За счет чего существует некоммерческое партнерство. Они имеют право. Прайс-лист на проведение регистрационных действий Некоммерческого партнерства

Правовое положение

Некоммерческие партнерства (НП) основаны на членстве. Они создаюся для содействия их участникам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социально значимых целей (благотворительных, культурных, образовательных. научных и управленческих) и связанных с охраной здоровья, удовлетворением духовных и иных нематериальных потребностей граждан, развитием физической культуры и спорта, защитой прав и интересов граждан (организаций), разрешением споров и конфликтов, предоставлением юридической помощи, а также с обеспечением иных общественных благ (ст. 8 Закона о НО).

Фондовая биржа создается в форме НП в соответствии с требованиями ст. 11 Закона о РЦБ.
Участники

Участниками НП являются граждане и (или) юридические лица. Число учредителей не ограничено, но НП не может быть учреждено одним лицом. Член партнерства вправе по своему усмотрению выходить из НП. Он может быть исключен из НП по решению оставшихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами.

Учредительные документы

Учредительным документом НП служит устав, утвержденный учредителями (участниками). Учредители вправе заключить учредительный договор (ст. 14 Закона о НО).

Формирование имущества

Имущество, переданное НП его членами, является собственностью партнерства. При выходе из НП его членов они вправе получить часть имущества или его стоимость в пределах стоимости переданного ими НП имущества.
Органы управления

Высший орган управления - общее собрание членов НП. Исполнительный орган коллегиальный и (или) единоличный.

Предпринимательская деятельность

НП вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
Ответственность

Члены НП не отвечают по его обязательствам, а НП не отвечает по обязательствам своих членов. НП отвечает по своим обязательствам тем имуществом, на которое по законодательству может быть обращено взыскание (ст. 25 Закона о НО).

1. Краткий комментарий правовых основ деятельности некоммерческих партнерств

Некоммерческое партнерство для российского законодательства организационно-правовая форма некоммерческой организации, впервые определенная Законом о НО (ст. 8).

В форме НП создаются фондовые биржи (ст. 11 Закона о РЦБ). Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие организации (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ "О садоводческих, /огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") и другие организации. Аналогичную организационную форму могут иметь товарные биржи.

Для некоторых видов НП устанавливаются ограничения. Так, в п. 2 ст. 16 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и личных некоммерческих объединениях" определяется минимальная численность членов НП - 3 человека.

Имущество НП состоит из двух частей различного назначения членских взносов и прочих имущественных вкладов. Членские взносы передаются в состав имущества НП безвозвратно. Другое имущество, внесенное в НП, используется в его деятельности до выхода члена партнерства из его состава.

Право членов НП при выходе из партнерства получить свое имущество или его стоимость в пределах внесенных имущественных вкладов может быть ограничено федеральными законами или учредительными документами НП (абз. 4 п. 3 ст. 8 Закона о НО).

Член НП, исключенный из него, имеет такое же право на получение своего имущества или его стоимости, как и член НП, выходящий из него добровольно (абз. 2 п. 4 ст. 8 Закона о НО).

Согласно п. 3 ст. 8 Закона о НО, члены НП также вправе:
- участвовать в управлении делами НП;
- получать информацию о деятельности НП в установленном учредительными документами порядке;
- по своему усмотрению выходить из НП;
- получать в случае ликвидации НП часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо его стоимость в пределах внесенных имущественных вкладов, если иное не предусмотрено федеральными законами или учредительными документами НП;
- иметь другие права, предусмотренные учредительными документами и не противоречащие законодательству (п. 5 ст. 8 Закона о НО).

Помимо общих сведений, которые содержатся в учредительных документах некоммерческой организации (абз. 1 п. 3 ст. 14 Закона о НО), учредительные документы НП должны включать условия о составе и компетенции его органов управления, о порядке принятия ими решений и распределения имущества, остающегося после ликвидации НП. Это требование устанавливается в абз. 4 п. 3 ст. 14 Закона о НО.

Основная функция высшего органа НП - общего собрания, предусмотренная в п. 2 ст. 29 Закона о НО, заключается в обеспечении достижении НП целей, ради которых оно создано.

Общее собрание НП правомочно, если на нем присутствует более половины его членов (абз. 1 п. 4 ст. 29 Закона о НО). Решение принимается большинством голосов присутствующих; по вопросам исключительной компетенции общего собрания решение принимается единогласно или квалифицированным большинством в соответствии с федеральным законом и учредительными документами (абз. 2 п. 4 ст. 29 Закона о НО).

НП может создаваться исполнительный орган, форма и численность состава которого определяются учредителями (членами) НП, так как в вышеуказанном законе не установлено, какой именно исполнительный орган должен создаваться в НП. В ст. 30 Закона о НО определена компетенция исполнительного органа. Он может принимать решения по всем вопросам, которые не отнесены к исключительной компетенции общего собрания членов НП.

