Программа занятий встреч для педагогов доу. Тренинг-практикум для педагогов доу

Федеральное государственное казенное

дошкольное образовательное учреждение

«Детские ясли – сад «Сказка» МВД России»

Психологический тренинг для педагогов

«Я познаю себя»

Подготовил:

Педагог – психолог

Шай М.С.

г. Симферополь, 2016

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга, осознавать свою роль, функции в жизни коллектива. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Цель:

Развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатия, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и неуверенности).

Задачи:

развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах и умений адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей

осознание каждым участником своей роли, функции в жизни и в коллективе

повысить коммуникативные навыки педагогов

повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех

развитие навыков общения, снятие телесных зажимов.

Необходимые материалы:

Листы формата А – 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры

Спокойная музыка для релаксации

Подготовленные изображения с заданным рисунком для теста «Нарисуем свой характер»

Мягкая игрушка для приветствия.

Ход тренинга:

Участники сидят в кругу.

Педагог-психолог:

Мысль этой встречи сегодня нам с вами очень близка.

Каждый из нас личность, состоявшийся человек со своими взглядами, убеждениями, интересами, целями. Каждый вправе сказать: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы нравиться тебе. Если мы встретились и нам хорошо ладно, а если нет – что ж ничего страшного».

Но мы люди, нам приходиться взаимодействовать и всем хочется, чтоб тебя понимали и принимали. Однако, именно мы сами создаем порой себе любимым проблемы, не подозревая, что и окружающие от этого тоже страдают.

Сегодня разговор будет идти больше о нас с вами - взрослых людях, и мы не будем забывать, что прежде всего мы с вами - МАМЫ, ЖЕНЩИНЫ. А наша профессия - это воспитание детей.

Упражнение « Приветствие ».

Цель: снять психоэмоциональное напряжение в начале встречи.

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

Упражнение «Я учусь у тебя».

Участники выходят в круг.

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

Упражнение «Нарисуй свой характер».

Нарисуем свой характер.

Заполните 8 предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению.

1. В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, фигурку, то это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре. Гротескная карикатура – признак неуживчивости, замкнутости. Солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера. Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

2. Второй квадрат. Отношение к дому. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внешнего прямоугольника, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь. И наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища – признак того что вы тоскуете по домашнему теплу. Если рисунок расположении во внутреннем квадрате и вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.

3. Насколько вы целеустремленный человек. Если получилась стрела, летящая в цель (то есть в мишень) – то у вас развитии честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем другое, не похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный человек.

4. Отношение с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок или рисунков. Много рисунков означает множество друзей. Если провели всего одну линию, то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если изобразили кирпич, то склонны к меланхолиям и капризам.

5. Ваша коммуникабельность. Если вы подчиняетесь рисунку, это означает, что обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании; в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, обладанию, диктату; вы очень ревнивы.

6. Ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему. Если вы нарисовали что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в безопасности. Если наоборот, то мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если нарисовали цепочку или какой - либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и изредка допускаете ошибки.

7. Ваше отношение к труду, дисциплине. Если вы подчинились рисунку, дополнив его геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если заштриховали черный квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на тривиальное геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитеты, упрямы и настойчивы.

8. Сильные и слабые стороны характера. Вы просто замкнули круги, значит, постоянно нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас могучее влияние оказывают представления привитые в детстве. Если не замкнули круги – вы независимый человек, имеющий в жизни определенные цели. Если получилось человеческое ухо, то у вас скрытный характер. Если рисунок навел на вас мысль о ручке чашки, то вы обладаете сильным отцовским или материнским чувством.

Заканчиваем тренинг ритуальным прощанием.

«Чему я научилась»

Цель: рефлексия.

Задание: Допишите незаконченные предложения.

Я научилась….

Я узнала, что….

Я была удивлена тем, что….

Мне понравилось…

Я была разочарована тем, что….

Самым важным для меня было….

Завершение.

Всем спасибо за активное участие!

Использованная литература:

1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

2. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. – 176 с.

3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. – 256 с.

4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с.

5. Интернет ресурс.

Место работы : МБДОУ Детский сад № 44, Республика Башкортостан, город Уфа.
Описание материала : предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Вместе – мы сила!". Данный материал направлен сплочение педагогического коллектива ДОУ.

Цель:

  • сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

  • формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей;
  • развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач;
  • осознание себя командой.
  • способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопонима­нию между педагогами;
  • повысить групповую сплоченность;
  • снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;
  • улучшить эмоциональное состояние педагогов.
  • способствовать повышению эффективности педагогического процесса.

Оборудование:

oлисты чистой бумаги;

oручки, карандаши;

oвоздушные шарики или мячи;

oмакет "сердца группы";

oмаленькие сердечки из бумаги красного цвета.

Формы и методы работы:

Комплекс упражнений разработан для педагогов. Продолжительность встречи 2 часа. Тренинг проводятся во второй половине дня. Тренинг предполагает работу с группой из 10-15 воспитателей.

Ожидаемые результаты:

1. Педагоги лучше узнают друг друга.

2. Улучшится качество взаимодействия между воспитателями.

