Организация работы органов и учреждений органов пфр лекции. Организация работы органов социальной защиты

В систему социального обеспечения населения в РФ входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) и система подведомственных ему органов составляют единую, централизованную многоуровневую систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в России.

На федеральном уровне руководство системой органов ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией, в структуре которой имеются департаменты, управления, отделы, осуществляющие свои функции по следующим направлениям:

Формирование бюджетной политики ПФР и контроль за ее проведением;

Прогнозирование и анализ финансовых ресурсов ПФР;

Оперативное перераспределение финансовых ресурсов ПФР между его региональными органами;

Ведение бухгалтерского учета и отчетности;

Прогнозирование долгосрочного развития пенсионной системы.

В федеральных округах РФ постановлением правления ПФР от 9 октября 2000г. было создано 7 управлений ПФР. Управление ПФР в федеральном округе является структурным подразделением исполнительной дирекции ПФР.

В состав управления могут входить такие отделы: координации деятельности отделений ПФР в федеральном округе и контроля; информационно-аналитический; региональных социальных программ; правового регулирования, а также аппарат при руководстве (делопроизводитель и бухгалтер).

Руководство управлением ПФР в федеральном округе осуществляется начальником, который назначается и освобождается от должности председателем правления ПФР.

В субъектах РФ ПФР имеет свои региональные органы – территориальные отделения ПФР. Территориальное отделение ПФР соответствующего субъекта РФ создается постановлением правления ПФР в целях осуществления государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения.

В России существует относительно самостоятельная система обязательного социального страхования. Все расходы на социальные страховые пособия, социальную реабилитацию и страховое возмещение стоимости обслуживания и социальных услуг возложены на Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС России).

Деятельность ФСС России регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994г. «О Фонде социального страхования РФ».

Согласно Положению о Фонде социального страхования РФ он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

Основными задачами ФСС России является обеспечение выплат гарантированных государством социальных страховых пособий.

На федеральном уровне руководство фондом осуществляет его председатель, назначаемый на эту должность Правительством РФ. В ведении председателя фонда находятся не только нижестоящие исполнительные органы фонда, но и центральный аппарат.

В соответствии со спецификой деятельности фонда и в зависимости от объема выполняемых работ его центральный аппарат состоит из таких структурных подразделений, как департаменты, управления, отделы. Они осуществляют организацию работы по основным направлениям деятельности фонда.

Оперативное управление средствами обязательного социального страхования, санаторно-курортными учреждениями на территории субъектов РФ осуществляют отделения ФСС России.

Правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения страны определены в Законе РСФСР от 28 июня 1991г. «О медицинском страховании граждан в РФ». Цель ОМС заключается в том, чтобы гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах – обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью обязательного социального страхования. Оно должно обеспечивать всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование осуществляется обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы специальные органы – фонды обязательного медицинского страхования.

Основными задачами ФФОМС России являются:

1) финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования; обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и повышения качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории страны в рамках базовой программы ОМС;

2) аккумулирование финансовых средств ФФОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Управление ФФОМС осуществляется коллегиальным органом – правлением и постоянно действующим исполнительным органом – директором, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ. Состав правления утверждается Правительством Российской Федерации со сроком полномочий на 3 года.

Правление возглавляет председатель, который, как и его заместители, избирается правлением ФФОМС. В состав правления входят по должности директор фонда, а также представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представители страховых медицинских организаций, различных общественных объединений.

Практическую работу осуществляет исполнительная дирекция ФФОМС, возглавляемая директором. В ее структуру входят департаменты, управления, отделы.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РФ (ТФОМС России) создается для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ. Он является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

Основной задачей фонда является обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования граждан.

Государственная система социального обеспечения населения по видам обеспечения, включает в себя: пенсионную систему; систему социальных пособий и компенсационных выплат; систему социальных услуг (социального обслуживания); систему социальной медицинской помощи и лечения; систему социальной помощи; систему социальных льгот и преимуществ.

Логично предположить, что каждой из названных систем должна соответствовать аналогичная, органично связанная с ней государственная система органов, непосредственно предоставляющих населению перечисленные виды социального обеспечения. Но этого нет. Причин множество: различия в финансовых источниках социального обеспечения, субъектном составе, в организационно-правовых формах обеспечения граждан и др. Нет и единого нормативного правового акта, в котором бы содержался конкретный перечень органов, предоставляющих те или иные виды социального обеспечения. Указание на такие органы можно найти только в результате анализа норм многочисленных правовых актов, так или иначе касающихся вопросов социального обеспечения граждан.

