Распорядительные методы управления в организации. Методологические основы менеджмента

Сущность организационно-распорядительных методов состоит в том, что любая совместная деятельность людей должна быть надлежащим образом организована, т. е. спроектирована, нацелена, регламентирована, а также снабжена необходимыми инструкциями, фиксирующими правила поведения персонала в различных ситуациях.

К организационно-распорядительным методам управления относятся:

Подбор, расстановка и работа с кадрами;

Организационное регламентирование (нормирование);

Организационное планирование;

Делегирование полномочий и распределение ответственности;

Организационный инструктаж;

Организационное распорядительство;

Контроль исполнения;

Организационный анализ;

Организационное проектирование;

Обобщение организационного опыта.

Подбор, расстановка и работа с кадрами включает в себя:

Составление методик и профессиограмм для оценки деловых и личных качеств граждан, поступающих на работу, в том числе квалификационных таблиц и справочников;

Разработку типовых документов для оформления приема на работу и учета кадров;

Создание систем и документации по аттестации и тарификации кадров; учет кадров;

Периодическую аттестацию руководителей и специалистов;

Разработку методик по обследованию кадров, регулированию личного состава, созданию кадрового резерва;

Принятие всех необходимых организационных мер для стабилизации кадров, всемерного сокращения их текучести.

Организационное нормирование (регламентирование) направлено на создание системы норм, правил, инструкций и регламентов, служащей базой для проектирования процессов на предприятии и управления ими. Организационный регламент включает в себя:

Номенклатурно-классификационные нормативы (материалов, покупных деталей, инструментов и т. п.);

Организационно-технические нормативы (технические, чертежные, организационные, документационные стандарты, условия, маршруты движения предметов труда, режимы обработки, оснастка и т. п.);

Организационно-структурные нормативы (схемы подчинения, производственные и организационные структуры, типовые схемы управления, типовые штаты, нормативы численности рабочих, инженерно-технических работников, служащих, нормы времени, типовые положения об отделах (службах), типовые функционально-должностные инструкции и т. п.);

Оперативно- календарные нормативы, регламентирующие протекание процессов на предприятии;

Административно-организационные нормативы (правила внутреннего распорядка, правила оформления найма, увольнения, перевода, командировок и т. д.).

Для эффективной организации управления предприятием при строгом соблюдении указанных норм и правил необходимо обеспечить выполнение ряда требований к организационному нормированию (регламентированию):

а) нормирование (регламентирование) должно сочетаться со стимулированием (материальным и моральным) и эффективными санкциями за нарушение норм (правил);

б) нормы (правила) должны отражать последние данные прогрессивного опыта;

в) нормы (правила) должны быть оптимальными;

г) нормы (правила) не должны быть слишком подробны, т. е. не должны стеснять, сковывать инициативу исполнителей;

д) нормы (правила) должны способствовать укреплению личной ответственности.

Организационные нормативы разрабатываются и утверждаются на следующих уровнях управляющей системы:

На уровне предприятия;

На уровне местных органов управления;

На федеральном уровне.

Задачи организационного планирования заключаются в том, чтобы расчетным.путем определить:

Какой объем работы необходимо затратить, чтобы достичь цели, поставленной перед соответствующим подразделением управленческого аппарата или отдельным исполнителем;

Какова длительность в календарном отношении отдельных управленческих операций и процедур;

Каковы потребности работников управленческого аппарата в средствах и предметах труда.

Ответ на указанные вопросы дает возможность составить организационный план, отражающий информацию о том, что необходимо выполнить, на каком участке, в какие сроки, с какими затратами труда и средств.

Делегирование полномочий и распределение ответственности занимает центральное место в системе организационно-распорядительных методов управления.

Полномочия - это ограниченное право распоряжаться ресурсами и определять действия работников организации.

Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательство их выполнения.

Делегирование задач и полномочий порождает в организации проблему распределения ответственности.

Ответственность - это обязательство работника выполнять присущие занимаемой им должности задачи и отвечать за результаты своей деятельности.

При этом различают ответственность исполнителя (обязательство работника выполнять делегированные ему задачи и отвечать за результаты своего труда) и ответственность руководителя (обязательство отвечать за результаты труда подчиненных ему работников).

Существуют следующие виды организационных полномочий:

1. Линейные - дают право непосредственного единоличного командования.

2. Аппаратные полномочия, т. е. полномочия аппарата управления. Такие полномочия могут подразделяться на следующие:

б) полномочия обязательного согласования - линейные руководители обязаны обсуждать и согласовывать с соответствующими подразделениями аппарата проекты готовящихся к принятию решений.

3. Функциональные полномочия - право руководителя самостоятельно принимать решения, но только в пределах определенной функции.

4. Параллельные полномочия - право отклонять решения линейного руководителя.

Рациональное распределение полномочий и ответственности позволяет осуществлять проверку возможностей выполнения работниками производственных заданий и обеспеченности их необходимыми ресурсами; а также устанавливать четкие, не допускающие различных толкований задания исполнителям (часовые, сменные, суточные, декадные и т. д.).

