Женская роспись на посуде гжель. Гжельская роспись на посуде. Примеры посуды в стиле Гжель

Гжельская роспись

История Гжельской росписи

Гжель - один из традиционных русских центров производства и росписи изделий из керамики. Исторически, - это обширный район, состоящий из трех десятков деревень и сел, объединённых в «Гжельский куст», который расположен примерно в 60 км от Москвы вдоль Большого Касимовского тракта. В современное время Гжельская волость входит в состав Раменского района Московской области.

Гжельский промысел известен около 700 лет, но на самом деле, никто не знает, когда он возник, ведь первое упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Гжельская волость расположена на суглинистых нечернозёмных угодьях, поэтому с древнейшех времен здесь селились в основном мастера гончарного дела. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь» (глину жгут, обжигают, глиножоги), ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу.

Издавна Гжель славилась своей глиной. Широкая добыча разных сортов глины велась с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «Во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь изымать и возить тое же волости крестьянам, какая же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М.В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская…, которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки.

Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики* . Здесь начинают выпускать «чернолощеную» (закопченую) керамику и «муравленую» (покрытую глазурью) посуду . К 1800 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих гончарную посуду. После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

*Майолика - это изделия с цветным пористым черепком, покрытые белой эмалью, на которую до или после обжига наносится роспись жидкими либо густыми эмалевыми красками. Под этим понятием подразумевается и керамика с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.

В начале 1804 года братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы и основали первый фаянсовый завод. Затем один из братьев Куликовых, Павел выучился технике изготовления фарфора , придумал свой горн (печь для обжига), разработал рецепты глиняной массы и наладил фарфоровое производство Гжели.

Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой глиняной массы.

C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, производство керамики резко сокращается. Развитие капитализма в России привело к промышленному кризису. Народное искусство быстро вырождалось и на рубеже XIX-ХХ веков пришло к полному забвению.

Только после Октябрьской революции и национализации заводов в Гжели начинается восстановление промысла.

В 1929 году в Гжели была создана первая артель под названием «Вперед, керамика». Через некоторое время образовалось еще несколько артелей, которые впоследствии объединились в предприятие «Художественная керамика».

Уже в 1930-х 1940-х гг. здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

В 1972 году было создано Объединение "Гжель", в которое вошли все мелкие производства расположенные в соседних деревнях. Творческие группы разработали новые образцы и новые формы изделий.

Технология Гжельской росписи

Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут "колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.

Гжель традиционно расписывают синими красками. Синий цвет лучше всего выглядит на фоне белой глазури и при обжиге приобретает необычное сияние.

Художественная система приемов гжельского письма закреплялась в индивидуальных почерках, своеобразных манерах исполнителей. Используя в творчестве один и тот же набор живописных элементов, мастера - художники создают свой индивидуальный, узнаваемый сюжет росписи: букет или отдельный цветок, архитектурные пейзажи, животный и растительный мир, изображения людей.

Важная особенность в гжельской росписи сине-белого фарфора - живописное начало . Большое значение в технологии росписи придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре - яркое, крупное пятно - изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона. Лепестки цветка, выполненные одним закругляющимся мазком с тенями, складываются в пышную, округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняемым тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками.

Основными элементами в технологии гжельской росписи фарфора являются так называемый кистевой "светотеневой мазок" (мазок с тенями), ситчик, кистевой мазок одной кистью, а также второстепенные: сетки, штриховки, завитки, отводки, усики и т.д.

Мазок с тенью

Кистевой "мазок с тенями" , обладает большим тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких. Краска наносится на поверхность изделия легким круговым разворотом. В утолщенной части кисти краски больше - кистевой мазок получается темным, насыщенным. Ближе к середине мазок включает различные оттенки синего цвета. "Мазок с тенями" образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном. В этом случае особенно важно соотношение белого и синего цветов. Белый фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама кобальтовая роспись.

В технологии гжельской росписи существует понятие "росписи одной кистью" когда каждый последующий кистевой мазок отличается от предыдущего тональной насыщенностью. Насыщенность синего цвета меняется в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть: первые мазки получаются сочными, но по мере убывания краски светлеют. Тогда на кисть вновь набирают краску - мазки резко усиливаются, а затем вновь ослабевают. Каждый лепесток отличается насыщенностью синего цвета, а в целом одноцветное изображение получает богатое тональное звучание, что придает росписи особую мягкость.