Рассмотрим, что в общих чертах представляют собой органы, функционирующие в сфере социального обеспечения, и каковы их различия.

Обязательными участниками (субъектами) отношений по непосредственному социальному обеспечению каким-либо видом социального материального блага считаются, с одной стороны, имеющие право или притязающие на него граждане, с другой - компетентные органы и организации, предоставляющие тот или иной вид социального обеспечения, и которые определены законодательством.

Прежде выясним, о каких именно органах пойдет речь, если существуют две основные организационные формы социального обес печения - обязательное социальное страхование и обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета.

Вот два конкретных участника пенсионных отношений - застрахованный по обязательному пенсионному страхованию работник завода и военнослужащий из числа лиц офицерского состава. Предположим, что оба они имеют право на трудовую пенсию по старости и пенсию за выслугу лет.

Как было сказано ранее, пенсионная система состоит из двух относительно самостоятельных систем - страховой и бюджетной. Значит, работник завода по поводу своей пенсии должен будет обратиться в местный орган ПФР. А если у него есть накопительная пенсия (накопительная часть трудовой пенсии), которую он передавал в управление негосударственному пенсионному фонду, то он может обратиться и к данному фонду. Военнослужащий в свою очередь обращается через военный комиссариат по месту жительства в пенсионный орган Минобороны России. На этом примере отчетливо видно различие пенсионных органов, куда указанным лицам следует обращаться по поводу своей пенсии. Разграничивающими критериями, здесь выступают формы организации пенсионного обеспечения - обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение; виды государственных пенсий - трудовая и бюджетная; источники финансирования - бюджет ПФР и ассигнования из государственного бюджета и др.

Можно предположить, что такой подход можно использовать в отношении всех видов государственных пенсий, которые сгруппированы по двум пенсионным системам. Но это не так. Например, выплата социальной пенсии производится органом ПФР, хотя такая пенсия входит в состав бюджетной пенсионной системы.

Таким образом, не всегда имеющиеся критерии, например формы и виды социального обеспечения, могут прямо указывать на орган, предоставляющий тот или иной вид обеспечения.

Теперь выясним, какими могут быть компетентные органы в зависимости от такого вида социального обеспечения, как социальные пособия, и каковы категории их получателей. Наиболее типичный пример - предоставление пособия по беременности и родам.

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливается право на пособие по беременности и родам разным категориям женщин. Например, такое пособие выдается женщинам, подлежащим социальному страхованию; обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования; проходящим военную службу по контракту, службу в каче стве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, и в других случаях.

По действующим правилам, указанным категориям женщин рассматриваемое социальное пособие назначается и выплачивается соответственно по месту их работы, учебы или службы. Но есть исключение. Так, это пособие назначается и выплачивается женщине по последнему месту работы (службы), если отпуск по беременности и родам наступил в течение месячного срока после увольнения с работы (службы) в следующих случаях: а) перевода мужа на работу в другую местность, переезда к месту жительства мужа; б) болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности (в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке); в) необходимости ухода за больными членами семьи (при наличии медицинского заключения) или инвалидами I группы. Таким образом, в дело вступят различные органы, обязанные выплачивать это пособие.

Другой пример. Теперь речь пойдет о таком разграничивающем критерии, как финансовые источники выплаты пособия по беременности и родам. Они могут быть разные. Так, женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, эти пособия выплачиваются работодателем за счет средств ФСС России. Этим же фондом финансируются расходы на пособия женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования. Непосредственную же выплату такого пособия осуществляет администрация образовательного учреждения. Женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах, получают это пособие за счет средств государственного бюджета в соответствующем органе.

Как видно из примера, один и тот же вид социального обеспечения может осуществляться за счет одних и тех же денежных средств, но выдаваться разными органами. Или, наоборот, один и тот же орган может предоставлять несколько видов социального обеспечения за счет разных финансовых источников.

