Птицы и их детеныши названия. Гепард и детёныши гепарда(котята). этап – рефлексия

Тема «Домашние птицы и их детёныши»

Ознакомление с окружающим миром
1.Знать и уметь объяснять понятие «домашние птицы».

2.Знать, как называется помещение, где живут домашние птицы.
3.Знать, чем эти птицы питаются.
4.Уметь называть, части тела, чем оно покрыто (различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки).
5.Знать и уметь объяснять, пользу домашних птиц для человека.
6.Знать, для чего люди разводят домашних птиц.
7.Упражнение «Кто как ричит?» Поиск соответствующего понятия.
Гусь – гогочет.
Утка – крякает.
Курица – кудахчет.
Петух – кукарекает.
Цыплёнок – пищит.
Индюк – балаболит.
8.Упражнение «Назови родителей». Поиск соотетствующего понятия.
У цыплёнка – курица, петух.
У индюшонка – индюшка, индюк.
У утёнка – утка, селезень.
У гусёнка – гусыня, гусак.
9.Сооставь рассказ о домашней птице по плану.
*Кто это?
*Внешний вид.
*Где живёт?
*Как голос подаёт?
*Какую пользу приносит?
10.Игра «Кто лишний?». Выделять лишнее из ряда слов, уметь объяснять почему слово лишнее.
Утёнок, гусёнок, котёнок, цыплёнок.
Перо, крыло, клюв, утка.
11.Упражнение «Сравни!»
Цыплёнок и курица.
Курица и петух.
12.Выучить стихотворение «Гусь».
Где ладошка? Тут?
Тут.
На ладошке пруд?
Пруд.
Палец большой —
Это гусь молодой.
Указательный поймал,
Средний – гуся ощипал,
Этот палец нас кормил.
Полетел гусь в рот,
А оттуда – в живот!
Вот!

Развитие речи
1.Расширение словаря.
Названия. Утка, селезень, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребёшок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло.
Признаки.
Красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, рябая, длинный, острый.
Действия.
Клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, одить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, пищать, налетать, шипеть, заботиться.
2.Упражнение «Назови, какой и какая птица?». Поиск определения.
Петух – красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.
По образцу об утке, гусе, курице, цыплёнке.
3.Игра «Один – много». Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Гусь – гуси – много гусей.
Утка – утки – уток.
Петух – петухи – петухов.
Курица – куры – кур.
Селезень – селезни – селезней.
Гусёнок – гусята – гусят.
Утёнок – утята – утят.
Индюк – индюки – индюков.
Индюшка – индюшки – индюшек.
Индюшонок – индюшата – индюшат.
4.Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.
Петух – петушок – петушки.
Зерно – зёрнышко – зёрнышки.
Курица – курочка – курочки.
Цыплёнок – цыплёночек – цыплятки.
Утка – уточка – уточки.
Гусь – гусачок (гусёнок) – гусачки (гусята, гусятки).
Гусыня – гусынюшка – гусынюшки.
Утёнок – утёночек – утятки.
Индюшка – индюшечка – индюшечки.
Индюшонок – индюшоночек – индюшатки.
Яйцо – яичко – яички.
Крыло – крылышко – крылышки.
5.Упражнение «Сравни и назови по образцу». Образование сравнительной степени прилагательных.
Красивый – красивее.
Мягкий – мягче.
Твёрдый – твёрже.
Длинный – длиннее.
Короткий – короче.
Добрый – добрее.
Злой – злее.
Сильный – сильнее.
Слабый – слабее.
Высокий – выше.
Низкий – ниже.
Толстый – толще.
Тонкий – тоньше.
6.Упражнение «Подбери глаголы».
Утка – ходит, плавает, щиплет, крякает, … .
По образцу слова. Петух, курица, гусь.
7.Игра «Чей, чья?»
Яйцо курицы – куриное яйцо. (Гусиное, утиное, индюшачье.)
Клюв утки — утиный клюв (петушиный гребень, гусиные лапы).
8.Игра «Посчитай». Согласование числительного с существительным.
Одна утка – две утки – пять уток.
По образцу слова. Петух, индюк, гусь, индюшонок.
Обучение грамоте
1.Тема «Повторение изученных звуков и букв».
2.Игра «Какую букву я рисую».
Взрослый предлагает ребёнку отгадать, какие буквы он рисует в воздухе (В, М, Н, К, А, О, Ы, У).
3.Уметь давать характеристику звукам В, М, Н, К, А, О, Ы, У.
4.Игра «Помоги Незнайке».
Из слов убежали согласные звуки. Нужно помочь Незнайке найти их.
Слова со звуком Н : со …, ко …, сло …, флако …, … .
Слова со звуком М : со…, ко …, ло …, до …, … .
Слова со звуком В
: …ата, …оды, …анна, …аленки, … .
Слова со звуком К
: …аша, …оты, …урица, …ошка, … .
5.Работа с предлогами.
Взрослый предлагает ребёнку составить предложения с предлогами «У», «К», «НА».
6.Составь слово из букв.
Н, М, А (нам).
7.Составление предложения по условно – графической схеме.
На столе (доске) схема предложения из 5 слов: под первой полоской стоит предлог «К»; под второй полоской – слово «НАМ», под четвёртой и пятой – картинка «Перелётные птицы». Ребёнок составляет предложение: «К нам прилетели перелётные птицы».