Организационный инструктаж предполагает инструктаж исполнителей в управляемой системе; а также специалистов и служащих в управляющей системе.

0рганизационное распорядительство включает в себя: своевременную выдачу распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям экономической системы; постановку конкретных задач всем исполнителям в управляющей системе, нижестоящим уровням управления; текущее административное распорядительство в управляющей и в управляемой системах в целях обеспечения технического, организационного и экономического регулирования; помощь исполнителям в устранении возникающих трудностей в процессе исполнения управленческих решений.

Организационный контроль предполагает контроль: исполнения решений, распоряжений вышестоящей организации и различных уровней управляющей-системы данного звена предприятия, в том числе собственных решений (руководителя); соблюдения технических, экономических и организационных нормативов (правил), технологических режимов, трудовой дисциплины, правовых норм и выполнения плановых заданий.

Организационный анализ осуществляется в процессе исследования системы управления и служит информационной базой для организационного проектирования.

Организационное проектирование, служащее одним из главных методов рационализации систем управления, осуществляется на базе системы организационных нормативов и организационного анализа, имеет целью разработку модели структуры или процесса.

    Понятие и классификация методов менеджмента

    Организационно-распорядительные методы

    Экономические методы управления

    Социально-психологические методы управления

1. Понятие и классификация методов менеджмента

Реализация функций и принципов управления осуществляется путём применения различных методов.

Метод управления это совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

По сути способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

Рассматриваемые нами методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого воздействия на трудовые коллективы и человека. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.

Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач. Тенденция к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей совокупности путём классификации по определённым критериям.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.).

Организационная форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

Одни авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает, по сути, административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии. Направленность методов управления всегда одна и та же – на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

2. Организационно-распорядительные методы

Задача организационно-распорядительной или организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Организационно-административное воздействие обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе, Искусство менеджера будет проявляться в умении определить оптимальное сочетание организационно-административных и экономических методов.

Организационно-административные методы решают те же задачи, что и экономические методы, но отличаются формами и приемами воздействия. Различие в том, что экономические методы разрешают руководителям выбирать различные формы и приемы воздействия для решения определенной задачи, организационно-распорядительные же методы предполагают однозначное воздействие, продиктованное приказом или распоряжением.

Организационные методы предусматривают разработку организационных решений, определение необходимых ресурсов, сроков исполнения, ответственных лиц и предполагают контроль исполнения, за которым следуют новые организационно-распорядительные действия.

Организационно-распорядительные (организационно-административные) методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину. Руководитель или менеджер в этом случае является администратором. Не следует путать организационно-административные методы с волевыми и субъективными методами руководства, т.е. с администрированием.

Объективной основой использования ОРМУ являются организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления – функция организации. Никакие другие методы управления не могут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает чёткость, дисциплинированность и порядок работы коллектива.

ОРМУ – это решения, оформляемые как управленческие команды, обязательные для выполнения объектом управления. Условиями правильного и успешного применения ОРМУ служат: четкое распределение обязанностей и определение прав (делегирование полномочий), установление строгой ответственности руководителей и исполнителей, управляющих и управляемых подразделений в организации. Все это должно быть закреплено в соответствующих должностных инструкциях, положениях о целях, задачах и функциях различных звеньев и уровней системы управления. По способу воздействия их можно разделить на два вида: организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействие представляет собой совокупность приемов и методов создания или совершенствования организационных систем управляющих и управляемых подразделений. В основном оно выступает в форме различного рода нормативных актов длительного действия (положения, уставы, регламент, постановления, правила, инструкции и т.п.), достаточно жестко закрепляющие на определенный срок организационные структуры управления и четко регламентируют порядок, направление и содержание взаимодействия между структурными подразделениями.

Распорядительное воздействие – это единичные оперативные организационные команды. В отличие от организационных воздействий распорядительные воздействия это разовые, хотя и повторяющиеся акты, направленные в основном на ликвидацию отклонений, возникающих в процессе управления

ОРМУ – это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных методов относят:

    организационное проектирование

    регламентирование

    нормирование

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

Распорядительные методы реализуются в форме:

  • постановления

    распоряжения

Любой экономический механизм требует организаторской, распорядительной деятельности, координации усилий работников отдельных подразделений, отдельных функций, отдельных элементов управляемой системы. Через посредство организационных отношений, составляющих часть механизма управления, реализуется одна из важнейших функций менеджмента – функция организации.

Выделяют три формы организационно-распорядительных (организационно-административных) методов:

    Обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.).

    Согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов).

Организационно-распорядительные (организационно-административ-ные) методы отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. Эти методы – методы принуждения.

Принятые в коллективе методы руководства оказывают влияние на формирование системы подчинения. Формы подчинения должны носить самый благожелательный прогрессивный характер и не вызывать таких эмоций, как унижение, неловкость, досада, раздражение и даже стресс.

