Представляем вашему вниманию лекцию Марины Лысяк «Препятствия и помощники на ретрите-випассане «Погружение в тишину». Стивен Джозеф: Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его на проживание чужой жизни

Господь, отвечая на вопрос Пророка Джозефа Смита, сказал: «Никто не сможет помогать в этой работе, не будучи смиренным и преисполненным любви, имея веру, надежду и милосердие, будучи умеренным во всем, что будет вверено ему» .

Наставление о том, чтобы быть умеренными во всем, касается каждого из нас. Что же такое умеренность, и почему Господь хочет, чтобы мы были умеренными? В узком понимании этого слова можно говорить об «умеренности в пище и напитках». И действительно, эта грань умеренности служит хорошей рекомендацией для соблюдения Слова Мудрости.Умеренностьтакже можно определить, как «воздержание от гнева или раздражения». Однако эти определения вторичны по отношению к тому значению, которое вкладывается в это слово в Священных Писаниях.

В духовном смысле умеренность – это Божественное качество Иисуса Христа. Он хочет, чтобы каждый из нас развил в себе это качество. Научиться быть умеренными во всем – это духовный дар, который дается через Святого Духа.

Называя некоторые плоды Духа в одном из своих посланий, Апостол Павел говорил «о любви, радости, мире, долготерпении, благости, милосердии, вере, кротости и воздержании» .

Описывая в своем Послании к Титу качества, необходимые епископу для выполнения его работы, Павел заметил: «Епископ должен быть не дерзок, не гневлив… [но] воздержан» . Быть воздержанным – значит быть умеренным во всем или проявлять самообладание.

Когда Алма-младший учил народ в земле Гидеона, он сказал:

«Я надеюсь, что вы не напыщены гордостью в сердцах ваших; да, и я надеюсь, что вы не сосредоточили сердца ваши на богатствах и бренных вещах мира сего».

«Я желаю, чтобы вы были смиренными, покорными и добрыми; великодушными к просьбе; преисполненными терпения и долгострадания; умеренными во всем» .

Позже Алма наставлял своего сына Шиблона, а также и каждого из нас: «Смотри, чтобы не возгордился ты» . Напротив, каждый из нас должен быть «прилежным и умеренным во всем» . Быть умеренным – значит тщательно взвешивать свои ожидания и желания; быть прилежным и терпеливым в достижении праведных целей.

Несколько лет назад, когда я ехал на машине с работы, у большого магистрального тягача, двигавшегося в противоположном направлении, оторвалось одно из его сдвоенных колес. Оно перелетело через разделительный барьер, ударилось о землю и отскочило в сторону моей машины. Машины, двигавшиеся в обоих направлениях, пытались увернуться от удара, не зная, где это колесо окажется дальше. Я вильнул влево вместо того, чтобы взять правее, и колесо ударило в угол ветрового стекла моей машины.

Один из наших друзей позвонил моей жене и рассказал о случившемся. Позже она сказала, что ей сразу же представились порезы от разбитого стекла. Действительно, я был покрыт осколками битого стекла, но у меня не было ни единого пореза. Безусловно, это не заслуга моих отличных навыков вождения. Это произошло благодаря тому, что ветровое стекло в моем небольшом автомобиле было сделано из закаленного стекла.

Закаленное стекло, подобно закаленной стали, подвергается строго контролируемому процессу нагревания. Это придает ему дополнительную крепость. Поэтому если закаленное стекло подвергается механическому воздействию, его не так легко разбить, и оно не разлетается на острые осколки, которые могут поранить человека.

Аналогично этому примеру закаленная душа, наполненная смирением и любовью, также обладает дополнительной духовной силой. Благодаря этой духовной силе мы можем развить в себе самообладание и научиться быть умеренными. Мы учимся контролировать или подавлять свой гнев, тщеславие и гордыню. Обладая такой духовной силой, мы сможем защититься от опасных излишеств и пагубных пристрастий современного мира.

