Варианты профиля рельефа. Интернет-карусель по истории географических исследований России «Путями первопроходцев

Задание №e4fba5 Школьники соревнуются в заездах на скорость на велосипедах по кольцевому маршруту в направлении, показанном на плане стрелками. Определите, на каком из обозначенных на плане буквами участков дистанции им придётся тратить больше всего сил.

1) А 2) Б 3) В 4) Г

Задание №f4bce2 Фермер выбирает участок для закладки фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается Солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами, наиболее отвечает указанным требованиям.



1) 1 2) 2 3) 3 4) 4



Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до колодца. Измерение проводите между точкой и центром условного знака. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

1) 2)

3) 4) Определите по карте, в каком направлении от точки А находится колодец.

Ваш младший брат зимой хочет покататься с друзьями на санках с крутой горки. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.



Задание № 013C93 Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до геодезического знака. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа. На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?1) 2)

3) 4) Определите по карте, в каком направлении от башни находится геодезический знак. Задание №FB41CA Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает



Определите по карте расстояние на местности по прямой от колодца до отдельно стоящего дерева. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

1) 2)

4)

Определите по карте, в каком направлении от школы находится колодец.

Школьники из села Лужки выбирают место для игры в футбол. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этой цели. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.



Определите по карте, в каком направлении от башни находится яма.

Определите по карте расстояние на местности по прямой от башни до колодца. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами

. Участники школьной футбольной секции выбирают место для игры в футбол. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

1) 2) 3) 4)



На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

1) 2)

3) 4) Школьники выбирают место для катания на санках. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки с высотой 152,5 до родника.Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Определите по карте, в каком направлении от дома лесника находится колодец.



На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А–В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

1) 2)

3) 4)

Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до отдельно стоящего дерева. Измерения проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа. Определите по карте, в каком направлении от родника находится отдельно стоящее дерево.



1) 2)

3) 4) Определите по карте, в каком направлении от школы находится отдельно стоящее дерево. Участники школьной футбольной секции выбирают место для игры в футбол. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода

. Определите по карте расстояние на местности по прямой от школы до отдельно стоящего дерева. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.



Определите по карте расстояние на местности по прямой от моста через реку Пажа до оборудованного родника. Измерения проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

    Участники школьной футбольной секции выбирают место для игры в футбол. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Определите по карте, в каком направлении от школы находится мост через реку Пажа . На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А–В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

1) 2)

3) 4)



Определите по карте, в каком направлении от колодца находится точка В. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки В до колодца. Измерение проводите между точкой и центром условного знака. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа. Участники школьной футбольной секции выбирают место для игры в футбол. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания. На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А–В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

1) 2) 3) 4)



Масштаб 1:10 000 На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

1) 2)

3) 4)

Участники школьной футбольной секции выбирают место для игры в футбол. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания. Определите по карте, в каком направлении от школы находится колодец. Определите по карте расстояние на местности по прямой от школы до колодца. Измерения проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.



Определите по карте, в каком направлении от колодца находится точка B. На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А–В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

1) 2)

Аксенова М.Ю., кандидат географических наук, доцент кафедры географии УлГПУ им. И.Н. Ульянова, доцент кафедры естествознания УИПКПРО.

Тема 1.1. Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

План

1. Масштаб, виды записи масштаба.

2. Стороны горизонта.

3. Методические приемы построения профиля по карте.

1. Масштаб

Расстояние на местности измеряют рулеткой или специальными приборами. При изображении местности на листе бумаги приходится расстояние уменьшать. Для этого надо выбрать масштаб. Масштаб – это дробь, у которой в числителе единица, а знаменатель – число, указывающее, во сколько раз расстояние на плане или карте меньше, чем сама местность. С помощью масштаба по карте легко прочитать, во сколько раз уменьшено картографическое изображение, сколько сантиметров на местности содержится в одном сантиметре плана или карты. Это важнейшая характеристика карты или плана, так как от нее зависит полнота и подробность изображения местности, она дает возможность выполнить измерения по карте или плану, определить общий размер изображаемой территории.

