Все ли могут эффективно общаться. Учимся эффективно общаться. Речь как основа общения

Необходимо отметить, что процесс общения часто становится неэффективным, это касается общественного и межличностного общения. Общение не должно ограничиваться только передачей информации.

Элементы общения: 1. отправитель (тот, кто передает информацию); 2. сообщение (посылаемая информация); 3. канал - форма отправки сообщения (устная речь, неречевой метод, то есть мимика, жесты, поза, письменная речь); 4. получатель (тот, кому посылается сообщение); 5. подтверждение (способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено).

Каналы общения:
Устная речь - получатель ее слышит.
Неречевое сообщение - это мимика, жесты, позы, какие-то действия, которые получатель видит.
Письменное сообщение - слова и символы, которые получатель прочитывает.

В некоторых случаях используют несколько каналов общения. Например, устная речь, а затем письменное сообщение или устная речь, мимика, жесты и поза одновременно. Вопросы, которые задают отправитель и получатель информации, могут сделать устный канал общения как эффективным, так и неэффективным.

В процедуре общения выделяют определенные этапы.
1. Потребность в общении (необходимость сообщить или спросить информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в общение.

2. Ориентировка в целях общения (в своих целях и целях собеседника), во внешней ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника. Иногда ориентировка сводится к минимуму - люди общаются почти автоматически, готовыми фразами, не выбирая наилучших в данных условиях способов общения. Если человек попадает в новую ситуацию с малознакомым собеседником, ему приходится ориентироваться в обстановке не только до общения, но и во время его, следя за реакциями собеседника, приходится «подстраиваться», на ходу нащупывать наиболее эффективные способы общения.

4. Планирование содержания общения. Человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно он скажет.

5. Сознательно или бессознательно человек выбирает конкретные средства общения, речевые фразы, которыми будет пользоваться (решает, как говорить, как вести себя и т.п.).

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника. Контроль эффективности общения на основе установления обратной связи, корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным. Данные умения называют, например, «социальным интеллектом», «дальновидностью в межличностных отношениях», «практически-психологическим умом», коммуникабельностью.

Эффективное общение зависит от многих факторов, в частности, можно привести несколько правил, небходимых для умения располагать к себе людей и избегать лишних конфликтов.

1. Необходимо проявлять искренний интерес к другим людям. Человек, не проявляющий интерес к своим близким, окружению, друзьям, сослуживцам, часто переживает большие трудности в жизни и причиняет неприятности другим людям.

2. Стоит попытаться понять достоинства другого человека и искренне признать и похвалить его достоинства. Необходимо дать другому человеку почувствовать его значимость.

3. Вместо того, чтобы осуждать других людей, надо постараться понять, почему они поступают так, а не иначе. Это гораздо более эффективнее, чем критиковать. Критика в 99% случаях из ста бесполезна, так как ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает искать для себя оправдание.

4. Необходимо стараться быть доброжелательным и приветливым, улыбаться.

5. Стоит обращаться к человеку по имени, отчеству. Для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком человеческой речи.

6. Необходимо учитывать желания, вкусы, интересы вашего собеседника, вести разговор в круге его интересов.

7. Надо научиться быть хорошим слушателем и поощрять других людей рассказывать о себе.

8. Необходимо проявлять уважение к мнениям друто-го, избегать говорить человеку, что он не прав. Для того, чтобы не наносить удар по чувству собственного достоинства и не побуждать его вступить в борьбу. Надо избегать фраз типа: «Я тебе докажу, что ты неправ». Стоит использовать мудрость Сократа: вступая в разговор, надо искать сходство во мнениях, не начинать его с тех вопросов, по которым имеется расхождение с собеседником. Надо постараться, чтобы собеседник с самого начала начал говорить «да». Выигрывая одно согласие за другим, легче добиться и полного взаимопонимания.

9. Стоит дать возможность собеседнику выговориться, ибо большинство людей, пытаясь убедить в чем-то другого человека, слишком много говорят сами. Пусть собеседник говорит сам, отвечает на вопросы, думает сам, и сам осознает противоречия или свою неправоту. Нельзя прерывать собеседника, даже при несогласии с ним. Пусть собеседник чувствует, что найденное решение или идея принадлежат ему.

