Практическая полезность вид деятельности. Деятельность это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. Важнейшие механизмы творческой деятельности

Для более экономного использования дискового пространства на сервере работы запакованы в zip-архивы.
Чтобы их распаковать и посмотреть, необходимо иметь установленный на вашем компьютере архиватор, например, WinZip или WinRAR или другой, распаковывающий zip-архивы.
Или после того, как архив вами был загружен на ваш компьютер, воспользуйтесь любым из онлайн-сервисов распаковки архивов, например, B1.org. Перейдя на сайт B1.org, кликаете по "Click here" и выбираете на своем компьютере скачанный архив. Все - архив распакован, скачивайте файл с документом. Не забываете загружать на наш сайт ваши хорошие работы:-) Будем признательны.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие деятельности в психологии как специфического вида активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, ее структура. Основные формы и виды деятельности. Сущность умственного, а также общественного труда.

    реферат , добавлен 25.12.2012

    Деловое общение, процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализации определенной поставленной цели. Виды общения.

    реферат , добавлен 08.06.2008

    Деятельность как специфический вид активности человека. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения. Анализ проблемы общения с позиций различных научных подходов. Классификация совокупности деятельностей, характерных для человека.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2010

    Деятельность человека: понятие, содержание, цели и мотивы. Действия и движения: структура, виды и способы. Виды трудовой деятельности человека и их характеристики. Роль игры в физическом воспитании ребенка. Основное различие между учением и трудом.

    реферат , добавлен 25.10.2014

    Психические процессы, сопровождающиеся речевой деятельностью. Понятие устной диалогической речи. Место монологической речи в практике общения людей. Факторы успеха речевой деятельности. Понятие и характеристика основных видов человеческой деятельности.

    реферат , добавлен 28.10.2009

    Понятие личности и основные направления ее развития, проявляющиеся в поведении, деятельности, общении. Темперамент и его влияние на формирование индивидуального стиля деятельности и общения. Основные этапы процесса социализации личности через общение.

    реферат , добавлен 07.05.2011

    Понятие, строение, виды и функции человеческой деятельности, ее связь с психическими процессами. Интериоризация и экстериоризация в деятельностном подходе. Неосознаваемые механизмы сознательных действий. Операционно-технические аспекты деятельности.

    «Деловое общение» - Я скоро закончу школу, и мне необходимо знать принципы делового общения. Существуют исторически наработанные стереотипы речевого общения. О госте начинают составлять представление заранее, собирая о нем информацию. Важно также соблюдать определенные правила в отношении одежды и внешнего вида. Найти нужную информацию Оформить слайды Оформить папку.

    «Культура делового общения» - Деловая коммуникация. Типы речевой коммуникации. Особенностью делового общения. Ситуация делового общения. Деловое общение. Нормы деловых отношений. Общение может происходить на манипулятивном, примитивном или высшем уровне. Включает все многообразие функций общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

    «Особенности делового общения» - Жест. Первенство старших. Деловая коммуникация. Особенности общения через переводчика. Отказ разговаривать с человеком. Немцы. «Да ты с ума сошел». Система ценностей. Межкультурный аспект устного делового общения. Дистанциирование. Общие принципы. Выражения приветствия и прощания. Организация пространства.

    «Особенности деловой коммуникации» - Эффектное начало выступления. Роль жестов в выступлении. Как построить вступление. Суммировать сказанное. Быть эрудированной и высоконравственной личностью. Владеть навыками. Выбирайте тему, соответствующую аудитории. Публичное выступление. Как закончить выступление. Структура выступления. Деловая коммуникация.

    «Сущность делового общения» - Непродуктивные совещания. Природа человека. Процесс беседы. Коммуникативные установки. Принципы деятельности. Особенности служебно-делового общения. Прямое общение. Совещание. Обмен деловой информацией. Иерархичность. Деловое общение. Установление контакта. Телефонный разговор. Особенности телефонной коммуникации.

    «Искусство делового общения» - Выделяют четыре основные дистанции общения. Диалогические виды. Компромиссный метод. Специфика. Три позиции коммуникатора. Письменные виды делового общения. Виды общения. Идентификация. Поведение при ведении переговоров. Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов. Виды. Теория делового общения.

    Всего в теме 9 презентаций

    Заполни пробелы в схемах.

    Запиши номера, под которыми указаны примеры деятельности, в со­ответствующий блок схемы.

