Через сколько часов будет 12 часов. Как посчитать время на калькуляторе. Табель учета и использования рабочего времени

Краткая биография Фалеса Милетского

Основателем философской школы в Милете считается Фалес. Фалес Милетский (конец VII – первая половина VI в. до н. э), первый математик и физик в Ионии, был тесно связан с ближневосточной культурой. Есть даже предание, что философ Фалес был поселившемся в Милете финикийцем , но, может быть, он лишь имел дальних финикийских предков. Он впервые в Ионии предсказал год полного солнечного затмения, произошедшего 28 мая 585 г. до н.э. В 582 г. до н. э. Фалес Милетский был провозглашен первым из «семи мудрецов». Фалес принимал живое участие в политике, советуя ионийским полисам объединиться против внешних врагов: вначале против Лидии, а затем - Персии. Но советам милетского философа не вняли. Во время борьбе Лидии с Персией Фалес, понимая, что Персия для греков опасные лидийцев, содействовал последним как инженер. Он помог Крезу, царю Лидии, перейти через реку Галис, посоветовав вырыть водоотводный канал.

Фалес Милетский

Фалес Милетский дожил до глубокой старости.

В античности ему были приписаны сочинения в прозе: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология». Сами эти названия говорят о Фалесе как об ученом и философе, искавшем физическое начало мироздания. К сожалению, от этих трудов дошли до нас только их названия.

Фалес Милетский как ученый

Поздняя античная традиция единодушна в том, что все свои первоначальные научные и философские знания Фалес почерпнул в Азии и в Африке, т. е. в Вавилонии, Финикии и Египте. Прокл утверждает, что Фалес принес в Элладу из Египта геометрию. Ямвлих говорит, что свою мудрость Фалес Милетский почерпнул у жрецов Мемфиса и Диополиса. Согласно Аэцию, Фалес занимался философией уже в Египте. Он прибыл в Милет уже далеко не молодым человеком.

В античной традиции Фалес Милетский – первый астроном и математик. Младший современник его, Гераклит, знает Фалеса не как философа, а лишь как астронома, прославившегося предсказанием солнечного затмения. Однако, как и вавилоняне и египтяне, он не понимал того, что действительно происходит на небе во время затмений. Его представления о небе были совершенно неверными. Фалес просто опирался на ту периодичность замечаний, которую обнаружили жрецы Аккада, Шумера, Египта.

Фалесу Милетскому приписывалось также открытие годового движения Солнца на фоне «неподвижных» звезд, определение времени солнцестояний и равноденствий, понимание того, что Луна светит (как все философоведы и в том числе историки философии) не своим светом, и т. п. В небесных телах он видел воспламенившуюся землю. Фалес разделил небесную сферу на пять зон. Он ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней и разделил его на 12 тридцатидневных месяцев, отчего пять дней выпадали из месяцев и были помещены в начало года так, как это было принято в те времена в Египте.

В области геометрии Фалес установил ряд равенств: вертикальных углов, треугольников с равной стороной и равными прилегающими к ней углами, углов при основании равнобедренного треугольника, разделенных диаметром частей круга. Фалес вписал в круг прямоугольный треугольник. Ученым жрецам Вавилонии и Египта это было известно, но для Эллады стало открытием. Однако принципиально новое состояло в том, что уже Фалес стал преподавать математику не только в эмпирической, но и в отвлеченной форме.

Как физик Фалес Милетский пытался понять причину летних разливов Нила. Он ошибочно нашел ее во встречном пассатном ветре, который, затрудняя движение воды Нила, вызывал повышение его уровня. Нил же разливается в результате летнего таяния снегов в одном его истоке и летних дождей в другом, эти верховья были найдены с громадными жертвами со стороны энтузиастов-путешественников только в прошлом веке.

Основные идеи философии Фалеса Милетского

Самая ранняя информация о философии Фалеса Милетского пришла к нам от Аристотеля. В аристотелевской «Метафизике» сказано: «Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете уходят, причем основное пребывает, а по свойствам своим меняется, это они и считают элементом и началом вещей. И поэтому они полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегда сохраняется... Количество и форму для такого начала не все указывают одинаково, но Фалес – родоначальник такого рода философии – считает ее водою» (Аристотель. Метафизика. Кн. I. Гл. 3).

