Современные тенденции управления качеством в зарубежной и отечественной практике. Анализ современных тенденций развития теории и практики управления качеством. Менеджмент как социально-историческое явление

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные тенденции развития менеджмен та

1. Бизнес и менеджмент

Бизнес и менеджмент являются тесно и крепко связанными между собой понятиями, ведь само предпринимательство просто невозможно без определенного должного администрирования и организации четкой структуры. По сути, менеджмент представляет собой умение управлять и руководить, то есть это определенная разработка и моделирование для более эффективного и максимального управления, а также для контроля над всей системой. Понятие самого менеджмента возникло в США в 1930 году, менеджмент ориентирован на процесс бизнеса, при учете государственной и коммерческой структуры организации. Менеджмент в бизнесе представляет собой сложную производственную науку, а сама теория управления основана на методах анализа, которые необходимы при использовании методов управления для достижения определенного результата. Такие рекомендации и методы не являются абсолютными правилами и рецептами, ведь проведение бизнеса зависит от очень многих условий и обстоятельств. Одним из таких условий является достижение цели при минимальной затрате, то есть адекватность используемых методов в среде функционирования предприятия. Методы маркетинга и менеджмента при рыночной экономике должны обеспечивать запланированные результаты при определенной затрате и при должной работе сотрудников. Система заключается в умении руководителя владеть искусством самого управления в конкретной данной ситуации.

Функции управления и менеджмента:

1. Управление любым бизнесом для увеличения его эффективности

2. Управление составом менеджеров

3. Управление всеми работниками и всеми аспектами проведения этой работы.

В любом бизнесе важен системный подход, потому что каждая компания это сложная система, состоящая из многих разных частей, а каждая такая часть имеет свои цели, которые вместе составляют общую единую цель. Эффективность компании и устойчивость зависит не только от ее владельца, просто весь контроль над компанией не под силу одному человеку, а основа всей такой работы лежит на менеджерах помогающих работе руководителя. Основная работа лежит на менеджере среднего звена, то есть на мидл-менеджере (по-английски middle - это средний), это самое решающее звено, но и самое проблемное. Задача их состоит в передаче целей организации к самим продавцам и менеджерам общающимися непосредственно с покупателем, это звено еще иногда называют «сержантами» бизнеса. Они являются незаметной, но незаменимой деталью в общем процессе ведения бизнеса любого уровня. При передаче основного указания от руководителя к работнику просто необходимо промежуточное звено, а при отсутствии которого, перестали функционировать немало предприятий во всем мире. То есть связь бизнеса и менеджмента, то есть цепочка производство-реализация очень тесная, потому что оба такие понятия не могут существовать друг без друга. Просто над рядовыми менеджерами необходим постоянный контроль в виде менеджера среднего звена, который является «сержантом» необходимым для осуществления контроля. Лидер компании сможет решать такие вопросы и сам, но при крупной организации он просто не сможет охватить весь объем, поэтому в бизнесе современном важен и незаменим менеджмент. Менеджер среднего звена это можно сказать целое искусство, в принципе это и главный сотрудник и одновременно небольшой начальник, работа такая на самом деле очень сложна, поэтому текучесть кадров этого звена очень высокая.

Основные методы и принципы менеджера это не делать все самим, а возлагать все задачи на подчиненных, при этом важно использование стимулирования и мотивации подчиненных, а также контроль над их психологией. Управление организацией на каждом уровне это сложнейшая система, при которой должен осуществляться контроль над долей рынка, за требованиями клиентов, качественности продукции и за ценовой политикой в соответствии с ценами конкурентов. Также в этом необходимо соблюдение репутации самой организации, и решение других многих проблем, естественно ни один руководитель и его прямые заместители с этим не справятся. Поэтому так сложилось, что необходимы как минимум три промежуточных звена, как при реализации, так и производстве, то есть, необходимы при этом сами менеджеры. Первое звено нужно для получения конкретной задачи, а второе звено необходимо для грамотного надзора над исполнением задачи выполняемой третьим звеном. Каждый уровень должен обладать соответствующими знаниями и иметь надлежащие способности, удовлетворяющими структурно-функциональному методу позволяющему достичь максимальных целей. То есть связь любого бизнес процесса и менеджмента является очень тесной, ни один производственный процесс просто не сможет существовать без определенной организации и использования менеджеров при достижении любой цели.

