Островский на каждого мудреца довольно простоты. Александр Николаевич Островский На всякого мудреца довольно простоты (Комедия в пяти действиях). Постановки в ссср

ВКРАТЦЕ:

Действие происходит в Москве, в первое десятилетие реформ Александра II. Первый акт пьесы - в квартире, где с матерью-вдовой живет молодой человек Егор Дмитриевич Глумов. В ней, по ремарке автора, чистая, хорошо меблированная комната.

В комнату входят, продолжая начатый разговор, Глумов с матерью. Глумов говорит ей: «Я весь в вас - умен, зол и завистлив» и заявляет, что отныне будет делать карьеру через знакомства в свете: «Эпиграммы в сторону! Этот род поэзии, кроме вреда, ничего не приносит автору. Примемся за панегирики!» Теперь Глумов для себя будет вести дневник и в нем писать откровенно, что думает о людях, расположения которых добивается.

Приходят гусар Курчаев, знакомый Глумова, с ним Голутвин, человек, не имеющий занятий. Они собрались издавать журнал и просят у Глумова его эпиграммы или дневник, о котором уже что-то слышали. Глумов отказывает. Курчаев, дальняя родня Глумову через сановника Нила Федосеевича Мамаева, рассказывает Глумову о привычке Мамаева смотреть попусту сдаваемые внаем квартиры и при этом поучать всех и каждого, и за разговором набрасывает на Мамаева карикатуру, приписав «новейший самоучитель». Ее хочет взять Голутвин. Курчаев не дает: «Все-таки дядя». Она остается Глумову. Курчаев сообщает Глумову, что жена Мамаева «влюблена, как кошка» в Глумова. Курчаев и Голутвин уходят.

В последующем разговоре Глумова с матерью выясняется, что Глумов уже подкупил слугу Мамаева, и Мамаев сейчас прибудет смотреть якобы сдаваемую внаем квартиру Глумовых.

Является слуга, за ним сам Мамаев. Мамаев пеняет слуге: зачем тот привез его в жилую квартиру. Глумов объясняет, что, нуждаясь в деньгах, хочет из этой квартиры переехать в большую, и на недоуменные вопросы Мамаева заявляет: «Я глуп». Тот сперва ошарашен, но быстро начинает верить, что перед ним молодой человек, жаждущий советов, поучений и наставлений.

Глумова показывает Мамаеву карикатуру Курчаева. Мамаев уходит. Приходит Манефа, «женщина, занимающаяся гаданием и предсказанием». Глумов принимает ее с деланным почтением, дает пятнадцать рублей, отсылает угощаться чаем и кофе, записывает в дневник расходы: на Манефу и три рубля слуге Мамаева. Внезапно возвращается Курчаев, которому встретившийся по дороге Мамаев не велел показываться на глаза. Курчаев подозревает Глумова в интриганстве и говорит ему об этом. Они ссорятся. Курчаев уходит. «Дядя его прогнал. Первый шаг сделан». Этими словами Глумова заканчивается первое действие комедии.

В доме Мамаева хозяин и Крутицкий - «старик, очень важный господин», сетуют на пагубность реформ и перемен и на свое неумение владеть пером и «современным слогом». У Крутицкого готов труд, написанный стилем, «близким к стилю великого Ломоносова», и Мамаев предлагает дать его Глумову в обработку. Оба уходят. Появляются Мамаева и Глумова. Глумова жалуется на недостаток средств. Мамаева ее подбадривает, суля Глумову свое покровительство. Вошедшему Мамаеву Глумова расписывает восхищение своего сына его умом. Мамаев, уходя, обещает Глумовой дать «не денег, а лучше денег: совет, как распорядиться бюджетом». Мамаевой же Глумова принимается рассказывать о том, как влюблен в нее Глумов. Глумова уходит. Мамаева кокетничает с вошедшим Глумовым.

Приезжает Городулин, «молодой важный господин». Мамаева просит для Глумова место, «разумеется, хорошее», зовет Глумова и оставляет его с Городулиным. Глумов заявляет себя либералом и демонстрирует речистость, восхищающую Городулина, который тут же просит помочь ему приготовить спич. Глумов готов написать.

Городулина сменяет Мамаев, который принимается учить Глумова ухаживать за своей женой. Глумов остается с Мамаевой, объясняется ей в любви и уходит.

