Проговаривание про себя. Правило четвертое: читаем без артикуляции! Откажитесь от книг, которые не работают для вас

Подавление проговаривания текста является одним из наиболее действенных методов . Проблема проговаривания, или артикуляции, заключается в том, что она очень замедляет чтение, и при этом мешает быстро выделить нужную информацию из текста.

Есть у артикуляции и плюсы — она позволяет совершенствовать речь, и лучше понимать, как звучат те или иные слова. Данное полезное свойство помогает, например, при изучении , или при чтении поэзии.

Но для информационного чтения артикуляция мало подходит. Гораздо лучше и быстрее не проговаривать текст про себя, а создавать мысленные образы.

Вспомните, как Вы читали интересную художественную книгу с захватывающими сюжетами и красочными описаниями. В этом случае Вы, скорее всего, представляли себе все образно, не обращая внимания на слова. Чтение таким образом превращается как бы в создание фильма, который Вы мысленно просматриваете. При таком образном чтении скорость значительно увеличивается.

Для подавления артикуляции можно использовать метод речевых помех. Суть этого метода заключается в выстукивании пальцами ритмической дроби.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что ученые выяснили одну интересную вещь — речь человека и его способности к чтению очень сильно связаны с развитием пальцев. В Японии, к примеру, тренировку пальцев у детей начинают с двух лет. Ученые считают, что упражнения с пальцами стимулируют умственное развитие. Чем больше развиты движения пальцев, тем больше развита у них речь.

В древности, в первобытные времена, люди общались исключительно при помощи жестов — развитие речи произошло позже, или по меньшей мере шло одновременно. Ребенок также повторяет этот путь — сначала совершенствуются движения пальцев, а уже затем ребенок начинает выговаривать первые слова.

У человека центры, отвечающие за движения пальцев, и за восприятие речи, находятся рядом. Таким образом выстукивание пальцами определенного ритма блокирует речевой центр, и человек перестает проговаривать слова про себя.

Кроме того, на подавление мысленного проговаривания слов влияет и скорость чтения. При большой скорости мозг просто не успевает это делать.

Таким образом, чтобы подавить артикуляцию, и развить свои навыки скорочтения, следует читать текст определенным образом:

  • Начинайте отбивать ритм пальцами , например, указательным и средним попеременно, и одновременно читать текст. При ударе указательным пальцем фиксируйте взгляд на начале строки, при ударе средним пальцем фиксируйте взгляд на окончание строки. Следующий удар — начало новой строки, и так далее. Темп подберите максимально быстрый, но такой, чтобы Вы понимали и усваивали прочитанный материал. Также следите, чтобы темп был равномерным.
  • Занимайтесь регулярно , постоянно увеличивая скорость. Через некоторое время Вы, возможно, заметите, что фиксировать взгляд на начале и конце строки Вам неудобно. Взгляд начинает скользить как бы сам по себе, волнообразно. Позвольте взгляду скользить по тексту так, как Вам удобнее, при этом не сбавляя скорости скольжения. Если скорость чтения при этом снижается — вернитесь к первоначальной жесткой фиксации взгляда.
  • Не забывайте также и про другие способы развития скорочтения. Например, для улучшения периферийного зрения работайте с .
  • Читайте таким образом как можно больше и чаще. Во время занятий следите за движениями губ и языка — они не должны двигаться. Обычно для закрепления навыка ускоренного чтения без проговаривания текста требуется примерно 20 часов занятий по этой методике. После того, как Вы научитесь читать без проговаривания, можете перестать отбивать ритм пальцами — этот вспомогательный инструмент Вам уже больше не будет нужен.

В завершении — замечательная программа для развития скорочтения, в которой применены все принципы, изложенные выше. Скачать эту программу можно по ссылке:

Ритм в ней отбивает метроном, скорость которого Вы можете изменять. В программу загружается текст, который Вы затем читаете, фиксируя взгляд на начале и конце строк в соответствии с ударами метронома, при этом нужные точки фиксации взгляда будут подсвечиваться.

Программа эта бесплатная, легкая, не требующая установки, и не делающая никаких записей в реестре.

