Создание эффекта соляризации в программе Photoshop. Соляризация изображения как оригинальный фотопроцесс

Соляризация или эффект Сабатье.

Соляризация — это процесс повторного экспонирования фотобумаги во время процесса проявления. В результате недопроявленные участки рядом с уже проявленными тёмными начинают проявляться в негативе. А тёмные области почти не меняются. Получается весьма необычное, серебристое изображение.

Эффект Сабатье — довольно простой процесс, и достигнуть этого эффекта можно с помощью нескольких простых шагов.

Процесс соляризации

Для начала, начните проявлять снимки обычным способом. Когда изображение начнет проявляться, извлеките снимок из проявителя и поместите его в лоток с водой где-то на 10 секунд. Это замедлит процесс проявления.

Следующий шаг — повторная экспозиция снимка на свету. Она должна длиться где-то около двух секунд. В качестве источника света лучше использовать слабую лампочку от 15 до 20 ватт, разместив её 1-1,5 метрах от снимка.

И, наконец, нужно снова поместить снимок назад в проявитель на оставшееся время проявки. Затем завершить проявление фиксажной ванной, закрепителем и заключительной промывкой.

Для достижения желаемого эффекта придется немало поэкспериментировать с разным временем экспозиции. Две секунды — хорошая отправная точна, но, возможно, вам придётся варьировать время в зависимости от типа бумаги и снимка.

Вот несколько полезных советов:

  • Лучшего эффекта можно достичь, если использовать сверхконтрастную фотобумагу.
  • С малочувствительной фотоплёнкой работать легче, поскольку она требует большего времени экспозиции для проявления.
  • Поскольку повторная экспозиция больше всего затрагивает участки повышенной яркости, лучше всего использовать технику соляризации на снимках с обилием светлых участков.
  • Разбавьте проявитель в два раза сильнее, чем указанно в инструкции.

Проведя в тёмной комнате достаточно много времени за экспериментами, вы превратите свои черно-белые снимки в настоящие произведения искусства!

В среде Photoshop есть цифровой аналог соляризации: фильтр Solarize (Filter -> Stylize -> Solarize). Он является «одношаговым» фильтром, то есть после его применения диалоговые окна не появляются.Есть ещё другой вариант имитации соляризации без применения фильтров:1) Сделайте дубликат слоя.2) Превратите один из слоёв в негатив (Image > Adjustments > Invert).3) Измените режим смешения верхнего слоя на Difference.При желании, можно объединить слои и применить к ним фильтр Solarize.

Напоследок, ещё несколько примеров эффекта соляризации:

При данном виде обработки преобразование (2.2) имеет вид :

где - максимальное значение исходного сигнала, а - константа, позволяющая управлять динамическим диапазоном преобразованного изображения. Функция, описывающая данное преобразование, является квадратичной параболой, ее график при приведен на рис.2.2. При динамические диапазоны изображений совпадают, что может быть достигнуто при . Другой путь нормализации динамического диапазона может состоять в применении одного из методов контрастирования, например, описанного выше линейного контрастирования.

Как следует из рис.2.2, смысл соляризации заключается в том, что участки исходного изображения, имеющие уровень белого или близкий к нему уровень яркости, после обработки имеют уровень черного. При этом сохраняют уровень черного и участки, имеющие его на исходном изображении. Уровень же белого на выходе приобретают участки, имеющие на входе средний уровень яркости (уровень серого). Пример применения соляризации приведен на рис.2.3.

Рис. 2.3. Пример соляризации

На рис.2.3.а показано исходное изображение, а на рис.2.3.б - результат его соляризации. На втором этапе обработки здесь применено линейное контрастирование при и . Обработка приводит к повышению четкости деталей изображения: улучшены изображения глаз, повышен контраст на переходе “лицо - волосы” и т. д..

В арсенале программы Photoshop имеется фильтр Solarize (Со- ляризация), который специально предназначен для создания эф- фекта соляризации. Выполняя действия в приведенной ниже по- следовательности, используйте картинку в которой много очень ярких, насыщенных цветов, благодаря которым вы получите исчерпывающее представление о вышеупомя- нутом эффекте.

Рис. 3.6. Эффект соляризации особенно хорошо удается на сним- ках с яркими, насыщенными цветами

1. В главном меню программы выберите команду Layer Duplicate Layer (Слой Дублировать слой), для того чтобы сделать ко- пию текущего слоя изображения. В текстовое поле As появив- шегося диалогового окна Duplicate Layer введите название ко- пии слоя и щелкните мышью на кнопке OK.

2. Затем в главном меню программы выберите команду Filter Stylize Solarize (Фильтр Стилизация Соляризация). Фильтр Solarize относится к «одношаговым» фильтрам программы Photoshop, применение которых не сопровождается появлением диалоговых окон.