2. Основные тенденции развития менеджмента

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

· политической - необходимость установления и поддержания порядка в группах;

· экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;

· оборонительной - защита от врагов и диких зверей.

Основные этапы развития менеджмента зарождались ещё с древних времён. Даже в самих древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). Возьмем к примеру египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства древнего мира, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках датированных третьим тысячелетием до нашей эры записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций даже до исторические люди часто жили организованными группами. Однако, как управление, так и организации древности сильно отличались от тех, что описаны в нашей школе. Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии области исследований - относительно нова.

Рассматривая основные этапы развития менеджмента как развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

Первый этап развития менеджмента:

I период развития менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. менеджер управление профессионализм

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента. Таким образом, проанализируя события развивающиеся в древнем периоде можно охарактеризовать как зарождение менеджмента как науки. Мы рассмотрели начальный этап развития менеджмента в период его зарождения.

Второй этап развития менеджмента

II период развития менеджмента - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Это был второй этап развития менеджмента.

Третий этап развития менеджмента

III период развития менеджмента - период систематизации (1856-1960). Наука менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке.

Четвертый этап развития менеджмента

IV период школы управления -- информационный период (1960 г. по настоящее время).

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

Главная идея системной теории управления состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

В 70-е гг. появилась идея открытой системы управления. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации (т.е. различные формы структурного деления):

· систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия;

· систему власти;

· систему логического принятия решений.

С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Таким образом мы охарактеризовали основные этапы развития менеджмента.

3. Качества менеджера будущего

Основа навыков современного менеджера - высокий профессионализм, знание рынка, владение информационными технологиями. Менеджер будущего должен обладать созидательным умом, свободно принимать решения, брать на себя ответственность, проявлять качества лидера

Существуют определенные навыки, которые обязательны для сегодняшнего дня и будут необходимы в предстоящие десятилетия. Их основой являются прежде всего высокий профессионализм и знание рынка в сочетании с грамотностью в области информационных технологий . В последнем случае имеются в виду не детальные знания, а понимание, как использовать эти технологии - приспосабливать, структурировать и применять для упорядочения всевозрастающего информационного потока. Ввиду постоянных изменений при катастрофической нехватке времени сообразительность менеджера в отношении регулирования информации так же важна, как и его профессиональные навыки.

На деле менеджеры будущего должны быть предпринимателями по своему образу жизни . Им следует исходить из того, что нет ни гарантии, ни перспективы занимать длительное время определенную должность на каком-либо конкретном предприятии. Корпорациям потребуются различные типы менеджеров на разных стадиях корпоративной жизни. Для некоторых менеджеров это не создаст проблем, так как они могут приспособиться к быстрой смене вверенных им дел и эффективно работать, но это редкий случай.

Такой поворот событий не надо воспринимать драматически. Это, напротив, многообещающая перспектива. Готовность и подготовленность для работы в различных условиях должна сделать жизнь более яркой, чем, например, перспектива делать одно и то же в течение 30 лет.

Для лиц, несущих ответственность за какую-либо деятельность, будь то работа корпорации или другой хозяйственной единицы, очень важно выбрать личность, которая найдет выход из любой ситуации, и вверить ей управление тем или иным подразделением компании. Такой личностью является тот, кто более приспособлен к сегодняшней действительности и обозреваемому будущему. Поэтому важны не только способности индивида , но и предвидение в отношении их со стороны ответственных лиц. Тем не менее существует определенное единодушие по поводу элемента называемого "умственная способность".

Человеку, стремящемуся играть лидирующую роль в мире бизнеса, необходимо уметь адаптироваться к быстрым изменениям рынка и личностных ситуаций, воспринимать и применять новые формы работы, противостоять новым видам давления , что требует гибкого интеллекта. Менеджер следующего десятилетия должен обладать независимым, созидательным умом, быть готовым к риску с осознанием того, насколько далеко он может зайти в рамках корпорации, на которую работает.

Менеджер будущего десятилетия должен осознавать, что если он стремится к успеху, то не может работать в изоляции, когда контактирует с третьей стороной в сфере бизнеса или сталкивается с обществом в целом. Понимание политического и культурного контекста становится чрезвычайно важным, особенно на международной арене. Менеджер завтрашнего дня должен сочетать в себе коммуникативные навыки и умение межличностного общения со знанием и восприятием культурного многообразия.

