Что относится к низким жанрам. Классицизм в литературе. Жанры классицизма в живописи и скульптуре

Произведения античного искусства были признаны образцами совершенства и именно им подражали авторы классицизма. Существующие были приведены в соответствие его принципам. Во внимание принимались только вечные, возвышенные сюжеты, которые были призваны установить связь нового времени и искусства Древней Греции и Рима.

Жанры классицизма в литературе

Литературные жанры теоретиками классицизма были поделены на две группы: высокие и низкие. К первым относились оды, героические песни и трагедии. Под трагедией понималось наличие конфликта, чаще всего между частным интересом и долгом перед государством, в котором всегда побеждал последний. Таким образом, достигался эффект монументальности, служения высшим целям и исключительной значимости происходящего. Героями произведений часто становились короли и видные политические деятели, а также выдающиеся исторические личности. К низким относились комедии, басни и сатирические произведения. Они писались разговорным языком, а их героями были представители низших сословий.

Основными отечественными распространителями идей классицизма в литературе были Сумароков и Тредиаковский.

Важнейшей характеристикой литературных является принцип триединства. Под этим подразумевается единство времени, места и действия в произведении. Это означало, что развитие сюжета должно было происходить в течение короткого времени, в одной комнате или доме. Отхождение от этих принципов, введение дополнительных сюжетов или растягивание действий во времени не допускалось.

Жанры классицизма в живописи и скульптуре

Эти сферы искусства были подчинены тем же канонам, что и . К высоким относились полотна и скульптуры, изображающие исторические, мифологические или религиозные сюжеты. Более «земные» жанры, такие как портрет, натюрморт или , считались низкими, если не имели связи с указанными темами.

Главной задачей художников классицизма было создание картины идеального мира без возможных двойственных трактовок. И порок, и были абсолютными, во всем декларировался подход и стремление к совершенству мира.

Классицизм в других сферах искусства

Тем же базовым принципам следовали и композиторы с архитекторами. В первостепенное внимание уделялось торжественным произведениям, воспевающим достоинства человека и величие государства или реминисценциям на античные темы.

Крупнейшими представителями классицизма в музыке считают Бетховена, Моцарта и Гайдна.

В архитектуре связь классицизма с античностью прослеживается ярче всего. Архитекторы не только использовали характерные детали древнеримской архитектуры, но и создавали полные копии лучших образцов античных зданий. Именно в этот период произошел возврат к колоннам, простоте и

Какие характерные жанры классицизма в Литературе?

Вопрос решен и закрыт .

    Ну мне фантастика нравится... Правда в последнее время редко книгу в руки беру...

    Я вне логики, разные жанры люблю. Разве что историю редко читаю

  • Фантастику полюбил с булычёвской Алисы Селезнёвой.
    А более взрослую фантастику с книги братьев
    Стругацких "Понедельник начинается в субботу"

    Постмодернизм, я полагаю, кагбэ.

    Daiļliteratūras veidi un paveidi - pasaka, teika, romāns, stāsts, novele, apraksts, tēlojums, miniatūra, epika.

    У меня там целая коллекция мировой литературы самых разных жанров (около 300 томов), большая мед. эциклопедия из 30 томов, и всякие разные детективы.

    Разное: от религиозной литературы (Ведическая философия привлекает) до эпического фэнтези Джорджа Мартина. Детективы не читала никогда(скучная штука) и любовные романы для тётушек после 40 (пустые, однообразные диалоги раздражают).

    Как выбрать книгу: открываешь первую попавшуюся страницу во второй половине книги, чуть ближе к середине, чем от части, предназначенной для эпилога и читаешь одну-две страницы. Тут важно понять - заинтересовали ли тебя стиль написания, оформление мысли и прочее.

    И зря говорят, что нет плохих книг... ими как раз-таки заполнены полки современных книжных лавок. В общем-то, полностью отображает ситуацию в обществе. Пустое и бессмысленное.

  • Классицизм - одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам.
    Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась полная свобода личности, а человек объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. Трагическая коллизия рождалась на волне колоссального напряжения: горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие от греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека оказывалась бессильной). В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства.

