Полубог силен, вакханки, кентавры. Опьянение полубога Силена

Один из самых важных представителей второго поколения олимпийских богов, ДИОНИС , известный у римлян под именем Вакх, иначе Бахус, почитался как бог вина, виноделия и виноградарства. Кроме того, он олицетворял природную энергию, позволявшую созревать плодам, а также благотворное влияние воды на рост всего сущего. Ассоциация данного божества с водой имеет основание в самой мифологии: по преданию, Дионис (то есть, "рожденный дважды") родился непосредственно из бедра Зевса после трагической гибели его матери Семелы (смертная женщина Семела была сожжена молнией, когда по предложению ревнивой супруги Зевса Геры она попросила божественного любовника появиться во всем его блеске).

Рубенс "Юпитер и Семела"


Воспитанием Диониса занялся Гермес, который, в свою очередь, передал его нимфам с горы Нисса. Очевидная интерпретация этого мифа такова: Семела - это почва, иссушенная жгучими лучами летнего солнца, но плод ее утробы, жизненное тепло, ведущее к созреванию, все-таки было сохранено и восстановлено водными нимфами (то есть, облаками, истекающими дождями).

ДИОНИС
(римская копия с греческого оригинала 320 г. до н.э.)

Юношей Дионис рос в диких чащах, научившись разводить виноград и изготавливать вино из забродившего виноградного сока. Увенчанный венками из виноградных листьев и гроздьев, он путешествовал по свету в повозке, влекомой пантерами, за которой шла толпа сатиров - мужчин с хвостами, козлиными копытами и большими ушами животных, а также менад - женщин, предававшихся разнузданным танцам и впадавших в экстаз от близости к Дионису.

Франческо де Мура "Шествие Вакха"

Бог обучал людей виноградарству и виноделию, основывал новые города и учреждал свое почитание в тех местах, где бывал. Он внедрял новый образ жизни и делал ее более приятной, полной шумными празднествами.
Во время одного из путешествий Дионис, в образе кудрявого юноши в пурпурном плаще, плыл на корабле на остров Наксос; внезапно объявились тирренские пираты. Не зная о его божественном происхождении, морские разбойники схватили юношу и повезли его на продажу как раба. Внезапно Дионис открыл свою божественную суть: он остановил судно гирляндами винограда, превратил весла в змей и наслал на людей львов и пантер. Потрясенные зрелищем пираты спрыгнули с палубы корабля, но в воде они превратились в дельфинов.

Дионис и тирренские пираты
(древнеримская фреска)

Продолжая путь к Наксосу, Дионис обнаружил Ариадну, оставленную там Тезеем, и вернулся с ней на Олимп, завершив таким образом миссию по просвещения людей и учреждению своего культа.

Рени Гвидо "Бахус и Ариадна"

Почитаемый как благотворитель человечества, вместе с такими божествами, как Аполлон и Деметра, Дионис, благодаря волшебным свойствам своего вина, приподнимал у людей дух, вдохновляя их на поэзию, песни и на творчество в целом.
Но если умеренное потребление вина в действительности может оказать благоприятное воздействие на смертных, то в иных дионисийских мифах мы видим, что Дионис был способен ввести человеческие умы в разрушительный экстаз. Об этом повествуют истории Ликурга и Пентея.

ИСТОРИЯ ЛИКУРГА

Фракийский царь Ликург, согласно мифу, изгнал из своей страны Диониса и его бесшабашных спутников, когда бог появился во Фракии для установления там собственного культа. Царь даже попытался схватить бога, который сумел укрыться в море вместе с нереидой Фетидой (матерью Ахилла), и заточил в темницу распущенных поклонниц Диониса - менад.

Безумие Ликурга: преследование менад

Бог вина, мстя, поразил Ликурга безумием. Охваченный галлюцинациями, царь зарубил топором собственного сына, расчленил его тело на куски, поранил даже собственную ногу, веря при этом, что уничтожает священное растение Диониса - виноград.

Безумие Ликурга
(античный рисунок на краснофигурной вазе)

Придя в себя, Ликург обнаружил свое страшное преступление; одновременно его край был поражен бесплодием. Оракул объявил, что засуха продлится до тех пор, пока Ликург не будет казнен. Собственные подданные привязали царя к диким коням, разорвавшим несчастного правителя на куски.

Четвертование с помощью коней
(средневековая иллюстрация)

ИСТОРИЯ ПЕНТЕЯ

Пентей, фиванский царь, пытался запретить местным женщинам чествовать Диониса, несмотря на предупреждение прорицателя Тиресия. Правитель его даже заковал, но бог продемонстрировал свою власть, расковав Тиресия и предав сожжению царский дворец. Тогда Пентей укрылся в дупле дерева на горе Китарон для того, чтобы проследить за фиванскими женщинами, распевавшими дионисийские гимны (непосвященным не позволялось видеть обряды).

Ловис Коринт "Вакханалия"

Женщины, войдя в экстаз и обернувшись в менад, выследили царя и, приняв его за животное, которое следует принести в жертву Дионису, растерзали. Сама мать царя, Агава, оторвала голову Пентея, и, веря, что это голова льва, наколола ее на ветку, с триумфом неся страшный фетиш в Фивы. После окончания обрядов Агава и другие женщины, придя в себя, осознали великую власть Диониса, а Агава в отчаянии сбежала из Фив.

МЕНАДЫ

В состав живописного и шумного кортежа, сопровождавшего бога вина во всех его перемещениях, помимо сатиров и бога Пана, входили МЕНАДЫ (иначе фиады или вакханки), разнузданные женщины и типичные персонажи оргиастического культа Диониса.

Менада
(античный рисунок)

Карл Брюллов "Сатир и вакханка"

Бог ПАН
(римская мозаика)

Сатир и менада
(античный рисунок на краснофигурной вазе)

Опьяненные своей близостью к богу (и, конечно, вином, текшим у Диониса рекой), они впадали в такой раж, что были способны растерзать голыми руками животных, жертвуемых божеству.
Первыми менадами, согласно мифам, стали те самые нимфы, что вырастили Диониса, к которым затем присоединились жрицы и другие женщины, участвующие в мистериях посредством плясок и оргий.

Ловис Коринт "Вакханалия"

Античное искусство изображало их одетыми в легкие и прозрачные одеяния, а чаще - почти обнаженными, чуть прикрытыми шкурами коз или пантер, с ветвями плюща и характерными поясами из виноградных лоз. Менады шли за Дионисом гурьбою, неся горящие факелы или тирсы (священные жезлы, увенчанные шишкой и увитые плющом), ритмично пииплясывая под звуки тимпанов, кимвал и флейт, создавая эффект развеселого шествия. Традиции античного искусства были впоследствии унаследованы художниками эпохи Возрождения, для которых античная мифология стала одним из главных источников вдохновения, а также художниками последующих времен.

Сон менады
(античная фреска)

Поль Сезанн "Вакханалия"

Винсент ван Гог "Отдых менад после танца"

Благодарю за внимание.

Сергей Воробьев.

‎ Раз, - юноша пылкий, - в вакханку влюбясь,
‎ Я за город шел с ней в полуденный час;
‎ Тирс, хмелем повитый, ласкал ей плечо;
‎ Вакханка шла с пляски, дыша горячо…
Но не усталость ей грудь волновала,
Глаза были влажны, - улыбка блуждала.


‎ Зефир волосами вакханки играл…
‎ Прохлады ища, я шаги замедлял…
‎ Лес тенью одел нас. Казалось, сама
‎ Вакханка глазами искала холма…
Как вдруг нас подметил сатир и, скачками,
Догнал, и прилег, и пополз за кустами.


‎ В досаде - я к морю, где пели валы
‎ У ската песчаного знойной скалы,-
‎ Там, к солнцу ревнуя, - весь трепет и пыл,-
‎ Я грудь её тенью моей заслонил:
Вдруг вижу, сатир на уступе лесистом
Уселся, - и пыл мой приветствует свистом.


‎ В досаде - я в горы, где мрамор, плющом
‎ Повитый, местами отмечен резцом,-
‎ Пещера была там, и маки цвели…
‎ Вакханка бледнела… уста её жгли…
Глаза её меркли… вдруг, слышу, - затопал
Сатир и, открыв нас, в ладоши захлопал.


‎ «Чем этого бога в восторг я привел?
‎ Нет! полно!» - сказал я, взволнован и зол, -
‎ «Не время нам нежиться! полно шутить,
‎ Убью, если нечем иным отомстить!»
Вакханка меня обхватила руками
И шепчет мне: «пусть он хохочет над нами!»


‎ - «Но эта насмешка мне кровь леденит,
‎ Я камень схвачу, - и он будет убит!».
‎ - «Постой! он задорен, хитер и силен,
‎ Я драки люблю, - но с ним бой неравен,
Пусти! я пойду - и шепну лишь словечко,
Уйдет он, и будет смирен, как овечка.»


‎ И встала нагая вакханка, у ног
‎ Моих покидая измятый венок,
‎ И вышла на солнце. Сатир ее ждал,
‎ Ей, зубы оскалив, лукаво мигал;
Она ему на ухо что-то сказала,
И тирс уронила, и с ним побежала.


‎ Глазам я не верил, как будто во сне…
‎ Я к ней; - но она обернулась ко мне
‎ И, громко смеясь, закричала: «прощай!
‎ Не вынес ты смеха, - теперь догоняй!»
И в гневе, проклятье пославши Зевесу,
Я тирс её поднял и бросился к лесу.


‎ Я видел, как обнял он цепкой рукой
‎ Весёлой изменницы стан молодой,
‎ Как белые ноги вакханки моей
‎ Козлиных прыжков его были резвей,
Как, взвизгнув, она за рога уцепилась,
И вдруг на спине у него очутилась.


‎ И, в брод, там, где в пену свалился утес,
‎ Весь в брызгах, скача, он вакханку понес.
‎ За ними стремглав прибежал я к реке… -
‎ Копыто сатира увязло в песке…
Я тирс в него бросил, - тирс в сучьях повиснул…
Он вверх побежал и, дразня меня, свистнул.


‎ И, с торжеством мне махнувши рукой,
‎ Вакханка исчезла с ним в чаще лесной.
‎ Вернулся мой ум, я как вкопанный стал:
‎ «Спасибо за первый урок!» - закричал…
И крик мой, в лесу повторяемый эхом,
Вдали мне откликнулся бешеным смехом.

Полубог Силен, вакханки, кентавры

Полубог Силен - воспитатель бога Диониса. - Опьянение полубога Силена. - Вакханки (менады) и Вакханалии. - Сатиры - спутники Диониса. - Фавны римской мифологии. - Облик кентавра. - Нравы кентавров. - Мудрый кентавр Хирон. - Геракл и кентавры. - Битва кентавров с лапифами.

Полубог Силен - воспитатель бога Диониса

Полубог Силен, олицетворяющий собой бурдюк (мех для вина), является, естественно, по мифам древней Греции, воспитателем Диониса (Вакха) - бога вина.

В искусстве полубог Силен имеет два совершенно различных типа.

На античных барельефах и гравированных камнях полубогу Силену придавали грубые, тучные формы, как бы для того чтобы контрастнее выделить элегантные формы бога Диониса (Вакха) и изящные, легкие формы спутников Диониса - сатиров и менад. Состояние вечного опьянения, в котором пребывает полубог Силен, требует вечной поддержки. В вакхических праздниках полубог Силен принимает участие сидя верхом на осле, подгибающемся под тяжестью своего дородного седока. Подле Силена всегда идут сатиры, поддерживающие его и не позволяющие ему падать в ту или другую сторону.

Но полубогу Силену, как воспитателю и приемному отцу бога Диониса (Вакха), подобает в некоторых случаях являться в более приличном и достойном виде. Тогда на памятниках античного искусства появляется второй тип Силена: огромный живот полубога исчезает, опьянение пропадает и ему придают стройные, даже благородные формы.

Таким является полубог Силен на прекрасной бронзовой статуе, открытой в Помпеях или Геркулануме. Эта статуя изображает Силена, забавляющего маленького Диониса игрой на кимвалах (медные тарелки).

В Лувре находится статуя Силена, известная под названием «Фавн и дитя». Полубог Силен там изображен в виде старого сатира. Выражение лица полубога благородное, он как бы любуется ребенком Дионисом (Вакхом), которого держит на руках.

Опьянение полубога Силена

Полубог Силен почти всегда в состоянии опьянения, но иногда это - вдохновенное опьянение прорицателя, могущего открыть людям тайну бытия и тайну начала вселенной.

Философ Платон считает полубога Силена эмблемой мудрости, скрытой под отталкивающей наружностью. Римский поэт Вергилий говорит о Силене следующее: «Пастухи и нимфы нашли спящим пьяного Силена, они связали его венками и, разбудив Силена, стали требовать от него вдохновенных песен. Силен запел, и тотчас же вокруг него фавны и все животные принялись вертеться в такт его ритмичных стихов, далее самые старые сильные дубы - и те закивали в такт своими верхушками. Парнас с меньшей радостью прислушивался к звукам лиры Аполлона, а смертные испытывали меньшее наслаждение, слушая мелодичную игру Орфея, потому что Силен пел о том, как в бесконечной пустоте необъятного пространства собирались все начала, все причины сотворения воздуха, земли и воды, и как из этих первых элементов образовались все существа, как, вначале только мягкая глина, шар земной мало-помалу округлился и, став твердым, принудил моря войти в берега.