3. Увеличится работоспособность группы.

4. У педагогов сформируется умение работать в команде.

5. Улучшится психологический климат в коллективе.

6. Повысится сплоченность педагогического коллектива.

Ход тренинга:

Педагог-психолог: «Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется «Вместе – мы сила!». Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия».

В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…

Говорю за себя.

Внимательно слушать друг друга.

Не перебивать говорящего.

Уважать мнение друг друга.

Безоценочность суждений.

Активность.

Упражнение № 1 «Давайте поздороваемся»

Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по ком­нате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:

  • 1 хлопок - здороваемся за руку;
  • 2 хлопка - здороваемся плечами;
  • 3 хлопка - здороваемся спинами

Упражнение № 2 «Пожелай другому»

Педагоги садятся в круг. У педагога-психолога в руках мяч.

Педагог-психолог: Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч кому хотите и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Упражнение № 3 «Атомы-Молекулы»

Цель: повышение уровня работоспособности участников.

Педагог-психолог произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После фразы «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки, выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах.

Педагог-психолог: « Уважаемые коллеги как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед».

Психологический тест «Оптимист, пессимист, реалист».

Педагог-психолог: « Люди, пребывающие в мрачном расположении духа, мыслят консервативно, зато из-за опасения совершить ошибку работают тщательно. Напротив, бодрое настроение стимулирует открытия, творческий подход к делу, но и готовность к риску, чреватому неудачей. Наверное, наиболее ценно умение находить золотую середину - не преувеличивать неприятности и не тешить себя иллюзиями. А какое настроение преобладает в вашем мироощущении? На вопросы данного теста ответьте "да" или "нет". Данный тест поможет выявить ваш психотип, и разобраться кто вы: оптимист, пессимист или реалист».

  • Любите ли вы путешествовать?
  • Хотелось бы вам еще чему-то научиться, помимо того, что вы уже умеете?
  • Вы часто принимаете снотворное, успокоительное?
  • Нравится ли вам ходить в гости и принимать гостей?
  • Часто ли вам удается предугадать надвигающиеся неприятности?
  • Не кажется ли вам, что ваши товарищи сумели добиться в жизни большего, чем вы?
  • Находится ли в вашей жизни место каким-то спортивным занятиям?
  • Считаете ли вы, что судьба к вам не справедлива?
  • Беспокоит ли вас возможная экологическая катастрофа?
  • Согласны ли вы, что научный прогресс создает больше проблем, чем решает?
  • Удачно ли вы выбрали свою профессию?
  • Вы застраховали свое имущество?
  • Согласились бы вы на переезд в другой город, если бы там вам предложили интересную работу?
  • Довольны ли вы своей внешностью?
  • Часто ли вас беспокоят недомогания?
  • Легко ли вам освоится в незнакомой обстановке, найти свое место в новом коллективе?
  • Считают ли вас окружающие энергичным, деятельным человеком
  • Верите ли вы в бескорыстную дружбу?
  • Существуют ли для вас личные хорошие приметы – счастливые числа, удачные дни недели и т.д.?
  • Верите ли вы в то, что каждый – сам кузнец своего счастья?

Подведем итоги:

В вопросах 1,2,4,7,11 и 13-20 за ответ «да» запишите 1балл, «нет» - 0 баллов; в вопросах 3, 5, 6, 8, 9, 10, 12 – наоборот: «да» - 0 баллов, «нет» - 1 балл.

0-4 балла. Похоже, жизнь вас изрядно потрепала, и вы уже не ждете от нее ничего хорошего. Невзгоды считаете неизбежными, радости - случайными. Жалость к себе и недоверие к людям мешают вам радоваться жизни. Чтобы приободриться и хоть немного воспрянуть духом, научитесь ценить те маленькие радости, которые выпадают каждому из нас. Не забывайте: жизнь никогда не бывает настолько плоха, чтобы ее нельзя было изменить нашим отношением к ней.

5-9 баллов. По натуре вы - человек жизнерадостный, но в жизненных испытаниях растеряли изрядную долю своего оптимизма, Огорчения и несбывшиеся надежды часто омрачают ваше самочувствие. Ваши поступки преимущественно продиктованы не стремлением к цели, а желанием избежать неудачи. Из-за этого вы считаете, что добились немногого. Ведь когда ждешь неприятностей, они обязательно случаются. Попробуйте изменить угол зрения. У вас достаточно сил, чтобы многое повернуть к лучшему.

10-14 баллов. Вы - здравомыслящий человек, знающий цену себе и людям. Умеете ставить перед собой реальные цели и добиваться их. Ясно видите теневые стороны жизни, но не склонны их смаковать. Для своих друзей и близких вы - надежная опора, потому что умеете и утешить в горе, и остудить чрезмерный восторг.

15-18 баллов. Вы преисполнены жизнелюбия и оптимизма, всегда умеете найти в событиях и людях светлые стороны. Уныние вам чуждо. Однако такая позиция чревата недопониманием в отношениях с окружающими, которые не разделяют ваш оптимизм.