§ 1. Возникновение и развитие классицизма в Европе

В XVII в. в Западной Европе начинается эпоха абсолютной мо­нархии. Правители, стремясь укрепить и упорядочить свою власть, вводили правила поведения сословий и отдельных граждан, огра­ничивали свободу личности. Возвышенное и разнообразное искус­ство эпохи Возрождения сменялось строгим классицизмом.

Классицизм (лат. classicus - "образцовый”) художествен­ное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в.

(П. Корнель, Ж. Б. Мольер, Ж. Расин). Поэтика классицизма на­чинала складываться в эпоху позднего Возрождения в Италии, но как целостная художественная система классицизм сформиро­вался во Франции в XVII в. в период укрепления и расцвета абсо­лютизма. Это было время правления Людовика XIV, создавшего великолепный двор в Версале. Стройные аллеи, подстриженные деревья и симметричные лужайки Версальского парка, разбитые садовником Андре Ленотром, как бы "очищали” природу от вся­кой неправильности. Продуманный до мелочей церемониал двора делал его жизнь благообразной и упорядоченной с виду, какие бы страсти ни кипели за кулисами. Так и поэты классицизма изобра­жали жизнь, которая даже в конфликтных ситуациях разворачи­валась разумно и соразмерно. Классицисты были уверены, что их нормы красоты верны для всех времен, что сами они ничего не при­бавляют к правилам древних - греческого философа Аристотеля и римского поэта Горация, создавших пособия по поэтическому искусству. Правила действительно были в основном те же, но при­менялись иначе.

Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), класси­цизм являлся и своеобразной антитезой ему. Общественное и лич­ное, родовое и индивидуальное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие в искусстве Ренессанса как единое гармо­ничное целое, в классицизме противопоставляются. В основе эсте­тики - принцип рационализма , культ разума, высшим образцом, идеалом признаются произведения античного искусства.

Выдвинув принцип подражание природе . классицисты считали непременным соблюдение незыблемых правил, согласно которым художественное пронзведениестроится как искусственное, логиче­ски построенное целое, имеющее строгую до схематизма сюжетно- композиционную организацию. Человеческие характеры обрисо­вываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются. Это отвечало общественно-воспитательной функции искусства, которой классицизм придавал огромное зна­чение.

Классицизм установил строгую иерархию жанров, разделив их на высокие, средние и низкие, и довел ее до строгой последователь­ности. Высокие жанры изображали героев, на которых читатель должен смотреть снизу вверх. Выше всех высоких жанров - эпи­ческая поэма, иначе называвшаяся эпопеей, обширное повество­вание о важном историческом событии. Следом за эпопеей шла трагедия. Именно в этом жанре созданы шедевры французско­го классицизма - произведения Пьера Корнеля и Жана Расина. В трагедии, как правило, действовали короли и изображались высокие чувства. Самый известный конфликт трагедии клас­сицизма - столкновение любви и чувства долга. И поэмы, и тра­гедии писались только в стихах, которые почитались неизмеримо выше "презренной прозы”. К высоким поэтическим жанрам при­надлежали также оды - лирические стихотворения на важные общественно-политические темы. Были духовные оды, посвящен­ные Богу, и торжественные, в которых прославлялся монарх.

В средних жанрах изображались люди, по отношению к кото­рым читатель считал себя равным, и обычные в обществе ситуа­ции. К средним жанрам относилась прежде всего высокая комедия (в сравнении с низкой - простонародной). Она изображала и вы­смеивала пороки, которые можно встретить в повседневной жиз­ни высшего общества. Ее обычные персонажи - дворяне или бога­тые горожане. Величайший мастер этого жанра - Жан Батист Мольер, пьесы которого ставятся во всем мире посей день. Высокая комедия писалась обычно стихами, но могла быть и прозаической. Сатира, обличавшая пороки, не обязательно была смешной, хотя отдельные остроумные строки считались ее большим достоин­ством. Особую обширную область среди средних жанров составля­ла дидактическая поэзия - стихотворные нравоучения в форме поэм или коротких эпистол (буквальный перевод этого слова с ла­тинского - "письмо, послание”). К средним жанрам относились также любовные и философские стихи.