Каждый из нас стремится обрести спокойствие духа; мы также желаем безопасности и счастья своим семьям. Если постараться найти положительные стороны экономического кризиса, наблюдавшегося в прошлом году, то можно увидеть, что испытания, с которыми некоторым из нас пришлось столкнуться, научили нас тому, что спокойствие духа, безопасность и счастье не приходят благодаря покупке дома или накоплению имущества, из-за которого наши долги оказываются больше, чем все наши накопления или доходы.

Мы живем в нетерпеливом и неумеренном мире, полном неопределенности и раздоров. Наш мир подобен обществу, терзаемому религиозными разногласиями, в котором жил Джозеф Смит – 14-летний юноша, ищущий ответы на свои вопросы. Юный Джозеф писал: «Все их добрые чувства друг к другу, если когда-либо и были у них, совершенно исчезали во время этих прений и споров» .

Наши семьи обретут безопасность, если мы научимся самообладанию, откажемся от излишеств этого мира и будем умеренными во всем. Спокойствие духа исходит от крепкой веры в Иисуса Христа. Счастье приходит благодаря прилежному соблюдению заветов, заключенных нами при крещении и в святых храмах Господа.

Нет лучшего примера умеренности, чем наш Спаситель, Иисус Христос.

Он учил: если в нашем сердце разгорается гнев, вызванный спором или разногласием, мы должны «покаяться и стать подобными малому дитяти» . Мы должны примириться со своим братом и прийти к Господу со всем сердцем .

Иисус также учил, что если другие люди недружелюбны к вам, «милость Моя не отступит от тебя» .

Когда мы сталкиваемся с невзгодами, Он говорит: «Будь терпелив в страданиях, не злословь против злословящих. Управляй домом своим в кротости и будь стоек» .

Если мы переносим притеснения, можно найти утешение в знании о том, что «Он был угнетаем; все же Он не открывал уст Своих» . «Поистине, Он взял на Себя наши скорби и понес наши страдания» .

Когда Иисус Христос, величайший из всех, был подвергнут таким страданиям, что кровь сочилась из каждой Его поры, Он не выражал гнева и не роптал. С непревзойденным самообладанием, или умеренностью, Он думал не о Себе, но о вас и обо мне. А затем, со смирением и любовью, Он сказал: «Однако слава да будет Отцу, я принял чашу и закончил приготовления Мои для детей человеческих» .

За последний год мне выпала честь делиться своим свидетельством о реальности нашего Спасителя и восстановленного Евангелия перед Святыми и друзьями Церкви по всей Азии. Большинство из них – первое поколение Святых последних дней, которые живут в регионе, где Церковь только начинает развиваться. Путь этих Святых последних дней подобен тому опыту, что пережили первые Святые Церкви.

В этом изумительном, полном разнообразия мире Азии, где члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней составляют всего лишь малую долю процента от всего населения, я ощутил более глубокую благодарность за это христианское качество – умеренность. Я люблю и уважаю этих Святых, которые своим примером учили меня, что значит быть смиренным и преисполненным любви, «будучи умеренным во всем, что будет вверено [им]» . Благодаря им я лучше осознал любовь Бога ко всем Его детям.

Я оставляю свое свидетельство о том, что наш Искупитель жив, а Его Божественный дар умеренности доступен всем детям Бога. Во имя Иисуса Христа, аминь.

Умей выдержать паузу, в течение которой ничего не происходит. Позволяй людям приходить к тебе, а событиям случаться...

Шри Шри Рави Шанкар – основатель известной во всем мире некоммерческой организации «ArtofLiving», официальный консультант Всемирной Организации Здравоохранения, основатель Международной ассоциации «Общечеловеческие ценности».

Он обучает искусству жизни в десятках стран.

В 2009 году вошёл в список 7 самых влиятельных людей Индии по версии журнала Forbes India.

В раннем возрасте отец направил его на обучение в ашрам Махариши, где он занимался изучением ведической литературы.

В возрасте 17 лет Шри Шри получил степень по современной науке, а позже - почетную степень доктора по литературе в университете Кувемпу, Карнатака, Индия.

