Инновационная модель управления таможенными органами. Маслова Н.В. Инновационная модель управления трудовыми ресурсами организации

Инновационный менеджмент: учебное пособие Мухамедьяров А. М.

2.1. Концептуальная модель управления инновациями: ориентация на рынок

Концептуальный подход означает руководящую идею, ориентацию для начала и реализации инновационного процесса на определенные приоритеты. Роль и значение инноваций, результатов научно-технических достижений в повышении эффективности общественного производства общеизвестны. Более 70 % роста эффективности общественного производства обеспечивается за счет технических факторов – продуктовых, технологических новшеств и др.

Вместе с тем отметим, что для многих предприятий, научно-производственных комплексов, организаций, а также для отдельных подотраслей (отраслей), успешно функционирующих в настоящее время, инновации (нововведения) могут представлять определенную угрозу. Они могут разрабатывать и осваивать различные новшества, но одновременно проявлять неспособность предвидеть последствия новых научно-технических достижений, удерживаться на необходимом уровне и направлениях инновационной деятельности. Это нередко приводит, несмотря на попытку обеспечить эффективность (в частности, прибыльность) работы, основанной на результатах инновационных решений, к ухудшению финансово-экономических показателей, потере занимаемой доли рынка и в конечном счете даже к банкротству. Таких примеров немало.

Все это дает основание для вывода о том, что ухудшение финансово-экономического состояния предприятий (фирм) и под-отраслей не является следствием исключительно отсутствия инноваций (нововведений). Здесь проблема не только в самих нововведениях (инновациях) как таковых, а прежде всего в эффективном управлении нововведениями, ориентированном на определенный показатель (например, на прибыль) или показатели. Об этом в известной мере свидетельствуют следующие цифры. Лишь 10 % инновационных разработок достигают коммерческого успеха, а доля неудачных разработок составляет 90 %.

Перед предприятиями (организациями), внедряющими инновации, возникает ряд вопросов, предопределяющих начало инновационного процесса. К таким вопросам относятся:

1) могут ли все задачи и этапы инновационного процесса быть решены и выполнены на предприятии (подразделениями научных исследований и разработок);

2) какая доля инновационных работ может быть выполнена сторонними организациями;

3) нельзя ли поставленную цель выполнить более эффективно путем приобретения лицензий, ноу-хау;

4) обеспечат ли затраты на инновационные работы более высокую эффективность по сравнению с общими затратами на производство или маркетинг;

5) могут ли затраты на производство и маркетинг гарантировать эффективность работы предприятия (организации) в долгосрочном плане, если они оказались более эффективными в краткосрочном плане.

Ответы на эти вопросы еще больше усложняются, если учесть разнообразие видов нововведений (инноваций). При комплексном рассмотрении этих вопросов или при их любом сочетании должна быть четкая концепция, ориентированная на определенные приоритеты. До последнего времени в России на всех уровнях управления инновациями (федеральном, региональном, отраслевом, институциональном) господствовала продуктовая ориентация инноваций, т. е. ориентация на производство новшеств. Схематично эта концепция показана на рис. 2.1. По этой концепции процесс инноваций отражает продуктовую ориентацию, когда позиции потребителя по отношению к производителю очень слабы. В этом случае все условия, связанные с созданием, освоением и распространением новшеств, диктует производитель (диктат производителя).

Переход к рыночным отношениям, структурная перестройка производства и усложнение общественных потребностей привели к усилению позиции потребителя. Идея маркетинга как результат подобной смены акцентов и заключается в признании того, что сами по себе новшества – не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей потребителя. Хотя в последние годы требования потребителей стали в известной мере отражаться в создаваемых новшествах, но тем не менее этот процесс (в целом положительный) не смог приблизить инноватора («инициатора новшества») к потребителю.

Рис. 2.1. Ориентация на продукт

Исследователь, конструктор и технолог остаются пока изолированными от рынка. Они еще не в состоянии оценить коммерческий потенциал инноваций и их способность удовлетворять известные личные и производственные потребности. Поэтому необходим альтернативный, новый концептуальный подход. Таким может быть подход, ориентированный на потребителя, на рынок. Схематично такая концептуальная модель показана на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Ориентация на рынок

При данном подходе инновационный процесс рассматривается как передача знаний (научных, технических) в сферу удовлетворения нужд потребителей. Продукт-новшество при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки технологии и удовлетворяемой потребности. Хотя выход один и тот же – продукт-новшество, но здесь мы имеем дело с существенными изменениями в представлениях разработчика о характере трансформации (преобразования) его научного потенциала в цели бизнеса, так как второй подход ориентируется на потребности возможного потребителя. При увязке между собой показателей новшеств с будущими потребностями рынка снижается процент неудачных нововведений, ведь многие из них вызваны отсутствием такой связи.

На эффективность (коммерческий успех) инноваций влияние оказывает множество факторов. К основным относятся:

1) ориентация на рынок;

2) эффективная система отбора и оценки инновационных проектов;

3) эффективное управление проектами и их контроль;

4) источник творческих идей;

5) адаптивность, восприимчивость организации к нововведениям;

6) сопротивляемость (групповая, индивидуальная) нововведениям.

Одним из важнейших моментов является ориентация на рынок. При этом одна из задач – налаживание взаимосвязей между сферой НИОКР и маркетингом. Здесь возникают проблемы, связанные с коммуникационными трудностями и особенностями организационной структуры предприятий (компаний), скорее препятствующими, нежели способствующими установлению эффективных взаимосвязей между работниками, занятыми НИОКР, и специалистами по маркетингу.

Известно, что идеи создания новшеств (продуктовых и др.) обычно возникают либо как следствие потребностей рынка («рыночный толчок»), либо внутри подразделений НИОКР («технологический толчок»). Мнения о том, какой из двух путей наиболее эффективен, часто противоположны. Практика стран с развитой рыночной экономикой показывает, что от 25 до 35 % всех идей, лежащих в основе нововведений, зародились внутри подразделений НИОКР. Каким бы ни было их точное соотношение, ясно, что и НИОКР, и маркетинг служат главными источниками идей, развитие которых наталкивается на слабые коммуникации и недостаток взаимопонимания. Противопоставление этих двух источников творческих идей создания новшеств было бы ошибочным. Необходимо плодотворное взаимодействие технических и рыночных аспектов, достигаемое путем организации тесных контактов между службами.

Это применительно к рассмотренным концептуальным моделям означает, что оба подхода – «Ориентация на рынок» и «Ориентация на продукт» – имеют право на существование. На данном этапе экономического развития России, состояния отраслей и предприятий (организаций) предпочтение отдается второму концептуальному подходу – ориентации на рынок. Но тем не менее и в этом случае должно быть определенное соотношение между двумя источниками творческих идей. Отказ от концептуального подхода «Ориентация на продукт» (источника идеи «технологического толчка»), ссылки на необходимость перехода к рыночным отношениям были бы нецелесообразными – более того, ошибочными на всех уровнях управления инновациями. Это приведет к сокращению принципиально новых разработок, снижению научно-технического уровня инноваций и в конечном счете к отставанию инновационного развития страны, ее регионов, а также отдельных отраслей и предприятий (объединений).