Среди низких жанров важнейшей была басня. В ней действо­вали либо животные, либо простые люди. Их неразумные по­ступки помогали читателю извлечь нравственный урок, что и оправдывало изображение "низкой” природы. Во французском классицизме высокого развития достигли такие жанры, как бас­ня (Ж. Лафонтен), сатира (Н. Буало), комедия (Ж. Б. Мольер). Именно в низких жанрах, образцы которых строятся не в иде­альной дали исторического или мифологического прошлого, а в зоне непосредственного контакта с современностью, получило раз­витие реалистическое начало. Это в первую очередь относится к Мольеру, творчество которого вобрало в себя различные идейно­художественные течения и во многом определило дальнейшее раз­витие литературы. Собственно у Мольера комедия перестала быть низким жанром, его лучшие пьесы получили название "высокие комедии”, ибо в них, как и в трагедии, решались важнейшие об­щественные и нравственные проблемы века.

Правила композиции и стиля для каждого из жанров были различными, но существовало и общее для всех требование - яс­ность и логичность. Даже лирическое произведение стремилось не столько поразить или умилить читателя, сколько убедить. В траге­дии классицизма герой не просто действует и выражает свои чув­ства, но в первую очередь анализирует мотивы действий и чувств. Произведение обращалось главным образом к разуму читателя, и поэзия классицизма была поэзией разумного слова.

§ 2. Классицизм в русской литературе

Под влиянием французской литературы классицизм разви­вался в других странах Европы - Англии, Италии, Германии, России. Классицизм в России зародился во второй четверти XVIII в. в творчестве зачинателей новой литературы: А. Д. Кан­темира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова. С классицизмом так или иначе связано творчество большинства крупных писа­телей XVIII в. "Мы стали вдруг народ уже новый”. Эти слова по­эта Антиоха Кантемира выражают самоощущение русских лю­дей петровского и послепетровского времени. В России все пере­менилось. Сам язык должен был вырабатываться заново. Вместо церковно-славянского литературным языком стал русский, но это произошло не сразу, и борьба за литературный язык завершилась только в творчестве А. С. Пушкина.

В этом изменившемся обществе именно литература взяла на себя задачу воспитания нового человека, в первую очередь дворян­ства. Для этой цели никакая поэтическая система не подходила

лучше, чем поэзия разумного слова - классицизм. В России он возник на совершенно особой исторической почве, поэтому и раз­вивался по-своему.

В эпоху" классицизма русская литература освоила сложив­шиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в обще­европейский литературный процесс, сохранив при этом на­циональную самобытность. В частности, русский классицизм характеризуют: сатирическая направленность (важное место в ней занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, не­посредственно обращенные к конкретным явлениям русской жизни); преобладание национальноисторической тематики над античной (в трагедиях А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина и др.); высокий уровень развития жанра оды (у М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина), в которой получил прямое лирическое выра­жение патриотический пафос, характеризующий русский клас­сицизм в целом. Существенное место в русском классицизме за­нимает и жанр поэмы : военно-патриотической у М. М. Хераскова, философско-дидактической у М. В. Ломоносова, В. К. Тредиа- ковского и др. В конце XVIII - начале XIX в. русский классицизм испытывает воздействие сентименталистских и предромантиче- ских идей, что сказывается в поэзии Г. Р. Державина, трагедиях В. А. Озерова и гражданской поэзии поэтов-декабристов.

Из всех поэтических жанров эпохи классицизма как в запад­ноевропейской, так и в русской литературе наиболее популярны­ми были драматические - трагедия и комедия. К ним же отно­сятся самые твердые правила классицизма. Первое и главное в них - строгое единство тона : в трагедии не должно быть ниче­го смешного, в комедии - ничего печального. Необходимо было также соблюдать единство действия : сюжет должен развивать­ся строго последовательно, без отступлений и побочных линий. Считалось, что запутанность действия притупляет интерес к глав­ным событиям. Во избежание этого предписывалось соблюдать единство места и единство времени : действие не должно выхо­дить за пределы одного города, лучше - одного дома, а еще луч­ше - одной комнаты; время же следовало, насколько возможно, приблизить к реальному времени театрального представления. Максимально допустимым временем действия были одни сутки. Единство места и времени считалось необходимым для правдопо­добия. Правила единства времени, места и действия (так называ­емые три единства) именно в эпоху классицизма были выражены наиболее четко.

