Компетентностная модель специалиста по специальности компьютерная безопасность. IT компетентность педагога Дистанционное обучение

Кто в IT обгоняет конкурентов? Тот, кто, развивая персонал, выходит за рамки информационных технологий. Что сегодня в тренде, какие компетенции будут самыми востребованными завтра, рассказала Наталья Новикова , заместитель генерального директора по административным и кадровым вопросам ООО "Стрим".

IT - не приговор и не болезнь. Хотя выражение "Да он же айтишник…" с интонацией "Что, мол, от него хотеть?!" прочно вросло в офисную жизнь. И порой употребляют его небезосновательно.

Что сегодня важнее важного

Хочется остановиться не на технических компетенциях - знании языков программирования, специализированного программного обеспечения и т.д., а на коммуникационных навыках. Как IT -специалист умеет слушать, как общается, как формулирует проблему - это, на мой взгляд, выходит сегодня на первый план.

Насколько быстро и адекватно IT специалист воспринимает задачу, поставленную бизнес-блоком, влияет на конечное качество продукта. Техническое задание может быть неполным, его всегда можно доработать и домыслить. В нашей компании интеграция технического департамента во все процессы компании и ее рост - одна из ключевых основ нашего конкурентного преимущества.

Долой рамки

Важная компетенция IT профессионала - быть шире рамок IT. Нельзя замыкаться в узком коридоре своей основной компетенции, будь ты технический архитектор или разработчик, или сотрудник группы мониторинга. Умение взаимодействовать с другими коллегами, подразделениями, сегодня, когда все больше процессов автоматизируются, а мы предвидим приход роботов, которые заменят еще четверть специалистов, бесценно. Ведь потребуется кто-то, кто сможет переводить людям то, что хотят роботы . И IT-профессионал очень может пригодиться в таком случае.

Насчет ужина…

Нельзя не сказать об умении работать в команде и брать на себя ответственность за результат. Как говорят коллеги-разработчики в Пермском офисе "Стрим", "никто не уйдет домой ужинать, если у нас проблема или аврал". Другой вопрос, что до аврала лучше не доводить, но в реальной жизни случается всякое.


Об ошибках

Откровенность и честность в работе, умение признаться в ошибке также важны для IT-специалистов, как и для других профессий. Еще хотелось бы отметить такое качество, как позитивное отношение к своей работе.

Стремление к новому, готовность к обучению - не просто слова сегодня. Это часть компетенций. Айтишники находятся на передовой развития технологий, и, в свою очередь, влияют на ту отрасль, где работают, владея новейшими разработками. Можно в приказном порядке отправлять на курсы повышения квалификации, но без внутренней установки на обучение сертификат об окончании курсов так и останется просто листом бумаги… И, напротив, сотрудники технического департамента могут привнести в бизнес сильные положительные результаты.

Чтобы в выигрыше был не один, а все

Возьмите целеустремленного человека, доброжелательную командную культуру и получите постоянно развивающуюся компанию, сотрудники которой учатся друг у друга. Это как спираль: вложения коллег в обучение друг друга делает радиус каждого следующего витка больше. Win-win, выигрывают все.

В нашей компании технический департамент - это больше 80 человек. Разные: интроверты, с лидерскими качествами, командные игроки, азартные, спокойные… Но я не устаю повторять, что в нашей компании работают лучшие айтишники в отрасли, и горжусь коллегами.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала сайт обязательна

Знаниевый уровень владение компьютерными программами обработки текстовой, числовой, графической, звуковой информации; умение работать в сети Интернет, пользоваться ее сервисами такими, как форум, электронная почта, сайты; умение использовать такое оборудование, как сканер, принтер.


Деятельностный уровень Современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно - познавательной, учебно - поисковой, проектной, продуктивной деятельности с использованием информационно - коммуникационных технологий. Именно деятельностный уровень (реализованная деятельность) может привести к качественным изменениям результатов системы образования в условиях перехода на новые стандарты.


Использование IT реализовать обучение на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов; реализовать новые виды образовательной деятельности такие, как проблемный и проектный методы обучения; формировать критическое мышление учащихся; применять интерактивные способы обучения; применять современные средства общения; использовать компьютерное моделирование изучаемых процессов.




Чат - занятия учебные занятия, осуществляемые с использованием чат - технологий (средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени). Веб - занятия дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей « Всемирной паутины ».


Телеконференция совещание, участники которого территориально удалены друг от друга и которое осуществляется с использованием телекоммуникационных средств. Телеконференции подразделяются на аудиоконференции (с использованием средств передачи голоса) и видеоконференции (с использованием средств видеосвязи).