Из книги Говорит Билл Гейтс автора Лоу Дженет

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ «Предпринимательский образ мышления продолжает процветать в „Майкрософте“, потому что главной нашей целью является реинкарнация нас самих - мы должны быть уверены, что именно мы заменяем наши же продукты, а не кто-то другой».Другие основные

Из книги Теория организации: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ: ПЕРЕМЕННЫЕ УПРАВЛЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ Переменные управления – это следующие характеристики управляющей системы.1. Организационная структура управления – главная из контролируемых, перестраиваемых по воле руководителя организации ее

Из книги СССР: логика истории. автора Александров Юрий

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЛОЖЬ Первым шагом российских социал-демократов, будущих большевиков, на пути к Великой Октябрьской социалистической революции стало издание газеты “Искра”. С тех пор значение средств массовой информации (СМИ) и их влияние на общественные процессы

Из книги Организация бизнеса: грамотное построение своего дела автора Рыбаков Сергей Анатольевич

1.2 Как выбрать модель управления бизнесом Управление компанией – это комплекс действий ее органов, необходимых для формирования и достижения целей, для которых компания создана. Модель управления компанией – это конструкция ее органов, способная максимально

Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

Глава 8 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 8.1. Инновационный потенциал предприятия 8.2. Инновационные стратегии предприятия 8.3. Сущность, задачи и принципы планирования инноваций 8.4. Организация планирования инноваций на предприятии 8.5. Методы внутрифирменного

Из книги MBA в кармане: Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления автора Пирсон Барри

9.1. Цели и задачи стратегического управления инновациями Стратегическое управление инновациями – это совокупность целей стратегического направления, с помощью которых можно усилить инновационную деятельность предприятия.Цели стратегического управления инновациями

Из книги Стили менеджмента – эффективные и неэффективные автора Адизес Ицхак Калдерон

Из книги Что не убило компанию LEGO, а сделало ее сильнее. Кирпичик за кирпичиком автора Брин Билл

9.3. Методы и средства стратегического управления инновациями В практике стратегического управления инновациями получили распространение следующие методы: управление на основе экстраполяции, при котором на перспективу предполагается развитие тех же тенденций, что и

Из книги Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса автора Олссон Энн-Валери

Управление инновациями Процесс управления инновациями («поиск прекрасного» в людях) состоит из трех этапов:(1) Создание новых идей (отдельными людьми или командой).(2) Сбор идей (их оценка).(3) Воплощение идее (команды разрабатывают идеи до конечной стадии «удовлетворенного

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Ориентация Герой-одиночка поглощен частностями и не умеет мыслить глобально. Нередко он увязает в деталях, упуская из виду ситуацию в целом. Он занимается мелочной опекой, не давая людям самостоятельности. Он бросает все силы на решение тактических вопросов и забывает о

Из книги Глобальный кризис. За гранью очевидного автора Долан Саймон

Новый план управления инновациями В течение 2005 года Кнудсторп и его помощники пытались увеличить прибыль с помощью использования всего спектра инноваций. Они ставили цели, определяли ключевые инициативы и разрабатывали порядок воплощения своих идей в жизнь. Кнудсторп

Из книги ORG [Тайная логика организационного устройства компании] автора Салливан Тим

Концептуальная основа Продолжительные исследования конкретных ситуаций, проведенные нами и другими учеными, позволили выделить ряд устойчиво повторяющихся отличительных признаков удачных и провальных стратегических шагов. Нам, людям, свойственна психологическая

Из книги автора

Модель качества Европейского фонда управления качеством (EFQM) Модель качества Европейского фонда управления качеством (EFQM) (рис. 2.3) предлагает еще одну схему измерения и отчетности в УЧК. Она включает в себя показатели удовлетворенности покупателей, работников и влияния

Из книги автора

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПРИВЕРЖЕННОСТИ Одной из определяющих особенностей УЧР является то, что оно подчеркивает важность расширения взаимной приверженности (1985). Вуд (1996) описывает управление, ориентированное на высокий уровень

Из книги автора

Трехмерная модель управления на основе ценностей Каковы основные корпоративные ценности? Какие ценности должны выбрать члены организации, чтобы согласовать их с задачами предприятия? Почему сотрудники будут адаптировать свои ценности к ценностям корпоративной

Из книги автора

Экспериментируя с инновациями В конце концов, большинство организаций стремятся к балансу. Они выделяют часть организации в отдельную структуру и называют ее сканкворкс, тратят немалые деньги на инновации, одновременно ограничивая возможности для творчества и

Современное международное экономическое пространство состоит из трех основных форм конкуренции в инновационной экономике:

  • – экономика, движимая факторами производства, – Factor-driven Economy,
  • – экономика, движимая инвестициями, – Investment-driven Economy,
  • – экономика, движимая инновациями, – Innovation-driven Economy. Инновационная деятельность ориентирована не на количественные параметры, а на качество продуктов (услуг) и технологических процессов, качество организации производственных процессов и управления ими. Инновационная деятельность формируется на основе реализации системно процессного подхода. Суть его заключается в том, что в организации как целой системе существуют системные взаимосвязи между функциональными элементами и качество этих связей влияет на качественные изменения самих элементов единой системы (организации). Во всех функциональных элементах осуществляются свои технологические процессы. Результаты этих процессов рассматриваются в качестве взаимодействий входных и выходных параметров, которые создают так называемые цепочки ценностей, результатом чего становится приобретение новых качеств конечного продукта .

Чтобы понять суть инновационной деятельности, необходимо рассмотреть все стадии инновационного процесса. Для того чтобы идея превратилась в успешную инновацию, она обязательно должна пройти несколько стадий инновационного процесса. Если хотя бы одна из этих стадий не будет пройдена успешно, то инновационный проект не может быть эффективно осуществлен.

Также важны этапы, возникающие при осуществлении инновационного процесса. На таких этапах решаются различные технические, экономические, организационные, маркетинговые и прочие проблемы.

Существуют разные модели организации инновационного процесса, включающие этапы его реализации (рис. 3.2).

Рис. 3.2.

Сравнивая эти два подхода к организации инновационного процесса, следует обратить внимание на то, что в российской модели отсутствует какое-либо упоминание о рекламе, о раскрутке нового продукта. Маркетинг потенциального рынка нового продукта играет важную роль в процессе его коммерциализации. В последнее время многие ученые и практики стали акцентировать особое внимание на маркетинговом аспекте инновационного процесса. На рис. 3.3 показан полный цикл создания нового продукта, включая и стадии подготовки его к реализации на рынке.

На схеме наглядно представлены все этапы реализации научной идеи от ее зарождения до производственного воплощения и выхода на рынок. Эффективное функционирование инновационного процесса возможно только на основе использования достижений науки и практики в области менеджмента, т.е. создания и развития самостоятельного раздела общего менеджмента – инновационного менеджмента.

Инновационный процесс неоднороден в своем развитии. Сценарии, по которым он может развиваться, описаны в специальной экономической литературе в рамках моделей.

Крупные производственные объединения описываются с помощью модели "технологического толчка" (англ. technology push). На модели отражены общие этапы инновационного процесса.

Модель "вызова спроса " (англ. Market pull или Demand pull) также основана на линейной последовательности этапов, но с упором на потребителя.

Модель "вызова спроса" Д. Романа (рис. 3.4) учитывает необходимость участия профессионалов по продажам и является более детализированной. Эта модель более применима для инноваций в области продукта.

Рис. 3.4. Модель "вызова спроса" Д. Романа

Основным недостатком модели "вызова спроса" является то, что источником инноваций предполагаются исключительно потребности потребителя.

Исследователи Р. Росвелл, Н. Розенберг и К. Фримен в 1970-х – середине 1980-х гг. положили начало следующему поколению инновационных моделей – нелинейных.

Сопряженная инновационная модель Росвелла (рис. 3.5) отличается от предыдущих тем, что показывает параллельное существование потребностей и передового уровня техники и непрерывный их контакт на протяжении инновационного процесса .