10. Надо попытаться увидеть многие вещи с точки зрения другого человека, поставить себя на его место.

11. Указывать человеку на его ошибки необходимо, не нанося ему обиды. Стоит начать с признания достоинств, не давать общих отрицательных обобщений типа: «Ты всегда такой», «Вы безответственный». Нельзя критиковать при посторонних свидетелях (сослуживцы, родственники, друзья, собственные дети), это унижает человека.

Общение можно сделать более эффективным, задавая так называемые «правильные вопросы». Вопросы могут быть:
- закрытые (общие), на которые ответ может быть односложным - «да» или «нет»;
- открытые (специальные), на которые можно получить более или менее подробный ответ.

Например.
Закрытые вопросы начинаются со слов: «Вы можете?», «Вы хотите?», «Вам нужно?», «У Вас есть?», «Вы думаете, что?».
Открытые вопросы начинаются со слов: «Скажите мне?», «Покажите мне?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?», «Как?» и т.д.

Неправильно заданный вопрос может сделать общение неэффективным. Например, в процессе обучения можно задать вопрос: «Вы меня поняли?», и получить ответ - «Да». Однако, в действительности человек не хочет признаться в том, что он не все понял. В то же время, если спросить: «Я хотел бы убедиться в том, что Вы меня правильно поняли», можно получить подтверждение полученного сообщения и сделать общение более эффективным.

Часто при наличии всех пяти элементов общения люди плохо понимают друг друга. Причины такого рода непонимания различны: сообщение передано или невнятно, или очень быстро, или очень тихо; неправильно выбран канал передачи сообщения.


Введение

«Умение общаться с людьми – это товар, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете».

(Дж. Рокфеллер)

Человек - “существо социальное”. Это означает, что он живет среди людей и осуществлять свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение - контактное, опосредованное или воображаемое.

В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

Рассматривая процесс познания человеком человека в общении, один из основоположников советской психологии, С.Л. Рубинштейн, писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируется в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть, расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас вырабатывается определенных исследований, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».

Эффективное общение - это единственная вещь, которая может быть действительно важна для всех людей, обитающих в обществе. Не думать об эффективном общении в то время когда общаешься, это все равно, что переходить дорогу в оживленном месте не смотря по сторонам.

Эффективное общение:

    способствует взаимопониманию;

    направляет поток информации в нужное русло;

    помогает людям преодолеть барьеры для проведения открытой дискуссии;

    стимулирует собеседников предпринимать действия для достижения поставленных целей;

    передает информацию, поощряя сотрудников думать по-новому и действовать более эффективно.

В данной работе описаны наиболее значимые приемы и технологии эффективного общения.

Эффективное общение

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.

Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п.

Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

В основу теории культуры речи как особой лингвистической дисциплины предлагается положить следующее определение этой дисциплины. Культура речи - это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Эффективность общения - это тот "конечный продукт", создание которого должна облегчить теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Коммуникативные цели общения теснейшим образом связаны с основными функциями языка.

Технологии эффективного общения – это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию (эмпатия - способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию) партнеров по общению.

Само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения:

Коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией;

Интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;

Перцептивным аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.

Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Прежде всего, это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения. С одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте желательно (по возможности) создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество.

Основное же содержание технологий эффективного общения в конечном итоге сводится к соблюдению определенных правил и норм общения.

Основные правила эффективного общения:

    Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

    Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.

    Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

    В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

    Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.

    Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

    Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Для эффективного общения необходимо знать некоторые приемы, т.к. многие из них действуют на уровне подсознания.

Несколько приемов для эффективного общения:

- " Правило трех двадцати ":

    20 сек. вас оценивают.

    20 сек. как и что вы начали говорить.

    20 см улыбки и обаяния.

6 правил Глеба Жеглова:

    Проявлять искренний интерес к собеседнику.

    Улыбаться.

    Запомнить имя человека и не забывать время от времени повторять его в разговоре.

    Уметь слушать.

    Вести разговор в кругу интересов вашего собеседника.

    Относиться к нему с уважением.

Как увеличить полезность контакта:

    Быть наблюдательным;

    Сделать комплимент;

    Говорить о проблемах собеседника.