Также в технологии росписи существует прием использования в росписи тонкого, ювелирного орнаментального узора "ситчик" , когда в работу включается не вся кисть, а лишь ее тонкий кончик. Традиционный мотив гжельской росписи - птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище - бутон с волнистыми краями шея, грудь - каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы.

Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.

Искусство создания высокохудожественных фарфоровых изделий приобрело сложный, пространственный, живописный скульптурный характер. Сейчас художники считают себя вправе не ограничиваться функциональностью изделий, а стремятся к созданию изделий эмоционально насыщенных, способных не только украсить, но и преобразить наш быт. Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию большую основательность, выделяя детали, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике.

Технология гжельской росписи предполагает только одну краску - кобальт , которая затем приобретает характерный для гжели синий цвет. Она разводиться водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.

Испокон веков гжель являлась одной из самых красивых росписей. Название появилось благодаря обширному району под названием «Гжельский куст», расположенному примерно в полутора километрах от Москвы. В основном, гжель включает в себя холодные цвета, как правило, это чёрный, синий, голубой. Гжелью принято расписывать посуду, сервизы, керамические статуэтки, в последнее время появилась тенденция раскрашивать ногти под гжель. Если вы новичок в данной сфере, я покажу вам, как рисовать под гжель с инструкцией в картинках.

Теперь вы знаете несколько элементов. Я покажу вам, как поэтапно рисовать роспись под гжель.

Материалы для работы

  • Акриловая краска в тюбиках (голубая или синяя, белая).
  • Кружка.
  • Кисти (Белочка подойдёт идеально, также подойдёт нейлон) с номером 4, 2, 1.
  • Ацетон.
  • Вата.
  • Карандаш.
  • Лист бумаги.
  • Плоскогубцы.

Роспись гжель: мастер-класс

Для начала работы подготовим поверхность к работе - очистим кружку с помощью ацетона и ватки.

Затем на листе бумаги набрасываем эскиз.

Кисточку №4 №2 сжимаем слегка плоскогубцами. На верхушку намазываем голубую или синюю краску, а на низ белую, на листике совершайте возвратно-поступательные движения кистью, чтобы получился градиент.

На кружке выбираем место, где будут нарисованы лепестки. Или как на рисунке делаем кружочек пальцем.

Внизу кружочка рисуем лепестки, если не уверены в себе, нарисуйте для начала на бумаге.

Подождите, пока лепестки засохнут (акрил засыхает быстро, но лучше подождать секунд тридцать), затем нарисуйте следующие и закончите розу.

Когда роза подсохла, в середину розы добавьте тычинки кистью №1. Этой же кистью рисуем стебелёк, также можно украсить листьями.

Дорисовываем ягодки, или же листочками заполняем пустое место. На этом наша работа окончена. Последнее действие для завершения композиции – это чай в данной чашке.

Помимо посуды расписывают керамические статуэтки. Например, эта статуэтка- лошадь расписана под гжель. Такую статуэтку можно подарить своим родным и близким.

Все эти животные тоже расписаны гжелью. Ну разве это не прекрасно?

А вот такая работа ещё 50 лет назад казалась бы диковинкой. Хотя в данное время, я думаю, слово дикость пропадает.

Также есть такая прекрасная работа с сервизом.

Изначально гжелью расписывали только посуду и статуэтки, но в наше время гжелью расписывают практически всё: даже шкафчики на кухне и стеклянные баночки, в которые хозяйки пересыпают специи. Лишь были бы желание и фантазия. Ко всему прочему такие работы были бы оригинальным подарком для друзей или близких. Творите с удовольствием.

Видео по данной тематике:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Гжельская роспись Выполнила: Дьячкова Светлана Александровна, 541 гр., ПМДО Челябинск 2010

План История промысла Технология производства керамики Словарь Отличительные особенности гжельской росписи Кроссворд Конспект занятия для детей подготовительной группе

1. История промысла. Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 годах. Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность: здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на её поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно! Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для алхимической посуды".

В XVIII веке Михайло Ломоносов, который искал секрет фарфора и по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизною превосходнее ». До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Кроме посуды, в гжели делали игрушки в виде птиц и зверей, декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кумганы и кувшины. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью. Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.

Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.

Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта станция, получившая название по местности "Гжель". Выросший при станции посёлок городского типа также называется "Гжель".

Всё гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы сохраняют свою известность и сегодня. Одно из первых мест занимает гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства. Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь и сейчас располагаются богатейшие залежи глин. Своё название деревня получила от слова « жгель », т.е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона стародревних гончаров.