Административное воздействие связано чаще всего с тремя типами подчинения:

    вынужденным и внешне навязанным, которое сопровождается чувством зависимости и воспринимается подчиненными как нажим «сверху»;

    пассивным, для которого характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;

    осознанным, внутренне обоснованным.

Организационные методы управления основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия.

К таким документам относятся:

– устав предприятия или организации;

– штатное расписание предприятия;

– коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом;

– организационная структура управления;

– положения о структурных подразделениях;

– правила внутреннего трудового распорядка;

– должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест.

Особенность: документы (за исключением устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечет за собой применение дисциплинарных взысканий.

В организациях, где высокий уровень организационных воздействий, доведенных до стандарта предприятия и регламентов управления, и высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается необходимость в применении распорядительных воздействий.

Распорядительные методы управления направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путем прямого административного регулирования.

Формы распорядительного воздействия:

а) приказ. Он обязывает подчиненных точно исполнять принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечет за собой соответствующую санкцию (наказание);

б) распоряжение. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжение, в отличие от приказа, не охватывает все функции предприятия и, как правило, подписывается заместителями руководителя предприятия;

в) указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего, направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. На каждом предприятии должны иметься письменные должностные инструкции для каждого сотрудника, с которыми он должен быть ознакомлен в обязательном порядке. Особенность: в случае, если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в четком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений «руководитель-подчиненный»;

г) инструктирование и координация работы – это методы руководства, основанные на передаче подчиненному правил выполнения трудовых операций. Чаще всего инструктирование проводят при приеме на работу, осуществляется оно либо начальником отдела кадров, или непосредственным руководителем;

д) наставление – метод однократного применения со стороны руководителя, когда он аргументированно объясняет целесообразность трудового задания для подчиненного. В случае отказа повторная попытка нецелесообразна, т. к. приведет к потере авторитета руководителя перед подчиненным.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Стадии управления

Менеджмент обязательное управление хозяйственной деятельностью которое является в свою очередь самостоятельным видом профессиональной.. сфера менеджмента это деятельность предприятий которые выступают в рыночном.. менеджер специально подготовленный профессиональный управляющий являющийся специалистом в данной области это..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Стадии управления
1. Стратегическое управление – выработка целей управления, прогнозирование и перспективное планирование действий по управлению. 2. Оперативное управление

Особенности управления
Понятие «управление» имеет следующие основные формулировки: 1) функция организованных систем разнообразной природы, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание про

Особенности процесса управления
1. В основе процесса управления лежат властные полномочия субъекта управления, его организационно-распорядительные, экономические и морально-этические рычаги воздействия. 2. Управление – п

Принципы управления, сформулированные А. Файолем
1. Разделение труда,т. е. специализация, необходимая для результативного использования рабочей силы, применительно к управленческому и исполнительскому труду. 2. Д

Основные принципы Фредерика Тейлора
1. Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности. 2. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев. 3. Сотрудничество администраци

Роль дифференциальной оплаты
1. Система дифференцированных сдельных ставок должна стимулировать большую производительность рабочих, т. к. от этого повышается сдельная ставка заработной платы. 2. Использование идей Тей

Основные представители
1. Дуглас Мак-Грегор – профессор школы индустриального управления Массачусетского технологического института. 2. Крис Арджирис – профессор Йельского университета. 3. Ренсис Лайкер

Основные концепции российского менеджмента
1. Концепция копирования западной теории менеджмента. Эта концепция не учитывает особенностей российского менталитета. Для освоения теории надо будет лишь перевести западные учебники и мон

Системы оперативного планирования
Оперативное планированиематериальных потоков – одна из главных областей менеджмента. Наиболее популярные системы: – MRP (Manufacturing Resource Planning);

Ситуационный подход в управлении
Основоположником ситуационного подходаявляется Фидлер. Он считал, что поскольку руководитель изменить себя и свой стиль управления не способен, следовательно, его нужно помещать в

Врум и Иеттон выделяют пять стилей руководства
1. Руководитель сам принимает решения. 2. Руководитель высказывает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решения. 3. Руководитель обозначает проблему подчин

Системный подход в управлении
Теория системсоздана Берталанфи в 1930-е гг. XX в. Она связана с анализом, проектированием и функционированием самостоятельных подразделений. Организационные системы подра

Методы управления
Слово «метод» в переводе с греческого означает способ достижения цели. Методы управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставле

Экономические методы управления
Экономические методы управления – способы и приемы воздействия на население, в основе которых лежат экономические отношения людей и использование их экономических интересов.