Вода Фалеса – философское переосмысление гомеровского Океана, шумеро-аккадского Абзу (Алсу). Правда, название его сочинения «О началах» допускает, что Фалес поднялся до понятия первоначала, иначе он не стал бы философом. Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю – в этой форме он и представляет субстанциальность воды, она буквально пребывает подо всем, на ней все плавает.

С другой стороны, это не просто вода, а вода «разумная», божественная. Мир полон богов (политеизм). Однако эти боги действуют в мире силы, они также души как источники самодвижения тел. Так, например, магнит, согласно философии Фалеса, имеет душу, потому что он притягивает железо. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды. Сказанное можно подытожить словами Диогена Лаэртского о Фалесе: «Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 71. Далее – ДЛ. С. 71).

Стихийный материализм Фалеса содержал в себе возможность позднейшего раскола. Божество космоса – разум. Перед нами здесь не только антимифологичность Фалеса, поставившего на место Зевса разум, логос, сына Зевса, который отрицал своего отца, но и заложенная в протофилософском учении возможность идеализма.

Онтологический монизм философии Фалеса связан с её гносеологическим монизмом: все знание надо сводить к одной единой основе. Фалес сказал: «Многословие вовсе не является показателем разумного мнения». Здесь Фалес высказался против мифологического и эпического многословия. «Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей». Таков девиз первого древнезападного философа, его философское завещание.

Фалес - древнегреческий философ, открывавший список семи мудрецов. Его считают отцом античной философии, созданная им милетская (ионийская) школа стала точкой отсчета для истории европейской науки. Еще в V веке до н. э. имя Фалеса было тождественно слову «мудрец», причем его мудрость трактовали и как абстрагированную созерцательность, и как практическую сметку. Именно с Фалеса, как считал Аристотель , началась история метафизики, а Евдем открывал его достижениями историю геометрии и астрономии.

Биографии Фалеса как таковой не существует - есть единичные сведения, зачастую противоречащие друг другу и носящие характер преданий. Историки могут назвать лишь единственную точную дату, имеющую отношение к его жизни: в 585 г. до н. э. произошло солнечное затмение, предсказанное философом. Что касается времени жизни, то за основу принята точка зрения, согласно которой он родился в 640-624 гг. до н. э., а промежуток, в который он мог умереть, - 548-545 гг. до н. э.

Известно, что Фалес был продолжателем знатного рода, обладателем хорошего образования, полученного у себя на родине. Впрочем, происхождение философа из Милета довольно сомнительно. Есть сведения, что он жил там не как коренной житель, а имел финикийские корни. Легенда гласит, что мудрец, будучи торговцем, предпринял за свою жизнь большое количество путешествий. Живя в Фивах в Египте, Мемфисе, он тесно общался со жрецами, обучаясь их премудростям. Принято считать, что в Египте им были почерпаны геометрические знания, с которыми он затем познакомил соотечественников.

По возвращении на родину у него появились собственные ученики, и для них он создал прославившуюся школу, названную Милетской. Самыми известными учениками считаются Анаксимен и Анаксимандр. Легенды описывают Фалеса личностью разносторонней. Так, он был не только философом, но и служил у Креза, царя Лидии, военным инженером. Им были созданы водоотводный канал, плотина, благодаря которым река Галес потекла в другом направлении. Сохранились сведения, что Фалесу принадлежала монополия на продажу оливкового масла. Проявил он себя и как дипломат, выступавший сторонником сплочения ионийских полисов перед лицом опасности со стороны сначала Лидии, затем Персии. С другой стороны, он был против того, чтобы жители Милета стали союзниками Креза, и это спасло город.

Сохранились сведения, что Фалес дружил с Фрасибулом, милетским тираном, имел какое-то отношение к храму Аполлона Дидимского. Впрочем, есть источники, которые говорят, что Фалес, любивший уединение, не стремился участвовать в государственных делах. О личной жизни сведения так же противоречивы: вместе с утверждениями о том, что мудрец был женат и имел сына, встречается информация, что он так и не обзавелся семьей , а усыновил племянника.

Ни одно из сочинений не дошло до нашего времени. Считается, что их было два - «О равноденствиях» и «О солнцеворотах», содержание которых нам известно лишь благодаря пересказу авторов, живших позднее. Есть информация, что после него осталось 200 стихотворений. Не исключено, что в письменном виде труды Фалеса вообще не существуют, и лишь из других источников складывается представление о его учении.