Текст можно загружать из файла, а можно из буфера обмена. Чтобы загрузить текст из файла, нужно зайти в пункт Файл — Открыть , а чтобы загрузить в программу скопированный текст, нужно сначала его скопировать, а затем выбрать пункт Файл — Читать из буфера . После этого нажимаете на кнопку Start , или выбираете пункт меню Старт .

Изменение скорости метронома достигается путем перемещения грузика на его маятнике, или путем изменения параметров в пункте Режим — Скорость .

Приятных Вам тренировок!

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

Мы тренировали глаза и мозг, добиваясь ускорения сканирования и расширения области восприятия. Я думаю, вы ощутили прогресс в этих упражнениях, поэтому будете иногда их повторять. Теперь же мы перейдём к самому сложному и эффективному: надо читать "в мозг" , а не произносить слова про себя, а потом слушать их, передавая в голову. Зачем эти два лишних этапа? При передаче информации голосом очень быстро сталкиваешься с принципиальным ограничением. В то же время, информацию с бумаги или экрана можно считывать крайне быстро.

Мне известны два способа, отключающих произнесение:
1. Окружить себя речью, которую мозг автоматически слушает (родную речь). Можно включить музыку с русскими словами или читать в шумной комнате (где много людей громко разговаривают). В таком режиме мозг от произнесения читаемого текста переключается на распознование речи, что позволяет воспринимать страницу текста "прямо в голову".
2. Проговаривать про себя какие-то слова ("ла-ла-ла", например) или выстукивать пальцем по столу сложный ритм (можно придумать любой неравномерный), читая страницу текста. Когда голова уже занята произнесением чего-то, она даже не пытается говорить текст.

Оба способа хорошо работают - надо только выбрать тот, который удобнее лично вам. Сначала может быть трудно читать текст, пользуясь такими приёмами. Поэтому я рекомендую первые разы применять их, читая "для себя", а не по работе. За неделю-полторы так можно добиться ощутимого прорыва в скорости восприятия текста. Если вам понравилась идея, но хочется почитать не опыт одного человека, а более многосторонний и теоретизированный материал, то его в сети очень много . Честно признаюсь, что я мало изучал эту тему, потому что оказалось, что хорошие результаты получаются довольно легко вполне понятными и объяснимыми упражнениями.

Заканчивая эту тему, опишу ещё один важный элемент, который мне помогает читать быстрее - это переформатирование текста в узкую полосу. С бумажными книгами такое, конечно, не получится. Но почти любой электронный текст можно поместить в узкий столбец, что позволяет читать его сверху-вниз (не двигая глаза вправо-влево). Это даёт очень сильное ускорение, если проговаривание уже удалось победить. Кроме того, стоит выбрать удобный размер букв, чтобы глазу было комфортно их считывать. Дальнейшее наращивание скорости связано именно с увеличением ширины столбца (что мы и тренировали в первых двух заметках).

Желаю удачи всем, решившим попробовать эти упражнения и приёмы. Напишите, пожалуйста, о своём опыте поднятия скорости сканирования данных - это было бы очень интересно.

Проблема артикуляции. Артикуляция - проговаривание текста, является значительным элементом чтения. Артикуляция помогает придать прочитанным словам звуковое оформление. Как феномен артикуляция имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы артикуляции: артикуляция позволяет нам совершенствовать нашу речь, понимать, как звучат слова. Она очень важна при чтении поэзии и художественной литературы.

Минусы артикуляции: артикуляция сильно замедляет чтение, и в меньшей степени помогает быстро понять смысл прочитанного, выделить из текста нужную информацию.

Как бы ни была полезна артикуляция, для чтения информационного материала она является помехой. В результате проговаривания про себя прочитанного текста мы тратим гораздо больше времени, чем тратили бы, если бы просто видя текст и создавая в голове визуальные образы прочитанного, осознавали его.

Полностью избавляться от артикуляции не нужно, важно просто уметь подавлять ее в нужное вам время для ускорения чтения.

Когда вы читаете без артикуляции? Есть люди, изначально способные подавлять артикуляцию при чтении, у этих людей хорошо развиты зрительные навыки и воображение. В принципе, вы, скорее всего, тоже иногда читаете с минимальной артикуляцией. Вспомните, к примеру, когда вы читали интересную книгу с захватывающим сюжетом или неповторимыми портретными описаниями, вы могли не обращать внимания на слова и их звучание. Вы читали текст и одновременно представляли себе происходящее, строили в своем воображении картины, как будто вы смотрели фильм собственного производства. Если ваше внимание на определенном этапе чтения книги было занято именно созданием образов, игрой воображения, то в этот момент, скорее всего, вы читали быстрее, чем обычно.