2.Технология производства керамики. Сейчас технологическая цепочка строится так: Формовка (литье в гипсовых формах) – Сушка – Ручной осмотр – Контроль на трещины – Обжиг (электропечь) – Живописный цех. Вот за этими «производственными» словами и скрывается тайна создания Гжельских изделий и труд множества людей: в т.ч. мастеров-технологии, скульпторов, литейщиков, художников-керамистов! Гжельская глина отличается особыми качествами: высокой пластичностью и тугоплавкостью. Она жирная, т.е. в ней мало песка. Накопанная глина проходит тщательную первичную обработку: вымораживание, отмучивание, разминание. Глина - живой материал!

3. Словарь: Фарфор – изделия тонкой керамики, непроницаемые для воды, обычно белые, звонкие, просвечивающиеся в тонком слое. Фарфоровое сырьё: каолин, пластичная глина, кварц и полевой шпат. А пропорция компонентов – это секрет! Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом. Фаянс – изделия тонкой керамики, плотные и мелкопористые. Отличается от фарфора большей пористостью и водопоглощением, поэтому все фаянсовые изделия покрывают тонким сплошным слоем глазури. Фаянсовое сырьё: 60-65% пластичных материалов (каолин, глина); 30-36% кварца; 3-5% полевого шпата. Фаянс получают трехэтапным обжигом: бисквитным (t-1250˚), глазурным (t-1100˚) и закрепляющим рисунок (t-700-900˚). Керамика – изделия из обожженной глины. Майолика – художественная керамика, т.е. покрытая непрозрачной глазурью. Квасник – кувшин с отверстием в центре. Кумган – сосуд, в котором в старину подавали напитки на праздничный стол. Кумганы – кувшины похожие на птицу с округлым туловищем, с плоским, выгнутым носиком и ручкой - хвостом.

4 . Отличительные особенности гжельской росписи. Всякую роспись Гжель, приятно рассматривать, гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых и расписанных, и на одежде, на постельном белье, и даже в интерьере, например расписанные камины.

Чем же она отличается от другой росписи? Фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды. Всего одна краска – синяя на белом фоне, а картина оживает, и появляются переливы синего от темного к голубому, в зависимости от нажима кисти художника. У художника всего одна краска кобальд, которая и приобретает синий цвет. Её разводят водой, покрывают работу мазками, линиями.

Самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

Многие работы гжели неповторимы и сюжет зависит именно от мастера и его мастерства, и конечно выполняются в ручную, поэтому точно такую же не найти. Но конечно есть элементы характерные, и именно их изучают в каждой школе на уроке рисования.

Гжельская роспись делится на три вида: 1. Главная - растительная роспись – это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна. 2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», « жемчужинки », «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или кругов на дне тарелки.

3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п.

Главный секрет - это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели. Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба».

Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми». Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета.

«Мазок с тенями». Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.

А роспись «одной кистью» получается тогда, когда василек или веточка пишутся одним набором краски на кисть – тогда первые лепестки будут темные, а остальные постепенно светлеют.

«Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Иногда по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, которые как бы обозначают контуры. Но это дело вкуса. Править нельзя!

Для того чтобы нарисовать розу, нужна среднеширокая кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие мазки синей и голубой краски, т.е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками. Чтобы постичь «Азбуку мазков» художникам требуется около ~5 л.

Последовательность росписи сказочной птицы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кросворд

1. Живопись на стенах, потолках, предметах быта. 1 2 3 4 5 6 7 8

2. Большой рынок самых разных товаров, обычно с увеселительными развлечениями, устраиваемый регулярно в одном месте и в одно время. 1 р о с п и с ь 2 3 4 5 6 7 8

3. Самый распространённый гжельский узор. 1 р о с п и с ь 2 я р м а р к а 3 4 5 6 7 8

4. Специалист, достигший совершенства в своем деле. 1 р о с п и с ь 2 я р м а р к а 3 р о з а 4 5 6 7 8

5. Как называется роспись глиняных игрушек? 1 р о с п и с ь 2 я р м а р к а 3 р о з а 4 м а с т е р 5 6 7 8

6. Основной цвет гжельской росписи. 1 р о с п и с ь 2 я р м а р к а 3 р о з а 4 м а с т е р 5 д ы м к о в с к а я 6 7 8

7. Продолжите пословицу «Есть терпенье – будет и ……….» 1 р о с п и с ь 2 я р м а р к а 3 р о з а 4 м а с т е р 5 д ы м к о в с к а я 6 с и н и й 7 8

