Лепка для детей 3 основных способа. Методы и приёмы обучения лепке. Лепка простых геометрических тел

" статьёй . Где расскажем вам, каковы основные приёмы, с помощью которых можно создать глиняную посуду разнообразных, но красивых форм. Ранее, в статье "Лепка из глины " мы уже сталкивались с основами лепки, и данная статья призвана расширить и углубить изложенный раньше материал.

Кстати, если вы хотите сделать подарок любимым на , то из глины также можно сделать отличные валентинки (подробнее про валентинки в целом можно прочесть в статье "Как сделать разнообразные валентинки ").

Глина: основы лепки отличаются от лепки с помощью пластилина. Лепка из глины отличается тем, что после изгтовления формы изделие необходимо обжечь, чтобы им можно было без особых опасений пользоваться. Хотя и необожжённые глиняные изделия прекрасно смотрятся в ключевых местах комнаты, украшая интерьер керамикой собственного изготовления. Если вы хотите, то можете вместо глины обычной пользоваться полимерной глиной — основы лепки керамики из полимерной глины аналогичны основам лепки из глины обычной.

Поэтому, плюс поскольку статья называется "основы лепки ", то мы пока не будем затрагивать основы приготовления глины, основы сушки, основы обжига глины. Так что если захочется прочности, можно пользоваться полимерной глиной. Если захочется оригинальности, можно остановиться на необожжённой глине обычной. А если появится доступ к муфельным печам или кузнечному горну, то можно и обжечь готовые изделия.

Кстати, по поводу подготовки глины: если вы хотите, то можете покупать обычную голубую глину без добавок и размачивать её, притом делать замес заранее, чтобы глина «вылежалась» до начала работы (1-2 недели). Залить нужно горячей водой (столько, чтобы на ее поверхности оставались только отдельные островки глины). После набухания массу нужно выложить на стол, застеленный грубой тканью и подождать, когда глина освободится от лишней воды и приобретет необходимую для работы влажность. При этом ее нужно периодически переворачивать и переминать.

Итак, предполагается, что у вас есть готовая к работе глина, которая:

  • пластична (к рукам не липнет), мягкая по консистенции, т.к. очень плотная, твердая консистенция глины затруднит работу;
  • освобождена от лишних тяжелых включений (просеять или перебрать руками глиняное тесто на ощупь, отщипывая и перебирая маленькими кусочками (складываете в «ласточкино гнездо»);
  • пробита, т.е. освобождена от пузырьков, иначе при обжиге ее разорвет на части;
  • обернута во влажную салфетку (тряпку) и упакована в плотный полиэтиленовый пакет во избежание засыхания. Можно использовать для хранения пластиковые закрываемые формы.

Самое время приступить к основам лепки из глины.

Так, работать с глиной следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны изделия, поможет более органично связать все в единое целое. В помощь рукам для лепки нужно использовать специальные инструменты — стеки. Основное их назначение - проработка мелких деталей, удаление лишней глины, присоединение мелких деталей к крупным, сглаживание отдельных частей изделия.

Работать над изделием начинают с основной, более крупной части. Например, при лепке животного сначала лепят туловище и голову, затем сравнивая по величине другие детали, соединяют их и самые мелкие лепят в последнюю очередь.

Любое соединение делается в следующей последовательности:

  1. Сначала на обеих соединяемых частях изделия делается насечка в виде сеточки стеком, ножом или зубочисткой (для мелких форм), затем промазывается шликером (сметанообразная смесь глины и воды).
  2. Присоединяется примазыванием с двух сторон (глина с верхней части заглаживается вниз) стеком или влажным пальцем.
  3. В некоторых случаях (в частности, при изготовлении посуды) для соединения частей изготавливается отдельный жгутик, который будет при наложении в месте соединения заглаживаться в обе стороны — вверх и вниз.

При этом шов должен быть незаметным, а соединение прочным. Это сохранит изделие от трещин и сколов, т.е. разрушения после высыхания. Можно в завершении воспользоваться влажной губкой для сглаживания шва.