Итак, существует многообразие органов, непосредственно предоставляющих социальное обеспечение. Чтобы выяснить, какой именно орган предоставляет тот или иной вид социального обеспечения, в каждом конкретном случае необходимо анализировать многочисленные нормативные правовые акты. Их исследование показывает следующее. Помимо органов, непосредственно предоставляющих какой-либо вид социального обеспечения, существуют и другие. К их числу, так или иначе имеющих отношение к вопросам социального обеспечения, можно отнести, например, федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, соответствующие органы субъектов РФ и местного самоуправления, фонды обязательного социального страхования, некоммерческие и иные организации, администрацию организаций и учреждений.

Не все из перечисленных органов напрямую соприкасаются с гражданами и предоставляют им тот или иной вид обеспечения. Они могут прямо или косвенно (опосредованно) иметь касательство к сфере социального обеспечения населения. Примером косвенного отношения к сфере социального обеспечения может служить деятельность федеральных органов законодательной власти. Так, Федеральное Собрание, как высший орган законодательной власти, нельзя назвать органом социального обеспечения, так как он не имеет непосредственной связи с конкретным гражданином. Но от принимаемых этим законодательным органом федеральных законов зависит само социальное обеспечение российских граждан.

Правительство РФ является федеральным государственным органом исполнительной власти общей компетенции, который следует считать главным инструментом исполнения конституционных норм, реализации основных направлений политики государства, в том числе и в социальной сфере. Для этого правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни населения. На него также возложена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, включая и их социальное обеспечение. Само же федеральное правительство тоже не имеет прямого контакта с гражданами по поводу непосредственного предоставления им социального обеспечения.

Следовательно, имеются органы, на которые возложены вопросы осуществления (и общего управления) сферой социального обеспечения (О чем говорилось в первой главе настоящего учебного пособия.).

Правительству РФ подчиняются центральные органы федеральной исполнительной власти - федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и т.п.

Через них правительство проводит всю работу по выполнению возложенных на него законодательством задач, в том числе по социальному обеспечению. Так, в структуру федерального правительства входит Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России). Через это министерство правительство обеспечивает осуществление государственной политики в области социального обеспечения. В свою очередь нижестоящие органы, подведомственные Минздравсоцразвития России, например районные или городские отделы (комитеты, управления, службы) социальной защиты населения (Так официально именуются данные органы.) или занятости населения, напрямую связаны с гражданами, поскольку предоставляют им тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, существуют органы, входящие в систему государственной исполнительной власти. Они в зависимости от своего положения (иерархического уровня по властной вертикали) могут иметь или не иметь прямую связь с гражданами по поводу их социального обеспечения. Все связи между указанными государственными органами (по вертикали - сверху вниз) основаны на принципе подчинения друг другу, т.е. отношений подчинения и власти. (Эти отношения регулируются нормами административного права. Они складываются в сфере деятельности исполнительной власти, например между органами, подведомственными Минздравсоцразвития России.)

Подобную аналогию можно проследить и во взаимоотношениях между органами, входящими в систему каждого социального страхового фонда (ПФР, ФСС России, фондов ОМС). Эти фонды не являются органами государственной исполнительной власти. Содержание же отношений между органами внутри структуры каждого фонда носит административный характер. Иными словами, во внутренних взаимосвязях указанных органов наблюдаются также отношения подчинения и власти. Поэтому такие отношения могут также регламентироваться нормами административного права. Следовательно, четко выраженные отношения административно-правового характера по вертикали имеются внутри самой системы некоторых органов, предоставляющих тот или иной вид социального обеспечения. Такие отношения есть между органами, входящими в структуру ПФР, ФСС России, фондов ОМС. Между самими органами (по вертикали) действует принцип подчинения и власти.

Как было сказано выше, в отдельных случаях предоставление некоторых видов социального обеспечения осуществляет работодатель в лице администрации организаций и учреждений. Тем самым государство делегировало им часть своих полномочий. В этом проявляется действие основного принципа права социального обеспечения - создание максимальных удобств гражданам при реализации ими своего права на тот или иной вид социального обеспечения.

При этом отметим главную особенность. Между субъектами материальных отношений по социальному обеспечению - гражданами и органами (организациями) - нет отношений подчинения и власти. Следовательно, административно-правовых отношений между гражданами - получателями материального блага, т.е. того или иного вида социального обеспечения, и органами, их предоставляющими, нет.