Две группы экономических методов управления
1. Прямой экономический расчетбазируется на плановом, централизованном, директивном распределении и перераспределении трудовых, материальных и финансовых ресурсов для обеспечения м

Факторы внешней среды, оказывающие влияние на экономические методы управления
1. Рынок трудапредопределяет распределение рабочей силы пропорционально структуре общественных потребностей и уровню материального производства. Он обеспечивает поддержание равнове

Административные методы управления
Административные методы – способ осуществления управленческих воздействий на персонал. Они базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Административные методы направлен

Материальная ответственность и взыскания
Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причиненный виновным действием или бездействием. Материальная ответственность возлагается на работников за ущер

Социологические методы управления
Роль социологических методов управления: позволяют руководителю коллектива выполнять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективны

Особенности психологических методов управления
Роль психологических методов:имеют большое значение в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего, строго персонифицированы и индивидуальны.

Разновидности психологического воздействия
1. Побуждение – форма морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные качества сотрудника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении поручен

Функции управления
Функции управления – вид управленческой деятельности (исполняется специальными приемами и способами), а также соответствующая организация работ. Каждая функция управления

Координация деятельности
Координация деятельности организации – это: 1) синхронизация прилагаемых усилий, их объединение в единое целое; 2) процесс распределения деятельности во времени,

Функция планирования
Планирование – процесс по разработке системы мер, направленных на достижение определенных целей. Планирование дает ответы на вопросы: что необходимо сделать? За какой пери

История развития функции планирования в современном обществе
В дореформенный периодв России основным управленческим элементом было планирование. В этот период разрабатывались системы народно-хозяйственных планов: годовые, пятилетние, комплек

Принципы планирования
1. Чем больше организация, тем разностороннее и четче должно быть планирование его деятельности. 2. Необходимо предвидеть ход развития событий в организации, в отрасли, в подразделениях, у

Понятие организации
Организация – управленческая деятельность, направленная на обеспечение упорядочения процесса управления в целом. Организация представляет собой как распределение функций и

Этапы построения организации
1. Определение характера выполняемой работы.Рационально разделить всю работу на подпункты: – деятельность, которая должна осуществляться, и способы взаимодействия;

Организационные структуры управления
1. Особенности линейной организации управления: а) распределение должностных обязанностей максимально нацеливает на выполнение производственных задач организации;

Сочетание линейного и функционального управления
Это наиболее популярный подход. Линейное управление подкрепляется специальными вспомогательными службами. Функциональное построение организации в чистом виде – редкое явление. Недо

Виды отношений внутри организации
1. Линейные отношения – отношения между руководителем и его подчиненными. 2. Функциональные отношения – отношения сотрудника, который уполномочен осуществ

Взаимосвязь организационной структуры с внешней средой
Организации существуют в среде,состоящей из множества элементов, среди которых: – изменяющиеся технологии, оборудование, требования к качеству продукции, образовательному

Централизация и децентрализация
Степень централизации и децентрализации зависит от масштабов полномочий. При отсутствии делегирования полномочий управление организацией становится слишком централизованным. Степень центра

Определение полномочий
Важность определения полномочий:для эффективной работы организации важно четко и ясно определить функциональные обязанности и полномочия, а также их взаимоотношения. Каждый работни

Основные стадии мотивации
1. Возникновение потребностей.Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требоват

Задачи и способы мотивации
Роль мотивации:выступает непосредственной причиной поведения сотрудников. Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности при помо

Виды мотивации
Нормативная мотивация – побуждение человека к определенному поведению с помощью идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения

Предпосылки возникновения мотивов
1. В распоряжении общества имеется набор благ, соответствующих социально обусловленным потребностям человека. 2. Для получения этих благ необходимы трудовые усилия человека, трудовая деяте

Теория мотивации д. Макгрегора
Теория мотивации Д. Макгрегора сочетает в себе две противоположные концепции: теорию «X» и теорию «Y». Основные положения теории «X»: – жесткое руководство и контроль явля

Теория двух факторов ф. Херцберга
Ф. Херцбергисследовал двести инженеров и бухгалтеров для выявления мотивационных факторов и их силы. Служащим задавались два вопроса: «Можете ли Вы детально описать, когда

Основные идеи Ф. Херцберга
1. Существование мотиваторов может лишь частично компенсировать отсутствие факторов гигиены. 2. Отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом. 3. Позитивное

Основные практические рекомендации
1. Сотрудникам желательно предоставить возможность самостоятельно составлять расписание своей работы. 2. Им следует создать условия для роста собственной самооценки и уважения. 3.

Теория иерархии потребностей а. Маслоу
А. Маслоу считает, что на человека влияет целый комплекс потребностей, которые можно объединить в несколько групп, расположив их по принципу иерархии. Практическое применение теори

Теория мотивационных потребностей д. Мак-клеланда
Дуглас Мак-Клелландпопытался обнаружить наиболее важные среди «вторичных потребностей», которые становятся актуальными при условии достаточной материальной обеспеченности. Он счита

Основные идеи Дугласа Мак-Клеланда
1. Потребность в успехене в одинаковой степени выражена у разных работников. Человек, направляющий свои действия на достижение успеха, желает автономии и готов нести ответственност

Мак-Клелланд выделил 3 типа менеджеров
1. Институциональные менеджеры – обладают высоким уровнем самоконтроля. Для них свойственна более сильная потребность во власти, чем в групповой принадлежности. 2. Менеджеры, у которых пот

