Всё о сжатом изложении обдумывание задания критерии оценивания. слияние нескольких предложений в одно. замена словосочетания словом

Упражнение № 2. Необходимые вопросы

Определите, какую проблему в тексте ставит автор, какие этапы в движении его мысли мы можем выделить. Анализируя текст, обратите внимание на то, как членится текст на абзацы, ведь каждый абзац - это отдельная смысловая часть, которую нужно передать в своем изложении.

I. Прочитайте текст.

(1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть. (5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем -медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. (6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (7)Но прелесть жизни - в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим. (10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (П)Не ставить его - значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.

(По И. Милославскому) (212 слов)

II. Выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста. 1. Какая проблема поднимается в этом тексте? а) необходимость компьютерной грамотности в современном мире б) ответственное отношение к получению знаний в) природа человеческой одаренности г) причины охлаждения людей к получению новых знаний

2. Какой(-ие) тип(-ы) речи использует(ют)ся в этом тексте? а) повествование б) рассуждение в) описание и рассуждение г) повествование и рассуждение

3. Каким(-ими) предложением(-ями) можно опровергнуть следующее высказывание: «Человек должен четко знать, какие именно знания ему потребуются в будущем, и не отвлекаться на изучение ненужных наук»? а) 1-2 6)5 в) 7-8 г) 10

4. Допишите аннотацию к этому тексту, вставив на место пропусков необходимые слова. Вначале автор ставит вопрос: «_____________________?» Человек, по его мнению, должен для себя решить: это ему __________или__________. Конечно, никто из нас до конца не может угадать, какие знания ему будут__________Однако мы должны задумываться о том, на что тратим драгоценное время. Чем раньше человек определит для себя нужную область, тем это лучше для него.

5. Укажите в тексте смысловые части, которые соответствуют основным тезисам этой аннотации.

6. Напишите сжатое изложение. (1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (Давайте заменим подчеркнутые однородные члены, которые конкретизируют мысль, обобщающим словом.) Можно ли (как?)__________интересоваться (в-1; разными отраслями наук; всякой всячиной; всем подряд; всевозможными знаниями). (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть. (Объединим эти три предложения, учитывая подчеркнутые средства связи предложений № 2 и 3, а также парцелляцию в предложении № 4.) Даже разностороннее одаренный человек должен спросить себя: «____________________» и, поняв это,__________или__________. (5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем - медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. (Устраним в этом предложении однородные члены).(6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (Предложение № 6, учитывая его важность в развитии мысли, серьезным образом сокращать не будем.) (7)Но прелесть жизни - в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим. Жизнь (какая?)__________. Может быть, (замените подчеркнутую часть предложения № 8 обобщающим понятием) придется (что делать?)__________в пустыне, как же тогда без знаний о__________?! (Предложение № 9 мало что добавляет к мысли о том, что в нашей непредсказуемой жизни никому не известно, какие знания могут пригодиться, поэтому его можно опустить.) (10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ставить его - значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. (Объединим предложения № 10 и 11; союз, который используется как средство связи с предыдущим предложением, следует оставить.) И все-таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только инфантильные люди. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени. (Предложение № 12 мы целиком опустим, предложение № 13 свяжем с предыдущим при помощи личного местоимения.) Чтобы не жалеть потом о__________, лучше на него ответить как можно__________.

Обдумывание задания Прежде чем приступить к написанию изложения, надо внимательно прочитать формулировку задания и понять, что требуется сделать для его качественного выполнения.

Сжатым называется такое воспроизведение текста, при котором передаётся лишь основное содержание, главные идеи текста, а второстепенное, например детали, опускаются. Текст, который будет предложен на экзамене, включает несколько микротем, то есть таких частей, каждая из которых имеет своё смысловое ядро, главную мысль, а в совокупности все они и составляют объединённый замыслом автора текст.

Критерии оценивания изложения № Критерии оценивания изложения ИК 1 Содержание изложения Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему. Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы. Баллы 2 1 0 Внимание! При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.