Существует несколько видов записи масштаба:

– численный масштаб 1:1 000;

– именованный масштаб (в 1 см – 10 м). Расстояние на местности, соответствующее 1 см плана или карты, называется величиной масштаба. В данном случае величина масштаба – 10 м;

– линейный масштаб. Это прямая линия, разделенная на равные части (обычно сантиметры). У каждого деления линии подписывают соответствующее ему расстояние на местности. С помощью линейного масштаба можно определить не только размеры объектов, но и расстояние между ними. В данной работе используют циркуль-измеритель. На любой карте, как правило, можно увидеть все три вида записи масштаба в углу карты или на ее легенде.

Таблица 1

Виды масштабов

Вид масштаба

Как изображается

Что показывает

Для чего используется

1. Именованный

Словами и числами

Во сколько раз уменьшается расстояние

Для краткой записи

2.Численный

Величину масштаба

Для определения величины масштаба

3. Линейный

Делениями на линии

Соответствующие делениям расстояния на местности

Для измерения расстояния циркулем

Все географические карты по своему масштабу подразделяются на крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные. К крупномасштабным относятся карты масштабов от 1:10 000 до 1:200 000 включительно. К среднемасштабным – от 1:200 000 до 1:1 000 000 включительно. К мелкомасштабным – менее 1:1 000 000.

Наиболее подробно географические объекты и их очертания изображаются на крупномасштабных картах. При уменьшении масштаба карты подробности приходится исключать и обобщать (генерализовать). Отдельные объекты заменяются их собирательными значениями. Отбор и обобщение становятся очевидными при сравнении разномасштабных карт населенного пункта. В масштабе 1:10 000 он дается в виде отдельных строений. На такой карте четко прослеживаются улицы, различные объекты. В масштабе же 1:1 000 000 этот населенный пункт изображен в виде условного знака. В зависимости от назначения необходимы и те, и другие карты.

Точными и подробными являются топографические карты и планы, составляемые в масштабах 1:1 000 000 (в 1 см – 10 км) и крупнее.

2. Азимут

Азимут – это угол, образуемый в данной точке на местности или на карте между направлением на север и направлением на какой-либо предмет. Азимутом пользуются для ориентирования при передвижении в лесу, в горах, в пустынях или в условиях плохой видимости, когда сличить карту с местностью и ориентироваться по ней трудно, а порой и невозможно. С помощью азимута определяют также направление движения судов и самолетов.

На местности отсчет азимутов проводится от направления стрелки компаса (от ее северного конца) по ходу часовой стрелки от 0° до 360°, иначе говоря – от магнитного меридиана данной точки. Если предмет находится от наблюдателя точно к северу, то азимут его 0°, если на востоке – 90°, на юге – 180°, на западе – 270°. При наблюдении по компасу измеряется магнитный азимут.

Для определения азимута компас располагают так, чтобы 0° на циферблате и буква «С» указывали точно на север, то есть ориентируют компас по сторонам горизонта. Следя за тем, чтобы коробка компаса оставалась неподвижной и стрелка не отходила от деления 0°, надо вращать специальное визирное приспособление и наводить его мушку на предмет, азимут которого необходимо определить. Далее нужно заметить, около какой цифры на градусном круге компаса остановился указатель. Отсчет по указателю в градусах и будет равен азимуту данного предмета. Если же компас не имеет визирного приспособления, его надо заменить тонкой палочкой. Ее кладут на стекло компаса так, чтобы она проходила через центр циферблата и была направлена на предмет, азимут которого надо определить (рис.1).

Рис.1. Определение азимута.

Азимут определяют не только на местности, но и по карте. Истинный азимут определяется как угол между направлением географического меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на предмет. Географический и магнитный полюсы не совпадают. Поэтому существует склонение магнитной стрелки. Оно может быть западным и восточным. При географических работах на местности его приходится учитывать так же, как и при работе с картой. Магнитное склонение на данное время указывается за рамочным оформлением карты. Пользуясь этим, можно легко перевести азимут из магнитного в истинный и наоборот.

Стороны горизонта нанесены на циферблат компаса. Это север, юг, запад и восток (рис.2).