Моральное стимулирование работников
Всемирная организация здравоохранения(ВОЗ) в определении здоровья рссмотрела физическое и психическое состояние человека. По определению ВОЗ здоровье – эт

Контроль физического состояния
Поддержание физической формы оказывает укрепляющее влияние на здоровье человека. Физическая активность является формой снятия психического давления. Физическое утомление делает более яркой и четкой

Функция контроля
Контроль – это процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с намеченными. Контроль – управленческая деятельность, направленная на выявление,

Виды контроля
1. Предварительный контроль.Выполняется до фактического начала работ. Главным средством выполнения предварительного контроля является реализация установленных правил, процедур и ли

Основные этапы контроля
Первый этап процесса контроля – определение стандартов, т. е. конкретных, поддающихся измерению целей. Для управления должны быть созданы стандарты в форме показателей результативн

Стратегия и ее особенности
История термина.Изначально термин «стратегия» относился к роли человека (командующего армией). Позднее понятие обрело новый смысл – «искусство военного командования», т. е. характе

Особенности стратегического планирования
1. Эффективные стратегии формируются вокруг нескольких основных концепций и направлений, что придает им согласованность, сбалансированность и определенную направленность. Одни направления являются

Разновидности стратегического планирования
1. При стратегическом планировании снизу вверхруководство компании выдвигает стратегические идеи и разрабатывает общий прогноз развития, а плановый отдел устанавливает единую форму

Стратегическое планирование
Стратегическое планирование – это основа стратегического управления предприятием, установление направлений деятельности организации на определенные отрезки времени (чаще всего от г

Ключевые особенности стратегии
1. «Стратегия характеризует организацию». Положительный момент:стратегия показывает в общих чертах характер организации и показывает ее отличительные особенности. Стратеги

Основные недостатки стратегического управления
1. Стратегическое управление не может дать точной и детальной картины будущего. Создаваемое в стратегическом управлении описание прогнозируемого будущего организации – это не детальное описание ее

Осуществление стратегии
После разработки стратегии организациии ее закрепления в стратегическом плане (а иногда и параллельно с этим этапом) начинается реализация конкретных мероприятий, направленных на д

Основные признаки, по которым отличаются стратегический и оперативный менеджмент
1. Характер решаемых проблем.Стратегические проблемы чаще всего неструктурированы. Оперативные проблемы, как правило, структурированы и часто имеют аналоги. 2. Сте

Стратегические альтернативы и их особенности
Перед любой организацией возникают 4 основные стратегические альтернативы,хотя существует большое количество вариантов каждой из этих альтернатив. 1. Ограниченный

Ключевые элементы, из которых состоит миссия организации
1. Определение всех сфер деятельности, в которых планирует работать организация. 2. Стратегические цели, которые устанавливает организация, определение ключевых показателей, которых стреми

Задачи, решению которых способствует миссия организации
1. Выразить то, для чего существует организация. 2. Установить, чем организация отличается от других организаций, функционирующих на том же рынке. 3. Определить критерий для оценк

Внутренняя среда организации
Внутренняя среда – совокупность характеристик организации и ее внутренних субъектов(сил, слабостей ее элементов и связей между ними), влияющих на положение и перспективы фирмы.

Внешняя среда организации
Любая организация находится и функционирует во внешней среде,которая является источником ресурсов для организации. В свою очередь сама организация направляет результаты своей деяте

Управленческое решение и его особенности
Управленческое решение – это сознательный выбор из имеющихся вариантов и альтернатив направления действий, сокращающего разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием орга

Систематизация управленческих решений
Определяющим моментом систематизации управленческих решенийявляются условия, в которых принимается решение, в связи с этим все решения делятся на: – решения, принимаемые

Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
На принятие управленческих решенийоказывают влияние следующие группы факторов. 1. Категориярешаемой проблемы: – стандартные проблемы,

Основные свойства управленческих решений
Под качеством управленческих решенийпонимается совокупность параметров решений, обеспечивающих их успешное выполнение. В составе свойств управленческих решений выделяются с

Методология управленческого решения
Процесс принятия решенийсоставляет один из центральныхпунктов управленческой деятельности. Рациональное решение проблем возможно, когда руководители следуют общепринятым методам ра

Методы оптимизации и моделирования решений
Оптимизация управленческих решенийосуществляется на основе анализа, представляющего собой разложение целого на элементы и установление взаимосвязей между ними. Методы оптимизации у

Роль маркетинговой службы на предприятии
Маркетинг – это, с одной стороны, разработка и осуществление мер воздействия на рынок товаров или услуг, производимых данной организацией, а с другой – переориентация на него произ

Маркетинговые концепции управления
Американский исследователь Ф. Котлер выделяет пять концепцийуправления маркетингом. 1. Концепция совершенствования производства:потребители будут более бл

Взаимосвязь маркетинга и менеджмента
Главный принцип маркетинга – ориентация на потребителя и его потребности, их формирование и максимальное удовлетворение. Реализация этого принципа во всех сферах производственно-хо

Качество и конкурентоспособность товаров
Конкурентоспособнымявляется товар, комплекс потребительных и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех. Уровень качества продукции

Понятие ценообразования
Цены определяют структуру производства,оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения.