Критерии оценивания изложения № Критерии оценивания изложения ИК 2 Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. Баллы 3 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста. 2 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. 1 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста. 0

Приёмы сжатия текста Чтобы написать сжатое изложение надо уметь: отбирать в исходном тексте основное, существенное, главное; сокращать текст, производить исключение и обобщение; находить соответствующие речевые средства; строить сжатый текст. Приёмы сжатия текста Исключение Обобщение Упрощение

Критерии оценивания изложения № Критерии оценивания изложения ИК 3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. Баллы 2 1

Критерии оценивания изложения № Критерии оценивания изложения ИК 3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или в работе имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста. Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК 1 -ИК 3 Баллы 0 7

Разбираемся в терминах Композиция текста – это его строение, соотношение и взаимное расположение его частей. Как правило, композиция включает 3 части: вступление, основную часть и заключение. Логическая ошибка – это ошибка, связанная с нарушением законов логики, например, противоречивых, бездоказательные суждения, нарушение причинно-следственных связей, отсутствие достаточных оснований для приводимого вывода, нарушение последовательности изложений, повторы или пропуски чего-то важного. Речевая связность – один из признаков текста, заключающийся в том, что пишущий так выражает свои мысли и оформляет их на письме, что адресату важна связь между отдельными отрезками речи. Фактическая точность – это приведение фактов в точном соответствии с действительностью, в том числе отсутствие искажений мысли при интерпретации авторского текста, а также приведении иллюстраций, подкрепляющих аргументацию

Рекомендации для учащихся: «Как писать сжатое изложение» Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Между прочтениями перерыв 5 - 10 минут. Основная задача после первого прочтения заключается в том, чтобы понять его тему, записать ключевые слова, определить последовательность событий или рассуждений (микротем, абзацев).

План работы над изложением I этап 1. Внимательное прослушивание текста с целью общего ознакомления. 2. Осмысление услышанного. Черновые записи отдельных слов (КЛЮЧЕВЫХ). II этап 1. Вторичное прослушивание текста с целью уточнения понимания и запоминания содержания, определяя на слух количество микротем (абзацев) по количеству интонационных пауз читающего. 2. Корректировка черновых записей (внесение дополнений, исправлений в составленную схематично основу текста). 1. Написание черновика: а) отделение главной информации от второстепенной. б) выбор приемов сжатия текста. III этап

План работы над изложением IV этап 1. Проверка содержания. 2. Корректировка текста. Исправление речевых ошибок и недочётов. 3. Работа со словарём. Проверка орфографических ошибок. V этап 1. Переписывание на чистовик. 2. Итоговая проверка чистовых записей.

Как проверить написанное: 1. После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза. 2. Первый раз читай с целью проверки содержания. Ответь на вопросы: - передано ли основное содержание? - нет ли повтора мысли или пропуска важной информации? - можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного? - все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?

Как проверить написанное: 3. Второй раз читай с целью корректировки текста. Ответь на вопросы: - можно ли текст назвать связным? - правильно ли выделены абзацы? - нет ли грамматических ошибок? - нет ли речевых ошибок? - выразительна ли речь?

Как проверить написанное: 4. Третий раз читай с целью проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Используй словарь! 5. После переписывания текста на чистовик проверь чистовой вариант.

Исключение исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений, исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов, исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций, исключение одного или нескольких предложений.

1. Прочитайте текст. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (По материалам периодической печати) Выделите второстепенную информацию. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

2. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом. (По Ю. М. Нагибину) Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Мы собирали огромные печальные букеты и пропитывались их горьким запахом.

3. Прочитайте текст. Тут откуда-то из-за угла выскочила с оглушительным лаем Буська, коричневый бульдог, любимица всей семьи Горького. Она пришла в ярость, чувствуя запах медвежьей шубы, её янтарные прозрачные глаза вспыхнули колючей искрой собачьей ненависти, кожа складками собралась на загривке, упругие ляжки напряглись перед решительным прыжком. (В. А. Рождественский) (43 слова) Сократите текст вдвое.

Внезапно откуда-то выскочила Буська, бульдог. Разъярённая собака, почуяв запах медвежьей шкуры, напряглась перед прыжком, глаза её вспыхнули ненавистью, кожа на загривке собралась в складки. (24 слова)

4. Прочитайте текст. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (Д. С. Лихачёв) Сократите текст Д. С. Лихачёва. Любовь к родному краю, культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к людям.

5. С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, изучающих естественные науки. Исключите второстепенную информацию предложения. С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы).

6. Прочитайте текст. Шаляпин стал первым в мире певцом и великим актёром – ведь трудно сказать, что в «Борисе Годунове» больше волновало – пение или игра Шаляпина? Богата Россия талантами, но скольким из них удаётся развиться и не заглохнуть в полной безвестности? А вот Шаляпин не погиб. Поднялся с самых народных низов, пришёл из Суконной слободки, чтобы дать миру, по выражению Стасова, «радость безмерную» . (А. Седых) Что можно исключить из текста без ущерба для его содержания?