Дистанционное обучение (ДО) взаимодействие педагога (учителя) и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет - технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность


Дистанционное обучение позволяет: снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.); проводить обучение большого количества человек; повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д. создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения). +





РасширениеТип файлаПример exe программы ACDSee9.exe comCommand.com doc документы (Microsoft Word) Письмо.doc xls таблицы (Microsoft Excel) Каталог.xls txt текстовые документы текст.txt ppt презентации (Microsoft PowerPoint) Презентация.ppt htm страницы из Интернета Книга.htm html Книга.html




Архиваторы Архиватор программа, осуществляющая сжатие и / или упаковку одного и более файлов в архив или серию архивов для удобства переноса или хранения, а также распаковку архивов. Сжатие данных алгоритмическое преобразование данных, производимое с целью уменьшения занимаемого ими объёма.













Публичное выступление Выступление минут 3-4 минуты – вопросы








Стиль презентации – формы словесного выражения 2 стиля Вербальный Невербальный (как говорить)(что показывать) Язык ясный, дополняет Правильный, процесс Продуманный коммуникации (скорость, тон)60-90% Мимика, жесты, движения, одежда, « э …», « мм …», « как - бы »




Содержание слайда Избегать многословных слайдов Текст не должен быть мелким Шрифт без засечек Выделение ключевых фраз Цвет текста в контрасте с фоном Схемы, диаграммы, изображение, графики 30 секунд Заключительный слайд Слайды – партнер в презентации






Презентация 3 Представьте фразеологический оборот « ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ПОБЕДИЛ ». Для составления используйте возможности Интернета для расшифровки фразеологического оборота, подбора картинок. Возможности PowerPoint и ваша фантазия позволят выполнить задание наглядно.





Можно услышать такие слова, как «компетентность» и «компетенция». Отличия между их смыслом большинству рядовых граждан непонятны. В рамках данной статьи будут разобраны эти понятия, чтобы в будущем они не вызывали вопросов. Для примера также будет рассмотрена сфера образования.

Общая информация

Проблема дефиниций заключается в их множестве и общепринятого толкования терминов. Поэтому в рамках статьи будут рассмотрены различные формулировки, которые были высказаны многочисленными научными кадрами. Причем можно выделить два основных подхода: отожествления и дифференциации. Всё это имеет свои особенности, которые мы с вами в дальнейшем и рассмотрим.

О терминах

Так что такое компетентность и компетенция? Отличия между ними понять поможет приведение нескольких определений. Итак, :

  1. Качество человека, который обладает всесторонними знаниями в определённой области. Благодаря этому его мнение является веским и авторитетным.
  2. Способность к осуществлению жизненного, реального действия. При этом квалификационная характеристика человека в данный момент свершения позволяет превращать ресурс в продукт.
  3. Потенциальная готовность браться за решение задач, приступая к ним со знанием дела. При этом у человека должны быть все необходимые знания и умения. Кроме этого, необходимо разбираться в существе рассматриваемой проблемы. Для поддержания квалификационного уровня необходимо постоянно обновлять знания и владеть новой информацией, чтобы применять их во всех возможных условиях.
  4. Обладание определёнными опытом и знаниями, которые позволят принимать правильные решения.

А что же собой представляет компетенция? Под нею понимают:

  1. Знания, опыт, умения и подготовленность к их использованию.
  2. Круг вопросов, в которых конкретный индивид может похвастаться хорошей осведомлённостью.
  3. Совокупность проблем, относительно которых человек обладает широкими познаниями и опытом решения.

Вот чем являются компетентность и компетенция. Различия между ними не чрезмерно существенные, тем не менее, существуют.

Использование терминов

Их можно встретить, как правило, при совершении психолого-педагогической деятельности, или в литературе, которая описывает эту деятельность. Говоря про то, чем являются компетенция и компетентность, отличия в образовании данных понятий отыскивая, невозможно не упомянуть и то, что даже среди ученых нет единства относительно этого вопроса. И разбор этих понятий и ситуаций использования подкрепляется весьма существенным количеством исследований, которые были проведены разными людьми. Так, для решения возникших противоречий предлагалось введение единственного правильного термина, чтобы избежать негативных эффектов, но пока консенсуса достичь не удалось.

