Структура таможенных органов рф. Структура таможенных органов российской федерации. Основные задачи и функции ФТС России

Таможенные органы являются единой системой, которая основывается на следующих принципах:

  1. единая таможенная политика
  2. единая таможенная территория
  3. единое таможенное законодательство
  4. единое тарифное регулирование и меры экономической политики

Таможенные органы РФ имеют иерархическую структуру и включают 4 ступени:

1. Федеральная таможенная служба (ФТС)

Осуществляет непосредственное руководство нижестоящими органами, организует и ликвидирует их, является собственником.

ФТС контролирует деятельность нижестоящих таможен и принимает жалобу на них, непосредственно не занимается таможенным оформлением и взиманием платежей.

Однако крупнейшие плательщики из энергетического сектора, государственные корпорации и предприятия оборонной промышленности отчитываются и вносят платежи в ФТС.

2. Региональное таможенное управление (РТУ)

Это промежуточное звено между ФТС и местными таможнями, необходимость которого связана с большими размерами таможенных территорий.

РТУ отвечает за организацию таможенного дела в пределах федеральных округов.

Осуществляет управленческие функции, связанные с организацией и контролем деятельности нижестоящих таможенных органов.

Может заниматься таможенным оформлением и взиманием таможенных платежей.

3. Таможня

Создается в рамках региона и отвечает за организацию таможенного дела на конкретной территории.

Существует принцип, по которому участник ВЭД должен производить оформление товаров в той таможне, на территории которой он зарегистрирован.

Функции таможни:

  1. Начисление таможенных пошлин и налогов
  2. Проверка правильности начисления
  3. Взимание таможенных пошлин и налогов
  4. Фиксация фактической уплаты таможенных платежей
  5. Взыскание неуплаченных платежей, в том числе в бесспорном порядке
  6. Своевременное перечисление денежных средств в федеральные бюджеты
  7. Производит отчет по деятельности и платежам в вышестоящие таможенные органы

Таможня может проводить досмотр и контроль во всех разрешенных формах и привлекать к ответственности нарушителей таможенных правил.

4. Таможенные посты

Таможенный пост - это низшее подразделение, с которого начинается осуществление таможенного дела по технологической цепи. Как правило, таможенные посты проводят первичное оформление товаров и передают основную часть и взимание платежей в таможню либо в более крупные посты.

Посты различаются по :

  • Величине;
  • Оснащенности;
  • Статусу.

Могут иметь специализацию и находиться на крупных промышленных объектах.

Особые таможенные посты могут подчиняться напрямую ФТС в свободных экономических зонах.

Таможенные посты могут выполнять те же функции, что и таможня.

Выделяется отдельная категория постов, которые занимаются таможенных оформлением импортных товаров, подлежащих акцизу. Взимание акциза на отдельные товары может сопровождаться приобретением и наклейкой акцизных марок. Таможенный пост несет ответственность за хранение, продажу и нанесение акцизных марок.

Таможня и посты в зависимости от территориального размещения делятся на 2 вида :

  • Пограничные

Находятся в местах пересечения границ и крупных транспортных узлах. Обычно фиксируют прохождение товаров через границу и передают таможенное оформление во внутреннюю таможню.

  • Внутренняя таможня

Расположены в местах концентрации участников ВЭД на таможенной территории страны. Они проводят большую часть таможенного оформления и взимание платежей.

Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс Маховикова Галина Афанасьевна

4.4. Структура таможенных органов РФ и их основные функции

Собственно таможенное дело ведет единая система таможенных органов, которые, относясь к исполнительной власти, имеют конкретные цели формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной компетенцией, образуются вышестоящими органами управления, подотчетны и подконтрольны им и ответственны за свою деятельность перед государством и гражданами.

Таможенный орган представляет собой федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, в которую входят:

1) Федеральная таможенная служба РФ;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

В таможенную систему входят также учреждения, подведомственные непосредственно ФТС (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и др.). В ведении ФТС могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

Все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления и общественным объединениям. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали только вышестоящим таможенным органам, контролирующим его деятельность.

Места нахождения таможенных органов определяются исходя из объема пассажиро– и товаропотоков, транспортных организаций, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей экспортеров, импортеров, других участников ВЭД, а также иных факторов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является ФТС РФ. ФТС находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, а также компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются ФТС РФ.

Таможенная служба вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых ФТС.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются ФТС для обеспечения деятельности таможенных органов.

Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции:

Осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

Взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

Обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

Обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

Ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

Осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;

Ведут таможенную статистику внешней торговли;

Обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

Осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

Проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

ФТС РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями. Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам РФ в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания для этого надлежащих условий.

Из книги Экономическая теория: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

1. Предмет, структура, функции и методология экономической теории Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Точно сказать, что такое «экономика» в современных условиях, сложно. Экономика – это и совокупность

Из книги Государственное и муниципальное управление автора Сибикеев Константин

40. Система и структура органов местного самоуправления В любом государстве способность органов местного управления эффективно выполнять свою задачу во многом зависит от того, как они организованы. Известно, что организация чего-либо имеет структурную и

Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

2. Функции и структура рынка Приведенное в предыдущей главе определение рынка требует подхода к его характеристике как к сложноорганизованному объекту, состоящему из широкого спектра отдельных частей, элементов. Такое многообразие составляющих и специфика

Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

Тема 44. Финансовый рынок: структура, функции, участники Финансовый рынок – организованная или неформальная система торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основная роль на финансовом

Из книги Экономическая теория. автора

Лекция 6 Тема: РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА В данной лекции исследуется экономическое содержание рыночной экономики:рассматриваются условия возникновения, роль и функции рынка;изучаются роль и место в экономике домашних хозяйств, фирм и

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

6.1 Рынок: сущность, роль, функции и структура В становлении рыночного хозяйства можно выделить ряд ступеней: обмен, товарное обращение, рынок.Наличие общественного разделения труда приводит к необходимости возникновения обмена деятельностью и продуктами труда. В этом

Из книги Все налоги России 2012 автора

18.3. Денежно-кредитная система: структура и функции Кредитная система – это комплекс валютно-финансовыхучреждений, призванных регулировать экономику посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Современная денежно-кредитная система состоит из трех