При таком чтении акцент смещается с аудиальных на визуальные образы , которые воспринимаются человеческим мозгом быстрее. На практике избавление от артикуляции является важнейшим шагом для ускорения чтения. Только этот прием в отдельности, без использования остальных, поможет серьезно увеличить скорость чтения. Кроме того, чтение без артикуляции лежит в основе упражнений, направленных на развитие зрительных навыков при чтении, о которых говорится в УРОКЕ 3 .

Упражнения 2.1. Альтернативный текст

Для начала попробуйте почувствовать, как вы воспринимаете текст без артикуляции. Во время чтения вместо того, чтобы проговаривать про себя читаемый текст, попытайтесь проговаривать хорошо известные вам последовательности слов.

Ерунда. Можно начать с произнесения про себя (или вслух) каких-либо звукосочетаний, которые обычно используют популярные исполнители песен: тра-та-та, ла-ла-ла и так далее. Одновременно с этим речитативом попытайтесь вникнуть в содержание текста, который читаете. Возьмите книгу попроще и тренируйтесь понимать смысл текста, мешая себе проговаривать его путем произнесения выбранной вами ерунды.

Фразы. Также неплохо помогают различные пословицы, стихи, песни, скороговорки, главное, чтобы они делали проговаривание читаемого текста максимально неудобным или даже невозможным для вас.

Упражнения 2.5. Игра «Фоточтение»

Суть тренировки состоит в максимально быстром проглядывании текстов без артикуляции. Сначала вам будет предложен простой текст, который вы должны внимательно прочитать и запомнить за очень короткое отведенное время (примерно пару секунд). За такой короткий промежуток времени вы не успеваете прочитать весь текст "про себя" и его приходится быстро "пробегать глазами". Затем вы отмечаете правильный по вашему мнению ответ на заданные по тексту вопросы.

Затем вам будет показан следующий более сложный текст. Постепенно тексты становятся все больше и насыщеннее информацией. В случае ошибки вы теряете жизнь и начинаете сбор ответов сначала, но на этом же уровне. На ваш результат влияет общее время, число ошибок, сложность и число правильных ответов.

Выполняйте упражнения до тех пор, пока не достигните поставленной цели - умения читать текст без проговаривания (артикуляции). Затем переходите к следующему уроку . Однако не старайтесь всегда читать «молча», так как у артикуляции есть и положительные стороны.

Правило четвертое: читаем без артикуляции!

Исследования показали, что существуют три способа чтения. Первый – это артикуляция, или проговаривание текста вслух. Скорость при этом, очевидно, небольшая. Второй способ – это чтение про себя, при котором открытой артикуляции нет, внешняя речь преобразована во внутреннюю. Смысл так усваивается гораздо лучше, и в этом случае скорочтение возможно. Но наиболее эффективный способ – это чтение с максимальным сжатием внутренней речи, когда она сокращается до ключевых слов и смысловых рядов.

Как мы уже говорили, артикуляция тормозит процесс чтения и от нее необходимо избавиться. Но не повредят ли повышенная скорость чтения и сокращение артикуляции усвоению прочитанного?

Психологи утверждают, что порой при чтении слова заменяются зрительными образами, схемами, а целые группы слов – одним словом.

Быстро читающие люди сразу улавливают замысел автора без проговаривания текста вслух, а затем усваивают его на уровне внутренней речи. При этом, несмотря на высокую скорость чтения, понимание и усвоение текста будут качественными – ведь основная идея понятна с самого начала. Научиться этому вполне возможно.

Вы наверняка знаете, что в зависимости от преобладающего способа восприятия информации люди делятся на два типа – аудиалы и визуалы. Аудиалы лучше запоминают на слух, визуалы – с помощью зрительных образов. Это отражается и на процессе чтения: визуалы читают про себя и используют наглядные образы, а аудиалы пользуются артикуляцией. И это, конечно, менее производительный способ. Именно поэтому среди людей, которые читают быстро сами по себе, подавляющее количество визуалов. Но остальным отчаиваться не стоит. Любого человека можно научить при чтении сокращать артикуляцию и использовать код визуальных образов.