Форма органа, осуществляющего контроль за финансовой деятельности НП, в вышеуказанном законе также не установлена. Таким органом может быть ревизионная комиссия, либо наблюдательный совет, либо другой орган, определяемый учредителями (членами) НП.

Согласно п. 2 ст. 32 Закона о НО, размеры и структура доходов НП, а также сведения о размерах и составе имущества, о расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности НП не могут быть предметом коммерческой тайны.

НП может быть реорганизовано и ликвидировано в порядке, предусмотренном ГК РФ, Законом о НО и другими федеральными законами. В Законе о НО введено ограничение на преобразование НП. Согласно п. 1 ст. 17 указанного закона, НП вправе преобразоваться в общественную или религиозную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию. Решение о преобразовании НП принимается общим собранием единогласно (п. 5 ст. 17 Закона о НО).

Имущество НП, стоимость которого превышает размер взносов его членов, при ликвидации НП направляется в соответствии с учредительными документами НП на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели. Если это не представляется возможным, то имущество НП обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о НО).

В силу исторических причин несколько лет назад широкое распространение получили организации, во многом сходные с НП. Их деятельность подлежит особому правовому регулированию. Они называются товарными биржами.

    НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    РЕМИЗОВА О.Н.
    
    На территории Российской Федерации создано и работает достаточно большое количество некоммерческих организаций, которые подразделяются:
    - на общественные и религиозные организации (объединения);
    - общественные движения;
    - фонды;
    - учреждения;
    - органы общественной самодеятельности;
    - некоммерческие партнерства;
    - автономные некоммерческие организации;
    - прочие некоммерческие организации.
    Некоммерческим партнерством (далее - НП) признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для осуществления деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). Это означает, что некоммерческое партнерство создается для осуществления деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
    Если минимальный размер уставного капитала ООО или ЗАО должен быть не менее 10 000 руб., а ОАО - не менее 100 000 руб., то отличительной особенностью НП является то, что согласно п. 1 ст. 26 Закона N 7-ФЗ источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям и другим ценным бумагам и вкладам; другие поступления.
    Законодательство не содержит ограничений по форме, в которой могут быть сделаны взносы, поступающие в НП. В качестве взноса могут быть переданы не только деньги, но и основные средства, материалы и т.п. Поступления в виде членских взносов не учитываются некоммерческими партнерствами в составе доходов для целей налогообложения прибыли при условии их использования по целевому назначению.
    Следует отметить, что НП является юридическим лицом и в соответствии с действующим российским законодательством подлежит государственной регистрации. Некоммерческое партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке. Оно вправе открывать счета в банках, должно иметь самостоятельный баланс или смету.
    Прежде чем проводить государственную регистрацию НП, его учредители обязаны провести собрание учредителей, на котором определяются основные цели создаваемой некоммерческой организации, ее правовой статус и правомочия, что в дальнейшем закрепляется в уставе. Кроме обязательных реквизитов (наименования организации, место нахождения, цели и предмета деятельности, данных учредителей, взносов учредителей и членских взносов), устав должен закреплять срок действия некоммерческой организации, поскольку НП может создаваться на определенный срок или бессрочно. Кроме того, устав должен иметь свой штамп и зарегистрированную в установленном законом порядке эмблему, отражающие специфику деятельности данной некоммерческой организации и выделяющие ее среди других некоммерческих организаций.
    Члены некоммерческого партнерства имеют право:
    - участвовать в управлении делами НП;
    - получать информацию о деятельности НП в предусмотренном учредительными документами порядке;
    - по своему усмотрению выходить из НП;
    - если иное не определено федеральным законом или учредительными документами НП, получать при выходе из НП часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами НП в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, установленном учредительными документами НП;
    - получать в случае ликвидации НП часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами НП в его собственность, если иное не предусмотрено федеральными законами или учредительными документами НП.
    Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые указаны в учредительных документах НП (п. 4 ст. 8 Закона N 7-ФЗ).
    В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все без исключения хозяйственные операции должны быть документально подтверждены, т.е. должны быть оформлены первичными документами, на основании которых осуществляется ведение бухгалтерского учета. Это положение применяется и некоммерческими организациями.
    Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами НП.
    Согласно п. 2 ст. 32 Закона N 7-ФЗ размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, ее расходах, численности и составе работников, оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не являются предметом коммерческой тайны.
    Некоммерческие организации могут представлять следующую отчетность:
    - бухгалтерскую;
    - налоговую;
    - в государственные внебюджетные фонды;
    - статистическую;
    - специальную.
    Состав отчетности некоммерческих организаций зависит как от ее организационно-правовой формы, так и от особенностей налогообложения (в частности, от применяемого режима налогообложения).
    Для бухгалтерского учета рекомендуется к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" открыть субсчет "Расчеты с членами партнерства", а к счету 86 "Целевое финансирование" - субсчета "Вступительные взносы", "Членские взносы".