Правила эффективного общения по Блэку:

    Всегда настаивать на правде.

    Строить сообщения просто и понятно.

    Не приукрашивать, не набивать цену.

    Помнить, что 1/2 аудитории – женщины.

    Делать общение увлекательным, не допускать скуки и обыденности.

    Контролировать форму общения, не допускать экстравагантности.

    Не жалеть времени на выяснение общего мнения.

    Помнить о необходимости непрерывного общения и выяснения общего мнения.

    Стараться быть убедительным на каждом этапе общения.

Как результат вы получите:

    Формальный контакт перерастает в нормальное человеческое общение.

    Вы завоюете собеседника.

    Вы повысите вашу самооценку.

Рассмотрим некоторые из приемов эффективного общения и важность их применения более подробно.

Первое впечатление (первые 20 сек.)

Первое впечатление о человеке на 38% зависит от звучания голоса, на 55% от визуальных ощущений (от языка жестов) и только на 7% от вербального компонента. Конечно, первое впечатление – не всегда окончательный приговор, но важно, что с самого начала именно на его основе строится общение. Поэтому важно уметь произвести хорошее впечатление на окружающих.

Чтобы благополучно пройти через «минное поле» первых 20 секунд, необходимо использовать «Правило трех «плюсов»».

Специалистами замечено: чтобы с самого начала знакомства или беседы расположить к себе собеседника, нужно дать ему, как минимум три психологических «плюса», иными словами, трижды сделать приятные «подарки» его Ребенку (То же касается и окончания беседы или встречи).

Существует, конечно, множество возможных «плюсов», но наиболее универсальные из них: комплимент, улыбка, имя собеседника и поднятие его значимости.

Комплимент

На первый взгляд, комплимент – самое простое в общении. Но сделать его мастерски - высшее искусство.

Комплименты бывают трех типов:

1. Косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, «помешанному» на собаках – его любимца, родителю – ребенка и т.д. Достаточно, зайдя к женщине-начальнице в кабинет, между делом заметить, с каким вкусом подобрана обстановка и как уютно себя здесь чувствуешь, чтобы заработать этим некоторое расположение к себе.

2. Комплимент «минус-плюс». Мы даем собеседнику сначала маленький «минус». Например, «Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник… Вы незаменимый для нас специалист!» После «минуса» человек теряется и готов уже возмутиться, а потом на контрасте говорится весьма для него лестное. Психологическое состояние напоминает ощущения человека, балансирующего на краю пропасти: сначала – ужас от мысли о смерти, а потом – неописуемая радость: «Жив!» Психологи считают такой комплимент наиболее эмоциональным и запоминающимся, но, как и все сильнодействующее, он рискован. Если "минус" окажется сильнее "плюса" последствия могут быть для нас плачевными.

3. Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для того, кто делает комплимент. «Я хотел бы иметь такого же ответственного сына, как Вы!» Этот комплимент самый тонкий и наиболее приятен для собеседника. Но рамки его применения ограничены:

    Чтобы не выглядел искусственным, необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.

    Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы сравниваем.

Самое трудное в комплименте – это достойно на него ответить. Это невозможно сделать тут же, иначе человек, если и не обидится, то уже не захочет в другой раз нам сделать комплимент. Общая схема может быть следующей: «Это благодаря Вам!» Все искусство состоит в умении изящно ее варьировать. Иными словами, необходимо вернуть психологический «плюс» тому человеку, который дал его нам. При этом важно похвалить собеседника за его положительные качества, а не за то, что он такой хороший: похвалил нас, заметил хорошее в нас.

  1. Эффективное общение (2)

    Реферат >> Философия

    Быть специалистом в деловом общении . Эффективное общение невозможно без владения... этикет – это инструмент, повышающий эффективность общения , дающий положительные эмоции и... компании деловому этикету и эффективному деловому общению . Завершая, подчеркну, что...

  2. Эффективное общение общения

    Реферат >> Менеджмент

    Эффективное общение по телефону. Секреты телефонного общения . Телефону потребовалось сто лет, чтобы... начинаете терять концентрацию и ваша способность к эффективному общению снижается. Чрезмерное напряжения мышц лица...