3. В результате применения фильтра Solarize у вас получится слишком темное изображение, отдельные цвета которого будут обращены (инвертированы). Для того чтобы «оживить» по- лученное изображение, выберите в главном меню программы команду Image Adjustments Auto Levels (Изображение На- стройки Автоматическая установка уровней). В результате у вас должно получиться примерно такое же изображение, как показанное на рис. 3.7.

Рис. 3.7. Изображение с обращенными цветами - результат при- менения фильтра Solarize программы Photoshop

4. Теперь было бы неплохо избавиться от слишк ом мрачного черного фона изображения. Для этого активизируйте инструмент Magic Wand (Волшебная палочка) и щелкните на черном фоне изображения. Затем, удерживая нажатой клавишу , щелкните на фрагменте черного цвета, который находится под самым большим светофильтром в правой части изображения. Таким образом вы добавите к ранее выделенному фону еще и маленький фрагмент черного цвета в правой части сним- ка. Теперь в главном меню программы выберите команду Image Adjustments Invert (или нажмите клавиши ), чтобы инвертировать цвета только что выделенных фрагмен- тов (рис. 3.8). Для того чтобы убрать границы выделенной об- ласти, нажмите клавиши .

Рис. 3.8. Изображение, показанное на рис. 3.7, после инвертирова- ния цвета фона

5. Несмотря на то что у фильтра Solarize нет собственных пара- метров, вы можете изменить полученный результат по своему усмотрению. Для этого в главном меню программы выберите команду ImageAdjustmentsHue/Saturation (Изображение НастойкиОттенок/Насыщенность) или нажмите клавиши (<+U> для Mac). В любом случае на экране поя- вится диалоговое окно Hue/Saturation, показанное на рис. 3.9.

6. Перетащите вправо ползунок Saturation для увеличения насы- щенности цветов изображения.

7. Перетащите в любом направлении ползунок Hue, чтобы полу- чить необходимые цвета.

8. Для того чтобы сделанные вами изменения вступили в силу, щелкните на кнопке OK.

Рис. 3.9. Диалоговое окно Hue/Saturation, с помощью которого можно изменить цвета любого изображения

Создание эффекта соляризации с помощью средства Curves

В этом разделе описан более гибкий метод создания эффекта соляризации - с помощью средства Curves (Кривые) программы Photoshop. Данное средство предоставляет возможность манипули- рования основными цветами оригинального изображения посред- ством изменения их яркости. После применения традиционного эф- фекта Сабатье более мощному воздействию подвержены полутона изображения. С помощью Curves такой «несправедливости» по от- ношению к другим тонам можно легко избежать. Поэтому методика создания эффекта соляризации с помощью вышеупомянутого сред- ства значительно эффективнее, чем применение фильтра Solarize (Соляризация). К тому же для применения средства Curves вам не нужно вникать в специфику его работы. Более того, в данном случае вы будете заняты не коррекцией оригинальных цветов изображения, а созданием новых. Из этого следует, что вы можете эксперименти- ровать сколько вашей душе угодно, не опасаясь нарушить цветовую схему изображения.

1. В главном меню программы выберите команду Layer Duplicate Layer (Слой Дублировать слой), для того чтобы сделать копию текущего слоя изображения. В текстовое поле As появившего- ся диалогового окна Duplicate Layer введите название копии слоя и щелкните на кнопке OK. В этом случае все изменения коснутся только что созданного слоя. Оригинальный, нетрону- тый слой изображения может пригодиться в том случае, если вам понадобится начать работу заново.

2. В главном меню программы выберите команду Image Adjustments Curves (Изображение Настройки Кривые). На эк- ране появится диалоговое окно Curves, которое показано на рис. 3.10.

Рис. 3.10. Диалоговое окно Curves, с помощью которого довольно легко создать эффект соляризации

Подготовка отпечатков для галереи

Это действительно восхитительный прием, поскольку позволяет превратить обычную фотографию в отпечаток, предназначенный для размещения в галерее. В настоящем проекте вы начнете с преобразования цветной фотографии в черно-белую фотографию в стиле Ансела Адамса. Однако поступать подобным образом совсем необязательно. Для преобразования в оттенки серого можно использовать и другие методы. Шаг 1. Откройте фотографию, которую решили преобразовать. Шаг 2

Добавление бокового освещения после съемки

Если к фотографии человека необходимо добавить боковое освещение, попробуйте воспользоваться данным замечательным приемом. Мы будем работать с портретом молодого человека, однако прием вполне можно применять к снимкам любых объектов. Шаг 1. Откройте фотографию, к которой необходимо добавить боковое освещение. В данном случае нам необходимо добавить дополнительное освещение в левой части портрета. Шаг 2

Проработка средних тонов

Средние тона - это тона, которые находятся между светами и тенями. Именно от них зависит, будет ли фотография выглядеть живой или безжизненной. Очень важной частью мастерства фотографа, снимающего дикую природу, является умение правильно работать со средними тонами, поскольку именно от них зависит великолепие зеленого леса, серо-желтых пустынных скал и багрового заката.Средние тона очень важны для любого кадра. То, какими будут на фотографии средние тона, влияет на эмоциональный тон снимка

3. Щелкните в нижней части диагональной линии, которая пере- секает область предварительного просмотра, и перетащите соз- данную таким образом точку вверх. В результате ваших дей- ствий изображение несколько «побледнеет» (см. рис. 3.10).

4. Аналогичным образом создайте еще несколько точек и пере- тащите эти точки вверх и вниз. Один из результатов создания такой «холмистой» кривой показан на рис. 3.11.

Рис. 3.11. Результат изменения формы кривой в диалоговом окне Curves

В приведенной выше последовательности действий изменению были подвержены сразу все три цветовых канала изображения. Для того чтобы изменить только какой-либо один цветовой канал, выбери- те в раскрывающемся списке Channel (Канал) диалогового окна Curves один из следующих элементов: Red (Красный), Green (Зеленый) или Blue (Синий). Затем для выбранного канала поэкспериментируйте с формой кривой, пока не добьетесь желаемого результата.

В Photoshop можно корректировать тона изображения одним из трех основных способов, каждый из которых подробно рассмотрен в этой главе. Первый способ каса- ется использования средства Brightness/Contrast (Яркость/ Контраст). Данное средство позволяет изменять тона изо- бражения глобально, не делая отличий между светлыми, промежуточными и темными фрагментами изображения. Используйте это средство только в том случае, если вас устроит посредственный результат коррекции тонов изо- бражения (поскольку другого результата вы попросту не получите). Программное средство Levels (Уровни) - более гибкое, чем предыдущее, поскольку с его помощью можно отдельно редактировать светлые, полутоновые и темные фрагменты изображения. Однако наилучших результатов можно достичь с помощью средства Curves (Кривые). Дело в том, что данное средство позволяет менять тона изображе- ния на всем отрезке уровня яркости, во всех его 256 точках. Горизонтальная ось диалогового окна Curves (см. рис. 3.10) представляет собой значения яркости изображения до внесенных вами изменений. Вертикальная ось - это значе- ния яркости изображения после сделанных вами измене- ний. Вдоль каждой оси диалогового окна Curves отложено 256 уровней яркости, которые в свою очередь разделены штрихпунктирными линиями на четыре равные части. По умолчанию нижний левый угол системы координат диало- гового окна Curves соответствует значению 0,0 (абсолютно черный цвет), верхний правый угол соответствует значе- нию 255,255 (абсолютно белый цвет). Всякий раз, когда вы открываете диалоговое окно Curves, его график представляет собой прямую линию, поскольку до сделанных вами изменений входные (input) и выход- ные (output) характеристики яркости тонов изображения одинаковы. Меняя форму кривой, вы тем самым меняе- те значения яркости определенных тонов изображения. Если вам раньше не приходилось пользоваться средством Curves, просто поэкспериментируйте с формой его кривой и посмотрите на полученные результаты.

Известно разрушение скрытого фотографического изображения, названное эффектом Гершеля, которое происходит в том случае, если на фотоматериал действует излучение с длиной волны большей, чем при первоначальном экспонировании.

Например, может произойти ослабление скрытого фотографического изображения или полное его разрушение до такой степени, что фотоматериал можно вторично использовать для экспонирования, если фотобумагу, диапозитивные фотопластинки или другие несенсибилизированные фотоматериалы сильно осветить красным светом.

Начинается разрушение с сильно экспонированных деталей, вследствие чего снижается контраст изображения.

Учитывая эффект Гершеля, экспонированный фотоматериал следует оберегать от облучения цветным светом, чтобы не разрушить скрытое фотографическое изображение.

Известно явление, называемое соляризацией, при котором после съемки и обработки фотоматериала вместо негативного изображения получается позитивное.

Например, нить электрической лампы воспроизводится меньшими почернениями, чем другие, менее яркие детали.

Соляризация наблюдается при чрезмерно больших экспозициях внутри кадра за счет яркости деталей в объекте или при съемке с выдержкой в несколько минут на ярком солнце.

Причины соляризации очень сложны и полностью не выяснены. При сильно завышенных экспозициях в светочувствительном слое возникают настолько большие центры скрытого фотографического изображения, что на его серебряных частичках образуется защитная пленка из бромистого серебра, мешающая процессу проявления.