Как бы там ни было, именно Фалесу принадлежит заслуга формулировки двух главных проблем натурфилософии – начала и всеобщего. Философ считал, что все существующие в мире вещи и явления имеют единую основу – воду, без деления на живое и неживое, физическое и психическое и др. Как человек науки, Фалес установил продолжительность года, определил время равноденствий и солнцестояний, объяснил, что Солнце движется по отношению к звездам. Как утверждает Прокл, именно Фалесу принадлежит заслуга первооткрывателя в доказывании геометрических теорем.

Отец античной философии скончался, будучи зрителем на соревнованиях гимнастов: сказалась жара и, вероятней всего, возникшая давка.

В юго-западной части Древней Греции, на побережье Малой Азии некогда находился крупный торговый город Милет. Там в V веке до н. э. родился философ и математик Фалес, имя которого впоследствии стало символом мудрости. Выдающийся древнегреческий мыслитель Платон столь высоко ценил его труды, что называл отцом и родоначальником философии. Что же известно об этом человеке?

Любознательный негоциант

Точная дата рождения Фалеса Милетского (название родного города стало частью его имени) неизвестна. Но среди ученых принято считать, что произошло это событие в период между 640 и 624 годом до нашей эры. Из тех скупых и порой противоречивых сведений, которые легли в основу биографии Фалеса Милетского, следует, что на свет он появился в богатой семье финикийского происхождения и благодаря этому получил весьма приличное по тем временам образование.

Достигнув надлежащего возраста, он занялся торговлей. В связи с этим он много путешествовал, побывал в крупнейших городах Древнего Египта. Это обстоятельство дало ему возможность значительно пополнить свои знания. Известно, например, что под руководством жрецов, являвшихся в ту пору представителями наиболее образованной части общества, юноша получил сведения, впоследствии положенные им в основу новой по тем временам науки - геометрии. Там же на берегах Нила пытливый купец постигал причины наводнений, искал способы предотвращения их пагубных последствий.

Политическая деятельность молодого ученого

Важной стороной жизни Фалеса Милетского являлась его общественно-политическая деятельность. Обладая незаурядным ораторским талантом, он выступал перед соотечественниками с призывами объединить усилия для совместной борьбы с лидийскими, а затем персидскими завоевателями, вторгшимися тогда в их Грецию и всеми силами пытавшимися установить свое господство.

Проявив политическую дальновидность, он стремился создать из разрозненных военных подразделений, формировавшихся во всех городах страны, совместное войско, подчиняющееся руководству единого оборонительного союза. Такими действиями молодой человек подвергал свою жизнь серьезной опасности, поскольку во все века оккупанты имели обыкновение жестоко расправляться с непокорными.

Обстоятельства жизни Фалеса, оставшиеся тайной

Среди прочих сторон жизни ученого, не получивших своего освещения, остался без ответа вопрос о том, была ли у него семья. На основании весьма разрозненных и противоречащих друг другу материалов, появились три гипотезы относительно личной жизни Фалеса Милетского. Кратко их суть сводится к следующему.

По одной версии он ни на ком не женился и покинул мир, не оставив потомства, тогда, как по другой - жена у него все-таки была и родила ему сына, названного Кибистом. Сторонники же третьей гипотезы, отрицая женитьбу, утверждают, что Кибист был сыном родной сестры Фалеса, то есть, племянником. Кто из них прав, теперь едва ли удастся установить, поскольку документальных свидетельств крайне мало.

Столь же противоречивы сведения, касающиеся даты и обстоятельств его кончины. Принято считать, что бренный мир философ покинул в промежутке между 548 и 545 г. до н. э., и причиной тому стала остановка сердца, вызванная жарой и давкой на трибуне, с которой он наблюдал за состязаниями атлетов во время одной из олимпиад. Что поделать, мудрецы являются такими же смертными творениями богов, как обычные люди.

Литературные труды, канувшие в Лету

О том, что содержали в себе труды Фалеса Милетского, с полной уверенностью сказать нельзя, поскольку ни одно из сочинений «отца философии» не сохранилось до наших дней, и судить о них можно лишь из сообщений биографов, изучавших в последующие века его творчество. Так, существует мнение, что всеобщей известностью при жизни он обязан двум капитальным сочинениям, одно из которых называлось «О равноденствиях», а другое - «О солнцеворотах».

Кроме того, известно, что помимо философии предметом его постоянного увлечения была поэзия, отчего в краткой биографии Фалеса Милетского, послужившей основой для написания этой статьи, говорится, что ему приписывают авторство почти двухсот стихов. Впрочем, некоторые исследователи подвергают эти данные сомнению.