  3. Тренинг для начинающих педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с роди

    Задача >> Психология

    Себе; 3.Упражнять начинающих педагогов в построении эффективного общения с родителями. План проведения: I. Вступление. Представление... установления хорошего личностного контакта и построения эффективного

Общение для человека – это среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высот цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта. Вот почему знание особенностей общения необходимо человеку для того, чтобы познавать самого себя и общество в целом.

Основное средство эффективного общения – это правильная, точная, логичная, богатая, чистая, выразительная, уместная речь.

Правильность речи – это ее соответствие современной литературной норме.

Точность речи – это «правильность в действии», то есть в речевой деятельности, использование в текстах языковых средств в полном соответствии с их значением.

Логичность речи – это последовательное, связное изложение мысли.

Богатство речи – использование разнообразных языковых средств (слов, словосочетаний, предложений) для выражения мысли.

Чистота речи – это отсутствие лишних, просторечных слов, жаргонной лексики.

Выразительность, яркость, эмоциональность речи достигается использованием разнообразных тропов (средств словесной образности), рито рических фигур (средств синтаксической образности).

Уместность речи – это ее соответствие цели говорящего (пишущего), теме, стилю, жанру речи, характеру аудитории, ее настроенности, условиям общения (месту, времени) и др. Уместность определяет степень обязательности других качеств речи.

В речевом общении важно как соблюдение норм литературного языка, так и уместное употребление средств выразительности – тропов и риторических фигур. Троп – это слово или выражение, употребленное в переносном значении . К тропам мы относим метафору, сравнение, эпитет, гиперболу, литоту, аллегорию. Риторические фигуры – это особые способы построения предложений и текста, усиливающие их выразительность. Риторические фигуры – это эллипсис, антитеза, риторический вопрос, многосоюзие (полисиндетон).

Общение осуществляется при помощи речи (слова). Слово – мудрое, полное глубокого смысла, выполняя эстетическую задачу, приковывает наше внимание и восхищает. «Слова всегда были для меня глубоким, страстным, завораживающе-мудрым и талантливым делом. Как мало людей, которые умеют и любят талантливо говорить!» , – писал русский философ, филолог и историк А.Ф. Лосев.

Обратите внимание на то, что философ говорит именно о «талантливой» речи. Его восхищение «чудным даром» – умением красиво говорить и внимательно слушать, когда говорят, – убеждает в том, что владение словом дает человеку силу и власть над аудиторией, которая слушает талантливую речь. К сожалению, не многие могут легко и свободно выступать публично, находить нужные слова, верный тон в беседе, доказательно и доброжелательно убеждать собеседника в своей правоте. Вот почему каждый, кто желает научиться владеть словом и свободно общаться, должен:

***знать , в каких формах существует русский язык; чем книжная речь отличается от разговорной; что собой представляют функциональные стили речи; почему в языке существуют фонетические, лексические, морфологические, синтаксические варианты и в чем их различие; что такое языковая норма;

***овладеть нормами литературного языка, основами культуры речи;

***развить навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевой деятельности.

Остались вопросы? Не знаете о критериях эффективности общения?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Процесс общения можно оценивать по нескольким критериям, в первую очередь за эффективностью общения и степени удовлетворения потребности в проявлении своих чувств.

Мерой эффективности общения является совпадение того, что один из партнеров хотел передать другому, с тем, что понял другой. Правильно понять кого-то - это почувствовать, что он "имел в виду", расшифровать, что он "хотел сказать". Подобное взаимопонимания зависит от обоих партнеров в общении.

В повседневной жизни мера взаимопонимания не очень высока. Люди не только ошибочно трактуют услышаны высказывания, но и часто приписывают собеседникам намерения, которых они не имели.

Причины недоразумений самые разнообразные, часто мы не говорим того, о чем думаем на самом деле и чего на самом деле хотим. Нередко люди формулируют свои мысли так, чтобы иметь возможность от них отказаться. Еще одной формой неадекватной передачи мыслей и чувств является несогласованность или противоречивый характер сообщений.