Если работа не закончена сразу, то изделие необходимо сохранить, накрыв влажной тряпкой и полиэтиленом. При этом глина останется сырой, не испортится поверхность и работу над изделием можно будет продолжить в последующие дни. Перед завершением работы изделие при необходимости «выглаживается» влажной губкой, тряпкой или кисточкой.

Декорирование в процессе лепки может заключаться в тиснении изделий (нанесение оттисков), налепах элементов украшения или использовании различных глиняных масс по цвету; после высыхания и обжига — в росписи керамическими красками, глазурями и прочее, о чем более подробно в разделе декорирования.

Теперь немного про различные способы лепки

Есть две большие группы технологий работы с глиной (и любыми другими пластичными материалами). Первый способ — это создание полу-обЪёма, второй — работа с полным обЪёмом (в 3D, как говорится).

Создание полуобЪёма — это такие приёмы, которые создают как бы обЪём — но обЪём, привязанный к плоскости. Создание полуобЪёма может происходить с помощью:

  • вырезания материала из толщины глины, чем и формируется рисунок.
  • налепливания слоёв глины поверх основного пласта, образуя нужный рисунок.

Какой бы способ вы не использовали, в результате вы получаете рельеф, что-то наподобие:

Естественно, при работе в технике "рельеф" не обязательно делать сквозные отверстия, основной пласт глины может оставаться нерушимым.

Работа с обЪёмом (3D моделирование, так сказать), происходит действительно в обЪёме, во всех трёх измерениях. При этом изделие получается самостоятельное, и располагается в пространстве вне зависимости от исходного пласта глины. По сути, можно сказать, что обЪёмная глиняная фигура — это эволюционировавший полуобЪём, очень-очень выпуклый и оторвавшийся от подложки рельеф.

При создании обЪёма работу в процессе лепки нужно периодически осматривать со всех сторон, чтобы добиться правильных пропорций и соотношений его частей. Если этого не делать, а пользоваться привычкой с рисования на плоскости, то может получится нечто очень и очень непонятное — совсем не то, что хотелось.

Собственно обЪём из глины можно создавать несколькими способами, первая группа которых включает:

Конструктивный способ состоит в том, что предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. Затем мелкие части. Соответственно, все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали.

Пластический способ лепки из глины заключается в том, что лепка происходит из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины.

Если соединить конструктивный и пластический способы, то получится комбинированный способ лепки.

Вторая группа способов лепки предполагает, что изделие готовится из "строительных" элементов , заготовленных заранее и более менее одинаковых — из шариков, создавая нужную форму, а потом заглаживая, из полос или колбасок, накладывая их по кругу и формируя сосуд, и т.д.

Каждый из способов лепки в принципе взаимозаменяем, и при должном количестве практики разница между ними стирается. И особняком стоит упомянуть лепку с помощью гончарного круга — весьма интересный, но, к сожалению, не очень доступный способ изготовления глиняных изделий. И, в конце статьи даём основной совет по лепке из глины:

Главная основа лепки из глины — это практика, длительная практика и очень много сделанных работ.

По материалам и больше данных в http://glina.teploruk.ru/article/sposoby_lepki.html

Пластилин - один из любимых инструментов ребенка, с помощью которого можно лепить оригинальные и неподражаемые шедевры. Но это также материал, которым можно рисовать удивительные картины.

Что такое пластилинография

Пластилинография - разновидность нетрадиционного рисования, относительно новое направление детского творчества, доступное и дома, и в детском дошкольном учреждении. В пластилиновых рисунках, сочетающих аппликацию и лепку, получающихся полуобъемными, выразить себя, передать настроение могут как маленькие дети, так и подростки. Причем в этом виде искусства не требуется каких-то особенных навыков. Достаточно проявить немного воображения и дать волю своей фантазии.

Виды картин из пластилина

Изображения, сделанные из пластилина, могут быть гладкими, с плавным перетеканием одного слоя в другой. При этом каждый элемент гармонично вписывается в общую композицию. В работе над такими картинами следует тщательно разглаживать получающиеся складки, а неровности и бугры надо аккуратно удалять при помощи стеков.

Очертания предметов на гладком фоне являются признаком рельефных изображений. Например, контуры рыбки или ее чешуя. Такие картины напоминают лепнину.