В 1982 году Шри Шри Рави Шанкар начал обучать Сударшан Крие (Sudarshan Kriya ®) - уникальной дыхательной технике, снимающей стрессы и полностью приводящей ум в настоящий момент.

1. Не нужно никуда спешить.

Но надо быть там, где тебе хорошо. Если чувствуешь, что ты где-то не там, вставай и иди туда, куда зовет внутренний голос. Помни, что чтобы найти, необязательно куда-то идти. Это очень тонкая грань, ключ в постоянном присутствии.

2. Не стремись контролировать людей и события.

Не планируй, не жди, не желай, ослабь хватку. Умей выдержать паузу, в течение которой ничего не происходит. Позволяй людям приходить к тебе, а событиям случаться. Они случаются с тобой не просто так.

3. Давай себе свободу быть собой, а другим - быть другими.

Помни, что у каждого свой путь и свои уроки. Если ваши пути пересекаются - прекрасно, но если они разойдутся, это тоже хорошо, потому что всё всегда во благо.

4. Не стремись иметь все и сразу.

Даже когда кажется, что ничего нет - всегда есть что-то, а чего не хватает - протянет дающая рука друга, брата, сестры, неслучайного прохожего. Будь умерен во всем.

5. Встречай с улыбкой, с любовью, всех и всё.

Но никогда не прощайся, потому что ничто никогда не финально. Говори: «Спасибо, и до новых встреч».

6. Будь открыт людям, космосу, Богу - называй, как хочешь. Поверь – все в твоей жизни складывается наилучшим образом для тебя. Даже когда, казалось бы, хуже некуда, есть куда... Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

Умеренность. Способность находить золотую середину между количественными и качественными крайностями, умение соблюдать меру в работе и развлечении, в сне и бодрствовании, в еде и питье, в радости и грусти, в любви к себе и к другим.
Александр Алтунин | Этико-психологический словарь | www.marusia.ru

Умеренность – добродетель, которая выражается в самообладании, в умении человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений как необходимом условии достижения нравственно обоснованной цели. Античные философы считали умеренность одной из основных добродетелей наряду с мудростью, мужеством, справедливостью. Они определяли умеренность как способность человека с помощью разума преодолевать те удовольствия и влечения, которые препятствуют достижению блага.
Яндекс.словари | Энциклопедия "Кругосвет"

  • Умеренность – это та грань, которая отделяет благое дело от излишнего, нерационального усердия в его исполнении.
  • Умеренность – это разумная согласованность желаний и возможностей души и тела.
  • Умеренность в желаниях – это необходимая составляющая счастья человека.
  • Умеренность – это особый талант в любых ситуациях сохранять равновесие.

Черты характера, составляющие умеренность

  • Милосердие и сострадание — Будь щедр душой и мягок сердцем, как подобает благородному человеку и победителю.
  • Скромность — Подражай Иисусу и Сократу.
  • Благоразумие — Будь мудр и осмотрителен; действуй во благо себе и другим.
  • Самоконтроль — Учись контролировать внутреннее состояние - и ты научишься контролировать внешние обстоятельства.

Преимущества умеренности

  • Умеренность даёт здоровье – за счет отказа от привычки к чревоугодию и возлияниям.
  • Умеренность даёт стабильность – за счет умения не впадать в крайности, «раскачивающие» любую ситуацию.
  • Умеренность даёт возможность – трезво рассчитывать свои силы и взвешенно принимать решения.
  • Умеренность обеспечивает спокойствие – прежде всего, внутреннее.
  • Умеренность обеспечивает материальное благополучие – уберегая от излишних трат.
  • Умеренность обеспечивает душевное равновесие – за счет отказа от излишних эмоциональных проявлений.
  • Умеренность обеспечивает независимость – от всего, над чем человек не властен.