На даче Турусиной, «богатой вдовы, барыни из купчих», окруженной приживалками, гадальщицами, странницами, Турусина, только что выехавшая было в город, но приказавшая поворотить экипаж из-за плохой приметы, выговаривает своей спутнице, племяннице Машеньке, за «вольнодумство» и симпатию к Курчаеву. К тому же она получила два анонимных письма, предостерегающих от знакомства с Курчаевым. Машенька отвечает, что она «московская барышня» и спорить не станет, но пусть тогда тетя и подыщет сама ей жениха. Машенька уходит. В гости заходит живущий по соседству Крутицкий. Турусина делится с Крутицким заботами: как подыскать Машеньке хорошего жениха. Крутицкий рекомендует Глумова и уходит. Приезжает Городулин. Как и Крутицкий, он высмеивает пристрастие Турусиной к странникам и приживалкам и сообщает: одна из таких знакомых Турусиной осуждена за мошенничество и отравление богатого купца. С Городулиным повторяется тот же разговор с тем же результатом. Городулин всячески рекомендует Турусиной Глумова. И наконец, взамен Городулина появляется Манефа. Она тут желанная гостья. Ее принимают с почетом и речам ее внимают с трепетом. Она вещает, приживалки поддакивают. Все хором предвещают Глумова как что-то уже почти сверхъестественное. Появлением Глумова с Мамаевым и обещанием Турусиной полюбить его, как родного сына, действие заканчивается.

Глумов приносит Крутицкому «Трактат о вреде реформ вообще» - обработку мыслей Крутицкого. Крутицкий доволен. «Трактат» - острая пародия на ретроградство. Глумов просит Крутицкого быть посаженым отцом на свадьбе и несколько перебирает в угодничестве, что и отмечает Крутицкий по его уходе.

Приходит Клеопатра Львовна Мамаева дополнительно замолвить словечко за Глумова. Взбодрившийся после ухода Глумова старик обрушивает на нее архаические цитаты из любимых с юности трагедий, видя в стареющей Мамаевой чуть не ровесницу. Но куда неприятней для нее оброненное Крутицким известие о сватовстве Глумова к Машеньке по любви. «Что ее кольнуло. Поди вот с бабами. Хуже, чем дивизией командовать», - недоумевает Крутицкий, глядя ей вслед.

Глумов дома записывает в дневник расходы и впечатления и учит мать, уходящую к Турусиной, как задабривать и задаривать ее приживалок. Внезапно является Мамаева. Это необычно, и Глумов настораживается. Последующий разговор с ней то подтверждает, то успокаивает опасения Глумова. Он принимается объясняться Мамаевой в своих чувствах, несколько злоупотребляя красноречием, но та прерывает его вопросом: «Вы женитесь?» Глумов сбивается, пускается в объяснения и, как ему кажется, более или менее успокаивает Мамаеву. Звонок у двери. Глумов уходит.

Пришел Голутвин. Глумов, спрятав Мамаеву в соседней комнате, принимает его. Оказывается, тот, выражаясь современным языком, собрал на Глумова материал и шантажирует его: если Глумов не заплатит, Голутвин напечатает пасквиль. Решительным тоном отказывая Голутвину, Глумов на деле колеблется, не желая неприятностей ввиду выгодной женитьбы на Машеньке. Голутвин лезет в соседнюю комнату, допытывается, кто там. Глумов еле выпроваживает его, но затем решает догнать и все-таки заплатить. В комнату входит Мамаева, замечает дневник, читает о себе самой что-то, что приводит ее в ярость, и уносит.

Сперва Глумову кажется, что он «все уладил». Но убедившись, что дневник взят, он приходит в отчаяние, бранит себя: «Глупую злобу тешил. Вот и предоставил публике «Записки подлеца» им самим написанные».

На даче, где собралось все общество, Курчаев, беседуя с Машенькой о невиданных добродетелях и успехах Глумова, говорит: «Еще с кем-нибудь другим я бы поспорил, а перед добродетельным человеком я пас никогда этим не занимался». Между добродетельными беседами с будущей женой и тещей Глумов договаривается с Городулиным «отделать хорошенько» трактат Крутицкого (т. е. Глумова же) под подписью Городулина и убеждает Мамаеву, что женится по расчету. Слуга приносит переданный кем-то пакет. В нем напечатанная статья «Как выходят в люди» с портретом Глумова и пропавший дневник. Мамаев читает записи вслух, справки о расходах на приживалок «за то, что видели меня во сне», острые характеристики Крутицкого, Манефы, Турусиной (Турусина тут же говорит «всех прогоню» и предоставляет Машеньке полную свободу выбора; судя по всему, ее выбор - Курчаев). Появляется Глумов. Ему отдают дневник и предлагают «удалиться незаметно». Но Глумову уже терять нечего. «Почему же незаметно», - отвечает он и принимается обличать присутствующих уже устно. Суть обличений: в напечатанной статье нет ничего для них нового. Не настолько на самом деле глупы Крутицкий и Мамаев, чтоб и впрямь не чувствовать фальши в угодничестве Глумова: просто оно им удобно и приятно. То же и с Мамаевой, и с Городулиным. Но и та и другой неожиданно останавливают глумовское красноречие, начиная сразу же с ним соглашаться. Глумов уходит. После паузы все сходятся на том, что, спустя время, надо опять его «приласкать». «А уж это я беру на себя» - финальная реплика Мамаевой.