    Примеры: 1) хозяйка готовит обед; 2) школьники устроили шахмат­ный турнир; 3) генерал планирует парад войск; 4) продавец упако­вывает покупку; 5) дачник поливает овощи на грядке; 6) студент готовится: к экзамену; 7) несколько семей организовали футбольный матч; 8) участники телевикторины отвечают на вопросы ведущего; 9) школьник летом читает заданные учителем литературы книги; 10) девочка делает причёску кукле; 11) министры правительства со­ставляют государственный бюджет.

    Ответ

    Цель – Достижение – Путь

    Основные виды человеческой деятельности:

    1. Игра - это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.

    Примеры: 2) школьники устроили шахматный турнир; 7) несколько семей организовали футбольный матч; 8) участники телевикторины отвечают на вопросы ведущего; 10) девочка делает причёску кукле.

    2. Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).

    Примеры: 6) студент готовится к экзамену; 9) школьник летом читаем заданные учителем литературы книги.

    3. Общение - это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.

    4. Труд - вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.

    Примеры: 1) хозяйка готовит обед; 3) генерал планирует парад войск; 4) продавец упаковывает покупку; 5) дачник поливает овощи на грядке; 11) министры правительства составляют государственный бюджет.

    Тема 2. Бытие человека

    Бытие философская категория, обозначающая существование, реальность . Соответственно, бытием обладают не только явления природы, но и человек, сферы его деятельности. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими входит в сферу бытия.


    В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела . В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, необходимо обеспечить жизнь телу. Поэтому во всех цивилизованных странах фундаментальные права человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплены юридически.

    Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры (личностный аспект человеческого бытия). Поэтому человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но руководствуясь исторически возникшими нормами и идеалами. Тем не менее считается, что индивидуальное бытие – основание для бытия личности.

    Социальное бытие может быть выражено в более широком смысле как бытие общественное. Общественное бытие (отношения людей к природе и друг другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и является первичным по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.


    Образец задания

    A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о бытии человека?

    А. Индивидуальное бытие человека не зависит от его природных данных.

    Б. Индивидуальное бытие человека не зависит от общественно-исторических условий существования.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    Ответ: 4.

    Тема 3. Потребности и интересы человека

    В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

    Потребность это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования . В мотивах (от лат. mоvеге – приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.


    Виды потребностей человека

    Биологические (органические, материальные) – потребности в пище, одежде, жилище и др.

    Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

    Духовные (идеальные, познавательные) – потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

    Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

    Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая .



    Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

    Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

    Разумные потребности - это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

    Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

    Интерес (лат. interest – иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности .

    Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

    Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

    Существует несколько классификаций интересов:

    – по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества .

    – по направленности: экономические; социальные; политические; духовные .

    От интереса следует отличать склонность . Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет . Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность .

    Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).

    Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.


    Образец задания

    B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.



    Ответ: Потребности.

    Тема 4. Деятельность человека, ее основные формы

    Деятельность способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

    Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.




    Мотив совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности . В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

    Цель деятельности это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека . Деятельность состоит из цепи действий. Действие это процесс, направленный на реализацию поставленной цели .



    Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

    Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

    Игра это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых .

    Характерные черты игры : происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

    Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями . Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами . Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].


    Существует несколько классификаций общения.



    В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

    – общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

    – общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

    – общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

    Учение это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

    Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

    Учение может приобрести характер самообразования .

    По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

    – труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;

    – труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный.

    Труд это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

    Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

    В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.


    Основные классификации деятельности

    По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.



    Творчество это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

    Творчество – это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

    Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.


    Важнейшие механизмы творческой деятельности

    Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний .

    Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.

    Фантазия (гр. phantasia – психический образ, плод воображения) – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

    Интуиция (лат. intueri – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются.

    Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

    сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

    продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);

    – преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;

    общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.


    Образец задания

    B3. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.



    Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).



    Ответ: 22121.

    Тема 5. Мышление и деятельность

    Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.



    Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально . Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

    Мышление неразрывно связано с языком . В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

    Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.

    Процесс мышления проходит ряд этапов.



    Мышление обладает личностным характером . Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.

    Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности , которые проявляются: в форме побуждений , мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.

    Мышление – сложное социально-историческое явление . Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.



    На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.



    В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.

    В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.


    Образец задания

    B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление».

    Образ; язык; представление; темперамент; знак.

    Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление».

    Ответ: Темперамент.

    Тема 6. Цель и смысл жизни человека

    Цель жизни – некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.

    Смысл жизни осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.

    Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой конкретной эпохи.

    Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция); настоящее (актуализация); будущее (проспекция).

    Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными из которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

    К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции.



    Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть.

    Другими словами, смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.


    Образец задания

    B5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    (1) Часто можно слышать мнение, что смысл жизни человека заключается в достижении полного и нерушимого счастья. (2) Все СМИ дружно возводят в культ, на наш взгляд, естественное желание человека быть счастливым. (3) Многие не выдерживают предложенной обществом гонки за призрачными стандартами. (4) Думается, наши обычные, спокойные представления о благополучной и достойной жизни не следует менять на стандарты внешнего облика.

    Определите, какие положения текста носят:

    А) фактический характер

    Б) характер оценочных суждений

    Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.



    Ответ: ББАБ.

    Тема 7. Самореализация

    Личность проявляет себя в процессе самореализации.

    Самореализация процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

    Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя.


    Образец задания

    A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о самореализации?

    А. Самореализация представляет собой процесс воплощения в материальные предметы и духовные ценности, в саму жизнь человека инженерных и технических замыслов, моральных и художественных норм.

    Б. Самореализация неразрывно связана с сознательным творчеством.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    Ответ: 3.

    Тема 8. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида

    Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.

    Индивид (от лат. individuum – неделимый, неразделенный) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).

    Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей : внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).

    Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами ).


    Структура личности

    Социальный статус – место человека в системе общественных отношений.

    Социальная роль – образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу.

    Направленность – потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

    Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

    Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

    Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.



    Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т. е. формирует способность участвовать в социальной жизни.

    Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации ». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика; средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.

    Расширение и углубление социализации происходит:

    в сфере деятельности – расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

    в сфере общения – обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

    в сфере самосознания – формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли и др.


    Образцы заданий

    Прочитайте текст и выполните задания С1 С4 .

    «Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости. Человеческая индивидуальность, отличаясь такими признаками, как целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего „Я“, творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства. <…>

    Уникальность, неповторимость личностей, взаимодополнение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуманного гармоничного общества. Индивидуализация является одним из моментов, связывающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то, чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и сильнее общество в целом. <…>

    Всякое проявление жизни индивида является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от друга, а выступают как две стороны жизни одного человека. <…>

    Таким образом, неправомерно толкование индивидуального как только единичного и неповторимого. Определяя индивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отличает людей друг от друга. Определяя личность, подчеркиваем общие, типические черты. <…>

    Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обогащает благодаря своим особенностям другого человека, ничего общего не имеет с индивидуализмом. Индивидуализм означает противопоставление человека обществу, отношение к другим людям как к средству своего частного существования. Эта разорванность общества и личности, как правило, обращается против самого человека. Таким образом, в индивидуалистической интерпретации другой человек есть граница «для меня», в условиях развитых коллективистских отношений каждый другой есть не граница, а продолжение и дополнение «меня самого» (Спасибенко С. Г. Общее и индивидуальное в социальной структуре человека // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. С. 98–101.).


    C1. Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки?

    Ответ: Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, саморегулированию, сохранению своей устойчивости. С помощью понятия «индивидуальность» делается акцент на отличиях людей друг от друга.

    Признаки индивидуальности: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество.


    C2. Опираясь на текст, укажите, почему индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества.

    Ответ: Индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества поскольку известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность человека, выраженная в самостоятельности, инициативе, творчестве, тем богаче и сильнее общество в целом.



    C4. В тексте говорится о двуединстве общего и индивидуального как об одном из внутренних источников формирования личности. Поясните этот вывод одним из примеров.

    Ответ: В качестве примера может быть приведен следующий: Формирование личности предполагает соотношение социально-типического (общего) и творчески индивидуального в человеке. Пренебрежение данным соотношением чревато тяжелыми последствиями. И общество, и человек страдают как от обезличивания, нивелировки, недооценки значения индивидуальности, так и от абсолютизации индивидуальных, неповторимых качеств человека.

    Мудрость [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития. V ступень, второй этап, части 1 и 2] Верищагин Дмитрий Сергеевич

    Обмен эмоций в мире

    Обмен эмоций в мире

    Давайте разберемся как следует с тем, как происходит этот эмоциональный обмен между человеком и обществом, да и вообще для чего он нам нужен.

