Самолет 5 го поколения японии. Японский истребитель пятого поколения Mitsubishi ATD-X Shinshin готовится покорить небо

Япония продолжает испытания прототипа истребителя пятого поколения ATD-X Shinshin. После первой демонстрации 28 января текущего года наступил период испытаний. Заявлено было, что в феврале ATD-X уже совершит свой первый полет; февраль подошел к концу, но сообщений о первом полете пока не поступало.

По всей видимости, прошедшая 11 февраля первая пробежка по взлетке выявила какие-то недостатки, на устранение которых ушел весь остаток месяца. О предполагаемой дате первого полета Япония скромно умалчивает. Наверное, готовит сюрприз.

Тем не менее машина есть, и первая пробежка была. Со временем японцы справятся с возникшими сложностями и поднимут-таки свой самолет в воздух. А это серьезная заявка на место среди ведущих мировых держав.

Причем японцы не просто хотят иметь свой истребитель пятого поколения. Они утверждают, что ATD-X окажется куда более грозной боевой машиной, чем F-22 Raptor, который американцы отказались продавать в Японию.

Весьма сомнительное утверждение, все-таки F-22 — тяжелый истребитель, а в качестве эталона для сравнения Shinshin больше подходит F-35. Но японцев никто за язык не тянул. Раз уж они хотят противопоставить свою поделку первому американскому истребителю нового поколения, значит, ее можно считать и конкурентом нашего Т-50. А раз так, то посмотрим, кто кого.

В мире прототипов

ATD-X Shinshin — еще не боевой самолет, а скорее демонстрационная модель. Собственно, аббревиатура так и расшифровывается: Advanced Technology Demonstrator. Реальная машина появится только в 30х годах.

Т-50 тоже находится на стадии прототипа, хотя поступление в войска первых серийных образцов ожидается уже в этом году.

Точные характеристики обоих самолетов засекречены, а то и попросту неизвестны. В то же время уже по имеющимся данным можно сделать некоторые выводы.

Пламенный мотор

Основной агрегат любого самолета — это, конечно же, двигатель. На ATD-X Shinshin, по всей видимости, стоит двигатель General Electric F404. Рассматривался вариант установки двигателя от шведского Saab JAS 39 Gripen, но от этой идеи отказались в пользу двухдвигательной схемы. Ну а движок собственного производства японцы разработают попозже. Ну, как минимум, обещают разработать.

Теоретически двигатели от F\A-18 должны обеспечить японскому самолетику крейсерский сверхзвук. Вполне вероятно, учитывая, что он меньше и легче американца.

В качестве системы управления вектором тяги у ATD-X три лопасти, вроде тех, что поначалу применяли в своих исканиях американцы. Позже «наши западные партнеры» решили, что щелевого сопла с отклонением вектора тяги по тангажу им хватит, но японцы грозятся доделать осесимметрическое отклонение вектора тяги как на Су-35. А пока будут летать так.

Российский Т-50 использует двигатель АЛ-41Ф1. Отечественный агрегат, способный обеспечить нашему истребителю сверхзвуковую крейсерскую скорость. Осесимметрическая система управления вектором тяги уже опробованная и доказавшая свою надежность.

Несмотря на отличные характеристики имеющейся модели, ведется разработка еще более продвинутого двигателя, который планируется к производству в середине 20-х.

Скоростные характеристики обоих самолетов пока неизвестны, однако уже сейчас можно сказать, что Т-50 выигрывает как минимум за счет отечественного производства двигателей, что критически важно для боевого самолета. Управление вектором тяги у нашего истребителя куда лучше, чем японские танцы с лопатками, да и год начала эксплуатации (2010 против 1978) как бы намекает на более совершенную конструкцию.

Планер

ATD-X Shinshin — самолет небольшой, длина всего 14,17 м, размах крыла 9 метров. По форме планера он поразительно напоминает F-22 Raptor. Как и у американцев в конструкции используются композитные материалы, хотя доля этих композитов может быть другой. Нормальная аэродинамическая схема, высокорасположенное трапециевидное крыло. Классическое трехстоечное шасси с передней стойкой, убирающейся назад. Воздухозаборники с S-образным воздушным каналом. Сходство с американской машиной налицо.

Российский Т-50 тоже выполнен по нормальной аэродинамической схеме и с трапециевидным крылом. Однако у нашего истребителя канал воздухозаборников прямой, а сами они находятся под фюзеляжем, благодаря чему становится возможной поворотная передняя кромка корневого наплыва. Вертикальные стабилизаторы, в отличие от ATD-X, цельноповоротные.