В то время, когда многое из того, что окружает нас, становится скучным единообразием ("одинаковостью"), наблюдается сильное стремление к сохранению и проявлению культурного наследия во всех тех случаях, когда некий вид уникальности может быть предложен на рынке. И такая возможность имеется скорее у малых и средних компаний, чем у крупных межнациональных предприятий.

Примером скучного униформизма служит компания Coca-Cola. Но возникает вопрос: "Этого ли хочет мир?" Хотя Coca-Cola - прекрасный образец "одинаковости", это чрезвычайно преуспевающая компания, которой восхищаются за ее умелый подход к своим рынкам. Вместе с тем ее менеджеры, несмотря на высокий профессионализм, управляют во многих случаях как роботы.

Опять встает вопрос: "Какой тип менеджера лучше иметь и как выбрать его?" На примере Coca-Cola мы сталкиваемся с очень интересной дилеммой. Хотим ли мы иметь менеджера, приверженного к работе в определенных рамках, или менеджера, который импровизирует на "заданную тему"? Кто лучше приспособлен к работе с "командой" (а также на дистанции), кто более производителен, ориентирован на результат и приносит больше пользы организации?

Я полагаю, что это менеджер, который свободно принимает решения и берет на себя ответственность, проявляет качества лидера, включая природный талант к мотивации и убеждению своего окружения, и обладает способностью справиться с нарастающим напряжением и конфликтами, когда это необходимо или неизбежно.

Список использованной литературы

1. Басовский Л.Е. Менеджмент. - М.:ИНФРА-М, 2004. - 216 с.

2. Вершигора Е.Е. Менеджмент: учебное пособие, 2-е изд. перер. и доп. - М., ИНФРА-М, 2001. - 283 с.

3. Виханский О.С. Менеджмент. 3-е изд. - М., Гардарики, 2006. - 528 с.

4. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2005. - 864 с: ил. - (Се-рия «Классика МВА»).

5. Корицкий Э.Б., Нинциева Г.В., Шетов В.Х. Научный менеджмент: российская история. - Изд. «Питер», 2002.

6. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Академический проект, 2000.

7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2006.

8. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение / Перевод с англ. Под.ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Издательство «Питер», 2004. - 448 с.

9. Семенова И.И. История менеджмента. - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2004.

10. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. Учебник. - М., ИНФРА-М, 2004. - 248 с.

11. Управление организацией: Учебник/ Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 716 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Специфика понятий управления и менеджмента; теоретический анализ системы функций менеджмента. Соотношение управления и менеджмента в организации. Аспекты функций менеджмента. Система функций менеджмента: планирование организации, мотивация, контроль.

    контрольная работа , добавлен 18.02.2008

    Основные подходы в истории менеджмента. Понятия менеджмента и менеджера. Суть и характерные черты современного национального менеджмента. Общее и различия между российским и западным управлением. Проблемы русской школы управления, перспективы развития.

    курс лекций , добавлен 15.01.2012

    Характеристика основных этапов развития менеджмента. Изучение формирования и развития школ менеджмента: школа научного менеджмента и спортивных аналогий, тейлоризм, административно-функциональная школа, школа человеческих отношений и поведенческих наук.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2010

    Менеджмент и его методологические основы. Требования, предъявляемые к системе управления. Характерные черты и стадии управления. Профессиональная деятельность менеджера и виды моделей менеджмента. Природа управления и исторические тенденции его развития.

    реферат , добавлен 29.01.2010

    Сущность менеджмента. Область профессиональной деятельности менеджера и требования к нему. Основные модели управления в организации, их взаимосвязь. Основные этапы формирования и развития теории менеджмента. Школа научного управления.

    шпаргалка , добавлен 22.05.2007

    Характеристика основных этапов развития менеджмента. Анализ управленческих действий Петра I. Изучение особенностей возникновения, формирования и содержания отечественных школ управления. Исследование роли М.М. Сперанского в развитии менеджмента в России.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2015

    Теоретические основы управления и становления менеджмента как наук. Понятие управления и механизма управления. Основные составляющие и функции менеджмента. Современные тенденции развития менеджмента. Сущность и роль организационной культуры фирмы.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2018

    Теоретические основы исследования механизмов развития менеджмента и необходимости управления деятельностью организации. Анализ и оценка системы менеджмента предприятия и анализ его конкурентного окружения. Рекомендации по совершенствованию менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 07.09.2012

    Исследование целей и предмета информационного менеджмента. Характеристика тенденций развития информационных технологий. Анализ структуры рынка информационных продуктов и услуг, его правового регулирования. Объекты профессиональной деятельности менеджера.

    реферат , добавлен 12.06.2013

    Рассмотрение концептуальных основ менеджмента как науки и практики экономического управления. Структура и функции современного менеджмента. Системная инженерия процессов управления. Практическая деятельность менеджера и ситуации управления фирмой.


Для России последнее десятилетие XX века можно с уверенностью охарактеризовать как период весьма противоречивых преобразований. Объективная потребность интеграции страны в мировое экономическое пространство, с одной стороны, обострение внутреннего противоречия в способах хозяйствования, с другой, привели к заметным, и во многих случаях неоднозначным, последствиям не только в производственной, но и в образовательной сферах.
Наметилась тенденция увеличения отставания России от уровня передовых про- мышленно-развитых стран мира. Для выравнивания необходимы взаимодействующие усилия граждан, предпринимателей, органов государственного управления, а также комплексный и координационный подход к проблемам. Рост в промышленном секторе российской экономики одновременно обострил ряд проблем, важнейшими из которых являются:
кадровая проблема - экономика испытывает дефицит в специалистах, владеющих теорией и практикой современного менеджмента, в особенности менеджмента качества, который является концептуальной основой современного менеджмента;
проблема эффективности деятельности предприятий - тесно связана с первой проблемой; низкая эффективность большинства предприятий в значительной степени обусловлена устаревшей организацией труда, организационно-управленческими технологиями, слабой ориентацией на удовлетворение запросов потребителей - что объясняется незначительными знаниями или неправильным внедрением методологии и технологий современного менеджмента качества;
проблема развития высоких технологий, прежде всего, информационных и инновационной деятельности, усугубляющая предыдущую проблему; эта проблема во многом связана с доиндустриальным характером производства в данной сфере.
Перечисленные проблемы во многом связаны с недостаточным развитием методологии и технологий современного менеджмента качества. Фактически в настоящее время для России необходима разработка менеджмента качества, обслуживающая как промышленность, так и другие сферы экономики и обеспечивающая консультационные, инновационные, информационные образовательные услуги. Для создания системы менеджмента качества необходимы согласованные действия организаций, способных на развитие методологии и конкретных технологий менеджмента качества в промышленности и других сферах народного хозяйства. Основополагающее значение в этом процессе имеет высшая школа России, где сосредоточены основные кадры ученых и специалистов в данной сфере. Так, Министерством образования Российской Федерации разрабатываются ряд про-
грамм в области управления и обеспечения качества товаров и услуг. В ходе реализации этих программ были созданы условия для решения проблемы настоящего периода - создания научно- методических разработок для промышленности страны.
В настоящее время осуществляются разработки в области методологии и технологии менеджмента качества в промышленности и образовании, а объектом применения полученных результатов стали передовые промышленные предприятия, научные организации, организации и учреждения системы образования. На первом этапе формирования, так называемой, индустрии менеджмента качества необходимо создать нормативный, научно-методический задел и инфраструктуру для эффективного выполнения других отраслевых программ в области менеджмента качества, экологического менеджмента и безопасности.
Важнейшим ресурсом любого хозяйствующего субъекта выступает человек. Основой человеческого потенциала выступает интеллектуальный уровень или уровень образования населения, который представляет основную составляющую социально-экономического развития любого государства.
Значительную роль в формировании интеллектуального и профессионального потенциалов человека играет высшая школа.
Качество образовательной деятельности высшего учебного заведения определяет конкурентоспо-собность образовательных услуг. Для действительного признания образовательных услуг, представляемых российскими высшими учебными заведениями, за рубежом необходимо чтобы услуги соответствовали международным стандартам (МС) ИСО 9000:2000. То есть методической основой внедрения эффективной системы менеджмента качества в вузе должны служить требования МС ИСО 9000:2000. Основой применения указанных стандартов является процессный подход к описанию деятельности организаций. Однако при внедрении системы менеджмента качества в вузе необходимо учитывать его специфику как типа организации и высшего образования, как вида услуг:
система менеджмента качества должна создаваться не только для образовательной деятельности, но и для воспитательной, научно-исследовательской, учебно-методической, так как они находятся в тесном взаимодействии и взаимопроникновении;
необходимо четко определить, что является конечной продукцией вуза (профессиональные знания, навыки и умения специалистов, сами специалисты или др.);
каковы параметры качества каждого вида продукции и параметры несоответствующей продукции;
необходимо выяснить, кто является потребителем продукции (рынок рабочей силы, работодатели, общество в целом или др.);
система менеджмента качества должна быть составной частью государственных требований к образовательной деятельности;
при внедрении системы менеджмента качества необходимо учитывать специфику всего множества происходящих в вузе процессов и явлений;
система менеджмента качестве должна учитывать изменения в окружающем мире и адаптироваться к ним;
в связи с развитием научно-технического прогресса необходимо предусматривать актуализацию содержания образования, требований к специалистам;
система менеджмента качества должна охватывать этап распределения выпускников после окончания вуза, выделив его самостоятельным процессом, что позволит сделать подготовку выпускников более адресной, усилить сотрудничество специалистов, работодателей и вуза, повысить мотивацию студентов к обучению, привлечь дополнительные финансовые средства, реально воздействовать на экономику региона.
Решение актуальных проблем управления качеством образовательной деятельности требует формирования концептуальных подходов к совершенствованию его оценки на всех уровнях управления системой высшего образования - государственном, региональном и муниципальном.
На государственном уровне необходимо совершенствование системы показателей лицензирования, аттестации и аккредитации по ряду направлений:
наряду с оценкой уровня развития ресурсного потенциала и реализации требований государственных образовательных стандартов Министерства образования РФ целесообразным является проведение оценки организации и осуществления работ по обеспечению качества образовательной деятельности в вузе;
основой для пересмотра и обновления государственных образовательных стандартов должны служить мониторинг ожиданий и запросов потребителей образовательных услуг, анализ и прогнозирование развития рынка труда и экономики в целом, изучение современных мировых тенденций изменения высшего образования.
Сбор, оценка и анализ информации о том, какими ресурсами обладает каждый вуз, каким образом осуществляется планирование и организация его деятельности, каковы ее результаты, какие условия предпринимаются вузом для непрерывного совершенствования своей деятельности - все это может стать действенным инструментом государственной образовательной политики, обладающим также общественной значимостью.
На региональном уровне оценка качества образовательной деятельности заключается в определении эффективности проводимых мероприятий по поддержке высшей школы в регионе.
На уровне вуза должна быть сформулирована система оценки качества образовательной деятельности.
На рубеже веков качество стало единственной силой, способной привести хозяйствующие субъекты к успеху как на внутреннем, так и на международном рынках. Как было представлено в предыдущем параграфе категория "качество" имеет множество аспектов. Но все подходы к качеству нацелены на конечный продукт или товар. Когда рынки оказались насыщены, компании-производители осознали, что потребители оценивают не только качество товаров, но и прилагаемые к нему услуги. Реакция зарубежных производителей последовала незамедлительно - появилась концепция TQM (Total Quality Management - Всеобщее управление качеством).
В последнее время внедрение TQM в компаниях набирает обороты и принимает масштабный характер. Использование TQM помогает понять компаниям, что они делают плохо и как можно сделать это лучше. Компании, поддерживающие TQM, ставят перед собой цель непрерывного совершенствования через отслеживание и непрерывное использование достижений как конкурентов, так и мировой практики бизнеса.
TQM - система комплексного управления качеством, в основе которой лежит анализ деловых процессов.
К основным элементам TQM можно отнести: формирование стратегии компании; определение показателей качества деятельности; приемы улучшения принятия решений; механизмы контроля качества. В качестве основных принципов TQM выделяют:
постоянное отслеживание изменений во внешней и внутренней среде компании. Компаниям должно быть присуще умение прогнозировать изменения как во внешней, так и во внутренней ее среде;
наличие эффективной работоспособной схемы процесса постоянного и непрерывного совершен-ствования как компании, так и ее конечной продукции, посредством непрерывного улучшения ее деятельности;