Сориентироваться – значит определить свое положение относительно основных сторон горизонта или, как еще говорят, сторон света. А идти по курсу – это значит придерживаться выбранного направления.

Рис. 2. «Роза сторон горизонта».

На компасе стороны света обозначены буквами С,В,Ю,3 (север, восток, юг, запад). Промежуточные направления - СВ, ЮВ, СЗ, ЮЗ (северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад). Еще более точные данные можно получить, разделив циферблат компаса на 360 градусов по окружности.

Так, например, если повернуться лицом к северу, то юг окажется сзади, запад - слева, а восток - справа. Если встать лицом к западу, сзади будет восток, справа - север, слева - юг. И, наконец, если встать лицом к востоку, то сзади окажется запад, слева - север, справа - юг.

Научитесь быстро определять стороны горизонта. Промежуточные направления (рис. 2) лежащие между направлениями на север, юг, восток и запад, называют так:

Направление посредине между севером и востоком - северо-восточным направлением (СВ).

Направление посредине между востоком и югом - юго-восточным направлением (ЮВ).

Направление посредине между югом и западом - юго-западным направлением (ЮЗ) Направление посредине между западом и севером - севевро-западным направлением (СЗ).

3. Методические приемы построения профиля по карте

Построение профиля рельефа местности по топографической карте включает два вида деятельности: во-первых, умение переводить масштаб изображения на карте путём увеличения его изображения на профиле, во-вторых, непосредственно построение профиля местности. Для решения первой задачи необходимо внимательно прочитать условие (совпадает ли масштаб карты с масштабом профиля местности). Масштаб карты – в 1 см 100 м, масштаб профиля – в 1 см 50 м, т. е. в 2 раза крупнее. Поэтому при перенесении основы профиля в бланк ответов № 2 длина горизонтальной линии профиля должна быть в 2 раза больше, чем расстояние между точками А и В на топографической карте, а расстояние до контрольной точки на профиле в 2 раза больше, чем на топографической карте. В легенде карты показано, как проведены горизонтали на топографической карте. Внимательно изучите территорию поверхности земли, по которой проведена линия построения профиля. Если линия профиля пересекает реку, то рельеф к руслу реки будет понижаться, наличие берштрихов также указывает на направление склона. для точного построения профиля измерьте расстояние от точки до ближайшей горизонтали по линии А – В (строим профиль от точки А к В – слева направо); полученную цифру умножьте на 2 (в связи с укрупнением масштаба профиля) и пометьте это расстояние на горизонтальной оси (от вертикальной левой оси, на которой есть отметка точки А). Сделайте отметку высоты горизонтали на горизонтальной линии профиля. Когда все высоты горизонталей будут отмечены на горизонтальной линии профиля, проведите перпендикуляр от горизонтальной линии на уровень отметки этой высоты на вертикальной линии, обведите полученную точку, так же соотнесите отметки высот других горизонталей. Полученные точки соедините плавной линией, отражающей перепады высот рельефа в границах линии А – В. Не забудьте пометить Положение контрольной точки (указанной в задании) на профиле местности.

II. Алгоритмы решения задач по теме 1.1

Задание № 18 экзаменационной работы ГИА (КИМ 2013) проверяет умение определять на карте расстояния.

Задание № 19 экзаменационной работы ГИА (КИМ 2013) проверяет умение определять на карте направления.

Задание № 20 экзаменационной работы ГИА (КИМ 2013) проверяет умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию.

Задание № 21 экзаменационной работы ГИА (КИМ 2013) проверяет умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания.

Задания выполняются с использованием приведенной ниже карты.


Рис.3 . Карта

Задание 1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

Ответ: ___________________________ м.

1. Найдите на карте (рис. 3) необходимые объекты. Соедините эти объекты прямой линией. При помощи линейки измерьте полученный отрезок линейкой = 4,2 см.

2. Узнайте с помощью именованного масштаба, сколько километров (метров) на местности соответствует одному сантиметру на карте: в 1 см – 100 метров.

3. Измеренное расстояние умножить на количество метров на местности для данного масштаба.