Из книги Все налоги России 2013 автора Семенихин Виталий Викторович

5.1. Рынок: сущность, роль, функции и структура В истории развития рыночного хозяйства можно выделить ряд этапов: обмен, товарное обращение, рынок.Наличие общественного разделения труда приводит к необходимости возникновения обмена деятельностью и продуктами труда. В

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Занятие 8 Рынок: сущность, роль, функции, структура

Из книги Деньги, кредит, банки. Шпаргалки автора Образцова Людмила Николаевна

Из книги Финансы организаций. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц Глава 5. Налоговые органы. Таможенные

Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

40. Функции региональных органов Федеральной налоговой службы в субъектах РФ Региональные органы Федеральной налоговой службы в субъектах Российской Федерации осуществляют функции, предусмотренные законодательством для государственных налоговых инспекций по

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

22. Функции и структура денежного оборота Функции денег, находящихся в обороте: 1) платежа; 2) обращения; 3) накопления.В процессе движения денег всегда имеют место остановки, и именно в периоды временного прекращения движения реализуется функция денег как средства

Из книги автора

85. Функции и структура денежного оборота Функции денег, находящихся в обороте: 1) платежа; 2) обращения; 3) накопления.В процессе движения денег всегда имеют место остановки, и именно в периоды временного прекращения движения реализуется функция денег как средства

Из книги автора

7.2. Основные функции государственных органов в инновационной сфере Роль государства в инновационной деятельности проявляется в его функциях, направленных на регулирование всех процессов, имеющих место в инновационной сфере. Наиболее важные государственные функции в

Из книги автора

118. Особенности банковской системы США и ее структура и функции Ядром кредитной системы США является Федеральная резервная система (ФРС), состоящая1) из 12 федеральных резервных банков;2) из большого количества банков-членов. Согласно Федеральному резервному акту

России выполняет ряд функций по регулированию и соблюдению таможенного права, несет ответственность за экспорт и импорт, формирует размер пошлин на федеральном и местном уровне. Список задач огромен, поэтому и структура ФТС разветвленная и имеет несколько уровней для эффективной работы каждого должностного лица.

Из истории таможенной службы в России

Первую организацию таможенной службы и пошлин в России можно отнести к X веку. Купцы, поставляющие товары потребления по водным и сухопутным путям, обязаны были на заставах (нынешние таможенные пункты) платить мыт - самый распространенный налог того времени на товар. Сбор осуществлялся мытниками. Спустя три века пришедшие татаро-монголы вводят тамгу, которая взималась для печати наместника, когда товар шел на продажу. От слова "тамга" и произошел современный термин "таможня".

В царской России сбором налогов занимались бесплатно работающие головы и целовальщики. Они получали премию за увеличение дохода с таможенных пошлин или сами платили недостаток при снижении поступлений в казну. За злоупотребление служебным положением, финансовые операции царских "таможенников" сурово наказывали, вплоть до смертной казни.

За весь период становления управление претерпевало множество реформ при Петре Первом и Екатерине Второй. К XIX веку впервые получает распространение контрабанда - способ нелегального ввоза багажа. На границах с Россией ловят преступников иногда с очень крупной партией грузов, скрытых от таможенников. Только в 1921 году был принят закон о борьбе с контрабандой. Период пришелся на годы "военного коммунизма" - это время дефицита и продразверстки. В 1924 году принимается первый кодифицированный устав таможенных органов, основноконтроль за экспортом и импортом товаров. Государственный таможенный комитет России был создан указом президента РСФСР в октябре 1991 года, а постановление "О федеральной таможенной службе" - в 2004 году.

Что такое ФТС для государства?

ФТС - это центральный орган исполнительной власти, который контролирует ввоз и вывоз товаров, законность провоза и устанавливает пошлины, а также контролирует соблюдение нормативно-правового фундамента, касающегося таможенного дела. ФТС стоит на защите экономических интересов страны, защищая потребителей от фальсификата, контрабанды, представляющих опасность для людей вещей.

Основные задачи и функции ФТС России

Перед органами Федеральной таможенной службы стоят следующие задачи:

  • постоянное улучшение условий таможенных правил на территории РФ для привлечения иностранных инвестиций;
  • взаимодействие с международными представительствами таможенных служб для совместной борьбы с терроризмом, контрабандой и фальсификатом;
  • развитие в таможенном администрировании, внедрение западных программных разработок в российскую службу;
  • содействие в развитии внешнеэкономических отношений с Россией.

Функциями таможенной службы являются:

  • разработка таможенной политики и ее применение;
  • установление таможенных пошлин;
  • защита экономических интересов страны;
  • соблюдение правил и норм перемещения товаров через таможенную границу;
  • пресечение действий контрабандистов и нелегальных ввозимых и вывозимых товаров.

Законодательная база, регулирующая деятельность ФТС

Основным законодательным документом, который отражает функции, задачи, структуру ФТС России, является Трудовой кодекс РФ и Положение о государственном таможенном контроле. Таможенная политика сформулирована в статье 2 ТК РФ. Дополнения и изменения фиксируются в дополнительных нормативных документах. Отдельная статья о таможенных правонарушениях и компетенции органов таможенной службы есть в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

Также таможенная служба опирается на Конституцию РФ, федеральные законы, международные договоренности, правовые акты Центробанка России.

Структура ФТС

ФТС имеет следующую иерархию:

  1. Федеральная таможенная служба.
  2. Региональные таможенные структуры и таможни трямого подчинения. Они подотчетны непосредственно ФТС.
  3. Таможни.
  4. Таможенные посты
  5. Отделы технического контроля и техобслуживания, отделы и стоимости, отдел валютного контроля. Они есть на каждом таможенном посту.

Организационная структура ФТС: руководство

Организационная структура ФТС представлена руководящим составом и аппаратом ФТС. Главой службы является руководитель Булавин В. И. Его правой рукой и вторым человеком в составе и структуре центрального аппарата ФТС назначен первый заместитель руководителя Давыдов Р. В.

Также есть еще 6 заместителей главы, которые в структуре ФТС отвечают за разные сферы деятельности таможенного управления.

Основными задачами руководителя таможенной службы являются:

  • решение вопросов по прохождению таможенной службы в соответствии с законодательством РФ;
  • внесение изменений и кадровые перестановки в структуре центрального аппарата ФТС России;
  • составление бюджета таможенной службы;
  • утверждение штата и зарплатного фонда в структуре ФТС РФ, в том числе на региональном уровне;
  • распределение обязанностей между заместителями;
  • составление и утверждение указов и положений, относящихся к полномочиям Федеральной службы;
  • решение вопросов о наградах и почетных знаках отличившимся на службе таможенникам;
  • утверждение положений о подразделениях в структуре ФТС РФ.