ФЭМП
1.Тема «Угол».
2.Формировать представления о различных видах углов – прямой, острый, тупой.
3.Учить находить углы в предметах окружающей обстановки.
4.Игровое упражнение «Найди углы в окружающей обстановке».
5.Задание «Построй угол из полосок бумаги» (тупой, острый углы).
6.Игровое упражнение «Где спратались углы».
Взрослый демонстрирует картинки (иллюстрации) с изображением предметов, в которых чётко видны все виды углов.
7.Вспомнить состав числа 3, 4. Все варианты.
8.Закреплять умение строить отрезки.
9.Учить решать рифмованные задачи.
* * *

По дороге два мальчика шли
И по два рубля нашли.
За ними еще четыре идут.
Сколько они найдут?
* * *

У Коли и Марины.
Четыре мандарина.
Из них у брата — три.
А сколько у сестры?
* * *
У домика утром
Два зайца сидели
И дружно веселую песенку
Пели.
Один убежал,
А второй вслед глядит.
Сколько у домика
Зайцев сидит?
* * *
Три голубя белых на крыше сидели.
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей?

Для наших самых маленьких читателей

Дорогие друзья! Если в вашей семье есть маленькие детки, то пусть они узнают побольше о животных.

Детям особенно интересно наблюдать за отношениями родителей и детей у животных. Это позволит малышу полнее понять порядок распределения социальных ролей в любом сообществе. Маленькие дети активно впитывают всё новое, и интересная информация о семейной жизни животных помогает им правильнее определить своё место в своей семье и в коллективе.

Итак, для начала о домашних животных .

Пёс, собака и щенок

Собака – это самое первое прирученное человеком животное. Произошло это 14 тысяч лет назад. Сейчас существуют сотни различных пород собак, причём, не только декоративных. Собаки бывают охотничьи, сторожевые, пастушьи, служебные и др. Детёныши собаки называются щенками. Папа щенка называется пёс.

Кот, кошка и котёнок

Кошки, так же, как и собаки, очень давно приручены человеком. Они и сейчас не просто радуют своих хозяев, но и защищают жилище от мышей и других грызунов. Папу котёнка зовут кот.

Бык, корова и телёнок

Корова очень полезное животное. Она даёт людям молоко. Её детёныша зовут телёнок. Папа телёнка - бык.

Козёл, коза и козлёнок

Коза даёт людям очень полезное молоко и шерсть. Её детёныш - козлёнок, а папа козлёнка – козёл.

Баран, овца и ягнёнок


Овца даёт людям тёплую шерсть. Детёныша овцы зовут ягнёнок. Папа ягнёнка – баран.

Конь, лошадь (кобыла) и жеребёнок

Лошадь используется в качестве транспортного средства для езды и перевозки грузов. Детёныш лошади называется жеребёнок. Папа жеребёнка – конь.

Осёл, ослица и ослёнок (детёныш осла)

Ослы в южных и горных регионах используются в качестве транспортного средства.

Верблюд, верблюдица и верблюжонок

Верблюд очень выносливое животное, которое незаменимо в пустынях для перевозки грузов. Кроме того, верблюды дают очень хорошую шерсть.

Кроль, крольчиха и крольчата

Петух, курица и цыплята

Курица несёт яйца. Из яиц вылупляются цыплята, а их папа – петух.

Селезень, утка и утята

Это папа-селезень, у него голова зелёная в отличие от серой мамы-уточки.