4,2 х 100 = 420 м.

Обратите внимание, ответ необходимо округлить до десятков метров и записать цифрами.

Ответ: 420.

Задание 2. Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник.

Ответ: ___________________________.

Последовательность выполнения задания:

1. Найдите на карте, пользуясь условными обозначениями, необходимые объекты: башня и родник.

2. Помните, что на топографической карте направление на север строго перпендикулярно вверх, если нет специального указания стрелкой. Вспомните расположение сторон горизонта. Родник находится от башни строго в северном направлении.

Ответ: С или север или в северном.

Задание 3. Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Последовательность выполнения задания:

1. Используя топографические знаки карты, необходимо проанализировать географические условия каждого участка по следующим критериям: экспозиция склона, наличие или отсутствие дороги, близость к населенным пунктам.

2. Опишите каждый из участков и сделайте соответствующий вывод. Участок 1 – северная экспозиция, рядом шоссе, участок 3 – южная экспозиция, но удален от дороги. Следовательно, наиболее подходит участок 2, т.к. он имеет южную экспозицию и находится рядом с шоссе.

Задание 4. На рисунках (рис.4) представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?


Рис.4. Варианты профилей

Последовательность выполнения задания:

1. Определите изменение рельефа на профиле. Идет понижение рельефа в сторону реки. Из всех приставленных профилей, не подходит только № 2.

2. Определите, между какими и/или на каких горизонталями расположены точки А и В.

Точка А расположена между горизонталями 102,5 и 105 (горизонтали проведены через 2,5 метра), точка В – на горизонтали 107,5.

Подходит только № 4.

3. Какие объекты пресекают линию профиля. В данном задании – это река. Определите, на уровне каких горизонталей она расположена.

Река протекает между горизонталями 87,5. Из всех приставленных профилей, также подходит только № 4.

III. Практикум по теме 1.1

Задания выполняются с использованием приведенной ниже карты (рис. 5).


Рис. 5 . Карта

Задание 1. Определите по карте (рис.5) расстояние на местности по прямой от дома лесника до отдельно стоящего дерева. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Решение

1. Расстояние на карте = 2,6 см.

3. 2,6 х 100 = 420 м.

Ответ: 260.

Задание 2. Определите по карте (рис.5), в каком направлении от дома лесника находится отдельно стоящее дерево.

Решение

На топографической карте направление на север строго перпендикулярно вверх, если нет специального указания стрелкой.

Отдельно стоящее дерево от дома лесника находится строго в южном направлении.

Ответ: Ю или юг или в южном.

Задание 3. Школьники выбирают место для игры в футбол. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте (рис.5) цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Решение

1. Критерии для анализа: положение на склоне или пологость местности, наличие или отсутствие древесной или другой растительности, болот, оврагов и другое.

2. Участок 1 – имеет крутизну склона, но на участке есть препятствие в виде леса, участок 3 –пологая местность. Следовательно, наиболее подходит участок 2, т.к. есть склон, и отсутствует лес.

Задание 4. На рисунках (рис.6) представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?



Рис. 6. Варианты профилей

Решение

1. Точка А расположена между горизонталями 30 и 32,5 (горизонтали проведены через 2,5 метра), точка В между 50 и 52,5.

Из всех приставленных профилей, не подходит только № 1.

2. От точки А к точке В идет повышение. До горизонтали 35 метров идет постепенный подъем, а начиная с 35 горизонтали, они расположены более близко друг другу. Из всех приставленных профилей, подходит только № 3.

Задания выполняются с использованием приведенной ниже карты (рис. 7).


Рис. 7. Карта

Задание 5. Определите по карте расстояние на местности по прямой от колодца до отдельно стоящего дерева. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Решение

1. Расстояние на карте = 2 см.

2. Масштаб именованный в 1 см – 100 метров.

3. 2 х 100 = 200 м.

Задание 6. Определите по карте, в каком направлении от школы находится колодец.

Решение

На топографической карте направление на север строго перпендикулярно вверх, если нет специального указания стрелкой. Следовательно слева будет запад, справа – восток.