    Пример 1. В некоммерческое партнерство поступило заявление от ООО с просьбой о вступлении в члены данного партнерства. В соответствии с учредительными документами НП вступительный взнос для целевого использования составляет 300 000 руб., а ежеквартальные членские взносы - 15 000 руб.
    В бухгалтерском учете производятся такие записи:
    Дебет 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", Кредит 86, субсчет "Вступительные взносы", - отражены обязательства нового члена партнерства по уплате вступительного взноса - 300 000 руб.;
    Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", - поступили денежные средства в качестве вступительного взноса на расчетный счет - 300 000 руб.
    Ежеквартально оформляются следующие проводки:
    Дебет 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", Кредит 86, субсчет "Членские взносы", - начислены ежемесячные членские взносы - 15 000 руб.;
    Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", - поступили денежные средства в качестве членского взноса на расчетный счет - 15 000 руб.
    Денежные средства могут поступать и в наличной форме в кассу некоммерческого партнерства. В таком случае организация должна оформить приходный кассовый ордер по форме N КО-1. Кассовый чек пробивать не нужно, поскольку целевые взносы, вносимые членами НП на ведение уставной деятельности, не подпадают под признаки торговых операций, работ или услуг и обязательного применения контрольно-кассовой техники не требуется (Письмо Минфина России от 07.07.2005 N 03-01-20/3-122).
    Как уже отмечалось выше, поступления в качестве взносов могут иметь неденежную форму.

    Пример 2. Учредительными документами НП предусмотрена возможность внесения членских взносов не деньгами, а материалами, необходимыми для работы. Величина ежеквартального членского взноса - 15 000 руб. В качестве взноса были внесены материалы по согласованной цене 10 000 руб., оставшаяся часть была оплачена наличными денежными средствами.
    В бухгалтерском учете эта операция оформляется проводками:
    Дебет 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", Кредит 86, субсчет "Членские взносы", - отражены обязательства нового члена партнерства по уплате ежеквартального членского взноса - 15 000 руб.;
    Дебет 10 "Материалы" Кредит 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", - отражено поступление материалов как часть вступительного взноса - 10 000 руб.;
    Дебет 50 "Касса" Кредит 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", - поступила оставшаяся часть членского взноса - 5000 руб.

    Пунктом 2 ст. 8 Закона N 7-ФЗ определено, что некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации. Согласно ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:
    - объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем 50 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;
    - наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем 500 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 150 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации.
    Также некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, если она:
    - объединяет в своем составе в качестве членов не менее чем 100 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;
    - имеет компенсационный фонд, сформированный в размере не менее чем 1 млн руб. на одного члена НП или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 300 тыс. руб. на одного члена НП;
    - имеет документы, предусмотренные ч. 1 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ.
    Поскольку законодательством не запрещено НП заниматься предпринимательской деятельностью, в целях бухгалтерского и налогового учета необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по целевым поступлениям и от предпринимательской деятельности. Доходы, не учитываемые при исчислении налога на прибыль, перечислены в ст. 251 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Их перечень является исчерпывающим. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
    Таким образом, некоммерческая организация не вправе доходы, связанные с производством и реализацией товаров, работ, услуг, и внереализационные доходы уменьшать на величину расходов, связанных с уставной деятельностью организации.
    Для целей налогообложения прибыли принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. расходы должны быть обоснованными (экономически оправданными), документально подтвержденными и направленными на осуществление коммерческой деятельности в целях получения дохода.

    Пример 3. Некоммерческое партнерство сдало в аренду свободные офисные площади. Доходы от аренды поступают ежемесячно в размере 41 300 руб., в том числе НДС - 6300 руб. Документально подтвержденные затраты на оплату косметического ремонта помещения, произведенные другой организацией, составили 17 700 руб., в том числе НДС - 2700 руб.
    В данной ситуации производятся следующие записи:
    Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", Кредит 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка", - отражены обязательства по уплате арендной платы - 41 300 руб.;
    Дебет 90, субсчет 3 "НДС", Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет 2 "НДС", - начислен НДС к уплате в бюджет - 6300 руб.;
    Дебет 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками, - учтены расходы по оплате счета поставщика без НДС - 15 000 руб.;
    Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам", Кредит 60, - учтен "входной" НДС по расходам на косметический ремонт - 2700 руб.;
    Дебет 68, субсчет 2 "НДС", Кредит 60, - принят к вычету НДС - 2700 руб.;
    Дебет 51 Кредит 62, - арендная плата поступила на расчетный счет - 41 300 руб.;
    Дебет 60 Кредит 51, - произведена оплата работы по косметическому ремонту помещения - 17 700 руб.