19-20 баллов. Ваш оптимизм просто бьет через край. Неприятности для вас словно и не существуют, вы от них просто отмахиваетесь и спешите навстречу новым радостям. Однако задумайтесь: не слишком ли легкомысленна ваша позиция? Не исключено, что недооценка серьезных проблем однажды заставит вас столкнуться с неожиданными огорчениями».

Педагог-психолог: «Сплочённость – это:

  • совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;
  • атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
  • активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников».

Упражнение № 4 «Гусеница»

Цель: игра учит доверию.

Педагог-психолог: « Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

Обсуждение:

  • Что испытывали при выполнении задания?

Упражнение № 5 «Мы С тобой Похожи Тем, Что…»

Цель: развитие толерантности.

Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)

Тест «Опытный воспитатель ДОУ»

Педагог-психолог: «Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - воспитателей. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности».

1. Воспитатель детского сада – это.

а) Добрая лошадка всё свезёт

б) Без матки-пчёлки пропащие детки

в) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копья вскормлены

2. Педагогический коллектив – это…

а) В мире, что в море

б) У одной овечки да семь пастухов

в) Склеенная посуда два века живёт

3. Обучать детей – значит …

а) Что посеешь, то и пожнёшь

б) Была бы нитка, дойдёт и до клубка

в) В дорогу идти – пятеры лапти сплести

4. Воспитывать детей – значит…

а) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет

б) Перемелется всё, мука будет

в) Наказом воевода крепок

5. Развивать детей – значит…

а) Сей день не без завтрака

б) Высоко летаешь, да низко садишься

в) Палка о двух концах

6. Работа с родителями – это…

а) Бумага не купленная, письмо домашнее

б) В добрый час молвить, в худой промолчать

в) По способу пешего хождения

Ключ к тесту

Если большинство ответов:

а) – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функции воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию;

б) - у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего вам удаётся реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно вы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ;

в) – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли вашим призванием стать заведующим детским садом.

Упражнение № 6 «Счёт до Десяти»

Сейчас по сигналу «начали» вы будете считать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее… Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Психологический тест «Приятно ли с вами общаться?»

Педагог-психолог: «Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны. Предлагаю Вам пройти психологический тест «Приятно ли с вами общаться?». Этот тест предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приятны в общении».

  • Вы больше любите слушать, чем говорить?
  • Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?
  • Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
  • Любите ли вы давать советы?
  • Если тема разговора вам не интересна, станете ли вы показывать это собеседнику?
  • Раздражаетесь, когда вас не слушают?
  • У вас есть собственное мнение по любому вопросу?
  • Если тема разговора вам не знакома, станете ли вы ее развивать?
  • Вы любите быть в центре внимания?
  • Есть ли хотя бы 3 предмета, по которым вы обладаете весьма широкими знаниями?
  • Вы хороший оратор?

Педагог-психолог: «Если вы ответили положительно на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, можете засчитать себе по 1 баллу за каждый из них. А теперь посчитаем».

1-3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело. Вам следовало бы над этим задуматься.

4-9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы не требуете в такие минуты особого внимания к вашей персоне от окружающих.

9-11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль или иногда вам приходится играть, как на сцене?..

Упражнение № 7 "Сердце коллектива"

Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Приду­майте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.

Анкета "Обратная связь"

  • Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите):
  • Что вам больше всего понравилось на занятии? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Что вам не понравилось на занятии? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Какое у вас настроение после занятия? ______________________________________________________________________
  • Ваши мысли после занятия ______________________________________________________________________
  • Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) ______________________________________________________________________
  • Как вы считаете - нам нужны в дальнейшем такие встречи?________________________

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Список использованной литературы:

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психолога и педагогам. – М.: Т.Ц. Сфера, 2003.

2. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.

3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. – М.: АРКТИ, 1999.

5. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

6. Психологические тесты. С.Степанов ЭКСМО 2004г.

Тренинг для педагогов ДОУ

«Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ»

Продолжительность занятия: 1 час.

Материал: ручки на каждого участника, листы бумаги по числу участников, магнитная доска, карточки с фразами для игр «Тренировка интонации», «Поймите меня правильно», «Достойный ответ», шляпа , магнитофон, запись танцевальной музыки для игры «Волшебная шляпа», запись спокойной музыки для релаксации.

Цель:

Повышение коммуникативной компетентности педагогов, преодоление трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, выделение причин коммуникативных проблем; организация построения взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества, и осмысление своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности.

Задачи:

    осознание педагогами личных достижений и проблем в общении с родителями;

    развитие способности педагога адекватно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;

    формирование умений планировать общение с родителями.

    помощь в повышении уверенности в себе, преодоление психологических препятствий общения с родителями, реализация субъективного подхода к родителям

План проведения:

I . Вступление.

Профессия педагога, работника дошкольного учреждения, требует постоянного потребления душевных сил и энергии. Воспитатель в детском саду находится в постоянном контакте с администрацией, коллегами, детьми и их родителями.

Проблема взаимодействия воспитателя и родителей существует всегда. Все родители разные, и к каждому нужно найти определенный подход. Есть множество причин порождающих сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит сотрудничестве.