Мудрец, предсказавший солнечное затмение

Несмотря на пережившую века славу Фалеса Милетского - философа и математика, авторство и подлинность его научных открытий имеет спорный характер, поскольку в большинстве источников они освещаются крайне противоречиво. То же самое можно сказать и обо всех датах, связанных с его жизнью.

Исключение составляет только предсказанное ученым солнечное затмение, которое, согласно современным исследованиям, произошло в мае 585 г. до н. э., когда между двумя крупнейшими государствами Древнего мира - Лидией и Мидией - шла кровопролитная война. О нем упоминают все биографы, поскольку пример научного предвидения до такой степени поразил современников, что утвердил за Фалесом репутацию величайшего мудреца.

Мастер нестандартных решений

Большинство же фактов о жизни Фалеса Милетского не подкреплены документальными свидетельствами и воспринимаются скорее как легенды, часто вторгающиеся в жизнеописания выдающихся людей прошлого. К ним можно отнести, в частности, рассказ о том, как, находясь на службе у лидийского царя Креза (того самого, который в мировой истории стал символом богатства), ученый сумел обеспечить переправу его войск через реку Галис.

Решение, принятое им, было воистину неординарным. Вопреки традиции, Фалес не стал искать брод или наводить мосты, а изменил русло самой реки, пустив ее течь в удобном для него направлении. С этой целью вблизи города Мител он спроектировал и осуществил постройку плотины и водоотводного канала. В результате уровень воды в прежнем русле понизился настолько, что войска преодолели его практически посуху.

Говорят, что талантливые люди талантливы во всем. Основатель научной Милетский зарекомендовал себя и как незаурядный предприниматель. Благодаря расположению со стороны все того же царя Креза ему удалось установить собственную монополию на торговлю оливковым маслом и извлекать из этого огромные доходы. Были у него и другие блестящие коммерческие предприятия.

Мудрость, проявленная в политических решениях

Было бы непростительным упущением оставить без внимания и политическую деятельность Фалеса, в которой также проявилось его незаурядное дарование. Ему, в частности, принадлежала идея создания конфедерации городов, центром которой должен был стать остров Хиос. Данная инициатива была направлена на противодействие возможной агрессии, исходившей в тот период от державы Ахеменидов - государства, существовавшего на территории Передней Азии в VI-IV веках до н. э.

В то же время ученый муж оказался весьма прозорлив в оценке политической обстановки, сложившейся в регионе. По данной им рекомендации правитель Милета (его родного города) уклонился от вступления в военный союз с Это было весьма дальновидное решение, вскоре оно позволило избежать захвата города персами, разгромившими лидийское войско и нещадно грабившими все оккупированные территории.

Заслуги в изучении астрономии

Однако главные свои лавры Фалес Милетский стяжал на научном поприще. В области астрономии ему приписывается открытие наклона эклиптики (большого круга небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца) относительно экватора. Кроме того, он научил современников вычислять время равноденствия и солнцестояния. Фалесу также принадлежит первенство в условном делении небесной сферы на пять кругов, обозначенных им как антарктический круг, зимний тропик, небесный экватор, летний тропик и арктический круг.

Наблюдая за Луной, он первым из ученых пришел к выводу, что ее сияние является ни чем иным, как отражением солнечного света, а затмения Солнца происходят в тех случаях, когда его закрывает от нас Луна. Более того, ученый сумел вычислить угловой размер этих космических тел, подсчитав, что он равен 1/720 части протяженности их орбит. Именно Фалеса современные астрономы считают основоположником математического метода изучения движения звезд и планет.

Совершенно новым для того времени и по-своему революционным было предложенное Фалесом учение о природе звезд. По его утверждению, они не являлись драгоценными камнями, разбросанными во Вселенной, как считали в то время, а состояли из вещества, подобного нашему земному грунту, но находящемуся в раскаленном состоянии и поэтому излучающему свет.

Философская школа Фалеса Милетского

Рассматриваемый нами исторический период (V век до н. э.) характеризовался тем, что при повсеместном господстве языческого мировоззрения, основанного на многобожии, в умах передовых мыслителей стали зарождаться идеи, согласно которым все формы бытия имеют единую основу. Это учение, называемое «монизмом», послужило базой для Милетской школы философии. Фалес как один из наиболее образованных и творчески мыслящих людей своего времени сыграл важную роль в формировании основных ее направлений. Именно поиски единого Бога, начатые за пять столетий до нашей эры, привели затем греческое общество к открытому конфликту с язычеством и принятию христианства.