Сюжет трагедии и высокой комедии должен был непремен­но включать все свои составные части: экспозицию, завязку, раз- витис действия, кульминацию и развязку. Каждой части соот­ветствовало одно драматическое действие, вот почему трагедии классицизма писались в пяти действиях. Каждое появление нового персонажа (явления) было связано с новым событием. Хорошо построенная трагедия классицизма очень динамична. Но непосредственно перед зрителем предстают не столько сами события, сколько сообщения о них и рассуждения по их поводу. Дело в том, что по античной традиции на сцене нельзя было изо­бражать смерть. Поэтому большая часть трагических событий (сражения, поединки) происходили за сценой. В виде исключе­ния герой мог только заколоть себя кинжалом, и то в самом конце пьесы - под занавес.

Изображать подобным образом подлинную историческую дей­ствительность или повседневную жизнь было очень трудно, поэ­тому начиная с XIX в. правила классицизма в целом перестали соблюдаться. В 90-х годах XVIII в. классицизм как литературное направление в России уже не существовал. Но удивительно то, что главное в традициях классицизма восприняли именно литератур­ные новаторы - Жуковский, Батюшков, Вяземский. Они пошли намного дальше своих предшественников в изображении сложных человеческих чувств. Но эти чувства новаторы, как и поэты клас­сицизма, выражали при помощи "разумного слова”. Девиз "ясно­сти и простоты” оставался и их девизом. Эту поэзию не случай­но называли "поэзией прекрасных формул”. Связь поэтов школы Жуковского с русским классицизмом во многом определяет значе­ние этого литературного направления для истории литературы.

1.Когда и где зародился классицизм?

2. Какое влияние оказала эпоха абсолютизма на развитие литературы?

3. Какие традиции искусства Возрождения нашли продолжение в класси­цизме?

4. Каковы основные принципы эстетики классицизма?

5. Что значит культ разума и принцип рационализма ?

6. Что значит принцип подражания природе ?

7. Что представляет собой художественный образ в классицизме?

8. Каким образцам стремились следовать писатели-классицисты?

9. Почему в искусстве классицизма появилась иерархия жанров?

10. Назовите высокие жанры и их отличительные признаки.

11. Назовите низкие жанры и их отличительные признаки.

12. Почему жанр трагедии стал ведущим в классицизме?

13. Какие жанры стали основными во французском классицизме?

14. Почему произведения Мольера получили название высокая комедия ?

15. Когда зародился классицизм в России?

16. Назовите русских писатслей-классицистов.

17.Назовите отличительные признаки русского классицизма.

18. Какие жанры стали ведущими в русском классицизме?

19. Почему жанр оды получил высокий уровень развития в русской литера-

20. Назовите правила драматургии классицизма. Что значит соблюдение единства места действия; единства времени действия?

21.Как строился сюжет произведений классицизма?

22. Каково значение классицизма для истории русской литературы?

Ключевые понятия: классицизм, исторические события, высо­кие жанры, трагедия, эпопея, ода. средние жанры, дидактиче­ская поэзия, низкие жанры, комедия, сатира, басня, единство места, времени и действия, завязка, развитие действия, кульминация, развязка