В этом случае микрокристаллы галогенида серебра с дефектными центрами при проявлении не восстанавливаются в металлическое серебро и вместо почернений соответствующие участки на фотоматериале окажутся прозрачными.

Степень соляризации у разных фотоматериалов неодинакова. Она зависит от технологии изготовления фотоматериала и процесса его проявления.

Частичное устранение соляризации чрезмерно экспонированного светочувствительного слоя может быть достигнуто длительной обработкой фотоматериала в глубинном проявляющем растворе.

В этом растворе должно быть повышенное количество сульфита натрия или другого растворителя галогенида серебра, способного разрушить защитную пленочку и обнажить центры скрытого фотографического изображения. В результате такой обработки центры скрытого изображения в микрокристаллах станут способными к проявлению.

Любой человек, даже занятой фотограф любит вкусно покушать, а чтобы приготовить себе завтрак необходимо знать рецепты салатов . Где их найти? Конечно же на сайте nayemsya.ru и кстати, там есть рецепты не только салатов.

Термин «соляризация» родом из латинского Solaris, то бишь «солнечный». В фотографии, под соляризацией подразумевается превращение изображения в негативе в позитив, например когда фотопластинка или плёнка выносится на короткое мгновение под солнечный свет, что приводит к «вымыванию» тёмных областей. В среде Photoshop также предусмотрен цифровой аналог соляризации имитирующий данный процесс.

Прежде чем более подробно рассказать о фильтре Solarize немного информации о том что представляла из себя соляризация изначально. Один из увлечённых соляризацией фотографов, чешский специалист В. Сиручек так рассказывает о методике…

Фотограф брал негативы размером 6х6 см и увеличивал на диапозитивы форматом 13х18 см. Далее, диапозитив освещался с минимальной выдержкой, чтобы добиться увеличения времени проявки. В результате картинка избавлялась от полутонов и образовывались белые тени.

Затем, энтузиаст подвергал диапозитив 4-секундному прямому свету от 60 Вт лампы и снова долго проявлял в контрастном проявителе. Как видите, процесс изготовления соляризационного отпечатка очень трудоёмкий.

С наступлением эры цифры, подготовка значительно упростилась при этом всё бремя инвертирования картинки в противоположные значения взвалил на себя программный модуль графического редактора. Принцип действия фильтра Solarize тот же что и у Invert, но в случае с первым у пользователя есть возможность контролировать силу эффекта что и отражается на результате.

В специализированных источниках указывается, что лучший результат можно получить подвергая соляризации цветные изображения, но практический опыт подтверждает обратное – проявление соляризации лучше всего подходит для изображений с серыми градациями, при этом не важна первоочерёдность того, когда нужно перевести картинку в серые тона, до соляризации или же по факту.

Исходное фото девушки в купальнике

А теперь переведем эту картинку в серую гамму (Mode Grey Scale), после чего активируем фильтр Solarize:

После соляризации

Хорошо заметно, что после соляризации, на теле девушки проявились блики, создающие впечатление рельефной мускулатуры – девушка как бы стала «бронзовой». Именно из-за этих дополнительных бликов фотография стала такой рельефной, хотя если опытным взглядом присмотреться к левой руке, то мы увидим что за счёт расширения динамического диапазона проявился эффект постеризации, однотонные фрагменты напоминающие квадратики. Девушка была сфотографирована в контровом освещении, поэтому вокруг волос и рук виден ореол.

Уже после соляризации, ореол перерос в негатив и стал напоминать тень, падающую на стену от головы девушки.

Также, при ближайшем рассмотрении исходника и пост-обработанной фильтром фотографии, легко обнаруживаются блики в теневых зонах – щёках, плечах и волосах.

Портрет девушки до соляризации

Тот же портрет, но после обработки

А теперь обратимся к пейзажному жанру, в котором соляризация также интересно проявляет свои качества. Изначально спокойные, наполненные спокойствием и ощущением вечности пейзажи на цветных фотоснимках, после обработки соляризацией полностью преображаются. Ландшафт как бы заряжается энергетикой, создавая впечатление что вот-вот должно произойти какое-то событие. Нижнее фото демонстрирует нам озеро:

Исходный ландшафт

Зритель чувствует солнце, свежий порывистый ветер который гонит облака, но давайте применим наш фильтр и не просто так, а более тонко, в комплексе с маской, чтобы выделить верхнюю, небесную часть изображения. Небо мы обработаем фильтром Emboss, а нижнюю часть с гладью воды – фильтром Solarize.

Соляризованый ландшафт после воздействия фильтра Emboss и Solarize

Соляризация наделила ландшафт жёсткостью, возникает чувство холода и безжизненности.