Также рисунки могут включать в себя полные детали и создаются по шаблону с предварительно заготовленными трафаретами для пластилина. Кончики каждого элемента сглаживаются (стираются) с новым куском картины.

Что понадобится для работы?

Основной рабочий материал - это разноцветный пластилин. Желательно выбирать восковой. Он мягкий, поэтому будет тонко выкатываться, легко размазываться по поверхности и не липнуть к рукам. Также следует запастись:

  • горизонтальным основанием, в качестве которого можно использовать картон, плотную бумагу, пластик или стекло.
  • доской (пластиковой или деревянной) для раскатывания пластилина и лепки деталей;
  • набором стеков (специальных пластмассовых ножичков для работы с пластилином) разной формы;
  • влажными салфетками и емкостью с водой для смачивания рук;
  • различными приспособлениями для придания поверхности задуманной структуры - зубчатыми колесиками, многогранниками;
  • медицинскими и кондитерскими шприцами для выдавливания пластилиновой массы.

Дополнительно для украшения работы можно использовать бисер, пуговицы, цветные нити, лоскутки, природные материалы.

В магазинах продаются наборы для рисования пластилином, включающие необходимый материал и инструменты для работы. Их ассортимент огромен, поэтому подобрать подходящий в соответствии с возрастом и интересами малыша будет несложно.

Преимущества пластилинографии

Следует заметить, что дети, хоть раз попробовавшие рисование пластилином, начинают заниматься этим постоянно. Преимуществами пластилинографии можно назвать:

  • простоту в работе;
  • снятие мышечного и нервного напряжения;
  • развитие моторики рук;
  • легкую корректировку: картину всегда можно переделать.

Пластилинография в детском саду

Воспитатель детского сада при обучении пластилинографии не будет ставить перед ребятишками сложные задачи, чтобы не отбить у них охоту работать с таким податливым материалом. Поскольку данный вид творчества занимает много времени, рекомендуется периодически делать перерывы на физминутку.

Когда дети овладеют навыками рисования пластилином, можно переходить к более сложным и даже коллективным творениям. В процессе работы над рисунком воспитатель должен следить, чтобы локти располагались на столе, спина была прямая. На занятиях пластилинографией в детском саду не следует допускать переутомления малышей.

Описание процесса пошагово

Создание поделки из пластилина проходит в несколько этапов:

  1. Выбор рисунка-основы, цветов для фона и будущего изображения. Малышам лучше всего начать с радуги либо голубого неба с желтым солнышком и зеленым полем с ромашками. Размер первых рисунков следует выбирать небольшой, ¼ листа формата А4.
  2. Перенесение выбранного эскиза на картон. Обязательно следует учитывать, с каким фоном картина будет лучше сочетаться: белым или цветным.
  3. От брусочков пластилина следует отделить кусочки небольшого размера и, в соответствии с задумкой, нанести на основу. При этом можно использовать различные способы лепки - раскатывание, прищипывание, разглаживание, сплющивание и прочие.
  4. В работе над изображениями из большого числа деталей, требующими четкой прорисовки предметов, поможет медицинский шприц без иглы, внутрь которого требуется поместить кусочек пластилина, осторожно нагреть (на батарее или в емкости с теплой водой), после чего выдавить тонкими нитями. Для получения более толстых нитей подойдет кондитерский шприц. Мягкие переходы между цветами можно получить путем смешивания в руках необходимых оттенков пластилина. При этом следует учитывать, что не нужно соединять более двух цветов одновременно.

В создании картин повышенной сложности не обойтись без участия мамы. С ней, к примеру, можно сделать оригинальный рисунок на стекле. На основу требуется переснять изображение, обвести контуры гелем либо краской из тюбика. Фон нужно закрашивать постепенно, длинными мазками, отщипывая пластилин (предварительно хорошо размятый) маленькими кусочками и размазывая его попеременно большим и указательным пальцами. После манипуляций с пластилином руки следует вытирать сухой салфеткой, а потом вымыть теплой водой.

Способы рисования пластилином

Рисование пластилиновыми шариками. Рисунок состоит из маленьких шариков, прикрепленных к бумаге. Он получается объемным и необычным. Начинать использовать такую технику рекомендуется с простых образов, например, листьев на дереве. Оригинально смотрится картина, в которой стили смешаны. К примеру, объемная аппликация и размазывание. На пластилине можно ставить отпечатки: точки колпачком фломастера по фону, штрихи зубочисткой, насечки пластмассовым ножичком и т. д.