В целом, благодаря более развитой механизации крыла, российский самолет обладает лучшими маневренными характеристиками, по сравнению с японским собратом.

Авионика

Эта часть самолета скрыта от глаз стороннего наблюдателя. Приходится полагаться только на заявления производителей.

Японцы хвастаются оптоволоконной системой передачи данных с многократным дублированием и новейшей БРЛС, которая должна быть не хуже, чем на F-22. Также на Shinshin стоит система коррекции режима управления полетом. В случае повреждения рабочих поверхностей она скомпенсирует утрату за счет оставшихся.

Российская машина оснащена не в пример лучше. Наличие на современных самолетах бортовой радиолокационной станции с активной фазированной решеткой — это уже стандарт, а наши конструкторы пошли дальше. Кроме центральной БРЛС на 1526 приемопередающих ячеек Т-50 несет еще четыре встроенных в обшивку антенны. Такой подход обеспечивает большую помехозащищенность, а также позволяет эффективнее обнаруживать малозаметные воздушные цели.

В целом японцам можно поверить, что они в состоянии создать достойную БРЛС своими силами. Все-таки японская электроника известна во всем мире. В то же время это будет пусть и развитая, но старая схема, которая не идет ни в какое сравнение с возможностями ПАК ФА.

Малозаметность

Японцы заявили, что ЭПР их самолета сравнима с ЭПР воробья. Но точных цифр, как ни странно, не назвали. Возможно, если тщательно выбирать угол облучения, то подобных результатов действительно можно добиться, но вряд ли противник будет этим заниматься.

Если посмотреть на имеющиеся изображения ATD-X, то некоторые элементы снижения радиолокационной заметности можно разглядеть. В первую очередь — это убранное во внутрифюзеляжные отсеки вооружение. Также заметны S-образные каналы воздухозаборников, развал килей, и створки отсеков шасси сложной формы.

Но есть и минусы: вертикальное и горизонтальное оперенье не цельноповоротное, лопасти системы управления вектором тяги, отсутствие радиопоглощающего покрытия. Правда, возможно, его просто не стали наносить на демонстрационный образец.

При создании Т-50 наши конструкторы нащупали тонкую грань, при которой малозаметность не сильно мешает аэродинамике. Из-за разнесенных двигателей канал воздухозаборника получился прямым, так что, чтобы лопатки компрессора не отсвечивали на радарах противника, пришлось установить радар-блокер. Зато такое расположение двигателей увеличивает объем внутренних отсеков, куда убран арсенал ПАК ФА. Таким образом сочетается малозаметность и внушительный арсенал. Кроме того, подфюзеляжный тоннель участвует в создании подъемной силы.

Слегка наклоненные цельноповоротные кили, отклоняемые корневые наплывы крыла, исполняющие роль ПГО, тщательно выверенные углы сопряжения плоскостей, — все, что можно было выжать из конструкции, не снижая аэродинамику, наши конструкторы из нее выжали.

Дополнительно на обеспечение малозаметности играет ОЛС (оптико-локационная станция), позволяющая анализировать пространство в передней полусфере, не выдавая себя работающим локатором.

Боевой потенциал

Понятно, что прототипы для боевых действий не предназначены, однако впоследствии начнется выпуск серийных моделей. Что можно сказать об их боевых качествах?

Сравнивая Т-50 и ATD-X можно сделать вывод, что вероятнее всего японец будет проигрывать российскому истребителю в боевом радиусе. Японский истребитель просто не сможет взять значительного запаса топлива. Самолет сам по себе небольшой, Искривленные каналы воздухозаборников и расположение ракет внутри фюзеляжа свободного пространства не добавляют.

Возможно использование подвесных топливных баков или дозаправка в воздухе. Правда, ПТБ не согласуется с концепцией малозаметности, а про возможность дозаправки в воздухе пока никаких сведений не поступало. Но летающие танкеры у японцев есть.

Топливные баки российского самолета вмещают 11 тонн топлива. На сверхзвуковой крейсерской скорости Т-50 способен пролететь 2 000 километров. А перегоночная дальность с двумя ПТБ более 5000 км.

Вооружение японского истребителя тоже оставляет желать лучшего. ATD-X просто не в состоянии взять на борт значительный арсенал. Четыре ракеты «воздух-воздух» ближнего радиуса действия и две авиационные пушки с небольшим запасом снарядов — вот и все богатство.

С этой точки зрения, у детища КБ Сухого огромное преимущество как в количестве поднимаемого вооружения, так и в разнообразии вариантов боевой нагрузки.