Таким образом, в сфере социального обеспечения существуют различные органы и организации. Условно мы их выделим в два основных типа. Первый тип - это органы, непосредственно предоставляющие соответствующие виды социального обеспечения. Ко второму типу отнесем органы, имеющие опосредованное отношение к социальному обеспечению. И те и другие так или иначе связаны друг с другом. Их деятельность одинаково важна, поскольку является гарантией осуществления прав граждан на социальное обеспечение.

Принимая во внимание объем правомочий органов, степень их участия в социальном обеспечении населения, можно выделить пять основных классов органов, осуществляющих свои функции по социальному обеспечению.

Первый класс - органы государственной власти и органы муниципальных образований. О них говорилось выше. Под ними также подразумеваются органы различных федеральных министерств и ведомств, например Минздравсоцразвития России, МВД России, Минобороны России и пр.

Второй класс - органы обязательного социального страхования. В данном случае речь идет об органах, входящих в структуру ПФР, ФСС России, фондов ОМС, начиная с федерального уровня и заканчивая местным уровнем.

Третий класс - негосударственные органы, например негосударственные пенсионные фонды. Им государство передало некоторые полномочия по накопительным пенсиям (накопительной части трудовой пенсии).

Четвертый класс - общественные организации: это профсоюзы, общественные организации инвалидов, например Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих.

Пятый класс - это работодатели (администрация организаций и учреждений), которые непосредственно осуществляют выдачу гражданам отдельных видов социального обеспечения.

Участие и роль этих органов в социальном обеспечении населения различна и зависит от того, какими полномочиями они наделены согласно действующему законодательству. Несмотря на имеющиеся различия, у лих есть одна общая и объединяющая их цель - социальное обеспечение граждан. Названные выше органы и осуществляют в целом социальное обеспечение в стране (Общие понятия и характеристика механизма осуществления социального обеспечения и его управления могут отдельно изучаться на факультативных занятиях.).

Одним из значений слова «организация» является «организо­ванность, планомерное, продуманное устройство» 1 . Другими сло­вами. организация - это совокупность разнообпазных мер, при­нимаемых руководством органов социального ооеспечения. Такие меры способствуют развитию и совершенствованию работы этих органов и служат главной цели - упорядочить всю многогранную деятельность органов социального обеспечения.

Вне зависимости от уровня органа (федерального, региональ­ного или местного) и организационной формы социального ооес­печения (обязательного социального страхования или обеспече­ния за счет ассигнований из государственного бюджета) им свой­ственны одинаковые принципы, фоомы, методы и приемы орга­низации своей работы, такие как:

Планирование работы:

Работа с обращениями граждан;

Раоота с общественными организациями;

Ведение справочно-кодификационной работы.

Рассмотрим, как они используются в практике работы мест­ных органов социального обеспечения.

Планирование работы

Под планированием понимается основной метод осуществле­ния организаторской функции и социальной политики государ ства. Оно охватывает собственно разработку плана, организацию его осуществления, контроль по его выполнению. С помощью пла нирования решаются многие задачи, в том числе повышения эф фиктивности работы органов социального обеспечения.

В районных (городских) органах социального ооеспечения со ­ставляются графики и планы работы. Графики работы утвержда­ются администрацией города или района иди руководителем органа

"См.: Ожегов С И., Шведова Н.Ю Толковый словарь русского язы­ка. - С. 824-825.

социального страхового фонда. График работы предполагает обя­зательное указание раоочих и выходных дней, начала и оконча­ния работы, перерыва в паботе Приемные дни указываются от­дельно - с указанием времени приема. В органах социального ооес­печения используются разные системы приема - участковая или функциональная. При участковой системе в оогане социального обес­печения ооычно бывает 2 - 3 приемных дня. Если орган применя­ет функциональную специализацию, то, как правило, все рабо­чие дни считаются приемными.

Каж тый специалист ортана социального обеспечения (раоот- ник) имеет график работы. На двери его рабочего кабинета ука­зывается фамилия, имя, отчество, занимаемая должность, при­емные дни и время приема.

Приемные дни должны совпадать у всех работников органа социального обеспечения. Это необходимо для того, чтобы граж­данам можно было обратиться к руководителю или заместителю руководителя органа.

Некоторые органы социального обеспечения имеют консуль­тационные пункты, расположенные на территории района или города. В таких случаях обязательно должен иметься график рабо­ты этих пунктов с указанием их адреса.