Техника рисования спиральками придает картине объем. Спирали следует располагать близко друг к другу, чтобы получался рисунок. Например, оригинально будет смотреться крона дерева или простые розы, выполненные в таком стиле. Материала здесь будет израсходовано намного больше, чем при обычном размазывании.

Рисование мазками - необычайно красивая техника, которую могут использовать дети 5-6 лет. Такая картина не нуждается даже в четко продуманном рисунке. Достаточно соединить несколько цветов пластилина в один пласт и наносить им яркие мазки (наподобие рыбьей чешуи). Готовая работа будет напоминать произведения, которые пишут маслом профессиональные художники.

Наряду с другими техниками рисования пластилином детям нравится объемное исполнение . Для воплощения картины требуется скрутить множество маленьких колбасок и создать из них задуманный шедевр.

На заметку

При работе с пластилином стоит помнить некоторые особенности:

  • При смешении желтого, красного и синего получаются новые тона. Желтый с синим дают зеленый, красный с желтым - оранжевый, синий с красным - фиолетовый.
  • При соединении флуоресцентных и матовых тонов получается пластилин иного качества.
  • Для придания поверхности изделия глянца пальцы следует смачивать водой.
  • Примешивание черного к основному цвету дает его более темный тон, белого - пастельный.

Приемы лепки

Лепка фигур может производиться несколькими способами:

  • Раскатывание. Кусочек пластилина кладется между ладонями либо на доску и раскатывается прямолинейными движениями до приобретения цилиндрической формы. Для малышей - самый удобный способ рисования пластилином. Шаблоны изображений можно скачать из интернета либо приобрести в комплекте с набором.
  • Скатывание. Из пластилина скатывается шарик посредством круговых движений ладоней.
  • Оттягивание. Из оттянутого материала можно сконструировать определенный элемент будущего творения.
  • Заглаживание. Гладкий, плоский вид поверхности придается при помощи кончиков пальцев.
  • Сплющивание. Самый популярный метод. Шарик разминается до формы лепешки. Изгибы и углубления получают путем вдавливания.
  • Прищипывание. Производится сжатием пальцев в части картины, где создается новая деталь.

При помощи вспомогательных инструментов можно придать картине выразительный вид и получить большое число одинаковых заготовок. К примеру, стебли, траву или паутинку можно оформить при помощи медицинского шприца (без иглы).

Рисование пластилином для детей - это не только интересное времяпровождение, но и совместное творческое занятие, объединяющее родителя и ребенка, педагога и детский коллектив. Пластилинография развивает мелкую моторику, учит творчески мыслить, дает знания о способах смешивания цветов и получения новых оттенков, знакомит с текстурой материала для лепки.