8. Вид народной декоративной росписи (на деревянных изделиях тонкие растительные узоры – золотом черным и красным по золотистому фону) 1 р о с п и с ь 2 я р м а р к а 3 р о з а 4 м а с т е р 5 д ы м к о в с к а я 6 с и н и й 7 у м е н ь е 8

А что же такое « промысел»? Это добывание чего-либо. Мелкое ремесленное производство. Возможность зарабатывать деньги. 1 р о с п и с ь 2 я р м а р к а 3 р о з а 4 м а с т е р 5 д ы м к о в с к а я 6 с и н и й 7 у м е н ь е 8 х о х л о м с к а я


Гжельская роспись воистину удивительна — всего 2 цвета, но любой узор, выполненный в данной технологии, обладает такой живостью и объемом, что трудно поверить в его природу. Мастера гжели даже из нескольких простых завитков создают настоящие шедевры, и к ним хочется приобщиться. В домашних условиях, без занятия с профессионалом, тоже можно освоить базовые моменты гжельской росписи и попробовать самостоятельно украсить любое керамическое изделие.

Гжельская роспись: основы технологи

Вся красота данного рисунка достигается через смешение 2-х цветов, что позволяет получить большое количество оттенков между чистым королевским синим и ослепительно-белым. При этом технология подразумевает как контрастные их переходы, так и растягивание через тушевку, и даже почти полное затемнение синего в черный. Все это осуществляется как сменой кистей, так и предварительным замешиванием оттенков, и даже их совмещением на ворсе одновременно.

  • Сложность гжельской росписи — освоение движений кисти. Ширина и плотность мазка, толщина слоя краска на каждой из частей ворса, его направление — здесь нет незначительных нюансов. Поэтому всем новичкам требуется сначала отработать базовые элементы, где постепенно, ступенька за ступенькой подключаются новые и новые приемы.
  • Значимую роль играет и «светотеневое пятно». Если провести анализ рисунков, выполненных по данной технологии, можно заметить, что оттенки располагаются в композиции согласно определенной закономерности. Это почти плавный переход от чистого, светлого пятна (являющегося центром рисунка), до темных каемок, к которым насыщенность и глубина цвета усиливаются. Вполне возможен и обратный вариант, когда мелкие детали по краям уходят в засвеченную дымку, а крупные центральные элементы, напротив, темные, густые.

При этом важно помнить, что элементам гжельской росписи всегда сопутствуют плавность, мягкость, округлость линий, легкость в переходах оттенков, даже если они имеют контрастный стык (в нем всегда будет легкая растяжка), мелкие детали по краю.

Как выполняются элементы гжельской росписи?

Если просмотреть картинки с гжельской росписью, можно заметить, что главными элементами, повторяющимися абсолютно в любых работах, являются мазки и линии, дополненные цветочными орнаментами. Это обуславливается тем, что «растительная» тематика является самым популярным направлением в данной технологии, наряду с «орнаментальной», которая необходима для оформления периферии.

В гжельской росписи существует несколько основных приемов, которые различаются положением кисти, рабочей длиной ее ворса, направлением движения. Из них базовыми считаются следующие:

  • «Ситчик». Используется кисть с тонким длинным ворсом, у которого задействован только кончик. Обычно в такой технологии оформляются мелкие детали, являющиеся орнаментом того или иного элемента — завитки, волны и т.д.: базовые узоры гжельской росписи. При этом обычно в ход идет чистый цвет, без перехода между ними.
  • «Китайский мазок». Наиболее интересный и наиболее сложный прием, при котором на кисть сразу набираются оба цвета, или 1, но со стягиванием по ворсу, и элементы выполняются неотрывно данной кистью, при этом насыщенность цвета на поверхности постепенно угасает. Затем вновь краска набирается, и опять по мере выведения элементов краски тускнеют, становясь мягче.

  • «Мазок с тенью». По некоторым источникам — разновидность «китайки»: краска также набирается на общую кисть, предварительно подбирается правильная пропорция синего и белого, регулируется их толщина на ворсе. Движения кистью осуществляются так, чтобы синяя область всегда была густой, насыщенной, имела тень, а светлая окружала ее легким ореолом, рассеивая цвет.