Руководитель несет личную ответственность за деятельность всей системы как на федеральном, так и на региональном уровнях, и за все нарушения, противоречащие нормативно-правовым документам.

Аппарат ФТС

Структура управления ФТС представлена следующими органами и ведомствами:

  1. Главное организационно-инспекторское управление. Данное подразделение инспектирует деятельность подотчетных ФТС организаций, выполняет методические функции, контролирует исполнение указов руководителя таможенной службы, организует стратегическое планирование и контролирует его исполнение, несет ответственность за основные экономические показатели службы, доносит информацию в аналитическом виде о работе службы руководству.
  2. Управление информационных технологий. Данное подразделение отвечает за информационную платформу для всей структуры ФТС. В составе его задач также защита баз данных и информационных технологий, информатизация, настройка телекоммуникаций, участие в стратегическом планировании всей службы.
  3. Управление таможенного оформления и контроля. Оно разрабатывает общий порядок таможенных операций при перемещении товаров через границу, следит за работой всех подразделений служб, участвует в реформировании таможенной политики, вносит предложения по совершенствованию процедур таможенных операций.
  4. Управление по борьбе с контрабандой. Оно занимается разведкой в отношении лиц, нарушающих таможенное законодательство, защищает экономические интересы России, проводит профилактические работы в отношении легального ввоза и вывоза товаров, участвует в розыскных мероприятиях нарушителей, участвует в производстве уголовных дел в соответствии с компетенцией должностных лиц, указанных в уголовно-процессуальном Кодексе.
  5. Управление тылового обеспечения. Ведение административно-хозяйственной деятельности в таможенных органах, медицинское и социальное обслуживание должностных лиц ФТС.
  6. Управление тарифного регулирования и таможенных доходов. Оно занимается разработкой тарифной сетки пошлин в соответствии с международными договоренностями, регулирует учет всех уплаченных налогов и следит за их поступлением в казну, контролирует соблюдение уплаты пошлин с органов регионального значения и поступление доходов в полном объеме.
  7. Финансово-экономическое управление. Оно составляет сметы, распределяет бюджетные средства по структуре и составу ФТС России, осуществляет контроль за расходами целевых средств, занимается пенсионных обеспечением лиц, проходивших службу в таможне.
  8. Управление Контроль за соблюдением правильности всех таможенных процедур в отношении товара, содействие в защите интересов декларантов.
  9. Управление таможенного дознания и расследование. Оно ведет дела о административных нарушениях, касающихся таможенной службы, контролирует соблюдение процедуры ареста товара.
  10. Правовое управление. Оно участвует в подготовке федеральных законов, международных соглашений.
  11. Управление по торговым ограничениям, валютному и Защита экономических интересов России, контроль за соблюдением сторонами международных договоренностей, отслеживание всех валютных операций.
  12. Управление делами. Обеспечивает правильный документооборот.
  13. Управление госслужбой и кадрами. Здесь ведется реализация кадровой политики, укомплетрование штата, организация прохождения службы в таможенных органах.
  14. Управление связями с общественностью. Взаимодействие с органами массовой информации.
  15. Управление по противодействию коррупции. Профилактические меры, выявление нарушений среди работников таможни коррупционного характера.
  16. Управление таможенного сотрудничества. Задачей ФТС является участие России на международной арене в области таможенных интересов, подготовка и вынесение предложений по совместным взаимовыгодным соглашением с другими странами.
  17. Управление таможенной статистикой. В обязанности данного управления входит подсчет, анализ показателей экономической деятельности таможенных органов за истекший период, сравнительный анализ между региональными подразделениями таможни.
  18. Контрольно-ревизионное управление. Осуществляет работу независимого аудита в отношении подразделений таможенной службы.
  19. Управление Оно занимается контролем за соблюдением товарных номенклатур и классификацией в соответствии с этими номенклатурами.
  20. Аналитическое управление. Подразделение проводит анализ деятельности таможни при перемещении товаров через границу Евразийского экономического союза, совершенствует систему управления рисками, контролирует экспорт и импорт товаров, в том числе и движение подакцизных товаров, оценивает эффективность работы внутри структуры управления ФТС России.

Центральное таможенное управление (ЦТУ)

Платформой деятельности ФТС является Центральное таможенное управление, которое находится также, как и ФТС, в Москве. В ведомстве ЦТУ находятся наиболее важные и крупнейшие таможенных органы регионального значения, таможни, таможенные посты. 18 регионов, 13 таможен и 91 таможенный пункт находятся в подчинении ЦТУ.

Здесь готовят новые разработки таможенных процедур, испытывают и внедряют программное обеспечение и технологии. За годы существования ЦТУ стало одним из значимых подразделений ФТС. На его таможенных территориях создано 4 ведомство контролирует таможенную границу с Украиной и Беларусией. На долю управления приходится основная доля доходов таможенной деятельности.

Региональные таможенные управления (РТУ)

В состав Федеральной таможенной службы входят региональные подразделения таможни, которые подотчетны ФТС. Выделяют следующие подведомственные управления:

  • Северо-Западное РТУ;
  • Дальневосточное;
  • Северо-Кавказское;
  • Поволжское;
  • Восточно-Сибирское;
  • Западно-Сибирское;
  • Татарское;
  • Уральское;
  • Калининградское;
  • Западное;
  • Московское;
  • Дагестанское;
  • Башкирское.

РТУ реализуют таможенную политику в регионах, защищает экономические интересы России, вносят предложения по региону, обеспечивают слаженную работу всего ФТС. Все задачи выполняются согласно компетентности регионального таможенного органа. РТУ выполняет функции по контролю за соблюдением нормативно-правовых аспектов, отслеживанию перемещений товаров в регионе, валютных движений, занимается кадровой политикой в региональном управлении.

Структура РТУ

Иерархия РТУ схожа с организационной структурой ФТС России. Здесь также есть начальник, который назначается только Председателем центрального аппарата. Его заместители и главный бухгалтер также назначаются и освобождаются от должности с подачи информации от регионального начальника. Кадровые перестановки на других уровнях осуществляются постановлением начальника, опирающегося на положение о таможенных службах. Задачи начальника РТУ заключаются в руководстве региональным подразделением на принципах единоличия, в контроле за соблюдением и реализацией всех возложенных задач.