Егор Глумов: персонаж придуманный, но продуманный

Одни считают, что он перегибает палку, потому что слишком резок в своих высказываниях. Другие его не любят, потому что он популярен. А третьи не представляют свое утро без чашки кофе и FM 103 - «Радио Ван». Он ничего не боится в этой жизни, но беспокоит его многое. Он ненавидит безразличие, но сам безразличен лишь к попсовой музыке. Он обожает футбол и болеет за “Барсу”. Он слушает рок, Сурена Арустамяна и не любит джаз. Его работа - а, может, и призвание - “поглумится” над своими радиослушателями. Мы беседуем с популярным радиоведущим, программным директором радиостанции «Ван» Егором Глумовым (Гором Григоряном).

- Егор, здравствуйте. Как Вы стали радиоведущим?

Здравствуйте! Я пришел на «Радио Ван» и сказал: «Мне не нравится ваше радио». И так стал радиоведущим.

- Может, это был своеобразный способ выделиться и запомниться?

Я пришел на радио не для того, чтобы остаться. Я пришел потому, что мне нужно было сказать, что оно мне не нравится. Это был спор, смогу ли я прийти и сказать об этом. Я пришел, сказал и ушел. Шушаник Аревшатян - директор радиостанции «Ван» - предложила попробовать что-либо изменить самому. Я сказал, что я военнослужащий, у меня другие вкусы. Но потом я подумал и вернулся на радиостанцию. Сначала проработал как программный директор, а потом, когда возник дефицит ведущих в эфире, и пришлось (не от хорошей жизни) стать ведущим.

- Вы уже 13 лет как работаете на радио: приходилось ли Вам разочаровываться в данной профессии?

Вы знаете, я пришел на радио достаточно взрослым, сформировавшимся человеком: в 27 лет я не думал, что став радиоведущим, у меня появится Bentle, вилла в Барселоне, поэтому я ни в чем не разочаровался, все идет нормально, ни разу в жизни мне не хотелось уходить.

Ваша программа «Глумово утро» поднимает настроение многим радиослушателям. А Вам что может поднять настроение?

Детки мои поднимают настроение: когда я ухожу на работу, они еще спят, я их целую, смотрю на них и улыбаюсь, потом по дороге на работу думаю о них все время. Когда у тебя дома все хорошо и ты счастлив - это всегда дает какой-то позитивный заряд.

- А семья слушает Ваши эфиры?

Старшая дочь едет в школу вместе со мной, она на переменах слушает, но это не хорошо, на самом-то деле. Супруга не слушает, чтобы не нервничать: ей все время кажется, что в эфире кто-то что-то скажет, а я отвечу, потому что я - человек достаточно горячий. Младший иногда слушает.

- Где бы Вы себя хотели еще попробовать в профессиональном плане?

Вы знаете, я бы хотел снять кино. Хорошее. Но пока до этого не дорос, книгу хотел бы написать, может быть, историческую.

- В Вашей программе Вы разыгрываете людей. А Вас пытались разыграть?

Да пытались: на армянских телеканалах есть различные программы, розыгрыши, но у них ничего не получилось. Натренирован, наверное. Просто я не поддаюсь на провокации, достаточно тонко чувствую, когда во всем этом есть подвох.

Если спросить у прохожих, кто такой Егор Глумов, они ответят: «Радиоведущий». Ваши дети скажут: «Папа». А Вы как ответите на этот вопрос?

  • Егор Дмитрич Глумов , молодой человек.
  • Глафира Климовна Глумова , его мать.
  • Нил Федосеич Мамаев , богатый барин, дальний родственник Глумова.
  • Егор Васильич Курчаев , гусар.
  • Голутвин , человек, не имеющий занятий.
  • Манефа , женщина, занимающаяся гаданьем и предсказаньем.
  • Человек Мамаева.

Сюжет

Действие происходит в Москве, в первое десятилетие реформ Александра II . Егор Дмитриевич Глумов говорит своей матери, что отныне будет делать карьеру через знакомства в свете. Теперь Глумов для себя будет вести дневник и в нём писать откровенно, что думает о людях, расположения которых добивается .