    Прибыль от сдачи имущества в аренду составила 20 000 руб. (35 000 - 15 000). Согласно п. 3 ст. 26 Закона N 7-ФЗ полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.
    Закон N 7-ФЗ не распространяется на садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Деятельность таких объединений регулируется Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Статьей 1 данного Закона определено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество; садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив; садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

В основном управляющие компании создаются в форме общества с ограниченной ответственностью . Бывают также УК в организационно-правовой форме открытых и закрытых акционерных обществ. Но ещё реже попадаются управляющие компании в форме некоммерческих организаций, в частности некоммерческого партнёрства. Об этой форме УК сегодня и поговорим.

Можно ли создать УК в форме некоммерческого партнерства

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в том, что собой представляет некоммерческое партнёрство . Под некоммерческим партнерством подразумевается основанная на членстве некоммерческая организация, которая учреждается физическими или юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности, отвечающей требованиям устава (ч.1 ст.8 ФЗ №7 от 12.01.1996 года “О некоммерческих организациях”).

По своей форме устройства некоммерческое партнёрство чем-то схоже с товариществом собственников жилья или недвижимости, но у него больше полномочий и разных нюансов. Например, некоммерческое партнёрство может осуществлять сразу несколько видов предпринимательской деятельности, а также единолично учредить общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству участниками, становится его собственностью. Члены такой организации не несут ответственности по её обязательствам. Само некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Теперь что касается управления многоквартирными домами . Действующее жилищное законодательство не запрещает некоммерческому партнёрству управлять МКД на основании договора управления. Главное условие - соответствие предпринимательской деятельности по управлению МКД уставным целям организации.

Жилищный Кодекс позволяет создавать управляющие компании в любой организационно-правовой форме. Таким образом, законодательство не запрещает некоммерческим организациям выступать в роли управляющей компании.

По закону некоммерческое партнёрство может оказывать услуги, приносящие прибыль, если это соответствует и служит достижению целей, ради которых создавалась организация, и если данная деятельность указана в учредительных документах (ст.50 ГК РФ , ст.2, 24 ФЗ №7 от 12.01.1996 года "О НКО").

Поэтому при создании управляющей компании в форме некоммерческого партнёрства необходимо прописать в уставе правомочность организации в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД . Иначе деятельность некоммерческой организации может быть признана судом недействительной (ст.173 ГК РФ).

Таким образом, управляющая компания может быть создана в форме некоммерческого партнёрства. В данном случае ей также придётся получать лицензию для осуществления предпринимательской деятельности и соблюдать все лицензионные требования, предъявляемые к УК. В противном случае УК, созданная в форме некоммерческой организации, будет нести ответственность по всей строгости закона.

Членство в некоммерческом партнёрстве

Подобно товариществу некоммерческое партнёрство основано на членстве его участников. Согласно ч.3 ст.8 ФЗ №7 от 12.01.1996 года “О НКО” , члены некоммерческого партнёрства могут:

  • участвовать в управлении делами организации;
  • получать информацию о деятельности партнёрства;
  • выходить из некоммерческого партнёрства при желании;
  • получать при выходе часть имущества организации или его стоимости, кроме членских взносов;
  • получать при ликвидации партнёрства часть его имущества, оставшегося после расчётов с кредиторами, или часть его стоимости, если это определено учредительными документами.

Учредители некоммерческого партнёрства

Учредителями некоммерческого партнёрства могут выступать дееспособные физические и юридические лица. Число учредителей не может быть меньше двух человек (п.1.3 ст.15 Закона о НКО). Одним из участников может быть юридическое лицо, а другим - физическое.

Выручка от реализации работ и услуг

При осуществлении некоммерческими партнёрствами предпринимательской деятельности по управлению домами они могут получать прибыль в виде выручки от выполненных работ или оказанных услуг. В соответствии с п.3 ст.26 Закона о НКО полученную некоммерческим партнёрством прибыль нельзя распределять между его участниками или учредителями. Вся прибыль должна быть направлена на ведение уставной деятельности.

Также у УК, созданной в такой форме, возникает обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость, если выполнение работ и оказание услуг по договору управления не подпадает под действие налоговых льгот или партнёрство не освобождено от обязанностей налогоплательщика (ст.145 НК РФ).

Доходы от собственности некоммерческого партнёрства

К доходам от собственности некоммерческого партнёрства относится прибыль от сдачи имущества организации и других материально-производственных активов в аренду.

Органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать некоммерческому партнёрству экономическую поддержку, которая выражается в закупке у них работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в предоставлении налоговых и иных льгот (ст.31 Закона о НКО).

Некоммерческое партнёрство должно вести раздельный учёт доходов и расходов по осуществляемой им предпринимательской деятельности (п.3 ст.24 Закона о НКО).

Учредительные документы некоммерческого партнёрства

Основным учредительным документом некоммерческого партнёрства является устав (п.1 ст.14 Закона о НКО). Требования учредительных документов должны обязательно исполняться некоммерческим партнёрством, его учредителями и участниками.

В учредительных документах некоммерческого партнёрства должны содержаться следующие сведения (п.3 ст.14 Закона о НКО):

  • наименование организации с указанием характера её деятельности и организационно-правовой формы;
  • место нахождения;
  • порядок управления деятельностью: структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления, порядок принятия ими решений и выступления от имени организации (п.1 ст.28 Закона о НКО);
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • права и обязанности членов организации;
  • условия и порядок приёма в члены организации и выхода из неё;
  • источники формирования имущества;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы;
  • порядок использования имущества при ликвидации организации.

Также учредительные документы некоммерческого партнёрства должны содержать следующие условия о:

  • составе и компетенции органов управления;
  • порядке принятия ими решений, включая вопросы, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
  • порядке распределения имущества после ликвидации организации.

Изменения в устав некоммерческого партнёрства вносятся по решению его высшего органа управления.

Создание некоммерческого партнёрства

Некоммерческое партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его госрегистрации. Для того, чтобы создать и зарегистрировать некоммерческое партнёрство , необходимо выполнить следующий алгоритм последовательных действий:

  1. Не позднее чем через 3 месяца с момента принятия решения о создании некоммерческого партнёрства учредители должны предоставить необходимые документы в уполномоченный орган или его территориальное подразделение.
  2. В течение 14 рабочих дней происходит принятие решения уполномоченным органом или его территориальным подразделением о регистрации с последующим направлением сведений в регистрирующий орган.
  3. В течение 5 рабочих дней со дня получения сведений регистрирующий орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и уведомляет об этом уполномоченный орган.
  4. В течение 3 рабочих дней со дня получения информации уполномоченный орган выдает некоммерческому партнёрству свидетельство о госрегистрации.

Ликвидация некоммерческого партнёрства

Порядок ликвидации некоммерческого партнёрства регламентирован ст.61-65 ГК РФ и ст.18-21 Закона о НКО . Ликвидация такой организации может проводиться двумя способами:

  • в общем порядке - по решению органов управления организации;
  • в судебном порядке - при наличии нарушений законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности.

Ликвидация некоммерческого партнёрства как юридического лица влечёт его прекращение без правопреемства прав и обязанностей другими лицами (п.1 ст.61 ГК РФ).

Учётная политика и раскрытие информации некоммерческого партнёрства

Некоммерческие партнёрства в обязательном порядке должны разработать и вести свою учётную политику согласно требованиям ст.8 Закона о бухгалтерском учёте . Раскрывать учётную политику обязаны только некоммерческие организации, публикующие свою бухгалтерскую отчётность полностью или частично по законодательству РФ, учредительным документам или по собственной инициативе.

Следует отметить, что управляющие компании, созданные в виде некоммерческого партнёрства, также должны раскрывать сведения о своей деятельности и домах в управлении согласно Стандарту раскрытия информации (ПП РФ №731). В противном случае они понесут ответственность как за нарушение Стандарта и лицензионных требований, предъявляемых к управляющим компаниям.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (). Мы всегда рады вам помочь!

Если организация не имеет в качестве своей основной цели получение материальной выгоды, она считается некоммерческой. Подобные объединения создаются для функционирования в таких сферах общества, как политика, культура, научные исследования.

Некоммерческими организациями являются благотворительные фонды и другие социальные организации, команды, созданные для развития самоуправления в той или иной сфере и т. п. Главными целями подобных объединений является удовлетворение нематериальных (духовных, физических, образовательных, правовых) потребностей населения.

Часто в некоммерческие партнёрства объединяются коммерческие организации, для того, чтобы скоординировать свою деятельность и представлять свои интересы. Если же его участники решат, что им выгодно вести предпринимательскую деятельность в объединённом формате, то некоммерческое партнёрство можно преобразовать в хозяйственное товарищество.

Сами же некоммерческие организации могут, в свою очередь, объединяться в некоммерческие ассоциации или в некоммерческие союзы. При этом ни один из участников такого союза не теряет свои права юридического лица и свою автономность. Кроме того, ассоциация не отвечает по обязательствам, которые были приняты на себя кем-либо из её участников. Если некоммерческий союз захочет начать вести предпринимательскую деятельность, то ему также надо учредить хозяйственное общество.

Закон о некоммерческих партнерствах

Некоммерческие ассоциации и союзы действуют в соответствии с пунктом 1 статьи 123.8 ГК Российской Федерации. Однако закона, который бы контролировал их деятельность, пока нет, так что правовое положение ассоциаций и союзов устанавливается специфическими нормативами для каждого вида некоммерческих организаций.