О компетенции и компетентности в общих чертах

Если данных ранее понятий мало, то может быть рассмотрена более детально компетентность и компетенция. Отличия в педагогике заключаются в следующем:

  1. К компетенции относят самоорганизацию, самоконтроль, самостоятельность, рефлексию, саморегуляцию и самоопределение. Особенный акцент делается на то, что в основе находится знание, а также умение его использовать. Общую картину дополняет психологическая готовность сотрудничать и взаимодействовать для решения различного спектра проблем. При этом действия осуществляются с оглядкой на определённые морально-этические установки и качества личности. В чем же тогда на практике заключается отличие компетенции от компетентности? Давайте разберём и это.
  2. Под компетентностью понимают актуальное личное качество, которое формируется на основании имеющихся знаний. При этом это базируется на интеллектуальных и профессиональных характеристиках человека. В основе компетентности положена интегрированная модель, которая включает четыре уровня развития: знания (и их организация); умения (и их использование); интеллектуально-творческий потенциал человека; эмоционально-нравственные отношения с миром. Последнее часто вызывает споры, поэтому информацию необходимо дополнить. Так, под этим понимают ещё и эмоциональный интеллект - то есть, способность самостоятельно дисциплинироваться и самомотивироваться. Кроме этого, в это понятие включена и устойчивость к разочарованиям. Неотъемлемой частью здесь является контроль над эмоциональными вспышками и умение отказаться от удовольствия. Полезными также являются навыки регулирования настроения.

Про компетенцию

Под этим термином понимают готовность личности к определённой деятельности. Причем это базируется на существующих знаниях и опыте. Они же приобретаются благодаря обучению. Следует учитывать, что эти качества личности являются взаимосвязанными. Это позволяет нам говорить о том, что компетенция - готовность человека мобилизовать свои знания, умения и внешние ресурсы, чтобы эффективно действовать в определённых жизненных ситуациях. То есть, это всё имеется в «готовом виде» и необходимо просто собрать причудливый механизм знаний и умений в момент реализации чего-то.

Про компетентность

Под этим понимают способность, которая постепенно возникает, когда личность осваивает социальный опыт. Причем включает компетентность в себя не только лишь знания и операционно-технологическую составляющую, но и социальную, мотивационную, эстетическую и поведенческую.

Подметил, что статья пишется похожими словами? Не волнуйся, читатель! Как уже ранее писалось, такая особенность данной статьи, в которой рассматриваются компетенция и компетентность. Отличия разных авторов хотя и существуют, но они незначительные. Каждое отдельное суждение предоставляет свой интерес. А чтобы оно не терялось, приходится приводить информацию полностью.

Итак, возвращаемся к теме статьи. Компетентность является результатом образования. Также она предусматривает наличие определённого набора компетенций. В это понятие входит и личностное отношение человека к предмету своей деятельности. Следует напомнить, что исследованием этих терминов занимались многие ученые Привести все их наработки в рамках данной статьи не представляется возможным. Но несколько наиболее интересных моментов, толкований всё же следует выделить.

Толкование А.В. Хуторского

Итак, продолжаем знакомиться со значениями таких терминов, как компетентность и компетенция. Отличия, согласно А.В. Хуторскому, здесь такие:

  1. Под компетенцией понимают определённый круг вопросов, в которых индивид обладает хорошей осведомленностью, имеет познания и опыт. Это совокупность взаимосвязанных качеств, которыми обладает личность по отношению к определённым предметам и процессам. Ими могут выступать знания, умения, навыки, способы деятельности. При соблюдении всех условий является возможной качественная работа.
  2. Компетентность - это когда человек обладает необходимой компетенцией, что включается в себя также и его личное отношение к предмету деятельности.

Толкование В.Д. Шадрикова

Немного другое видение предлагает этот ученый:

  1. Так, В.Д. Шадриков утверждает, что под компетенцией необходимо понимать круг вопросов, где человек хорошо осведомлен. Особенностью этого понятия является то, что оно относится не к определённому субъекту деятельности, а к вопросам, что её сопровождают. Иными словами, под компетенцией необходимо понимать функциональные задачи, которые можно успешно решить. Если говорить про образовательный процесс, то тут можно наблюдать, что формируется определенная диалектика.
  2. Компетентность - это особенность субъекта деятельности. Благодаря ней личность может решать определённый спектр задач.

Об образовательной сфере замолвим слово

Вот нами и было рассмотрено с общетеоретической точки зрения, чем отличается компетентность от компетенции. Теперь давайте уделим внимание образовательной сфере. Перед нами есть «сферический» педагог, которые занимается тем, что излагает правоведение. Итак, если у него есть знания о предмете, навыки применения законодательства в правоохранительных органах, умение защищать свои права (проводить поиск необходимой для этого информации) и сила духа, которая поможет пережить сложные моменты - значить компетенция у человека есть.