Гусь, гусыня и гусята

Индюк, индейка и индюшата

А теперь немного о диких животных .

Слон, слониха и слонёнок

Лев, львица, львёнок

Тигр, тигрица и тигрёнок

Медведь, медведица и медвежонок

Белый медведь, белая медведица, медвежонок

Панда, детёныш панды

Гепард и детёныши гепарда(котята)

Леопард и детёныш леопарда (котёнок)

Волк, волчица и волчата

Лось, лосиха, лосёнок

Это папа-лось. У него, в отличие от лосихи, огромные рога.

Олень, олениха, оленёнок

Бегемот, бегемотиха и детёныш бегемота

Носорог, самка носорога и детёныш носорога

Жираф, жирафиха, детёныш жирафа

Буйвол, буйволица и буйволёнок

Бизон, бизониха и детёныш бизона (телёнок)

Горилла, самка гориллы детёныш гориллы

Зебра и зебрята

Морж, моржиха и моржонок

Тюлень, тюлениха и детёныш тюленя (белёк)

Пингвин, пингвиниха и пингвинёнок

Лебедь белый и чёрный, лебедята

Сова ушастик и совёнок


Черепаха и детёныш черепахи (черепашонок)

Ёж, ежиха и ежонок

Вот и все наши примеры. Всё вспомнили и повторили?

Предлагаем ещё и видео посмотреть для закрепления.

Здесь видео с названиями животных:

Здесь тоже детёныши животных:

А здесь животные «говорят»:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Воспитатель Глухова Елена Николаевна

Лениногорск

2015 г.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности в старшей группе по теме: «Домашние птицы и их детеныши».

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка)

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, обогащение детского словаря.

Задачи:

Развивающая: развивать слуховое и зрительное восприятие; развивать мышление и речь (расширять и активизировать словарный запас - птичница, курятник, птичий двор, развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательная : воспитывать заботливое отношение к птицам, труду людей на птицеферме; воспитывать умение слушать и слышать своих товарищей, сосредоточенно выполнять задания, совершенствование мотивационной сферы общения и коммуникативных навыков; воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Образовательная: систематизировать знания о домашних птицах, местах их обитания, голосе, питании, членах птичьих семей, пользе для человека; совершенствовать грамматический строй речи – учить в образовании слов с увеличительно - ласкательным суффиксом – ще; закрепить предлоги: в, на, за, под; упражнять в назывании детёнышей птиц во множественном числе, родительного падежа); упражнять в назывании членов семьи каждой домашней птицы, упражнять в составлении предложений – из трёх слов; упражнять в образовании слов – действий от звукоподражаний; упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентационный материал, мяч, картинки и игрушки домашних птиц; пластилин, доски, стеки.

Методические приёмы:
- практические: дидактические игры, сюрпризный момент.
- наглядные: демонстрация картинок , показ презентации, использование наглядности.
-словесные: беседа, вопросы, использование стихотворного материала.

Предварительная работа: познавательные беседы с детьми о домашних птицах, чем питаются, о том, где живут, об их детёнышах; чтение рассказов К. Ушинского «Петушок с семьёй» «Гуси», «Уточки»; Б. Заходер «Очень вежливый индюк». Разучивание песенок, стихов, потешек о домашних птицах. Рассматривание картин: «Курица с цыплятами», «Утка с утятами», «На птичьем дворе»; закрепление основных приемов лепки.

Ход:

1.Организационный момент: Ребята сегодня к нам пришла необычная гостья. Это птичница Варя. Давайте вместе поздороваемся с ней (слайд 1).

- Здравствуйте, птичница Варя! (на татарском языке).

Здравствуйте, ребята, сегодня я приглашаю вас посетить птичий двор.

2. Беседа о домашних птицах.

– Ну, вот мы и на птичьем дворе. Чей это дом? (Домашних птиц)- слайд 2.

– А что еще называют их домом? (Птицеферму)

– Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (Птичница)

– Еще кто-то может? (Птичник)

– А что делают птичница и птичник? (Кормят, поят, убирают, ухаживают)

– Из чего едят здесь птицы? (Из кормушки)

– Из чего пьют? (Из поилки)

– Что едят домашние птицы? (Специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)

3. Дидактическая игра "Посмотри и назови".

– Каких же домашних птиц мы встретили на птичьем дворе? (Воспитатель показывает картинки с: петухом, курицей, гусем, уткой, индюком).