С 1 сентября 2014 года, в соответствии с ГК РФ, для упрощения законодательной базы все некоммерческие партнёрства должны быть преобразованы в ассоциации или союзы, с внесением изменений в их устав. Делается это не единовременно, а при первом изменении какой-либо информации в Уставе организации. Впрочем, подобные изменения - это лишь поправки в учредительных документах, а не смена организационно-правовой формы. В свою очередь это значит, что реорганизация некоммерческого партнёрства не нужна.

Более того, законодательство разрешает оставить в названии организации слова «некоммерческое партнёрство», при условии, конечно, что всех участников устроит новое название.

Возможности союзов и ассоциаций

Согласно сентябрьским изменениям в Гражданском кодексе РФ, в форме ассоциации или союза теперь можно создать новую саморегулируемую организацию. Тем не менее, преобразовать ассоциацию или союз в некоммерческое партнёрство теперь нельзя. Подобный вид объединений упразднён.

Следует отметить также, что теперь слова «ассоциация» и «союз» не подразумевают исключительно объединение нескольких партнёров, и вписывать их в свои названия смело могут и самостоятельные организации.

Сменилось и требование к количеству учредителей - если для создания некоммерческого партнёрства требовалось не менее 5 человек, то ассоциацию или союз можно создать даже вдвоём.

Правда, новые нормы права, которые сейчас будут применяться к ассоциациям и союзам (изменения порядка смен в уставе фонда и так далее), распространяются и на те организации, которые до сих пор сохранили за собой статус «некоммерческого партнёрства».

Многие некоммерческие партнерства были созданы еще в 1990-х гг. и формально продолжают существовать в настоящее время, фактически не осуществляя деятельность. В связи с этим на практике возникает множество вопросов. В частности, какие права и обязанности имеют учредители и члены некоммерческого партнерства в соответствии с действующим законодательством? Каким образом следует поддерживать некоммерческое партнерство в так называемом спящем режиме? Как ликвидировать партнерство, если дальнейшее осуществление деятельности не планируется? Рассмотрим эти вопросы.

Правовое положение некоммерческих партнерств

В настоящее время к некоммерческим партнерствам (НП) применяются нормы Гражданского кодекса РФ об ассоциациях (союзах), а именно ст. 123 8 —123 11 , а также положения Закона о НКО в части, не противоречащей действующей редакции ГК РФ . В связи с этим далее при упоминании некоммерческого партнерства имеется в виду также ассоциация (союз).

Права и обязанности учредителей и членов некоммерческих партнерств

Учредители некоммерческого партнерства (ассоциации) имеют права и несут обязанности при создании некоммерческого партнерства до момента его государственной регистрации. После создания НП статус учредителя утрачивает свое правовое значение, не наделяет его обладателя какими-либо правами и обязанностями. Сведения об учредителях сохраняются в ЕГРЮЛ и не могут быть изменены.

Это следует из того, что действующим законодательством установлены права и обязанности учредителей некоммерческого партнерства (ассоциации), касающиеся только порядка совместной деятельности учредителей по созданию НП, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности на этапе создания.

После создания некоммерческого партнерства правовое значение имеет статус члена НП. Права и обязанности членов некоммерческого партнерства (ассоциации) устанавливаются ст. 123 11 ГК РФ, ст. 8 Закона о НКО, а также уставом некоммерческого партнерства (ст. 123 9 ГК РФ). В частности, член некоммерческого партнерства (ассоциации):

  • осуществляет предусмотренные действующим законодательством корпоративные права и обязанности в порядке, установленном в соответствии с уставом НП;
  • вправе на равных началах с другими членами НП безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми партнерством услугами;
  • вправе выйти из некоммерческого партнерства по своему усмотрению в любое время;
  • обязан уплачивать предусмотренные уставом НП членские взносы и по решению высшего органа НП вносить дополнительные имущественные взносы в имущество некоммерческого партнерства;
  • если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами НП, получать при выходе из партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членом некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами НП;
  • получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членом НП в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства (ассоциации).
Таким образом, если иное не предусмотрено уставом, после выполнения учредителями обязанностей по созданию некоммерческого партнерства (ассоциации) права и обязанности учредителей в отношении НП фактически прекращаются. Вместе с тем права и обязанности возникают у членов некоммерческого партнерства.

«Спящий режим» деятельности некоммерческих партнерств

Под «спящим режимом» в данном случае имеется в виду сохранение некоммерческого партнерства (без ликвидации) в отсутствие какой-либо его деятельности. Поддержание некоммерческого партнерства в таком положении не требует значительных материальных и трудозатрат.

