Что такое внутренние водные пути российской федерации. Внутренние водные пути России. Досье. Учебно-методический материал на тему: Внутренние водные пути

Общие сведения. Большая часть поверхности Земли покрыта водами океанов и морей, на их долю приходится 70,7 %, а на долю суши всего 29,3% . Российская Федерация омывается водами 3 океанов и 13 морей, имеет более чем 38 тыс. км. морского побережья, а судоходные внутренние водные пути России протяженностью в настоящее время около 94 тыс. км., являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры страны.
Несколько основных определений.
Море - часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышением дна и отличающаяся от океанической акватории соленостью и температурой вод, характером течений, приливами или строением земной коры дна. Моря подразделяются на окраинные (хорошо сообщаются с океаном - Баренцево, Карское, Берингово и др.), средиземные (наоборот, отделены от океана и сообщаются с ним узкими проливами, разделяются на межматериковые и внутриматериковые - Балтийское, Черное, Белое и др.) и межостровные (окружены кольцом островов или островных дуг - Соломоново, Фиджи и др.).
Морское пространство , прилегающее к побережью России, в свою очередь делится на внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую и исключительную экономическую зоны. К внутренним морским водам нашего государства (не вдаваясь в тонкости определений в международном морском праве) отнесены воды морских и рыбных портов, бухт, губ, заливов и лиманов, находящиеся под полным суверенитетом страны. Внешняя граница территориального моря располагается на удалении 12 морских миль от внешней кромки внутренних морских вод и является государственной границей Российской Федерации на море. Выход маломерного судна в море и плавание в прибрежных морских водах связан с большей опасностью для жизни экипажа и пассажиров, требует от судоводителя особой подготовки в вопросах судовождения и хорошей морской практики.
Внутренние водные пути включают в себя реки, озера, водохранилища, каналы, расположенные на территории одного государства и подразделяются на: судоходные, несудоходные и сплавные; искусственные и естественные; круглонавигационного и периодического использования. Постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока вниз до устья называется рекой.
Естественные котловины (впадины) земной поверхности, заполненные водой и не имеющие прямого соединения с морем носят названия озер. Озера питаются подземными и поверхностными водами, делятся на бессточные, сточные и проточные. Искусственные озера, которые создаются путем перекрытия рус­ла реки плотиной носят название водохранилищ. Водохранилища условно делятся на три зоны: верхнюю (речную), среднюю (озерно-речную) и нижнюю (озерную). Условия судоходства на крупных озерах и водохранилищах подобны условиям.плавания в прибрежных морских районах.
Искусственное русло правильной формы, предназначенное для движения судов, называется судоходным каналом. Каналы подразделяются: по назначению - на соединительные, обходные, подходные; по форме - на открытые (соединяют два русла с одинаковым уровнем), шлюзованные (с разным уровнем); по способу питания - на самотечные и с искусственным питанием. Плавание по каналу всегда достаточно сложно из-за малых габаритов судового хода, наличия различных заграждений, шлюзов, ворот, паромных и иных переправ, различных ограничений и запрещений (скорости, отдачи якорей, использования лотов и т.п.), требует от судоводителей повышенного внимания, дисциплины и готовности к резким изменениям обстановки. Во время работы насосных станций в каналах всегда следует ожидать возникновения трудно учитываемых течений различной скорости и направления. Как правило, скорость движения судов в каналах ограничивается 15 - 20 км/час (кроме СПК и СВП).
Для движения судов на судоходных водных путях выделяется наиболее глубокая полоса, именуемая судовым ходом (фарватером), который характеризуется шириной, глубиной, радиусом закруглений, габаритами шлюзов и т.п. Наименьшие гарантированные габариты судового хода на су доходных водных путях страны усилиями работников соответствующих ведомств Минтранса России поддерживаются в течение всей навигации.
Классификация водных бассейнов для плавания прогулочных (маломерных) судов, поднадзорных ГИМС России, осуществляется в зависимости от преобладающих в этих бассейнах гидрометеорологических условий, удаленности бассейнов от портов (убежищ) и режима судоходства, при этом подразумевается, что указанные бассейны свободны ото льда. Класс маломерного судна, не имеющего палубы (беспалубного) и постоянно эксплуатирующегося в бассейне (разрешенном для плавания районе), не может быть ниже разряда бассейна. Допуск к эпизодическому плаванию в бассейнах с разрядом выше класса маломерного судна, а также принятие решения о возможности и условиях перегонов судов через бассейны, имеющие разряд выше класса судна, осуществляет соответствующий орган ГИМС, по результатам проведения специального (внеочередного) осмотра судна и при предоставлении судовладельцем (судоводителем) обоснованного плана мероприятий, гарантирующих безопасность плавания на этот период.
В зависимости от режима судоходства водные бассейны делятся на:
> бассейны с морским режимом судоходства, где действуют Международные правила предупрежде­ния столкновения судов в море;
> бассейны с внутренним режимом судоходства, где действуют Правила плавания по внутренним водным путям;
> несудоходные бассейны.
В зависимости от удаленности портов (убежищ) и гидрометеоусловий водные бассейны делятся на:
> морские;
> прибрежные;
> внутренние водные бассейны.
Прибрежные морские (в пределах не более 12 миль от побережья) и внутренние водные бассейны делятся на:
Бассейны 1 разряда (прибрежные морские и внутренние водные бассейны с высотой волн 1,8 метра 3%-ной обеспеченности).