Виды цен
1. Предельная цена на товар как максимально допустимая. 2. Цена, установленная в соответствии со стратегией «снятия сливок» на популярную марку нового товара. 3. Цена, установленн

Методы определения цен
1. На основе издержек (С) и рентабельности (R) товара: 2. На основе установления нормати

Сертификация и ее особенности
Сертификация продукции – процедура подтверждения соответствия, посредством которой не зависимая от изготовителя (продавца) и потребителя организация удостоверяет в письменной форме

Психология управления
Психология управленияизучает иерархические взаимоотношения работников в условиях организации, а также условия оптимизации этих взаимоотношений в целях повышения производительности

Э. Деминг в 1950 г. сформулировал следующие основные постулаты управления качеством
1. Постоянная цель – улучшение качества продукции и услуг. Данный процесс должен осуществляться непрерывно и планомерно. При этом необходимо обеспечить: рациональное размещение рес

Избегать пустых лозунгов
10. Исключить цифровые квоты в работе.Норма на сдельную работу устанавливается как среднее время ее выполнения. Поэтому половина рабочих ее выполняет быстро и потом отдыхает, а дру

Хронология развития систем качества
Историю создания теории всеобщего управления качествомсоставляют четыре группы учений. 1. Научный менеджмент.Основателями считают Ф. Тейлора, М. Вебера, А

Характеристика надежности как показателя качества
Одной из важнейших характеристик качества является надежность товара.Надежность рассматривается как свойство продукта сохранять значение своих параметров качества в определенных пр

Выделяются три основные модели кадрового менеджмента
1. Менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной морально-психологической атмосфере на предприятии. 2. Менеджер по персоналу

Создание кадровой службы на предприятии
Задачи кадровой службы – направление кадровой работы, представление о целях работы с персоналом, конкретизированные с учетом конкретных условий существования организации.

При проектировании структуры управления персоналом необходимо учитывать следующее
1. Уровень, на котором предполагается реализо-вывать управление персоналом: – если это станет предметом заботы и учета на высшем корпоративном уровне, это будет корпоративное управ

Преодоление сопротивления изменениям
О готовности к изменениям свидетельствует: 1) гибкость организационной структуры – наличие мелких, легко управляемых структур, минимизация бюрократических процедур;

Задачи кадрового менеджмента в период формирования организации
Основными задачами кадровой службы по управлениюперсоналом на этапе формирования организации являются: 1. Подготовка организационного проекта: –

Задачи кадровой службы в период интенсивного роста организации
На стадии интенсивного ростадля удовлетворения растущего спроса организация должна быстро переструктурироваться, организовать новые отделы, подразделения, установить связи между ни

Задачи кадрового менеджмента в период стабилизации
Основная задача работы управленческого персонала на этой стадии – не только удержание достигнутого уровня рентабельности и неувеличение затрат на производство, но и обязательное сн

В данной ситуации задачами кадрового менеджмента являются следующие
1. Для оптимизации производства, снижения уровня затрат на персонал необходимо провести анализ деятельности, выявить источники потерь и построить работу максимально эффективно. Новые варианты деяте

Стадии, которые проходят компании в процессе слияния
Стадия предварительного планирования.Задачи кадрового менеджмента на этой стадии: 1) организовать штаб слияния. В качестве руководителя должен быть опытный управленец не н

Основные стили руководства
Стиль управления – это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач, используемых руководителем, манера его поведения по отношению к подчиненным. Стиль упра

Создание стиля руководства
Стиль руководства – явление строго индивидуальное, т. к. оно определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию пр

Теории стиля применительно к практике управления
Многомерные стили управления – это комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других, поэтому может реализовываться наряду с ними.

Основные типы руководителей
Исследования американской корпоративной культуры позволили выделить четыре основных типа руководителя-менеджера. 1. «Мастера».Это люди, которые придержива

Лидерство и его особенности
Лидерство – это умение убеждать людей в своих способностях управлять, это добровольное подчинение человеку, пользующемуся уважением и авторитетом, признание его квалификации и опыт

Дополнительные стили управления
К дополнительным стилям управления относятся патернализм, оппортунизм и фасадизм. Патернализм (матернализм)характеризуется сочетанием высокого уровня заботы о производстве

Основными управленческими ролями менеджера по персоналу являются следующие
1. Кадровый стратег – член управленческой команды, отвечающий за разработку и реализацию кадровой стратегии, а также организационные механизмы ее обеспечения; системы управления и

Задачи кадровой службы во время кризиса
В ситуации кризисауправленческий персонал предприятия должен провести серьезный анализ и принять решение о возможных вариантах дальнейшего развития. Существует несколько вариантов.