II . Практическая часть:

Ведущий:

Уважаемые коллеги! Наше занятие-тренинг я предлагаю начать с игры «Капля, река, море»

Игра «Капля, река, море»

Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга.. (2-3 мин)

Инструкция: «Представьте, что мы капли. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Река!» берем за руку рядом стоящего товарища, «Море» все беремся за руки».

Психотехническое упражнение «Давление».

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение. (10 мин)

Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Обменяемся впечатлениям. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?

Попытайтесь не давить друг на друга, выполняйте совместные движения так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла.

Насколько приятнее сотрудничать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

Ведущий:

Присаживайтесь на свои места.

Теоретическое вступление « Правила построения эффективного общения». (7 мин)

Ведущий:

Предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. В общении с родителями существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно войти в доверие с первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

    Улыбка,

    Имя собеседника

    Комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

В конфликтной ситуации, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

В общении наиболее применим косвенный комплимент : мы хвалим то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

    Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

    Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

    Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

    Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

    Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Упражнение «Тренировка интонации».

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5 мин) (Участники разделены на два круга)

Произнести фразы:

    Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

    Я благодарна Вам за оказанную помощь.

Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках).

А мы с коллегами попробуем догадаться с какой интонацией Вы произнесли фразу.

Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

Упражнение «Волшебная шляпа».

Цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями. (5 мин) (Участники остаются в кругу)

Инструкция: – Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент рядом стоящему, как одному из родителей своей группы. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!».

Анализ упражнения

    1. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

      Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

Подведя итог можно сказать, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога выделить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Ведущий:

У каждого из нас в группе есть родители, встреча с которыми всегда приятны, но есть и такие, с которыми не хотелось бы встречаться и общаться. Предлагаю Вам в группах создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у Вас негативные чувства.

Упражнение «Самый трудный родитель»

Цель упражнения: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

Процедура выполнения

Воспитателям предлагается в группах человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у Вас отрицательные чувства.

Анализ упражнения

Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются ).

«Трудные» родители:

    Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

    Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

Часто бывает, что педагогу трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.

После выполнения упражнения в группах ведущий выписывает качества «трудного родителя»

    Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?

    Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?

    Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?

Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителем». (5 мин)

Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).

Каждый педагог знает, как нелегко беседовать с «трудными» родителями. Чтобы оставаться в состоянии спокойствия в напряженной ситуации, мы с Вами проделаем упражнение «Резервуар», которое помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

Упражнение «Резервуар».

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин)

Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

На первой фазе общения с «трудными» родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями:

необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

Обсуждайте проблему , а не личные качества ребенка и его родителей.

Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

Ведущий:

В следующей игре я предлагаю

Упражнение «Поймите меня правильно»

Цель: отработать технику постановки вопросов в стиле «адвокат».

Для этого одна половина группы будет играть роль родителей, а другая половина -воспитателей детских садов. Группа станет разыгрывать различные ситуации. Родитель придет к воспитателю со своей проблемой, а воспитатель попытается выяснить, что же происходит.

Для начала разберем одну-две ситуации вместе. Например, родитель приходит к воспитателю и жалуется: «Мой ребенок не имеет в группе друзей, поэтому него плохое поведение и он не хочет ходить в садик». В ответ на это воспитатель может сказать: «Я считаю, что он плохо себя ведет по другой причине. Вы спрашивали его, как он ведет себя на занятиях?» - это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между воспитателем и родителем. Придерживаясь стиля «адвокат», можно ответить: «Я тоже считаю, что ваш ребенок может вести себя лучше. Спасибо, что вы пришли с этой проблемой. Как вы думаете, это единственная причина, по которой он не хочет ходить в садик? С кем бы из ребят он бы хотел дружить? и т. д.».

После этого участники делятся на две равные подгруппы. Каждый участник первой подгруппы (родитель) получает карточку с кратким описанием какой-либо ситуации, после ознакомления, с которой все участники начинают свободно перемещаться по аудитории. Время от времени участник первой подгруппы останавливается перед любым участником второй подгруппы (учителем или воспитателем) и рассказывает ему свою ситуацию, в ответ участник второй подгруппы задает ему вопрос, стараясь использовать стиль «адвокат». После этого происходит смена партнеров в паре. На поставленный вопрос можно не отвечать. Затем игра приостанавливается для того, чтобы тренер раздал карточки с ситуациями участникам второй подгруппы, и все начинается сначала. Перечень различных ситуаций представлен в приложении 3.

Анализ упражнения:

    1. удалось ли использовать стиль «адвокат»?

      какие трудности возникли при выполнении данного упражнения?

      сколько времени уходило на то, чтобы сформулировать вопрос?

На тренинге мы предлагаем отработать технику постановки вопросов, так как обычно это вызывает больше затруднений.

Ведущий:

Ну вот, сейчас мы с вами наглядно убедились как сложно бывает общаться с нашими родителями.

Упражнение «Достойный ответ»

Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Содержание: все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников (варианты высказываний приведены в приложении 6).

Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого - достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

Анализ упражнения: тренер спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.

Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин)

Игра проводится под релаксационную музыку.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу.

Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале…

Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.

Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд).

Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…

А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…

Ведущий:

Я надеюсь, что сегодня в этом зале Вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. Успехов Вам, удач и профессионального роста.

Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.

Литература.

    Арнаутова Е.П. «В гостях у директора»: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.,2004 г.

    Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства»- М.: Смысл; Academia , 1996 г.

    Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

    «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт.- сост. О.И.Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

    «Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

    Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы»/ – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г.

Тренинг для воспитателей по улучшению общения и эмоциональной разгрузке в группе

Цель тренинга : улучшить товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сформировать хороший социально-психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.

Задачи:

  • отработать навыки убеждения,
  • отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции,
  • развить умение находить подход к людям,
  • подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации,
  • развитие умения невербального средства общения,
  • обучить эффективным способам общения.

Вступительная часть : Притча.

Однажды к мудрецу пришел человек и сказал: «О, мудрейший! Я пришел просить у тебя совета, ведь я самый несчастный человек в мире! У меня нет друзей. Мои родные избегают меня. Со мной никто не хочет общаться. Что мне делать? Прошу тебя, научи!»

Отвечает ему мудрец: «Что ж, я подумаю, чем помочь тебе. А пока, будь добр, поговори со мной. Мне сегодня вспомнились давно ушедшие годы, когда я был совсем молод. Я расскажу тебе о том далеком времени, кем я был тогда и что чувствовал». Но человек грубо прервал его: «Некогда мне слушать твои воспоминания. Не за тем я пришел к тебе! У меня своих проблем хватает!»

Тогда улыбнулся мудрец и сказал: «Вот в чем причина твоих бед, ты не любишь слушать людей! Ты не интересуешься другими людьми, а они не интересуются тобой потому, что не могут простить тебе твоего пренебрежения и равнодушия к ним».

Представьте, что вам сделали фантастическое предложение. Какой-то чудак, человек или волшебник, неважно кто, готов исполнить любые ваши заветные желания. Дома, машины, яхты, дворцы – все что пожелаете. Все блага и чудеса цивилизации – все в вашем распоряжении. Можете ни в чем себе не отказывать. Но только при одном условии. Всю свою оставшуюся жизнь вы должны провести в одиночестве. Увы! Никаких друзей, родственников и знакомых. Ну, как? Вы согласны? Сможете ли вы прожить без общения ? Вы задумывались когда-нибудь – какое огромное значение имеет оно для нас?

Зачем вам все богатства мира, если не с кем разделить свою радость, не с кем посмеяться и погрустить? Ведь мы так хотим, чтобы нас любили, уважали, понимали, одобряли, ценили. Для нас так важно чувствовать себя значимыми. Все это можно получить, общаясь с окружающими нас людьми.

Ведущий: Сегодня я проведу для Вас тренинг, который будет посвящен общению.

Общение – это обмен сведениями с помощью языка или жестов. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Оно всегда было значимым в жизни человека и в его личностном развитии. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами.

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Ведущий: Можно выделить несколько распространенных видов общения, отражающих многообразие наших контактов с людьми. Например, следующие:

Виды общения

  • Контакт масок – формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, интересы, внутреннее состояние; при таком поверхностном общении используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости, внимания и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Такое общение часто встречается при поверхностных, быстрых контактах с незнакомыми людьми или в самом начале знакомства. Если люди и в дальнейшем общаются под масками, не раскрываясь и что-то «строя из себя», то им становится неинтересно друг с другом, они не станут ближе. Живя в большом городе, контакт масок порой просто необходим, так как встречаешься со многими людьми и нет необходимости со всеми общаться; иногда полезно «отгородиться» маской, чтобы не задевать друг друга без надобности. Совсем по-другому ведут себя люди в деревне, где все друг друга знают, поэтому скрывать что-либо или вводить в заблуждение бесполезно.
  • Суть светского общения - в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что принято говорить в подобных случаях, этакая легкая болтовня ни о чем.
  • В формально-ролевом общении содержание и форма общения четко определены и известны обеим сторонам и определяются социальными ролями контактирующих. При этом никого не интересует личность собеседника.
  • При деловом общении учитываются те особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, которые влияют на дело, которым вы заняты.
  • Духовное или межличностное общение возможно между друзьями или людьми, хорошо знающими друг друга, близкими людьми. При таком контакте можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов - друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонациям.
  • При примитивном общении оценивают другого человека как нужного или мешающего: надо что-то от него - активно вступаешь в контакт, мешает он тебе - отталкиваешь безразличием или грубостью. Если получил от собеседника желаемое, то теряешь интерес к нему и не скрываешь этого. Это элементарное использование другого. Ценя свои отношения с людьми, вы крайне редко будете прибегать к таким уловкам, иначе с вами будут поступать так же.
  • Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов: лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты, заботы и т. д.

Ведущий: Нас окружает много интересного, причем весь мир вокруг нас движется и торопится. Движется вся жизнь: отдых, работа, родные, друзья, то есть все наше окружение не стоит на месте. Но не забывайте, что все движется вокруг вас, вы вполне можете руководить всеми событиями, происходящими вокруг вас. Самое основное – это правильное общение и легкое общение с окружающими людьми и всем миром, искусство общения очень важно. Причем научиться правильному, непринужденному и легкому общению, чтобы все вас поняли и запомнили надолго, неважно, кто это будет, друзья или враги, нужно найти подход ко всем, нужно со всеми легко общаться.

Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что 90% из участников спора убеждается в своей правоте еще тверже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть. Так как если вы из спора выходите победителем, то теряете друга, партнера по сделке. Это естественно, поскольку человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре. За место спора собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции.

Ведущий: Сейчас предлагаю потренироваться в искусстве убеждения.

Ролевая игра «Билет с острова»

Инструкции капитанам: вы – капитаны. Вы причалили к острову на своих кораблях. У вас есть все, что нужно, вы не нуждаетесь ни в помощи, ни в деньгах, ни в чем бы то ни было! Остальные участники будут подходить к вам, и проситься на корабль. Вы берете, не зависимо от их предложений, каждого третьего. Результатом того, что вы берете к себе на корабль участника будет ваш билет, который вы отдаете.

После инструкция ведущий с «капитанами» возвращается к остальным участникам.

Инструкции участникам: все вы потерпели кораблекрушение во время совершения круиза вокруг света 2 месяца назад. Теперь вы живете здесь – на необитаемом острове. У вас сложился свой быт, однако, каждому из вас очень хочется вернуться домой. Все попытки построить корабль, плот и т.п. заканчиваются неудачей. 2 дня назад в обнаружили на острове просыпающийся вулкан... И тут – о чудо! К вашему острову пристает 2 корабля. Ваша задача убедить капитанов взять на корабль именно вас («продать» себя капитанам, провести самопрезентацию). При этом подходить к капитанам можно сколько угодно раз, предлагать абсолютно любые услуги, подарки, давать любые обещания. Нужно, чтобы вы получили не 1, а как можно больше «входных билетиков» на корабль.

Выигрывает тот, кто падает 9 раз, а поднимается 10.

Ученые выяснили, чем успешные люди отличаются от тех, кто не добиваются успеха. Не влияет ни образование, ни внешность, ни другие факторы. Успешные люди делают больше попыток – 15-17, а обычные люди 2-3 попытки, делают вывод что «ничего не получится» и действительно, получают отрицательный результат.

Ведущий: В общении не малую роль играет интонация. Одну и туже фразу, слово можно сказать по-разному.

"Небольшая разница" (притча)

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто

у него выпали один за другим все зубы.

В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов.

Тот выслушал его озабоченно и сказал:

Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть.

Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных.

Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились.

Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? - спрашивали они.

На что последовал ответ:

Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать.

Упражнение «Передать одним словом»

Цель : подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Материалы : карточки с названиями эмоций.

Ход упражнения.

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

Та же задача только теперь читаем короткий стишок «Уронили мишку на пол».

Список эмоций : Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
  2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
  3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
  4. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

Игра – разминка «Австралийский дождь» (5 мин.)

Цель : обеспечить психологическую разгрузку участников.

Ход упражнения

Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони.)
  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами.)
  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди.)
  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам.)
  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами.)
  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам.)
  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями.)
  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами.)
  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней.)
  • Солнце! (Руки вверх.)

Ведущий: Помимо общения словами, есть не вербальное общение. Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

Игра «Три человека у телефона»

Цель : тренировка учения понимать невербальное общение.

Ход игры : Вызываются три желающих участника. Ведущий каждому «на ушко» сообщает задание. Задания у всех разные, но их объединяет одно. Участники должны изобразить группе, что каждый стоит в телефонной будке и разговаривает по телефону, но с разным настроением. Именно это настроение и сообщает им «на ушко» ведущий, также он информирует участников о том, с кем и о чем они разговаривают, какие чувства они испытывают.

Например : один – озабочен, вызывает скорую помощь, срочно, встревожен; другой – агрессивно настроен по отношению оппоненту, высказывает ему свое негативное отношение, ругает; третий – счастливый влюбленный, договаривается о свидании.

Задача основных игроков догадаться о настроении этих людей, о примерном содержании разговора, об интонации.

Вопросы для обсуждения:

  • Легко ли вам было догадаться о настроении этих людей?
  • Удалось ли угадать примерное содержание разговора?
  • Какие трудности возникали в ходе игры?

Ведущий: Конечно без общения человеку сложно прожить, но бывают такие моменты когда общение не приносит радости.

«Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее»

Йога́нн Во́льфганг фон Гёте.

Поговорим о техниках противостояния вербальному нападению.

Противостояния вербальному нападению

1. Техника «Внешнее согласие»

Принцип : необходимо с чем-либо согласиться в высказывании собеседника (не по существу, а внешне).

Пример : «Я тоже считаю, что нам следует обсудить эту проблему», «Меня, как и тебя, это волнует», «Согласна, что это неприятно»

Достоинства техники: людям приятно, когда с ними соглашаются. Собеседник чувствует, что вы миролюбиво настроены и готовы его выслушать. Таким образом, решение проблемы из эмоционального слоя перейдет в когнитивный.

2. Техника «Да я такой, и поздно мне меняться»

Принцип : вы сообщаете собеседнику, что то, в чем он вас обвиняет является частью вашей личности.

Пример : «Я всегда опаздываю, мне нравиться чувствовать себя не привязанным ко времени, это дает мне ощущение свободы. Я такой».