Проявления умеренности в повседневной жизни

  • Спорт. Человек, занимающийся спортом для поддержания физической формы, но не стремящийся к рекордам – демонстрирует умеренность.
  • Быт. Человек, знающий меру в еде и питье – проявляет умеренность.
  • Трудовая деятельность. Человек, добросовестно выполняющий свои обязанности, но не стремящийся работать «сверхурочно» и без отпуска – проявляет разумную умеренность.
  • Здоровье. Человек, занимающийся закаливанием без фанатизма (например, не ныряя без предварительной подготовки в прорубь) – демонстрирует умеренность.
  • Воспитание детей. Родители, воспитывающие детей в разумной строгости – проявляют умеренность.
  • Политические взгляды. В политике существует понятие «умеренности», которое исключает любой радикализм во взглядах и действиях.

Как достичь умеренности

  • Сознательный отказ от крайностей. Длительный голод или чрезмерное чревоугодие – крайности, здоровое питание – умеренность. Это справедливо для множества понятий – питие, сексуальные отношения, физические нагрузки.
  • Физические нагрузки. Приучившись выполнять посильные физические нагрузки, человек не только тренирует тело, но и развивает в себе умеренность.
  • Дискуссии. Отстаивая и защищая собственные взгляды, но при этом избегая радикализма и перехода на личности, человек воспитывает в себе умеренность.
  • Религиозные обряды. Строго исполняя религиозные обряды, но при этом не изнуряя себя голодом и не доходя до самоистязаний, верующие люди проявляют и воспитывают в себе умеренность.

Золотая середина

Распущенность | полное отсутствие умеренности как в чувствах, так и в поступках

Умеренность

Самоистязание | чрезмерная умеренность, приносящая человеку не столько пользы, сколько вреда

Крылатые выражения об умеренности

Йога недоступна ни ненасытному, ни избегающему пищи; ни чрезмерно спящему, ни истощенному бессонницей. Йога есть избавление от страданий лишь для того, чье питание и отдых умеренны, чьи усилия соразмерны деяниям, чей сон и бодрствование уравновешенны. - Бхагават-Гита - Умеренность счастливых людей проистекает из спокойствия, даруемого постоянной удачей. - Ларошфуко - Умеренность – союзник природы и страж здоровья. - Абу-ль-Фарадж - Лев Толстой / Закон насилия и закон любви. О пути, об истине, о жизни Среди размышлений Л.Н.Толстого о жизни, религии и человеческих добродетелях многие мысли касаются умеренности, качеству, по мнению писателя и философа, ключевому для достижения гармонии и «доброй жизни». «Помимо воздержания немыслима никакая добрая жизнь» - пишет он. Тун Син / Китайская книга мудрости Китайцы отличаются спокойствием и стремлением к «золотой середине» во всем. Именно поэтому они, как правило, обладают завидным телесным и душевным здоровьем.

Страница 25 из 37

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

(1829-1908)

Д уховными чадами святого праведного Иоанна были и архиереи, и министры, и самые простые люди. В Кронштадт, где служил батюшка, приезжали тысячи людей со всех концов Российской империи. Один из современников пишет: «Когда отец Иоанн обращался к народу перед исповедью, его слова прожигали сердце. Он не был оратором, но его речь обладала могучей силой, потому что каждое его поучение было и что иное, как откровение его пламенного сердца и его верований».

Записи, сделанные святым праведным Иоанном после богослужения, составили книгу «Моя жизнь во Христе», из которой еще при жизни батюшки были выбраны эти поучения.

Как достичь святости


Ч тобы провести день весь совершенно свято, мирно и безгрешно, - для этого единственное средство – самая искренняя, горячая молитва утром по восстании от сна. Она введет в сердце Христа со Отцем и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе против приражений зла; только хранить сердце свое надобно.

Все делай напротив того, что враг внушает: он внушает ненавидеть обидящих нас, - ты люби их; ругающих благословляй и взимающих твое не истязуй и с охотой сам отдавай; когда хочешь смеяться – плачь; когда находит уныние – старайся развеселиться; когда зависть – радуйся чужому благополучию; когда борет противоречие, непокорность – немедленно покорись, согласись; когда блудные помыслы – поревнуй о чистоте сердца, представь высокое достоинство христианина, обоженного во Христе Иисусе, что члены наши – члены Христовы; когда гордость – смирись; когда злоба – будь особенно добр; когда раздражительность – сохрани спокойствие; когда скупость – будь щедр; когда рассеянность – немедленно запри чувства от всего внешнего и размышляй о едином на потребу; когда сомнение, маловерие, неверие - призови на помощь особенно сильную веру, припомни примеры веры или верующих Ветхого и Нового Завета и чудеса, совершенные верою, и прочее. Делай так и не поддавайся врагу, мечтателю: ибо все страсти, пристрастия, прихоти – его мечта.