Постановки

  • 1 ноября - Александринский театр .(бенефис Ф. А. Бурдина. Мамаев - Бурдин, Глумов - Н. Самойлов, Глумова - Линская, Мамаева - Читау, Крутицкий - П. Васильев, Городулин - В. Самойлов, Турусина - Жулева , Манефа - Громова, Голутвин - П. Степанов). В других составах были заняты И. Киселевский , К. Варламов, Уралов (Крутицкий), В. Далматов, А. П. Ленский, Аполлонский, Юрьев (Глумов), Давыдов (Мамаев), Глебова, Савина, Тираспольская (Мамаева), Чарский, Далматов, Корвин-Круковский (Городулин), Стрельская (Глумова), С. Яковлев (Голутвин), Чижевская (Манефа).
  • 6 ноября - Малый театр (бенефис Н. Е. Вильде, Глумов - Вильде, Глумова - Таланова , Мамаев - П. М. Садовский , Мамаева - Е. Н. Васильева , Крутицкий - С. Шумский, Городулин - Самарин, Турусина - Н. Медведева, Машенька - Федотова, Манефа - Акимова). Ролью Глумова в Малом театре дебютировал В 1876 году А. П. Ленский (впервые играл эту роль в 1869 году в провинции). До 1917 года в спектале были заняты О. О. Садовская (Глумова), Греков, Парамонов, А. Ленский (Мамаев), Никулина, Лешковская , А. А. Яблочкина (Мамаева), Музиль, Падарин, К. Н. Рыбаков , Правдин (Крутицкий), Южин (Городулин), Рыкалова, Массалитинова (Манефа), М. П. Садовский (Голутвин), П. Садовский (Глумов), Грибунина, Никулина (Турусина), Музиль (Машенька), А. А. Остужев (Курчаев).
  • 1885 - Театр Корша (Глумов - Солонин, Крутицкий - И. П. Киселевский).
  • 1910 - Московский художественный театр . Реж. В. И. Немирович-Данченко , В. В. Лужский, худ. Симов, Сапунов; Глумов - В. И. Качалов , Мамаев - В. В. Лужский, Мамаева - М. Н. Германова, Крутицкий - Станиславский , Городулин - Л. М. Леонидов , Турусина - М. Г. Савицкая, Манефа - Н. С. Бутова, Голутвин - И. М. Москвин , Григорий - А. Р. Артем. Возобновлен в 1925 году. Исполнители ролей в МХТ (по хронологии) - О. Л. Книппер-Чехова (Мамаева), В. Ф. Грибунин (Крутицкий), Н. О. Массалитинов , В. Ф. Грибунин (Городулин), Е. П. Муратова, М. П. Лилина , Бирман , Книппер-Чехова , Соколовская (Турусина), А. Г. Коонен , Гиацинтова, А. К. Тарасова (Машенька), Берсенев , Вербицкий, Б. Н. Ливанов (Курчаев), Дейкун, Соколовская, Дмоховская (Манефа).

В провинциальных постановках наиболее известны были Глумов - Рощин-Инсаров, Городулин - Неделин .

Постановки в СССР

  • 1923 - Малый театр (реж. И. С. Платон; Глумов - П. М. Садовский , Глумова - В. Н. Рыжова , Мамаев - Костромской, Крутицкий - А. И. Южин , Городулин - Климов, Турусина - Е. К. Лешковская, Машенька - Белевцева, Курчаев - М. Ф. Ленин , Голутвин - Н. Яковлев).
  • 1935 - Малый театр (реж. П. М. Садовский, худ. Меныпутин). Исполнители этой и последующей (1943) пост. Малого театра: П. М. Садовский, Мейер, Аксенов, М. И. Царев (Глумов), Е. Д. Турчанинова (Глумова), В. Н. Давыдов , Головин, К. Яковлев, Владиславский (Мамаев), Шатрова (Мамаева), Айдаров, Рыжов, Зражевский , Старковский (Крутицкий), К. А. Зубов , Н. Яковлев, Рыбников (Городулин), Турчанинова , А А. Яблочкина , Борская (Турусина), Васенин , Лебедев, Сашин-Никольский (Голутвин).
  • 1923 - 1-й Рабочий театр Пролеткульта (Москва). Композиция «Мудрец» по пьесе Островского. Автор композиции и режиссёр С. М. Эйзенштейн ; Глумов (в композиции - Рыжий клоун Жорж) - Г. В. Александров .
  • 1928 - Проф-клубная мастерская в Москве (реж. Волконский, Глумов - Канцель, Крутицкий - Абдулов)
  • 1937 - Харьковский русский театр (реж. и Крутицкий - А. Г. Крамов)
  • 1943 - Ленинградский театр им. Ленинского Комсомола (премьера в г. Серове)
  • 1943 - ЦТКА (реж. Тункель, худ. Федотов; Глумов - Хованский, Мамаев - Хохлов)
  • 1944 - Театр им. Ш. Руставели (Тбилиси; реж. Алексидзе)
  • 1945 - Воронежский театр (реж. Энгелькрон)
  • 1945 - Казанский русский театр (реж. Ардаров; Глумов - Гусев, Глумова - Жилина, Мамаев - Якушенко)
  • 1946 - Ленинградский театр Комедии (реж. Зон, худ. Н. П. Акимов)
  • 1950 - Театр драмы Латвийской ССР (реж. Балюна; Глумов - Видениек, Глумова - Румниеце)
  • 1951 - Театр им. Леси Украинки (Киев; реж. Нелли; Глумов - Белоусов)
  • 1954 - Горьковский театр (реж. Покровский, худ. К. Иванов; Глумов - Ушаков, Крутицкий - Левкоев)
  • 1958 - Московский театр Сатиры (реж. Лобанов)
  • 1968 - Театр им. Евг. Вахтангова . Реж. А. Ремизова, худ. Н. П. Акимов .