Колодец от школы находится строго в западном направлении.

Ответ: З или запад или в западном.

Задание 7. Школьники из села Лужки выбирают место для обустройства футбольного поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этой цели. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

Решение

1. Критерии для анализа: крутизна склонов, характер поверхности.

2. Участок 1 – луг, но расположен на склоне, участок 3 –болото. Следовательно, наиболее подходит участок 2, т.к. ровная местность и луг.

Задание 8. На рисунках (рис. 8) представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?



Рис. 8. Варианты профилей

Решение

1. Точка А расположена внутри замкнутой горизонтали 27,5 (горизонтали проведены через 2,5 метра), точка В чуть выше горизонтали 25.

Из всех приставленных профилей, не подходит только № 3.

2. Линию профиля пересекает овраг. Овраг нанесен только на двух профилях № 3 и № 4, но на профиле № 3 неверно нанесено положение точек А и В.

I V. Задания для самостоятельной работы по теме 1.1.

Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке 9.


Рис.9. Карта

Задание 1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Задание 2. Определите по карте, в каком направлении от точки А находится дом лесника.

Задание 3. Школьники выбирают место для катания на горных лыжах. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Задание 4. На рисунках (рис.10) представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?



Рис. 10. Варианты профилей

Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке 11.


Рис. 11. Карта

Задание 5. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки В до домика лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Задание 6. Определите, в каком направлении от точки В находится дом лесника.

Задание 7. Школьники выбирают место для катания на горных лыжах. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Задание 8. На рисунках (рис. 12) представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?



Рис. 12. Варианты профилей

V . Ответы на задания самостоятельной работы по теме 1.1.

Задание 1. 110, 120, 130.

Задание 2. Юг.

Задание 3. Участок № 2, потому что на нём нет леса и есть склон.

Участок 1 равнинный. На участке 3 пни. Следовательно, подходит участок 2.

Участок 2, так как там уклон и нет препятствий.

Задание 4. 4.

Задание 5. 200, 210, 220.

Задание 6. СВ, северо-восток, в северо-восточном.

Задание 7. Участок № 2, потому что на нем нет леса и есть склон.

Участок 1 ровный. На участке 3 пни и кусты. Следовательно, подходит участок 2.

  • Исторический экскурс Причины умственной отсталости. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу Особенности развития познавательной сферы

    Контрольные вопросы

    Любые записи . Л.С. ... быть построен профиль по ... разного масштаба . ... как по горизонтали , так и по вертикали... сторону листа, при конструировании - не достраивать фигуру слева, при рассматривании картинок - видит ... по возможности деятельности. Методические приемы , ...

  • Рабочая программа «география» 5-9 классы составитель

    Рабочая программа

    ... Масштаб и его виды . Что показывает масштаб . Виды записи масштаба ... по картам стороны горизонта ... Построение профиля рельефа по параллели 40º с.ш. с соблюдением горизонтального и вертикального масштабов ... методические рекомендации, атлас, контурные карты ...

  • Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников строительного направления составитель доцент итф кондратьева Евдокия Николаевна 2001 г

    Методические указания

    ... МЕТОДИЧЕСКИЕ ... карт ... Построение топографического плана Построение координатной сетки. Координатную сетку в виде квадратов со сторонами по ... Приемы ... Записав ... горизонта . Для удобства построений па профиле слева можно нанести вспомогательный вертикальный масштаб ...

  • 12 февраля 2016 Просмотров: 2829

    7 февраля состоялась первая интернет-карусель учащихся церковно-приходских школ приходов Митрополичьего округа в нашей республике по истории географических открытий России «Путями первопроходцев» - командное соревнование в решении заданий.

    В мероприятии приняли участие команды 9 воскресных школ приходов трёх епархий митрополичьего округа в Казахстане. Викторина проходила в режиме онлайн.

    Всем командам, участвующим в карусели, предлагались в строгом порядке одни и те же вопросы, к которым нужно указывать верные ответы.