Во всем и на всякое время угождай Богу и думай о спасении души своей от грехов и диавола и усвоении ее Богу.

Встал с постели, перекрестись и скажи: во имя отца и Сына и Святаго Духа, и еще: Господи, сподоби в день сей без греха сохранитися нам и научи мя творити волю Твою [«Слава в вышних Богу» из «Великого славословия» на утрене];

Моешься дома или в бане, говори: окропиши мя иссопом, Господи, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся (Пс. 50: 9);

надеваешь белье, думай о чистоте сердца и проси у Господа чистого сердца: сердце чисто созижди во мне, Боже;

обнову сшил и надеваешь ее, думай об обновлении духа и говори: дух прав, Господи, обнови во утробе моей (Пс. 50: 12);

отлагаешь ветхую одежду с пренебрежением ее, думай об отложении с большим пренебрежением ветхого человека, греховного, страстного, плотского;

вкушаешь хлеб, сладости, думай об истинном хлебе, дающем вечную жизнь душам, - о Теле и Крови Христовой и алкай этого хлеба, то есть желай чаще его причащаться;

пьешь воду, или чай, или мед, сладости, или другое питье, думай об истинном питье, утоляющем души, палимые страстями, - о пречистой и животворящей Крови Спасителя;

отдыхаешь днем, думай о вечном покое, уготованном подвизающимся здесь в борьбе с грехом, с духами злобы поднебесными, с неправдами человеческими или невежеством и грубостью человеческою;

спать ли ложишься ночью, думай о сне смертном, который рано или поздно непременно придет для всех нас, и о той темной, вечной, ужасной ночи, в которую будут повержены все грешники нераскаянные; встречаешь день, думай о невечернем, вечном, пресветлом – паче нынешнего солнечного дня – дне Царствия небесного, в который будут радоваться все угодившие Богу или покаявшиеся Богу в этом временно животе;

идешь ли куда, думай о правости духовного хождения пред лицом Божиим и говори: стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие (Пс. 118: 133);

делаешь ли что, старайся это делать с мыслию о Боге Творце, все соделавшем безконечною премудростью, благостью Своею, всемогуществом Своим и тебя создавший по образу и подобию Своему;

деньги ли, сокровище ли какое получаешь или имеешь, думай, что Сокровище наше неисточимое, от коего все сокровища души и тела, Источник приснотекущий всякого блага – есть Бог, вседушевно Его благодари и не заключай своих сокровищ у себя, да не заключишь входа в свое сердце безценному и живому Сокровищу – Богу, но уделяй из своего состояния требующим, нуждающимся, нищим братиям своим, которые для того оставлены в этой жизни, чтобы ты мог доказать на них свою любовь, благодарность к Богу и удостоиться за то награды от Бога в вечности;

видишь ли белый серебряный блеск, то есть серебро, не прельщайся им, но помышляй, что должна быть бела и блистать добродетелями Христовыми душа твоя;

видишь ли златой блеск, или злато, не прельщайся им, но помни, что душа твоя должна быть как злато огнем очищенное, и что тебя самого Господь хочет просветить, как солнце, в вечном, светлом Царствии Отца Своего, что ты узришь незаходимое Солнце правды – Бога в трех Ипостасях, Пресвятую Владычицу Богородицу и все небесные силы и святых человеков, неизреченным светом исполненных и сияющих светолитием.

Да будет воля Твоя.