Шаляпин был первым певцом в мире и великим актёром. Трудно сказать, чем он больше волновал публику – пением или актёрской игрой. Богата Россия талантами, но многие гибнут, не раскрывшись. А Шаляпин выжил. Он поднялся с самых низов, чтобы дать людям «радость безмерную» .

ПРИЁМ ОБОБЩЕНИЯ ОБОБЩЕНИЕ (ПЕРЕВОД ЧАСТНОГО В ОБЩЕЕ, СВЁРТЫВАНИЕ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА СЧЁТ ОБОБЩЕНИЯ) замена однородных членов обобщающим понятием, замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением, обобщение содержания.

1. Прочитайте текст. Он был «един и многолик » . «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. (По Б. Д. Челышеву) Как можно словосочетанием охарактеризовать «многоликость» Куприна?

Он был «един и многолик » . «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова. «Многолик» потому, что были ещё Куприны разных профессий. Но всё это рабочее воинство совмещалось в писателе Куприне.

2. Прочитайте текст. Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип. (По Ю. М. Нагибину) Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом). Не менее щедрой была и чистопрудная осень. Бульвар утопал в пёстрой листве деревьев.

3. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. (По Д. С. Лихачёву) Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда? Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, облик которого связан с именами известных архитекторов.

4. Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами? . . (По И. Милославскому) Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словосочетанием). Можно ли одинаково интересоваться разными отраслями наук? . .

5. Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем всё богатство жизни, её ситуаций, чтобы увидеть мысленным взором потаённые уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди. (По материалам сайтов Интернета)

Например, достаточно ли у нас воображения, которое необходимо для того, чтобы охватить всё разнообразие жизни и человеческой души, и без которого жизнь станет упрощённой, а люди схематичными?

6. Прочитайте текст. Сократите его вдвое. Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. Разговор шёл о новых книгах. Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (По Д. Гранину)

ПРИЁМ УПРОЩЕНИЯ УПРОЩЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ - слияние нескольких предложений в одно, - замена предложения или его части указательным местоимением, - замена сложноподчинённого предложения простым, - замена фрагмента предложения синонимичным выражением (замена придаточного определительного синонимичным определением), - замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.

1. Дом Чайковского стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром. (К. Г. Паустовский) Дом Чайковского стоял на пригорке, с которого был вид на весёлую даль. Там, у озера, было любимое место Чайковского – Рудый Яр.

2. Прочитайте текст. Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! (По С. Львову) (52 слова) Сократить текст вдвое.

Если можно выбрать время для просмотра телевизионных программ, то можно найти время и для совместного чтения. Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! (28 слов)

3. Прочитайте текст. Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер, сопровождая звуковой язык. Жесты делают нашу речь выразительной, помогают нам произвести большее впечатление на собеседника. Изложите содержание текста простым предложением. Язык жестов сопровождает звуковой язык, делает его выразительным и помогает произвести впечатление на

4. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. (Д. С. Лихачёв) Постройте сложное предложение с разными видами связи из 2 и 3. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины.

5. Прочитайте текст. На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки. Они шли, должно быть, издалека. Пыльные туфли, связанные тесёмками, висели у них через плечо. Они о чём-то болтали, смеялись, но, увидев меня, тотчас замолкли, торопливо поправили под платочками светлые волосы и сердито поджали губы. (К. Г. Паустовский) Запишите два простых предложения.

На полевой дороге я повстречал девушек. Они шли, весело переговариваясь, но заметили меня и замолчали, поджали губы.

6. Прочитайте текст. Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам. Они предупреждали седоков. Седоки крепко держались в сёдлах. Запишите его содержание с помощью сложноподчиненного предложения. Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам, предупреждая седоков, чтобы те крепко держались в сёдлах. (А. Волков)

Виды сжатия информации:

1.Объединение:

Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения. = В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах, здесь горячо любили искусство и работу.

2.Замена:

На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. = На лугу росли цветы.

3.Удаление:

Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник –то, что находится под окном; подушка –то, что кладётся под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…= Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник –то, что находится под окном.

Практическая часть:

1.Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадками библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами ? (замена)

2.Ну, допустим, человек разносторонне одарён от природы, всё мгновенно понимает и запоминает. Но ведь на то он человек , чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» А поняв, для чего это нужно, воодушевиться ещё сильнее или, наоборот, охладеть. (объединение)

3.И всё-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. Не ставить его – значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. (объединение)

4.Как на заре цивилизации, так и в нашу эпоху примерно один и тот же процент человечества обуревают «сумасшедшие» идеи.(замена)

5.Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.(удаление)

6.В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты , называли их выступления откровением нового искусства. (замена)

Подчеркните в тексте те смысловые части, которые можно устранить без ущерба для его понимания.

