Что такое горизонт в фотографии. Основные правила пейзажной композиции. Расположение линии горизонта

Во время просмотра недавно сделанных фотографий обнаружили, что на некоторых из них завалена линия горизонта? Не спешите удалять кадры: их ещё можно спасти. Для этого вам потребуется лишь установить на ПК фоторедактор и прочесть эту статью. В ней пошагово разберемся, как исправить заваленный горизонт, а также расскажем, как можно вовсе предотвратить его появление на ваших фотографиях.

Причины появления

Заваленный горизонт - частый гость на работах начинающих фотографов. Но профессионалов эта беда тоже не всегда обходит стороной. И дело совсем не в опыте и знаниях: иногда сбой дает сама техника и преподносит фотографу неприятный сюрприз в виде подпорченных кадров.

Бывают случаи, когда «завал горизонта» используется в качестве художественного приема. Он называется голландский (или немецкий) угол: съемка осуществляется снизу вверх, а сам кадр в итоге частично завален на бок. В фотографию этот прием пришел из кинематографа: режиссеры немецких экспрессионистских фильмов часто использовали его для изображения беспокойства и дезориентации героя.



Если это не ваш случай, то постарайтесь всеми средствами предотвратить появление на фото неровного горизонта. В большинство современных моделей фотокамер уже встроена функция-помощник. Например, в Canon 60D она называется «электронный уровень». Также можно использовать сетку «правило третей», которая поможет не только проследить за горизонтом, но и распланировать композицию кадра.

Линию горизонта постарайтесь выбирать осознанно. Если снимаете пейзаж, то заранее определите, на чем хотите сделать акцент: на верхней части снимка или нижней. Фотографии, на которых линия горизонта проходит строго по центру, часто проигрывают кадрам, на которых он сдвинут чуть ниже или выше. Например, здесь сделан акцент на небо:



Если избежать появления дефекта не удалось, то воспользуйтесь фоторедактором. Это очень легко! Вы исправите заваленный горизонт в программе всего за три шага.

Шаг 1. Запустите программу

Для начала скачайте программу с нашего сайта. Это не займет много времени: дистрибутив весит 39 МБ - это в десятки раз меньше, чем фотошоп и другие популярные фоторедакторы. Установка тоже не вызовет никаких проблем: процесс стандартен и займет не более трех минут. После её окончания запустите «ФотоМАСТЕР». Кликните по кнопке «Открыть фото» и загрузите снимок, который хотите отредактировать.


Шаг 2. Исправьте горизонт

Теперь перейдем непосредственно к решению нашей проблемы. Для этого обратимся к разделу «Композиция» и выберем опцию «Геометрия». Фото можно исправить «на глаз», но лучше сразу включить сетку: только так вы сможете внести максимально точные правки. Попробуйте и убедитесь сами!



Выровняйте горизонт, ориентируясь на линию, расположенную ближе к нему. Когда это будет сделано, кликните «Обрезать автоматически» и белые края, появившиеся из-за поворота, исчезнут.



Шаг 3. Сохраните результат

Теперь вы знаете, что значит завален горизонт на фото и как его можно исправить. Осталось лишь сохранить обработанное фото. Его можно оставить на компьютере в любом графическом формате: JPG, BMP, PNG и TIFF. Также «ФотоМАСТЕР» позволяет распечатывать снимки, предварительно детально настраивая этот процесса.


Другие возможности: быстрая обработка любых фото

Если фотографии не хватает четкости, то вы можете продолжить редактирование и повысить ее резкость. В разделе «Улучшения» > «Резкость» передвигайте бегунки по шкалам и следите за изменениями снимка на экране. Абсолютно аналогично можно скорректировать и другие параметры фотоснимка: экспозицию, баланс белого, насыщенность и т.д.



Также в программе есть подборка инструментов для проведения ретуши и улучшения пейзажных снимков. К примеру, с помощью вы усилите глубину кадра и поможете заиграть ему новыми красками.

Как видите, если на фото горизонт завален, то это значит, что нужно воспользоваться редактором и исправить ошибку. В «ФотоМАСТЕРе» вы быстро разберетесь с этой проблемой и выровняете горизонт на любом фото на раз-два!