ориентированность на клиента или потребителя. Компании зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности и стремиться превзойти их ожидания;
лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство целей и направления деятельности компании. Они должны создавать и поддерживать среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации;
заинтересованность всего персонала компании в реализации мероприятий по достижению поставленных целей. Работники всех уровней составляют основу компании, и их полное вовлечение дает возможность компании с выгодой использовать их способности;
использование процессного подхода при управлении качеством. Желаемый результат будет эффективнее, если деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом;
использование системного подхода посредством выявления, понимания и управления системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение поставленной цели, повышают результативность и эффективность компании;
определение издержек, связанных с поддержанием необходимого уровня качества;
взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и поставщики взаимозависимы. Выгодные отношения между ними способствуют расширению возможностей каждого из них создавать ценности;
постоянная поддержка системы управления качеством.
Можно выделить следующие характерные аспекты концепции TQM:
во-первых, первостепенной основой качества является человек, со своими поведением и потребностями. Человек рассматривается не как необходимый ресурс, а как личность, от гармонического развития которой, от заинтересованности ее в своей деятельности и деятельности организации зависит бла-госостояние компании;
во-вторых, управление качеством - это не ограниченная предметными рамками узкая специфическая деятельность, а управление всей компанией, всеми аспектами ее жизнедеятельности в самом глобальном, существенном для ее жизнеспособности смысле;
в-третьих, успеха добивается та организация, которая основывается на деятельности команд;
в-четвертых, в основе управления качеством находится устранение не самих дефектов, а их глубинных причин.
Внедрение этих положений в практическую деятельность, безусловно, требует создания в организации особой среды и активного участия высшего руководства.
Важным представляется разработка документации качества. Это непременное условие внедрения принципов TQM. Конечная продукция компаний должна соответствовать установленным стандартам, но процесс должна контролировать сама компания. Каждая единица продукции должна проходить через жесткую систему контроля качества. Все записи результатов тестирования качества продукции должны подлежать архивации.
По оценке западных менеджеров, в качестве основных причин неудачной реализации системы TQM можно выделить: отсутствие обратной связи с потребителями; отсутствие у руководства компании ясных стратегических целей компании и недостаточная проработка направлений ее развития; отсутствие внимания к издержкам, связанным с поддержанием необходимого уровня качества; недостаточно уважительное отношение руководства к персоналу компании; отсутствие реальных измерителей эффективности деятельности персонала; отсутствие или непроработанность документации системы менеджмента качества.
Подготовка к внедрению TQM предполагает, прежде всего, осознание руководством компании необходимости объединения всего персонала для достижения целей компании. Возможно проведение анонимных опросов как управленческого, так и производственного персонала компании, цель которых выявление нерешенных проблем, связанных с управлением компанией, в частности, возникающих у персонала при выполнении им своих обязанностей.
Таким образом, рассмотренные аспекты качества товаров и услуг являются основополагающими для экономики и непрерывная ориентация на их совершенствование улучшение качества профессиональной деятельности хозяйствующих субъектов позволит России выйти на новый более перспективный уровень развития.
Контрольные вопросы
Как вы понимаете качество?
Выявите взаимосвязь качества и конкурентоспособности.
Охарактеризуйте современное состояние деятельности по управлению качеством в России.
Почему нужно уделять особое внимание обучению персонала теоретическим основам управления качеством?
Каково современное состояние качества образовательной деятельности в России?
Обоснуйте необходимость перехода компаний к TQM.
Выделите и аргументируйте принципы TQM.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Развитие систем управления качеством продукции в СССР, США, Японии, Германии и Франции. Требования к системе менеджмента качества стандартов ISO серии 9000 и пути их соблюдения. Дополнения к рекомендациям ISO с учетом практики организаций стран СНГ.