Функционирование некоммерческого партнерства в «спящем режиме» предполагает выполнение следующих условий:

  • некоммерческое партнерство фактически не ведет никакой деятельности;
  • в некоммерческом партнерстве числится минимальное количество членов;
  • у членов некоммерческого партнерства отсутствует обязанность по внесению взносов в имущество НП;
  • у некоммерческого партнерства отсутствует обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей, в том числе отсутствует налогооблагаемое имущество;
  • у некоммерческого партнерства отсутствуют работники, которым выплачивается заработная плата или иные платежи;
  • у НП может быть закрыть расчетный счет.
Отсутствие у членов некоммерческого партнерства обязанности по внесению взносов в имущество некоммерческого партнерства

Одной из обязанностей членов некоммерческого партнерства (ассоциации) является уплата предусмотренных уставом членских взносов, а также внесение дополнительных имущественных взносов в имущество НП по решению высшего органа партнерства (п. 2 ст. 123 11 ГК РФ).

На наш взгляд, из указанной нормы следует, что обязанность по уплате взносов в имущество некоммерческого партнерства у членов НП будет отсутствовать при условии, что:

  • уставом партнерства предусмотрена обязанность по уплате членских взносов на основании решения высшего органа управления НП (т.е. в отсутствие такого решения обязанности по уплате взносов не возникает);
  • решение о внесении членских и (или) дополнительных имущественных взносов в имущество некоммерческого партнерства не принимается.
Таким образом, для поддержания некоммерческого партнерства в «спящем режиме» необходимо, среди прочего, внести в устав НП (и иные внутренние документы, если имеются) соответствующие изменения.

Кроме того, при первой регистрации изменений в учредительные документы некоммерческого партнерства будет необходимо привести учредительные документы в соответствие с действующим законодательством (т.е. применить положения об ассоциациях (союзах), в том числе переименовать НП в ассоциацию (союз)). До этого момента устав действует в части, не противоречащей действующему законодательству .

Отметим, что в дальнейшем некоммерческое партнерство (ассоциация, союз) по решению своих членов может быть преобразовано в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд (п. 4 ст. 123 8 ГК РФ).

Также можно свести к минимуму количество членов некоммерческого партнерства. Существует точка зрения, что некоммерческое партнерство может иметь даже одного члена, в то время как учредителей должно быть не менее двух (ст. 123 9 ГК РФ).

Отсутствие работников, которым выплачивается заработная плата или иные платежи

С целью минимизации расходов, связанных с поддержанием некоммерческого партнерства в «спящем режиме», могут быть расторгнуты трудовые договоры с работниками.

По смыслу действующего законодательства в организации может работать как минимум два работника: директор и главный бухгалтер. Если некоммерческое партнерство применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также в случае, если некоммерческое партнерство является субъектом среднего предпринимательства, директор НП может принять ведение бухгалтерского учета на себя . В этом случае функции директора и главного бухгалтера будут осуществляться одним лицом, которое может работать по гражданско-правовому договору с минимальным вознаграждением (на практике много случаев, когда такое вознаграждение не выплачивается, если директор является также участником ООО (в данном случае членом некоммерческого партнерства)).

Закрытие банковских счетов некоммерческого партнерства

Закрытие расчетных счетов некоммерческого партнерства (если таковые имеются) позволит минимизировать расходы на оплату услуг банка по обслуживанию этих счетов. Однако перед закрытием счетов необходимо удостовериться в том, что у некоммерческого партнерства отсутствуют какие-либо задолженности по выплате налогов, пеней, штрафов. Для этого следует произвести сверки с налоговым органом и внебюджетными фондами и погасить имеющиеся задолженности.

При выявлении задолженностей по выплате налогов, пеней, штрафов после закрытия расчетных счетов у некоммерческого партнерства могут возникнуть затруднения при погашении соответствующих задолженностей, поскольку уплата организациями налогов, пеней и штрафов в наличной форме законодательством РФ о налогах и сборах и банковским законодательством РФ не предусмотрена (письмо Минфина России от 24 октября 2013 г. № 03-02-07/1/44732).

Для поддержания некоммерческого партнерства (ассоциации) в «спящем режиме» необходимо периодически:

  • сдавать «нулевую» бухгалтерскую и налоговую отчетность в соответствии с законодательством РФ;
  • подавать в территориальный орган Минюста России (орган, контролирующий деятельность некоммерческих организаций) заявление, подтверждающее соответствие требованиям п. 3 1 ст. 32 Закона о НКО (отсутствие иностранных граждан среди членов и иностранных источников финансирования), а также информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности (п. 3, 3 1 , 3 2 ст. 32 Закона о НКО).
Выполнение данных требований поможет свести на нет риски привлечения некоммерческого партнерства к административной ответственности (наложения штрафа) и исключения партнерства из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица, а также предъявления государственными органами требования о ликвидации некоммерческого партнерства в судебном порядке.