Можно сказать, что если человек ещё и заинтересован в том, чем он занимается, совершенствует свои навыки общения и изложения материала, то он ещё и компетентен. Конечно, это всё немного утрировано, но, тем не менее, этот небольшой пример позволит понять нам, что собой представляет предмет статьи в реальности.

Нами была рассмотрена разница между компетенцией и компетентностью, больше по этому аспекту вопросов быть не должно. Но чтобы окончательно закрепить материал, давайте рассмотрим ещё и ситуацию с другими сферами человеческой деятельности.

Иные области

Итак, допустим, у нас есть инженер. Его задача - создавать новые машины, которые будут обладать всем необходимым функциональным спектром. Различается ли здесь компетентность и компетенция? Отличия между ними есть, но в целом схема выглядит как представленная раньше. То есть, если у него есть необходимые для работы знания, умения, навыки - то человек обладает компетенцией. А если есть ещё и желание выходить за рамки достигнутого, работать из интереса и во благо, когда существует заинтересованность в результате и человек работать хочет сам, то это значит, что у него есть компетентность.

Заключение

Нельзя не отметить тот факт, что и само общество, и каждый конкретный индивид заинтересованы в том, чтобы каждый человек обладал максимально возможной компетентностью при решении определённых вопросов. В таком случае можно было бы говорить о том, что общество трудится максимально эффективно и целесообразно.

Возможно ли это? Да. Но прежде чем говорить обо всех, необходимо начать с отдельного человека. Чтобы изменить мир к лучшему - достаточно начать с себя. Причем можно работать не только над качеством навыков, но и над культурой, отношениями. В качестве отправной точки можно взять свой внешний вид. Затем следует начать следить за своим домом, чтобы было чисто и уютно. Когда человек ценит сам себя, то он внимательней относится и к окружающей среде, и к людям, и к тому, что он делает.

ИТ-компетентность педагога в общеобразовательной школе

,

ГУО «Средняя школа №14 г. Мозыря»

Информатизация общества стала одной из доминирующих тенденций развития цивилизации XXI века. Это обусловлено экономическими и социальными реалиями, постоянно меняющимися условиями жизни общества, глобализацией , которая влечет необходимость повсеместного использования информационных технологий , и как следствие – реформирование системы общего среднего образования РБ, включающее повсеместное интегрирование ИКТ в образовательный процесс.

Педагоги все лучше осознают преимущества, которые дает умелое использование современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере общего среднего образования . Общепризнанным является факт, что их внедрение в процесс изучения общешкольных предметов оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения, позволяя улучшить взаимодействие родителей и школы, совершенствовать организацию и управление образовательным процессом, повысить интеллектуальное развитие школьников, их учебную мотивацию, максимально учитывать интересы, склонности и способности, способствуя эффективному усвоению учебного материала .

В соответствии с этим закономерен факт, что процесс внедрения ИКТ в преподавательскую деятельность является предметом пристального внимания и обсуждения ученых, методистов, педагогов-практиков и нашел отражение в ряде нормативных документов РБ.

В инструктивно- методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году» определены основные направления деятельности учреждений образования. В нём отмечается, что главной целью деятельности учреждений общего среднего образования является обеспечение качества образования”. Это является обязанностью учреждения образования, которая закреплена пунктом 4 статьи 20 Кодекса Республики Беларусь об образовании. В связи с этим все мероприятия, запланированные и проводимые в рамках плана работы учреждения образования на учебный год, должны быть ориентированы и направлены на достижение данной цели. Особое внимание согласно этому документу следует уделять развитию информационной электронной среды учреждения образования, а для этого огранизовать внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, что предполагает овладение информационной культурой всех участников образовательного процесса - учащихся, педагогов, руководителей .

Для осуществления этого направления Министерством образования издано Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе, где также подчёркивается, что одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) .

Для того чтобы выполнить поставленные задачи по внедрению ИКТ в образовательный процесс администрацией ГУО «Средняя школа №14 г. Мозыря», учителем которой я являюсь, определён ряд направлений:

1. Укрепление уровня материально-технического обеспечения.

2. Повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса

1. Укрепление уровня материально-технического обеспечения.

В этом направлении проделана огромная работа: в нашей школе функционирует медиа-центр, 2 компьютерных класса, имеются 2 интерактивные доски, приобретены компьютеры почти во все учебные кабинеты, ведётся подключение учебных кабинетов к сети Интернет и введение в действие лингафонного кабинета. К 2016 году планируется завершить компьютеризацию всех учебных кабинетов и подключение их к сети Интернет.