Вместо вывода

По таким параметрам как малозаметность, крейсерская сверхзвуковая скорость полета, современное БРЭО, включая РЛС с АФАР, всеракурсный обстрел целей и сверхманевренность, — оба истребителя можно отнести к пятому поколению. Однако для ATD-X Shinshin эти параметры — тот порог, который японским конструкторам скорее всего удалось переступить. Точных данных пока нет, но есть все шансы, что японец будет соответствовать хотя бы четырем из пяти требований.

В то же время для российского Т-50 эти требования — скорее отправная точка, за которой раскрывается весь потенциал отечественного истребителя пятого поколения.

В итоге Япония получит статусную машину, которую можно будет возить на авиасалоны и демонстрировать на парадах. А Россия — рабочую лошадку отечественных ВКС, которой летать до появления каких-нибудь суборбитальных гиперзвуковых истребителей и даже немножечко после.


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ F-3 (ЯПОНИЯ)
MULTIROLE FIGHTER 5-TH GENERATION F-3 (JAPAN)

23.04.2018


Япония может получить лучший в мире стелс-истребитель. 20 апреля 2018 г. информационное агентство REUTERS сообщило о том, что компания Lockheed Martin предложила японским ВВС гибрид истребителей F-22 и F-35.
Сегодня основу японской истребительной авиации составляют F-15J, созданные на базе Boeing F-15 Eagle и F-2, представляющие собой модификацию Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon. Кроме того, японские ВВС начали получать новейшие «стелсы» F-35 Lightning II.
В 2007 году, после того как США отказались продавать союзникам истребители Lockheed Martin F-22 Raptor, Минобороны Японии начало разработку отечественного истребителя в рамках программы ATD-X Shinshin. Новый японский самолёт должен стать основой для создания перспективного истребителя проекта F-3 - серийного боевого стелс-самолёта. Но позже военное ведомство посчитало программу слишком дорогостоящей и вновь обратилось к иностранным компаниям.
В ответ на запрос японского правительства Lockheed Martin предложил гибрид истребителей F-22 и F-35. Новый самолёт получит новейшие технологии от F-35 и возможности «воздушного превосходства» от F-22. Таким образом, ВВС Японии могут получить передовой истребитель, который по своим возможностям будет превосходить оба американских «стелса».
В военном ведомстве объясняют необходимость нового истребителя желанием иметь инструмент для противостояния новейшей российской и китайской авиации, поскольку у Японии есть территориальные споры с этими странами. Если американское правительство разрешит продажу в Японию «чувствительных военных технологий», то уже в 2030 году японские ВВС могут получить принципиально новый боевой самолёт.
Военный паритет

Япония стала четвертой страной в мире, поднявшей в воздух собственный самолет, выполненный с использованием технологии Stealth. Экспериментальный истребитель X-2 оторвался от земли на аэродроме города Нагоя и на глазах десятков собравшихся фанатов авиации и споттеров взял курс на военно-воздушную базу на территории префектуры Гифу. После 25-минутного перелета одноместный самолет благополучно приземлился, испытание прошло «без специфических проблем», сообщил источник в министерстве обороны страны.

Раскрашенный в красно-белые цвета самолет в полете сопровождался двумя истребителями, которые собирали данные о полете. После тестового полета летчик заявил, что самолет был «чрезвычайно стабилен» и управление мало отличалось от продемонстрированного на тренажерах. «X-2 — это первый в Японии прототип самолета с технологией Stealth, снижающей детектирование радаром, обладающий исключительно высокой маневренностью, — заявили в компании-производителе. — Прототип интегрирует в себе корпус, двигатели и другие передовые системы и оборудование, адаптированные для самолетов будущего».

Несмотря на конституционные ограничения на использование вооруженных сил, наложенные на Японию по итогам Второй мировой войны,

эксперты признают, что в настоящее время Япония входит в число мировых лидеров по развитию военных технологий.

Истребитель X-2, разработанный известной компанией Mitsubishi Heavy Industries и еще порядка 200 подрядчиками, имеет в длину 14,2 метра, размах крыльев — 9,1 метра и является наследником истребителя-бомбардировщика F-2, разработанного ранее совместно с США, уже снятого с производства. Ожидается, что передача образца в войска произойдет уже в следующем месяце, в то время как в войсках продолжат оценивать и проверять заявленные характеристики малозаметности.

Сообщается, что испытанный образец, который принадлежит к истребителям пятого поколения, создан с целью отработать ноу-хау при создании истребителей будущего. Если Япония решит построить на основе этой разработки полноценный истребитель,

его оснастят двигателями, в три раза более мощными, чем IHI XF5-1, установленные на нем сейчас.

Япония начала разработку собственной «невидимки» еще в 2009 году, на ее создание было потрачено почти 40 млрд йен ($332 млн).

В настоящее время в узкий клуб стран, успешно применяющих технологию снижения заметности самолетов в радио- и инфракрасном диапазонах, входят три страны: США, Россия и Китай.

Согласно принятой классификации, самолеты пятого поколения имеют уменьшенную заметность, многофункциональность вооружения, возможность лететь на сверхзвуковых скоростях без форсажа и другие продвинутые характеристики.

Мировое освоение самолетов пятого поколение связывают с принятием на вооружение в США истребителя F-22 в 2005 году. Разработка этого самолета была начата еще в 1981 году, до 40% веса самолета приходится на композиционные материалы. По оценкам специалистов, самолет является самым дорогим истребителем в мире.

В России в настоящее время лишь проходит государственные испытания истребитель КБ Сухого ПАК ФА, впервые поднявшийся в воздух в 2010 году.

Для экспортных поставок в России совместно с Индией разрабатывают экспортную модификацию самолета на базе ПАК ФА, получившую обозначение FGFA.

«При всех наших победных реляциях мы всегда в нашей боевой авиации отставали, западная авиация всегда была на шаг, а теперь, наверное, уже на два впереди нас. И можно сколько угодно рассказывать про то, что наш самолет пятого поколения самый лучший, только наш самолет только учится летать, а американцы уже завершили производство своих тяжелых F-22, а легкий доводят «до звона», — рассказал «Газете.Ru» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Впрочем, что касается американского истребителя F-22, то на днях от конгрессмена США Рэнди Форбса прозвучало предложение возобновить производство этого самолета, прекращенное еще в 2011 году. По словам конгрессмена, на фоне усиления технологических позиций России и Китая ВВС США стоит провести «всесторонний анализ» ситуации, чтобы поддержать американское превосходство в воздухе в будущем.

Mitsubishi X-2 - японский истребитель пятого поколения.

Фото Mitsubishi X-2.

Фото Mitsubishi X-2.

Фото Mitsubishi X-2 и Mitsubishi F-2A.

Фото Mitsubishi X-2.

Этот истребитель также называют Mitsubishi X-2 Shinshin, от использует технологию малой радиолокационной заметности. Основные работы по созданию нового истребителя ведёт Технический проектно-конструкторский институт (TRDI) японского министерства обороны.

История разработки

Работы над новым самолётом Япония начала примерно в 2004 году. Первоначально были созданы дистанционно управляемые уменьшенные прототипы в масштабе 1:5, их испытания начались в 2006 году. Вместе с этим Япония активно вела с США переговоры о продаже ей новейших американских истребителей пятого поколения F-22 . Но в 2007 году США окончательно отказались продавать Японии эти истребители и страна восходящего Солнца стала развивать свою программу истребителя пятого поколения более мощно. До этого момента программа была лишь козырем в торге с США в вопросе возможной сделке по покупке F-22 . Программа разработки нового истребителя получила название ATD-X. На эту программу приходится около трети человеко-часов, которые в Японии тратятся на разработку новых типов военных самолетов.

Первый экземпляр Mitsubishi X-2 Shinshin был продемонстрирован публике в январе 2016 года, когда в сети появилось видео выкатки нового истребителя пятого поколения из цеха.

Первый полёт

Первоначально планировалось что первый полёт будет совершён в 2014 году, но из-за возникших трудностей первый полёт состоялся 22 апреля 2016 года.

В прототипе нового японского истребителя реализованы несколько технологий малозаметности, включая рассеивающую геометрическую форму и использование радиопоглощающих материалов. Эти технологии являются неотъемлемой частью любого истребителя пятого поколения.

На апрель 2016 года есть данные, что разработка нового самолёта обошлась в $366 млн.

По размеру Mitsubishi X-2 близок к шведскому истребителю Saab Gripen, а по форме - к американскому истребителю пятого поколения F-22 Raptor и российскому ПАК ФА Т-50 . Это не удивительно, ведь на истребителях пятого поколения используется рассеивающая геометрическая форма, что делает их внешне похожими.

На истребителе Mitsubishi X-2 установлены двигатели со всеракурсным управляемым вектором тяги.

В дальнейшем Mitsubishi X-2 оснастят многорежимным радаром с активной фазированной антенной решеткой, оптико-волоконную системой дистанционного управления с многократным дублированием каналов, системой радиоэлектронной борьбы и противодействия и единой системой обмена информацией.