Занятие лепкой в детском саду

Для гармоничного развития индивидуальной личности ребёнка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию).
На занятиях по лепке следует закреплять умение лепить знакомые предметы, передавая их характерные особенности, например лепить фигуру человека и животного в движении,создавать несложные композиции. Мелкая мускулатура кистей рук у детей достаточно развита, что бы они могли тщательно оттянуть мелкие детали, сгладить переходы. Во время лепки надо предоставлять детям возможность использовать в процессе занятия разнообразные приёмы лепки,сочетать пластилин и природный материал или дополнительный материал.
Воспитатель, руководя деятельностью детей , направляет их внимание на тонкость и тщательность отделки создаваемых предметов и объектов. Самые мелкие детали дети могут изобразить стекой (глаза, рот). Дети могут изменять при лепке положение частей тела животных,человека,это позволяет передавать движения.
Перед занятием так же важна предварительная работа, рассматривание изображений предметов, которые собираетесь лепить, характерные черты,формы, цвет.
Это поможет при выполнении работы придать выразительность и правдивость.Очень важно так же заинтересовать детей, создание эмоционального настроя (использование сюрпризного момента, загадок, стихов, появление сказочного персонажа.
Детей учат создавать изображения как по частям, так и из целого куска пластилина. Такой способ называется пластический.На занятиях детей учат передавать соотношения по величине деталей. Дети легко усваивают на наглядном примере, что у животных четыре лапы расположены парами, тело как бы лежит на передних и задних лапах. Постепенно дети овладевают способами лепки морды разных животных: зайца, лисы, волка, медведя и др.
В процессе обучения воспитатель должен направлять внимания детей на сравнение и выявление сходства и различия разных животных. Для этого воспитатель подбирает соответствующие игрушки, картинки с изображением разных животных,дети хорошо их рассматривают и затем они сравнивают чем похожи,чем отличаются.
Процесс работы начинается с советов воспитателя и предложений детей по созданию работы,показывает пример изображения. Далее дети приступают к лепке своих работ.Воспитатель может обратить внимание на удачно начатую поделку, направить действия детей, нуждающихся в поддержке и помощи. При работе следует обратить внимание на правильно подобранные нужные цвета и интересные детали.
После окончания работы воспитатель даёт оценку (при этом даёт только положительную оценку и хвалит детей). Ребёнок должен радоваться полученному результату,учиться оценивать свою работу и работу других детей, для того чтобы видеть сходства с натурой, подмечать новое и видеть свои ошибки.
На занятиях по лепке используются следующие способы лепки.

1. Конструктивный- лепка предмета из отдельных частей.
2. Пластический- детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина.
3. Комбинированный - сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Рельефная скульптура- объёмное изображение,выступающее над плоскостью.
Виды рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф.
Приёмы лепки:
1. Скатывание шариков-пластилин помещают между ладонями и совершают круговые движения;
2. раскатывание столбиков движениями ладоней вперёд-назад на дощечке;
3. сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;
4. прищипование или вытягивание:защипнуть пластилин между двух пальцев и слегка потянуть;
5. вытягивание отдельных частей от целого куска;
6. вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;
7. соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;
8. приплющивание нижней части формы;
9. рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стеки,заострённой палочки;
10. украшение поделки различными дополнительными и природными материалами;
11. оформление предмета деталями, вылепленными из пластилина;
12. смешивание в одном куске пластилина несколько цветов.
Примеры детских работ из пластилина


Лепка из пластилина – увлекательное и полезное занятие. Обычно, детям нравиться лепить. Здесь главное, чтобы у них получалось (особенно когда они только начинают свою карьеру «скульпторов»).

То, что лепка развивает руки, пальчики самоочевидно. Но еще она развивает и мышление – как пространственное, так и логическое. Ведь чтобы слепить какой-нибудь объект нужно проанализировать его форму, если объект сложный, то разбить его на составляющие простые, а потом все это соединить, синтезировать обратно. Это уже почти геометрия! Кстати о геометрии.

Именно занимаясь лепкой проще всего понять разницу между шаром и кругом, кубом и квадратом. Кроме того, деля пластилин на части ребенок естественно осваивает понятие часть-целое.

Ну, а чтобы лепка из пластилина еще и расширяла кругозор ребенка – это уже задача родителей. Возможностей для этого – море. Побеседуйте с детками об объектах лепки, расскажите что-то интересное, почитайте.

Для занятий лепкой не нужно много оборудования. Необходимы лишь доска для лепки, стек (он обычно прикладывается в набор) и, конечно, сам пластилин. Но не следует забывать, что лепка довольно-таки «грязное» дело. И, чтобы вместо радости пластилин не принес вам расстройства и конфликты, позаботьтесь о том, чтобы стол был укрыт бумагой или клеенкой. Если у вас на полу ковер, укройте и его – маленькие кусочки пластилина в процессе работы могут незаметно упасть на пол, их раздавят и ковер уже вряд ли удастся реанимировать. И, хочется напомнить, если пострадали ковер, мебель или еще что-то крайне дорогое и важное, то виноваты в этом вы, а не ребенок. Он еще не может сам правильно организовать свое рабочее место. После окончания работы можно очистить доску для лепки, или другие запачканные поверхности с помощью стека. Мыть что-то испачканное в пластилине водой – бессмысленно. Лучше протереть с большим усилием сухой бумажной салфеткой.