В предыдущих главах было много сказано о технических аспектах художественной фотосъемки. Мы начали с азов фотографии, таких как выдержка, диафрагма, экспозиция и прочих базовых понятий, затем познакомились с фокусным расстоянием и перспективой, глубиной резко изображаемого пространства, светом и тенью. Все это, безусловно очень важно, однако, есть еще одна вещь, без которой все эти знания не имеют смысла. Взгляните на эти снимки - они взяты из социальных сетей, стояли как аватары пользователей (что говорит о том, что кто-то эти фотографии считал весьма удачными). По понятным причинам, лица с фотографий убраны:

Очевидно, это фотография сделана во время путешествия по пригородам Санкт-Петербурга (выдает характерный постамент с гербом). Но где это сфотографировано, и на фоне чего этого человека фотографировали? Не понятно! Памятнику обрезали голову, здание на заднем плане валится вправо, все объекты переднего плана почему-то сгрудились в левом нижнем углу. Еще пример...

Красивая и стройная девушка, очевидно, специально готовилась к фотосессии - накрасилась, красиво оделась... А смотришь на эту фотографию и начинаешь вместо модели рассматривать плюшевого медведя, занавески, телевизор, стоящие в вазе засушенные растения, рисунок на паласе...

Вот еще изображение из чьего-то домашнего альбома - из него даже сделали "демотиватор".

Подобных примеров можно привести тысячи, но суть у них одна - "фотографы", которые делали эти фотоснимки не имеют ни малейшего понятия о такой вещи как композиция.

Композиция – это гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в поле кадра.

Прежде чем говорить о правилах построения композиции, следует научиться как-то классифицировать объекты в кадре по степени их значимости. Это нужно для того, чтобы при первичной компоновке кадра наиболее значимым объектам достались более выигрышные места (которые подчеркнут эту значимость).

Итак, объекты в кадре делятся на две категории:

  • Главные (ключевые)
  • Второстепенные объекты (элементы среды, фона)

Посмотрим несколько примеров фотографий и выясним, что же такое ключевые объекты на конкретных примерах.

На этой фотографии безо всяких комментариев ясно, что главный объект - электричка, стоящая слева от платформы. Она видна нам с "лицевой" части, то есть с наиболее выигрышного ракурса. Заметьте, что справа от платформы стоит точно такой же состав, но мы видим только его бок, поэтому он воспринимается как второстепенный объект, который всего лишь уравновешивает фотографию. Остальные объекты - платформа, столбы, пешеходный мост - это элементы среды. Если бы их не было, то это была бы просто фотография электрички. Но благодаря составлению композиции из главного и второстепенных объектов мы получили вполне гармоничную фотографию железнодорожной станции целиком.

Главных объектов может быть и несколько.

На этой вечерней деревенской фотографии присутствуют два главных объекта - дом со светящимися окнами и уличный фонарь. Обратите внимание, на то, как они расположены - практически симметрично относительно центра и направлены друг к другу. Таким образом, опять же получается сбалансированная устойчивая композиция.

Ниже приведен пример фотографии с тремя ключевыми объектами:

Легко догадаться, что объекты - колоски на переднем плане (объект может и составным!), силуэты деревьев (тоже составной объект) и солнце на заднем плане.

Фотографии с большим количеством ключевых объектов в композиции часто воспринимаются излишне перегруженными, поэтому злоупотреблять количеством не стоит.

На первом этапе ваша цель - научиться составлять гармоничные композиции, из одного, двух и трех ключевых объектов. В этом вам помогут два несложных правила...

Правило третей

Когда у нас 1 или 2 ключевых объекта, для составления композиции замечательно подходит правило третей. Оно очень простое - кадр делится на 3 равных части по горизонтали и по вертикали. Точки пересечения линий - так называемые зрительные центры . В них-то и размещаются ключевые объекты и к ним же "привязывается" линия горизонта.

Когда мы имеем дело с тремя ключевыми объектами, их следует выстроить либо по диагонали, либо по зигзагу - главное, чтобы эти линии уходили "вглубь" кадра и увлекали за собой внимание зрителя:

На приведенной выше фотографии ключевыми объектами являются два цветущих желтых куста и большое облако в правой части.