Типология кризисных ситуаций
Типы кризисных ситуацийобусловлены стадиями развития организации. Переход от стадии формирования организации к ее интенсивному росту, как правило, сопровождается первой кр

Типология ситуаций собственного кризиса
1. Ситуация, когда работники организации не хотят работать в новых условиях, но оснащены инструментально. Задача управляющего состоит в повышении уровня мотивации работников на изменения, поиск нов

Основные моменты кадрового кризиса
Большинство кризисов начинаетсяиз-за просчетов в оценке ситуации, невнимательности или небрежности в действиях работника, а также менеджера или руководителя. Особо выделяют роль ск

Управление кризисом
Кризис представляет собой глубокое расстройство, резкий перлом, период обострения противоречий в процессе развития какой-либо сферы человеческой деятельности.Кризисы можно подразде

Преодоление кризиса в организации при помощи персонала
Для преодоления кризиса в организациинеобходима скорейшая мобилизация кадрового потенциала для реализации плана оздоровления предприятия. Процесс мобилизации кадрового поте

Японская система управления трудовыми ресурсами
«Японизация» методов управления персоналомшироко распространилась после успеха крупнейших японских компаний. В 1981 г. американский профессор У. Оучи выдвинул теорию «Z». Изучив яп

Антикризисное управление и его особенности
Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий

Общими принципами антикризисного управления являются следующие
1. Принцип системности.Системный характер управления предусматривает скоординированный подход ко всем направлениям формирования человеческого капиталаорганизации: набору, отбору, р

Частные принципы антикризисного управления
1. Принцип учета долгосрочной перспективы организации предполагает осуществление стратегического прогнозирования и планирования развития организации. 2. Принцип интеграции и сплоченности к

Сущность конфликта
Конфликт – столкновение противоречивых или несовместимых сил, противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания

Виды конфликтов в организации
По отношению к отдельному субъектуконфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные конфликты, ко вторым межличностные, между личностью и группой, межгру

Причины возникновения конфликтов на предприятии
Каждый конфликт имеет свою причину(источник) возникновения. Причины, порождающие конфликты, можно разделить на три группы: возникающие в процессе труда, вызываемые психологическими

Межличностные стили урегулирования конфликтов
Существует несколько тактических приемов разрешения конфликтов,они лежат в плоскости межличностных отношений и могут быть представлены пятью основными стилями. Сти

Управление конфликтом
Управление конфликтом – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации)причин конфликта или по коррекции поведения участников конфликта, изменению их целей. М

Организационно-распорядительные методы управления, наряду с социально-психологическими и экономическими, относятся к методам организовывания деятельности. Именно они обеспечивают четкое распределение обязанностей в аппарате управления, соблюдение правовых норм и полномочий в решении вопросов функционирования предприятия, а также применения мер принуждения и дисциплинарной ответственности.

Система организационно-распорядительных методов реализуется в двух равнозначных направлениях.

  • Воздействие на структуру управления (регламентация и нормирование деятельности) - отражает статику управления. Эти методы получили название организационных методов.
  • Воздействие на процесс управления (организация выполнения решений, контроль) - отражает динамику процесса. Это распорядительные методы.

Формы проявления организационно-распорядительных методов:

  • обязательное предписание (приказ и т. п.);
  • согласительные (консультации);
  • рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т. п.).

1. Методы организационного воздействия базируются на применении в практике управления законодательства, соблюдения требований уставов; представляют собой форму организационного нормирования, предполагающую разработку правил внутреннего распорядка, нормативов времени и т. п.

Они наиболее актуальны при создании новых и реструктуризации действующих предприятий. Совокупность организационных регламентов вносит порядок в деятельность организаций, который в значительной мере будет зависеть от эффективности осуществления распорядительных методов.

2. Методы распорядительного воздействия отражают динамику процесса управления и представляют собой текущее распорядительство. Оно направлено на решение многочисленных вопросов оперативного характера, возникающее в процессе управления.

Распорядительные методы предполагают прямое воздействие на управляемый объект через приказы и распоряжения, установление ответственности, инструктаж сотрудников, координацию работ и контроль исполнения.

Практика осуществления организационно-распорядительных методов выделяет три типа подчинения:

  1. вынужденное и внешне навязанное вызывает ощущение зависимости, нажим "сверху";
  2. пассивное. Чувство удовлетворения появляется при снятии с сотрудника части ответственности и отсутствии необходимости принятия самостоятельных решений;
  3. внутренне осознанное.

Чаще всего именно прямое воздействие ведет к формированию пассивного подчинения. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия посредством постановки задач и применения методов организационного стимулирования.

Итак, организационно-распорядительные методы являются необходимым условием создания и функционирования организаций. Это связано с необходимостью формализации отношений, функций, связей, процедур и т. п., без чего невозможна как регистрация предприятий, так и построение системы управления, ее функционирование.