Что общего у всех домашних птиц? - (голова, туловище, ноги, клюв).

В чем отличия? - (окраска, размеры: клюва, лап, хвоста; длины шеи).

– Давайте вспомним, что есть у петуха. (Воспитатель показывает указкой на картинке части тела петуха, а дети называют: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка).

4. Дидактическая игра "Кто как кричит?".

– Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом?

Образец:

петух – кукарекает;
курица – кудахчет, квохчет;
цыпленок – пищит;
утка – крякает;
гусь – шипит;
индюк – болбочет.

5. Дидактическая игра "У кого кто в семье?".

– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Воспитатель показывает картинки, а дети называют)

Образец:

петух – курица – цыпленок. Где они живут? (В курятнике)
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок. Где они живут?

6. Дидактическая игра "Один – много".

– На птичьем дворе я увидела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?

(Воспитатель бросает мяч со словом, ребенок возвращает мяч, отвечая)

Образец:

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,

7. Дидактическая игра "Что сначала, что потом?".

– Ребята, давайте заглянем в курятник и посмотрим, как появляются детки у кур . (Воспитатель предлагает детям выложить последовательно картинки, выполняют коллективно, результат проговаривают)

Образец: насест – гнездо – яйцо – птенец.

– Что курица сначала делает? (Откладывает яйца)

– А потом? (Выводятся, вылупляются птенцы)

– А затем? (Выкармливает птенцов)

8. Дидактическая игра с мячом "Подбери признак".

– Посмотрите, какие красивые домашние птицы вырастают из птенцов.

Образец:

петух (какой? ) – краснобородый, крикливый,
гусь – длинношеий,
птенец – беспомощный,
индюк – недовольный,
утка (
какая? ) – красноклювая,
утята
(какие?) – шустрые,

9. Дидактическая игра "У кого что?".

– А давайте посмотрим на наших птиц внимательнее. Чем они могут похвалиться? (Дети рассматривают игрушки или картинки)

Образец:

у петуха (что есть? ) – красный гребешок,
у индюка – красивый хвост,
у курицы – пестрые перья,
у гуся – длинная шея,
у утки – широкие лапы.

10. Дидактическая игра с мячом "Назови ласково".

– Ребята, покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.

Образец:

птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
голубь – голубочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

11. Дидактическая игра "Считайка":

– А теперь мы попробуем посчитать домашних птиц. (Воспитатель на доске ставит карточки с цифрами от 1 до 5 и картинку с домашней птицей, указкой указывает последовательность и очередность счета, сначала считаем цифры на русском языке, а потом на татарском языке).

Образец: один петух – два петуха – три петуха – четыре петуха – пять петухов,

один голубь –
одна утка –
одна курочка –
одна гусыня –
одно гнездо –

– Давайте посчитаем птиц по порядку.

Образец: первый гусь – второй гусь – третий гусь – четвертый гусь – пятый гусь,

первый птенец –
первая индюшка –
первое яйцо –

12. Дидактическая игра "Чья, чей, чье?".

– Ой, ребята, чей это хвост? – петушиный. (Воспитатель показывает картинку)

чье перо? – куриное,
чей след? – утиный,
чей пух? – гусиный,
чье воркование? – голубиное,
чей писк? – цыплячий,
чья кормушка? – индюшачья.

13. Дидактическая игра "Потерялись слова".

– А теперь вам, ребята, надо помочь птичнице Варе найти нужные предлоги, чтобы рассказать нам стишки про домашних птиц. (Воспитатель указкой на картинках или на игрушечном птичьем дворе подсказывает детям отгадку)

Куры желтой детворе
Ищут зерна … (НА земле )
Показал индюк индюшке
Много зернышек …
(В кормушке)
– Завтра солнце выйдет снова! –
Прокричал петух …
(С забора)
Утятам будет спать тепло,
Когда их спрячет утка …
(ПОД крыло)
Птенчикам шалить нельзя –
Можно выпасть …
(ИЗ гнезда)
Красивое перо индюшки
Достала птичница …
(ИЗ-ПОД подушки)
Когда гулять решил ты босиком,
Стоять не надо …
(ПЕРЕД индюком)
Идут утята весело гуськом
На дальний пруд …
(ЗА червяком)
Цыпляток маленький отряд
Букашек ищет …
(МЕЖДУ гряд)

Ребята, а птичница Варя что- то загрустила, у неё кончился весь корм и нечем кормить птиц. Как же нам помочь птичнице Варе?