Особенно часто наши мысли и чувства противоречат с тем, что мы говорим, через различные ритуалы и условности. Руководствуясь нормами, принятыми в определенной среде или группе, люди говорят только о том, что, как им кажется, они должны говорить, а не то, что они на самом деле хотели бы сказать другим.

При приеме и расшифровке информации также возможные искажения: люди могут заниматься другими делами и не слышать партнера; собственная потребность высказаться может быть сильнее, чем потребность выслушать другого; адекватном восприятию информации часто мешают установки и ожидания; нередко люди слушают других с целью прежде всего их оценить; часто остается непонятным подтекст высказывания и тому подобное.

Основным источником недоразумений в общении является отсутствие взаимного доверия между партнерами, что приводит к ограничению количества и качества информации, которая передается.

Для успешного общения имеют значение, по мнению психологов, три фактора:

Надежность говорящего;

Понятность его сообщений;

Учет обратных связей относительно того, насколько правильно его поняли.

Надежность партнера по общению повышают такие его действия

Открытое демонстрации своих намерений;

Проявлением теплого и доброжелательного отношения;

Демонстрацией своей компетентности в обсуждаемом вопросе;

Умение убедительно излагать мысль, брать на себя ответственность за нее, достигается формулировкой фраз от первого лица.

Многие неписаных, но жестких правил повседневной жизни заставляют нас воздерживаться от использования обратной связи и не показывать партнеру, как мы восприняли его слова и какие последствия они вызвали. Мы стесняемся показывать свои настоящие чувства, одеваем "непроницаемую маску", соблюдая форм вежливой поведения, сознательно скрывая от партнера то, какую реакцию вызывает его поведение, или то, как мы его воспринимаем. Если кто-то и решается говорить об этом, то чаще всего в форме похвалы или порицания, оценок или наставлений, добрых советов или претензий.

Не имея достоверной информации о том, как нас воспринимают, мы сами формируем в себя некоторые представления о своем образе в глазах других людей. Эти представления, как правило, не совпадают с действительностью и отражают то, о чем раньше в каких-то ситуациях мы узнали о других. Между-личностное общение с обратной связью, адекватное выражение своих чувств помогает повысить эффективность общения.

Глубина и искренность в отношениях между людьми, которые связаны дружбой, любовью или коллегиальностью, в значительной степени зависят от того, насколько они могут проявить свои чувства в присутствии друг друга.

Проявление чувств в общении может быть как опосредованным, так и непосредственным.

Опосредованными средствами обнаружения чувств является риторические вопросы, приказы и запреты, ссоры и проклятие, выговоры и претензии, ирония и сарказм, похвала и порицание, приписывание другим мнимых качеств.

Самым распространенным средством воздействия на других положительные и отрицательные оценки в их адрес. И хотя большинство оценочных суждений на самом деле используются с целью выявления чувств, у них нет четкого указания на чувства говорящего. Часто применяя эти формы эмоциональной экспрессии, мы перестаем, наконец, четко понимать, что чувствуем на самом деле, так как в своих оценках концентрируемся преимущественно на особенностях людей, которые вызывают у нас эти чувства.

Непосредственные формы проявления чувств дают нам откровенно высказываться о наших переживания, понять, что чувствуют люди, общаясь. Примерами таких форм является названия собственных чувств, употребление сравнений, описания своего физического состояния, определение возможных действий, которые касаются эти чувства.

Умение общаться с людьми можно уподобить скорее к искусству, чем к технологии. Это означает, что каждый может и должен найти свой собственный стиль общения, который бы отвечал и его личности, а так же особенностям людей, которые его окружают.

Навыки эффективного общения приносят намного больше пользы, чем повышение зарплаты.
Это высказывание одного из самых успешных людей планеты – Аристотеля Онасиса не нуждается в комментариях и дополнительных объяснениях.

В одной из своих предыдущих статей, посвященной , я останавливался на некоторых важных аспектах умения стать интересным собеседником. Тема сегодняшней статьи — эффективное общение с людьми.

Как научиться эффективному общению и для чего это нужно?

Общение является очень важной частью любых межличностных отношений, будь то работа, друзья или семья.

Что такое «эффективное общение»? Это взаимодействие с другим человеком, которое приносит пользу вашему собеседнику и вам, тем самым, создавая эмоциональную связь, основанную на взаимной симпатии.