Глава взаимодействует с центральным таможенным органом, подавая отчет о проделанной работе, осуществляет контроль за оперативно-розыскными мероприятиями. Со стороны финансов начальник РТУ несет ответственность за распределение бюджетных средств, выделенных ФТС и предоставляет обоснование их целевого использования.

У начальника есть заместители, которые выполняют примерно такую же роль, как и заместители главы ФТС, но на региональном уровне.

Таможни как подотчетная организация ФТС и РТС

Таможни Российской Федерации входят в таможенную систему России и подчиняются федеральной службе и региональному управлению, к которому относятся. Иногда решением центрального аппарата некоторые таможни могут быть исключительно в подчинении У ФТС. Таможни подразделяются на пограничные и внутренние. Пограничные таможни расположены на государственной границе в районе крупных транспортных узлов, а внутренняя таможня осуществляет контроль ввоза-вывоза в пределах страны между областями. Существует также специализированная таможня, которая проводит таможенные операции с особыми грузами:нефтью, газом, электроэнергией. Деятельность таможен регулируется нормативными актами.

Задачами таможни являются:

  • обеспечение единства таможенных границ государства;
  • реализация таможенной политики;
  • осуществление таможенных процедур;
  • выявление нарушений провоза грузов;
  • применение таможенных тарифов и системы регистрации товаров;
  • обеспечение собственной деятельности финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами.

Таможенные посты

Одним из звеньев таможенной системы является Он подотчетен таможням, либо может подчиняться непосредственно РТС. Отдельные посты функционируют под руководством федеральной службы.

Создание и реорганизация таможенного поста лежит на "плечах" РТС; если пост носит исключительный статус юридического лица, то им занимается ФТС. Обычно таможенный пост не принимает подобную организационную форму. Но если ФТС решает наделить пост статусом юрлица, то у него появляются собственный баланс, устав, счета в банках. Такой пост может управлять имуществом, закрепленным за федеральными органами.

Функции таможенного поста заключаются в осуществлении и проведении всех таможенных операций, контроле за правомерностью и законностью процедур, реализации принятых постановлений федерального и регионального значения.

Отдел таможенных процедур и таможенного контроля (ОТП и ТК)

ОТП и ТК подчиняются таможне и строят план работы по согласованию с таможней, РТС и ФТС России. План утверждает первый заместитель руководителя по таможенному контролю. Назначение на руководящую позицию осуществляется начальником таможни, который в свою очередь утверждает кандидатуру с региональной службой. У начальника отдела также есть заместители. Руководство ОТП и ТК утверждают численность персонала, должностные инструкции, прописанные в ФТС, распределяет должностные обязанности. Перед отделом процедур и контроля стоят задачи по соблюдению норм таможенного дела, осуществлению таможенной политики, взаимодействию с другими фигурантами таможенных процессов: декларантами, складами временного хранения. Отдел ведет учет по специальным товарам, прошедшим таможенные процедуры, взаимодействует с налоговыми органами при международных перевозках, согласовывает с РТС упрощенные схемы таможенных процедур. ОТП и ТК участвует в аналитическом сборе информации по эффективности работы таможенных органов, разрабатывает стратегию и превентивные меры по рискам. Отдел принимает участие в инспектировании таможенных органов по вопросу соблюдения нормативных документов таможенной политики. Он же принимает решение о переработке и утилизации, либо аресте нелегальной продукции.

Министерство образования РФ

Омский государственный Технический Университет


На тему: "Современная система таможенных органов Российской Федерации. Ее характеристика"




Введение

1. Современная система таможенных органов Российской Федерации: факторы развития и составные элементы системы

2. Проблемы и перспективы развития системы таможенных органов Российской Федерации

Заключение

Список литературы


Введение


Становление рыночных экономических отношений в России вызывает необходимость видоизменения механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенная система России в этом механизме представляет собой один из основных инструментов, обеспечивающих необходимое взаимодействие национальной экономики с мировым хозяйством. Современная таможенная система должна обладать способностью быстро адаптироваться к новым требованиям и гармонично соединять в своей деятельности экономические и административно-правовые средства регулирования.

Проблема выяснения места и роли таможенных органов в механизме государства на современном этапе вызывает не только теоретический, но и практический интерес.В связи с тем, что система таможенных органов в России достаточно молода, потребность в исследовании нормативно-правовой базы их деятельности очевидна.

Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы на сегодняшний день.

Целью данной работы - является изучение системы таможенных органов Российской Федерации, анализ нормативно-правовых актов регламентирующих деятельность таможенных органов и поиск путей оптимизации этой деятельности.

В ходе работы ставятся следующие задачи:

исследовать современную систему таможенных органов Российской Федерации: выявить факторы, влияющие на ее состояние и развитие и рассмотреть составные элементы системы.

выявить проблемы и перспективы развития системы таможенных органов.


1. Современная система таможенных органов Российской Федерации: факторы развития и составные элементы системы


На сегодняшний день система таможенных органов России находится на стадии активного институционального развития, на которое оказывают влияние несколько важных факторов.

Первым фактором является протекание процесса вступления Российской Федерации к Всемирной торговой организации, в рамках которого российское таможенное законодательство и таможенное администрирование должны быть гармонизированы в соответствии с общепризнанными нормами в области таможенного дела. Эти обстоятельства вызвали необходимость принятия в 2003 г. нового Таможенного кодекса РФ и Законов РФ: "О валютном регулировании и валютном контроле", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Их принятие создало необходимые предпосылки для формирования, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и организационно-правовых основ деятельности таможенных органов России.

Вторым важным фактором является реформирование системы государственного управления в соответствии с утвержденной Правительством РФ Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах. Одной из основных целей административной реформы является повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. Для реализации этой цели Российской Федерацией создана новая система и структура федеральных органов исполнительной власти, оптимизированы функции органов исполнительной власти, введена их типология, разрабатываются и внедряются в практику административные регламенты, стандарты государственных услуг, принципы и процедуры управления по результатам. Именно под влиянием указанного фактора Таможенный кодекс РФ закрепил новые подходы к структуре, порядку формирования системы таможенных органов России.