Рис. 3.5.

Следующей моделью, детально учитывающей различные стадии, этапы, транзакции участников в процессе осуществления инновационной деятельности именно в стадии разработки инноваций, является нелинейная интегрированная инновационная модель. Основное ее отличие от модели Росвелла заключается в том, что она учитывает исследование как общественных потребностей, так и самого рынка сбыта.

Говоря о недостатках вышеописанных моделей, можно отметить потенциальные проблемы с защитой интеллектуальных прав на полученные инновации. Следование моделям может привести к следующим сложностям:

  • – на рынке может существовать точный аналог у конкурентов;
  • – на рынке может быть законодательно запрещено коммерческое использование продаваемого компанией изобретения либо производство и продажи продукции требуют прохождения процедуры лицензирования.

Защита интеллектуальной собственности в отношении результатов инновационной деятельности является очень важным, зачастую серьезно недооцененным фактором. Понятно, что для инновационного процесса характерны непредсказуемость и сложность планирования: крайне сложно предугадать сроки изобретения чего-либо и определить характер инновации. При этом, если такая возможность появляется, необходимо, не откладывая, начинать процедуру защиты продукта посредством получения патентов и закрепления интеллектуальных прав. К примеру, в России процедура получения патента на товарный знак длится не менее одного года.

Также существует нелинейная интегрированная инновационная модель, которая наиболее полно отражает характер транзакций инновационной деятельности с дополнением процедуры получения охранных документов после завершения этапа выработки концепции.

Модель предполагает, что НИОКР, разработка базовой инновации и изучение рынка происходят параллельно. На определенном этапе в модель заложено подключение команды экспертов для оценки соответствия полученной инновации требованиям и интересам рынка и принятия решения о ее рыночных перспективах, а также для оценки объема инвестиций для доработки потребительских характеристик. Эксперты приступают к работе на этапе подачи патентной заявки.

Модели не учитывают сторонние организации, присущие инновационной инфраструктуре и организационно-экономической модели рынка. К примеру: транзакции, присущие инновационному процессу, начиная с момента регистрации результатов интеллектуальной деятельности в Роспатенте .

Следующая модель (экономико-организационная) ориентирована на рынок наукоемких технологий и инноваций, учитывает и обеспечивает взаимодействие участников этого рынка. В рамках модели процесс внедрения инновации рассматривается как основная функция самостоятельной предпринимательской структуры.

Данная модель рассматривает инновационный процесс с момента регистрации интеллектуальных прав субъектом инновационной деятельности до момента заключения первого договора купли-продажи инновационного продукта.

Существенным отличием данной модели от представленных выше является наличие предпринимательской структуры в сфере трансфера наукоемких технологий и инноваций.

Задача такой структуры – вывести инновационный продукт на рынок и обеспечить его продажу на выгодных условиях с учетом все рыночных требований и нормативно-организационных барьеров. Предпринимательская структура:

  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности.
  • Основная задача кадрового менеджмента в организации – сохранение и наращивание трудового потенциала. Условия постоянной борьбы за сохранение и повышение уровня конкурентоспособности и эффективности хозяйственной деятельности вынуждают организацию обращаться к вопросам раскрытия потенциала трудовых ресурсов через инновационные подходы к управлению персоналом. Способность решать свои задачи и достигать организационные цели путем внедрения инновационных подходов к управлению в современных условиях является значительным конкурентным преимуществом. Инновационные технологии являются фактором, способствующим удовлетворению новых социальных потребностей и интересов современных работников. Они создают объективные возможности для реализации не только индивидуальных, но и общеорганизационных целей .

    Применение инновационных технологий в управлении персоналом позволяет говорить о переходе к инновационной модели управления трудовыми ресурсами. Инновационной модели управления трудовыми ресурсами организации присущи следующие характерные особенности :

    Изменение роли кадровой службы. Причиной неэффективного управления персоналом в современных организациях является использование организациями традиционных систем управления персоналом, которые не нацелены на решение стратегических вопросов. Традиционные системы управления персоналом не способны быстро адаптироваться к новым требованиям: иерархия, бюрократизм, четкое разграничение рабочих мест зачастую только тормозят процесс развития организации. Во многих организациях к персоналу привыкли относиться как к практически безграничному ресурсу, при этом руководство не пытается использовать более эффективно работников и их потенциал, ему зачастую проще набрать новых людей, чем мотивировать и стимулировать уже имеющихся. В условиях растущей конкуренции изолированность кадровой политики от общей бизнес-стратегии, фрагментарность кадровой структуры пагубно отражаются на успехе компании. Инновационная деятельность подразумевает активную кадровую политику, направленную на проектирование и интеграцию стратегии управления персоналом в общую организационную стратегию. Изменение роли кадровых служб – переход от традиционных отделов кадров к службам управления персоналом, расширение функций, постановка широкого круга задач, ориентированных на достижение стратегических целей организации, интеграция кадровой службы как активного участника в общее управление организацией наравне с финансовыми и производственными отделамиважное условие успеха современных и будущих компаний.

    Изменение приоритетов кадровых программ и проектов . Кадровые программы и проекты в инновационной модели нацелены на решение следующих задач:

    • формирование интеллектуального капитала компании;
    • формирование социального капитала организации;
    • формирование системы управления знаниями;
    • повышение индивидуальной стоимости каждого сотрудника и человеческого капитала организации в целом.

    Изменение сути кадровых технологий. Кадровые технологии, применяемые в инновационном управлении персоналом, становятся:

    • ситуационными, то есть учитывающими деятельность организации, ее стратегию развития, ситуацию на рынке;
    • стратегически направленными, то есть направленными на достижение стратегических целей, стоящих перед организацией;
    • проактивными, то есть прогнозирующими и предупреждающими проблемные ситуации до их появления.

    Акцентирование внимания на формировании команды. Перспективной моделью корпоративного менеджмента, обеспечивающей эффективное организационное развитие выступает team building или технология формирования команды. Профессиональная технология формирования команды нацелена на решение таких важных задач, как : повышение мотивации работников; формирование организационной культуры; сплочение и направление сотрудников на достижение командных целей; адаптация новых сотрудников; диагностика коллектива: выявление в коллективе лидеров, определение сильных и слабых сторон группы.

    Формирование сильной и адаптивной организационной культуры. Значению организационной культуры в инновационном управлении персоналом уделяется большое внимание, так как культура организации – активный фактор конкурентной борьбы, в том числе и за квалифицированных сотрудников. Сильная организационная культура обеспечивает эффективную деятельность организации, создает условия для приобретения дополнительных конкурентных преимуществ, выступает инструментом стратегического развития организации и нацелена на внедрение инноваций и инновационных методов развития . Эффективная организационная культура уменьшает степень неопределенности в коллективе, вносит ясность в ожидания членов коллектива, создает чувство причастности к организации, выполняя функции внутренней интеграции сотрудников. Главной целью формирования и управления организационной культурой является повышение конкурентоспособности предприятия, которая достигается путем решения ряда задач: повышение мотивации персонала, формирование лояльности и приверженности сотрудников, формирование настроя персонала на высокую производительность, повышение конкурентоспособности персонала, создание комфортного социально-психологического климата в коллективе, который создает условия эффективного использования трудовых ресурсов, адаптация новых сотрудников, формирование нетоварных конкурентных преимуществ организации (в частности, имиджа организации), привлечение на предприятие квалифицированных кадров, стимулирование инновационной активности.

    Децентрализация и поддержание интенсивных горизонтальных связей. Способность к ведению инновационной деятельности организации находится в непосредственной связи с ее организационной структурой. Организационная структура современной организации должна быть сформирована таким образом, чтобы организация имела возможность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Отрицательные эффекты, получаемые организацией при ведении хозяйственной деятельности, зачастую связаны с потерей гибкости и снижением эффективности управления громоздкими организационно-производственными структурами . Для успешной деятельности в современных условиях, чтобы достичь гибкости в нововведениях и эффективности производства, наиболее важно найти оптимальное соотношение в структуре между централизацией и децентрализацией власти, уйти от ненужного бюрократизма, который только тормозит развитие. У ориентированных на инновации организаций вся организационная структура должна способствовать нововведениям. Организациям, ориентированным на внедрение инновационных методов работы и получение долгосрочных результатов, необходимо стремится к отходу от традиционных принципов построения (принцип иерархии) и жестких структур к более гибким и адаптивным структурам, которым характерно наличие множества независимых центров принятия решений (принцип гетерархии, где каждый руководствуется правилами игры и сложившейся ситуацией.) . Формализованные отношения и строгая структурированность могут стать причиной потери управляемости, гибкости и способности к инновациям и, как следствие, снижению эффективности не только системы управления, но и всей организационной системы в целом.

    Создание инновационной модели управления персоналом требует полной вовлеченности сотрудников всех уровней. В данной модели не должно быть наблюдателей, в ней должны быть только участники, тогда модель будет успешной. Необходимость перехода к инновационному управлению должна быть объяснена всем вовлеченным в процесс сотрудникам – чем больше и проще объяснений, тем меньше будет непонимания, сопротивления и тем эффективнее будет процесс перехода.


    Библиографический список

    1. Аксенова Елена Анатольевна Стратегический ассесмент: как сформировать человеческий ресурс организационных изменений: Учебное пособие для студентов вузов/ Е.А. Аксенова. – М.: Аспект Пресс, 2008. -352 с., стр.17-21.
    2. Аренков И.А., Салихова Я.Ю., Гаврилова М.А. Конкурентный потенциал предприятия: модель и стратегии развития// Проблемы современной экономики – 2011. – №4 (40) – С.123.
    3. Асаул А.Н. Культура организации: проблемы формирования и управления/Асаул А.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю., Ерофеев М.П. – СПб.:»Гуманистика», 2006.
    4. Аширов Д.А. Управление персоналом: учебное пособие. – М.: Проспект, 2009.
    5. Болотов С.П. Организационная культура и эффективность менеджмента: Учебное пособие. Сыктыкар: Изд-во Сыктыкварского ун-та, 2000. - С.58-59.
    6. Большаков А. С., Шлафман А. И., Михайлов В. И. Современный менеджмент организаций: теория и практикка/ А. С. Большаков , А. И. Шлафман , В. И. Михайлов . Санкт-Петербург, Изд-во Политехнического ун-та 2011 -370 с.
    7. Быков В., Пичко Н. Корпоративная культура в системе социально-трудовых отношений //Общество и экономика. – 2009. – №3. – С.136-144
    8. Ветошкина Т. Организационная культура как инструмент управления персоналом в условиях перемен//Кадровик. Кадровый менеджмент.-2009.- №11.-С.14.
    9. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. –М..: ИНФРА-М, 2005. – С.695-696.
    10. Мотышина М.С. Социально-экономические организации: концепции, особенности, механизмы развития. -СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009.-352 с.
    11. Одегов Ю.Г., Котова Л.Р. Организация службы управления персоналом: Современный подход. Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009.- С.31-32.
    12. Потемкин В.К., Прозоровская К.А. Инновационный менеджмент в кадровой работе: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2003. –С.41.
    13. Савченко Л. С. Организационная культура как фактор повышения эффективности предпринимательской деятельности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд.экон.наук. – СПб., 2003.
    14. Старцева В. Н. Модели внедрения инновационных технологий мотивации персонала в организациях: (на примере отечественных высокотехнологичных компаний): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук – Нижний Новгород, 2009.
    15. Управление человеческим потенциалом современной организации/ Под общ.ред.д-ра экон.наук, проф.С.Д.Резника. –Пенза: ПГУАС, 2004.
    16. Шадрина Л.Ю. Организационная культура и ее воздействие на социальные технологии управления. – Новосибирск: НГУЭ, 2008. -С.135.
    17. Шлафман А.И. Факторы, определяющие темпы развития предпринимательских структур // Журнал правовых и экономических исследований № 1 2012 г. С 165-167.
    18. Яирова Л.П. Менеджмент: организационно-управленческая культура. Функции, координация, коммуникации. Стратегическое корпоративное управление. М., 2000. – С. 32.
    Количество просмотров публикации: Please wait

    Инновационная модель управления таможенными органами

    Перспективный институт таможенного администрирования должен адекватно воспринимать природу российского рынка, обладать свойствами самообучения, адаптации и самоорганизации, а также гибкими механизмами для их практической реализации. Только такой институт может эффективно конкурировать в сфере государственных услуг, решать проблему обеспечения безопасности и содействия торговле таможенными методами и средствами на уровне международных стандартов.

    Качество решения таких проблем определяется, прежде всего, инновационными идеями, наличием научно обоснованной теоретико-методологической базы, широкомасштабными исследованиями стратегических изменений в сферах внешнеэкономической и таможенной деятельности, адекватными идеями по таможенному администрированию, по их системной реализации.

    При такой постановке значительно возрастает роль маркетинга в успехе таможенного администрирования, в решении проблем развития таможенных органов России. Знание основ маркетинга и участие в реализации маркетинговых программ в ближайшем будущем должны входить в круг основных обязанностей руководителей всех уровней управления таможенными органами. Каждый руководитель должен вносить свой вклад в создание и обеспечение качества таможенных услуг, удовлетворяющих реальные и потенциальные потребности государства и участников ВЭД.

    Маркетинг - термин англоязычного происхождения (исходное словосочетание, появившееся в 1910 г. в США, - «market getting»). Сегодня в распоряжении читателя сотни книг по маркетингу, тысячи веб-сайтов, посвященных этой тематике. Среди наиболее известных специалистов, общепризнанных в мировой практике, - Филип Котлер, Питер Друкер, Джек Траут, Сержио Зимен, Сэт Годин и многие другие1.

    Существует огромное количество определений понятия маркетинга. В частности, выделяют следующие основные группы определений, по-раз-ному характеризующих маркетинг2. В них он представляется как:

    Отрасль науки, изучающая рынок;

    Практическая деятельность по продвижению продукции на рынке;

    Философия бизнеса;

    Система управления, вид менеджмента.

    Первые два подхода вряд ли требуют дополнительных пояснений. Однако следует заметить, что они могут быть продуктивны, лишь дополняя друг Друга.

    В современном менеджменте маркетинговый подход может быть понят, прежде всего, как рыночно ориентированная система управления. Однако это не управление производством, финансами или персоналом, это вообще не система внутрифирменного управления. Развивающийся маркетинг - это системное управление организацией, ориентированное на запросы рынка, на устойчивое долговременное воздействие на окружающую рыночную среду, ее элементы, без чего невозможен рыночный успех. При этом понимание маркетинга как философии предпринимательства не ограничивает его сферу действия сугубо коммерческими интересами. В современных условиях в перспективе широко ставится вопрос о маркетинге в сфере государственного управления, тем самым значительно расширяется и видоизменяется его прикладная, инструментальная, технологическая база.