В историю вошли также имена еще двух выдающихся мыслителей тех лет, осуществлявших совместную деятельность с Фалесом в Милетской школе - Анаксимандра и Анаксимена. Научные труды этих людей, не сохранились до наших дней, и об их содержании можно составить представление лишь на основе комментариев, составленных через несколько столетий. Однако не остается сомнений, что, благодаря философскому учению Фалеса Милетского и его коллег, человечество вступило на путь принципиально иного осмысления существующего мира.

Ученый, заложивший основы современной геометрии

Значительный вклад внес милетский мыслитель и в геометрию, основателем которой его часто называют. По сей день в рамках школьной программы изучается теорема, названная его именем. В практической жизни древних греков она нашла весьма любопытное применение: с ее помощью можно было без труда измерить расстояние от берега до корабля, находившегося в некотором отдалении.

Среди записей современников сохранились свидетельства того, насколько нестандартным мышлением обладал Фалес. Например, будучи в Египте, он встречался с фараоном Амасисем и поразил его, установив с необычайной легкостью высоту одной из пирамид. Для этого, воткнув в песок свой посох, длина которого была известна, он дождался момента, когда такого же размера достигнет падающая от него тень. После этого он измерил длину тени от пирамиды, которая в тот момент также равнялась ее высоте, и нашел, таким образом, искомую величину - просто, как все гениальное.

Заключение

Историки отмечают, что еще древние египтяне и жители Вавилона занимались проблемами, связанными с геометрией, но у них все базовые соотношения подтверждались исключительно эмпирическими, то есть основанными исключительно на наблюдении и практическом опыте правилами. Фалес же был первым из математиков, кто разработал систему доказательств, придав геометрии черты науки, весьма сходной с той, что знакома всем нам со школьной скамьи. Именно поэтому в современном мире он почитается не только как основоположник философии, но и как выдающийся исследователь, посвятивший себя точным наукам.

Фалес (Thales) (ок. 640 — ок. 546) — древнегреческий философ, неизменно возглавлявший список "семи мудрецов". Его считают отцом античной философии, созданная им милетская (ионийская) школа стала точкой отсчета для истории европейской науки. Аристотель начинает с Фалеса историю метафизики, Евдем — историю астрономии и геометрии.

Краткая биография

Исторических данных о жизни Фалеса практически не сохранилось. Имеется лишь ряд разрозненных и, порой, противоречивых упоминаний в трудах более поздних античных авторов. Единственная точная дата, которую можно отнести к жизни греческого философа, это дата затмения, которое он предсказал — 585 г. до н. э. Все остальное, в том числе и даты рождения и смерти, весьма приблизительно.

Известно, что Фалес происходил из знатного рода, имел хорошее образование. Жил в Милете*. По некоторым источникам являлся финикийцем либо имел финикийские корни. Будучи торговцем, много путешествовал. Живя в Фивах в Египте, Мемфисе, много общался со жрецами, обучаясь их премудростям. Принято считать, что в Египте им были почерпнуты геометрические знания, с которыми он затем познакомил соотечественников. По возвращении на родину создал философскую Милетскую школу, самыми известными последователями которой называются Анаксимен и Анаксимандр.

В античности ему были приписаны сочинения в прозе: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология». Сами эти названия говорят о Фалесе как об ученом и философе, искавшем физическое начало мироздания. К сожалению, от этих трудов дошли до нас только их названия.

* Милет — древнегреческий город в Карии на западном побережье Малой Азии, находившийся к югу от устья реки Меандр.

Вот некоторые факты из жизни Фалеса:

Фалес принимал живое участие в политике, советуя ионийским полисам объединиться против внешних врагов: вначале против Лидии, а затем — Персии. Но советам милетского философа не вняли.

Во время борьбе Лидии с Персией Фалес понимал, что Персия для греков опасные лидийцев и поэтому содействовал последним. Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Крёза, Фалес, чтобы облегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку от г. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал и сам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск. Этот эпизод имел место во время войны Крёза (царя Лидии) с персами.

Сохранились сведения, что Фалес дружил с Фрасибулом, милетским тираном, имел какое-то отношение к храму Аполлона Дидимского.