В законодательном порядке установлено, что таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Эта организационно оформленная система включает управляющую подсистему - Федеральную таможенную службу (ФТС) и управляемые подсистемы - региональные таможенные управления (РТУ), таможни и таможенные посты.

В новом законе отсутствует положение, что "в систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов", имевшее место в Таможенном кодексе РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ. Таким образом, Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" дал более четкое определение системе таможенных органов, рассматриваемой еще два месяца назад в узком и широком смысле: в узком смысле система таможенных органов представляла совокупность таможенных органов России, в широком - совокупность таможенных органов России и учреждений (предприятий), созданных для обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Таможенными органами являются: ФТС, РТУ, таможни и таможенные посты. ФТС, РТУ и таможни являются юридическими лицами. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

Основным в деятельности таможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, имеет в ведении научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования, учреждения здравоохранения, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения, а также государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

Так, в ведении ФТС России находятся федеральные государственные учреждения: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская таможенная академия", Специализированное государственное учреждение "Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России", Государственное учреждение "Центральная поликлиника ФТС России", Государственное учреждение "Центральный клинический госпиталь ФТС России", Государственное учреждение "Пансионат "Белое солнце" ФТС России", Государственное учреждение "Санаторий "Победа ФТС России" и федеральные государственные унитарные предприятия: Федеральное государственное унитарное предприятие "РОСТЭК", Федеральное государственное унитарное предприятие "Санаторий "Электроника".

ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

ФТС осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о ФТС, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07. 2006 (ред. от 08.12.2010 N 1002) N 459.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и общим положением, соответственно, о региональном таможенном управлении, таможне, таможенном посте, а также индивидуальным положением об этом таможенном органе, утверждаемым руководителем ФТС России.

В общих положениях о региональном таможенном управлении, таможне, таможенном посте, и в индивидуальном положении о таможенном органе содержатся:

полномочия таможенного органа в установленной сфере деятельности;

права, предоставленные таможенному органу с целью реализации своих полномочий;

порядок организации деятельности;

полномочия начальника таможенного органа;

правила взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах.

В структуре ФТС России на начало 2008 года действующими являлись 128 таможен, 690 таможенных постов, 431 пункт пропуска.

В структуру таможенных органов входят:

Центральное таможенное управление: Москва - таможен 26, субъектов РФ 18;

Северо-западное таможенное управление: Санкт-Петербург - таможен 22, субъектов РФ 11;

Южное таможенное управление: Ростов на Дону - таможен 19, субъектов 13;

Сибирское таможенное управление: Новосибирск - таможен 18, субъектов РФ 16;

Приволжское таможенное управление: Нижний Новгород - таможен 17, субъектов РФ 14;

Дальневосточное таможенное управление: Владивосток - таможен 16, субъектов РФ 10;

Уральское таможенное управление: Екатеринбург - таможен 10, субъектов РФ 6.

По состоянию на 01. 01. 2010 года непосредственному подчинению ФТС России подлежат 7 таможен и 28 таможенных постов.

Согласно законодательству РФ таможенные органы на сегодняшний день выполняют следующие функции:

)проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;

)содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота;

)ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

)взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

)обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;

)обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;

)обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;

)выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации;

)содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

)осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

)содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;

)обеспечивают в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

)разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;

)обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

)осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;

)проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.

Федеральными законами на таможенные органы могут быть возложены иные функции (обязанности).

Подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что под влиянием ряда факторов современная система таможенных органов России находится на стадии активного институционального развития, которое в свою очередь обуславливает роль и место таможенных органов в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, формирует функции и принципы и определяет деятельность всей системы таможенных органов.


. Проблемы и перспективы развития системы таможенных органов Российской Федерации


В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство. Это обуславливает появление ряда проблем в области международной безопасности, в том числе в сфере противодействия распространению оружия массового уничтожения, борьбы с международным терроризмом и торговлей наркотиками, острых экологических проблем, в том числе проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. И решение таких проблем системой таможенных органов предопределяет их дальнейшее развитие. Осуществляя экономические преобразования необходимо учитывать протяженность государственной границы и ее недостаточную техническую оснащенность в пунктах пропуска, необходимость организации сотрудничества в погранично-таможенной сфере с государствами, непосредственно граничащими с Российской Федерацией.

Правительством РФ в конце 2005 года определены проблемы в деятельности таможенных органов, полностью не разрешенные и на сегодняшний день:

Недостаточно эффективно реализуется потенциал таможенного администрирования, представляющего собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, что не позволяет обеспечить в полной мере соблюдение законодательства Российской Федерации и создать благоприятную конкурентную среду в сфере внешнеторговой деятельности. Острыми проблемами в работе таможенных органов Российской Федерации встает вопрос занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование участниками внешнеторговой деятельности.

Не в полной мере применяются международные стандарты, необходимые для применения торгово-логистических технологий.

Не развита система информирования таможенных органов Российской Федерации о ценообразовании, торгово-промышленной специализации в зарубежных странах, мировых тенденциях в разделении труда.

Таможенные органы Российской Федерации неэффективно осуществляют контроль за товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории Российской Федерации.

Недостаточно осуществляется информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно-разыскной, деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Остается низким уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами.

Не в достаточной степени развита система подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов Российской Федерации, особенно специалистов в области управления и контроля.

Оплата труда должностных лиц таможенных органов Российской Федерации не соответствует экономической значимости принимаемых ими решений.

Остается высоким уровень коррупции в таможенных органах Российской Федерации.

Вышеперечисленные проблемы снижают эффективность таможенного администрирования, приводят к недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных импортных товаров на российский рынок.

Принципами обеспечения стабильного правового режима внешней торговли для реализации вышеперечисленных задач являются:

стандартизация и совершенствование таможенного законодательства;

прозрачность и предсказуемость;

минимальное вмешательство;

ориентация на потребителя;

сотрудничество и партнерство;

сбалансированность в части соотношения между таможенным контролем в области обеспечения безопасности и мерами, содействующими развитию торговли.

При этом критерии оценки деятельности должны отвечать следующим требованиям:

Соответствовать функциям (задачам);

Определяться на основе постоянной отчетности;

Показывать, на сколько услуги организации удовлетворяют потребности ее клиентов.

Показатели оценки эффективности - количественные или качественные характеристики выполнения функций, а также соотношение результатов и издержек деятельности.

Показателями эффективности деятельности таможенных органов являются:таможенный орган правовой торговля

1.перечисленные в доход бюджета суммы таможенных платежей, отнесенные к обоснованной плановой сумме таможенных платежей;

Среднее время ожидания таможенной услуги оформления грузов;

Среднее время оформления ГТД;

Ошибки в оформлении документов.

Следует добавить, что ежегодно ФТС издает приказ о контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России.

В настоящее время согласно Концепции проводится следующая система мероприятий:

обустройство государственной границы Российской Федерации;

создание современных складских таможенно-логистических терминалов;

размещение таможенных органов Российской Федерации только в помещениях, являющихся федеральной собственностью;

развертывание сети стационарных и передвижных инспекционно-досмотровых комплексов;

внесение изменений в таможенное законодательство Российской Федерации учетом анализа правоприменительной практики и изменений, вносимых в международные стандарты;

внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации;

предусматривается внедрение информационных технологий, средств программного обеспечения в деятельность таможенных органов Российской Федерации;

предусматривается развитие ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов Российской Федерации;

предусматривается совершенствование автоматизированных систем таможенного оформления и контроля;

предусматривается внедрение единой автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации;

повсеместное внедрение электронных способов обмена информацией с другими контролирующими органами и таможенными органами иностранных государств, с участниками внешнеторговой деятельности;

создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов Российской Федерации;

создание операционного центра для обработки информации и принятия решений;

совершенствование технологии формирования и ведения данных таможенной статистики в соответствии с международными стандартами;

усиление таможенного контроля после выпуска товаров в обращение на таможенной территории Российской Федерации;

разработка комплексной стратегии кадрового обеспечения таможенных органов Российской Федерации.

Направление развития системы таможенных органов Российской Федерации определяется с учетом присоединения России к ВТО, изменения объемов пассажиро- и товаропотоков, повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности регионов страны, роста потребностей транспортных организаций, экспортеров и импортеров.

Реализация функций таможенных органов РФ при таможенном оформлении должна осуществляться в соответствии с нормами международных договоров по таможенным вопросам и на основе международных стандартов качества, являющихся международным эталоном для создания и оценки систем качества, путем вовлечения участников внешнеторговой деятельности в процесс подготовки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в таможенной сфере, создания механизма передачи части неосновных операций, выполняемых таможенными органами, саморегулируемым организациям.

Для реализации Концепции необходимо использовать возможности таможенных режимов, предварительное информирование и электронное декларирование, система управления рисками, основанная на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющая собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков, а также единая межведомственная автоматизированная система сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля в сочетании с контролем на основе методов аудита и системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами. Внедрение электронного обмена информацией с другими контролирующими органами позволит внедрить принципы однократного предоставления информации о пассажирах и товарах и интегрированного государственного контроля.

Важным направлением является проведение мероприятий, которые позволят включить данные таможенной статистики в единый государственный информационно-статистический ресурс Российской Федерации.

Концепция предполагает создание в структуре таможенных органов РФ операционного центра для обработки информации и принятия решений, главной задачей которого будет непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с использованием системы управления рисками и выдача оперативных ориентировок таможенным органам РФ для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременное реагирование на угрозы, связанные с нарушением таможенного законодательства Российской Федерации.

В рамках указанных направлений развития таможенных органов Российской Федерации необходимо разделение работы с документооборотом и с товаропотоком исходя из международной практики в сочетании с предварительным информированием и электронным декларированием, которые должны обеспечить ускорение таможенных процедур, а также контроль за информацией о товарах в необходимом и достаточном объеме.

Данное направление предполагает применение электронного документооборота, что позволит создать условия для внедрения упрощенных таможенных процедур, применяемых исходя из репутации участников внешнеторговой деятельности.

Первый этап "Концепции развития таможенных органов Российской Федерации" был реализован с 2005 по 2007 годы. По итогам 2007 годаруководство ФТС отчиталось перед Правительством и бизнес-сообществом в том, что первый этап Концепции развития таможенных органов в полном объеме реализован, то есть, сформирована позиция Российской Федерации по вопросу присоединения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Правоприменительная практика осуществляется на уровне международных стандартов.

В настоящее время проводится второй этап реализации концепции, рассчитанный на период с 2008 по 2010 и последующие годы. На данном этапе должно завершиться строительство и обустройство объектов таможенной инфраструктуры. Применение межведомственных информационных ресурсов позволит организовать работу таможенных органов по принципу однократного предоставления информации о пассажирах и товарах и интегрированного государственного контроля. Финансовое обеспечение будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, а также иных средств в соответствии с законодательством РФ. Реализуются планы по борьбе с коррупцией, разрабатываются иные межведомственные планы реализации Концепции.

Подводить итоги реализации концепции развития таможенных органов Российской Федерации пока несвоевременно, так как еще не завершился второй ее этап, но (по данным ФТС о проделанной работе за 2010 год) можно сделать вывод об успешной ее реализации, о чем свидетельствуют следующие факты:

В 2010 году выполнено годовое задание по сбору таможенных платежей.

Обеспечен переход на применение таможенного законодательства Таможенного союза.

Упрощены таможенные процедуры.

Электронное декларирование, в том числе через Интернет, превысило 50-процентный рубеж.

Оптимизирована структура таможенных органов, уточняются места их размещения.

Совершенствуется таможенный контроль.

Правоохранительные подразделения таможенных органов эффективно вели борьбу с преступлениями в сфере таможенного дела, в том числе с контрабандой наркотиков.

Решены ключевые вопросы по защите прав интеллектуальной собственности: таможня лидирует в рейтинге доверия правообладателей.

Велась эффективная борьба с коррупцией: пресечение и профилактика.


Заключение


На основании проделанной работы можно сделать определенные выводы и заключения.