Ответы детей (купим в магазине, сделаем корм сами …).

Молодцы, ребята. А теперь каждый выберите себе домашнюю птицу, которую вы бы хотели накормить. (Детям предлагаются готовые картинки с домашними птицами; дети должны сделать самостоятельно корм из пластилина и накормить выбранную птицу).

- Молодцы, ребята, птичница Варя вами очень довольна и уже больше не грустит. И за вашу помощь она дарит вам интересную дидактическую игру «Домашние птицы».

16. Рефлексия.

– Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами. Скажем им и птичнице Варе спасибо и до свидания (прощаемся на русском и татарском языках).

Ребята, что вы сегодня узнали нового?

– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были? Кого из домашних птиц встречали?
– Кому помогали?
–– Мы многое сегодня узнали, многое вспомнили и повторили. Молодцы.

Литература:

1. Лопухина И.С. "Логопедия. Речь, ритм, движение."– СПб.:КОРОНА принт, 2004.

2. Петрова Т.И., Петрова Е.С. "Игры и занятия по развитию речи дошкольников"– М.:Школьная Пресса, 2004.


ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: курица, петух, цыплята, утка, селезень, утята, гусь, гусыня, гусята, индюк, индюшка, индюшата, птицы, птичник, птичница, курятник, яйцо, скорлупка, перо, клюв, ноги, лапы, перепонки, крылья, хвост, голова, туловище, гнездо, насест, несушка, наседка.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: маленький, большой, крупный, желтый, разноцветный, пестрый, красивый, толстый, неуклюжий, громкий, заботливая, пугливые, водоплавающие.

ГЛАГОЛЫ: ходят, летают, плавает, квохчет, кудахчет, кукарекает, гогочет, крякает, пищит, болбочет, ищут, клюют, щиплют, бегают, играют, несет, сидит, высиживает, выводит, ухаживает.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ:

1. КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ?
Курица - кудахчет, квохчет
Петух - кукарекает
Гуси - гогочут
Утки - крякают…

2. СОБЕРИ СЕМЬЮ.
Петух - курица - цыплята.
Утка - селезень - утята.
Гусь - гусыня - гусята.
Индюк - индюшка - индюшата.

3. ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?ЧЬИ?
Перо (чье?) - куриное, гусиное, утиное, петушиное…
Хвост (чей?) - куриный, гусиный….
Глаза (чьи?) - утиные, индюшачьи…

4. СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ.
Кто это?
Каков внешний вид?
Какие повадки?
Кто детеныши?
Чем питается?
Какую пользу приносит?

5. СРАВНИВАТЬ ДВУХ ПТИЦ.
Какие сходства и отличия (по плану описания).

Уважаемые родители!

Рассмотрите с детьми картинки с изображениями домашних птиц: петуха, курицы, утки, гуся, индюка. Дети должны уметь их показывать и называть.

Объясните: человек держит этих птиц возле своего дома в специальных домиках; они называются домашние птицы; домашние птицы приносят пользу человеку: дают мясо, яйца, перья; человек ухаживает за ними: кормит зерном, поит водой.

Выучите:
- какие части тела у птиц: голова, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, ноги; гребешок, бородка, шпоры (у петуха);
- кто как голос подает: петух - кукарекает ("ку-ка-ре-ку"); курица - кудахчет ("куд-кудах"); утка - крякает ("кря-кря"); гусь - гогочет ("га-га-га"); индюк - болбочет ("бл-бл-бл");
- названия детёнышей домашних птиц: у курицы - цыплёнок, цыплята; у утки - утёнок, утята; у гуся - гусёнок, гусята; у индюка - индюшонок, индюшата.

Предложите ребёнку поиграть в игру "Назови ласково" со словами: петух, курица, цыплёнок, утка, утёнок, клюв, крыло, гребешок, хвост.

Выучите загадку о любой домашней птице:

По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Весь я золотистый, мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок, а зовут меня... (цыплёнок).

Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка,
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух.)

Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)

Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)

По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)

Прилетели птички,
Сели возле речки.
Ворковали: «Гуль-гуль»
Речка пела: «Буль-буль». (Голуби)

Тема «Домашние птицы» : материалы для игр и занятий с детьми 3-4 лет. Картинки домашних птиц для детей, развивающие задания для детей, речевые упражнения. Презентация на тему «Домашние птицы».

Тема «Домашние птицы»: развитие речи детей 3-4 лет

Домашние птицы: задание 1. Знакомимся с домашними птицами

Рассматривание картинок

Учимся рассматривать картинки, сравнивать, делать выводы. Узнаем, какие бывают домашние птицы и как они разговаривают. Развиваем словотворчество и «чувство языка».

Посмотри на картинку. Каких птиц ты видишь на ней? Где они живут? Как ты думаешь, почему этих птиц называют домашними?

Вышли во двор птицы со своими детками – птенцами. Давай их назовем. У утки — …(утята), у гуся — …(гусята), у индюка — …(индюшата), а у курочки — …(цыплята).

Учимся сравнивать домашних птиц. Утята и цыплята

Утята и цыплята очень похожи друг на друга. Чем они похожи? (Они желтенькие, пушистые, у них есть головка, клюв, глазки, крылышки, лапки, туловище, хвостик…). Чем они отличаются? (У цыплят клювик остренький, а у утят – тупой, похож на лопаточку. У утят лапки с перепонками, чтобы плавать, а у цыплят – нет…)

Как говорят домашние птицы? Словообразование

Утята говорят: «Кря-кря-кря» — они что делают? Крякают! Курица говорит: «кудах-тах-тах!» — она…(кудахтает). Петушок кричит: «Кукареку!» — он…(кукарекает). А как гогочут гуси? (га-га-га). Цыплятки говорят: «Пи-пи-пи» — они что делают? (Пищат). Кто еще пищит? (Мышка)

Посмотрите с малышом мультфильм по сказке В. Сутеева «Цыпленок и утенок». Еще раз обсудите с малышом, чем они похожи и чем отличаются? Как они по-разному роют ямку и ищут червячков? Почему цыпленку не удалось плавать как утенку?

Нарисуйте цыпленка и утенка желтой гуашью. Как нарисовать так, чтобы было понятно, где у нас на рисунке утенок, а где цыпленок? Пусть малыш объяснит Вам, а Вы под его диктовку будете рисовать. Спросите: «Как мне нарисовать туловище цыпленка – оно круглое или овальное? А у утенка? Какая голова у цыпленка? Круглая. А у утенка? Овальная». Вспомните, что у этих домашних птиц разные клювы и разные ножки. Утенок благодаря перепонкам на лапках хорошо плавает, а цыпленок плавать не может, но может, работая лапками, доставать червячков из земли.

Домашние птицы: задание 2. Курочка-рябушечка

Развиваем диалогическую речь

Посмотри на картинку – такое бывает или нет? Почему? Да, это картинка – небылица. Послушай небылицу.

Курочка-рябушечка,куда ты пошла?
-На речку.
-Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
-За водичкой.
-Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
-Цыпляток поить.
-Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
-Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Что в этой небылице правда, а что придумано?

Разыграйте это диалог — небылицу с ребенком по ролям (возьмите игрушечную курочку, картинку или пальчиковую игрушку – курочку). Вы будете спрашивать, а ребенок отвечать за курочку. Затем поменяйтесь ролями.

Как очень быстро и просто сделать такие пальчиковые игрушки для инсценировок и диалогов Вы узнаете

В следующей игре придумайте свою небылицу про курочку. Вы будете спрашивать, а ребенок от имени курочки отвечать. Обсудите с малышом, куда еще могла пойти курочка и зачем? Например: «Курочка – рябушечка, куда ты пошла? На базар. Курочка-рябушечка, зачем ты пошла? За зернышками. Курочка-рябушечка, зачем тебе зернышки? Цыпляток кормить и так далее».

Именно с таких простых заданий начинается развитие словесного творчества малышей. Обязательно запишите небылицу ребенка в самодельную книжку. Нарисуйте картинку к первому сочинению малыша. Это ему покажет, как важны для Вас его достижения и вызовет интерес к словесному творчеству. Как сделать самодельную книжку Вы можете прочитать в статьях:

Задание 3. Петушок с семьей

Учимся говорить выразительно, образно, ярко. Знакомимся с жанрами рассказа и сказки. Учимся пересказывать.

Послушай рассказ «Петушок с семьей» (К.Д. Ушинский).

«Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: «Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие! Черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!». Курочки с цыплятками собрались, раскудахталися; зернышком не поделились, — передралися. Петя-петушок беспорядков не любит – сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор. Сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!».