Например: когда ты хочешь быть и всеусильно стараешься быть безболезненным и здоровым, а между тем остаешься все болен, говори: да будет воля Твоя;

Когда предпринимаешь что, а предприятие не удается, говори: да будет воля Твоя;

Когда делаешь добро другим, а тебя платят злом, говори: да будет воля Твоя;

Или когда, например, ты хочешь спасть, а у тебя безсонница, говори: да будет воля Твоя;

Вообще не раздражайся, когда что-либо делается не по твоей воле, и научись во всем покоряться воле Отца небесного.

Ты хотел бы, чтобы не было с тобою искушений, а между тем тебя враг ежедневно томит ими, разжигает тебя, утесняет всячески, - не раздражайся, но говори: да будет воля Твоя.

И душевные и телесные силы человека совершенствуются, умножаются и укрепляются упражнением их. Упражняй руку часто в письме, в шитье, в вязании – набьешь, как говорят, руку: хорошо будешь писать, шить, вязать; упражняйся чаще в сочинении – будешь сочинять легко и хорошо; упражняйся в делании добрых дел или в побеждении страстей и искушений – и дела добродетели будешь со временем делать легко и сладостно, будешь побеждать страсти удобно при помощи вседействующей благодати Божией.

Но не стань писать, шить, вязать или пиши, шей, вяжи редко – будешь дурно писать, шить и вязать; не сочиняй ничего или сочиняй ничего или сочиняй очень редко, живи в одних материальных заботах жизни – и, пожалуй, несколько слов связать будет трудно, особенно о чем-либо духовном: заданное сочинение будет египетскою работою; не стань молиться или молиться редко – тебе и противна и тяжела будет молитва, как пятипудовая тяжесть; не стань воевать на страсти или воюй только изредка и слабо – и очень трудно будет бороться с ними, будешь часто побеждаем от них; не будешь иметь от них покоя и жизнь свою отравишь ими, не научившись побеждать этих домашних, злейших, внутренних, всегда в твоем сердце сидящих врагов твоих.

Так всем необходим труд и деятельность; жизнь без деятельности и не есть жизнь, а что-то уродливое, какой-то призрак жизни.

Потому борьба с ленностию плоти постоянная, упорная есть долг всякого человека; сохрани Бог от потворства ей всякого христианина. Иже Христовы суть, ленивую, злую, грехолюбивую плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5: 24). Имущему бо везде дано будет и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится иметь, взято будет (Мф. 25: 29).

Не тогда только делай, когда хочется, но особенно тогда, когда не хочется.

Это разумей как о всяком обыкновенном житейском деле, так особенно о деле спасения души своей, о молитве, о чтении слова Божия и книг душеспасительных, о хождении к службам Божиим, о добрых делах, какие бы они ни были, о проповедничестве слова Божия.

Не повинуйся ленивой, лукавой и многогрешной плоти: она готова вечно покоиться и чрез временное спокойствие и наслаждение вести нас к вечной погибели. В поте лица твоего, сказано, снеси хлеб твой (Быт. 3: 19). Данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная душа, - поет Церковь[в Великий вторник на утрене кондак, глас 2й]. Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие приобретают его (Мф. 11: 12), говорит Господь и Спаситель наш.

Будь умерен во всех религиозных делах, ибо и добродетель в меру, соответственно своим силам, обстоятельствам времени, места, труда предшествовавшим, есть благоразумие.

Хорошо, например, молиться от чистого сердца, но коль скоро нет соответствия молитвы с силами (энергиею), различными обстоятельствами, местом и временем, с предшествовавшим трудом, то она уже будет не добродетель. Потому апостол Петр говорит: покажите в добродетели разум (то есть не увлекайтесь одним сердцем), в разуме же воздержание, в воздержании терпение (2 Петр. 1: 5-6)

Замечай за собою – за своими страстями, особенно в домашнем быту, где они свободно проглядывают, как кроты в безопасном месте; вне дома одни наши страсти обыкновенно прикрываются другими страстями, более благовидными, а там нет возможности выгнать этих черных кротов, подкапывающих целость нашей души.