В информационно-библиотечном центре имеются 60 дисков, на которых записаны ЭСО по всем учебным предметам. Имеющиеся электронные образовательные продукты при условии целенаправленного и систематического использования в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами обучения значительно повышают эффективность обучения, позволяя разнообразить уроки по всем учебным предметами и сэкономить время при подготовке.

Как отмечалось ранее, использование ИКТ в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Главное для педагога сегодня – найти соответствующее место ИКТ в образовательном процессе, сделать его более эффективным, а для этого он должен обладать достаточно высоким уровнем информационно-технологической компетентности (ИТ-компетентность) .

Под ИТ-компетентностью понимается знание информационных и коммуникационных технологий и умение их использовать в практической деятельности, развивая и совершенствуя . В ИТ-компетентности педагога учеными выделяется две составляющие: базовая ИТ-компетентность и специальная ИТ-компетентность. Базовая ИТ-компетентность подразумевает знание, умение пользоваться и применять ИКТ в учебной деятельности . Специальная ИТ-компетентность ‑ это интеграция специальных компетенций в трех областях: в ИКТ, в предметной (например, математической) и в методической .

Исходя из этого, в нашей школе выделено следующее направление в работе:

2. Повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса

С целью реализации данного направления проходит сертификация педагогических кадров нашей школы как пользователей информационных технологий. Администрацией школы определена задача методического сопровождения педагогов при подготовке к экзамену на сертификат пользователя компьютерных технологий. На сегодняшний день в школе сертифицирован 61 педагогический работник в категории «Учебно-воспитательная работа». К началу 2015/2016 учебного года предусматривается сертификация всего педагогического коллектива .

Об эффективности работы в данном направлении также свидетельствуют данные, полученные из журнала учета и использования ЭСО об уроках, проведённых в медиа центре с применением ИКТ за 2014-2015 уч. г.:

1 полугодие – 118 учебных часов;

2 полугодие – 448 учебных часов.

Как видим, повышение уровня ИТ-компетентности педагогов обусловило повышение интереса со стороны педагогического коллектива к применению ИКТ в образовательном процессе.

Однако это не вся работа, проделанная коллективом нашей школы. В инструктивно-методическом письме «Об организации образовательного процесса в 2014-2015 учебном году» дана установка на обмен опытом работы учителей через сайты учреждений образования и национальный портал. В связи с этим нашей школой разработан новый сайт, на котором в дополнение к основной информации о деятельности учреждения образования представлены все МО (методические объединения) учителей и их методические разработки.

В заключение хочется отметить, что современному педагогу все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера и сопутствующих ему электронных средств обучения, потому что современный уровень развития компьютерных информационных технологий позволяет значительно увеличить комфортность образовательной среды и повысить эффективность образовательных сервисов, ключевых показателей качества деятельности учебного заведения. Очевидно, что это требует значительных усилий образовательной общественности и серьезных финансовых затрат, но если мы хотим выпускать конкурентоспособных специалистов, обладающих потенциалом и мотивацией учиться всю жизнь и оставаться конкурентоспособными на рынке образовательных услуг, то создание комфортной образовательной среды, соответствующей уровню развития информационно-коммуникационных технологий и способствующей повышению уровня ИТ-компетентности педагогического состава, – это единственный путь удовлетворения реальных требований рынка образовательных услуг и трудовых ресурсов.

Список использованных источников

1. Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Версия 2.0 // ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. ‑ 2011. – Режим доступа: http://iite. unesco. org/pics/publications/ru/%20files/3214694.pdf. ‑ Дата доступа: 08.06.2015

2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году» // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. ‑ 2014. – Режим доступа: http://edu. /main. aspx? guid=14451. – Дата доступа: 08.06.2015

3. Инструктивно-методическое письмо по использованию ИКТ и ЭСО в образовательном процессе, 28 сент. 2012г., №06-18/85 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. ‑ 2012. – Режим доступа: http://pogorel. /norm_prav. htm. – Дата доступа: 07.06.2015

4. Софьина, -акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе учебно-научно-производственной интеграции: автореф. дис. … д-ра псих. наук: 19.00.07, 19.00.13/ , Лен. гос. ун-т им. ». ‑ СПб, 2007. – 47с.

5. Марченко, подход к развитию профессиональной компетентности педагога в вузе средствами информационных и коммуникационных технологий / // Известия Рос. гос. ун-та им. А. И Герцена. – 2010. ‑ № 000. – С.