Достоинства техники : используется при грубых нападках на вашу личность, обезоруживает оппонента.

Ограничения техники : заводит оппонента в тупик, вызывает у него сильное раздражение.

3. Техника: «Испорченная пластинка»

Принцип : в ответ на претензии и обвинения собеседника, вы несколько раз повторяете одну и туже емкую фразу, пока собеседник не исчерпает свои силы. Обычно достаточно бывает трех повторений.

Пример : вы опоздали на работу, и в ответ на критику начальника вы можете сказать: «Это никогда больше не повториться». Фразы еще могут быть такими: «Я не готов сегодня это обсуждать», «Я подумаю об этом», «Я тебя понял».

Достоинства техники : использование техники позволяет экономить эмоциональные ресурсы. Конфликт при этом не разрастается.

4. Техника: «Бесконечное уточнение»

Принцип : в ответ на критику, вы задаете оппоненту много уточняющих вопросов.

Примеры : «Что конкретно вы имеете ввиду», «Что бы вы могли мне посоветовать в этой ситуации».

Достоинства техники : использование техники позволяет прояснить позицию оппонента, снимает эмоциональное напряжение, дает вам время подумать, как реагировать на критику.

Крокодил

Цель : избавиться от ощущения показаться другим людям смешным, нелепым.

Многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми. Эта игра предлагается, как средство избавиться от этого опасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно – названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая – делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только с помощью жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что были загадано. Команды участников группы загадывают слова по очереди.

«Проницательный» тест

Предлагаю пройти небольшой тест, который поможет Вам лучше понять себя. Что в своё время поможет вам построить плодотворное общение. Предупреждение!!! На вопросы необходимо отвечать честно, точно переходя от одного вопроса к другому. Возьмите бумагу и карандаш, и записывайте ответы. Итак, поехали:

1. Расположи этих животных в порядке, соответствующем твоему отношению к ним. (кто больше нравится)

  • а. корова,
  • б. тигр,
  • в. овца,
  • г. лошадь,
  • д. свинья.

2. Напиши по одному определению (слово к каждому)

  • а. собака,
  • б. кошка,
  • в. крыса,
  • г. кофе,
  • д. море.

3. Подумай о ком-то (кто знает тебя, и кто важен тебе), и соотнеси их с определённым цветом (не повторяй ответ дважды, укажи только по одному человеку для каждого цвета)

  • а. жёлтый,
  • б. оранжевый,
  • в. красный,
  • г. белый,
  • д.зелёный.

Что ж Вы ответили на все вопросы, и теперь пришла пора увидеть ответы.

Перед тем как Вы их увидите, хочу сказать, что любой тест показывает лишь определенную сторону Вашей личности и не всегда на все 100 % совпадает с действительностью. Тем не менее, любой полученный в ходе тестирования результат – это повод для размышления и возможность заглянуть в глубины своего «Я».

Ответы:

  • Корова означает карьеру.
  • Тигр – честь и достоинство.
  • Овца – любовь.
  • Лошадь – семью.
  • Свинья – деньги.
  • Ваше описание собаки – это описание самого себя.
  • Кошки – супруга, любимого человека или партнёра.
  • Крысы – врага.
  • Кофе – вашего секса.
  • Море – вашего восприятия жизни.
  • Жёлтый – человек, которого вы никогда не забудете.
  • Оранжевый – тот, кого вы считаете лучшим другом.
  • Красный – тот, кого вы действительно любите.
  • Белый – ваш близнец по духу.
  • Зелёный – человек, которого вы будете помнить всю жизнь.

Упражнение «Танец отдельных частей тела »

Цели : Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

Материалы : Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Время : 3 мин.

Процедура : Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

  • танец кистей рук,
  • танец рук,
  • танец головы,
  • танец плеч,
  • танец живота,
  • танец ног.

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Ведущий: Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют. (Восточная мудрость.)

Задание «Умение четко и ясно выражать свою мысль»

Девиз следующей нашей коммуникативной игры «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». «Одному из членов команды дается набор слов, написанный на листе бумаги. В течение двух минут он должен объяснить членам своей команды как можно больше слов, не называя их.

Детский сад Ералаш игра.

Занятие физкультминутка завтрак.

Портфолио педсовет мастер-класс.

Экология таблетка витамины.

Воздушный шар конструктор мяч.

Дерево пальма береза.

Яблоко груша банан.

Дизартрия логоритмика ОНР.

Лыжи снегокат коньки.

Диалог монолог рассказ.

Звук буква предложение.

Дошкольник школьник подросток.

Логопед воспитатель заведующий.

Аттестация президент выборы.

План хор инновация.

Ведущий: Важным умением в общении является способность своими словами передавать суть сказанного.

Игра «Перефразирование»

Каждой команде дается высказывание, которое нужно перефразировать таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или словосочетанием. Например, слово «дорога» можно заменить словом «путь», а слово «я» - «автор», и т.д.

Остальные команды должны будут догадаться, какая фраза была перефразирована.

1. Уронили Мишку на пол, оторвали ему лапу. Все равно его не брошу, потому что он хороший.

2. Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Тише, Танечка не плачь, не утонет в речке мяч.