    В частном случае маркетинг - это инструментарий для тщательного анализа потребностей потребителя, поиска новых путей увеличения ценности предоставляемых услуг, способов их создания и реализации.

    В любом случае маркетинг призван поставить субъекта рыночных отношений перед необходимостью создавать и предлагать потребителям услуги, обладающие подлинной ценностью, и обеспечить долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество между производителем и его клиентами.

    До 1970 г. теория маркетинга фактически рассматривала лишь фирмы, работающие ради прибыли, т. е. продающие свои товары и услуги, а другие организации - общественные и государственные - не рассматривала. Маркетинг на этом этапе приравнивался к сбыту, и все внимание специалистов концентрировалось на факте покупки товара или услуги. Преобладала политика единичных продаж вместо того, чтобы постоянно удерживать клиента, отсутствовал интегрированный подход к маркетингу средств коммуникации, каждое средство коммуникации планировалось отдельно.

    На более поздних этапах политика компаний в области маркетинга значительно изменяется2. Они:

    Изучают потребителя своего товара, технологию контактов с клиентами, учитывают особенности их бизнеса;

    Привлекают потребителя к участию в создании товара, разрабатывают гибкие рыночные предложения;

    Широко используют средства массовой информации и интегрированные маркетинговые средства коммуникации;

    Осваивают такие информационные технологии, как видеоконференции, электронная торговля (е-технологии), пользуются информационными сетями (Интернет);

    Борются за выгодных клиентов и вводят в действие несколько уровней обслуживания.

    Иными словами, современные компании и государственные организации нашли способы выхода на новый уровень работы с потребителем.

    Эволюция функции маркетинга связана также с изменением ее роли в деятельности организации. Роль современного маркетинга существенно выходит за рамки функции продажи товара и изучения спроса. Развитие маркетинга способствует изменению всей философии менеджмента, переходу к стратегическому управлению и конкурентному стратегическому маркетингу.

    Современный маркетинг играет особую и исключительно важную роль в управлении организацией. Пронизывая все направления деятельности, маркетинг обеспечивает более гибкое и адаптивное включение фирмы в окружающую среду.

    Маркетинг и управление находятся в диалектическом взаимодействии. С одной стороны, развитие маркетинга, наряду с другими процессами, способствует переходу к эффективному управлению, что служит мощным импульсом для изменения его роли в фирме. С другой стороны, именно стратегический менеджмент выдвигает маркетинг на передний план, чем существенно повышает его значимость в развитии организации.

    Современная философия таможенного дела ориентирует таможенные органы на содействие бизнесу в сфере внешнеэкономической деятельности. Фактически речь идет о маркетинговой концепции ориентации на потребителя. В то же время, несомненно, значимыми для таможенного дела остаются и другие маркетинговые концепции: повышения качества, совершенствования обслуживания, доминирования в секторе таможенных услуг (оптимизации сектора государственных таможенных услуг), создания бренда и бренд-менеджмента.

    Правильные ориентиры, выбранные в начале становления таможенной службы РФ, ставка на информационные технологии и на определение четких и понятных правил таможенного оформления, базирующихся на нормах международных конвенций и рекомендаций, позволили таможенной службе РФ за прошедшие годы стать таможенной администрацией, отвечающей в основном базовым принципам деятельности таможенных служб ведущих стран мира.

    На современном этапе таможенное администрирование рассматривается как система правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, направленных на реализацию и защиту внутренних и внешнеэкономических интересов России в условиях развивающихся рыночных отношений.

    Таможенная система решает задачу формирования экономико-правовых и процедурно-технологических условий функционирования внешнеторгового сектора российской экономики и задачу контроля соблюдения таких условий в процессе реального функционирования. Решая такие задачи с использованием своих специфических технологий, система оказывает комплекс услуг государству по достижению его целей, прежде всего в сфере ВЭД, в частном случае - в международной цепи поставки товаров.

    В результате решения задач таможенного администрирования внешнеторговый сектор российского рынка определенным образом структурируется и технологизируется, а успешное регулирование внешнеторговой деятельности России таможенными методами и инструментами обеспечивает устойчивость позиции самой таможенной системы в сфере государственных услуг.

    Таможенная система «выносит» на «рынок» государственных услуг (для потребителя под названием «государство») услуги по таможенному регулированию и контролю сферы внешнеторговой деятельности. Именно более успешное выполнение этой общегосударственной функции делает таможенную систему конкурентоспособной в сфере государственных услуг, обеспечивает соответствующее преимущество и устойчивость такой позиции среди других государственных структур. Для устойчивого позиционирования в этой сфере услуг идеология, цели и стратегия, организация и технологии таможенной системы должны быть ориентированы на социальный эффект и согласованы с общегосударственной стратегией развития страны.

    В соответствии с Федеральной целевой программой «Административная реформа» (2005-2010 гг.) деятельность таможенных органов РФ должна способствовать созданию сервисного государства, устранению избыточного вмешательства в экономику и принятию мер для планирования и контроля не затрат, а результатов деятельности на основе сопоставления эффективности тех или иных бюджетных программ.

    Схематически контуры таможенной деятельности, или сферы государственных таможенных услуг, представлены на рис. 1.11. Сфера таможенных услуг - это область взаимоотношений производителя и потребителя таможенных услуг по поводу их предоставления. "

    Рассматривая таможенную деятельность как услуговую, мы имеем возможность адаптировать и применить весь современный инструментарий, накопленный в теории и практике маркетинга, для повышения ее качества и эффективности в условиях российского рынка. Самая широкая цель таможенного маркетинга в таком случае - определение путей обеспечения конкурентоспособности таможенной службы в решении общегосударственных задач по экономическому росту и социальному благополучию общества при безусловном соблюдении законодательства РФ в таможенной сфере.

    С учетом вышеизложенного маркетинг - это базовый инструментарий формирования сферы таможенных услуг. В современных условиях необходимость постановки и решения проблемы таможенного маркетинга актуализируют следующие основные факторы:

    Внедрение Рамочных стандартов безопасности и содействия торговле;

    Комплексная реформа бюджетной системы на основе реализации метода «бюджетирования, ориентированного на результат»;

    Непосредственное влияние современных рыночных механизмов на идеологию и организацию таможенного администрирования;

    Развитие сектора таможенных услуг в сфере ВЭД;

    Дальнейшее развитие международного сотрудничества в таможенной сфере.

    Взаимосвязь основных факторов, воздействующих на таможенную систему, с возникающими при этом проблемами маркетинга таможенных услуг и современным инструментарием их решения схематично демонстрируется на рис. 1.12.

    Здесь маркетинг рассматривается как базовая теоретико-методологическая платформа институциализации таможенного дела, управления таможенными органами, управления таможенными услугами в международной цепи поставки товаров.

    Формирование и реализация идеологии маркетинга таможенных услуг на текущем историческом этапе замыкается на решении целого ряда системных проблем. Главными среди них являются проблемы организационного, функционально-технологического и научно-прикладного характера.

    В условиях стратегических изменений в таможенном деле, формирования системы таможенных услуг в международной цепи поставки товаров, качественное их решение, несомненно, актуально и значимо как в научном, так и в прикладном плане.

    В процессе решения проблем институционального характера целесообразно создать иерархическую организационную систему (институт) государственных таможенных услуг в сфере ВЭД, включающую как общегосударственный уровень, так и организационные уровни таможенных органов. При этом, если на высшем (общегосударственном) уровне должна формироваться государственная политика в сфере таможенных услуг, то на уровне таможенных органов должны решаться конкретные задачи по их качественной и эффективной реализации.