Выполните сжатый пересказ текста.

«Осенью 1794 года французская армия вступаю на терри-торию Голландии. Голландцы открыли шлюзы и затопили местность. Французы хотели отступить, но тут пришло донесение о том. что пауки начат плести паутину. Эта примета говорила о том, что скоро должна наступить су-хая и холодная погода. Действительно, ydapinu морозы, ре-ка замерзла, и французы захватили город».

(Сделайте вывод, который иячюстрирует этот случай.) Человек заметил связь между природными явлениями и по-ведением живых объектов.

(Найдите в 4 абзаце вопросы, которые помогают выде-лить главную проблему текста. Объедините их в одно предложение.) Какие устройства представителям живого мира помогают узнать о грядущих изменениях в природе?

вас в тексте несколько примеров (абзац № 3 и абзац № 4), раскрывающих это удивительное явление. Это материал для сокращения. Выберите только один, наиболее яркий пример из текста: береза, муравейник, пищуха, поединок коровы и бюро погоды.)

(Задайте вопрос из последнего абзаца.)

. (Дайте на него тот

Упражнение № 2. Необходимые вопросы

Определите, какую проблему в тексте ставит автор, какие эта-пы в движении его мысли мы можем выделить. Анализируя текст, обратите внимание на то, как членится текст на абзацы, ведь каждый абзац - это отдельная смысловая часть, которую нужно передать в своем изложении.

I. Прочитайте текст.

(1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозною, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.

(5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем - медициной, экономикой, техникой, он можег и должен предста-вить себя за компьютером. (6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уро-ку, не так уж легко. (7)Но прелесть жизни - в ее непредсказуемо-сти. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только несколь-ким людям, завтра может пригодиться многим.

(10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ставить его - зна-чит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоп-равданное равнодушие к собственным занятиям. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, что-бы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных уси-лиях или сожалений о неиспользованном времени.

(По И. Ми.1оа1авскому) (212 слов)

II. Выполните задания, которые помогут проверить глуби-ну и точность восприятия исходного текста.

    1. Какая проблема поднимается в этом тексте?

а) необходимость компьютерной грамотности в современ-ном мире

б) ответственное отношение к получению знаний

в) природа человеческой одаренности

г) причины охлаждения людей к получению новых знаний

      Какой(-ие) тип(-ы) речи использует(ют)ся в этом тексте?

а) повествование

б) рассуждение

в) описание и рассуждение

г) повествование и рассуждение

      Каким(-ими) предложением(-ями) можно опровергнуть сле-дующее высказывание: «Человек должен четко знать, какие именно знания ему потребуются в будущем, и не отвлекаться на изучение ненужных на\>к»с!

      Допишите аннотацию к этому тексту, вставив на место про-пусков необходимые слова.

Человек, по его мнению, должен для себя решить: это ему или. Конечно, никто из нас до кон-ца не может угадать, какие знания ему будут.

Однако мы должны задумываться о том, на что тратим дра-гоценное время. Чем раньше человек определит для себя нужную область, тем это лучше для него.

      Укажите в тексте смысловые части, которые соответствуют основным тезисам этой аннотации.

6. Напишите сжатое изложение.

        Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Гроз-ного. устройством ЭВМ и натюрмортами?..

[Давайте заменим подчеркнутые однородные члены, ко-торые конкретизируют мысль, обобщающим словом.)

Можно ли (как?) интересоваться (в-1; разными

отраслями наук; всякой всячиной; всем подряд; всевозмож-ными знаниями).

        Ну, допустим, человек разносторонне одарен от приро-ды, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек , чтобы непременно спросить: «Это просто инте-ресно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.

(Объединим эти три предложения, учитывая подчеркну-тые средства связи предложений Me 2 и 3, а также парцел-ляцию в предложении № 4.) Даже разностороннее одарен-ный человек должен спросить себя: «

» и, поняв это, или.

(5)Чем бы современный школьник ни занимался в буду-щем - медициной, экономикой, техникой , он может и дол-жен представить себя за компьютером.

(Устраним в этом предложении однородные члены).

          А вот представить себя в пустыне, животный мир ко-торой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (Предложение № 6, учитывая его важность в раз-витии мысли, серьезным образом сокращать не будем.)

          Но прелесть жизни - в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, ле-чить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо

знать только нескольким людям, завтра может приго-диться многим.

Жизнь (какая?) . Может быть, (замените под-черкнутую часть предложения № 8 обобщающим поняти-ем) придется (что делать?) в пустыне, как же

тогда без знаний о?! (Предложение № 9 маю

что добавляет к мысли о том. что в нашей непредсказуе-мой жизни никому не известно, какие знания могут приго-диться. поэтому его можно опустить.)