    Система подсчета баллов такова, что не обязательно решить много задач. Важно дать много верных ответов подряд. Во время игры команда получала по электронной почте задание, решала его и давала ответ. Независимо от результата (верный ответ или нет), команда получала следующее задание. И так далее. Время на решение каждого задания не ограничено, определено только общее время проведения карусели (60 минут). Процесс решения для команды заканчивается, если она прошла все задачи или если закончилось время на решение. Места распределяются согласно количеству набранных баллов. Если команды имеют равное количество баллов, то выше ставится та, у которой больше верных ответов.

    Для подготовки к игре ребятам нужно было проработать главу из учебника по географии России за 8 класс Э. Раковской «География: природа России», изучив историю исследования России, её географическое положение, страны-соседи, моря, омывающие побережье самой большой страны мира, а также часовые пояса, в которых она расположена. Десять заданий были с, так сказать, церковной тематикой.

    Отвечая на задания можно было пользоваться любыми источниками информации: учебниками, справочниками, атласами, географическими картами, интернетом.

    Вопросы онлайн-викторины были заимствованы из сборников заданий российского ЕГЭ, вариантов вступительного экзамена на географический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по географии за последние годы. Несколько интересных задачек мы взяли из географической олимпиады Московского государственного педагогического университета 2016 года.

    Отставляя за рамками этой заметки вопросы школьной географии, хотелось предложить пользователям сайта «Притвор. Kz » несколько задачек викторины религиозной тематики.

    Итак, задача.

    Завхоз церкви выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3 больше всего отвечает указанным требованиям. В ответе укажите номер участка.

    Задача проверяет картографические умения чтения карт и определения направлений по ним.
    Решаем. Понятно, что условию раннего весеннего таяния снега участок № 1 не удовлетворяет, так как он расположен на холме северной экспозиции. Остаются участки № 2 и 3, которые «смотрят на юг». Второму условию задачи (удобному вывозу урожая на консервный завод) больше подходит второй участок - от него недалеко до дороги. Ребята так и ответили (четыре команды из девяти): участок 2. Молодцы!

    А вот и учащиеся церковно-приходской школы того храма, что изображен условным знаком на карте, подключились. Но вместо того, чтобы саженцы сажать для будущего сада, ребятишки занялись составлением профиля местности по линии А - В! Понятно, дети есть дети. Напутали маленько. А нам с вами разбираться.

    И поэтому, следующая задача.

    На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А - В разными учащимися воскресной школы. Какой из профилей построен верно?

    Ну, ещё парочку задачек.

    Это задание заимствовано из олимпиады по географии 2016 года Московского государственного педагогического университета.

    Вблизи какой реки расположен памятник древнерусской культуры - храм Покрова?
    Варианты ответа: 1) Волга 2) Днепр 3) Нерль 4) Ока

    А вот второй вопрос: к какому типу относятся водоёмы, находящиеся около храма?
    Из гуманитарных соображений, памятуя, что читатели статьи уже давно учились в школе, подсказываем варианты ответа:

    Следующее задание. Не устали?

    На фотографиях представлены четыре известнейших объекта, находящиеся в разных странах мира. Расставьте их в порядке расположения с севера на юг. Ответ представьте в виде последовательности цифр.

    1 . 2.

    3. 4.

    Ну и последнее задание.

    Укажите, кто из российских кругосветных путешественников первой трети XIX века был сыном православного священника.

    Узнайте по изображениям наших знаменитых соотечественников, посмотрите их биографии, и ответите на поставленный вопрос.

    Победителем викторины стала команда «Благовест» воскресной школы при Благовещенском кафедральном соборе г. Павлодара. «Серебро» у детей из Христорождественского храма г. Алма-Аты, «бронза» - у сельских ребятишек из Знаменского прихода с. Карабулак Алма-Атинской области.

    Следующая интернет-карусель состоится Великим постом. Ребят из Казахстана ждут вопросы по Священному Писанию, закону Божьему и основам православной культуры.

    Ребята узнали много интересного. Ещё больше они узнают от преподавателей географических факультетов Московского государственного университета им. Ломоносова или Казахского национального университета им. Аль-Фараби, когда туда поступят. Чего от всей души им желаем!