В первой главе работы была исследована современная система таможенных органов Российской Федерации: выявлены факторы, влияющие на ее состояние и развитие, подлежали рассмотрению составные элементы системы.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Эта организационно оформленная система включает управляющую подсистему - Федеральную таможенную службу (ФТС) и управляемые подсистемы - региональные таможенные управления (РТУ), таможни и таможенные посты. Современная система таможенных органов России находится на стадии активного институционального развития, которое в свою очередь обуславливает роль и место таможенных органов в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, формирует функции и принципы и определяет деятельность всей системы таможенных органов. С момента образования современной таможенной системы роль и значение системы таможенных органов несоизмеримо возросли. Таможенные органы стали участвовать в выработке и реализации таможенной политики, осуществлять контроль за соблюдением таможенного законодательства и международных договоров государства по вопросам таможенного дела, встали на защиту экономической безопасности и экономических интересов страны, заняли важное место в накоплении доходной части федерального бюджета путем взимания таможенных пошлин, налогов, иных таможенных платежей. Создана единая таможенная граница и единая таможенная система. Роль таможенных органов в экономике страны уже трудно переоценить. Система таможенных органов является мощнейшим рычагом в регулировании внешнеэкономической деятельности.

Вторая глава была посвящена выявлению проблем и перспектив развития системы таможенных органов.

Следует сделать акцент на том, что упрощение таможенных процедур и приведение их в соответствие международным стандартам таможенные администрации большинства стран проходили десятилетиями, в то время как ни одна из них не имела такой большой территории, протяженности таможенной границы и разнообразия региональных внешнеэкономических связей. Вместе с тем выстраивается целый ряд проблем в области международной безопасности и острых экологических проблем. И решение таких проблем системой таможенных органов предопределяет их дальнейшее развитие.

Перечень неразрешенных проблем в деятельности таможенных органов на сегодняшний день велик. Недостаточная эффективность реализации потенциала таможенного администрирования, что не позволяет должным образом обеспечить соблюдение законодательства России и создать благоприятную конкурентную среду в сфере внешнеторговой деятельности. Острыми проблемами встает вопрос занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование участниками внешнеторговой деятельности. Не в полной мере применяются международные стандарты, необходимые для применения торгово-логистических технологий. Недостаточная информированность таможенных органов Российской Федерации о ценообразовании, торгово-промышленной специализации в зарубежных странах, мировых тенденциях в разделении труда. Недостаточная эффективность контроля за товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории страны. Недостаточное информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации. Низкий уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами России. Недостаточное развитие системы подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов Российской Федерации, особенно специалистов в области управления и контроля. Оплата труда должностных лиц таможенных органов Российской Федерации не соответствует экономической значимости принимаемых ими решений. Остается высоким уровень коррупции в таможенных органах Российской Федерации.

Для разрешения этих проблем и создания конкурентно-способной таможенной службы, эффективной для государства и прозрачной для участников внешнеэкономической деятельности необходимы: оптимизация количества пунктов пропуска; оборудование пунктов пропуска современными техническими средствами контроля; оптимизация количества контролирующих органов в пунктах пропуска, совершенствование технологий государственного контроля в пунктах пропуска; создание современных информационных таможенных систем контроля; создание единой межведомственной базы данных контролирующих органов; создание единой базы данных справочных цен на основные товары и услуги; совершенствование автоматизированных систем выявления рисков; обеспечение транспарентности таможенного законодательства через внедрение международных стандартов таможенного администрирования; создание эффективных систем подбора и мотивации персонал таможенных органов.

Концепция развития системы таможенных органов должна носить комплексный, межведомственный характер, ее реализация предполагает не только развитие ФТС, но и создание цивилизованных условий для работы и развития бизнеса, защиты отечественного производителя, повышения качества таможенного администрирования, борьбы с коррупцией.

Таким образом, поставленные в начале выполнения данной реферативной работы задачи разрешены, следовательно цель работы достигнута.


Список литературы


1.Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ - М.: Инфра - М, 2007 г.

.Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

.Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

.Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

.Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

.Постановление Правительства РФ от 26.07. 2006 N 459 (ред. от 08.12.2010 N 1002) "О федеральной таможенной службе".

.Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р (ред. от 10.03.2009) "О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах".

.Распоряжение Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. N 103-р (ред. от 27.12.2006) "О перечне федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении ФТС России".

.Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 2225-р "Концепция развития таможенных органов Российской Федерации".

.Доклад А. Бельянинова "Таможенное администрирование как инструмент формирования и реализации таможенно-тарифной политики Российской Федерации. 31.01.2008 г.

.Основы таможенного дела: учебник / под ред. В. Г. Драганова. - М.: Экономика, 2004 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Единую структуру таможенных органов России можно определить, как общую совокупность самостоятельных звеньев, характеризующихся едиными целями и задачами. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ [Приложение «В»]. В соответствии со ст. 402 ТК система таможенных органов включает:

­ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба РФ);

­ региональные таможенные управления;

­ таможни;

­ таможенные посты.

Система таможенных органов представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Система таможенных органов РФ

Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является Федеральная таможенная служба России (далее - ФТС России). Федеральная таможенная служба, уполномоченная в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела [Приложение «Г»]. ФТС РФ вправе создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров. ФТС России имеет свои представительства в иностранных государствах, создаваемые в порядке, установленном законодательством РФ .

ФТС России является юридическим лицом со всеми присущими статусу юридического лица признаками. Финансирование деятельности ФТС России и подчиненных ему таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти, а также иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников. Федеральная таможенная служба входит в единую, централизованную систему таможенных органов России и возглавляет ее. В соответствии с постановлением правительства ФТС наделяется правами и обязанностями, устанавливаются сферы ее компетенции, задачи. Основное назначение обеспечивающих управление в структуре ФТС России - создавать нормальные условия для функционирования системы таможенных органов, обеспечивать развитие таможенной инфраструктуры, социально-бытовые и финансовые условия, предусмотренные законами и иными нормативными актами для государственных таможенных служащих .

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых ФТС России. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

На ступень ниже Федеральной таможенной службы стоит региональное таможенное управление (далее - РТУ).

Региональное таможенное управление является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ в пределах своей компетенции. Регион деятельности РТУ определяет ФТС России . РТУ является промежуточным звеном между ФТС и таможенными постами. На рисунке 3 представлена схема расположения региональных таможенных управлений.

Территориально-структурное деление таможенных органов Российской Федерации:

ФТС России (Таможен: 10)

­ Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская

­ Центральная акцизная, Центральная энергетическая, Центральная, (Кинологический центр ФТС России) Центральная базовая

­ Калининградская областная

­ Крымская

­ Севастопольская.

­ Центральное таможенное управление (Таможен: 15, Субъектов РФ 18)

­ Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Курская, Липецкая, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская, Московская областная, Московская, Центральная оперативная таможня.