Правило трех треугольников

Еще одна композиция из трех объектов, они выстроены по уходящему вдаль зигзагу. В подобных случаях удобно применять правило трех треугольников - мыслено рисуем одну диагональ и проводим перпендикулярно ей из угла еще одну линию, как бы разбивая кадр на 3 прямоугольных треугольника. Каждый объект расположен в отдельном треугольнике.

Возможны разные варианты построения подобной схемы - кадр может делиться и по другой диагонали. Также правило 3 треугольников работает для вертикальных кадров.

При составлении более сложных композиций с большим количеством объектов основная надежда только на собственный художественный вкус и чутье, универсальных рецептов просто нет...

Как располагать горизонт - сверху, снизу или по середине?

Все зависит от того, на чем вы хотите сделать акцент. Если в пейзажной композиции первичен передний план, то горизонт следует располагать ближе к верхнему краю кадра (на уровне 1/3 сверху), если хочется сделать акцент на дальнем плане или небе, то горизонт следует располагать в нижней части кадра (примерно на уровне 2/3 сверху).

Верхний горизонт (для сюжетов с подчеркнутым передним планом)

Нижний горизонт (когда больше внимания нужно уделить заднему плану, либо когда передний план просто отсутствует)

С верхним и нижним горизонтом все достаточно просто. Осталось только научиться не заваливать его вправо и влево, чтобы горизонт был горизонтальным (равно как и масло масляное:)

Горизонт посередине - отступление от общепринятых правил композиции или полезный художественный прием?

Возможно, вам уже приходилось читать или слышать, что следует любыми способами избегать горизонта посередине кадра. По крайней мере, во многих учебниках серединный горизонт характеризуется как недостаток в композиции. Но, фотография - не физика и не математика! От правил можно и нужно отступать. Но, все же делать это следует с осторожностью, тщательно взвесив все за и против.

Долгое время я был противником серединного горизонта в пейзаже, однако, относительно недавно изменил свое мнение на этот счет. Основным поводом для этого стало пополнение моего арсенала сверхширокоугольным объективом с фокусным расстоянием 14 мм (). За небольшой промежуток времени с этим объективом было сделано немало удачных фотографий, горизонт на которых располагался, как будто в насмешку над всеми правилами и канонами, ровно посередине кадра. Вот несколько примеров:

Гороховец, вид с Лысой горы:

Вечер в Ворсме (1):

Вечер в Ворсме (2):

Я пытался понять, почему серединный горизонт на этих фотографиях абсолютно не режет глаз, а наоборот, обеспечивает некий эффект присутствия? И, похоже, выяснил это...

Объектив 14 мм на полном кадре имеет угол поля зрения, сопоставимый с углом зрения человека (2 глазами, с учетом периферийного зрения) - 115-120 градусов. В обычном состоянии мы держим голову прямо и, совершенно очевидно, что линию горизонта мы привыкли видеть посередине! Вот и вся разгадка. Именно поэтому, на фотографиях, сделанных с таким широким углом охвата линия горизонта, делящая кадр пополам - вполне разумный композиционный ход.

Из этого можно сделать смелый вывод, что классические правила композиции (пришедшие в фотографию из живописи) на сверхширокоугольных объективах не так уж незыблемы! Все равно что геометрия Евклида и геометрия Лобачевского, либо классическая механика и квантовая:)

Но вот вопрос - стоит ли использовать серединный горизонт с более традиционной оптикой? Попробуем взять одну из фотографий и сделать ее кроп, соответствующий, скажем, фокусному расстоянию 28 мм...

Вариант 1: горизонт посередине

И два других варианта - композиция соответствует и правилу третей и правилу 3 треугольников (с небольшой натяжкой):

Вариант 2: нижний горизонт

Вариант 3: верхний горизонт

Что мы видим? Первый вариант выглядит довольно куце и незаконченно - вроде бы и передний план есть, но он сильно обрезан, а небо при этом абсолютно пустое! Но стоит сместить кадр чуть выше или чуть ниже (2 и 3 варианты), мы получаем вполне гармоничные и законченные композиции. С увеличением фокусного расстояния все встало на свои места - снова работает правило третей!