Гжельская роспись : поэтапное рисование в технике теневых мазков

Этот прием называют техникой «двойного мазка» или «китайским мазком», и получившиеся элементы эффектно смотрятся не только в классической бело-голубой гамме, но в иных оттенках, а также при выведении фигур, не имеющих отношения к гжельской росписи. Чтобы выполнить такой несложный цветок, Вам понадобятся:

  • акриловая краска синего и белого цветов (удобнее всего для тренировки);
  • вода в стакане;
  • палитра для смешивания;
  • лист акварельной бумаги плотной или поверхность для рисования, которую нужно оформить;
  • кисти разных размеров с беличьим или таклоновым ворсом, обязательно плоские, срез может быть как в форме лепестка, так и ровным или скошенным: от этого зависит лишь форма элемента, который Вы получите.

Рисунок начинается с отработки самого приема «двойного мазка»: понадобятся краски, кисть и палитра.

  1. Капнуть на палитру рядом друг с другом по порции белой и синей краски. Осторожно стянуть их края друг к другу, чтобы ввести оттенки друг в друга. Приложить кисть к каплям так, чтобы насыщенный темный синий оказался у основания ворса, самый чистый белый — у его края. Плоскостью кисти нужно сделать пару ласкающих движений по палитре, чтобы окончательно оттушевать переход между оттенками.
  2. Простой мазок выполняется через обычное укладывание плоскости кисти на поверхность и проведение ей перпендикулярно волосу. То естьмазок должен не смешивать цвета, как это было при оттушевке на ворсе, а выводить их параллельно. Следите за нажимом кисти, чтобы не оставались проплешины цвета.
  3. Получилось провести равномерную линию? Можно начать ее деформировать. Положите кисть так же плоско, но теперь перераспределите вес так, чтобы большая его часть оказалась у конца ворса, и осторожно поведите кисть в сторону, совершая ей легкое вращение на 180 градусов. Подходя к концу вращения, переместите вес к основанию ворса и повторите то же действие, но теперь относительно новой точки опоры. Должна получиться волна или уложенная на бок буква «S». Продолжая чередовать зоны с весом, выводите длинную мягкую волну.
  4. Когда этот узор будет освоен, к нему добавляется угловатость: сделайте восходящую волну, но опустившись в нижнюю точку, не переносите вес на др. зону — оставьте его там же, на краю ворса, и вновь выведите волну вверх. То же самое отдельно нужно будет повторить наоборот. Именно из таких элементов складываются лепестки большинства цветов в гжельской росписи.
  5. «Капли» в технике теневого мазка выполняются сложнее всего за счет особого положения и поворота кисти, а также необходимости быстро и изящно снять ее с листа или иной поверхности. Там, где будет «головка» капли, кисть ставится полным весом, зачастую — основанием ворса, затем проворачивается вокруг него и начинает тянуться в сторону. Одновременно с этим давление уменьшается, и линия сужается. Как только она достигнет минимальной толщины, ворс нужно снять с поверхности, позволив ему еще 0,5-1 мм пройти для максимально изящного обрыва.
  6. Когда одиночные «капли» будут освоены, пробуйте выполнять их друг рядом с другом: это будут боковые лепестки цветка.
  7. Последняя задача, которая ставится перед Вами при освоении теневого мазка, совместить все отработанные приемы в едином цветке. Верхний и нижний полукруг в качестве его центра, капли в качестве обрамляющих лепестков. И самые простые элементы — точки и линии — в сердцевине, для тычинок.

\

Гжельская роспись — технология, доступная даже детям. Профессионалы рекомендуют начинать тренировки с простых «прописей», сделанных самостоятельно: распечатать одиночно базовые элементы, оставить рядом с ними контур и достаточное количество свободного места, и пытаться повторить. А когда следовать заготовкам больше не потребуется, пробовать выполнять те же узоры по отдельности и совместно друг с другом, чтобы постепенно дойти до полноценных рисунков.

Во всем мире популярно яркое и неповторимое, запоминающееся и поэтичное искусство гжели. Сценки из повседневной жизни и сказочные персонажи, выполненные различными оттенками синего цвета по снежно-белому фону, притягивают к себе взгляд и завораживают.

Не существует на свете двух одинаковых гжельских предметов, будь то чашка, сахарница или тарелка, потому что каждый из них расписывается художником вручную. В статье постараемся рассказать об истории развития промысла, особенностях росписи, которой славится гжель, как рисовать ее узоры и с чего лучше начать.

Где ее найти?

Всего в 60 километрах от Москвы, на берегу реки Гжелки, расположилось старинное село Гжель. Свое название оно получило от старорусского слова «жгель», что значит «обжечь». Населяют эти края старообрядцы, сумевшие даже в современной жизни сохранить свой традиционный уклад и свои верования.