Для чего нужно умение эффективно общаться? Для достижения собственных целей. Мы все живем во взаимозависимом обществе, и никто из нас никогда не сможет добиться успеха, игнорируя других людей. Любой человек силен не только своими знаниями, но и своими взаимосвязями.

Вы когда-нибудь задавались вопросом – почему вам трудно общаться с людьми, а у кого-то другого это получается само по себе? С этим другим, люди с удовольствием идут на сближение, а с вами – нет. Ведь вы не глупее и не хуже. В чем же тогда дело?

Я уже писал об этом, но повторю. Дар эффективного общения одни люди получают от Бога, другие специально учатся этому, либо методом «проб и ошибок», либо при помощи соответствующих тренингов.

Но не всегда нужны тренинги. Большинство вполне способно самостоятельно научиться, если задать правильное направление, что я сейчас и собираюсь сделать.

Секреты и принципы эффективного общения

Подождите, пока ваш собеседник закончит мысль , прежде чем начнете говорить сами. Обратите внимание — «закончит мысль!!!», а не «закончит фразу» или «сделает паузу». В этом весь секрет.

Парафразируйте наиболее важные высказывания собеседника с вопросительной интонацией. …М-да, видимо нужно объяснить, что это такое.

Парафраз — пересказ своими словами. Допустим, собеседник в ходе рассказа высказал, с его точки зрения, важную мысль. Это всегда безошибочно можно отследить по интонации, акцентированию внимания и прочим признакам.

Вы парафразируете эту мысль и адресуете ее собеседнику, в виде уточняющего вопроса (с «заинтересованной» интонацией), например – «То есть, вы хотите сказать, что…/ Если я правильно вас поняла (понял)…/ Позвольте мне уточнить, чтобы убедиться, что я правильно уловила (уловил) суть. Вы имеете в виду, что …. (здесь произносится парафраз)… ».

Данный тип связи не только покажет ваше уважение к собеседнику, но и позволит ему знать, что вы понимаете, о чем он говорит, и внимательно его слушаете.

Используйте выражения «Я полагаю»/ «Мне кажется» , перед тем как делать категоричные или спорные заявления. Это покажет, что вы говорите «от себя» и речь идет о вашем личном восприятии, которое вы сможете изменить под воздействием аргументов.

Такой прием позволяет значительно снизить уровень «обороны» собеседника, и избежать негативного восприятия с его стороны.

Не упрекайте . Даже если собеседник понимает, что вы правы в конкретном вопросе, он будет чувствовать себя обиженными, если вы выскажетесь в духе: «Ага! Вот видите!».

Избегайте ссылаться на других людей для подтверждения своей правоты. Ваша задача – высказывать собственную точку зрения, поэтому любые некорректные приемы ведения диалога должны быть исключены. Например: «Да? А моя подруга — Таня тоже туда ездила в позапрошлом году и ничего подобного, о чем вы тут мне рассказываете там не видела, так что не надо…». Помните, что цель любого вашего высказывания – донести вашу личную точку зрения и не больше. Речь идет об общении, а не о «победе» над собеседником или доказательстве собственной правоты.

Задавайте уточняющие вопросы . Это позволит вашему собеседнику знать, что вы действительно заинтересованы в том, что он думает или, что он чувствует.

Избегайте таких слов, как «всегда» и «никогда» . Лучше вообще их не произносите.

Не угрожайте даже в шутку.

Никогда не кричите и не повышайте голос.

Поддерживайте зрительный контакт . Эта форма невербального поведения демонстрирует ваше равенство с собеседником. Кроме того, вызывает уважение. Будьте аккуратны и следите за тем, чтобы не смотреть вниз, особенно с наклоном головы.

Признавайте за собеседником право на собственное мнение и уважайте его чувства. Большинство людей во время обсуждения намного больше озабочены вашим уважительным отношением к ним, чем самим обсуждением.

Внимательно слушайте, что вам говоря т. Будьте готовы с радостью признать, что другой человек высказывает интересную точку зрения или верные суждения. И все время напоминайте себе, что выслушать и прийти к общему мнению гораздо важнее, чем доказать собственную правоту.

2012-06-07