Показательные истории, связанные с именем Фалеса:

Однажды гружённый солью мул, переходя вброд речку, внезапно поскользнулся. Содержимое тюков растворилось, а животное, поднявшись налегке, сообразило в чём дело, и с тех пор при переправе мул намеренно окунал мешки в воду, наклоняясь в обе стороны. Прослышав об этом, Фалес велел наполнить мешки вместо соли шерстью и губками. Гружённый ими мул попытался проделать старый трюк, но добился обратного результата: поклажа стала значительно тяжелее. Говорят, что впредь он переходил реку так осторожно, что ни разу не замочил груз даже нечаянно.

Когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, он, сделав по наблюдению звезд вывод о грядущем урожае маслин, ещё зимой нанял все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок (потому что никто не давал больше), а когда оказалось что маслин уродилось очень много, спрос на маслодавильни тутже возрос и Фалес начал сдавать их по высоким ценам. Собрав таким образом много денег, он показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, но это не то, о чём они заботятся. Аристотель, из записей которого до нас и дошел этот факт, подчеркивает: урожай Фалес предсказал «по наблюдению звезд», то есть благодаря знаниям.

Фалес как ученый

Считается, что Фалес «открыл» для греков созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент; ранее этим созвездием пользовались финикийцы.

Считается, что Фалес первым открыл наклон эклиптики к экватору и провёл на небесной сфере пять кругов: арктический круг, летний тропик, небесный экватор, зимний тропик, антарктический круг. Он научился вычислять время солнцестояний и равноденствий, установил неравность промежутков между ними.

Фалес первым указал, что Луна светит отражённым светом; что затмения Солнца происходят тогда, когда его закрывает Луна.

Фалес первым определил угловой размер Луны и Солнца; он нашёл, что размер Солнца составляет 1/720 часть от его кругового пути, а размер Луны — такую же часть от лунного пути. Можно утверждать, что Фалес создал «математический метод» в изучении движения небесных тел.

Фалес ввёл календарь по египетскому образцу (в котором год состоял из 365 дней, делился на 12 месяцев по 30 дней. и пять дней оставались выпадающими).

Именем Фалеса названа геометрическая теорема.

Считается, что Фалес первым сформулировал и доказал несколько геометрических теорем, а именно:

вертикальные углы равны;

имеет место равенство треугольников по одной стороне и двум прилегающим к ней углам;

углы при основании равнобедренного треугольника равны;

диаметр делит круг на две равные части;

вписанный угол, опирающийся на диаметр, является прямым.

Фалес научился определять расстояние от берега до корабля, для чего использовал подобие треугольников. В основе этого способа лежит теорема, названная впоследствии теоремой Фалеса: если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают равные отрезки на одной его стороне, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.

Легенда рассказывает о том, что Фалес, будучи в Египте, поразил фараона Амасиса тем, что сумел точно установить высоту пирамиды, дождавшись момента, когда длина тени палки становится равной её высоте, и тогда измерил длину тени пирамиды.

Философия Фалеса

Фалес полагал, что всё возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей - вода; начало и конец Вселенной - вода. Всё образуется из воды путём её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землёй, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения — дух, «гнездящийся» в воде.

Фалесу приписываются следующие утверждения:

1.Земля плавает в воде (как кусок дерева, корабль или какое-нибудь другое [тело], которому по природе свойственно держаться на плаву в воде); землетрясения, вихри и движения звезд происходят оттого, что все качается на волнах по причине подвижности воды.

2.Земля плавает в воде, а Солнце и другие небесные тела питаются испарениями этой воды.

3.Звезды состоят из земли, но при этом раскалены; Солнце — землистого состава [состоит из земли]; Луна — землистого состава [состоит из земли].

4.Земля находится в центре Вселенной; при уничтожении Земли рухнет весь мир.

5.Жизнь предполагает питание и дыхание, в каких функциях выступают вода и божественное начало — душа.

Милетская школа

Фалес основал Милетскую школу — первую древнегреческую научно-философскую школу, которая находилась в городе Милет, древнегреческой колонии в Малой Азии в первой половине VI в. до н. э. Представителями этой школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен — больше никаких имен не сохранилось, возможно их и не было. Иногда Милетскую школу включают в состав "ионийской философии". К ионийским философам относились ученики Фалеса и ученики его учеников: Анаксимен, Анаксимандр, Анаксагор, Архелай.