Как все начиналось

Глина стала той отправной точкой, благодаря которой искусство гжели зародилось и развивалось сквозь века. Именно в этих местах расположено Гжельско-Кудиновское месторождение огнеупорных глин. Местные жители добывали ее и делали необходимую в быту посуду, украшая ее, чтобы порадовать себя и других.

C XVII века гжельские крестьяне отправляли глину в московский Аптекарский приказ на государственные нужды. В XVIII веке глина именно из этих мест помогла разгадать загадку фарфора и использовалась для создания первых российских изделий из него.

В XIX веке все меньше становится мастеров, работающих в одиночку, они объединяются в артели, а наиболее удачливые открывают свои, пусть и небольшие, фабрики.

Года разрушила артели и цеха, оставила без работы мастеров Гжели. Только в 1933 году был создан в деревне Турыгино Гжельский керамический завод, на котором и стали выпускать сине-белые, а не разноцветные, как раньше, кружки, тарелки и прочие необходимые советскому государству вещи.

В послевоенные годы народный промысел активно развивается. В работах того времени уже видно, как искусство гжели, истоки и современное развитие промысла, гармонично сочетаясь, выводят на новый уровень мастерство художников.

В 1972 году было создано Производственное объединение «Гжель», объединившее все существующие на тот момент производства.

Как ее делают?

Начинается искусство гжели с создания эскиза будущего произведения. Согласно ему, специальные мастера-модельщики лепят из пластилина модель, с которой уже отливают гипсовую форму. Когда она застывает, ее разрезают вдоль на две равные части, в каждую из которых через резиновые шланги заливают шликер - очищенную глину, разведенную водой. После высыхания из формы достают изделие с остаточными следами от разъемов, которые зачищаются оправщицами. Зачищенный предмет отправляется в печь с температурой в 900 0 С.

Как расписывают гжель?

После жаркой печки наступает время росписи, которая начинается с перевода рисунка, придуманного художником, на изделие, поставленное на крутящуюся турнетку. У мастеров есть только один шанс точными движениями воссоздать задуманный узор, потому что пористый материал мгновенно впитывает краску. Шпатель, кисточки, стеклянная палитра и баночка с черного цвета окисью кобальта — вот и все инструменты. Кобальт — специальная краска, предназначенная для росписи по керамике. Во время нанесения он остается черным, меняя цвет на синий только после обжига. Краска одна-единственная, а вот оттенков ярко-синего на готовых предметах — множество! Подобное разнообразие достигается особыми приемами гжельского письма.

Особенности

Искусство гжели относится к так называемым подглазурным росписям, то есть выполняемым по обожженному черепку до нанесения на него глазури. После того как рисунок нанесен, его окунают в глазурь, после чего снова обжигают, но уже при температуре в +1350 0 С. Основными приемами росписи являются широкий мазок, позволяющий создать плавный переход от темного синего к слегка голубому. Узор образует сплошной мазок, как широкий, так и узкий, переходящий в тонкую линию.

Сегодня можно говорить о сформировавшейся системе гжельского письма и о том, что создан особый и неповторимый стиль - гжель.

Виды

Все многообразие сводится к творческому использованию трех основных ее видов:

  • Растительной, изображающей стилизованные и обобщенные травы, ягоды, злаки, листья, гирлянды и букеты. Наиболее часто мастера рисуют розы и ромашки, лилии и гвоздики, маки и георгины, астры и пионы.
  • Орнаментальной. К ней относятся разнообразные «шашечки», «усики», «капельки», «жемчужинки» и «гребенки» — сеточки, используемые для заполнения внутреннего пространства больших элементов, например, круга или звезды.
  • Сюжетной. Это герои и сцены из сказок, подмеченные художником ситуации в повседневной городской и деревенской жизни, различные состояния природы и пейзажи.

А как ее нарисовать?

Если вам пришлась по душе гжель, как рисовать ее, мы вам подскажем. Во-первых, не стоит сразу пытаться нарисовать большую и сложную композицию. Лучше всего, подготовив белую и синюю гуашь, беличьи кисточки и баночку с водой, попробовать свои силы в изображении простых прямых линий, сеточек и точек, травинок и завитков, дуг.

Затем, когда все это будет освоено, можно начинать изучать базовые мазки, применяемые в росписи. Попробуйте сделать вместе с сыном или дочкой рисунок в технике «гжель». Для детей это не просто удовольствие, это отличное познавательное развлечение! Такое совместное занятие не только позволит сплотить семью и даст возможность пообщаться, но и поможет вашему ребенку развить мелкую моторику рук, усидчивость, наблюдательность и память.