    С тем, как он проходит, все просто: если уж эмоции в принципе воздействуют на человека и если они непроизвольно, как энергетически, так и косвенно, передаются соседу, то не может быть, чтобы в социуме не установился какой-то механизм обмена. Социум живет в едином эмоциональном поле – вот почему еще так трудно бывает избавиться от его власти! Социально приемлемые ценности окрашены эмоционально – иначе они не были бы ценностями. Социально приемлемый образ жизни может вам опротиветь – но он будет продолжать лезть вам в душу и навязывать себя вам вместе с эмоциями окружающих. Чтобы вырваться из принятого в социуме образа жизни, надо, чтобы приемлемый для вас иной способ жизни начал тоже поддерживаться эмоционально не только вами, изнутри, – но и получил бы множество элементов поддержки извне!

    Теперь разберемся с тем, зачем человеку нужен этот эмоциональный обмен. Очень просто: человек его использует как вспомогательное средство для регуляции собственного эмоционального баланса.

    Мы знаем, что человеческое существо стремится избежать отрицательных эмоций и испытать положительные. Кроме того, мы знаем, что положительное эмоциональное состояние недолговечно, так как оно стимулирует центральный восходящий поток и быстро компенсируется энкефалинами, а отрицательное длится несколько дольше (потому что стимулирует центральный нисходящий поток и задерживает собственную компенсацию). Но мы знаем, что в покое эмоциональный баланс медленно сдвигается в отрицательную сторону (поэтому покой постепенно перерастает в скуку – в состояние «плохо»).

    Чего может подсознательно хотеть человек? Во-первых, продлить позитивное состояние. Во-вторых, быстрее избавиться от негативного.

    Разумеется, он подсознательно начинает действовать.

    Что делает человек с позитивными эмоциями? Он выплескивает их наружу – на окружающих людей и на окружающие предметы. Зачем?

    Для того, чтобы продлить их воздействие на самого себя. Ведь они скоро кончатся, благодаря компенсации энкефалин-эндорфиновой системы.

    А так… Так человек сохраняет их для себя. Ведь выплескиваются эти эмоции прежде всего на тех, кто человеку близок (мы дарим им улыбки, комплименты), или на близкие ему предметы (мы украшаем свою квартиру) – и, соответственно, увеличивают потенциальную позитивную эмоциональную значимость этих объектов! И уже эти объекты начинают излучать эмоциональную значимость на человека – они платят ему тем же! Он словно вложил свои ценности в акции, которые приносят немалые дивиденды, и теперь стрижет купоны с вложенного богатства! Вот так продлевается позитивное состояние – оно вкладывается в нечто внешнее, что хранит и отдает это позитивное состояние хозяину! Вы пришли с работы расстроенный, оказались в доме, с любовью вами обустроенном и обихаживаемом, – глядишь и полегчало. Вот так мы делаем запасы эмоциональных значимостей и употребляем их по мере надобности.

    Причем с каждым следующим разом, при повторных контактах с предметом, человек ощущает чуть больше положительных эмоций, чем раньше. То есть эти предметы увеличивают разницу эмоциональных потенциалов того эмоционального поля, в котором существует человек, – за счет того, что возрастает сила и мощь позитивного полюса.

    Итак, позитивные эмоции человек обычно выплескивает наружу. А что делает человек с негативными эмоциями?

    Тут может быть несколько вариантов. Первый вариант знаком некоторым людям, которые, пребывая в негативном состоянии, замыкаются в себе и начинают страдать, иногда еще даже специально «накручивая» и распаляя себя по принципу «ну и пусть мне будет еще хуже». Что это, просто мазохизм? Нет, в таком поведении, как ни странно, есть определенный смысл: «накручивание» себя приводит к резкому подъему уровня энкефалинов, что, в свою очередь, активизирует эндорфиновую систему, которая тут же нацеливается на нормализацию состояния. И все же это весьма нерациональный путь – ведь он не ведет к решению проблемы.

    Второй вариант: когда человек пытается как-то отвлечься или сделать себе подарок, порадовать себя. Это, как правило, либо не помогает совсем, либо помогает на очень короткое время. Естественно, это тоже нерациональный вариант, потому что опять-таки не приводит к решению проблемы.

    Третий вариант используют люди, умеющие и любящие выливать негатив на других, как правило, на кого попало, кто под руку попадется, особенно на тех, кто не нравится, – но бывает что и на близких и любимых людей. В этом случае у тех людей, на кого направляется весь этот поток негатива, естественно, снижается эмоциональный фон, что приводит к ослаблению центрального восходящего потока, и, как следствие, они становятся уязвимыми, менее защищенными. А тот, кто, собственно, и выплеснул на них весь этот негатив, – наоборот, чувствует, что ему полегчало, и начинает ощущать себя более приподнято. Но это тоже не метод, так как опять же дает лишь краткосрочное облегчение. На длительном отрезке времени он не оправдывается, так как: а) невозможно до бесконечности понижать эмоциональный уровень соседей, и б) негативная эмоциональная индукция от соседей в конечном итоге просачивается в сознание того, кто устроил им этот негатив, и ему становится хуже прежнего. Вот как подтверждается пословица: «Зло невыгодно»!