Кроме того пьесу ставили Костромской (1934, 1947), Смоленский (1934), Таганрогский (1936) театры, Тбилисский театр им. А. С. Грибоедова (1940), Воронежский театр (1941), Одесский русский театр им. Иванова (1947), Саратовский театр им. К. Маркса (1948) , Театр им. Я. Купалы (Минск ; 1962), Бакинский театр (1963) и др.

Современные постановки

  • 1984 - Малый театр. Реж.-пост. И. В. Ильинский, реж. В. Я. Мартенс, худ. С. М. Бархин.
  • 1997 - Театр-студия п/р О. Табакова. Реж.-пост. О. П. Табаков , худ.-пост. Д. Л. Боровский .
  • 2002 - Малый театр. Реж.-пост. В. Бейлис, худ.-пост. - Э. Стенберг. В ролях: Э. Быстрицкая, И. Муравьёва, А. Потапов, Т. Панкова, А. Ермаков.
  • - Алтайский краевой театр драмы имени В. М. Шукшина (реж. В. Золотарь)

За рубежом

Примечания

Литература

  • текст пьесы
  • первая публикация - «Отечественные записки », 1868, № 11.
  • Арбажин К. (Впечатления сезона), «ЕИТ». Сезон 1909, вып. 4.
  • Кугель А. Театральные заметки // Театр и искусство. 1910, № 18.
  • Дурылин С. Н. «На всякого мудреца довольно простоты» на сцене Московского Малого театра. М.-Л., 1940.
  • Новицкий П. Образы актёров. М., 1941.
  • «На всякого мудреца довольно простоты». Сб. статей, М.-Л., 1948 (А. Н. Островский на сцене Малого театра).
  • 3ограф Н. Александр Павлович Ленский. М., 1955.


Пьесы Александра Остовского

Свои люди - сочтёмся | Бедная невеста | Доходное место | Праздничный сон до обеда | Гроза | Свои собаки грызутся, чужая не приставай | Женитьба Бальзаминова | На бойком месте | На всякого мудреца довольно простоты | Бешеные деньги | Лес | Не всё коту масленица | Не было ни гроша, да вдруг алтын | Снегурочка | Волки и овцы | Правда хорошо, счастье лучше | Последняя жертва | Бесприданница | Без вины виноватые | Таланты и поклонники | Красавец-мужчина


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "На всякого мудреца довольно простоты (пьеса)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бешеные деньги. Бешеные деньги Жанр: пьеса

    У этого термина существуют и другие значения, см. Снегурочка (значения). Снегурочка Жанр: пьеса

Выпуск 27. 11 ноября

Гор Григорян: «Я – грозный, гордый, живущий в горах…»

Гор Григорян – это такой армянский Николай Фоменко (только без автогонок).

Он работает в Ереване на FM Радио Ван (именно Van, а не One, так называется озеро, которое когда-то было армянским, а теперь находится на территории Турции). На этой позитивной станции Гор – и швец, и жнец, и на дуде игрец. По будням он выходит в эфир с утренней программой «Пусть всегда будит Глумов» (или «Глумово утро»). Егор Глумов – это его псевдоним. «Потому что я глумлюсь, – объясняет Гор. – Могу позвонить депутату Национального собрания и спросить: кто написал «Трех мушкетеров»? А депутат – дуб дубом…»

Еще он делает серьезные программы. И придумывает радиорекламу, которую сам же и озвучивает.