Не ломайте, не разбирайте сразу поделку ребенка! Пусть она постоит в квартире, пусть ваша детка похвастается всем-всем-всем. Убрать игрушку стоит незаметно, когда ребенок о ней уже забудет.

Но вернемся к основным приемам лепки. Прежде всего нужно научиться создавать простые геометрические тела.

Лепка простых геометрических тел.

Прежде всего научимся скатывать ШАР.

Возьмем кусок пластилина, разомнем его, поместим на одну ладонь, сверху накроем второй и будем совершать круговые движения, периодически поворачивая будущий шарик, пока он не станет круглым.

Можно скатывать шар и на доске одной рукой. Но первый способ для детей предпочтительней.

Если шарик совсем маленький, например, для глазик, то скатывать его следует между большим и указательным пальцами.

Из шара можно сделать продолговатый шар – ЭЛЛИПСОИД.

Если разрезать шар стеком, то получим новую фигуру – ПОЛУСФЕРУ.

Из шара также можно получить и КОНУС.

Лепить ВАЛИК-КОЛБАСКУ можно тоже в ладонях или на доске. Толстенькие и короткие валики можно слепит в ладонях. Разомните кусок пластилина, положите его между ладоней и раскатывайте пластилин вперед-назад, пока не получите нужную длину.

Несложно сделать из валика и ЛЕНТОЧКИ-ПОЛОСКИ. Для этого нужно просто расплющить валик. Способы расплющивания мы уже рассматривали, когда делали лепешки.

Можно сделать эти фигуры и проще, вырезав их стеком из целого куска пластилина.

Теперь поговорим о СОЕДИНЕНИИ ДЕТАЛЕЙ. Вы и ваш ребенок будете использовать два основных способа. Первый способ это ПРИЛЕПЛИВАНИЕ. Все очень просто. Детали накладываются друг на друга и слегка прижимаются. При этом элементы остаются как бы «отдельными» друг от друга.

1.4 Методы и приёмы обучения лепке

Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности ребёнка и педагога на данном занятии.

Приём обучения – более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей спицифики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.

Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приёма и не определять направление работы на занятии в целом.

В современной педагогике применяют разнообразные методы обучения.

Наглядные методы и приёмы обучения.

Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство – средство познания и отражения окружающей действительности. От того, насколько будет развито у умственно отсталых детей умение наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

К наглядным методам и приёмам относятся: использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий, рассматривание отдельных предметов, показ педагогом приёмов лепки, показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Нужно отметить некоторые особенности использования натуры в работе с умственно отсталыми детьми.

Натура прежде всего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает умственно отсталому ребёнку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет.

Натуру нужно детально рассматривать с детьми. В качестве натуры можно использовать листья, ветки, цветы, плоды (натуральные или муляжи), а также игрушки, изображающие людей, животных, транспорт и т.д..

В начале занятия проводят показ отдельных предметов. Например, перед лепкой сказки "Три медведя" предлагают рассмотреть игрушечного медведя, выделить особенности формы и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположения их в зависимости от поворота предмета.

Картины применяются, главным образом, для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина, как художжественное произведение, ярко, эмоционально передаёт образ.

Наблюдения окружающей действительности часто бывают кратковременными (например, наблюдение за животными в условиях города). Поэтому применение картины позволит не только обеспечить повторное восприятие, но и выделить главное, характерное для последующего изображения.

Показ педагогом способов лепки является наглядно-действенным приёмом, который учит умственно отсталых детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приёмов лепки. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Умственно отсталые дети младшего школьного возраста плохо владеют своими движениями и поэтому не знают, какое движение потребуется для вылепливания той или иной формы.

Известен такой приём, когда педагог делает определённые движения вместе с ребёнком, ведя его руку. Этот приём следует использовать, когда движения у ребёнка не развиты, он не умеет ими управлять. Необходимо ребёнку дать возможность ощутить это движение.

Показ педагога всегда необходим при объяснении новых технических приёмов.

При оценке готовых работ используется показ и анализ детских работ в качестве приёма, помогающего детям понять достижения и ошибки в лепке. Анализ может быть как коллективный, так и индивидуальный. В некоторых случаях это зависит от характера умственно отсталого ребёнка.

Словесные методы и приёмы обучения.

К словесным методам и приёмам обучения относятся указания педагога в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Занятия по лепке начинаются, как правило, с беседы. Её цель – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.

Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную педагогом), не пользуясь наглядными пособиями.

Рассказ должен быть очень красочный, эмоциональный и содержательный.

Если впечатления детей были богаты, и они владеют нужными умениями для их передачи, такого рассказа бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приёмов.

Для уточнения представлений детей по теме можно использовать и наглядность.

Художественный образ, воплощённый в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.

В начале занятия лепкой на темы литературных произведений нецелеобразно применять другие приёмы обучения, так как они могут помешать работе воображения. Для умственно отсталых детей наиболее приемлемый способ – способ соединения наглядных и словесных методов и приёмов обучения.

Практические методы.

В процессе обучения лепке дети овладевают навыками пользования материалом. Лепка требует применения разнообразных методов и приёмов обучения, в том числе и практических, которые необходимы для выработки умений и навыков.

Одним из основных практических методов являются упражнения в усвоении технических умений. Так, осваивая изображения круглой формы (приём скатывания) умственно отсталые дети лепят мячи, апельсины и другие предметы такой же формы.

При изготовлении посуды (тарелка, пиала) требуются такие технические приёмы, как скатывание, сплющивание, внимание, доработка пальцами для получения более точной формы.

Для изготовления баранки или бублика используются следующие приёмы:

раскатывание, сгибание с соединением концов, сгибание со сплетением.

Материал и оборудование.

Свойства самого пластического материала определяют особенности этого вида труда. Программой предусмотрено использование для занятий лепкой глины и детского пластилина. Если работа с пластилином достаточно хорошо известна педагогам, то в отношении глины этого сказать нельзя. Сравнительно редко используется этот материал в специальной коррекционной школе. А между тем, глина по многим своим качествам выгодно отличается от пластилина, и дети охотнее с ней работают.

В процессе лепки нужно пользоваться стеками. Они могут быть деревянными или металлическими. Самые простые виды стеки – это палочка, заострённая с одной стороны и закруглённая с другой, стека в виде лопатки и стека – петля.

Стека применяется для проработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой; стекой снимается с формы лишняя глина, делаются надрезы.

Качество работы ребёнка во многом зависит от того, как организованно его рабочее место. Для этого нужно иметь небольшие по размеру доски, которые размещают на столе.

Технические приёмы лепки.

Знакомясь с приёмами лепки, на первых занятиях дети должны усвоить основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки, и точные их названия: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, оттягивание, сгибание, присоединение, защипывание.

При лепке той или иной формы предмета приходится применять несколько приёмов лепки одновременно, как, например, при лепке овальных форм (лицо, огурец, картошка). Здесь используются следующие приёмы: скатывание, последующее небольшое раскатывание, доработка пальцами для получения более точной формы.

Следует отметить, что вопрос техники лепки значительно упрощается в связи с формированием у детей обобщённых приёмов обследования предмета, так как они позволяют детям самостоятельно, осознанно находить и применять в любом задании приёмы изображения.




Восприятия, формирование мыслительных операций. Таким образом формирующий этап эксперимента был направлен на развитие уровня творческих способностей учащихся 3 классов на основе кружковой работы с природным материалом, путём реализации представленной выше программы. Данная система коррекционно-развивающих занятий на основе кружковой работы с природным материалом позволит повысить уровень...




1. высокий уровень – 0% 2. средний уровень – 20% 3. низкий уровень – 80% Глава 3. Специфические особенности использования изобразительной деятельности для коррекции речевого недоразвития и формирования мелкой моторики у старших дошкольников с дизартрией 3.1 Методика обучающего эксперимента Цель: создать условия для коррекции речевого недоразвития и развития мелкой моторики кисти...

Все чаще обращается к вопросам на стыке нормы и патологии, к тем детям, которые входят в группу риска, которые уже как бы не являются объектом общей педагогики и психологии, но еще не стали и объектом специальной психологии и педагогики. 23. Проблемы дифференциальной диагностики синдрома раннего детского аутизма (РДА) от сходных состояний РДА - это отрыв от реальностей, уход в себя, ...