Если в структуре органа социального обеспечения имеются структурные подразделения, например учреждения медико-соци­альной экспертизы, то в обязательном порядке вывешивается также график их работы.

Кроме того, на видном месте помешается график работы вы­шестоящего органа социального ооеспечения.

Кроме графиков в органе социального обеспечения составля­ются гииовые, перспективные и текущие планы раооты.

Годовой план основных мероприятий утверждается админи­страцией района (города) или руководителем социального страхово­го фонда. В этот план обязательно включаются следующие разделы:

Обеспечение граждан пенсиями,

Обеспечение граждан социальными пособиями;

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов;

Обеспечение трудового устройства и профессионального обу­чения инвалидов;

Материально-бытовое обслуживание пенсионеров;

Повышение квалификации работников органа;

Научная организация труда;

Методическая работа;

Работа с общественностью;

Просветительская работа - пропаганда правовых знаний;

Культурно-массовая работа и др.

Эти разделы могут оформляться в виде самостоятельных годо­вых гь.анов органа социального обеспечения.


На основе годового плана мероприятий составляются квар­тальные планы основных мероприятий, утверждаемые ру­ководителем органа социального обеспечения.

Сотрудники органа социального обеспечения населения состав ляют свои текущие рабочие планы на месяц, конкретизи­руя их путем разбивки на недели и дни.

К рабочим планам предъявляются соответствующие требова­ния. Они должны быть конкретными, реально выполнимыми, со­держать дату исполнения и исполнителя.

Все планы и графики, составляемые в органе социального обес печения, подписываются руководителем органа.

На практике применяется форма плана, содержащая следую­щие атрибуты:

Гриф утверждения - кем и когда утвержден план работы;

План - с указанием мероприятия;

Наименование мероприятия;

Срок исполнения;

Исполнители - с указанием фамилии, имени, отчества, долж­ности работника;

Отметка об исполнении;

Подпись составителя плана.

Социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан. Это охрана материнства и детства, труда и здоровья граждан, установление минимального размера оплаты труда, социальная защита инвалидов и пожилых, развитие системы социальных служб, государственные пенсии и пособия. Особое внимание уделено организации работы органов социального обеспечения.
Для студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям 0202 - Право и организация социального обеспечения, 0205 - Социальная работа. Может быть полезно для практических работников органов социальной защиты.

Глава I. Государственные органы социальной защиты населения
1.1. Понятие социальной защиты населения Российской Федерации
1.2. Источники финансирования социальной защиты населения. Негосударственные пенсионные фонды
1.3. Министерство труда и социального развития Российской Федерации
1.4. Органы исполнительной власти субъектов Российской федерации
1.5. Районные (городские) органы социальной защиты населения
1.6. Отдел по труду и социальным вопросам
1.7. Пенсионный отдел города или района
1.8. Комиссии по пенсионным вопросам
1.9. Комиссия по назначению пенсий
1.10. Медико-социальная экспертиза
1.11. Всероссийское общество инвалидов
1.12. Всероссийское общество слепых
1.13. Всероссийское общество глухих
Глава II. Организация работы районных (городских) органов социальной защиты населения
2.1. Основы научной организации труда в системе социальной защиты населения
2.2. Планирование работы районных (городских) органов социальной защиты населения
2.3. Организация работы органов социальной защиты населения с письмами, жалобами, заявлениями и предложениями граждан
2.4. Организация работы органов социальной защиты населения с общественностью
2.5. Организация справочно-кодификационной работы в районных (городских) органах социальной защиты населения
2.6. Организация работы районных (городских) органов социальной защиты по представлению граждан к назначению пенсий
2.7. Подготовка пенсионных дел районным (городским) пенсионным отделом
2.8. Организация работы пенсионной службы в условиях автоматизированного процесса назначения (перерасчета) выплаты и доставки пенсии
2.9. Организация работы органов социальной защиты населения по трудовому устройству и профессиональному обучению инвалидов
2.10. Организация работы органов социальной защиты населения по обеспечению инвалидов транспортными средствами
2.11. Организация протезно-ортопедической помощи населению
2.12. Организация органов социальной защиты населения по направлению граждан в дома-интернаты для престарелых и инвалидов
2.13. Организация социального обслуживания населения. Новые социальные службы
Приложение. Нормативно-правовые акты
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
Примерное положение о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов