Кто является грузоотправителем в ттн. Кто является грузоотправителем, если покупатель забирает товар путем самовывоза? Транспортная накладная = договор перевозки

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик перевозки, привлекший для ее осуществления стороннее лицо и действующий от своего имени, выступает в этом случае грузоотправителем. С учетом такой его роли и заполняется транспортная накладная в соответствующих пунктах.

Обоснование вывода:
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату ( ГК РФ).
Из ГК РФ, Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ), п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее - Правила) следует, что документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, является транспортная накладная. Форма транспортной накладной утверждена в качестве Приложения N 4 к Правилам.
Как следует из Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05, данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции, в том числе о лицах, осуществивших операции по отправке, перевозке и приему груза, должны соответствовать фактическим обстоятельствам.
В соответствии с Правилами перевозок оформление транспортной накладной осуществляется совместно грузоотправителем и перевозчиком. Согласно Закона N 259-ФЗ, п. 6 Правил перевозок транспортная накладная составляется грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза).
На основании Закона N 259-ФЗ грузоотправителем является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
В свою очередь:
грузополучатель - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза ( Закона N 259-ФЗ);
перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу ( Закона N 259-ФЗ).
Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3-х экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Она подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами (п. 9 Правил).
При этом Правилами перевозок грузов определено, кто из сторон договора и какие реквизиты должен заполнить. Так, грузоотправитель заполняет пункты 1-6, 14, 16 (в части грузоотправителя) транспортной накладной. Перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия перевозки груза и заполняет пункты 8-11, 13, 15 и 16 (в части перевозчика) транспортной накладной (п. 7 Правил перевозок грузов).
Соответственно, в общем случае покупатель, который поручил вывоз принадлежащего ему товара со склада поставщика грузоперевозчику, должен оформить транспортную накладную, подтверждающую заключение договора перевозки груза ( УФНС России по г. Москве от 11.08.2011 N 16-15/079006@).
Если же организатор перевозки привлекает для этого третье лицо (транспортную организацию или ИП), то, действуя в отношениях с перевозчиком от своего имени, он выступает в роли грузоотправителя. Следовательно, транспортная накладная в этом случае составляется им как заказчиком.
По отношению к заказчику (в нашем случае - грузоотправителю) компания, с которой заключен договор перевозки, является перевозчиком и, соответственно, реквизиты данной компании должны быть указаны в п. 10 "Перевозчик" транспортной накладной.
При оформлении транспортной накладной:
- в п. 1 "Грузоотправитель (грузовладелец)" транспортной накладной должны быть указаны сведения о лице, заключившем договор перевозки груза (заказчике), - Вашей организации;
- в п. 2 "Грузополучатель" указываются данные организации, на склад которой поступит груз (покупатель товара);
- в п. 6 "Прием груза" подпись ставит лицо, которое уполномочено грузоотправителем (заказчиком перевозки) на получение товара со склада поставщика;
- п. 7 "Сдача груза" - заполняет фактический грузополучатель.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Хозяйство реализует зерно со своего склада на условиях самовывоза Покупателем. При отгрузке Продавец составил ТТН (СП-31), Товарную накладную ТОРГ-12, счет фактура не составляется.т.к. Продавец на ЕСХН. Покупатель транспорт нанимал, составил накладные, где указал Продавца грузоотправителем и настаивает на подписании документа Продавцом. Но ведь право собственности на товар перешло к Покупателю в момент отгрузки.Объясните,как сделать правильно.и какие последствия для Продавца могут быть в случае: подписания, отказа от подписи транспортной накладной, так считаю что отправителем должен уже выступать Покупатель,ведь это почти Договор на транспортировку.

Ответ


Если покупатель забирает груз самовывозом и привлекает для доставки стороннего перевозчика, в ТТН грузоотправителем выступает покупатель.

При такой схеме доставки продавец не несет обязанностей по перевозке товаров. Считается, что он исполнил свои обязанности по поставке, когда покупатель или перевозчик забирает товар со склада ( , ГК РФ). Таким образом, на момент отгрузки покупатель фактически является собственником груза. Покупатель - он же грузоотправитель - оговаривает условия и стоимость перевозки, заключает договор на перевозку и подает заказ-заявку. Он же, если иное не предусмотрено договором, составляет в трех экземплярах транспортную накладную ().

В накладной покупатель заполняет пункты 1-2, 5 и 16 и передает все три экземпляра представителю перевозчика или продавца. Так как покупатель при отгрузке не присутствует, пункты 3, 4 и 6 с данными о грузе, сопровождающих его документах и месте отгрузки должен заполнить продавец. Для этого условия о заполнении накладной безопаснее включить в договор с поставщиком или перевозчиком.

Перевозчик. Представитель компании-перевозчика получает все три экземпляра накладной либо заранее от покупателя, либо при подаче транспорта у поставщика и заполняет свою часть документа. А именно пункты 8-13 и 15-16 транспортной накладной. Заполнить большую часть этих сведений в накладной может и грузоотправитель, если заранее получит от перевозчика необходимые для этого данные об автомобиле, водителе и т. д. При приеме груза представитель перевозчика ставит свою подпись в пункте 6.

Грузополучатель . Получатель груза - он же покупатель - при его приемке заполняет данные в разделе 7 транспортной накладной. Первый ее экземпляр он оставляет себе, второй - передает перевозчику. Первый экземпляр он может оставить себе или передать вместе с другими товаросопроводительными документами поставщику.

Причем безопаснее передать документ именно поставщику. Накладная потребуется ему, чтобы подтвердить факт доставки товара на налоговой проверке.

Грузоотправители в накладной и счете-фактуре должны совпадать

Названия грузоотправителя в счете-фактуре и накладной должны совпадать. Причем независимо от способа поставки. Так рассудил Минфин России в . В разных ситуациях порядок заполнения отличается.

Доставку заказывает покупатель

Из комментируемого письма не ясно, кто является грузоотправителем, если покупатель забирает товар сам со склада поставщика.

Поставщик доставляет товар с другого адреса

Если поставщик отгружает товар с отдельного склада, то грузоотправителем является поставщик, а не склад. По общим правилам, если грузоотправитель тот же, в счета-фактуры можно записать «Он же». Но в данном случае адрес отгрузки не совпадает с юридическим. Поэтому не ясно, как заполнить .

Образец 2. Поставщик доставляет товар со склада

Как определить грузоотправителя

Организация в качестве агента продает товары принципала по его местонахождению и оформляет на них документы. При этом возникают ситуации: 1) покупатель вывозит товары собственным автотранспортом; 2) покупатель нанимает перевозчика; 3) агент нанимает перевозчика. Кто является грузоотправителем в транспортных и товарно-транспортных накладных?

Отвечает
Е.Ю. Диркова,
генеральный директор ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»

Термин «грузоотправитель» следует использовать в значении, придаваемом ему специальным законодательством.

На основании статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» грузоотправитель - это лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. Кроме того, в силу статьи 785 ГК РФ отправитель груза оплачивает перевозку. и накладные он подписывать не обязан и не может в них фигурировать.

В третьей ситуации агент является стороной договора перевозки. Поэтому он должен быть указан в качестве грузоотправителя во всех сопроводительных документах.

Накладная подтверждает заключение договора перевозки груза.

Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Существует принцип, согласно которому на одну машину составляется одна накладная. Однако если одним транспортным средством осуществляется доставка груза нескольким грузополучателям, необходимо составлять накладную на партию груза для каждого грузополучателя отдельно.

По умолчанию транспортная накладная заполняется перевозчиком и грузоотправителем. То есть форма документа составлена под условие, когда грузоотправитель и заказчик перевозки совпадают. Однако договором перевозки стороны вправе изменить порядок заполнения накладной и полностью возложить обязанность по ее заполнению на перевозчика.

Заказ (заявка) подается заказчиком перевозки перевозчику. Последний обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок до 3 дней со дня его принятия проинформировать заказчика перевозки о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки). Причем необходимо письменное обоснование причин отказа.

Форма заказа (заявки) Правилами перевозки не предусмотрена, но стороны вправе утвердить ее самостоятельно. Изначальное оформление транспортной накладной осуществляется перевозчиком на основании заявки. Следовательно, заявка должна содержать в себе все необходимые для заполнения накладной и расчета стоимости перевозки сведения.

Предлагаем использовать следующую форму заказа (заявки).

При принятии заявки (заказа) перевозчик в п. 9 ТН «Информация о принятии заказа» ставит отметку о принятии заказа, подпись и печать.

При рассмотрении заказа (заявки) перевозчик по согласованию с заказчиком определяет условия перевозки груза. Он заполняетпункты 8-11, 13, 15 и 16 (в части перевозчика) транспортной накладной.

Грузоотправитель (заказчик перевозки) заполняет п. 1-7, если иное не предусмотрено договором перевозки (или заказом). В договоре можно прописать, что указанные пункты накладной заполняет сам перевозчик по данным заказа (заявки). Графы в п. 6 и 7 ниже адреса приемки и отгрузки не заполняются при составлении транспортной накладной. Эти графы заполняются в процессе приемки и сдачи груза представителями грузоотправителя и грузополучателя.

Заказчик перевозки и перевозчик в п. 16 проставляют дату составления накладной, подписи и печати. Это означает согласование сторонами всех условий перевозки.

В п. 6 «Прием груза» грузоотправитель ставит подпись и печать. Перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает накладную в п. 6. В случае необходимости он указывает в п. 12 свои замечания и оговорки при приеме груза.

В п. 7 «Сдача груза» грузополучатель ставит подпись и печать. Перевозчик (в лице водителя), сдавший груз грузополучателю, ставит подпись.

Во всех незаполненных графах необходимо ставить прочерк (можно ручкой).

Если транспортную накладную подписывают представители по доверенности, то печати могут отсутствовать.

Указанный выше порядок заполнения транспортной накладной не учитывает многих реалий, складывающихся на практике, как то:

  • заказчик перевозки не является грузоотправителем;
  • заказ на перевозку поступает по электронной почте или факсу, и у заказчика перевозки нет возможности оформить накладную и подписать ее.

Допустим, заказчик и перевозчик не могут оперативно подписать накладную, как и происходит в большинстве случаев. В данной ситуации необходимо закрепить обязанность по заполнению накладной за перевозчиком на основании заказа.

Согласование условий перевозки осуществляется по факсу или электронной почте. Тогда перевозчик направляет заполненную накладную со своей подписью и печатью в сканированном виде по электронной почте или копию по факсу заказчику для оформления с его стороны.

Однако оформленная таким образом накладная вызовет вопросы у налогового органа. По этой причине окончательный экземпляр документа со всеми отметками о приемке груза к перевозке и доставке его грузополучателю следует в обязательном порядке отправлять заказчику почтой (дублировать по факсу или электронной почте). Кроме того, полностью оформленная накладная с отметкой грузополучателя является подтверждением выполнения перевозчиком своих обязательств.

Транспортная накладная должна быть полностью оформлена и в оригинале присутствовать у заказчика перевозки, грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Представляем алгоритм заполнения применительно к трем возможным ситуациям.

Заказчиком перевозки является грузоотправитель (под данный случай подготовлена форма транспортной накладной и составлены Правила перевозок)

Пункты ТН

Кто заполняет/ подписывает

Примечание

1. Грузоотправитель

Грузоотправитель

Подробная информации о грузоотправителе и его представителе

2. Грузополучатель

Грузоотправитель

Подробная информация о грузополучателе и его представителе

3. Наименование груза

Грузоотправитель

Информация о наименовании и параметрах груза (объем, масса, количество и т.д.)

4. Сопроводительные документы на груз

Грузоотправитель

Заполняются при наличии сертификатов, паспортов качества и др. обязательных документов на груз

5. Указания грузоотправителя

Грузоотправитель

Параметры транспортного средства, необходимые для перевозки груза и ценность груза

6. Прием груза

Грузоотправитель/ перевозчик

Указывается адрес приемки, дата и время подачи автотранспорта под погрузку согласно договору и фактическое время и дата подачи автотранспорта.

Подпись и печать грузоотправителя, подпись водителя. Печать не обязательна при наличии доверенности

7. Сдача груза

Грузоотправитель/ перевозчик

Указываются адрес выгрузки, дата и время подачи автотранспорта под выгрузку согласно договору и фактическое время и дату прибытия автотранспорта.

Подпись и печать грузополучателя, подпись водителя. Печать не обязательна при наличии доверенности

8. Условия перевозки

Перевозчик

При отсутствии записей в этом пункте применяются условия перевозки грузов, предусмотренные ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и новыми Правилами перевозки

9. Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению

Перевозчик

Указывается информация о времени, месте принятии заказа. Ставится подпись и печать перевозчика. При наличии доверенности печать не обязательна

10. Перевозчик

Перевозчик

Подробная информация о перевозчике и водителе

11. Транспортное средство

Перевозчик

Для транспортного средства указываются вид, марка, гос. номер, грузоподъемность в тоннах и вместимость в кубических метрах

12. Оговорки и замечания

Перевозчик

Заполняется после погрузки, перевозчик указывает свои замечания

13. Прочие условия

Перевозчик

При перевозке опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов указываются номер, дата и срок действия специального разрешения, а также маршрут перевозки

14. Переадресовка

Перевозчик

Заполняется, если в пути изменился адрес доставки груза

15. Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы

Перевозчик

Стоимость перевозки или порядок ее расчета (возможна отсылка к договору)

16. Дата составления и подписи сторон

Грузоотправитель, перевозчик

Подписи и оттиски печати (при наличии печати) грузоотправителя и перевозчика

17. Отметки грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков

Грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель

Заполняется при нарушении условий договора.

Заинтересованной стороной составляется акт о нарушении, о факте его существования делается пометка

Заказчик перевозки не является ни грузоотправителем, ни грузополучателем

В данном случае условия перевозки и стоимость услуг согласовываются с заказчиком перевозки, который не является грузоотправителем или грузополучателем. Подпункты 1-7 транспортной накладной грузоотправитель не заполняет. Это делают заказчик перевозки или перевозчик.

По этой же причине в п. 16 ТН подпись и печать проставляет заказчик, а не грузоотправитель. Это означает согласование с перевозчиком всех условий перевозки груза и подтверждает достоверность и правильность внесенной в транспортную накладную информации. Во всем остальном оформление происходит в порядке, описанном в таблице.

Указание в п. 16 ТН грузоотправителя не будет ошибкой. Как вариант можно добавить графу в п. 16 и указывать наряду с грузоотправителем заказчика.

Заказчиком перевозки является грузополучатель

В рассматриваемом случае грузополучатель является заказчиком перевозки. Поэтому п. 1-7 транспортной накладной заполняет именно он.

По договоренности с перевозчиком эти подпункты могут заполняться перевозчиком на основании заявки. В п. 16 ТН подпись и печать проставляет грузополучатель (не грузоотправитель). Это означает согласование с перевозчиком всех условий перевозки груза на основании заказа и подтверждение достоверности и правильности информации. Во всем остальном оформление происходит в порядке, описанном в таблице.

Указание в п. 16 ТН грузоотправителя не будет ошибкой. Как вариант можно добавить графу в п. 16 и указывать наряду с грузоотправителем Заказчика.

Обращаем внимание, что для заказчика перевозки ТН является документальным подтверждением расходов на перевозку. Налоговые органы признают расходы на перевозку документально подтвержденными только при наличии транспортной накладной. Судебная практика спорная и сложилась до утверждения новой формы накладной.

Доставка товара осуществляется с помощью экспедитора

Отношения, складывающиеся в рамках транспортно-экспедиционной деятельности, имеют свои особенности. Отношения по транспортной экспедиции регулируются ГК РФ, ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности и договором транспортной экспедиции.

Транспортная экспедиция не отождествляется с договором перевозки, но экспедитор может выполнить перевозку своими силами.

В силу особенностей договора транспортной экспедиции имеются и особенности в документальном оформлении экспедиционных услуг.

Договор транспортной экспедиции является важнейшим документом, которым регулируются отношения между клиентом и экспедитором. Стороны договора устанавливают: порядок оказания услуг и способ расчетов, виды экспедиторских документов, не предусмотренных законодательством, способ подтверждения факта оказания услуг и др.

Перечень экспедиторских документов утвержден п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедиторскими документами являются поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка и др. По факту оказания услуг стороны подписывают акт оказанных услуг. Акт оказанных услуг можно не оформлять, так как необходимость подтверждения факта оказания экспедиционных услуг законодательством не предусмотрена. Нет требования и к составлению отчета об оказанных услугах.

Рекомендуем все же акт оказанных услуг оформлять во избежание претензий налоговых органов. Претензии налоговых органов могут возникнуть по причине необходимости подтверждения факта оказания экспедиторских услуг и их стоимости в целях налогообложения прибыли.

Акт оказанных услуг составляется в свободной форме с соблюдением обязательных для первичного учетного документа реквизитов (ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете»). Он включает:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц;

з) подробный перечень оказанных услуг и их стоимость. Налоговые органы требуют в обязательном порядке наличия ТН. Законодательством не предусмотрено обязательное наличие накладной при оказании экспедиционных услуг. Транспортная накладная обязательна, если экспедитор своими силами оказывает услуги по перевозке.

Комплект документов при привлечении экспедитора у покупателя и поставщика будет разным - в зависимости от того, на кого договором возложена обязанность по доставке товара.

Обязанность по доставке лежит на поставщике

Комплект документов у поставщика включает: договор поставки, ТОРГ-12, договор транспортной экспедиции, поручение экспедитору, экспедиторскую расписку, акт оказанных услуг.

Рекомендуем также иметь оформленную транспортную накладную (по форме 1-Т до 25.07.2011 и по новой форме с 25.07.2011), однако это не обязательно. Доверенность на представителя грузополучателя на получение ТМЦ, скорее всего, экспедитор не выдаст.

Если экспедитор своими силами осуществляет перевозку, то наличие транспортной накладной обязательно. Ведь в данном случае экспедитор выступает перевозчиком, а не посредником.

Комплект документов у покупателя включает: договор поставки, ТОРГ-12, транспортную накладную, копию путевого листа на водителя, доверенность на своего представителя на получение ТМЦ.

В данном случае ТН обязательна, так как экспедитор в любом случае привлечет перевозчика и транспортная накладная оформляется.

Если же покупатель не является грузополучателем, то путевого листа и транспортной накладной у него не будет. В такой ситуации рекомендуем требовать от поставщика копии накладной в целях подтверждения доставки товара грузополучателю.

Обязанность по доставке лежит на покупателе

В комплект документов у покупателя входят: договор поставки, ТОРГ-12, договор транспортной экспедиции, поручение экспедитору, экспедиторская расписка, акт оказанных услуг, транспортная накладная, если покупатель является грузополучателем.

Накладная у покупателя должна присутствовать, если он является грузополучателем. Так как экспедитор в любом случае привлекает перевозчика, то один экземпляр накладной остается у грузополучателя.

В комплект документов у поставщика входят: договор поставки, ТОРГ-12, транспортная накладная, копия путевого листа на водителя перевозчика, доверенность на водителя перевозчика на получение ТМЦ и копия поручения экспедитору.

Для поставщика важно наличие стороннего перевозчика. При передаче товара поставщик должен удостовериться, что передает товар уполномоченному представителю. Из транспортной накладной можно установить, кто является заказчиком перевозки. Если это не покупатель, значит необходимо запросить поручение экспедитору или доверенность на водителя от покупателя.

Однако претензий налоговых органов не избежать, если контрагент признан недобросовестным. В данном случае от полноты комплекта документов, подтверждающего реальность доставки товара, и правильности его оформления будет зависеть успех налогоплательщика в отстаивании своих интересов в суде.

Не создавайте дополнительных рисков, а правильно и своевременно оформляйте оправдательные документы.

В российском законодательстве договор транспортной экспедиции имеет особое правовое регулирование, незнание существа которого может привести к существенному убытку для клиента экспедиторской организации. Рассмотрим некоторые проблемные вопросы взаимодействия клиентов с организациями-экспедиторами. На основе практического опыта и судебной практики по делам об экспедировании грузов дадим ряд рекомендаций, как защитить себя от возможного убытка и избежать проблем в связи с отгрузками товара (работ, услуг) через экспедитора.

Как известно, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Об этом сказано в п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса РФ.

Классификация транспортно-экспедиторских услуг приведена в Национальном стандарте ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утвержден приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст).

Порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг, а также перечень экспедиторских документов установлены Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.

Оказание услуг по перевозке грузов предполагает наличие грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

В свою очередь, Распоряжением ОАО «РЖД» от 31 января 2005 г. № 119р утвержден Единый перечень работ и услуг, выполняемых за грузоотправителя и грузополучателя на железнодорожном транспорте на основании договора транспортной экспедиции. К ним, в частности, относятся:

  • оформление и представление железнодорожной станции заявок на перевозку грузов;
  • получение от железнодорожной станции разрешения (визы) на ввоз и погрузку груза;
  • заполнение накладной за грузоотправителя;
  • составление описи за грузоотправителя на перевозку грузов для личных (бытовых) нужд;
  • оформление переадресовки грузов;
  • предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования на железнодорожных станциях отправления и т.п.

Однако в Налоговом кодексе РФ определения понятий «грузоотправитель» и «грузополучатель» не содержится, поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ это понятие используется в целях налогообложения в том значении, в котором оно дается в иных отраслях законодательства.

Отношения, связанные с железнодорожными перевозками, регулируются Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». В соответствии со ст. 2 Устава грузоотправителем (отправителем) является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе. Таким образом, по поручению клиентов экспедитора отправителем груза может выступать третье лицо.

Грузополучателем (получателем) является физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа.

Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257, установлено, что сведения об отправителе переносятся в таможенную декларацию из соответствующей графы транспортного (перевозочного) документа (транспортной накладной, коносамента и пр.) с указанием двузначного кода страны местонахождения отправителя по Классификатору стран мира, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378.

Следовательно, наименование в графе «Отправитель/Экспортер» таможенной декларации проставляется так, как указано в коносаменте, а не как отражено в контракте.

Более того, продавец, поименованный в контракте, и отправитель, указанный в коносаменте (таможенной декларации), могут вообще не совпадать. Это не считается нарушением существенных условий правил международной торговли и не влияет на возмещение НДС (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2007 г. по делу № А56-36620/2006, от 31 января 2005 г. № А56-16830/04).

Таким образом, из норм указанных документов не следует, что в качестве грузоотправителя в железнодорожной накладной и в качестве отправителя в таможенной декларации лицо указывается в связи с оказанием им услуги, именуемой «грузоотправительство».

Выполнение экспедитором функций грузоотправительства в рамках договора транспортной экспедиции рассматривалось арбитражным судом (Постановление Девятого ААС от 10 июня 2010 г. № 09АП-11017/2010-АК, 09АП-12769/2010-АК). Налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки был подан иск о занижении дохода по услуге «грузоотправительство». После проведенного разбирательства суд отметил следующее.

Как установлено ст. 779 ГК РФ, услуга — это совершение определенных действий или ведение определенной деятельности. Предъявление груза к перевозке является совершением определенного действия и обладает признаками услуги, которая является обособленным предметом оплаты в соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ.

Однако ст. 779 и 781 включены в главу 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ. Положением п. 2 ст. 779 ГК РФ установлено специальное правило, согласно которому правила главы 39 ГК РФ не применяются к услугам, оказываемым по договорам, предусмотренным главой 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ.

В силу ст. 801, включенной в главу 41 ГК РФ, предъявление груза к перевозке, если оно предусмотрено договором, является не услугой, а обязанностью экспедитора, исполняемой им в целях выполнения либо организации выполнения определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Таким образом, законодательство отделяет понятие услуги от понятия обязанности, исполняемой экспедитором в целях выполнения или организации выполнения услуги.

Следовательно, невозможно придать характер услуги по грузоотправительству той операции, которая в силу закона услугой не признается.

Согласно ст. 801 ГК РФ оплату услуг, оказываемых в рамках договора транспортно-экспедиционного обслуживания, экспедитор получает в целом за выполнение или организацию выполнения определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а не за факт исполнения обязанностей, надлежащее исполнение которых экспедитором должно привести к выполнению или организации выполнения указанных услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» указанную сумму за оплату услуг, оказываемых в рамках договора транспортно-экспедиционного обслуживания, клиент перечисляет в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Таким образом, обязанность выделять операцию по предъявлению груза к перевозке в обособленную услугу в целях расчета сумм оплаты услуг, оказываемых в рамках договора транспортно-экспедиционного обслуживания, законодательством не установлена и отнесена на усмотрение сторон договора.

В экономической литературе почти не обсуждается вопрос о правовых последствиях отнесения в состав налоговой базы по налогу на прибыль расходов по выполнению функций грузоотправительства в случаях, когда в договорах отсутствует информация об установлении обособленной тарифной стоимости операции по предъявлению груза к перевозке, но в актах об оказании услуг в составе расшифровки предоставленных услуг приводится информация о выполнении функций грузоотправительства.

Одним из основных критериев учета расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль является экономическая оправданность затрат. Согласно ст. 252 НК РФ под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

В вышеуказанном случае налоговые органы формально имеют право не признавать в качестве экономической оправданности затрат уплаченные экспедитору денежные средства за выполнение функций грузоотправительства в силу того, что эта операция по законодательству не является услугой.

Дело в том, что при формировании налоговой базы для расчета налога на прибыль налогоплательщик может учесть расходы на оплату услуг сторонних организаций, произведенные в рамках заключенного договора. Но в рассматриваемом случае, если клиент в соответствии с актом об оказании услуг, где приводится подробная расшифровка работ (услуг), в том числе выполнение функций грузоотправителя, перечисляет денежные средства экспедитору за оказанные услуги, то эти расходы могут быть не признаны при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль как не соответствующие условиям договора из-за того, что исполнение обязанностей грузоотправителя в рамках заключенного договора транспортной экспедиции по своей природе не является услугой. Следовательно, у клиента отсутствуют экономически обоснованные расходы в соответствии с требованиями ст. 252 НК РФ.

Поэтому в целях минимизации налоговых рисков клиента рекомендуется не выделять в акте об оказании услуг расшифровку в части выполнения функции грузоотправителя.

В свою очередь, налоговые органы попытаются доказать факт занижения экспедитором дохода (выручки) от оказания транспортно-экспедиционных услуг в части исполнения обязанностей грузоотправителя. Занижение доходов по услуге «грузоотправительство» налоговый орган может обосновать, сравнивая выполнение этих функций для двух договоров транспортной экспедиции (клиентов), где в одном может содержаться информация об исполнении обязанностей грузоотправителя, а в другом — нет.

Согласно п. 6 ст. 40 НК РФ идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности выполняемых функций по грузоотправительству налоговые органы могут сравнивать расшифровку грузоотправительства различными контрагентами. Налоговые органы в силу п. 2 ст. 40 НК РФ при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Чтобы избежать обвинений в занижении дохода, необходимо соблюдать меры предосторожности, в том числе:

Обратите внимание: порядок налогового контроля цен по сделкам с 1 января 2012 г. принципиально изменится, так как исполнение обязанностей грузоотправителя в рамках договоров транспортной экспедиции в основном указывается между организациями одной связанной группы. Это требования Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». В целях налогового контроля появляется новый объект — контролируемая сделка, в отношении которой для целей налогообложения будет применяться соответствующая методология определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене.

С этой целью при определении рыночной стоимости транспортно-экспедиционного обслуживания в части исполнения обязанностей грузоотправителя необходимо:

1) обосновать признак однородности сделок;

2) при применении более высоких или более низких цен сопоставлять их с однородными услугами — при предоставлении более низкой цены требуется обоснование скидок и бонусов в виде оформленной и утвержденной маркетинговой политики;

3) описать распределение функций экспедитора и клиента, которые влияют на стоимость работ, услуг;

4) определить критерии экономических условий в целях обоснования различий экономических условий, позволяющих признавать сделки несопоставимыми.

Таким образом, работая с экспедиторами, важно помнить, что при неправильном оформлении актов об оказании услуг у клиентов могут возникнуть налоговые риски в части отражения расходов по выполнению функций грузоотправительства. В связи с этим необходимо знать опасные моменты сотрудничества и стараться организовать взаимодействие с экспедиторами таким образом, чтобы клиент был максимально защищен правильным оформлением документации и правильно сформулированными договорными условиями.

С целью минимизировать налоговые риски при определении рыночной стоимости транспортно-экспедиционного обслуживания в качестве внутренних мероприятий целесообразно разработать соглашение о разделении затрат, а при совершении сделок в качестве приложения к договору указывать выбранный метод ценообразования с объяснением причин выбора и причин, по которым другие методы не были выбраны. Также стоит закрепить перечень факторов, позволяющих обосновать несопоставимость условий сделок, и оформить их в виде приложения к договору транспортной экспедиции.

См. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 августа 2007 г. № А74-3208/06-Ф02-5122/07.

указанное в перевозочном документе (накладной) юридическое или физическое лицо, которое выступает от своего имени или по поручению собственника груза и выполняет обязанности, вытекающие из договора перевозки. Г. обязан до предъявления груза к перевозке подготовить его таким образом, чтобы обеспечивались безопасность движения и сохранность груза, перевозочного средства при транспортировке. Качество предъявляемых Г. к перевозке плодоовощей, фруктов, других скоропортящихся грузов, а также их тара и упаковка должны соответствовать требованиям стандартов и обеспечивать сохранность грузов в течение сроков транспортабельности, установленных Г. в удостоверении о качестве или экспертом в сертификате. Г. несет ответственность и возмещает расходы, связанные с ликвидацией аварийных ситуаций, загрязнением, заражением окружающей среды, возникшими по его вине из-за ненадлежащей подготовки груза. Вес груза, подготовленного к отправке, может быть определен как Г., так и перевозчиком либо совместно. Правовое значение участия представителя перевозчика в определении веса груза состоит в подтверждении его достоверности указанному в транспортных документах. Если перевозчик принимает груз без проверки его веса, то указанный Г. вес считается достоверным и за весовую недостачу отвечает перевозчик, если не докажет наличие обстоятельств, исключающих его ответственность.

Пригодность транспортных средств для перевозки конкретного груза в коммерческом отношении определяется Г., если погрузка производится его средствами (на своих подъездных путях, пристанях, при погрузке груза на автотранспорт). Определение пригодности контейнеров в коммерческом отношении практически всегда осуществляется Г.. так как контейнеры загружаются непосредственно им.Г.вправе отказаться от транспортных средств(вагонов, контейнеров, автомобилей, судов), непригодных для перевозки данного груза, а перевозчик в этих случаях обязан заменить их на исправные. Загруженные транспортные средства пломбируются Г., когда груз погружен им. При предъявлении к перевозке груза Г. должен на каждую его партию груза представить перевозочные документы, оформленные в соответствии с Правилами перевозок грузов, действующими на каждом виде транспорта. Г. несет ответственность, предусмотренную действующим транспортным законодательством, за правильность сведений, внесенных в транспортные документы, а также за последствия их неправильности, неточности или неполноты. Оплата перевозки и дополнительных сборов - основная обязанность Г.

Г. обязан уплатить перевозную плату в момент сдачи груза. Перевозчик имеет право в исключительных случаях задержать отправление груза до внесения Г. провозной платы, а также взыскать штраф за несвоевременную уплату провозных платежей.

Г. несет ответственность в виде уплаты штрафов за: а) неиспользование поданных транспортных средств; б) использование без разрешения перевозчика принадлежащих ему транспортных средств; в) задержку (простой) транспортных средств под погрузкой или перегрузкой свыше установленных технологических норм; г) перегрузку транспортных средств сверх грузоподъемности; д) повреждение предоставленного перевозчиком транспортного средства, съемных перевозочных приспособлений и средств пакетирования; е) предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, при неправильном указании наименования или свойств груза.