Северо-Западное таможенное управление (Таможен: 11, Субъектов РФ 10)

­ Архангельская

­ Пулковская, Санкт-Петербургская, Балтийская

­ Кингисеппская, Выборгская

­ Мурманская, Себежская, Псковская

­ Карельская

­ Северо-Западная оперативная

Южное таможенное управление (Таможен: 8, Субъектов РФ 6)

­ Астраханская

­ Новороссийская, Сочинская, Краснодарская

­ Миллеровская, Таганрогская, Ростовская

­ Южная оперативная

­ Северо-Кавказское таможенное управление (Таможен: 4, Субъектов РФ 7)

­ Дагестанская

­ Минераловодская

­ Северо-Осетинская

­ Северо-Кавказская оперативная;

Приволжское таможенное управление (Таможен: 9, Субъектов РФ 14)

­ Самарская, Нижегородская, Саратовская, Ульяновская, Татарстанская, Башкортостанская, Оренбургская, Пермская, Приволжская оперативная

Уральское таможенное управление (Таможен: 8, Субъектов РФ 6)

­ Екатеринбургская, Кольцовская имени В.А. Сорокина

­ Тюменская

­ Ханты-Мансийская

­ Ямало-Ненецкая

­ Челябинская, Магнитогорская

­ Уральская оперативная

Сибирское таможенное управление (Таможен: 12, Субъектов РФ 12)

­ Иркутская

­ Красноярская

­ Бурятская

­ Тывинская

­ Хакасская

­ Читинская

­ Кемеровская

­ Алтайская

­ Новосибирская

­ Томская

­ Сибирская оперативная

Дальневосточное таможенное управление (Таможен: 12, Субъектов РФ 9)

­ Благовещенская

­ Биробиджанская

­ Камчатская

­ Магаданская

­ Владивостокская, Находкинская, Уссурийская, Хасанская

­ Сахалинская

­ Хабаровская, Ванинская

­ Дальневосточная оперативная .

Региональное таможенное управление (РТУ) входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет непосредственное руководство таможенным делом на территории подведомственного ему региона. В непосредственном подчинении РТУ находятся все расположенные на территории подведомственного ему региона таможенные органы, за исключением непосредственно подчиненных Федеральной таможенной службе России. Правовой статус РТУ закреплен в Общем положении о региональном таможенном управлении Российской Федерации, утвержденном Федеральной таможенной службой России .

Основными задачами РТУ являются: реализация таможенной политики России на территории подведомственного региона; разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории России.

Организационный фундамент системы таможенных органов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела.

Таможни и таможенные посты составляют организационный фундамент системы таможенных органов России. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела .

Таможня входит в единую систему таможенных органов России и осуществляет свою деятельность под общим руководством Федеральной таможенной службы России и непосредственным руководством РТУ, в состав которого она входит. В ряде случаев таможни подчиняются непосредственно Федеральной таможенной службе России (например, Шереметьевская таможня) .

Таможни подразделяются на пограничные и внутренние. Первые располагаются преимущественно в приграничной зоне в районах транспортных узлов: портов, аэропортов и железнодорожных станций, а вторые -- в глубине таможенной территории страны в местах концентрации участников внешнеэкономической деятельности.

Таможенный пост РФ согласно действующему законодательству входит в единую систему таможенных органов России, является первичным звеном этой системы и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни . В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую Федеральной таможенной службе России.

Таможенные посты могут различаться по своему юридическому статусу. В соответствии с законодательством решением Федеральной таможенной службы России таможенному посту может быть предоставлен статус юридического лица. Таможенные посты, обладающие статусом юридического лица, наделены большими полномочиями по сравнению с таможенными постами, такового статуса не имеющими .

Штатная численность таможенных постов определяется исходя из грузо- и пассажиропотока, проходящего через каждый конкретный таможенный пост, и может колебаться от нескольких человек до ста и более.

Типовая структура и штатная численность таможни и таможенного поста утверждается Федеральной таможенной службой России. Конкретная структура и штатная численность таможни и таможенного поста утверждается вышестоящим таможенным органом .

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможни осуществляет Федеральная таможенная служба России по представлению либо с учетом мнения РТУ, в состав которого входит данная таможня. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУ, а таможенного поста со статусом юридического лица или непосредственно подчиненного Федеральной таможенной службе России либо подчиненного таможне, в свою очередь непосредственно подчиненной Федеральной таможенной службе России, -- Федеральная таможенная служба России.

В таможенной системе помимо обычных действуют и так называемые специализированные таможенные органы: специализированные РТУ, специализированные таможни и специализированные таможенные посты.

Организационная структура существенно сказывается на реализации таможенным органом своих функций, что определяется, главным образом, степенью жесткости или устойчивости структуры. Поэтому органы с устойчивой, узкоспециализированной структурой создаются тогда, когда заранее известны все те функции, для осуществления которых они предназначаются . К одним из узкоспециальных организационных структур относятся специализированные РТУ.

Специализированные РТУ -- это региональные таможенные управления, регионом деятельности которых является вся таможенная территория Российской Федерации, созданные для организации и непосредственного руководства теми или иными направлениями деятельности таможенных органов (борьбой с контрабандой и иными таможенными правонарушениями, реализацией задач обеспечения радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры и противодействия техническому проникновению на них, осуществлением тылового обеспечения деятельности таможенных органов и пр.) .

Первое специализированное РТУ -- Региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями -- было создано в 1995 г. в целях организации в таможенных органах эффективной работы по выявлению, предупреждению, пресечению и расследованию таможенных правонарушений. В настоящее время их уже более десяти.

Специализированные таможни и таможенные посты -- это таможни и таможенные посты, специализирующиеся на регулировании таможенно-правовых отношений при определенных обстоятельствах. Так, например, Чкаловская таможня специализируется на таможенном оформлении и таможенном контроле военно-транспортной авиации в Московской области, Энергетическая таможня -- на таможенном контроле за перемещением энергоносителей через таможенную границу Российской Федерации, так называемые оперативные таможни, существующие в каждом таможенном регионе, -- на борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями. Центральная акцизная таможня и акцизные таможенные посты, также существующие в каждом таможенном регионе, -- на таможенном оформлении и таможенном контроле подакцизных товаров. И таких примеров существует много.

На примере Алтайскoй таможни мы рассмотрим организационную структуру и её управление.