(10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ста-вить его - значит проявить либо непростительный инфан-тилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям.

(Объединим предложения № 10 и 11; союз, который ис-пользуется как средство связи с предыдущим предложени-ем. следует оставить.) И все-таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только ин-фантильные люди.

(12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горь-ких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.

(Предложение №12 мы целиком опустим, предложение №13 свяжем с предыдущим при помощи личного место-имения.) Чтобы не жалеть потом о, лучше на

него ответить как можно.

Упражнение № 3. Алфизики

Работа с этим текстом поможет овладеть новыми способами тереработки исходного текста. Помните о том, что главным усло- жем успешного выполнения сжатого изложения является точное 1 глубокое понимание исходного текста. Только понимая, что именно в тексте является главным, выделяя основные этапы раз-вития мысли, мы сумеем выявить второстепенную информацию, которая может быть опущена в сжатом изложении.

I. Прочитайте текст

            Как на заре цивилизации, так и в нашу эпоху, примерно один и тот же процент человечества обуревают «сумасшедшие» идеи.

            Давно уже махнули рукой на «философский камень», иска-тели «панацеи» превратились в заурядных знахарей, а вот «веч-ные» двигатели и инерцоиды продолжают конструировать. (З)Создагели «вечных» двигателей нам уже не страшны, они вы-зывают разве только улыбку сожаления, а «инерцоидники», эти подлинные алфизики (по аналогии со средневековыми алхимика-ми, с которыми у них много общего) XX века, представляют со-бой проблему, полную драматизма. (4)Авантюрная идея постро-ить вопреки законам механики и здравому смыслу безопорные движители охватила тысячи людей, имеющих какой-нибудь кон-такт с техникой. (5)Эти современные алфизики, наслышавшись про споры ученых о силах инерции, об инерционном вибропере-мещении, которому в зарубежных журналах часто придают сверхъестественный смысл, задались целью получить машину, перемещающуюся без взаимодействия с окружающей средой.

            1. Кто же они - современные алфизики?

              Болынинство из них люди без какого-либо специального образования. (8)Они либо сами признаются в этом, либо подпи-сываются странным титулом «естествоиспытатель». (9)В их пись-мах обычно приводятся неграмотно выполненные, непонятные схемы, снабженные эмоциональными подписями со многими восклицательными знаками.

(Ю)Алфизики почти никогда не берутся за разрешение «мел-ких», с их точки зрения, проблем. (11)Глобальность проблемы вот их конек. (12)Не транспортеры, комбайны, сваевыдергивате- ли и множество других полезных машин, использующих принцип несимметричности цикла, характерный для инерцоида, привле-кают внимание таких горе-изобретателей. (13)Нет - безопорное движение, полеты в космос, «стратегическое» значение их творе-ний. (14)Жажда быстрой и шумной славы, престижные публика-ции, мишура, а не серьезная и вдумчивая работа - вот их маяк.

(По И. Гулиа) (231 слово)

II. Выполните залання, которые помогут проверить глуби-ну и точность восприятия исходного текста.

                Объясните значение следующих слов.

                1. Философский камень

                2. Обуревать

                  Заурядный

                  Авантюрный

а) - сомнительный, рассчитанный на случайный успех;

                  Средство от всего плохого, от всех бед [первонач. все-исцеляющее лекарство, которое пытались изобрести ал-химики];

в) - ничем не выделяющийся, посредственный;

г) - о мыслях, чувствах: охватывать с большой силой;

д) - по представлениям средневековых алхимиков: таинст-венный, чудодейственный камень, якобы способный об-ращать все металлы в золото и излечивать все болезни.

                Какое значение имеет слово стратегический (предложение № 13)?

а) важный

б) секретный

в) военный

г) научный

    Какой(-ие) тип(-ы) речи использует(-ют)ся в этом тексте?

а) повествование

б)описание

в) рассуждение

г) описание и рассуждение

    Какой новой идеей фикс одержимы современные изобрета-тели?

а) они пытаются воплотить в жизнь идеи, которые противо-речат физическим законам

б) они страстно и самоотверженно служат своей мечте

в) они не имеют никакого отношения к технике

г) они не прислушиваются к мнению ученых

(Укажите номер предложения)

а) с искренним восторгом

б) со страхом и ненавистью

в) с доброй улыбкой

г) с горькой иронией

    Составьте план этого текста.

    1. Всегда были люди, одержимые.

      Современные изобретатели мечтают создать.