Не засматривайтесь на красоту лица человеческого, а смотри на душу его; не смотри на одеяние его (тело – одежда временная), а смотри на того, кто ею одевается; не смотри на великолепные дома, а смотри на жильца, кто живет в нем и каков, - иначе ты оскорбишь образ Божий в человеке, обезчестишь царя, поклонившись рабу его, а ему не воздав ни малейшей ему подобающей чести.

Также – не смотри на красоту печатного шрифта книги, а смотри на дух книги; иначе дух унизим, а тело возвысим, потому что буквы – тело, а содержание книги – дух.

Не обольщайся мелодичными звуками инструмента или голоса, а по впечатлению их на душу или по словам узнай, каков дух их; если звуки навевают на душу твою чувства тихие, целомудренные, святые, - слушай и питай ими душу твою; если же чрез них вливаются в душу твою страсти, - оставь слушать, брось и тело, и дух музыки.

Если читаешь светские журналы и газеты, извлекая из них полезное для себя, как для гражданина, и христианина, и семьянина, то наипаче и наичаще читай Евангелие и писания святых отцов, ибо грешно христианину, читая светские сочинения, не читать богодухновенных писаний.

Ты следишь за событиями во внешнем мире – не упуская же из виду и твоего внутреннего мира, твоей души: она ближе к тебе и дороже тебе.

Читать только газеты и журналы – значит жить только одною стороною души, а не всей душой, или жить только по плоти, а не по духу. Все мирское с миром и кончится. И мир преходит, и похоть его, все его затеи, а творяй волю Божию пребывает во веки (1 Ин. 2: 17)

Надо помнить всякому, что у всякого человека, кроме животной его природы, есть еще духовная, - что у животной свои потребности, у духовной – свои.

Требования животной природы: пить, есть, спать, дышать, освещаться, одеваться, согреваться; духовной природы – размышлять, чувствовать, говорить, иметь общение с Богом – чрез молитву, богослужение, таинства, поучение в слове Божием и с ближними – чрез взаимную беседу, благотворительную помощь, взаимное обучение, назидание.

Еще надо помнить, что животная природа временна, преходяща, тленна; духовная же – вечна, непреходяща, неразрушима; что плоть надо презирать, как преходящую, прилежати же о душе, вещи безсмертней, о ее спасении, ее просвещении, очищении от грехов, пристрастий, пороков, об укрощении добродетелями – кротостью, смирением, незлобием, мужеством, терпением, покорностью и послушанием Богу и людям, чистотою и воздержанием.

Умудри, Господи, всякого человека помнить это всегда!

Что полюбит человек, в чем будет обращаться, то и найдет: полюбит земное – земное и найдет, и поселится у него на сердце это земное, и сообщит ему свою земляность, и свяжет его; полюбит небесное – небесное и найдет, и поселится оно в его сердце, и будет животворно им двигать.

Ни к чему земному не нужно прилагать сердца, ибо со всем земным, когда мы неумеренно и пристрастно им пользуемся, срастворяется как-то дух злобы, оземленивший себя безмерным сопротивлением Богу.

Быть смиренным – значит считать себя достойным за грехи всякого унижения, оскорбления, гонения, побоев; а быть кротким – значит в незлобии сердца переносить не правды относительно нас, ругательства и прочее и молиться за врагов своих. Если ты хочешь быть истинно смиренным, то считай себя ниже всех, попранием всех: ибо ты ежедневно, ежечасно попираешь закон Господа и, значит, Самого Господа.

Когда кто-нибудь по доброте своей похвалит тебя каким-либо людям и они передадут тебе похвалы от своего ближнего, - не считай их должною, справедливою себе данью, но отнеси их единственно к доброте сердца этого человека и помолись об нем, чтобы Господь утвердил его в благом сердце и во всякой добродетели, а себя признавай величайшим грешником, не по смиренномудрию только, а по самому существу дела, как хорошо знающий свои худые дела.

Истинный христианин поступает так в этой жизни, чтобы она была приготовлением к будущей, а не жизнью для здешнего только века; он при действиях своих не думает о том, что скажут об нем здесь, а что скажут там, на небесах; он представляет себя всегда в присутствии Бога, Ангелов и всех святых и помнит, что некогда они будут свидетелями его помышлений, слов и дел.