В редких случаях серединный горизонт оправдан и на "традиционных" объективах. В основном, когда происходит съемка объектов, отражающихся в спокойной воде.

В остальных случаях горизонт посередине кадра лучше, действительно, избегать.

Контрольное задание

Попрактикуйтесь в составлении пейзажных композиций из 1,2,3 объектов по правилам "третей" и "3 треугольников". Обязательно используйте знания, полученные вами во время прочтения предыдущих глав! Выберите интересное место и подходящее время для съемок. Если все сделаете правильно, вероятность получения красивых художественных фотографий будет весьма высока. Удачных съемок!

Очень часто в сети можно встретить расхожую фразу, которой, по мнению многих, можно "раскритиковать" практически любую фотографию: «Горизонт завален!»

– Горизонт завален! – восклицают восторженные "критики", убежденные в своей правоте. Но всегда ли они правы? Давайте разберемся.

Да, именно "завал" горизонта всегда выглядит некомфортно и не выразительно. Чаще всего "завал" выглядит, как невнятный, неуверенный наклон, который никак не участвует в композиционном решении кадра. Очень часто подобные кадры могут вообще не иметь никакого композиционного решения и являться просто сканом окружающего пространства. А "красиво" может получиться случайно, из-за совпадения съемочных условий и настроек камеры. Такое иногда бывает.

Но не следует путать "завал" с намеренным наклоном, который иногда вводится в кадр и делает снимок более оживленным.

Ни для кого не секрет, что вертикальные и особенно горизонтальные линии придают изображению статичности и наполняют сюжет определенным спокойствием. Но далеко не всегда это решение нам подходит, особенно, если мы хотим наполнить снимок динамикой.

Таким образом, именно наклонные линии позволят придать снимку оживленности и создадут ощущение движения в кадре. Естественно, движение ради "движения" кадр тоже не улучшит и это решение должно всегда подкрепляться конкретной идеей, в которой динамика будет являться основой. Это может быть, например, какое-то активное действие в кадре или динамично развивающийся сюжет.

Следует также помнить, что если мы используем наклон в кадре, то он должен быть явным, выразительным и организованным. Ведь именно этим наклон и отличается от завала. Любой наклон - это всегда намеренное действие, а "завал" - самопроизвольное и неконтролируемое. В этом заключается основная разница между этими двумя, на первый взгляд, схожими понятиями.

Подробнее, о вариантах использования этих приемов и практическом их применении, я рассказываю на своих лекциях по композиции в Киевской Школе Фотографии . На этих занятиях мы детально разбираем когда и что уместно, в какую сторону лучше и в каких случаях, а также, самое главное, когда это нужно сделать. Ведь далеко не всегда новый изученный прием может работать с пользой и момент корректности тоже очень важен.

Поэтому, всегда с радостью ждем всех желающих к нам присоединиться и желаем вам прогрессивного творческого роста и новых идей!

Выравнивание горизонта кажется одной из простейших задач при работе со снимками. Конечно, большинство фотографов хотят получить прямой горизонт, но этот участок кадра обычно обделен вниманием. А почему он не должен быть обделен? Выровнять горизонт ведь очень просто, не так ли? На практике же может потребоваться намного больше усилий, чем многие могут подумать.

Нельзя просто положиться на «виртуальный горизонт» камеры или «автовыравнивание» в ПО для постобработки, ведь человеческое восприятие уровня горизонта более сложное.

Простые случаи

Иногда не возникает совершенно никаких проблем.

В ситуациях, когда горизонт совершенно плоский и вокруг него в кадре нет очевидных отвлекающих элементов - например, морских пейзажей или широких полей - аккуратно выровнять его не составит проблем.

Конечно, уровень горизонта важен и в таких случаях. Но его намного легче достичь и при этом не требуются какие-то дополнительные шаги. Потребуется внести разве что несколько мелких коррекций направления на этапе постобработки (включая коррекцию потенциальной дисторсии).

Nikon D800E + 24мм f/1.4 @ 24мм, ISO 100, 20 с, f/11.0

Однако, такие простые примеры встречаются реже, чем вам кажется. В большинстве случаев присутствует элемент, который заставляет горизонт выглядеть неровным или искривленным. В некоторых ситуациях выраженного горизонта вообще может не быть. Тогда понадобится совершенно другой подход.

Визуальный горизонт

У каждой фотографии есть так называемый визуальный горизонт - угол, при котором фотография кажется ровной.

В кадре визуальный горизонт не всегда согласуется с действительным. Другими словами, при съемке вы можете пользоваться пузырьковым уровнем и сделать идеально ровный снимок, но все равно будет казаться будто он наклонен. Такая же ситуация происходит с «виртуальным горизонтом» камеры, использование которого может привести к получению неровных фотографий (даже если он работает идеально).

В чем причина? Если отдаленные объекты, например, длинный косогор, проходящий вдоль кадра, расположены под углом, нужно рассматривать их как новый горизонт . Если они неровные, фотография не будет выглядеть ровной, хоть каким бы идеальным ни был реальный горизонт.

Nikon D800E + 105мм f/2.8 @ 105мм, ISO 100, 1/10, f/16.0

Как видите, эта фотография выглядит достаточно ровной. Однако, на отдаленном «горизонте» виден ступенчатый косогор и мне пришлось значительно выпрямлять финальный снимок, чтобы исправить восприятие фотографии. (Другими словами, визуальный горизонт не совпадал с «технически правильным».)

Еще более сложные случаи

В ситуации с неровным холмом большинство людей согласится, что нужно наклонить рамку для получения ровной фотографии. Но зачастую попадаются значительно более сложные задачи.

Иногда определенные визуальные элементы заставляют фотографию выглядеть наклоненной даже, если это не так. Например, горизонт фотографии ниже идеально прямой, но многим покажется, что он сильно наклонен (выше в левой части и ниже в правой):

Nikon D5100 + 18-55мм f/3.5-5.6 @ 32мм, ISO 100, 6 с, f/22.0

Вот точно та же фотография, но с горизонтальной линией. Я нарисовал ее немного ниже горизонта, чтобы всё было максимально очевидно:

Горизонт абсолютно ровный.

Откуда тогда взялся наклон в исходной фотографии?

В нашем случае ответ кроется в других линиях - волнах, омывающих берег. Из-за уклона пляжа волны кажутся скошенными. Поэтому получается так, что практически все визуальные направляющие указывают на то, что справа есть сильный наклон вниз. Единственная ровная линия - сам горизонт, который недостаточно визуально выделяется, чтобы перевесить контрпримеры на переднем плане.

Это не единственный случай, когда ровный горизонт может казаться нарушителем. При правильном подходе, визуальное восприятие человека очень легко обмануть. В качестве примера, посмотрите на фигуру ниже. Ясно видно, что она наклонена (левая сторона задрана вверх, а правая опущена вниз):

На самом деле всё не так. Эта фигура абсолютно ровная. Однако, большинству людей кажется, будто она расположена под углом, поскольку на локальном уровне мозг видит, как наклонен каждый элемент, и делает вывод, что общая фигура тоже неровная. Если закрасить все линии одним цветом и добавить направляющие, становится понятно, что на самом деле квадрат не наклонен:

Точно такая же ситуация с фотографиями. Даже если горизонт фотографии технически правильный (при сравнении его с горизонтальной линией, нарисованной в специальном ПО), это не значит, что он выглядит плоским. Определенные визуальные элементы могут так или иначе его исказить. Снова, опирайтесь на визуальный горизонт, так как это - лучший способ придать фотографии ощущение ровности.

Что можно сделать?

Есть элементы, которые препятствуют получению фотографии с идеально ровным горизонтом:

  • Неровный склон в кадре
  • Заметная дисторсия объектива
  • Простое отсутствие горизонта на некоторых фотографиях
  • Другие обманчивые перцептивные элементы

Что делать в таких, то есть почти во всех, случаях?

Я советую работать с визуальным горизонтом. Чаще всего фотографии должны выглядеть ровным, даже если с технической точки зрения это не так.

Для этого обращайте внимание на любые визуальные подсказки в кадре. Может это дерево, которое выглядит наклоненным? Или на переднем плане есть линии, влияющие на восприятие горизонта?

Не стоит слепо доверять функции «автовыравнивания» в вашей программе для постобработки, пузырьковому уровню и встроенному виртуальному горизонту камеры. Даже ровная линия вдоль горизонта не всегда срабатывает. Хоть эти техники и работают в определенных ситуациях, они совершенно бесполезны при коррекции визуального горизонта.

Есть еще один совет, о котором я хотел бы рассказать: во время постобработки горизонтально отразите фотографию. Глядя на зеркальную версию, вы по-новому увидите снимок и заметите потенциальные проблемы с горизонтом, которые до этого были не видны.

Зеркально отразите фотографию по горизонтали.

Помимо этого, я советую время от времени пересматривать старые фотографии и обращать внимание, до сих пор ли их горизонт кажется ровным. Таким образом, вы сможете окинуть свои работы свежим взглядом, не привыкая к ним и не начиная упускать недостатки.

Выводы

Достаточно ли этих советов, чтобы все фотографии выглядели ровными? По всей вероятности, нет. Выравнивание снимков и работа с визуальным горизонтом требует времени и практики. Я могу поспорить с заявлением, что никто не может полностью овладеть этой техникой, так как каждый человек воспринимает мир по-своему. (То, что для одного выглядит совершенно прямым, другому покажется неровным.)

Тем не менее, стоит попробовать. Во многих случаях неровный горизонт создает ощущение отсутствия профессионализма или спешки. Иногда этот эффект добавляется умышленно, тем самым сводя на нет суть этой статьи! Однако, большинство фотографов все же стараются получить прямой горизонт. Если вы тоже к ним относитесь, надеюсь, что мои советы вам помогут!

Фотография - процесс творческий, соответственно никаких четких правил, отступать от которых нельзя ни при каких условиях, здесь быть не может. Это касается и вопроса о месторасположении линии горизонта на снимке. Несмотря на растиражированное во многих источниках мнение о том, что наилучшее положение горизонта - треть от края кадра, а наихудшее - его центр, положение выбирают, исходя, в первую очередь, из соображений наилучшей композиции и личных предпочтений фотографа.

Линия горизонта - важный элемент снимка, ведь выбранная удачно, она не привлечет к себе внимания, а неверное ее положение отвлечет внимание от действительно важных элементов фото, зачастую погубив задумку автора. Существуют несколько советов, которые помогут начинающим определить, какое положение горизонта сделает снимок наиболее выигрышным.

Низкий горизонт

Такое положение линии горизонта делает верхнюю его часть доминирующей, а потому в ней должно быть что-то, что прикует к себе внимание зрителя. Это может быть красочный закат, или причудливая форма облака. Однако стоит быть осторожным, делая небо центром композиции в случае, когда ничего заслуживающего внимания на нем нет.

Высокий горизонт

Положение линии горизонта, противоположное описанному выше. Разместив подобным образом горизонт, фотограф хочет подчеркнуть какие-то объекты на перднем плане, несущие смысловую нагрузку снимка. Небо в таком случае будет лишь достойным завершением фото.

Как в первом, так и во втором случаях, при последующей обработке снимков следует помнить об искажении близких к краю кадра вертикальных линий на снимках и исправлять его. Как правило, откорректировать выгнутые к центру, либо выходящие за края линии не представляет труда.

Горизонт в центре кадра

Выбрав для себя такое местоположение линии горизонта, следует быть предельно осторожным, ведь даже небольшое смещение в ту или иную сторону создаст у зрителя впечатление дисбаланса композиции на фото. Потому необходимо следить за размещением горизонта на этапе ретуширования фотографий, аккуратно выверяя его, чтобы ни одна часть фотографии не «перевешивала» другую. Наиболее выигрышным станет центральное расположение линии горизонта на фото с отражением. Тем более, что на последних нетрудно определить баланс между частями снимка.

Снимок будет более целостным, если какие-то объекты будут прерывать линию горизонта, как бы строя связь между верхней и нижней частями фото.

Без горизонта

Ну и наконец, стоит упомянуть о ситуации, когда пустое небо не добавит в композицию снимка ничего, кроме лишних утяжеляющих его линий. Стоит ли в таком случае помещать его в кадр, когда лучше сосредоточить внимание зрителя на деталях пейзажа? Ответ очевиден.