В этом году Григорян получил в Москве Премию им. Попова (это такой «радийный Оскар») как «лучший мужской голос русскоязычных станций».


Мы познакомились нынешней осенью в Томске на рекламном фестивале «Сибирский децибел», куда Гор исправно приезжает каждый год и шокирует местных милиционеров тем, что первым делом добровольно приходит оформлять регистрацию. Пообщаться на диктофон в Сибири, где его симпатичные ролики завоевали несколько призов, не удалось. Путешествие в Армению пока лишь в проекте. А потому я отправил Гору вопросы, получил ответы, кое-что причесал. И вот результат.

- Гор! Мы тут в Москве, конечно, знаем, что такое армянский коньяк, но по возможности предпочитаем французский. А вот что такое армянская реклама и кто ее герои неизвестно даже старожилам…

- Ох, не люблю я КВНщиков, особенно б/у…

А к пограничникам как относишься?

- К пограничникам нормально. Без них нельзя. Кстати, это правда, что на нейтральной полосе цветы необычайной красоты?.. Так почему же ты бросил и столб полосатый, и верного Мухтара, и стал рекламу записывать?

- На самом деле все очень просто. В один прекрасный день холостой Гор Григорян увидел во сне девушку своей мечты, затем нашел ее и перестал быть холостым Гором Григоряном. А семейная жизнь и погранзастава – вещи не совсем совместимые, да? Вот я и ушел из погранцов, хотя мне прочили блестящую карьеру – академия там, служба в отряде, в главном управлении... Только на гражданке я недолго помыкался, несмотря на свое политехническое образование.

- А ты кто по диплому?

Биокибернетик. Гражданка приняла меня, капитана в отставке, весьма неблагосклонно. Пришлось опять податься в армию. Ну, а потом уже совершенно случайно я оказался на радио и остался. Вот уже четвертый год – «радиовановец». Знаешь, что общего между заставой и радиостудией?

- Откуда? На радио я работал, а вот на границах предпочитаю не задерживаться…

И там и там есть вышки! А еще застава научила терпеть, выживать, быть собранным, сконцентрированным. Это важно для рекламщика. Про образование я вроде уже сказал, Ереванский политех, но по специальности не работал ни секунды. Хотя проект моей дипломной работы был представлен аж в солнечной Калифорнии...

Еще мультипликаторы (это Роберт Саакянц). А еще ее делают или пытаются делать продавцы цемента, обуви и соков, производители коньяка, паркета и трикотажа. И вот изготовители этой последней, так называемой рекламы, настолько следуют слову и стилю заказчиков (коньячников и паркетчиков), что реклама у нас в 70 случаях из 100 отстойная. Прискорбно, но факт. Такой вот расклад... Еще о цифрах, точнее, ценах. Даже по сравнению с российской глубинкой они у нас в Ереване смешные.

- А конкретнее? Можешь эти «смешные цены» расшифровать?

Чего их расшифровать... Стыдно... Информационный ролик у нас стоит $ 20 – самый дорогой игровой около $ 30, а трансляция секунды рекламы – 10 центов. Но живем мы за счет рекламы. Нормально живем, не жалуемся.

- А достижения есть?

Достижением армянской рекламной индустрии можно считать оставшиеся 30 процентов рекламной продукции, которая сделана смачно, со вкусом и хорошим качеством. Секрет прост: рекламодатель к таинству рождения рекламы всеми правдами и неправдами допущен не был. «Вот достижение!» – усмехнутся многие твои читатели, не армяне, но учитывая все тонкости армянской ментальности, это действительно достижение. Результат – призы с различных рекламных фестивалей. Например, ребята из «Принт-инфо» год за годом покоряют Киев, ребята из «Антареса» неплохо представили рекламу made in Armenia в Питере и в Сочи, ну и, наконец, около 15 наград имеет «Радио Ван» и ваш покорный слуга. Говорят, в нашей рекламе есть какая-то изюминка. Черт его знает, что у нас есть, я знаю только одно: реклама, сделанная на «Радио Ван», – самая лучшая в Армении!

- А лично твоя самая большая удача, кроме детей, какая?

Слушай, как ты догадался, что это, прежде всего, дети?! У меня две дочки – Ануш, четыре года, и Манэ, два месяца. Жизнь отдам за свою семью!..

Ну, после детей и любимой жены, удача – то, что я занимаюсь любимым делом, работаю в отличной команде и получаю от своей жизни огромное удовольствие. Большая удача жить!

- Ты, наверное, буддист, да?

