фотокамера, лучше ограничится 200 кадрами, снимая по чек-листу. Опытный фотограф знает, когда лучше фотографировать и на чем акцентировать внимание во время съемки крещения.

Фотоаппарат должен позволять задавать высокие значения ISO. В церкви может быть достаточно темно. Фотографируйте в ручном режиме. Вручную нужно будет выставлять абсолютно все настройки. Камере очень тяжело понять, что вы от нее хотите в таких условиях. Свет в церкви грязный (зачастую 3-4 источника света с разной температурой). Для этого вам стоит выставить баланс белого. Определить желаемую температуру можно изучив шкалу цветовой температуры Кельвина. Так же, для фотосъемки в храме, вам понадобится светосильная оптика. Объектив 50 мм 1.2 / 1.4 вам подойдет. Если у вас в наличии только стандартный объектив со светосилой 4 и больше - лучше поискать другую технику. Иначе, фотографии могут получится темными или шумными (за счет увеличения ISO).

7. Вспышка. За и против.

Отдельно стоит поговорить об экспозиции. В условиях недостаточного освещения так и хочется достать вспышку и осветить все вокруг. Особенно в старинных церквях, где окна маленькие и находятся довольно высоко.

Во многих храмах вспышка запрещена.

Почему так? Во-первых, вспышка мешает священнику и посетителям храма. Люди приходят помолиться, в спокойствии поговорить с Богом, а тут вы со своей вспышкой. Это отвлекает и, в целом, убивает атмосферу церкви. Во-вторых, иконы не терпят яркого света. Как и в музеях, в церкви есть древние иконы, которым противопоказан яркий свет. В третьих, неправильное использование вашей вспышки может испортить все фотографии.

8. Контровый свет в храме.

Лучше не фотографировать портреты на фоне окна в контровом свете. Контровым мы называем такое положение света, когда источник расположен за объектом съемки. Отойдите на 10-20 градусов в сторону и сделайте портрет на фоне стены. Так изображение будет более резким, гармоничным в условиях церкви. Если же окна (или открытой двери) избежать сложно - попробуйте правильно настроить камеру. Для съемки в контровом свете имеет смысл выбрать точечный режим экспозамера - камера в этом случае будет замерять количество света по главному объекту съемки, на который попадает точка замера. Нужно помнить, однако, что придется пожертвовать яркостью фона: фон будет пересвеченным, объекты на нем будет плохо видно (или не видно вообще), но это при фотографировании в контровом свете это выглядит совершенно естественно.

Со временем вы сможете покорить контровый свет и делать объемные, атмосферные фотографии в церкви.

9. Чередуйте общие, крупные и средние планы.

Для красивой серии стоит чередовать общие, средние и крупные планы. Так же не стоит забывать о деталях. Таких как свечи, кружево или вышивка на крыжме, крестик и волосы, которые срезали с головы крещаемого.

10. После таинства крещения фотографу стоит подойти и поблагодарить священника за работу и предложить сделать общую фотографию в храме или возле него.

Очень надеюсь, что мои секреты помогут вам в фотосъемке таинства крещения или венчания. Ваш крестный фотограф, Елена Белоус!