Итак, даже если вы читаете про себя, это еще не значит, что у вас полностью отсутствует артикуляция. Возможно, она просто преобразовалась во внутреннюю речь. То есть вы сами не отдаете себе отчета в том, что во время чтения проговариваете про себя значительную часть текста. Как же сократить внутреннюю речь до минимума?

Сначала следует разобраться, что же такое внутренняя речь. Это речь, которая не служит целям общения, а обслуживает только мышление. Например, вы примеряете в магазине несколько рубашек. Вы говорите про себя: «Нет, эта широковата…Попробуем вот эту, синюю… Рукава короткие!… На кого их шьют, в конце концов?!»

Порой бывают «мысли вслух» – это не что иное, как внутренняя речь, скрытая форма внешней. Кстати, дети совершенно не умеют думать про себя, у них не сразу формируется механизм преобразования внешней речи во внутреннюю.

Но чаще всего внутренняя речь вообще прекращает быть речью. Она содержит не звуки и слова, а визуальные образы, схемы и так далее. Это очень легко доказать с помощью ритмического постукивания карандашом по столу. Внешняя речь более развернута во времени, мы произносим слова с определенной последовательностью и на каждое из них тратим какую-то долю секунды. Если во время того, как человек говорит вслух, начать монотонно постукивать, он собьется. Так и при чтении – человек проговаривает про себя слова и тоже сбивается. Но если мы просто думаем о чем-то и в то же время отбиваем ритм, постукивание нам мешать не будет. Это значит, что внутренняя речь не обладает такой протяженностью во времени, как внешняя. Речь как будто растворяется внутри нас, разбивается на образы и схемы. Основываясь на этом, можно сформировать новую систему перекодирования смысла текста человеческим мозгом, основанную на использовании ярких визуальных образов.

Мы выяснили, что лишь сокращение артикуляции может обеспечить настоящее скорочтение. Как же этого добиться? Самым эффективным упражнением будет выстукивание ритма. Вот в чем оно заключается. Вы читаете про себя и одновременно отбиваете карандашом специальный ритм, не характерный для русской речи. Он состоит из трехчастного постукивания с четырьмя короткими ударами в первой части и двумя длинными ударами в каждой следующей части. На первом звуке каждой части удар усиливается.

Такой ритм становится помехой для любой артикуляции – как внешней, так и внутренней. Вы спросите: что же, читающие быстро все время так и отбивают ритм при чтении? Конечно, нет. По меньшей мере, это выглядело бы странно. Достаточно многократно тренироваться и в общей сложности прочитать 20 часов с постукиванием ритма, чтобы новая программа чтения без проговаривания сформировалась.

Главное в занятиях – точно выучить ритм, а затем простучать его до полного запоминания. Очень важно отбивать ритм самому, собственной рукой, и самому контролировать его правильность. Это нужно соблюдать потому, что в человеческом организме движение рук неразрывно связано с речевым аппаратом. Не будем вдаваться в сложные научные объяснения, просто примите это как данность. Читать текст с выстукиванием можно только после того, как вы выучили ритм.

При систематическом выполнении упражнения и достаточном количестве тренировок почти все смогут достигнуть нужного результата и научиться читать без артикуляции. Перейдем непосредственно к упражнениям.

Ритм отбивается карандашом, зажатым в трех пальцах правой руки, если вы правша. Левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него речевая моторная зона находится в обоих полушариях коры головного мозга. Ритм выстукивается по твердой поверхности стола ударами в одну точку, твердо, четко, уверенно. Отбивать ритм нужно активным движением всей руки, а не только кисти. Главное не сбиваться и не делать паузы в выстукивании при чтении.

Упражнение 1. Проверка ритма

Когда вы посчитаете, что запомнили ритм, попробуйте отбивать его непрерывно в течение 2–3 минут. Не сбиваетесь? Отлично. Теперь можно поэкспериментировать. Начинайте выстукивать ритм, а затем читайте громко вслух какой-нибудь текст. Не получается? Так и должно быть. Читать вслух и отбивать ритм одновременно невозможно. Теперь снова начните отбивать ритм и читайте тот же текст, но уже про себя. У вас должно получаться, только чтение будет очень медленным, а до смысла дойти трудно. Это вполне закономерно. Идем дальше.