Нет, я очень воинствующий атеист!

- А, по-моему, ты тайный буддист! Жить в Армении сегодня – это не пахлаву кушать. Этим летом я летел из Швейцарии, и моей соседкой в самолете оказалась родственница вашего знаменитого художника Сарьяна. Она всю дорогу рассказывала какие трудности пришлось пережить армянам после распада СССР. Да и сейчас все далеко от добрых старых времен. В такой ситуации людям не до рекламы. Как ты, прости за нескромный вопрос, на жизнь зарабатываешь?

Я ведь не только рекламой занимаюсь. Я очень многостаночник! Так что зарплата у меня для Армении очень приличная, да и премиальных хватает. Главное – я очень люблю свое дело. Дела, точнее! Гор Григорян – программный директор радиостанции Ван, лучшей, между прочим, в Армении. Мы-то сами знали, что лучшие, но в прошлом году это подтвердила Национальная музыкальная премия. Гор Григорян, он же Егор Глумов, – ведущий радиостанции Ван. Гор Григорян сочиняет и озвучивает ролики. Гор Григорян ведет всякие сборища жаждущих зрелищ людей – дискотеки, party, вечера, торжества. Гор Григорян пишет сценарии для радиопрограмм. И все это я делаю очень быстро! Так что если вы мне сегодня закажите рекламу, а уже есть заказы из Казахстана, России, Грузии, то я вам сегодня же отправлю готовый ролик, несмотря на всю свою суперзанятость! Всегда готов!

Ну, во-первых, дорогой мой, я думаю по-русски. Большую часть своей жизни я прожил вне пределов Армении. Во-вторых, радиостанция «Радио Ван» – единственная (теперь, правда, после принятия закона о языке, уже наполовину) местная русскоязычная радиостанция. Так, что великий и могучий мне настолько же родной, как и тебе. И, несмотря на всю мышиную возню вокруг языка вещания (мы не имеем права вещать на русском, но мы как бы радио для национальных меньшинств), армянские рекламодатели предпочитают слышать свою рекламу на русском.

- Читатели меня не поймут: беседовать с человеком с армянского радио и – ни одного анекдота! Правда, я не страстный любитель анекдотов. Не мог бы ты припомнить какой-нибудь реальный местный рекламный прикол?

Самый большой прикол – это, конечно, гастроли в России нашего танцевального ансамбля «Сасун». Сасун – название древней области в исторической Армении, у нас даже есть герой народного эпоса – Давид Сасунци, или Давид Сасунский...

- Да это все культурные люди знают. Давид – такой армянский Геракл, он с арабскими сборщиками подателей воевал.

Молодец! Короче, гастроли. И вот, когда были сделаны и ролики, и наружка для рекламной кампании по России, все вдруг представили себе лицо простого жителя Рязани, увидевшего щит с огромной надписью: «Для вас из Армении! «Сасун»! Только один вечер!..»

- Ничего страшного. После «Видал Сасун. Вош энд Гоу» армянский «Сасун» уже никого не испугает!.. Хорошо, муки творчества тебе неизвестны, но, скажи, творческая непоколебимость – это про тебя?

Ты знаешь, я такой старый прожженный рок-н-ролльщик… И когда только пришел на радио, совершенно не знал, что такое «формат». Так вот, я начал всех грузить, типа: попса – это лажа, отстой, Майкл Джексон – лох, и т. д. А потом быстро понял: рок-н-ролл рок-н-роллом, а формат форматом. Так что если где-то нужно наступить на горло собственному творчеству во имя каких-то целей, я наступлю! Уже научился. Но после где-нибудь в гордом одиночестве я поматерюсь, послушаю Metallic и – снова в бой. А вообще существуют ли абсолютно непоколебимые творческие люди?


- Давай напоследок несколько вопросов блиц. Как ты реагируешь на критику?

Адекватно.

- Почему тебя назвали Гором?

Об этом надо было спрашивать моего покойного дедушку. Гор – древнеармянское имя, оно означает «грозный, гордый, живущий в горах».

- Ты согласен, что мужчине ровно столько лет на сколько он себя чувствует?

Возраст у меня нормальный – ровно 30. Таким себя и чувствую.

- Ты спортсмен или болельщик?

Мастер спорта по дзюдо.

- Что ты любишь?

- Врачи говорят это вредно. О чем мечтаешь?

Взойти на вершину Арарата!

- Чего ты ждешь, «как ждет любовник молодой минуты первого свидания»?

- Что скажешь из солнечной Армении сумрачной России?

Всем спасибо, любите радио!

(Отрывок очерка «Из пьес А. Н. Островского» – части «Литературной коллекции», написанной Александром Солженицыным .)