Бассейны 2 разряда (внутренние водные бассейны с высотой волн 1,5 метра 1%-ной обеспеченности).
Бассейны 3 разряда (внутренние водные бассейны с высотой волн 1,2 метра 1%-ной обеспеченности).
Бассейны 4 разряда(внутренние водные бассейны с высотой волн 0,6 метра 1%-ной обеспеченности).
Бассейны 5 разряда(внутренние водные бассейны с высотой воли 0,25 метра 1%-ной обеспеченности).
К бассейнам 1 разряда отнесены:
прибрежные морские воды:
озера - Байкал, Ладожское, Онежское;
реки - р.Енисей (от Усть-Портадо северной оконечности Бреховских островов), Обская губа (от Нового Порта до линии м..Каменный-м.Трехбугорный), Тазовская губа (от м.Поворотный до Обской губы).
К бассейнам 2 разряда отнесены:
озера - Выгозеро, Телецкое (от м.Ажия до устья р. Чулышман);
водохранилища - Братское (по р.Ангаре от п.Н.Бархатово до плотины Братской ГЭС; по р.Оке от п.Топорок до устья; по р.Ие от 45 км.до устья), Волгоградское (от Увекского моста до плотины Вол­гоградской ГЭС), Боткинское (от пристани Частые до плотины Боткинской ГЭС), Зейское (от 180 до 65 км), Камское (от г.Березники до плотины Камской ГЭС), Красноярское (по р.Енисей от пристани Черногорск до плотины Красноярской ГЭС, по р.Тубе от д.Николо-Петровка до устья), Куйбышевское (по р.Волге от п.Камское Устье до плотины Куйбышевской ГЭС.по р.Каме от Чистополя до п. Камское Устье), Новосибирское (от г.Камень-на-Оби до плотины Новосибирской ГЭС), Рыбинское (за исключением северной части от г.Череповца до д.Вичелово), Цимлянское (от Пяти-избянских рейдов до плотины Цимлянской ГЭС); реки - Амур (отг.Николаевска-на-Амуре до ли­нии с.Астрахановка-с.Субботино), Дон (от г.Азова до П.Таганрог), Енисей (от г.Игарка до Усть-Пор-та), Колыма(от пос.Михалкино до м.Медвежий), Лена (от Быкова Мыса до п.Тикси), Мезень (от устья р. Большая Чеца до Мезенского приемного буя), Печора (от о-ва Алексеевский до линии м.Болванский Hoc - сев.оконечность о-ва Ловецкий), Сев.Двина (по Маймаксанскому рукаву от с-Лапоминка до южной оконечности о-ва Мудьюгский, по Мурманскому рукаву до о-ва Кумбыш);
канал - Волго-Каспийский (от буя № 217 -146 км - до Астраханского приемного маяка;
перегрузочные рейды устьев рек Индигирка, Оленек, Яна в районах приемных буев баров;
К бассейнам З разряда отнесены:
озера: Белое, Ильмень, Кубенское, Псковское, Телецкое (от п.Артыбаш до м.Ажин), Чудское;
водохранилища: Веселовское, Горьковское, Зейское (от 65 км до плотины и выше 180 км.), Иваньковское, Иркутское, Краснодарское, Красноярское (по р.Енисей от п. Усть-Абакан до пристани Чериогорск, по рДербино от 30 км до устья,по р.Езагаш от 20 км до устья, по р.Сисим от 20 км до устья, по р.Сыде от 25 км до устья, по р.Тубе от п.Городок до д.Николо-Петровка), Рыбинское (от г.Череповца до д.Вичелово),Саратовское (от Сызранского моста до плотины Саратовской ГЭС), Угличское, Шекснинское;
реки: Алдан (от п.Усть-Мая до устья), Амур (от г.Благовещенска до г. Николаевска-на-Амуре), Ангара (от плотины Иркутской ГЭС до п.Н.Бархатово), Волга (от г.Твери до п.Коприно, от плотины Рыбинской ГЭС до п.Камское Устье, от плотины Куйбышевской ГЭС до Увекского моста, от плотины Волгоградской ГЭС до п.Бертюль), Дон (от г.Ростова-на-Дону до г.Азова), Енисей (от плотины Красноярской ГЭС до г.Игарка), Индигирка (от п.Дружина до о-ва Немкова), Иртыш (от г.Омска до устья), Ия (от 180 до 4.5 км), Кама (от плотины Камской ГЭС до пристани Частые, от плотины Боткинской ГЭС до г.Чистополя), Колыма (от п.Зырянка до п.Михалкино), Лена (от устья р.Витим до с.Жиганск), Мезень (от г.Мезень до устья р.Б.Чеца), Нева (от истока до границы внутренних водных путей: по р.Б.Нева - мост л-та Шмидта, по р. М.Нева - створ Тополевской улицы, по р.Б.Невка - створ стрелки Елагина о-ва, по р-С.Невка - верхний мысок устья р-Чухонки, по р.М.Невка - Петровский мост), Обь (от плотины Новосибирской ГЭС до п.Салемал и до Ямсальского бара по Хаманельской Оби), Ока (приток р.Ангары: от 330 км до п.Топорок), Печора (от с.Усть-Цильма до о-ва Алексеевский, включая зал.Васильково), Свирь, Сев.Двина (от устья р.Пинеги до с.Лапоминка по Маймаксанскому рукаву), Селенга, Яна (от п.Янский до п. Уэдей);
каналы: Беломорский входной канал до приемного буя,Волго-Каспийский канал (от п.Красные. Баррикады до буя № 217);
заливы: Вислинский и Калининградский (включая Калининградский морской порт и канал до линии, соединяющей головы северного и южного молов порта Балтийск), Куршский (до границы территориальных вод), Невская губа (от границы внутренних водных путей до дамбы, вдоль линии Горская-Кронштадт-Ломоносов);
Гавань Выборгского морского торгового порта.
К бассейнам 4 разряда - отнесены:
водохранилище.: Воронежское;
реки: Алдан (от верховьев до н.Усть-Мая), Амур (от верховьев до г.Благовещепска), Волга (от вер­ховьев до г.Твери), Дон (от верховьев до Пятиизбянских рейдов и от плотины Цимлянской ГЭС до г.Ростова-на-Дону), Енисей (от верхоьев до п. Усть-Абакан), Индигирка (от верховьев до п.Дружина), Иртыш (от верховьев до г.Омска), Ия (от верховьев до 180 км), Кама (от верховьев до г.Березники), Колыма (от верховье в до п.Зырянка), Лена (от верховьев до устья р.Витим), Маныч (от плотины Веселовского водохранилища до устья), Мезень (от верховьев до г. Мезень), Обь (от верховьев до г.Камень-на-Оби), Ока (приток р.Ангары-от верховьев до 330 км), Оленек (от верховьев до п.Усть-Оленек), Печора (от верховьев до с.Усть-Цнльма), Сев.Двина (от верховьев до устья р.Пипеги), Яна (от верховьев до п.Янский);
Озера, каналы и реки не поименованные выше, но соответствующие условиям пункта 2.5.4.
К бассейнам 5 разряда отнесены:
несудоходные бассейны с высотой волны 0,25 м 1% обеспеченности.
Рассматривая классификацию бассейнов, принятую ГИМС, следует отметить, что разряды бассейнов 1-4 соответствуют, в основном, разрядам "М", "0","Р","Л" Российского Речного регистра, а участки с морским режимом судоходства начинаются от границы внутренних водных путей.

5 апреля 2019 , Миграционная политика Согласована программа Чувашской Республики по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 29 марта 2019 года №562-р. Программой предусматривается переселение в Чувашскую Республику соотечественников в целях сокращения дефицита трудовых ресурсов, обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах для сельского хозяйства, здравоохранения, образования, реализации экономических и инвестиционных проектов. Реализация программы позволит привлечь в Чувашскую Республику до 2035 года более 1,5 тысячи человек.

5 апреля 2019 , Об изменениях в порядке субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам для семей с детьми Постановление от 28 марта 2019 года №339. В Правила предоставления субсидий кредитным организациям и АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» (АО «ДОМ.РФ») на возмещение недополученных доходов по ипотечным кредитам, которые предоставлены гражданам, имеющим детей, внесены изменения. Увеличивается период субсидирования на весь срок действия кредита в размере 6% годовых. Также внесённые изменения позволят людям, имеющим рефинансированные кредиты, ещё раз рефинансировать их.

4 апреля 2019 , Утверждено распределение 700 млн рублей на создание модельных муниципальных библиотек в 38 субъектах Федерации Распоряжение от 30 марта 2019 года №598-р. В 2019 году планируется создать 110 модельных библиотек.

4 апреля 2019 , Национальный проект «Культура» Утверждено распределение 200 млн рублей на создание виртуальных концертных залов в 33 субъектах Федерации Распоряжение от 30 марта 2019 года №597-р. Виртуальные концертные залы позволяют людям в удалённых от культурных центров местах в реальном времени и в высоком качестве смотреть концерты ведущих российских музыкальных коллективов.

3 апреля 2019 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ Правительство представило Президенту России предложение о подписании Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную территорию Евразийского экономического союза Постановление от 30 марта 2019 года №385. Соглашением устанавливаются механизмы подтверждения законности оборота товаров при их перемещении между государствами ЕАЭС, обеспечения контроля за оборотом товаров. Соглашение направлено на противодействие серому импорту и теневому обороту товаров на пространстве ЕАЭС, использованию различных схем уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов.

3 апреля 2019 , Дорожное хозяйство Более 70 миллиардов рублей направляется в регионы на развитие дорожного хозяйства и транспортной сети Распоряжения от 29 марта 2019 года №581-р, №582-р, №583-р, №584-р. Утверждено распределение трансфертов в размере 65 824 млн рублей между 28 субъектами Федерации на развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения и 5 млрд рублей между 15 субъектами Федерации на развитие и модернизацию сети автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

2 апреля 2019 , Моногорода Создана территория опережающего социально-экономического развития «Нытва» в Пермском крае Постановление от 30 марта 2019 года №387. Создание ТОР «Нытва» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

2 апреля 2019 , Воздушный транспорт О субсидиях на обеспечение ценовой доступности авиаперелётов с Дальнего Востока и обратно Распоряжение от 29 марта 2019 года №572-р. Из резервного фонда Правительства выделяется 2,5 млрд рублей для предоставления субсидий авиакомпаниям на обеспечение доступности перелётов по маршрутам с Дальнего Востока и в обратном направлении. Это позволит перевезти на льготных условиях не менее 378,5 тысячи пассажиров.

1 апреля 2019 , Инструменты управления общественными финансами Утверждён бюджетный прогноз на долгосрочный период Распоряжение от 29 марта 2019 года №558-р. Утверждён бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года. Ключевая цель бюджетного прогноза – оценка на вариативной основе наиболее вероятных тенденций в бюджетной системе, позволяющая путём выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить стабильные макроэкономические условия и достижение стратегических целей социально-экономического развития страны.

1 апреля 2019 , Инструменты развития территорий. Инвестиционные проекты регионального значения Одобрен список проектов, которые реализуются в составе комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» Распоряжение от 29 марта 2019 года №571-р. Цель комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» – активизация социально-экономического развития Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва, снятие инфраструктурных ограничений и ускорение экономического роста, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, создание новых рабочих мест.

1 апреля 2019 , Внутренний водный транспорт и морская деятельность О расширении морского порта Сабетта Распоряжение от 28 марта 2019 года №554-р. Принято решение, направленное на реализацию нового инвестиционного проекта по строительству терминала перевалки СПГ в морском порту Сабетта. Терминал нужен для освоения Салмановского (Утреннего) нефтегазоконденсатного месторождения на Гыданском полуострове.

30 марта 2019 , Авиастроение О бюджетных инвестициях в авиастроительной отрасли Постановление от 27 марта 2019 года №326. ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» предоставляются бюджетные инвестиции в размере 2,22 млрд рублей на капитальные вложения в объекты производственной инфраструктуры и послепродажного обслуживания самолетов Ил-114-300. Срок ввода объектов в эксплуатацию – 2021 год.

30 марта 2019 , Территории опережающего социально-экономического развития в ДФО Расширены границы ТОР «Нефтехимический» в Приморском крае Постановление от 27 марта 2019 года №328. Для реализации инвестиционного проекта в сфере производства минеральных удобрений в границы ТОР «Нефтехимический» добавлено 73 земельных участка.

28 марта 2019 , О создании инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьёвы горы» Постановление от 28 марта 2019 года №332. Центр создаётся в целях реализации приоритетов научно-технологического развития России, повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок.

28 марта 2019 , Энергетическое машиностроение Приняты решения о создании в России производства газовых турбин большой мощности Постановление от 21 марта 2019 года №301. Принятые решения позволят создать линейку газовых турбин большой мощности для предприятий топливно-энергетического комплекса, обеспечить конкурентоспособность российских газотурбинных установок на внутреннем и мировом рынках, технологический суверенитет страны в области газотурбинных технологий.

28 марта 2019 , Методология и инструменты государственного планирования Внесены изменения в Правила формирования и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы Постановление от 26 марта 2019 года №316. Упрощается процесс согласования с Минфином России вносимых в ФАИП изменений.

28 марта 2019 , Жилищная политика, рынок жилья О единой информационной системе жилищного строительства Постановление от 26 марта 2019 года №319. Установлены требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам ЕИСЖС, порядок размещения, хранения и обработки информации. В системе определён список сведений, обязательных для размещения в ЕИСЖС застройщиками, органами власти, контролирующими сферу долевого строительства жилья, уполномоченными банками, контролирующими назначение и размер расходования застройщиками денежных средств, привлечённых для долевого строительства.

27 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт нефти и нефтепродуктов О порядке определения индикативного тарифа на транспортировку нефти для расчёта налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья Постановление от 26 марта 2019 года №317. Утверждён порядок расчёта индикативного тарифа на транспортировку нефти для определения расчётных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр. Индикативный тариф на транспортировку нефти будет определяться исходя из трёх основных составляющих: стоимость транспортировки нефти по территории России, стоимость перевалки нефти в российских портах, стоимость транспортировки нефти за пределами России.