Упражнение 2. Борьба с артикуляцией

Как минимум неделю нужно ежедневно читать простые тексты с выстукиванием в течение часа или полутора часов. Перед вами не ставится задача полностью понять текст, главное – правильно выполнять упражнение. Устраивайте такое чтение по 10–15 минут несколько раз в день. И еще – обязательно выстукивайте ритм перед сном. К концу недели вы должны начитать таким образом 8-10 часов.

Затем переходите к чтению газетных статей с выстукиванием. Читайте их 2–3 в день и старайтесь понять смысл текста.

Затем возьмите текст объемом 8 тысяч знаков, прочитайте его с отбиванием ритма. После завершения чтения продолжайте выстукивать, закройте глаза и попытайтесь изложить суть текста, отвечая на вопросы интегрального алгоритма чтения.

Из книги Две Жизни автора Антарова Кора Евгеньевна

Глава XII. Мы читаем книгу в комнате Али. Древняя сказка Когда мы вышли из комнаты омовений, я взглянул на Бронского и был тронут необычайным для него выражением лица. Вместо всегдашней бодрой энергии и радостности, которые сменили теперь его прежнее скорбное выражение, на

Из книги Быстрые результаты. 10-дневная программа повышения личной эффективности автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги Тренировка памяти. Экспресс-курс автора Фрай Рон

Из книги Скорочтение автора Быстров Геннадий

Глава 4 Читаем и запоминаем Пожалуй, ничто так не облегчает процесс обучения, чем умение быстро усваивать и запоминать прочитанное. Способность вспомнить большое количество деталей, не обращаясь повторно к тексту, – огромное преимущество для любого студента и

Из книги 33 счастья [или Как наладить диалог с интуицией, подсознанием и вселенной, чтобы получить деньги, любовь, карьеру и здоровье] автора Криксунова Инна Абрамовна

Глава 1. Почему мы так медленно читаем Скорость чтения: проверь себя Перенасыщение информацией, характерное для нашего времени, можно победить только одним способом: отсеивать лишнее, выбирать существенно новое. Здесь мы подбираемся к самой сути быстрого чтения. Быстрое

Из книги Большая книга женской мудрости автора Криксунова Инна Абрамовна

Правило первое: читаем без регрессий! Американский писатель Генри Дэвид Торо как-то сказал: «Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались». Действительно, книги сложные и интересные не грех читать именно так, а порой и перечитывать. Разумно это и при

Из книги Мозг и тело. Как ощущения влияют на наши чувства и эмоции автора Бейлок Сайен

Правило пятое: читаем вертикальным движением глаз! В процессе чтения глаза человека пребывают лишь в одном из двух состояний: остановки (фиксации) или движения (смены точек фиксации). Обычно движения глаз при чтении человек не осознает. Текст воспринимается только в

Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон Юэлль

Правило седьмое: ежедневно читаем две газеты, один журнал и 50-100 страниц книги! Это заключительное правило и оно короткое. Теперь вы знакомы с секретами скорочтения. Главное – применять на практике все, о чем мы вам рассказали. Для этого старайтесь ежедневно читать две

Из книги Мозг и сердце. Разумный подход автора Свияш Александр Григорьевич

Читаем «путевые знаки» судьбы Вы, наверное, замечали, что бывают дни, когда все ладится. На дворе стоит чудесная погода, прихожие смотрят приветливо, мужчины делают комплименты, вовремя подходит нужный транспорт, в магазине вы обнаруживаете вещь, которую давным-давно

Из книги 52 понедельника [Как за год добиться любых целей] автора Джонсон Вик

Читаем путевые знаки жизни и судьбы Я уже говорила, что в жизни нам приходится постоянно принимать решения, делать выбор между различными вариантами предполагаемого развития событий. Например: ехать ли куда-то, покупать ли данную вещь, встретиться ли с этим человеком,

Из книги Техника одушевления предметов [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития] автора Верищагин Дмитрий Сергеевич

Читаем мозг Со времен Аристотеля философы не перестают спорить о том, в какой части тела обитает душа – в голове или другом органе, например в сердце. Австрийский философ, врач и анатом ХІХ века Франц Йозеф Галль, основатель краниоскопии, или френологии, был убежден,