Прочувствованная нищета, плач о существовании зла, жажда спасения находятся во всякой душе, прямой и смиренной.

Ты печешься о человеческом мнении, о человеческой славе – примись деятельно за исцеление этого дешевного недуга. Помышляй и ревнуй единственно о славе Божией. Вменяй в ничто человеческое безчестие. Когда нужно почтить бедного или необразованного и грубого отца, или такую же мать, или сродника, или друга, или знакомого пред знатными и образованными века сего, или стать за какую-либо истину в кругу глумящихся над истиною: имей тогда в виду единого Бога и заповеди Его, да родителей, родственника, друга или знакомого и истину Божию и стой за почтение к ним твердо, без малодушия и стыда, не стыдясь нимало всех предстоящих и соседящих или совопросников.

Когда тебя злословят и ты оттого смущаешься и болезнуешь сердцем, то это значит, что у тебя есть гордость, ее-то и надобно уязвлять и выгонять из сердца безчестием внешним. Итак, не раздражайся насмешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вразумить тебя и научить смирению, и помолись о них Богу. Благословите кленущия вы (Мф. 5: 44), говори: они не меня злословят, а мою страсть, не меня бьют, в вот эту змейку, которая гнездится в моем сердце и сказывается больно в нем при нанесении злословия; утешаюсь мыслию, что, быть может, добрые люди выбьют ее оттуда своими колкостями и не будет тогда болеть оно.

Благодари же Бога за внешнее безчестие: потерпевший безчестие здесь не подвергнется ему в том веке. Прият сугубы грехи своя [ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои](Ис. 40: 2). Твой мир даждь нам, вся бо воздал еси нам (Ис. 26: 12).

Крепко наблюдай за проявлением гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из-за неважных причин.

Чтобы тебе испытать себя, любишь ли ты ближнего по Евангелию, обращай на себя внимание в то время, когда люди обижают тебя, ругают, смеются над тобою, или не отдают должного, принятого в общежитии почтения, или когда подчиненные погрешают против службы и бывают неисправны.

Если ты в это время спокоен, не исполняешься духом вражды, ненависти, нетерпения, если продолжаешь любить этих людей так же, как и прежде, до их обид, неисправности, то ты любишь ближнего по Евангелию, а если раздражаешься, сердишься, смущаешься, то не любишь. Аще любите други ваша токмо, кая вам благодать есть? [И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность?] (ср.: Мф. 5: 47; Лк. 6: 32)

Радуйся всякому случаю оказать ласку ближнему, как истинный христианин, усиливающийся стяжать как можно более добрых дел, особенно сокровищ любви.

Не радуйся, когда тебе оказывают ласку и любовь, считай себя по справедливости недостойным того; но радуйся, когда тебе предстоит случай оказать любовь. Оказывай любовь просто, без всякого уклонения в помышления лукавства, без мелочных житейских корыстных расчетов, памятуя, что любовь есть Сам Бог, существо препростое.

Помни, что Он все пути твои назирает, видит все помышления и движения сердца твоего.

Бог долготерпелив и милосерд к тебе: ты это испытываешь каждый день многократно. Будь и ты долготерпелив и милосерд к братии своей, исполняя слова апостола, который о любви говорит, прежде всего, так: любы [любовь] долготерпит, милосердствует (1 Кор. 13: 4). Ты желаешь, чтобы Господь услаждал тебя любовью Своею, услаждай и ты сердца других нежною любовью и ласковостью обращения.

Для чего нужно за все благодарить Бога и добрых благотворительных людей?

Больше для нашей же пользы: чтобы нежнее, тоньше были чувства нашей души, чувство зависимости нашей во всем от Бога и от добрых людей, признательной к ним любви, и чувство нашего ничтожества без Бога, чувство нашей немощи обойтись без помощи добрых людей.

Средства, утверждающие надежду христианскую: молитва, особенно частое, искреннее молитвенное исповедание грехов своих, частое чтение слова Божия, особенно же частое причащение святых животворящих Таин Тела и Крови Христовых.