    учебное пособие , добавлен 21.11.2013

    Термины, их определение и взаимосвязь согласно международным стандартам ИСО–9000. Характеристика требований к системе менеджмента качества, ее принципы в соответствии с международными и российскими стандартами, их значение в управлении качеством.

    реферат , добавлен 31.05.2010

    Управление качеством и суть стандартов семейства ИСО 9000. Ключевые преимущества внедрения принципов менеджмента качества. Назначение стандартов ИСО 9000, их рекомендательный характер. Терминология систем качества, требования к ним и указания по развитию.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2011

    Анализ управления качеством в строительных организациях. Разработка стандарта предприятия: основные понятия и определения; назначение, область применения; общие положения и принципы. Политика в области качества, задачи руководства по ее реализации.

    контрольная работа , добавлен 18.09.2013

    Задачи, решаемые версией международных стандартов ИСО серии 9000:2000. Принципы управления качеством. Процессный и системный подходы. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. Сертификация систем менеджмента качества.

    реферат , добавлен 04.12.2007

    Сущность и содержание менеджмента качества в общей системе менеджмента. Интеграция систем менеджмента и менеджмента качества на предприятии ОАО "Нефтекамскполимерхим". Совершенствование интегрированных систем менеджмента на основе управления качеством.

    дипломная работа , добавлен 12.10.2011

    Совершенствование деятельности современной организации в области качества, согласно стандартам ISO серии 9000:2000. Процесс работы поставщиков с потребителями и другими партнерами компании. Оформление поставок и услуг. Верификация закупленной продукции.

    Что делать в ситуации, когда продукция предприятия с каждым днем раскупается все хуже, текучесть кадров увеличивается, а энтузиазм сотрудников падает. Может быть, уволить начальника производственного сектора? Или сменить поставщиков? Или разогнать отдел маркетинга, который "мышей не ловит"?

    Ответ на все эти вопросы, зачастую, лежит на поверхности: попробуйте внедрить процедуры Всеобщего Управления Качеством (Total Quality Management, - TQM). И большинство проблем с тем, как повысить эффективность управления производством (да и не только им), как заинтересовать работников, как увеличить выпуск готовой продукции, - качественной продукции, - может быть решено уже в ближайшее время.

    Что же скрывается за этой странной аббревиатурой: TQM? Как ни странно, ответ на этот вопрос довольно прост. Основная суть Total Quality Management заключается в том, что ключевым понятием в бизнесе является качество работ, направленное на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов. И этим качеством необходимо управлять. Естественно, что за такой простой сутью скрывается кропотливая работа как по созданию системы, способной эффективно управлять качеством, так и по созданию условий, при которых это самое качество будет поставлено во главу производственного процесса.

    Total Quality Management - философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции.

    Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством работы в целом, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование этих трех составляющих: качества продукции, качества организации процессов, и уровня квалификации персонала - позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса. Качество определяется такими категориями, как степень реализации требований клиентов, рост финансовых показателей компании и повышение удовлетворенности служащих компании своей работой.

    Принцип действия TQM можно сравнить с удержанием мяча на наклонной плоскости. Для того чтобы мяч не скатывался, его нужно либо подпирать снизу, либо тянуть сверху.

    Всеобщее управление качеством - это система управления, основанная на производстве качественных с точки зрения заказчика продукции и услуг. TQM определяется как сосредоточенный на качестве, сфокусированный на заказчике, основывающийся на фактах, управляемый командный процесс. TQM направлен на планомерное достижение стратегической цели организации через непрерывное улучшение работы. Принципы TQM также известны как «всеобщее улучшение качества», «качество мирового уровня», «непрерывное улучшение качества», «всеобщее качество услуг» и «всеобщее качество управления».

    Слово «всеобщее» в понятии «Всеобщее управление качеством» означает, что в данный процесс должен вовлекаться каждый сотрудник организации, слово «качество» означает заботу об удовлетворении потребностей клиента, и слово «управление» относится к сотрудникам и процессам, необходимым для достижения определенного уровня качества.

    Всеобщее управление качеством - это не программа; это систематический, интегрированный и организованный стиль работы, направленный на непрерывное ее улучшение. Это не управленческая прихоть; это проверенный временем стиль управления, успешно десятилетиями используемый компаниями по всему миру.

    TQM включает в себя:

    · контроль в процессе разработки новой продукции;

    · оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемого материала;

    · входной контроль материалов;

    · контроль готовой продукции;

    · оценку качества продукции;

    · оценку качества производственного процесса;

    · контроль качества продукции и производственного процесса;

    · анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества);

    · использование информации о качестве продукции;

    · контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;

    · обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала;

    · гарантийное обслуживание;

    · координацию работ в области качества;

    · совместную работу по качеству с поставщиками;

    · использование цикла PDCA ("plan – do - check – action");

    · работу кружков качества;

    · управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности. заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах – поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях, у акционеров и потребителей;

    · работу в области качества по методу межфункционального управления ("cross – function – management");

    · участие в национальных кампаниях по качеству;

    · выработку политики в области качества (согласование политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание на фирме политики в области качества);

    · участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствование социальной атмосферы и информированность служащих;

    · проведение мер по формированию культуры качества;

    · подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества;

    · возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство.

    Составные части системы TQM:

    1. Коренная, ключевая система – это те методы и средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на общепризнанном математическом аппарате, статистических методах контроля и поэтому используются на всех фирмах. Они могут импортироваться в любую страну.