Тебе понравился петушок из рассказа? Чем он тебе понравился? Давай вместе похвалим его: на голове красный…, под носом красная…, нос у петушка…(долотцом), хвост у Пети…, на хвосте…, на ногах …(Помогите малышу вспомнить выражения из рассказа).

Как петушок звал курочек? Давай позовем их как петушок. Еще раз прочитайте слова петушка из рассказа, выделенные курсивом, чтобы их напомнить малышу. Хорошо, если у Вас будут игрушки или картинки петушка и курочек, и Вы «позовете» несколько курочек, т.е. несколько раз перескажете этот отрывок из рассказа с ребенком. В первый раз подсказывайте начала всех фраз («Курочки…, хлопотуньи…, Пестренькие…»), а малыш будет только их заканчивать. А дальше малыш будет сам вспоминать, как звал петушок курочек, а Вы – подсказывать отдельные слова. Позовите 2-3 курочек, похвалите и малыша, и петушка, и курочек.

Расскажите малышу, чем отличается рассказ и сказка . В рассказе говорится о том, что было на самом деле. А в сказках и небылицах – о том, чего не бывает. Какие сказки о петушке ты знаешь? («Кот и петух», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок» и др.) Что случилось с петушком в этих сказках?

Полезные советы:

1.Читая малышу сказки и рассказы, обращайте его внимание на яркие образные слова и фразы, восхищайтесь ими вместе с малышом («Как красиво сказал сказочник о речке! Она бурливая, говорливая!»). Привлекайте ребенка к повторению песенок героев, простых диалогов. Этим Вы закладываете основу для развития выразительной речи, обогащаете словарь малыша. Многократное повторение песенок, небылиц, потешек развивает у ребенка чувство рифмы и ритма.

2. Не волнуйтесь, если ребенок хочет много раз слушать одну и ту же сказку, хотя знает ее почти наизусть. Это ему действительно нужно для развития. И для него очень важно, что он знает наперед, что дальше будет! В дальнейшем он сам переключится на другие сказки.

Все картинки из статьи в хорошем разрешении Вы можете скачать в виде презентации в нашей группе ВКонтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видеозаписями).

Для удобства домашних занятий с ребенком по материалам этой статьи Вы можете воспользоваться презентацией, данной ниже.

Презентация для занятий с детьми 3-4 лет по теме «Домашние птицы»

Для более удобного рассматривания картинок домашних птиц с детьми я даю здесь презентацию. Надеюсь, что это нововведение на сайте Вам понравится 🙂 и сделает занятия с детьми по материалам сайта «Родная тропинка» более комфортными для Вас и Ваших малышей.

Также презентацию по теме «Домашние птицы» и все другие презентации проекта Вы можете скачать бесплатно в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» справа под видеозаписями сообщества).

Домашние птицы: видео для детей

Видео для малышей по теме «Домашние птицы»

Какие бывают домашние птицы: видеозагадка для детей

А это загадка для детей – что это за домашние птицы ходят по двору? Как они называются?

Очень важно, чтобы малыш не только узнавал домашних птиц на картинках, но и видел их в жизни: наблюдал в деревне, как они передвигаются, как едят и пьют водичку, как плавают. В этом небольшом ролике Вы увидите видеофрагменты о домашних птицах — попросите малыша угадать, какая это домашняя птичка. Если ребенок ошибается, нажмите на паузу и еще раз внимательно рассмотрите кадр. Сравните с картинкой.

Современные дети часто ошибаются, т.к. видят домашних птиц не в жизни, а только на картинках. Видео поможет хотя бы чуть-чуть приоткрыть для них интересный мир домашних птиц.

Давайте отдохнем! Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы» для детей 3-4 лет

Наши уточки с утра – кря-кря-кря, кря-кря-кря.
Наши гуси у пруда – га-га-га, га-га-га.
А индюк среди двора – бал-бал-бал, балды-балда!

Изображая уточек и гуся, делаем такие движения: держим вместе указательный и средний пальчики. Этими двумя пальчиками и большим пальцем изображаем открывающийся и закрывающийся клюв утки и гуся в ритм словам потешки (как будто уточка говорит: кря, кря, раскрывая и закрывая свой клювик). Нужно следить, чтобы указательный и средний пальчики всё время были рядом друг с другом и не разбегались в стороны!

Изображая индюка, распрямляем все пальчики вверх как лучики солнца, тянем их как можно больше. Это хвост индюка. Надо, чтобы он был очень большим и очень красивым.
До новых встреч на сайте «Родная тропинка» в рубрике

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"