С переходом России на рыночные рельсы управления экономикой роль этих методов в процессе управления предприятием изменилась: из основных в системе управления они перешли в разряд обеспечивающих, уступив место социально-психологическим и экономическим методам.

Организационно-распорядительные методы находят широкое применение в управлении текущей деятельностью. Для обеспечения эффективности-управления необходима комплексность и системность в применении инструментов (методов) менеджмента.

Страница 5 из 20

Организационно-распорядительные методы у правления.

Особое место в системе методов управления занимают организационно-распорядительные методы управления (ОРМУ) . Они включают приемы и способы воздействия субъекта управления на объект управления на основе силы и авторитета власти - указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т.п. Эти методы устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), а также каждого звена и уровня управления. ОРМУ должны обеспечивать персональную ответственность каждого из работников аппарата управления за исполнением воли вышестоящих органов власти.

Объективной основой использования этих методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления - функция организации, задача организационно-распорядительной деятельности состоит в координации действий подчиненных.

Организационно-распорядительные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность.

Отношения организации объективно заданы не только законами общественного развития, но и определяются социально-экономическими и политическими условиями общественного развития, то есть имеют не только объективную, но и субъективную природу. В любом случае организационные отношения служат основой для построения иерархии властности, то есть соотношения прав и ответственности вдоль всей иерархии организационных отношений. Система субординационных отношений прав и ответственности играет решающую роль при построении системы организационно-распорядительных методов управления. Для того чтобы она работала эффективно, необходимо два основных условия:

Сбалансированность прав и ответственности на каждом из уровней управления, что образует основу тождественности субъекта и объекта управления на каждом из уровней управления;

Сбалансированность прав и ответственности между уровнями управления. При этом каждый из промежуточных уровней управления должен выступать в качестве «ретранслятора» (передающего устройства), не создающего помех и перекосов в системе управления.

При нарушении этих требований неизбежно возникают и развиваются поползновения к доминированию прав и снижению ответственности.

ОРМУ выражают в основном прямое директивное воздействие органов власти на управляемые системы, вследствие чего их часто называют административными. Однако это не совсем верно. Ряд ОРМУ имеют характер не прямого, а косвенного воздействия авторитета власти на подчиненных, рекомендаций, предложений, советов.

В целом ОРМУ достаточно разнообразны по своей природе, однако их можно классифицировать по направлениям воздействия. Рычагами такого воздействия являются регламенты, нормы, инструкции, директивные требования, ответственность и полномочия, приказ, распоряжение и т.д.

Они призваны обеспечивать организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, основными целями которого являются: правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии с КЗоТ и другими законодательными актами.

Классификация выделяет три группы организационно-распорядительных методов (рис. 1).

1) распорядительные;

2) организационно - стабилизирующие;

3) дисциплинирующие.

Эти три группы методов всегда используются комплексно и тесно взаимосвязаны друг с другом.

Рис. 1. Классификационная схема ОРМУ

Распорядительные и дисциплинирующие методы управления всегда действуют совместно с организационно - стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирование. Направления их действия заключаются в следующем:

Обеспечить стабильность организационных структур социально-экономической системы и условий их функционирования;

Подвергнуть каждый из процессов, протекающих в социально-экономических системах, безусловному подчинению власти.

При этом все ОРМУ должны применяться в комплексе, способствуя организационной стабилизации системы.

Вопрос о взаимозаменяемости методов управления неправомочен, поскольку они имеют различную природу и различный спектр действия и потому взаимодополняемы.

Регламентирующие методы управления включают:

а) общеорганизационные методы управления, определяющие общие принципы устройства организации и структуру органов власти;

б) структурные методы управления, определяющие структуру органов власти, то есть набор звеньев и уровней управления;

в) должностные методы управления, определяющие должностной статус каждого лица, обладающего властью:

г) функциональные методы управления, определяющие порядок функционирования тех или иных властных структур и общественных организаций.

Проблема использования регламентирующих методов управления заключается в том, что во многих сферах направления регламентации оказываются слишком жестко зафиксированными, что сковывает подвижность отдельных звеньев системы. В других же сферах регламентация оказывается либо расплывчатой, либо вообще отсутствует.

Нормирующие методы управления основаны на использовании нормативов. Понятие норматива следует четко отличать от понятия нормы. Норма - это величина, характеризующая естественные условия протекания природных и антропогенных процессов. Норматив - это условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу чего-либо. В состав нормирующих методов управления входят:

а) нормативы времени, например, затраты времени на единицу товара (услуги), на потребителя и т.д.;

б) нормативы численности, например, количество медработников, приходящихся на тысячу человек населения;

в) нормативы величины, например, предельно допустимая концентрация вредных веществ в 1м 3 производственных помещений и т.д.;

г) выработки - объем продукции, производимой за единицу времени при сдельной оплате труда;

д) нормативы соотносительности, например, соотношение числа студентов и преподавателей в ВУЗе.

Инструктирование также образует обширную сферу действия ОРМУ. Оно включает в себя различные виды информирования:

а) предостережение;

б) разъяснение;