    Решение проблем функционально-технологического характера охватывает те уровни и основные задачи, при решении которых формируется система таможенных услуг:

    Методический уровень (выбор мер тарифного и нетарифного регулирования, оптимизация структуры таможенных режимов);

    Функциональный уровень (определение услуг, предоставляемых в процессе реализации экономической, правоохранительной, информационной и других системообразующих таможенных функций);

    Процедурный уровень (определение услуг, непосредственно предоставляемых в процессе реализации процедур таможенного оформления, исчисления, контроля и взыскания таможенных платежей, таможенного контроля в целом);

    Технологический уровень (определение услуг, связанных с упрощением таможенных технологий, изменением условий и форм контроля, управлением таможенными рисками, широким внедрением информационных технологий в практику взаимодействия таможни и участников ВЭД).

    Необходимо отметить, что все рассматриваемые проблемы, несмотря на их особую актуальность и значимость в научном плане, разработаны и исследованы недостаточно. Для формирования результативной сбалансированной таможенной системы и эффективного позиционирования ее в сфере государственных услуг нужно:

    Определить конкурентную нишу таможенных услуг (как в секторе государственных, так и в секторе частных услуг);

    Выявить внутренние сильные и слабые стороны существующей таможенной системы, а также имеющиеся внешние возможности и угрозы в процессе реализации идеологии содействия бизнесу таможенными методами;

    Разработать стратегию создания и продвижения таможенных услуг как логически последовательную и интегрированную схему принятия решений;

    Модернизировать таможенную систему в контексте новой идеологии с учетом ее развития в условиях происходящих стратегических изменений;

    Создать логически стройную, дифференцированную по организационным уровням подсистему управления таможенными услугами - систему маркетинга в сфере таможенных услуг;

    Определить критерии и способы оценки социальных, социально-экономических и экономических выгод от развития таможенной системы как системы услуг.

    В стратегической перспективе конечной целью создания, функционирования и развития системы таможенных услуг является эффективное согласование всей таможенной деятельности с законами существования и развития рынка без снижения качества таможенного контроля. Несомненно, что в достижении такой цели заинтересовано государство, участники ВЭД и сами таможенники.

    Вопросы стратегического управления таможенными органами

    Сущность и основные положения концепции стратегического управления. Этапы стратегического управления.

    Ключевой задачей развития РФ в настоящее время является переход к модели динамичного и устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства и экспорта.

    Одним из необходимых условий роста конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого развития является повышение эффективности государственного управления за счет проведения административной реформы, совершенствования методов бюджетирования, переход от «планирования ресурсов» к «планированию результатов». Направленность управления на достижение конкретных целей предопределяет повышение роли и места применения концепции стратегического управления в таможенных органах, а динамичность и неопределенность воздействия факторов внешней среды на функционирование и развитие таможенной службы России обуславливают актуальность использования концепции стратегического управления в регулировании этих процессов.

    Подходы и технологии стратегического менеджмента, отработанные в коммерческих фирмах, достигших успеха, постепенно внедряются в практику управления государственными органами. С точки зрения стратегического менеджмента стираются границы между коммерческими и некоммерческими организациями, так как большинство приемов и методов успешного стратегического менеджмента коммерческих организаций актуальны и для государственных органов.

    Концепция стратегического управления включает в себя несколько элементов.

    Первый элемент - определение основных целей - охватывает систему целей, включающую миссию, общеорганизационные и специфические цели.

    Второй элемент - приоритеты распределения ресурсов - затрагивает принципы распределения ресурсов.

    Третий элемент - правила осуществления управленческих действий - связан с принятием действий, направленных на достижение поставленных целей.

    В широком смысле стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

    В узком смысле - Это многоплановый поведенческий процесс, направленный на развитие экономической системы путем разработки и реализации стратегии с учетом факторов внешней среды. Он включает формирование видения и миссии, постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддерживание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных целей.

    Таким образом, стратегическое управление представляет собой по существу способ управления, используемый в условиях:

    Появления новых, более сложных задач, обусловленных динамичностью и неопределенностью обстановки. Некоторые из этих задач являются оригинальными, поэтому для их решения имеющийся опыт не может быть использован. Эти задачи отличаются большим количеством переменных, сложным характером их зависимостей, наличием случайных факторов, также временным ограничением. Уже сейчас, по некоторым данным, удельный вес подобных задач составляет более половины в общем числе управленческих задач, решаемых в организациях, и имеет тенденцию к росту;

    Быстрой сменяемости задач и соответствующей реакции организаций по изменению направлений капитальных вложений, организационных форм управления и др.;

    Высокой цены ошибок от принятия неправильных решений. Особенно это относится к узкоспециализированным организациям;

    Отсутствия разработанных формализованных схем и процедур решения задач. В задачах управления преобладают качественные (т. е. неопределенные характеристики). Поэтому они могут быть решены с помощью дополнительной информации, получаемой от человека, на основе его интуиции.

    Объектом стратегического управления рассматривается организация как открытая система. Такая система способна изменять во времени свои параметры, она подвержена воздействию внешней среды и оказывает влияние на эту среду по принципу обратной связи.

    Главная задача стратегического управления заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде.

    Базовым элементом концепции развития является стратегия. В теории стратегического управления существует множество определений стратегии. Наиболее часто цитируется определение, данное А. Д. Чендлером, поскольку оно наиболее полно отражает суть данного понятия. По А. Д. Чендлеру, «стратегия есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей».

    Понятие стратегии прямо связано с жизнеспособностью организации и является инструментом ее развития. В основе стратегического подхода, по определению И. Ансоффа, лежит новая структура конкурентного ландшафта, в которой доминирующей характеристикой становятся не просто изменения, а разрывы, характеризующие скачкообразность переходов от настоящего к будущему. При этом стратегия есть ни что иное, как план построения желаемого будущего организации, определяющий ее взаимодействие с окружающей средой для достижения поставленных целей.

    Таким образом, стратегия - это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

    В процессе стратегического управления в организации создается иерархия целей, планов и стратегий. На вершине пирамиды находится долгосрочный «стратегический» план, ориентированный на несколько лет вперед, за ним следуют среднесрочные планы на 2-3 года и затем краткосрочные - на ближайший год.

    Общая стратегия компании также представляет собой пирамиду стратегий, каждая из которых соответствует своему уровню иерархии и принадлежит к определенной функции в деятельности организации, например: финансы, маркетинг, технология.

    Руководство процессом стратегического управления и ответственность за его результаты возложены на высшее руководство ■организации. Для практической разработки стратегического плана обычно создается специальный отдел или группа, подготовленная для такого рода работы. Процедура руководства процессом управления является сложной, трудоемкой и в высшей степени формализованной. В зависимости от конкретной компании она может занимать 3-8 месяцев. Важная роль при этом отводится системе внедрения и контроля.

    Алгоритм процесса стратегического управления включает несколько этапов:

    1) формирование видения и миссии организации;

    2) постановка целей и задач;

    3) оценка и анализ внешней среды;

    4) управленческое обследование внутренней среды, направленное на выявление сильных и слабых сторон организации;

    5) анализ стратегических альтернатив;

    6) выбор стратегии;

    7) реализация стратегии;

    8) оценка стратегии.

    Анализ среды является исходным элементом процесса стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения видения, миссии и целей организации, а также для выработки стратегии поведения, позволяющей организации осуществить свою миссию и достичь своих целей.

    Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:

    Макроокружения;

    Непосредственного окружения;

    Внутренней среды организации.

    Анализ внешней среды - процесс, посредством которого руководители организации и разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью определения возможностей и угроз для организации.

    Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, науч-но-технического и технологического развития общества, инфраструктуры ит. п.

    Непосредственное окружение анализируется по следующим основным направлениям: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, продукты-заменители.

    Технологии и инструменты, используемые для анализа факторов внешней среды:

    PEST - анализ (анализ дальней среды);

    SWOT - анализ;

    Модель 5-ти сил конкуренции по Портеру;

    Построение карт стратегических групп конкурентов.

    Внутренняя среда организации представляет собой совокупность всех

    внутренних факторов организации, которые определяют процессы ее жизнедеятельности.

    Управленческое обследование - это методичная оценка функциональных зон организации, предназначенная для:

    Оценки действующих стратегий;

    Анализа использования потенциала организации;

    Сравнительного анализа конкурентных преимуществ;

    Выявления сильных и слабых сторон;

    Определения стратегических задач.

    Анализ внутренней среды позволяет определять возможности и потенциал, на который может рассчитывать организация в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать видение и миссию, т. е. определить смысл и ключевые направления деятельности фирмы. При этом важно помнить, что организация не только производит продукцию для внешних потребителей, но и обеспечивает возможность существования своим сотрудникам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями, и т. п.

    Основные методы и технологии, применяемые для анализа внутренней среды:

    Стратегический SNW-анализ внутренней среды (ресурсов);

    Составление профиля среды;

    Матрица SWOT- анализа;

    Матрица возможностей и матрица угроз;

    Модель McKensey «7s».

    Основным инструментом является матрица СВОТ (англ. 8>¥ОТ)-анализа, объединяющая анализ внешней и внутренней среды организации.

    Применяемый для анализа среды метод СВОТ- сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) - является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды.

    Метод СВОТ позволяет установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология СВОТ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а затем установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

    Следующим этапом процесса стратегического управления организацией является формулирование видения, миссии и целей организации.

    Стратегическое видение - это управленческое видение того, какой вид компания должна иметь и к какой позиции она должна стремиться.

    Ясно сформулированное стратегическое видение - необходимая предпосылка устойчивого стратегического лидерства. Видение необходимо для эффективного руководства и принятия ответственных решений; оно ориентирует компанию на будущее, определяет приоритетные потребности покупателей и виды деятельности, а также долгосрочную конкурентную позицию компании. Выбор направления развития начинается с поиска ответов на три вопроса: куда компания должна идти? как изменится ситуация в отрасли в будущем? как это изменение скажется на положении компании?

    Миссия организации - понятие, раскрывающее смысл существования организации и определяющее в общем сферу ее деятельности. Существуют различные понимания термина «миссия»:

    Миссия в широком смысле - это философия и предназначение, смысл существования организации;

    Миссия в узком смысле - это утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

    Миссия должна быть официально сформулирована, и о ней должны знать все сотрудники организации. Миссия служит ориентиром, на котором руководители основывают свои решения. Ответственность за формирование миссии лежит на высшем руководстве и не может быть делегирована.

    В настоящее время не существует каких-либо четких правил, которые следовало бы применять при выработке миссии. Между тем в миссии, как считают многие специалисты, необходимо отразить несколько наиболее существенных моментов, таких как:

    1) целевые ориентиры организации (в чем состоит главная цель организации, какие потребности она призвана удовлетворять);

    2) сфера деятельности организации (какой продукт предлагается покупателям, на каких рынках предполагается действовать);

    3) философия организации (какие ценности исповедует организация, каковы принципы ее деятельности).

    Алгоритм формулировки миссии и целей представлен на рис. 1.13.

    На конструирование миссии влияют следующие факторы:

    История организации;

    Влияние заинтересованных групп;

    Особые преимущества в области конкурентной борьбы;

    Возможности и угрозы.

    Цели организации устанавливаются на основе миссии, предпочтениях высшего руководства, позиций, занимаемых организацией на рынке, и др. факторов и отражают желаемое состояние организации (прежде всего, это относится к ее «выходам»), которое следует достичь в ходе использования потенциала.

    Таким образом, цель организации представляет собой конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

    Необходимость выделения целей обусловлена следующим:

    1) цель - исходный момент любого управленческого действия;

    2) цель - основа построения критериев оценки деятельности организации (а также подразделений и исполнителей).

    Цели организации должны отвечать следующим требованиям: конкретность, измеримость, достижимость, согласованность, приемлемость, гибкость.

    На основе результатов, полученных в ходе осуществления анализа внешней и внутренней среды, разрабатывается система стратегий организации, включающая корпоративную стратегию, а также деловые, функциональные и операционные стратегии.

    Корпоративная стратегия описывает общее направление развития фирмы с разными видами бизнеса и направлена на обеспенение баланса товаров и услуг.

    Функциональная стратегия разрабатывается функциональными отделами и службами организации и описывает отдельные направления развития фирмы.

    Выбор стратегии осуществляется на основе применения матричных методов позиционирования, представляющих собой способы позиционирования организации в конкурентной среде, отображаемой на плоскости в виде матричной модели в заданной системе координат, позволяющих выявить рациональную стратегию, соответствующую желаемой позиции организации. Наиболее часто применяют следующие модели:

    Модель конкуренции М. Портера - используется в случае если предприятие уже имеет конкурентные преимущества, но не ясно за счет чего они достигнуты, в случае замедления роста и стагнации отраслей;

    Модель И. Ансоффа «продукт-рынок» используется в условиях растущего рынка;

    Модель «доля рынка - рост рынка», разработанная консалтинговой фирмой Бостон Консалтинг Групп (БКГ);

    Модель «привлекательность рынка - преимущества в конкуренции», разработанная консалтинговой фирмой Мак-Кинси;

    Модель «ADL-LC».

    Стратегические альтернативы - это набор вариантов стратегического развития фирмы, позволяющих достичь стратегических целей организации во всем их многообразии. Выделяют следующие стратегические альтернативы: рост, ограниченный рост, сокращение, сочетание.

    Ограниченный рост. Для стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Данная стратегия применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в основном удовлетворена своим положением. Это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия. Ограниченного роста придерживается большинство организаций.

    Рост. Стратегия роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Применяется в динамично развивающихся отраслях с быстроизменяющимися технологиями.

    Выделяют следующие виды роста:

    1) внутренний - расширение ассортимента товаров.

    2) внешний рост:

    Вертикальный (приобретение оптовой фирмы-поставщика)

    Горизонтальный (приобретение одной фирмы другой в однородной отрасли).

    Сокращение. К стратегии сокращения прибегают, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации. Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого.

    Варианты стратегии сокращения

    1. Ликвидация - полная распродажа материальных запасов и активов организации.

    2. Отсечение лишнего - отделение от себя некоторых подразделений или видов деятельности.

    3. Сокращение и переориентация - сокращение части своей деятельности в попытке увеличить прибыли.

    Сочетание. Стратегия сочетания представляет собой объединение любых из трех стратегий - ограниченного роста, роста и сокращения. Стратегии сочетания придерживаются крупные фирмы, активнодействующие в нескольких отраслях.

    Процесс реализации стратегии осуществляется по двум основным направлениям - проведение стратегических изменений и стратегическое управление реализацией стратегического плана.

    Основными функциями управления реализацией стратегии являются: разработка стратегической программы или плана, разработка базовой стратегии, мотивация персонала на осуществление стратегии.

    Основными компонентами формального планирования и инструментами реализации стратегии являются: тактика, политика, процедура, правило.

    Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии, вырабатывается на уровне руководства среднего звена.

    Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей; формируется высшими управляющими на длительный период времени.

    Процедура описывает действия, которые следует предпринимать в конкретной ситуации (запрограммированное решение, которое исключает необходимость «заново изобретать колесо»).

    Правило точно определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации, и полностью исключает свободу выбора.

    Управленческие инструменты, применяемые в ходе реализации стратегического плана и контроля за его выполнением, включают:

    1) бюджеты;

    2) управление по целям;

    3) управление по результатам;

    4) систему сбалансированных показателей;

    5) метод динамического норматива;

    6) программно-целевое планирование и т. д.

    Бюджет представляет собой метод рас

    Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений.

    Инновационный менеджмент базируется на следующих основополагающих моментах:

    1. Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.

    2. Организация инновационного процесса для данной инновации. Это предполагает проведение целого организационного и технического комплекса работ по превращению идеи в вещь (новый продукт, материализованная форма операции), готовую для продвижения на финансовом рынке и для продажи.

    3. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке.

    Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

    Стратегия означает общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии.

    Виды инновационной стратегии:

    § адаптационный, оборонительный, пассивный

    § творческий, наступательный, активный. В случае адаптационной стратегии инновации рассматриваются как форма вынужденной ответной реакции на изменения внешней среды бизнеса, которая способствует сохранению ранее завоеванных рыночных позиций. В рамках адаптационной стратегии выделяются: защитная стратегия – комплекс мероприятий, позволяющих противодействовать конкурентам, целью которых является проникновение на сложившийся рынок с аналогичной или новой продукций.

    § стратегия инновационной имитации предполагает, что товаропроизводитель делает ставку на успешность новшеств конкурентов, занимаясь их копированием. Стратегия достаточно эффективна для тех, кто имеет необходимую производственную и ресурсную базу, что позволяет обеспечить массовый выпуск имитируемых продуктов и их реализацию на рынках, еще не освоенных основным разработчиком. Стратегия инновационной имитации предусматривает использование приемов агрессивной маркетинговой политики, позволяющей производителю закрепиться на свободном сегменте рынка;

    § стратегия выжидания ориентирована на максимальное снижение уровня риска в условиях высокой неопределенности внешней среды и потребительского спроса на новшество. Стратегия выжидания близка к стратегии инновационной имитации, поскольку в обоих случаях производитель, прежде всего, стремиться убедиться в наличии устойчивого спроса на новый продукт организации-разработчика, на долю которой приходится основной объем издержек по созданию и коммерциализации новшества. Но, в отличие от имитационной стратегии, при которой производитель довольствуется рыночными сегментами, не охваченными основной организацией, производитель, выбирающий стратегию выжидания, стремится превзойти организацию-разработчика по объемам производства и реализации новшества, и здесь особое значение приобретает момент начала активного действия против организации-разработчика. Поэтому стратегия выжидания может быть и краткосрочной и достаточно продолжительной;

    § стратегия непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей применяется обычно в области производства промышленного оборудования. Ее реализуют небольшие по размерам организации, выполняющие индивидуальные заказы крупных компаний. Организации, реализующие данную стратегию, не подтверждены особому риску, и основной объем затрат приходится на указанные выше этапы инновационного цикла.

    В активных инновационных стратегиях значительно труднее выделить внутренние отличия, чем в адаптационных. Они имеют много общего и наиболее эффективны, когда организация реализует целый комплекс различных направлений активной инновационной деятельности.

    Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения, наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.

    Приемы инновационного менеджмента можно разделить на следующие группы:

    1. Приемы, воздействующие только на производство инновации. Имеют своей единственной целью создать новый продукт или новую операцию (технологию) с высокими качественными параметрами. К этим приемам относятся бенчмаркинг и способы маркетинговых воздействий на инновации, а именно способы маркетинговых исследований и планирование маркетинга инноваций.

    2. Приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию инновации (инжиниринг инновации, реинжиниринг инновации, бранд-стратегию инновации).

    3. Приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и диффузию инновации (ценовой прием управления, фронтирование рынка, мерджер). Главная цель всех приемов этой группы - это ускорение продажи инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью как в текущий момент времени, так и с большей отдачей от этой продажи в будущий период.

    Ценовой прием управления в инновационном менеджменте представляет собой способ воздействия механизма цен на реализацию инновации. Он включает в себя два основных элемента:

    1.ценообразующие факторы, действующие на стадии производства инновации – внешние факторы (спрос покупателя, платежеспособность покупателя, экономический потенциал страны) и внутренние (Себестоимость отдельных видов продукта, затраты на реализацию, продвижение и диффузию инноваций, необходимый объем выручки, полученной от реализации инновации и др.);

    2.ценовую политику, применяемую при реализации, продвижении и диффузии инновации - внешние факторы (изменение первоначального спроса, поведение конкурентов, экономическая политика государства, политика местных органов власти др.) и внутренние (желание поднять свои имидж, стремление избежать банкротства, стремление выйти на чужой рынок, необходимое увеличение притока денег и др.).

    Фронтирование рынка, или фронтинг- это операция по захвату рынка другого хозяйствующего субъекта или зарубежного рынка. Мэрджер означает поглощение фирмы более сильной компанией. Причиной мэрджера на рынке, как правило, является ситуация, когда продукт довольно высокого качества, предлагаемый компанией к реализации, продается медленно из-за противодействии конкурентной фирмы.

    Возможны три формы мэрджера:

    1. Компания покупает имущество фирмы.

    2. Компания выпускает свои акции для обмена их на акции фирмы.

    3. Компания покупает крупный пакет акций фирмы, дающий ей право на управление фирмой.

    В инновационном менеджменте орудием труда служат различные технические средства (аппараты, предназначенные для сбора анализа, хранения и передачи информации (компьютеры, сети Интернета, терминалы, электронные устройства, телефаксы и др.). Предметом труда является информационный продукт (прежде всего командная информация).

    Технология инновационного менеджмента представляет собой совокупность методов и форм реализации информационного продукта как управляющего воздействия на создание, продвижение и диффузию инноваций. Инновационный менеджмент состоит из следующих этапов:

    1) инновационный процесс;

    2) определение цели управления инновацией;

    3) выбор стратегии менеджмента инновации;

    4) определение приемов управления инновацией;

    5) разработка программы управления инновацией;

    6) организация работ по выполнению программы;

    7) контроль за выполнением намеченной программы;

    8) анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией;

    9) корректировка приемов менеджмента инновации.

    Целевая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из двух компонентов: формирование портфеля новшеств; формирование портфеля инноваций.

    Портфель новшеств должен наполняться преимущественно своими наукоемкими разработками, изобретениями, патентами, эффективными ноу-хау и другими радикальными новшествами.

    Портфель инноваций представляет собой стратегический план внедрения новшеств покупных и собственной разработки. После анализа окружения фирмы и формирования целевой подсистемы определяются параметры обеспечивающей подсистемы, т. е. количество, качество, сроки поставок, поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий и т. п., необходимые для решения задач целевой подсистемы. Управляемая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из конкретных компонентов по созданию новшеств и внедрению инноваций по стадиям их жизненного цикла: стратегический маркетинг; НИОКР; организационно-технологическая подготовка производства новшеств и внедрения инноваций; производство новшеств; сервис инноваций.

    Последняя, управляющая подсистема, является важнейшей, так как она несет ответственность за все происходящее в системе менеджмента. Компонентами подсистемы являются управление персоналом, разработка управленческого решения, координация выполнения инновационных проектов. Эти компоненты определяют качество всех остальных подсистем системы инновационного менеджмента.