    Четвертый вариант: когда человек растравляет себя столь сильно и резко, что меняется качество его негативных эмоций: к примеру, обида превращается в гнев. Одновременно усиливается восходящий поток. Это уже хорошо, потому что гнев – конструктивная эмоция, приводящая к выплеску негатива не на кого попало, а именно на источник проблемы и, возможно, высвобожденная таким образом энергия помогает и решить проблему, как-то преобразовать ее. Иногда такие вещи даже полезно делать вполне сознательно – ведь зачастую бывает, что сидит в душе какая-то заноза, почти неосознаваемая, но жить мешает. Но если растравить эту рану сознательно и вытащить эту занозу (это может оказаться и давно забытая обида, и затаенная злость на обидчика), то скрытые зажатые чувства начинают проявляться открыто и бурно, обида переходит в гнев (до сих пор вы страдали: «Ах, бедный я, за что меня так?», а теперь пришли иные чувства: «Да как он смел, подонок, так со мной обойтись – со мной, который достоин самого уважительного отношения!»), то есть в более конструктивное русло, и повышается активность, направленная на решение проблемы.

    То есть негативные эмоции тоже могут участвовать в социальном обмене, правда, несколько парадоксальным образом.

    Но нам, как вы прекрасно понимаете, намного важнее другое: то, что эмоции могут быть перенесены не только на людей, но и на предметы, на феномены, на понятия, на идеи – на все, что участвует в социоэмоциональном обмене.

    Итак, мы можем сделать важный вывод: если в самом человеке эмоции быстро приходят в равновесие, то внедрение их в социальный обмен существенно повышает длительность их действия и в конечном счете служит как бы резервом для человека. Это, разумеется, можно использовать в наших целях.

    Из книги Совершенствование мужской сексуальной энергии автора Чиа Мантэк

    Из книги Гарвардские лекции автора Гьяцо Тензин

    УРАВНИВАНИЕ И ОБМЕН СЕБЯ НА ДРУГИХ Метод преобразования ума путем уравнивания себя с другими и обмена себя на других подробно изложен в труде Шантидевы «Вступление на путь деяний бодхисаттвы». Выполняя эту практику, мы сначала приравниваем себя к другим, исходя из того,

    Из книги Лоджонг автора Тинлей Геше Джампа

    2.4.2.4. Обмен себя на других Это четвертое положение. Обмен себя на других заключается в следующем: как ранее вы считали себя важным и игнорировали других, так, осуществив эту практику, вы будете игнорировать себя и считать других важными. Это радикальное изменение образа

    Из книги Очищение организма на физическом и энергетическом уровнях автора Виилма Лууле

    Из книги Автоматический уничтожитель иллюзий, или 150 идей для умных и критичных автора Минаева Екатерина Валерьевна

    Из книги Путь высшего наслаждения автора Панкова Ольга Юрьевна

    75. Обмен энергией Со всеми, включая друзей и ближних, имеет смысл наладить обмен услугами. Ты оказал кому-то услугу. Ответная услуга должна быть адекватна.Услугой может быть что угодно. Подарил что-то, выслушал, замолвил где-то словечко за друга, выполнил работу по дому -

    Из книги 100 способов избежать неприятностей автора Черниговцев Глеб Иванович

    автора Цымбурская Елена В.

    Привычка #1: Активизируйте обмен веществ Пища, которую вы употребляете, обеспечивает ваш организм калориями, которые используются вашим организмом в качестве топлива для внутренних процессов. Каждый раз, когда вы что-то едите или пьете, ваш обмен веществ начинает

    Из книги Десять заповедей творческой личности автора Вайнцвайг Поль

    Из книги Эгрегоры человеческого мира [Логика и навыки взаимодействия] автора Верищагин Дмитрий Сергеевич

    Из книги автора

    Глава девятая Обмен жизненной энергией Мудрец, который дружит с тупицами, становится глупцом; собака, живущая у добрых, умных людей становится разумным существом. Арабская пословица Если кто-то обманул тебя дважды, значит, ты заодно с обманщиком. Томас