Синяя птица содержание произведения. Куда привело путешествие Митиль и Тильтиля

(411 слов)

Ленский и Онегин на протяжении всего романа противопоставляются друг другу, что намеренно и откровенно подчёркивается самим автором:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень

Ленский – романтик, идеалист. Он поэтизирует свою возлюбленную Ольгу, дружбу с Онегиным, да и вообще жизнь, которую видит только в идеальном свете. Он приятен в общении, услужлив с дамами и свободно держится с мужчинами. Учеба в Германии коренным образом повлияла на его мировоззрение. Его голова переполнена философскими догмами немецкого романтизма, в которых он не думает сомневаться. Своим призванием он видит поэзию, своей музой избрал возлюбленную. Однако он не обладает достаточной проницательностью, трезвостью и хоть каким-то жизненным опытом, поэтому не замечает легкого безрассудства, недалекого ума Ольги и своих слишком посредственных, подражательных стишков, воспринимая их как вполне серьезное литературное творчество.

У Ленского много жизненной энергии, пылкое воображение и восторженное отношение к миру, он весел и гармоничен. Ещё не до конца созревший, он по-детски вспыльчив, непосредствен и твёрдо убеждён в своей правоте касательно всякого вопроса и по-взрослому серьёзен в своих намерениях, смел в решениях.

Онегин, его полная противоположность, лишён всякого идеализма, его холодный ум, скорее, пессимистичен и саркастически отрицательно настроен. Он, в отличие от Ленского, пресытился окружающим миром, его мало что волнует и трогает, он с трудом находит источники удовольствий, а то и вовсе страдает от серости жизни. Получив в детстве отрывистые знания из разных областей, он продолжил обучение уже на балах и приемах, научился умелому искусству общения с дамами, искусству соблазнения, остроумной светской беседе и приобрёл тонкий вкус и умения распознавать новомодные тенденции.

Этот жизненный опыт, хоть и весьма специфический, сформировал его характер и мировоззрение. Он не способен восхищаться кокетками, видя их напускную серьезность и пустоту, не может восторгаться жизнью, зная, как вокруг много лживости и притворства. Все это привело к абсолютной лености тела и ума, к полному безразличию ко всему на свете, к жестокости и холодности сердца.
Казалось бы, как два столь разных молодых человека могли стать хорошими друзьями.

Почему они подружились? Возможно, столь разные взгляды на жизнь давали огромное поле для обсуждений и споров, а они, как известно, собираясь вечерами, задерживались допоздна в разговорах. Способствовал наверняка и узкий деревенский круг общения. С кем ещё поговорить в глуши, чем же еще занять вечернее время. При этом оба молодых человека в силу своей молодости имели общую потребность – потребность рассуждать и размышлять, неважно романтические ли это мысли Ленского или высокомерно насмешливые взгляды Онегина. Найти собеседника, способного понять о чем ты говоришь, оспорить или согласиться с тобой, не менее важно, а то и важнее, чем найти своего единомышленника.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Разница в возрасте между героями составляет около восьми лет, поскольку на момент гибели Ленского Онегину двадцать шесть, а упоминаемый незадолго до этого возраст Ленского - восемнадцать.

Евгений представляет собой типичный образец «золотой молодежи» того времени: молодой мужчина, утомленный шумной жизнью большого города, чередой увеселительных мероприятий и светскими приемами. Ему наскучило его привычное окружение, он стремится найти спасение от повседневной суеты, но не очень получается.

Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.

И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он - с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку…

Владимир Ленский напротив, представляется юношей чрезвычайно пылким и полным жажды жизни.

Он сердцем милый был невежда,
Его лелеяла надежда,
И мира новый блеск и шум
Еще пленяли юный ум.
Он забавлял мечтою сладкой
Сомненья сердца своего;
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой…

На первый взгляд, между молодыми людьми мало общего. Но, как известно, притягиваются именно противоположности:

Они сошлись. Вода и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столько различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Так что, возможно, дуэль и не была роковой случайностью. Автор сразу подчеркивает, что какой-то глубокой искренней дружбы между героями изначально и не было.

И Онегин, и Ленский - новые жители деревни, в которой происходит действие. Отношения с окружающими у героев складываются по-разному. Евгений вызывает недоумение своими, как сейчас сказали бы, эпатажными поступками: он игнорирует принятые в том обществе устои, пытаясь жить сам по себе, ни на кого не оглядываясь. Владимир напротив вызывает симпатии, производя впечатление выгодной партии для многих девиц на выданье. Богат, хорош собою…

Открытость поэта миру проявляется не только в восторженных одах и пленительных мечтах. Преисполненный любви к Ольги (наивного, пылкого юношеского чувства…), он, грезя о ней денно и нощно, ничтоже сумняшеся делится своими любовными переживаниями с Евгением, которому это в какой-то момент просто надоедает.

Сцена в доме Лариных, в которой Онегин уделяет повышенное внимание невесте Ленского, показывает очевидную разницу в восприятии жизни. Евгений будто бы ставит себя выше всего происходящего и с легкостью вступает в своеобразную игру, не особенно задумываясь, насколько серьезными могут стать последствия. Он не склонен всерьез воспринимать терзания своего соседа, для него это скорее возможность немного поразвлечься, ведь Ольга сама по себе ему совершенно не интересна (как, впрочем, и автору, но речь сейчас не об этом). Владимир вспыхивает мгновенно.

Его романтический ум рисует какие-то чудовищные картины при относительно невинных исходных данных. В этом плане трудно не отметить, что в Онегине как-никак все же больше естественного здравомыслия: когда ему все на свете наскучило, и он вроде бы утратил смысл жизни, он все же не пытался с ней расстаться.

Юный поэт не настолько рассудителен… Он искренне верит в свои пламенные идеи и романтические идеалы, воспеваемые им в стихах… Настолько искренне, что возможное расставание с жизнью его особенно не страшит. Поэт полностью олицетворил самого себя с одним из романтических героев - за что, собственно, и поплатился…

Роковая дуэль, в сущности, стала досадным недоразумением. У Онегина не было желания убивать, у Ленского - тем более. Оба в какой-то мере стали заложниками своей романтической идеи о том, что по выбранным правилам надо играть до конца. Дуэль не была нужна никому. Онегин по здравом размышлении понимал, что погорячился, что не стоило так далеко заводить неловкую ситуацию… Ленский и вовсе накануне поединка увидел Ольгу, которую собрался было возненавидеть, но хватило одной ее улыбки, чтоб сердце поэта оттаяло и жажда жизни вернулась с новой силой. Но ни один, ни другой не смогли сделать шаг назад (или вперед…).

Так что, на мой взгляд, герои, при всем своем внешнем различии, оба - безнадежные романтики. Просто один из них безуспешно пытается прикрываться за циничной маской старого скептика, которая, кроме всего прочего, ему еще и не по годам…

Друзья мои, вам жаль поэта…
Вам. Не мне.

Судьба обоих героев незавидна. Наверное, можно даже предположить, что речь идет о крахе романтического героя как такового, о его несостоятельности в реальной жизни. Ленскому автор изначально не особенно благоволил: приводится рассуждение о возможном развитии дальнейшей его жизни, если б не дуэль. Либо поэта ждала бы слава на литературном поприще, либо, что даже более вероятно, с годами весь романтический ореол снизошел бы на нет, и юный влюбленный пополнил бы собою бесчисленное множество сытых и спокойных русских помещиков.

Как мне кажется, Онегин вызывает большую симпатию автора, но и его жизнь пошла под откос с того самого поединка. Становится ясно, что все то скептическое пренебрежение жизнью, что объяснялось «русской хандрой», ничего не значит в сравнении с тем чудовищным душевным опустошением, которое охватывает Евгения после убийства Ленского. «Игра» зашла слишком далеко…А затем еще такое жестокое в своей простоте разочарование в собственной былой недальновидности и легкомыслии при встрече с Татьяной…

А в реальной (не романной) жизни потом… Злой рок? Ирония судьбы? Нестыковка благородного романтизма и суровой действительности? Спустя несколько лет сам Александр Сергеевич повторил путь своего возвышенного поэта едва ли не в точности… Что было впервые подмечено следующей жертвой коварной дуэли - юным М.Ю. Лермонтовым.

Одной из сюжетных линий романа в стихах «Евгений Онегин» служат отношения двух молодых людей – и .

По сути, Ленский и Онегин − герои противоположности. Но не было бы противостояния без единства. В них много общего. Оба были молодыми людьми дворянского происхождения. Оба рано остались без родителей и получили в наследство имение, став полноправными хозяевами. Правда, онегинское имение, полученное от отца, ушло за долги, зато ему досталось имение дяди. Оба молодых человека богаты, привлекательны, и представляли собой завидных женихов для уездных барышень. Оба приехали в имение почти одновременно: один из Германии, другой из Санкт-Петербурга. Для обоих честь и благородство не было пустым звуком. В политических вопросах придерживаются либеральных взглядов, и оба увлекаются философией и экономикой. Причем Онегин тут же постарался свои экономические познания применить на практике.

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил…

Чем вызвал недовольство соседей. Молодые люди были не похожи на провинциальных помещиков, и те считали их обоих странными.

В чем был смысл жизни для Онегина и Ленского? Наверное, они и сами не смогли бы ответить на этот вопрос. Хотя с Ленским более-менее понятно. Со временем он женился бы на Ольге и вел свое хозяйство, постепенно дряхлея и становясь похожим на своих соседей.

А Онегин жил сегодняшним днем, не заглядывая в завтра. В литературной критике появилось выражение – лишние люди. Онегин был одним из них. Он не стремился создать семью. Не проявлял вообще никакого желания служить отечеству ни на гражданской, ни на военной службе. Евгений по-настоящему никого не любил, кроме самого себя, был ленив.

Несмотря на сходство некоторых взглядов и условий, в которых оказались Онегин с Ленским, молодые люди были совершенно разными. Попробуем осветить их основные различия.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.

Камнем, прозой и льдом был Онегин, который считал, что к своим 26 годам успел познать жизнь и характер женщин. Онегин получил образование поверхностное. В отрочестве мусье не утруждал дитя занятиями. Достаточно было того, что «он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал». Философские познания Онегин приобрел самостоятельно, читая книги. Ленский со своим беспокойным характером, был как волна, страстным и энергичным. Он получил блестящее образование в Геттингенском университете. И в то время, когда Ленский изучал в Германии философию, экономику и прочие науки, Онегин в столице познавал «науку страсти нежной».

Ленский был поэтом, Онегин же

Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;

Ленский был восторженным мечтателем, влюбленным романтиком с искренней и чистой душой. Все его чувства и мысли были на поверхности, на лице. Онегин, напротив

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.

Любовь, взаимоотношения с людьми были для него игрой.

Вполне возможно, если бы Ленский мог бы хоть вполовину подозревать в Онегине эту его способность, он не воспринял бы так остро злую шутку Онегина на именинах Татьяны. Но не умея кривить душой сам, Ленский не подозревал подобные таланты в других.

В поэме оттеняет и дополняет Онегина. Не нужно забывать о том, что между молодыми людьми значительная разница в возрасте. Каким был Онегин в 18, и каким бы стал Ленский в 26, мы не знаем. Пушкин ничего не говорит о первой любви Онегина. Была ли она, чем закончилась. Ведь не просто так, не от душевной лени Онегин стал скептиком. А может быть и от нее, родимой. Может быть, Онегин никогда не испытывал истинной любви к женщине, а только подражал героям прочитанных книг, да салонным ухажерам?

Полюбил ли Онегин Татьяну, когда встретился с ней в Петербурге? Или это было страдание уязвленного самолюбия? Он пытался завоевать расположение женщины, которую отверг когда-то. Пушкин, считает, что действительно любил, но сама Татьяна Онегину не верит. На все эти вопросы Пушкин не дает ответа, давая тем самым читателям пищу для размышления.

1. Что объединило Онегина и Ленского?
2. Различия между этими персонажами.
3. Дуэль между приятелями.

В строках, вынесенных в эпиграф, А. С. Пушкин характеризует героев своего романа «Евгений Онегин» как абсолютные противоположности. Так ли это? Только ли от скуки завязалась дружба между этими людьми? Ведь Онегин почему-то не стремился к общению с другими соседями, а уезжал из дому, едва заслышав «их домашни дроги». Значит, до поры до времени Онегину и Ленскому было интересно общаться друг с другом, было что-то, что их объединяло, помимо скуки сельской жизни. Итак, что же общего у Онегина и Ленского? Во-первых, оба эти человека являлись представителями одной и той социальной группы: они — дворяне, помещики. Во-вторых, несмотря на разницу в возрасте, оба молоды. В-третьих — это, пожалуй, стоит рассматривать как одну из основных причин их сближения. Уровень их культуры и образованности выше, чем у остальных соседей, ведущих разговоры «про дождь, про лен, про скотный двор».

О познаниях Онегина в разных сферах Пушкин пишет с легкой иронией («Мы все учились понемногу...»). Образование главный герой романа получил весьма поверхностное, но в то же время оно затронуло широкий круг научных дисциплин. Разумеется, Онегин превосходно владеет французским языком, у него изящные манеры, он способен поддерживать непринужденный разговор в обществе. Кроме того, немного знает латынь, читал труды ученых-экономистов. О познаниях Ленского Пушкин подробно не распространяется, упомянув лишь, что этот юноша недавно учился в Геттингенском университете в Германии. Ленский интересуется философией («поклонник Канта») и литературой, более того, он поэт. Здесь уже нужно перейти к различиям между Ленским и Онегиным: Онегин чужд поэзии, он не имеет «высокой страсти» «для звуков жизни не щадить». Однако определенный интерес к литературе у Онегина тоже имелся: среди его настольных книг Пушкин отмечает произведения Байрона, модного в то время поэта, одного из основоположников традиций романтизма. Что же касается Ленского, то весь его облик свидетельствует о том, что он живо воспринял идеи этого литературного направления:

Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Но если внешность Ленского находится в гармонии с его внутренним миром, является его отражением, то вылощенная внешность Онегина прикрывает его скуку и разочарование во всем и вся. Забота о своей внешности отнимает у Онегина немало времени: например, Пушкин с легкой иронией пишет о том, как его герой полирует ногти. Большое внимание писатель уделяет тому, как развивалась дружба между его героями. Ленский нашел в Онегине снисходительного и терпеливого слушателя, который один из всех соседей «мог оценить его дары». Им обоим не интересны повседневные беседы сельских помещиков о бытовых проблемах. Они предпочитают обсуждать

Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И тайны гроба роковые...

Но, конечно, одной из главных тем, обсуждаемых двумя приятелями, была любовь. Еще до появления Ленского Пушкин достаточно подробно описал светскую жизнь Онегина, который был не последним в «науке страсти нежной, которую воспел Назон». Однако нужно подчеркнуть, что любовные увлечения Онегина были лишены глубины чувства. Главный герой романа Пушкина в сфере чувств действовал продуманно и последовательно: «Как рано мог он лицемерить», «Как он умел казаться новым». Всем увлечениям Онегина недоставало силы и искренности, поэтому ему и стало скучно. Все его романтические приключения развивались по заданному алгоритму, не затрагивая его души. Совершенно иначе относился к любви Ленский. С пылом романтика «он верил, что душа родная соединиться с ним должна», воспринимал свое чувство к Ольге с благоговейным трепетом. Чрезмерно серьезное отношение к предмету своего обожания, конечно, выглядит несколько комично, однако именно эта серьезность и становится причиной трагедии. Ленский видит в Ольге идеал, которым она, конечно, не является. Ольга — живая девушка, привлекательная и ветреная, ей чужды глубокие переживания и тревоги. Наверное, она по-своему любила Ленского — да и как не любить образованного, красивого жениха, сочиняющего премилые стишки в честь своей невесты? Но и неожиданное внимание Онегина ей приятно. Едва ли Ольга помышляла о чем-то, что являлось бы нарушением верности Ленскому. Подумаешь, протанцевала несколько раз с другим, улыбнулась, пожала руку — из-за чего тут стреляться с приятелем? Обостренные переживания Ленского связаны с его романтическим взглядом на мир, с преувеличенно-восторженным отношением к своей невесте. Ему кажется, что и нескромный взгляд постороннего человека бросает на нее тень.

А как относится к любви Онегин? «Вчуже» он «чувство уважал», поэтому долгое время благожелательно выслушивал романтические бредни? Ленского, поэтому с сочувствием отнесся к Татьяне. Но хотя герой и отметил незаурядность Татьяны, он не способен ответить на ее чувство. Онегин поступил с девушкой благородно. Но его скучающую душу не в силах воспламенить искренняя юношеская страсть. Онегин растратил душевные силы на поверхностные увлечения, он утратил непосредственность и яркость восприятия, характеризующую чувства Ленского и Татьяны.

Но различия между героями не мешала им дружить. Так ли неизбежна была дуэль, приведшая к роковому финалу? Как ни парадоксально это звучит, причиной дуэли стала личностная незрелость обоих приятелей. Однако если Ленскому при его молодости еще простительны необдуманные вспышки, то Онегин, с его знанием жизни и людей, оказался не на высоте в ситуации выбора — принять вызов друга или попытаться уладить миром проблему, не стоящую того? Онегин презирает свет:

Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов...

Чье мнение толкает Онегина принять вызов Ленского? Неужели тех помещиков, от которых он скрывался из дому, чтобы не быть вынужденным беседовать с ними «о сенокосе, о вине, о псарне»? И ведь он и сам понимает, что поступает не так, как велит ему совесть:

...Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и умом.

И тут обнаруживается еще одно сходство между Онегиным и Ленским: оба они внутренне не свободны. Ленский — пленник романтизма, Онегин — пленник презираемых им светских установлений. Ленский искренне верит в свою правоту. Онегин — видит реальную картину, и все же поступает в соответствии со светским ритуалом: «Сказал, что он всегда готов». А ведь дуэли можно было бы избежать, если Онегин, поведение которого по отношению к соседям можно охарактеризовать словосочетанием «дразнить гусей», проявил бы настоящую решительность и мудрость.