(франц. genre – род, вид), тип произведения, обладающий своими характерными чертами и разделяющийся на подтипы. Литературный жанр складывается исторически, обобщая черты, которыми отличается группа произведений в ту или иную эпоху. Из совокупности нескольких жанров складывается литературный род . Жанр делится на виды (иногда эти термины употребляются противоположным образом: вид – более крупное множество, напр. поэма , жанр – конкретный тип, напр. лирическая поэма). В целом теория литературных родов не исчерпывает всего богатства жанров. Можно обозначить и другие принципы классификации жанров. Род объединяет жанры в основном по формальному признаку (проза, стихи или форма изложения текста для сцены) и по признаку самого общего содержания текста (личные чувства и переживания в лирике , события в эпосе , драматический сюжет в драме ). Также жанры можно разделить по принципу авторского отношения к предмету изображения, общей интонации произведения – комические (комедия , шуточное стихотворение, юмористический рассказ), сатирические (памфлет, эпиграмма, фельетон ), трагические, элегические и пр. Со времён античности известно деление жанров на высокие, средние и низкие. К высоким относятся жанры, повествующие возвышенным языком о деяниях богов и героев (трагедия, ода ), к низким – высмеивающие грубым и простонародным языком низкие поступки людей (комедия, сатира ), средние занимают промежуточное положение – повествуют о жизни человека, не вкладывая в это ни героического, ни комического содержания и пользуясь основным фондом слов языка (драма, повесть ). Эту теорию развивали классицисты (М. В. Ломоносов в России, совмещавший учение о жанрах с учением о трёх стилях – высоком, среднем и низком). Высокие жанры используют слова высокого и среднего стиля, средние – среднего и низкого, а в низких жанрах совмещаются слова высокого и низкого стилей, при этом «высокие» слова употребляются в сниженном значении. Иногда в такую классификацию включают ещё и смешанные жанры – трагикомические и пародийные произведения, совмещающие элементы высоких и низких жанров.

Жанры выделяются на основе совокупности признаков. Помимо общего содержания и принадлежности к определённому литературному роду, важен объём произведения, его композиция и богатство идейного содержания. Так, напр., роман и повесть отличаются друг от друга объёмом (объём романа, как правило, больше) и количеством освещённых проблем, тем, идей (в романе их больше). Такое же отличие между романом и эпопеей , являющейся ещё более крупным произведением, призванным передать жизнь и колорит целой эпохи. В некоторых случаях трудно провести границу между жанрами (напр., романы И. С. Тургенева многие исследователи считают повестями). Легче выделить жанры по формальному признаку. Такие критерии часты в поэзии. Напр., сонет выделяется исключительно на основании внешних признаков – стихотворение из 14 строк, состоящее из двух четверостиший (катрен ) и двух трехстиший (терцин). Так же формальны критерии выделения рондо, триолета, газели и пр. В прозе сложно ввести такой критерий, в связи с её более свободным характером, и поэтому прозаические жанры часто различаются не по форме, а по содержанию. Напр., отличие рассказа от новеллы – это неожиданная концовка, обязательная для новеллы, по крайней мере, в современной трактовке этого термина.

С другой стороны, для жанра важно его идейное содержание. На этом основании внутри общего жанра или вида романа или повести можно выделить утопический (о несуществующих идеальных странах и городах, написанный в дидактических целях), приключенческий (о приключениях героя), детективный (о поисках преступника), психологический (посв. раскрытию психологии героев) и пр. роман (или соответствующую повесть).

Жанр развивается и меняется исторически. В разные эпохи возникали разные теории, посвящённые критериям отделения одного жанра от другого и нормам создания текста различных жанров. Самые знаменитые теории принадлежат эпохе античности и классицизма.

Меняется не только содержание каждого жанра, но и состав жанров в целом. Так, торжественная ода, зародившаяся в поэзии Пиндара, на некоторое время ушла на периферию литературы, затем возродилась в 18 в., в эпоху классицизма, и после этого постепенно угасла. Жанры могут возникать в определённую эпоху, в творчестве определённого писателя – так, с романом П. Абеляра «История моих бедствий» возник жанр литературной исповеди. В творчестве драматурга М. Метерлинка появилась одноактная драма. Другие жанры, как, напр., басня, комедия, возникшие ещё в античности, продолжают существовать на протяжении всех периодов истории литературы, вплоть до современного, и при этом постоянно наполняются новым содержанием.

Различные эпохи в истории литературы отличаются друг от друга не только составом жанров, но и их количеством. Для литературы 20 в. характерно большое количество жанров и их взаимопроникновение. На стыке нескольких жанров возникает новый тип литературного произведения. В предыдущие периоды в литературе, как правило, выдвигалось на первый план несколько жанров (напр., трагедия, ода, эпическая поэма в классицизме; лирическая поэма, баллада, элегия в романтизме). В связи с этим в современной литературе появились утверждения об исчезновении жанров – до такой степени расширились их границы. Появились антижанры – антироман, антидрама.