    2. Система технического обеспечения – это приемы и программы, позволяющие обучить персонал владению этими средствами и правильному их применению. Эта система отражает специфику страны и каждого предприятия, связана с национальной культурой и традициями страны. Ее надо создавать самим, перенос опыта или перевод документов на свой язык ничего не даст.

    3. Система непрерывного развития самих принципов и содержания TQM. Она еще более специфична, на ней сильнее отражаются национальные особенности, экономические порядки внутри страны, действующее законодательство.

    Цель TQM –достижение более высокого качества продукции и услуг.

    ЭФФЕКТИВНОСТЬ TQM зависит от условий:

    1) Высшее должностное лицо на предприятии энергично выступает за повышение качества;

    2) Инвестиции вкладываются не в оборудование, а в людей;

    3) Организационные структуры преобразуются или создаются специально под всеобщий менеджмент качества.

    Приемы и средства, используемые для TQM

    Качество

    Персонал

    Управление качеством

    Управление процессами

    Управление персоналом

    Управление ресурсами

    Определение понятия качества Устойчивость (стабильность) процесса Команда управляющих Программа расходов на качество
    Политика качества Статистические методы контроля Всеобщее обучение качеству Показатели для контроля
    Всеобщее обучение качеству Возможность процессов Организация рабочих групп Стоимостные показатели
    Отношения с внутренними потребителями Решение технологических проблем Методы и средства мотивации Консервация ресурсов
    Системы качества Совершенствование (улучшение) процесса Связующие звенья Улучшение окружающей среды
    Кружки качества Анализ характера и последствий отказов на стадии проекта Теории интенсификации Работа по принципу "Точно в срок"
    Методы Тагучи То же на стадии производства Повышение квалификации

    Преимущества TQM.

    Краткосрочные и долгосрочные выгоды есть в любом стиле управления. Всеобщее управление качеством даёт несколько краткосрочных преимуществ, однако, большинство преимуществ этого подхода долгосрочны, и эффект от них ощутим только после их благополучной реализации. В больших организациях может уйти несколько лет, прежде чем долгосрочные выгоды дадут эффект.

    Долгосрочные выгоды, ожидаемые от применения Всеобщего управления качеством, - это более высокая продуктивность, повышение морального тонуса коллектива, уменьшение затрат и рост доверия заказчика. Эти выгоды могут привести к популяризации и повышению статуса компании в обществе.

    Уклонение от ошибок и правильные действия, прежде всего, сохраняют время и ресурсы, и тогда фонды и сбережения могут расходоваться на расширение спектра услуг (продукции) или предоставляться сотрудникам для работы, направленной на улучшение качества услуг.

    Всеобщее управление качеством приветствует создание атмосферы энтузиазма и удовлетворения выполненной работой с привлечением инструментов премирования и награждения за творческий подход. Если неудачи в результате экспериментов сотрудников воспринимаются как часть обучающего процесса, сотрудники перестают стесняться творчески подходить к разработке новых идей.

    Вместо того, чтобы скрывать ошибки от руководства или оттягивать их огласку, что приводит к перерастанию мелких ошибок в большие проблемы, сотрудники терпеливо подходят к решению проблем, пробуя исправить их снова и снова. Если сотрудники чувствуют, что являются частью организации, они ощущают себя нужными, работа приносит им удовлетворение, что может в свою очередь повысить её качество.

    При Всеобщем управлении качеством широко применяется командный подход, передающий, с одной стороны, работникам опыт решения проблем их коллегами и, с другой стороны, позволяющий им применить свои знания и опыт в ходе совместных усилий. Поскольку сотрудники получают опыт при командном решении проблем, они могут участвовать в перекрёстных секционных мега-командах, решающих проблемы, выходящие за рамки возможностей локальных групп. TQM даёт организации большую гибкость в решении проблем и повышает качество условий работы в для всех сотрудников.

    Всеобщее управление качеством может быть «генератором прибыли» даже для общественных организаций. Фактически сам подход не создает прибыли, но если ему следовать должным образом, можно выявить дорогостоящие процессы и найти способы сбережения средств. Неизбежные издержки TQM - это расходы на выполнение рутинных операций. Вообще говоря, для общественных организаций сбережённые ресурсы и средства могут рассматриваться как «прибыль».