Отметим, что, если некоммерческое партнерство в течение 12 месяцев не будет представлять в налоговые органы отчетность, а также осуществлять операции хотя бы по одному банковскому счету, оно может быть признано недействующим и исключено из ЕГРЮЛ .

Вместе с тем указанный риск рассматривается нами как минимальный, поскольку согласно сложившейся судебной практике критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности (см. Постановления КС РФ от 6 декабря 2011 г. № 26-П, ФАС Северо-Кавказского округа от 4 декабря 2013 г. по делу № А32-1074/2013).

Иными словами, сам по себе факт отсутствия операций по банковскому счету либо факт отсутствия у некоммерческого партнерства банковского счета не может являться основанием для его исключения из ЕГРЮЛ при условии сдачи некоммерческим партнерством «нулевой» отчетности в налоговый орган и внебюджетные фонды.

Ликвидация некоммерческих партнерств

Ликвидация некоммерческой организации, как правило, занимает шесть месяцев и более. Кроме того, принятие решения о ликвидации организации является основанием для проведения проверок государственными органами (в частности, налоговым органом).

Ликвидация некоммерческого партнерства — сложный, многоэтапный процесс. Примерный перечень основных этапов этого процесса представлен в таблице.

Действие

Сроки (нормативные)

Примечания

Принятие решения о ликвидации НП и решения о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) и установлении порядка и сроков ликвидации С момента утверждения ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) к ней (к нему) переходят полномочия по управлению делами НП Статья 62 ГК РФ.

Статья 18 Закона о НКО

Проведение инвентаризации По результатам инвентаризации будет составлена инвентаризационная опись Пункт 27 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
Уведомление регистрирующего органа (ГУ Минюста России по г. Москве) о принятом решении о ликвидации НП

3 дня
со дня принятия решения о ликвидации

(императивный)

После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации:

Налоговый орган может инициировать налоговую проверку;

Не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы НП, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает НП, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которых является НП

Пункт 1 ст. 62 ГК РФ.

Пункт 7 ст. 32 Закона о НКО.

Пункт «и 1 » ч. 1 ст. 5, ст. 20 Закона о государственной регистрации.

Уведомление регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя).

Данный этап может быть совершен одновременно с уведомлением о принятом решении о ликвидации (этап № 3)

Статья 20 Закона о государственной регистрации
Представление в банки, в которых открыты счета НП, документов на ликвидатора (замена банковских карточек) После внесения в ЕГРЮЛ записи о формировании ликвидационной комиссии и назначении ее руководителя (или о назначении ликвидатора)
Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о ликвидации НП Указанный в сообщении срок для заявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев со дня публикации о ликвидации Пункт 1 ст. 63 ГК РФ
Письменное уведомление кредиторов НП о ликвидации Уведомление может быть осуществлено путем рассылки заказных писем с уведомлением о вручении или передачи под роспись. Необходимо сохранить доказательства отправки и вручения уведомлений кредиторам Пункт 1 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО

Выявление кредиторов НП и получение дебиторской задолженности

Не менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации

(императивный)

Пункт 1 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО

Подготовка промежуточного ликвидационного баланса Составляется ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторами.

Содержит сведения о составе имущества НП, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации

Пункт 2 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 3 ст. 19 Закона о НКО

Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя) Пункт 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации
Осуществление расчетов с кредиторами НП Выплата денежных сумм кредиторам НП производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса Пункт 5 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 5 ст. 19 Закона о НКО

Закрытие счетов НП
Получение справки из Пенсионного фонда РФ, подтверждающей отсутствие задолженности по обязательным платежам Пункт «г» ч. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации
Составление ликвидационного баланса Составляется ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами (в том числе должны быть проведены все расчеты с налоговым органом и внебюджетными фондами).

Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации НП.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами НП в соответствии с их имущественным взносом, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами НП.

Имущество НП, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляется в соответствии с учредительными документами НП на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества НП в соответствии с его учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства

Пункты 5, 6 ст. 63 ГК РФ

Пункты 1, 2 ст. 20 Закона о НКО

Подача в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) документов (в том числе ликвидационного баланса) для государственной регистрации НП в связи с его ликвидацией Форма № Р16001 (требует нотариального заверения подписи заявителя).

На практике лучше подавать в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) экземпляр ликвидационного баланса с отметкой территориального налогового органа

Статья 21 Закона о государственной регистрации
Снятие НП с учета во внебюджетных фондах и органах статистики Перечень требуемых документов и информации рекомендуется уточнять в территориальных отделениях внебюджетных фондов
Уничтожение печати НП
Передача документов НП в государственный архив
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Статья 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 99-ФЗ).

Пункт 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ.

Статья 64 2 ГК РФ, ст. 21 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации).