Что называется планом местности. Виды и крупность планов в видеосъемке. Выбор оптимальных параметров расположения точки зрения в перспективных проекциях

Перед принятием решения о строительстве какого-либо хозяйственного объекта, о прокладке дорог, о размещении земель необходимо иметь изображение данной местности. Его можно иметь в виде рисунка или фотографии. Они сделаны обычно с поверхности Земли, поэтому на них не всегда видно, какие размеры и формы имеет этот участок, одни предметы заслоняют другие. Изображение местности может быть в виде , на которых местность показана сверху, однако на них не все предметы похожи на их действительный вид на местности, не все предметы местности можно определить (отдельно стоящее дерево, куст, ключ, мельница). На аэрофотоснимках нет названий , населенных пунктов, трудно здесь определить и деревьев, из которых состоят леса. Наиболее удобным и полным способом изображения местности является план.

Планом местности называется чертеж, который изображает небольшую часть земной поверхности сверху в уменьшенном виде. На нем показывают, чем занята местность, какие на ней размещены объекты. По плану местности можно определить взаимное расположение этих объектов, расстояние между ними, данного места и многое другое.

Значение плана местности огромно. Он верный помощник человека при изучении природы, ведении хозяйства, для туризма и при обороне страны. В сельском хозяйстве план местности необходим для размещения сельскохозяйственных объектов, определения размеров пашен, сенокосов, пастбищ. По планам устанавливают место строительства хозяйственных объектов, зданий, прокладки дорог, путей сообщений, линий электропередач. Все эти объекты сначала намечают на плане местности. Такие планы имеют все аварийные службы. Они позволяют быстро приблизиться к месту аварии.

План местности, так же как и , - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости. Но план отличается от .

На плане изображают небольшие участки местности, поэтому их вычерчивают в крупных масштабах, например, в 1 см - 5 км. На картах же показаны значительные участки местности - материк, государство, мир в целом. И вычерчивают их в более мелких масштабах: в 1 см - 1 км, или в 1 см - 100 км, в 1 см - 250 км.

При построении планов кривизну шарообразной поверхности Земли не учитывают и считают, что участки поверхности являются плоскостью. При построении же карт кривизна земной поверхности всегда учитывается.

Планы являются очень подробным изображением местности, вплоть до отдельно стоящего дерева. На картах изображены только большие объекты: крупные реки, озера, горы, города. На плане Москвы четко видны многие улицы, а на карте Москва обозначена звездочкой.

По стопам родителей я поступила на строительный факультет (уже на 4 курсе). Что такое план местности, я узнала уже будучи маленькой девочкой. План нужен не только геодезистам и географам, в нем нуждаются и строители, и работники сельскохозяйственной сферы и даже просто путешественники!

Что такое план местности

Планом местности называют чертеж, где изображен небольшой земельный участок. Если местность имеет совсем небольшие размеры, то ее можно сфотографировать или даже просто нарисовать. Лучше это делать с воздуха. Самую большую популярность имеют аэрофотоснимки (фотографии, сделанные с самолета). Думаю, делать такие фотографии выгодно, потому что не будет искажения размеров. С помощью условных знаков обозначаются объекты, которые присутствуют на изучаемой территории.


Условные знаки, я считаю, очень просты для понимания и напоминают сам объект. Например:

  1. Леса обозначаются зеленой растительностью.
  2. Родники - тонкой голубой линией.
  3. Песок - коричневым цветом.

Имея такой план под рукой работа фермера или, например, географа пойдет быстрее.

Как составить план местности

Чтобы составить правильный графический план детального изображения малого участка Земли, по моему мнению, нужно немного разбираться в этой сфере или просто взять с собой знающего человека (практика научит быстрее). Но интернет и полезные книги тоже пригодятся.


В первую очередь нужно найти точку, с которой будет видна вся изучаемая местность. Затем выбирается нужный масштаб. Обязательно следует взять с собой компас, чтобы определить направление на север. После можно приступить к обозначению основных ориентиров. Ориентирами могут служить самые высокие деревья, столбы или углы сооружений. Потом с помощью специальных высокоточных приборов измеряются азимуты до каждой из точек, которые нужно изобразить на плане. Откладывать нужно от главной точки, от нее же проводить вспомогательную линию (на плане отметить угол). Расстояние от главной до искомых точек местности тоже нужно будет замерить. В завершении работы ставятся условные знаки.

    Дверная коробка - составляющая дверного блока, служит для навешивания на неё дверного полотна и расположения в ней ответной части фиксирующего устройства. Дверная коробка жестко крепится в дверном проеме, составляя с ним единое целое. Наличие коробки в комплекте двери свидетельствует о повышенной степени сопряжения проёма с дверью, для обеспечения лучшей изоляции разделяемых пространств.

    Порог - нижняя поперечная часть дверной коробки. Примечателен тем, что может не входить в комплект коробки либо иметь упрощённую конфигурацию.

    Притвор - небольшой равномерный выступ по всему периметру полотна или коробки, служащий ограничителем при закрывании, скрывающий зазоры между полотном и коробкой и повышающий изоляционные свойства двери.

    Наличники - специальные декоративные планки, которые закрывают шов, соединяющий дверной проем и коробку. В дверях из стали, могут быть выполнены заодно с коробкой, повышая защитные свойства.

71. Что показывается на разрезе здания?

Разрезом называют изображение здания, мысленно рассеченного вертикальной плоскостью. Если мысленно рассечь здание вертикальной секущей и удалить его переднюю часть, а оставшуюся часть здания спроецировать прямоугольно на фронтальную плоскость проекций (параллельно секущей плоскости), то полученное на ней изображение и будет разрезом этого здания. Разрезы делают по наиболее важным в конструктивном или архитектурном отношении частям здания, по лестничной клетке, оконным и дверным проемам. Разрез здания называют поперечным, когда вертикальная секущая плоскость перпендикулярна продольным стенам здания. Разрез здания называют продольным, когда вертикальная секущая плоскость параллельна продольным

стенам здания. Направление секущей плоскости для разреза обозначают на плане первого

этажа разомкнутой линией со стрелками на концах, показывающей направление проецирования и взгляда наблюдателя. Как правило, направление взгляда на плане указывают либо сверху вниз, либо слева направо.

72. Что называется планом здания?

План здания – это изображение разреза здания, рассеченного мнимой горизонтальной плоскостью, проходящей на определенном уровне. План здания дает представление о его форме, взаимном расположении отдельных помещений. Мнимую секущую плоскость разреза располагают в пределах дверных и оконных проемов. Поэтому на плане здания показывают оконные и дверные проемы, стены и перегородки, встроенные шкафы, сантехническое оборудование и т.п.

73. Выбор оптимальных параметров расположения точки зрения в перспективных проекциях.

Чтобы изображение в перспективе хорошо смотрелось, надо учитывать естественный угол зрения человека, поэтому относительное расположение объекта, картины и точки зрения не может быть произвольным. При выборе точки зрения рекомен­дуется придерживаться следующих положений:

Главный луч зрения должен быть направлен перпендикулярно картин­ной плоскости и делить картину при­мерно пополам или находиться в средней трети картины. Картиной на­зывается то. что будет заключено между крайними лучами, идущими от зрителя к предмету;

Угол между основанием картины и сооружением должен составлять 20 е …40°;

зритель должен находиться на та­ком расстоянии от предмета, чтобы предмет был включен в конус ясного зрения или был бы в поле ясного зрения. Для этого угол между край­ними лучами зрения должен быть в пределах 28°.. .37°;

В том случае, когда у соору­же­ния вертикальные разме­ры больше гори­зон­таль­ных, зрите­лю следует отойти на полторы-две высоты от сооруже­ния для того, чтобы угол зрения в вертикальной плоскости оказал­ся в допускаемых границах;

По расположению картин­ной пло­скости относительно объек­та перспек­тивы могут быть двух видов: цен­тральная фронтальная перспектива применяется для построения интерье­ров, т. е. перспективы внутреннего вида помещений; угловая перспектива применяется при изображении отдельных объек­тов, в этом случае картинная пло­скость располагается под углом к объекту.

По расстоянию точки зрения от предмета перспективы могут быть разделены на перспективы с острым, резким ракурсом и перспективы с ту­пым, пологим ракурсом. Ракурсом называется поло­же­ние изображаемо­го предмета относительно картинной плос­кос­ти, при котором получается резкое укорочение удаленных от перед­него плана частей.

При выборе точки зрения необхо­димым условием является реальное расположение точки зрения, т.е. наи­лучшее. Намечая точки стояния, мыс­ленно представить, как будет выглядеть здание.

Каждый план имеет свое название, назначение и особенности. Общепринято классифицировать планы по крупности, расположению и смыслу. В рамках данной статьи затрагивается основное деление — по крупности и расположению.

Пожалуй, стоит идти от общего к частному, поэтому начну я с дальнего плана. Существует он для того, чтобы показать место и время действия, причем, человек в кадре занимает ничтожно мало места или вообще отсутствует. Отличным примером для иллюстрации служат кадры из фильмов о дикой природе.

На общем, или, как его еще называют, ростовом плане , человек занимает практически весь кадр в вертикальной плоскости. Как правило, общий план используют для привязки к месту действия или, говоря другими словами, чтобы акцентировать внимание зрителя на обстановке вокруг героя.

За ними следует средний план , который в свою очередь делиться на первый средний и второй средний . Первый средний план кадрируется в районе пояса и представляет собой, по сути, ту картинку, которую мы видим при разговоре с человеком в реальности,второй же план кадрируется в районе ниже пояса, но выше колен, тем самым, позволяя комфортно наблюдать за действиями героя в кадре на небольшом расстоянии.

Последние два плана — это крупный и детальный . И если в крупный план попадают отражающиеся на лице героя эмоции и чувства, то детальный акцентирует внимание на подробностях.

Хочу заметить, что не стоит придавать слишком сильное значение названиям расположения и крупности планов, так как этипонятия в определенной степени расплывчаты и большинство людей расходятся во мнениях, что именно они обозначают, либо используют другие. Так, например, приведенная в этой статье терминология может применяться в одной видеошколе и быть недопустимой в другой. Кроме того, бывают случаи, когда в таких терминах вообще отпадает какая-либо необходимость, например, если герой, на которого в данный момент времени направлена камера — движется.

Выбирая крупность, стоит избегать кадрирования планов по сочленениям ног(Рис. 1). На рисунке я отрезал область ниже колен. Ноги героя выглядят на нем ампутированными. Чтобы избежать подобного эффекта, можно выполнить кадрирование в середине бедра. А если вам нужен более общий план, то можно перейти к ростовому плану и выполнить кадрирование посередине голени(Рис. 2). Такой план создает ощущение, что герой в чём-тостоит. Аналогичная ситуация происходит с кадрированием по щиколотку — эта область считается наименее удачной для кадрирования, поэтому ее стараются всячески избегать.

Несложно выбрать крупность плана, основываясь на том, как требуется преподнести героя, какие отношения и эмоции вы хотите показать в кадре. Если это открытое выражение глубоко личных чувств, то общий план использовать нецелесообразно. С дугой стороны, если герой кадра говорит или делает маловажные для зрителя вещи, мы не станем использовать крупный, так как он несет в себе личностное значение.