    Протоиерей Сергий Казимиров, инок Зинон (Маров) организаторы мероприятия.

    P.S. Впрочем, зря мы «обидели» школьную географию, оставив за рамками статьи её вопросы. Вот можете ли вы ответить на вопрос карусели: какова площадь России (в см²) на глобусе диаметром 512 мм? (вопрос из варианта вступительного экзамена на геофак МГУ 2015 года). С этой задачей справились только юные прихожане храма Христа Спасителя Южной столицы.

    Или вот на такой: кто из русских путешественников первыми вступили на Северный полюс?
    1) Г. Седов и его спутники
    2) И. Папанин, П. Ширшов, Е. Федоров, Э. Кренкель (СП-1)
    3) М. Острёкин, М. Сомов, П. Гордиенко, П. Синько (Север-2)
    4) Д. Шпаро и его спутники

    Это задание стало неподъемным для участников викторины. Ни одна команда правильно на вопрос не ответила! Поможете ребятам?

    В целом чётко прослеживается тенденция уменьшения числа правильных ответов в зависимости от сложности задания: вопросы, заимствованные из вариантов вступительного экзамена в МГУ, вызывали у ребят наибольшие затруднения.

    Другие вопросы интернет-викторины с ответами смотрите на сайте Владимирского прихода.

    Мероприятие было организовано

    краткое содержание других презентаций

    «География машиностроения России» - Завод им. М.Горького. Машиностроительная артерия России. Отрасль машиностроения. Объединение им.С.П.Горбунова. Гоночный КамАЗ. Ульяновский АЗ (УАЗ). География машиностроения России. Камаз. Газ. Брест. Тест по теме «Машиностроительный комплекс России». ОАО "Казанский вертолетный завод". География машиностроения. Горьковский автозавод. Продукция авиационного моторостроения. Установите соответствие. Вода – источник жизни на Земле.

    «Москва - сердце России» - Аэропорт "Шереметьево-1". Текстильная промышленность. В настоящее время в МГУ 29 факультетов. Медведев. Административные округа Москвы. Москва. Узловое районирование выявляет сферы влияния городов. Посещали ли вы Москву. Кусково - усадебный ансамбль восемнадцатого века в Подмосковье. Московский университет по праву считается главным университетом страны. Москва – сердце России. Динамика численности населения г. Москва.

    «Памятник «Тысячелетие России»» - Открытие памятника. Средний ярус. Верхний ярус. Государственные люди. Нижний ярус. Тысячелетие России. Военные люди и герои. Памятник «Тысячелетие России». Основание самодержавного царства. Кукрыниксы. Колоссальные фигуры. Монумент. Кабинет министров. Писатели и художники. Общая высота памятника. Памятник.

    «Приливы и отливы» - Промышленные предприятия. Приливы, отливы, их использование. Луна потеряла вращение. Превращение энергии. Стоимость энергии. Приливы и отливы. Причины приливов и отливов. ПЭС не оказывают вредного воздействия на человека. Приливное трение. Проблемы. Использование ПЭС. Экологические вопросы. Превращение энергии при приливах и отливах. Приливообразующая сила Луны.

    «Изумрудный город Новосибирск» - ГосБанк. Перспективы развития. Музеи Новосибирска. Наука. Здание Сибирского банка Сбербанка России. Деловой дом. Академгородок. Период развития Новосибирской архитектуры. Условия возникновения. ЭГП Новосибирска. Дом Ленина. Спортивный комплекс «Динамо». Собор во имя Александра Невского. Экономика. Клуб Совторгслужащих. Попытки решения жилищной проблемы. Железнодорожный вокзал «Новосибирск-Главный».

    «Северный морской путь» - Начало новой эпохи для морского флота СССР. Исторический и сравнительный анализ научной литературы. Изменение ледокольного флота. Особенности развития Северного морского пути. Ледовая разведка. Значение и перспективы СМП. Начало рационального использования. Старение атомфлота. Переход в ФГУП. Поиск выхода из кризиса. Высокоширотный маршрут Северного морского пути. Выход к Северному полюсу. Роль Бабича Н.Г. в развитии Северного морского пути.