26 марта 2019 , Федеральная контрактная система. Госзакупки Внесены изменения в правила оценки заявок на выполнение строительных работ при госзакупках Постановление от 21 марта 2019 года №293. Установлено, что при выборе подрядчика для строительства автомобильных дорог и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства заказчик будет отдавать приоритет таким нестоимостным критериям оценки заявок, как общее количество исполненных контрактов по строительству, их общая стоимость, наибольшая цена одного из таких исполненных контрактов.

25 марта 2019 , Электроэнергетика: генерация, электросети, рынок электроэнергии О пилотном проекте по созданию агрегаторов спроса и предложения на рынках электроэнергии Постановление от 20 марта 2019 года №287. «Дорожной картой» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы предусмотрено создание нового субъекта рынков электроэнергии и мощности – агрегаторов спроса и предложения. Принятые решения позволят в пилотном режиме отработать механизм создания и развития таких агрегаторов, обеспечивающих объединение потребителей электрической энергии, объектов распределённой генерации и накопления электрической энергии с целью совместного участия на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

1

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 августа 2016 г. президент РФ Владимир Путин проведет совещание президиума Госсовета России. На нем будут рассмотрены проблемы развития внутренних водных путей.

Инфраструктура

Протяженность внутренних водных путей в России, по данным Росморречфлота, в течение последних 15 лет остается стабильной. В 2015 г. она составляла 101 тыс. 662 км, однако более половины из них не отвечали требованиям по стандартным судовым габаритам.

Среди субъектов Федерации по протяженности внутренних водных путей лидируют Республика Саха (Якутия) - 16 тыс. 522 км, Тюменская обл. - 11 тыс. 834 км и Иркутская область - 8 тыс. 69 км. Среди важнейших внутренних водных маршрутов - реки Волга, Дон, Енисей, Обь, Лена, Иртыш, Кама и др. Также наибольшее стратегическое значение имеют Волго-Балтийский водный путь, Волго-Донской и Беломорско-Балтийский каналы и др.

По состоянию на 2015 г. в России использовались 491 грузовой и 496 пассажирских причалов, 723 судопропускных гидротехнических сооружения, в том числе 128 каналов и 108 шлюзов. Среди гидротехнических сооружений состояние 1,2% оценивается контролирующими органами как "опасное", 16,8% - как "неудовлетворительное".

Объемы перевозок

Рекордные объемы грузовых перевозок по внутренним водным путям в РСФСР были достигнуты в 1989 г. - более 580 млн т. Однако в 1990-е гг. после распада Советского Союза и вследствие падения промышленного и сельскохозяйственного производства, усиления конкуренции со стороны автотранспорта и большого износа речного флота грузовые перевозки уменьшились к 2000 г. в пять раз - до 110-120 млн т.

В середине 2000-х гг. наметилось восстановление объемов. В 2007 г. было перевезено 157 млн т, однако из-за мирового финансового кризиса и падения объемов мировой торговли вновь последовал спад. В 2015 г. по внутренним водным путям было транспортировано 124,8 млн т грузов. В частности, речной транспорт является одним из важнейших способов доставки грузов в регионы Крайнего Севера. В 2015 г. с его помощью Заполярье получило 16 млн 984 тыс. т грузов (морским транспортом - 3 млн 332 тыс. т).

Почти в 10 раз сократились пассажирские перевозки. В РСФСР в 1980-е гг. речным транспортом ежегодно пользовались около 100 млн человек. В 2000 г. по внутренним водным путям были перевезены 28 млн пассажиров, в 2015 г. - в два раза меньше - 14 млн. Из них, по данным Ростуризма, около 300-400 тыс. приходится на долю речных круизов.

Речной флот

Флот речных судов в России за последние 15 лет уменьшился почти в два раза. Число речных непассажирских судов сократилось с 31,8 тыс. единиц в 2000 г. до 15,6 тыс. в 2015 г. Флот пассажирских речных судов за этот период уменьшился с 1,9 тыс. до 1 тыс. 383 единицы. Кроме того, в морском регистре судоходства зарегистрировано 641 судно смешанного плавания (река-море), которое ходит под российским флагом.

Средний возраст грузового речного флота в России составляет 32 года, пассажирского - 33 года, при этом на туристических маршрутах используются суда средним возрастом в 41 год.

В 2014 и 2015 гг. в эксплуатацию вводились только по 13 новых судов. Среди них - современные буксиры-толкачи проекта 81 (Средненевский судостроительный завод, Санкт-Петербург), танкеры "река-море" проекта RST27 и RST54 ("Красное Сормово", Нижний Новгород; "Окская судоверфь", Навашино, Нижегородская обл.) и др. В России также активизировалось строительство пассажирских судов, в том числе скоростных: проекты A45, A45-1, A-45, A145 (Зеленодольский судостроительный завод, Татарстан; Хабаровский судостроительный завод).

Перспективы, программы развития

По данным правительства РФ, транспорт на внутренних водных путях значительно экономичней автомобильного и железнодорожного: удельных расход топлива у него меньше на 25% и 53% соответственно. На его содержание требуется в десятки раз меньше средств. Однако серьезным барьером для развития внутреннего речного транспорта является высокий износ инфраструктуры (практически не обновлявшейся в 1990-е и начале 2000-х гг.) и флота. Покупке новых судов мешает большой срок их окупаемости (например, для пассажирских он составляет более 25 лет). Также серьезную проблему представляет обмеление рек.

Развитие внутренних водных путей предусмотрено государственной программой "Развитие транспортной системы" на период до 2020 г. (утверждена 15 апреля 2014 г.). Всего, согласно программе, на развитие внутреннего водного транспорта планируется потратить в 2016-2018 гг. 70 млрд руб., в 2019-2020 гг. - 76 млрд руб.

29 февраля 2016 г. правительство утвердило "Стратегию развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 г.". Согласно этому документу, к 2030 г. планируется обновить речной флот, доведя средний возраст грузовых судов до 25,4 года, а туристических - до 30 лет. Перевозки грузов планируется удвоить со 124,8 млн т до 242 млн т в год, пассажирские перевозки - стабилизировать на уровне 15-16 млн человек в год.

Также стратегией развития предусмотрено строительство Нижне-Сверского гидроузла, Нижегородского низконапорного гидроузла на Волге, Багаевского гидроузла на Дону - это позволит обеспечить глубину в четыре метра на всей протяженности речных путей в Европейской части России. Также ведется проектирование вторых ниток шлюзов Волго-Донского водного пути.

Внутренние водные пути России являются важнейшей частью инфраструктуры государства, обеспечивающей транспортные связи 68 субъектов Российской Федерации, а также экспортно-импортные перевозки в прямом водном сообщении в 670 портов 45 стран Европы, Азии и Африки. Особенно велико их значение для хозяйственной и культурной жизни Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

Судоходные водные пути – это внутренние водные пути, используемые для судоходства и сплава леса. Они подразделяются на естественные (внутренние моря, озера и реки) и искусственные (шлюзованные реки, судоходные каналы, искусственные моря и водохранилища). Выделяются магистральные водные пути, обслуживающие международные перевозки и перевозки между крупными районами внутри страны, а также местные, обслуживающие внутрирайонные связи.

Протяженность судоходных водных путей России в настоящее время составляет 101.6 тыс. км, в том числе 16,7 тыс. км искусственных водных путей. На них расположены более 700 гидротехнических сооружений различного назначения, в том числе 110 судоходных шлюзов, насосные станции, гидроэлектростанции, плотины, дамбы, водосбросы и водоспуски.

Россия первой из стран Европы завершила в 1975 г. процесс создания Единой глубоководной системы путей страны и континента в целом, связавшей судоходными путями все омывающие Европу моря (рис. 1.1). Это стало возможным благодаря строительству уникальных межбассейновых соединений: Беломорско-Балтийского канала, Волго-Донского канала, канала имени Москвы, Волго-Балтийского водного пути, а также каскада гидроузлов на Волге, Каме и Дону.

В дореволюционной России перевозки грузов и пассажиров осуществлялись, в основном, по рекам Европейской части страны, поэтому сов

Рис. 1.1. Единая глубоководная система

Европейской части Российской Федерации

ершенствование водных путей началось именно в этом водном бассейне.

Еще в начале 18-19 вв. на месте бывших ""волоков"" были построены первые искусственные водные системы, такие как: Вышневолоцкая (1709 г.), Мариинская (1810 г.) и Тихвинская (1811 г.). В 1913 г. протяженность судоходных внутренних водных путей составляла 64,6 тыс. км. Перевозки грузов по ним достигали 49,1 млн. т, а число перевезенных пассажиров превышало 11 млн. чел. Эти перевозки приходились в основном на реки Европейской части России. Реки Сибири и Дальнего Востока для судоходства почти не использовались. Удельный вес перевозок по рекам восточных бассейнов составлял всего 6 процентов от общего грузооборота в России.

В ходе развития внутренних водных путей в нашей стране можно выделить четыре характерных этапа. В силу неравномерности развития по разным причинам каждый конкретный водный путь или его часть в настоящее время находится на каком- либо из этих этапов.

На первом этапе происходит первоначальное становление водного пути, вызываемое потребностями развития торговли, расширения местных сообщений и т.п. На этом этапе водный путь используется в естественном состоянии после проведения необходимых работ (руслоочищение, установка предупреждающих знаков и др.).

Наступление второго этапа характеризуется тем, что водные пути становятся предметом заботы государства. В отдельных местах, сдерживающих развитие экономики и торговли, создаются искусственные водные пути – шлюзованные реки, судоходные каналы и водохранилища. На свободных реках систематически проводятся выправительные и дноуглубительные работы с целью обеспечения необходимых габаритов судового хода.

Третий этап развития водных путей связан с комплексным изучением возможностей их коренного улучшения в отдельных регионах и в стране в целом, разработкой необходимых проектов и планомерной реализацией гидротехнических комплексов.

В годы первых пятилеток были начаты грандиозные работы по реконструкции внутренних водных путей. С вводом в эксплуатацию в 1926 г. Волховского гидроузла значительно улучшились условия плавания судов по Волхову. Высоконапорной плотиной Днепрогэс был поднят уровень воды на порогах, и Днепр стал судоходным на всем протяжении. Ввод в эксплуатацию в 1933 г. первого гидроузла на реке Свирь позволил увеличить глубину в ее нижнем течении, а в результате строительства Беломорско-Балтийского канала стало возможным прямое водное сообщение между Белым и Балтийским морями.

В середине 30-х гг. развернулись большие работы по созданию Единой глубоководной сети Европейской части СССР. На Волге сооружен каскад гидроузлов и водохранилищ, первый из них – Иваньковский – вступил в эксплуатацию вместе с каналом им. Москвы. В 1952 г. было завершено строительство Волго-Донского судоходного канала им. В.И. Ленина, который соединил важнейшие экономические районы Европейской части России – Урал, Поволжье, Центр – с Донбассом и Югом. В 1955 г. на Волге вступили в строй два крупнейших гидроузла, в результате чего гарантированная глубина на Волге и Каме увеличилась на 0,9 м.

Ввод в эксплуатацию в 1957 г. первого гидроузла на Каме, выше Перми, способствовал дальнейшему увеличению судоходства на реке. В 1964 г. введено в эксплуатацию Воткинское водохранилище, в том же году завершена реконструкция Волго-Балтийского водного пути им. В.И. Ленина, обеспечившего надежную транспортную связь между экономическими районами Центра и Северо-Запада России. Строительство Беломорско-Балтийского канала, Волго-Донского канала и Волго-Балтийского водного пути позволило соединить моря, омывающие Европейскую часть России, внутренними глубоководными речными магистралями и образовать единую транспортную систему. Протяженность Единой глубоководной системы составляет 6.5 тыс . километров с гарантированной глубиной 400/360 см . На водных путях ЕГС можно эксплуатировать суда грузоподъемностью до 5 тыс. тонн .

В 50-60-е годы развернулось строительство гидроузлов на восточных реках Сибири. Были построены Иркутская и Братская гидроэлектростанции на Ангаре, Новосибирская на Оби, Бухтарминская и Усть-Каменогорская на Иртыше, Красноярская на Енисее. Благодаря созданию водохранилищ, мощные сибирские реки из путей сообщения местного значения превратились в транзитные магистрали, связанные Северным морским путем с портами Европейской части страны.

В структуре грузооборота речного транспорта преобладают перевозки сыпучих минерально-строительных грузов, леса, нефти и нефтепродуктов, каменного угля, зерна, овощей и фруктов. За период с 1940 по 1990 годы протяженность эксплуатируемых водных путей возросла почти в 1.5 раза , а грузооборот увеличился в 6.5 раз . Максимальный объем перевозок на внутреннем водном транспорте был отмечен в 1988 г . и составлял более 580 миллионов тонн .

В последнее десятилетие XIX века в ходе экономических преобразований в стране показатели работы речного транспорта значительно снизились и в середине 90-х годов объемы перевозок достигли величины порядка 100 млн. тонн . В начале нового столетия ситуация в отрасли начала стабилизироваться и наметилась положительная динамика в развитии внутреннего водного транспорта. В 2007 году речным флотом было перевезено 153.4 млн. тонн грузов , а перевозки пассажиров составили 21 млн. человек .

Внутренние водные пути

(кввт)

Глава I. Общие положения

1. Главным документом, регулирующим отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта и определяющими их права, обязанности и ответственность является КВВТ.

3. Положения Кодекса не распространяются на военные и пограничные корабли.

Статья 3. Основные понятия

  1. Внутренний водный транспорт Российской Федерации - представляет собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство на ВВП;
  2. Внутренние водные пути Российской Федерации - естественные и искусственные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками и используемые в целях судоходства;
  3. Судоходство - деятельность, связанная с использованием судов для перевозок грузов и пассажиров, буксировки судов и других плавучих объектов, а также лоцманской и ледокольной проводки;
  4. Судовладелец - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно независимо от того, является ли оно собственником;
  5. Перевозчик - лицо, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз из пункта отправления в пункт назначения;
  6. Причал - гидротехническое сооружение, предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки и высадки пассажиров;
  7. Речной порт - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки и выгрузки грузов и взаимодействия с другими видами транспорта;
  8. Инфраструктура внутренних водных путей - совокупность объектов, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям (гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя, средства навигационного оборудования, объекты электроэнергетики и связи;
  9. Администрация бассейна внутренних водных путей - организация осуществляющая содержание ВВП и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений;
  10. Бассейн внутренних водных путей - часть внутренних водных путей, обособленная и имеющая общие судоходные пути, климатические, навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и гидрометеорологические условия (волго-балтийский, центральный, волжский, амурский и т.д.).

Глава II. Внутренние водные пути

Статья 7. Общие положения

1. ВВП и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения используются в целях судоходства.

4. Условий плавания судов по ВВП определяются администрациями бассейнов внутренних водных путей.

Статья 9. Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях

2. Владельцы сооружений на ВВП обязаны за свой счет устанавливать навигационные огни и знаки, другое оборудование и обеспечивать их действие для обеспечения безопасности судоходства.

3. Владельцы разводных и подъемных мостов обязаны за свой счет разводить и поднимать их в порядке, согласованном с администрациями бассейнов внутренних водных путей, или на основании их заявок.

4. Владельцы регулирующих уровень воды на внутренних водных путях сооружений на участках внутренних водных путей выше и ниже таких сооружений обязаны поддерживать согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта уровни воды, необходимые для судоходства.

Классификация внутренних водных путей (ВВП)

К внутренним водным путям (ВВП) относятся:

  1. Судоходные реки;
  2. Озера;
  3. Водохранилища;
  4. Каналы.

На внутренних водных путях работают суда, имеющие класс Регистра R3-RSN т.е. смешанное «река-море» плавание.

По условиям ветро-волнового режима все ВВП разделены на 4 разряда:

  1. Легкий «Л»;
  2. Речной «Р»;
  3. Озерный «О»;
  4. Морской «М».

В основу этого деления положены максимальная высота и длина волны, в течение навигационного периода.

Разряд

Волны

Внутренний водный путь

H (м)

L(м)

«Л»

0,6-1,2

6-12

Ока, Западная Двина

«Р»

1,2-2

12-20

Все остальные реки

«О»

20-40

Низовья сибирских рек и водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Камское, Новосибирское, Красноярское, Братское

«М»

≥3

Озера: Байкал, Ладожское, Онежское, Аральское море

Судоходные реки и озера и водохранилища России

  1. Реки России

Несмотря на недостатки речного транспорта по сравнению с сухопутным, в некоторых районах он играет решающую роль. Преимущества речного транспорта особенно заметны в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует больших капиталовложений.

По рекам выгодна перевозка объемных и массовых грузов, не требующих быстрой доставки: леса, нефти, хлеба, строительных материалов. Речные пути России, в связи с меридиональным направлением течения большинства рек, служат для сообщения между северными и южными районами: с севера идет лес, а с юга - хлеб.

В пределах России насчитывается около 3 млн. рек общей длиной почти в 10 млн. км.

Большая часть рек России относится к бассейну Северного Ледовитого океана. Реки, впадающие в северные моря, самые длинные и самые полноводные в России.

Лена - наиболее длинная России - 4400 км.

Енисей - самая полноводная река - (623 км 3 в год).

Обь занимает по площади водосбора первое место в стране (2975 км 2 ).

К бассейну Тихого океана относится река Амур . Вода в Амуре и его притоках поднимается на 10-15 м и заливает обширные пространства.

К бассейну Атлантического океана относятся реки Нева, Днепр, Дон.

Особое место занимает река Нева. Эта самая короткая река (74 км длиной) несет огромное количество воды - 79,7 км 3 в год, в четыре раза больше, чем Днепр, имеющий длину свыше 2 тыс. км. Нева берет начало в Ладожском озере и поэтому сток ее постоянный в течение года.

Краткая характеристика рек

Судоходные речные пути относятся к разным бассейнам. Основной среди них - Волго-Камский бассейн, к которому тяготеет экономически развитая часть страны. Он является стержнем Единой глубоководной системы Европейской части России. Эта система обеспечивает плавание крупнотоннажных судов с осадкой 3,5 м.

В систему входят:

  1. Беломоро-Балтийский канал, сокративший путь из Белого моря в Балтийское в 4 раза;
  2. Канал имени Москвы, давший столице глубоководный выход на Волгу и сокративший на 1000 км водный путь к городам Северо-Запада;
  3. Волго-Донской канал, связавший Волгу с Черным и Азовским морями;
  4. Волго-Балтийский канал - глубоководный путь из Белого и Балтийского морей в Волжский бассейн, благодаря ему суда от Волги к Санкт-Петербургу затрачивают не 18, а 2.5 суток.

Река Волга

Волга - крупнейшая река в Европе - площадь бассейна 1360 тыс.кв.км., берет начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское море.

Волга соединяется с Балтийским морем Волго-Балтийским водным путем, с Белым морем - Северо-Двинской водной системой и Беломорско-Балтийским каналом, с Азовским и Черным морями - Волго-Донским судоходным каналом, с Москвой - каналом им. Москвы.

Таким образом Волга является магистралью пяти морей: Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного.

По длине – 3688 км – Волга занимает первое место среди рек Европы и превосходит все реки мира, впадающие во внутренние водоемы.

Река Кама

Кама - пятая по протяженности река Европейского материка: длиннее её лишь Волга, Дунай, Урал и Днепр. Кама описывает гигантскую дугу в две с лишним тысячи километров.

Общая длина Камы - 2030 км. Она собирает воду с просторов бассейна, по площади 522 тыс. кв. км - немногим уступающего Франции.

Река Ока

У Нижнего Новгорода в Волгу впадает Ока , второй по величине ее приток. Ока берет начало в Среднерусской возвышенности, в четырех километрах от поселка Мало Архангельск. Длина реки от истока до Нижнего Новгорода - 1478 км.

Река Дон

Длина Дона - около 1970 км. Дон пересекает важные в экономическом отношении районы, нуждающиеся в том, чтобы их обслуживал бесперебойно действующий всю навигацию водный транспорт.

Без серьезного изменения водного режима Дон не мог стать для крупных судов транзитным путем между Волжским бассейном и Черным морем. Поэтому строительство Волго-Донского канала и реконструкция реки представляла единый комплекс работ. Регулярное судоходство - от города Георгиу-Деж (1355 км).

  1. Судоходные озера России

Наиболее крупные озера - Каспийское, Ладожское, Онежское, Байкал. Каспий - самое крупное по площади озеро мира, а самое глубокое - Байкал.

Ладожское озеро

Ладожское озеро является самым большим в Европе. Площадь озера 18,4 тыс. км2. Глубины в Северной части от 70 до 200 м, а в южной от 20 до 70 м.

Наибольшая длина озера с севера на юг 219 км. ширина около 80 км. В озеро впадает множество мелких и средних рек, среди которых наиболее крупные – Свирь и Волхов. Вытекает из озера только Нева.

На Ладоге не редкость и действительно серьезные шторма, особенно в осеннее время. Тогда в целях безопасности движение пассажирских теплоходов по Ладоге может быть на время запрещено.

Наиболее интенсивное судоходство осуществляется по южной части озера от р. Невы до р. Свири.

Вдоль южного берега Ладожского озера проходит Новоладожский канал длина которого 169 км. Канал используется для прохода речных судов, не приспособленных к озёрным условиям.

Онежское озеро

Онежское озеро является вторым в Европе по величине после Ладожского. Длина его составляет 248 км, ширина 89 км, площадь 9890 км2.

Водные пути на озере расходятся на запад, по реке Свирь, и на север - по Беломорско-Балтийскому каналу. У озера строгий нрав, нередкие шторма подчас серьезно затрудняют судоходство.

В Онежское озеро впадают около 40 рек, вытекает одна Свирь.

Онежский обводной канал отходит от пристани Вознесенье и соединяет р. Свирь с Вытегорским каналом. Он предназначен для проводки плотов и для судов, имеющих ограничения при плавании по водным путям разрядов «О» и «М».

Гидрографические характеристики больших озер России

Озеро

Высота над уровнем моря,

(м)

Площадь водной поверхности, (км 2)

Наибольшая глубина,

(м)

Объем воды,

(км 3)

Каспийское море

395000

76000

Байкал

31500

1741

23000

Ладожское

17700

Онежское

9720

  1. Водохранилища России

В настоящее время на территории России, по неполным данным, насчитывается свыше 1200 водохранилищ в том числе несколько судоходных.

Создание водохранилищ позволило коренным образом улучшить водные пути главных речных систем страны (Волги, Дона, Камы, Днепра, Иртыша, Оби, Енисея и Ангары.

Крупнейшие водохранилища России

Водохранилище

Река

Площадь зеркала водохранилища, (км 2)

Объем водохранилища,

(км 3)

Карелия и Кольский полуостров

Выгозеро

Выг

1140

7,20

Верхне-Свирское

Свирь

9900

17,5

Северо-Западный район

Нижне-Свирское

Свирь

0,22

Центральная часть Русской Равнины

Самарское

Волга

6450

58,0

Рыбинское

Волга

4550

25,4

Волгоградское

Волга

3500

33,5

Саратовское

Волга

1950

13,4

Горьковское

Волга

1590

8,71

Северный Кавказ

Краснодарское

Кубань

Западная Сибирь

Новосибиркое

Обь

1070

8,85

Бухтарминское

Иртыш

5500

58,0

Восточная Сибирь

Красноярское

Енисей

2130

77,5

Иркутское

Ангара

1470

Братское

Ангара

5500

179,0

Дальний Восток

Зейское

Зея

2420

68,4

Шлюзы

Когда были изобретены шлюзы – точно не известно, но, вероятно, это произошло в 14 или 15 в. В 1481 два монаха-доминиканца из Витербо (Италия) предложили схему шлюзовой камеры с затворами, а Леонардо да Винчи (1482–1519) спроектировал 6 шлюзов, создав систему каналов Милана.

Речные порты

  1. Барнау́льский РП- г. Барнаул на берегу реки Оби .
  2. Бийский РП- г. Бийск , на реке Бия .
  3. Петрозаводский речной вокзал - на набережной Онежского озера .
  4. Западны́й речно́й порт - один из трёх речных портов Москвы . Расположен на берегу Москвы-реки . Построен одновременно с Каналом имени Москвы в 1937 году .
  5. Красноярский РП - г. Красноярск.
  6. Осетро́вский РП -пристань Осетрово на реке Лене , крупнейший речной порт в России.
  7. Речно́й вокза́л Санкт-Петербурга - в основном для обслуживания туристского флота, на набережной Невы выше Володарского моста .
  8. Се́верный РП - один из трёх речных портов Москвы на берегу Химкинского водохранилища рядом с Северным речным вокзалом . Построен одновременно с Каналом имени Москвы в 1937 году .
  9. Южный РП - грузовой речной порт в городе Москве , расположенный в низинной юго-восточной части города вдоль реки Москвы на её левом берегу.
  10. Якутский речной порт (сокр. ЯРП ) - речной порт (до г. - пристань) на реке Лене в г. Якутске на левом берегу Лены в 1530 км от устья. Играет большую роль в обеспечении Якутии и других районов северо-востока России народнохозяйственными грузами. Одно из ключевых звеньев «северного завоза» .

Речные порты Волжского бассейна

Речные порты Волжского бассейна - основные воднотранспортные центры, организующие перевозки грузов и пассажиров по реке Волге и её притокам. После создания единой глубоководной транспортной системы и завершения строительства Беломорско-Балтийского и Волго-Донского каналов и Волго-Балтийского водного пути они стали «портами пяти морей» , имея выход в Белое , Балтийское , Азовское , Чёрное и Каспийское моря.

Основные порты Волги: Тверь , Череповец , Рыбинск , Ярославль , Нижний Новгород , Чебоксары , Казань , Ульяновск , Тольятти , Самара , Саратов , Волгоград и Астрахань .

Порты и пристани на Каме : Березники , Лёвшино , Пермь , Чайковский , Камбарка , Набережные Челны , Чистополь .

Продолжительность работы портов европейской части РФ от 180 суток в Перми до 240 суток в Астрахани.

Грузовые и нефтеналивные порты и терминалы обеспечивают перевозки нефте-нефтепродуктовых и угольных энергоносителей, минерально-строительных, промышленных, продовольственных и прочих грузов, материалов и товаров.

Каналы

Волго-Балтийский водный путь (ранее - Мариинская водная система) - система каналов, рек и озёр на северо-западе Российской Федерации, соединяющая Волгу с Балтийским морем. Проходит через Рыбинское водохранилище до г. Череповец, р. Шексна, Белое озеро, р. Ковжа, Мариинский канал, р. Вытегра, Онежский канал, Онежское озеро, р. Свирь, Ладожское озеро и р. Нева. Мариинская водная система сооружена в начале XIX века, после коренной реконструкции в 1964 году получила современное название. Длина пути составляет приблизительно 1100 км, глубина судоходного фарватера - не менее 4 м, что обеспечивает проход судов водоизмещением до 5000 т. Продолжением Волго-Балтийского пути является Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Онежское озеро с Белым морем.


Беломо́рско-Балти́йский кана́л - канал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути .

Общая протяжённость канала - 227 километров. Включает 19 шлюзов.

Трассу канала обслуживает ФНУ «Администрация «Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей», расположенное в Медвежьегорске . ) оборудованы в соответствии с этим правилом.

Канал начинается у посёлка Повенец в Повенецкой губе Онежского озера . Сразу за Повенцом следуют семь шлюзов, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга (так называемая «Повенчанская лестница»). Вместе эти шлюзы образуют Южный склон канала. Между седьмым и восьмым шлюзами находится водораздел канала.

На трассе северного склона расположено двенадцать шлюзов (№ 8 - 19). Трасса Северного склона канала проходит через пять крупных озёр: Маткоозеро , Беломорск .

Судоходство по каналу

Пик грузоперевозок по каналу (7 млн. 300 тыс. тонн грузов) пришёлся на 1985 г . Затем объемы упали:

в 2001 году по каналу было перевезено 283,4 тыс. тонн

в 2002 перевезено 314,6 тыс. тонн

в 2007 перевезено 400 тыс. тонн

в 2010-2013 около 500 тыс. тонн.

С 2012 года по каналу курсирует новый круизный трёхпалубный теплоход « Русь Великая » класса «река-море», построенный в 2010-2012 специально под габариты шлюзовых камер канала, способный выходить в Белое море и швартоваться непосредственно на Соловецких островах .

Подводные лодки перевозились по каналу только в доках.

Гарантированные минимальные габариты судового хода: глубина 4 м, ширина 36 м, радиус закругления 500 м. Размеры камер всех шлюзов - 135×14,3 м. Скорость движения судов на искусственных участках канала ограничена 8 км/ч. В условиях ограниченной видимости (менее одного километра) движение судов по каналу запрещается. Средняя длительность навигации на канале составляет 165 суток.

Шлюзы канала разделены на две группы, обеспечивающие судоходный ход на северном и южном склоне соответственно. На южном склоне размещены 7 шлюзов, создающих напор 69 метров, причём 6 из 7 шлюзов являются двухкамерными, один - однокамерным. На северном склоне размещены 12 шлюзов, создающих напор 103 м, из них 7 двухкамерных и 5 однокамерных. 2009 году перевезено 13,2 млн т грузов и пропущено 11 692 судна.

Низкий уровень загруженности канала обусловлен ограничением загрузки судов из-за малых глубин. В 2012 году было принято решение углубить канал до 4,5 м.

Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина соединяет Волгу у Волгограда с Доном у города Калач-на-Дону . Общая протяжённость канала - 101 км. Из них 45 км проходит по водохранилищам . Глубина - не менее 3,5 м.

Для прохождения полного пути из Волги в Дон суда должны пройти 13 шлюзов , разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44,5 м, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции).

Габариты шлюзовых камер - 145×18 метров. Расстояние между шлюзами варьируется от 700 м на волжском склоне до 20 км на донском склоне. В состав канала входят Варваровское, Береславское и Карповское водохранилища. На весь путь затрачивается около 10-12 часов.

Средняя продолжительность навигации на Волго-Донском канале составляет 211 суток. Проходят за это время - до 5000 судов. Допускается движение судов грузоподъёмностью до 5 тыс. тонн. Пропускная способность канала оценивается в 16,5 млн тонн грузов в год.

Азово-Черноморский судоходный канал предназначен для прохода судов с осадкой до 4 метров в Керченском проливе Азовского моря без захода на Керчь-Еникальский канал (Украина).

Общая протяженность Азово-Черноморского судоходного канала – 30.950 км. Канал состоит из 5 колен (Черноморского, Таманского, Тузлинского, Кавказского, Азовского).

Для проводки судов по каналу создана и функционирует Служба управления движением судов (СУДС).

Морской канал Санкт-Петербург (от устья реки Большая Нева, до острова Котлин), предназначен для прохода судов в Большой порт Санкт-Петербург. По каналу возможно движение судов с осадкой не более 11 метров, длиной не более 320 метров и шириной не более 42 метров.

Ладожский канал - водный транспортный путь вдоль берега Ладожского озера, соединяющий реки Волхов и Нева. Староладожский канал (канал Императора Петра Великого) построен по инициативе царя-реформатора Петра Первого и имеет протяженность около 117 км.

В указе от 18 ноября 1718 года Петра I сказано: « какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало… ».

В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 117 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берет свое начало из Ладожского озера.

Онежский обводной канал (длина 67 км, ширина около 50 м), сооруженный в обход Онежского озера в первой половине XIXв. От озера он проходит на расстоянии от 10м до 1-2 км. Течение в канале направлено в сторону Свири и еле заметно. Онежский канал используется только для прохода маломерных судов.