Чтобы наш зритель не заскучал при просмотре фильма, настоятельно рекомендую менять планы. Однако, прибегая к этому приему, не стоит забывать о некоторых правилах:

  1. Смена кадров должна происходить приблизительно каждые 5 — 10 секунд.
  2. Обычно, переходы на крупный план с новым героем кажутся зрителю слишком резкими и вызывают подсознательный дискомфорт. Чтобы этого не происходило, нового героя вводят в видеоряд постепенно. Начинать следует с общего плана, затем переход на средний, который сменяется крупным. Постепенное приближение плана воспринимается естественнее, чем резкие переходы с дальнего на общий. Допустимы и варианты, когда при приближении к герою пропускается одна ступень, например, переход с дальнего плана на второй средний и т. п.

Положение видеокамер во время съемки. Сила отождествления.

Большинство сцен между двумя людьми, обычно это диалоги, снимаются видеокамерами, расположенными симметрично относительно друг друга под небольшим углом за спинами героев. Такой план называется — «план через плечо». В идеальном варианте — при видеосъемках, для реализации этой схемы используют четыре видеокамеры: две на уровне плеча каждого героя и две чуть позади — за спиной. Такое расположение видеокамер называется восьмеркой, либо — внутренним и внешним реверсом.

Стандартный шаблон монтажа взаимодействия двух героев — нарезка внешних планов. Когда нужно углубиться в действие, мы укрупняем план и переходим к нарезке внутренних планов. Когда требуется ослабить контакт зрителей с героями, можно снова вернуться к внешним планам.

Все это не так актуально для полупрофессиональной или любительской съемки, так как позволить себе сразу четыре видеокамеры может не каждый. Как правило, столь сложными и дорогостоящими схемами занимается профессиональная съемочная группа. Однако приемы такой съемки рекомендуется иметь в виду и любителям.

Можно свободно использовать планы разной крупности для каждого героя. Тут стоит отметить следующий момент — зритель отождествляет себя с тем героем, план которого в данный момент крупнее. Поэтому, ели вы хотите акцентировать внимание на ком-то, просто меняйте планы с общего на крупный. Только не забывайте про правила переходов с плана на план, о которых я писал выше.

Другим способом управления силой отождествления зрителя с героем, является изменение расстояние видеокамеры от линии общения двух героев. Чем ближе камера находится к линии общения, тем сильнее мы вовлекаем зрителя в происходящее между героями, будь то сцена венчания в храме или обычный диалог на улице. Для еще большей персонализации камеру можно придвинуть вплотную к линии взгляда(Рис. 3).

Чтобы избежать мини скачков, в случае, когда на «съемочной площадке» присутствует несколько операторов, снимающих одного и того же героя или сцену(подобную ситуацию можно частенько встретить на свадебных торжествах), крупность подаваемых планов, при переходах после монтажа, должна ощутимо отличаться. Хорошей приемом, при этом, является использование разных углов съемки, которые должны быть не меньше 20 градусов, а при идеальном раскладе — 45 градусов.

Допустим, вам нужно объяснить кому-нибудь, как пройти от школы к вашему дому. Вы не станете рисовать окружающие объекты такими, какими они выглядят в природе или на фотографии, а начертите на листе бумаги схему - , обозначив дома квадратиками, улицу или дорогу - извилистой линией, деревья - кружочками и т. д.

Топографические планы используются, как правило, в таких ситуациях, когда требуется подобная схема не слишком большой территории. Они нужны при составлении проектов, при строительстве. Без планов местности невозможна никакая хозяйственная деятельность. В быту полезно составить план своих помещений (дома, квартиры, комнаты), своего участка, двора, сада.

Условные знаки

Для того чтобы работать с топографическим планом, нужно уметь его читать. Нельзя читать, не зная букв. «Азбукой» плана являются условные знаки. , обозначающие объекты на плане, называются топографическими. Такие знаки похожи на сами объекты. Каждому природному объекту на плане соответствует определенный цвет: лес - зеленый, река, озеро, болото — голубые. Некоторые объекты, такие как поля, огороды, леса, заросли кустарника, занимают на местности большие площади. Эти участки называют угодьями и обозначают их границы пунктиром.