Жанровое своеобразие рассматривается не только по отношению к эпохе или течению в литературе, но и по отношению к отдельному писателю. В творчестве каждого писателя всегда появляются специфические формы, и их жанровая принадлежность обычно является предметом споров для исследователей. Так, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского соединяет в себе черты психологического, социального, детективного и авантюрного романа.

    Понятие о жанре литературного произведения. Функции и структура (теоретическая модель жанра). Статическое и динамическое в жанре. Жанровообразующие признаки. Типология жанров (универсальные – локальные, канонические – неканонические и др.).

Литературные жанры (фр. genre - род, вид) - это сложившиеся в процессе развития художественной словес­ности виды произведений. Проблема жанра в самой общей форме – проблема клас­сификации произведений, выявления в них общих - жанровых - признаков.

Жанры литературные виды, на которые делятся три рода лит-ры. Жанр дает представление о прозведени и определяется через комплекс признаков, постоянно меняющихся. Например, один из признаков трагедии – «ужасающий» финал.

Внутри каждого рода литературы складываются свои жанры.

Жанр - определенный тип произведений, имеющих общую структуру, общие содержательные и формальные признаки. Не смотря на то, что у каждого жанра своя устойчивая структура, жанр - категория, исторически меняющаяся. У каждого жанра есть исторические разновидности. По этому жанры очень сложно подвергнуть классификации.

Жанрообразующие признаки:

Пространственно-временная организация

Субъектная организация

Речевая организация, ассоциативный фон.

Этим признакам соответствуют 3 жанровых плана :

План формы

План восприятия.

Все жанры делятся на универсальные и локальные:

Универсальные - жанры, которые, появившись в лит-ре, продолжают функционировать и по сей день

Локальные - функционирующие только в определенный исторический период.

Жанры бывают канонические и неканонические :

Канонические: нормы и правила, обязательные для автора, создаются по образцу, имеют определенные границы, имеют определенную форму бытования.

Неканонические – свободны от этого

Большинство жанров возникло в глубокой древности. Эволюционируя, они тем не менее сохраняют некоторые устойчивые содержательные и формальные черты, позволяющие говорить о жанровой традиции. По словам М. М. Бахтина, «жанр - представи­тель творческой памяти в процессе литературного разви­тия». Сами жанровые обозначения (трагедия, басня, баллада и т. д.), часто входящие в текст произведения, в его название («Ревизор. Комедия в пяти действиях»);«Евгений Онегин. Роман в стихах»), являются знаками литературной традиции; они вызывают в читателе опреде­ленное жанровое ожидание.

Поэтикой классицизма различались высокие, средние и низкие жанры, причем каждому из них предписывался определенный герой: напр., «благородного» происхождения в трагедии и «низкого» в комедии. Жанр понимался как некое регла­ментированное содержательно-формальное единство, как норма, которой должен следовать писатель; смешивать различные жанры не разрешалось.

Романтизм выдвинул в противо­вес классицизму такие жанры, которые давали больший простор выражению субъективных переживаний. Клас­сицистическая ода, героическая поэма, трагедия, сатира уступили место элегии, балладе, лиро-эпической роман­тической поэме, историческому роману; при этом границы между жанрами сознательно размывались. Однако жанры романтизма по-своему были также несвободны от нормативности. Подлинное освобождение от жесткого жанрово­го регламента стало возможным лишь с развитием реализ­ма, оно было связано с преодолением субъективной одно­сторонности в самом творчестве. Во всех европейских литературах XIX в. происходит резкая перестройка жанро­вой системы. Жанры стали восприниматься как эстетически равноценные и открытые для творческого поиска типы произведений. Такой подход к жанрам свойствен и нашему времени.

В качестве литературоведческих терминов в основном используются традиционные жанровые обозначения - басня, баллада, поэма, роман и т. д..

Важнейшим жанровым признаком произведений явля­ется его принадлежность к тому или иному литературному роду: выделяются эпические, драматические, лирические, лиро-эпические жанры.