3. Идет бычок, качается, вздыхает на ходу «Ой, доска кончается, сейчас я упаду».

Упражнение «Говорящие руки»

Цель : эмоционально-психологическое сближение участников.

Время : 5-7 минут.

Ход упражнения : Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют, молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения : происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение : Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Ведущий: Ну и в конце нашей встречи, хочется добавить - будьте искренни в общении с людьми. Не нужно притворяться, что слушаете. Это бесполезно. Отсутствие интереса обязательно проявится на вашем лице. Дейл Карнеги считал, что главный секрет успеха заключается в ИСКРЕННЕМ интересе к людям и НЕПОДДЕЛЬНОЙ симпатии к ним.

Научитесь слушать и слышать (это разные вещи!) тех, кто с вами рядом, и вы станете лучше понимать их чувства, мысли, поступки, желания. Иногда, можно понять истинный смысл, который скрывается за их словами. Сколько случаев, когда человек недослушал, как следствие, чего-то недопонял, а в результате, обиды, ссоры и другие неприятности, которых легко можно было избежать.

Кроме того, слушая, можно получить массу полезной информации, а также узнать много нового о себе. Что никогда не бывает лишним!

Многие люди страдают от различных комплексов, чувствуют себя «серыми мышками» и искренне нуждаются, чтобы кто-то проявил интерес к ним. И если вам удастся сделать так, что человек рядом с вами почувствует себя нужным и интересным, ощутит свою значимость и достоинство, он будет считать вас хорошим и необыкновенно очаровательным человеком. Приятного вам общения !


Алла Журавлёва
Психологический тренинг для воспитателей ДОУ «Я - педагог»

Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я - педагог

Цель : Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

Задачи :- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы ;

Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность;

Способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.

Участники психологического тренинга : воспитатели и специалисты ДОУ .

Материал и оборудование :

Магнитофон, записи лёгкой, спокойной и подвижной музыки;

Скрепки, булавки – в достаточном количестве;

Средства создания изображения (фломастеры, карандаши, ручки) ;

Сердечки из бумаги разного цвета для изготовления участниками визитных карточек;

Ход занятия

Представление ведущего. Сообщение о цели и задачах планируемой работы.

1. Правила работы в группе.

Вед : Давайте познакомимся (всем участникам раздаются бумажные сердечки) . Я предлагаю вам написать своё имя, как нравится и хочется, чтобы к вам можно было обратиться и прикрепить его к одежде. (участники пишут и закрепляют сердечко на своей одежде)

2. Приветствие «Смысл моего имени»

Когда сердечки закреплены, всем по очереди предлагается назвать своё имя и рассказать историю его происхождения.

3. Игра «Поменяйтесь местами…»

Вед : Для того, чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть.

Меняются местами, например, те кто :

Работает всю жизнь в одном учреждении;

Любит свою работу;

Любит яблоки;

Работает педагогом более 10 лет ;

Мечтал быть педагогом с детства ;

Кто пришёл в юбке и др.

Таким образом, участники «перетасовываются» .

4. Упражнение «Презентация ДОУ»

Вед : Я предлагаю разделиться на три (3) группы : два детских сада конкурента, и группа родителей. Две группы садятся напротив друг друга, после нескольких минут совещания, они презентуют свой детский сад, рассказывают родителям о качествах и его услугах. Результатом вашей работы должен стать список качеств, которые являются, по-вашему, неотъемлемой характеристикой детского сада.

С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?

Что вы добавляете в этот список?

Итогом групповой дискуссии должен стать список качеств идеального ДОУ, удовлетворяющий всех участников. Выделение трёх наиболее значимых качеств.

5. Упражнение «Волна расслабления»

Под музыку.

Вед : Примите удобную позу, глаза закройте. Представьте, что вдоль вашего тела идёт волна расслабления. Она очень напоминает морскую волну, накатывающую на вас, когда вы сидите на морском берегу. Только морская волна обтекает вас, а волна расслабления проходит прямо сквозь вас. Пропустите через себя несколько волн расслабления, и все мышцы вашего тела ослабнут, станут вялыми и мягкими. Вдохните глубоко, сосчитайте мысленно до 4, выдохните. Ещё раз вдохните – выдохните. Почувствуйте, как ваше тело расслабилось и готово принимать новую энергию.

7. Игра «Подарок»

Вед : А сейчас, я предлагаю игру. Для этого необходимо встать в круг. Каждый участник дарит и получает выдуманный подарок. Например : «Наталья, я хочу подарить вам…» , а далее вы руками изображаете подарок, который передаёте названному участнику. Участник, который получает подарок, принимает его и благодарит. Игра продолжается, пока все не получат и не подарят свои подарки.

8. Игра «Карусель»

Вед : Сейчас каждый из вас выберет себе пару, после чего один из этой пары встанет во внутренний круг карусели другой во внешний, и под веселую музыку карусель оживет. Вы должны будете по окончанию музыки найти быстро свою пару.

10. Упражнение «Прощание»

Вед : Всем, всем до свидания! (Все участники семинара ставят кулачок, на кулачок – получается единый «живой столбик» . Громко говорят отзывы о встрече.

Завершение работы в группе.

Слова благодарности педагога – психолога .