«На всякого мудреца довольно простоты» (1868)

Узнать нельзя драматурга [Островского ] от прежних комедий! С первых слов заявляется интрига! – и дальше она динамично накатывает, клубится, изумляет неожиданными поворотами, приёмами. Чёткие диалоги, без лирических замедлений, напоены остротой, перчинками юмора – юмора персонажей и юмора ситуаций (без прежней игры на самобытности выражений, только фольклорные присказки у гадальщицы), иногда, правда (у вздорной богачки Турусиной), сбиваясь и в водевиль. И какой простор для актёрской игры. Очень смешные положения. Интрига быстро, успешно ветвится – в неожиданных, но угаданных психологических поворотах и в переблесках лицемерия главного интригана Егора Глумова. Тщетная была бы затея – уследить, пересказывать повороты сюжета. Нет уже больше замедленных мещанских фигур. Скользят обходные намёки видных персон, ошарашенных новым временем александровских реформ , схвачена и эпоха. (Но мы и сегодня прочтём – а ведь это о нашем времени: «После всего этого . Вы понимаете, после чего?.. Куда-то ведут нас; но ни мы не знаем – куда, ни те, которые ведут нас… Где же вековая мудрость, вековая опытность?») – Ещё отчётливей, уже до сатиры, пьеса врезается в общественные дискуссии: для его превосходительства Глумов составляет трактат: «О вреде реформ вообще»: «отметая старое, мы даём простор опасной пытливости ума… так называемому духу времени… измышлению праздных умов…» В присутственных местах увеличить оклады «председателям и членам, а отнюдь не младшим чиновникам». Глумов победно берёт всех намеченных – меткой, мгновенной находчивостью, лестью, ложью и лицемерием. «Всё взято одной энергией». (Да ещё: его неутомимая маменька рассылает безымянные письма, порочащие кого надо, и сидит-соглядатает в доме преднамеченной невесты.) «Целый замок висит на воздухе без фундамента».

На всякого мудреца довольно простоты. Фильм-спектакль театра им. Евгения Вахтангова по драме А. Островского (1971). 1-я часть

Так и есть. Слишком уж быстро авантюрист пошёл вверх, сорвался на показной любовной игре с женой дяди: её ревности открылся замысел той женитьбы. И первое это раскрытие представлено у Островского озорной ироничной сценой: женщина разрывается от ревности, а его превосходительство, не замечая и ничего не ведая, декламирует возвышенные тирады из трагедии полвека назад умершего Озерова.

И вот когда сбывается заглавное предупреждение комедии: «На всякого мудреца…» Зачем бы Глумову вести дневник? «Всю желчь, которая будет накипать в душе, сбывать в этот дневник, а на устах останется только мёд». А что? – жизненно. И – вёл. Но вот – в суматохе быстро переменчивых сцен – дневник по опрометчивости достаётся разгневанной даме.

А пока дневник неизвестно у кого, Глумов ещё актёрствует и перед глупо-доверчивой матерью невесты, виртуозно балансирует между своими покровителями – старо-консерватором и младо-либералом, всё острые повороты, берётся публично высмеять своё же сочинение, с той же изумительной находчивостью и перед дядиной супругой. И всё те же блёстки сверкают в диалогах.

На всякого мудреца довольно простоты. Фильм-спектакль театра им. Евгения Вахтангова по драме А. Островского (1971). 2-я часть

И вдруг – от почтальона конверт, и в нём – сам дневник, на чтение желающим. Чтение вслух по очереди, наразрыв, стараясь миновать о себе самом, – очень смешно, комично. А пришедший Глумов не потерял самообладания – «Вы сами скоро пожалеете, что удалили меня из вашего общества. Я вам нужен, господа. Без такого человека, как я, вам нельзя жить». – Но дальше растянутый монолог его об их всех бесчестности – уже публицистика, через публику – да крик в общественную жизнь. Художественно – это перебор.

А вне этого заключительного разоблачительства – пьеса стройная, живая, искромётная – вот, доступен Островскому и вполне французский стиль.

Примечание. Комедия «На всякого мудреца довольно простоты» была поставлена на сцене «из-под пера»: автор окончил ее 7 октября 1868 года, 1 ноября была премьера в Александринском, 6 ноября – в Малом. Шла с неизменным успехом и до, и после революции. Идет на сценах русских театров и сейчас. Существуют фильмы-спектакли: Малый театр (1952 и 2008), Театр им. Евг. Вахтангова (1971), МХАТ им. М. Горького (1976), Московский театр-студия п/р О. Табакова (2007).