Силен воспевал землю, пораженную первыми лучами солнца, облака, поднимающиеся в пространстве для того, чтобы с высоты небес вернуться на землю в виде дождя, леса с их колеблющимися вершинами и немногочисленных еще животных, блуждающих по неизвестным горам».

Полубог Силен на всех праздниках является комическим элементом, как бы существующим затем только, чтобы увеселять менад видом своей дородности и опьянения. Комическая фигура Силена встречается очень часто в декоративном искусстве как украшение фонтанов, канделябров и кубков.

Тип Силена встречается также часто в мифологических картинах новейших художников. Рубенс очень любит изображать Силена толстым, с огромным животом, в сопровождении сатиров и нимф, окруженным веселыми улыбающимися амурами.

Вакханки (менады) и Вакханалии

Первые женщины, принимавшие участие в мистериях бога Диониса (Вакха) назывались вакханки , или менады . В переводе с древнегреческого языка последнее слово значит «неистовые, одержимые»; этот же корень - в древнегреческом слове мания . Вакханки-менады были , воспитавшие молодого Диониса.

Вакханки-менады фигурировали на всех памятниках искусства, изображавших праздники в честь Вакха - так называемые Вакханалии .

Античное искусство не делало никакого различия между вакханками и менадами, но древнегреческий драматург Еврипид указывает на то, что по мифологии существовала разница. Вакханки - греческие женщины, удалившиеся на гору Киферон, а менады - азиатские женщины. Менады пришли из Азии в Грецию вместе с богом Дионисом после его похода на Индию.

Как вакханки, так и менады являются обычными спутницами Вакха; ни один праздник, ни одно шествие не обходится без них. Вакханки-менады были почти безумные, исступленные женщины, предававшиеся под влиянием опьянения самым низменным страстям и доходившие впоследствии до всевозможных неистовств, например, до раздирания на куски живых козлят и телят и до пожирания их сырого окровавленного мяса.

В дикой пляске, оглушая и возбуждая себя громкой музыкой тамбуринов, флейт и кимвалов, носились вакханки-менады до тех пор, пока в полном изнеможении не падали на траву и засыпали.

Знаменитый древнегреческий скульптор Скопас, живший в 450 году до Р.X., изваял тип такой неистовой вакханки, послуживший потом прототипом для других статуй. Скопас изобразил свою вакханку в состоянии полного опьянения. Вакханка Скопаса несет дикую козу, которую только что зарезала, и ее распущенные волосы как бы развеваются по воле ветра. О статуе вакханки Скопаса сохранилось много восторженных отзывов античных писателей.

Сатиры - спутники Диониса

Кроме вакханок-менад, свиту бог Диониса (Вакха) составляла еще многочисленная толпа особых божеств греческой мифологии - сатиров и панов, соединявших в себе человеческие и животные формы.

Мифологические сатиры представляли смесь человека с козой, с которой они, впрочем, очень любили забавляться, судя по многим камеям и гравированным камням, на которых изображены сатиры, заигрывающие с козами. Сохранилась очень интересная античная камея «Сатир, заставляющий плясать ребенка».

По античной мифологии, между сатирами и панами существует большое различие. Сатир занимает более высшую ступень в иерархии этих божеств. Сатир более приближается к человеческому типу и отличается веселым, добродушно-лукавым выражением лица, сатир смеется и дразнит панов, которых считает гораздо ниже себя.

Пастухи, употреблявшие вместо одежды козьи шкуры, могли породить в мифологии представление о сатирах. Веселый, остроумный и комический характер, который приписывали сатирам, заставил назвать комические поэмы сатирами, а их авторов - сатириками.

Вся эта толпа, сопровождающая Вакха повсюду, предается пьянству и страстно любит музыку. Сатиры занимаются еще тем, что танцуют, играют на кимвалах, бегают за нимфами и наигрывают им веселые мелодии на флейтах.

Создание мифологического типа сатиров принадлежит исключительно античной скульптуре; это просто фантазия и каприз скульпторов. Никакой философской мысли не лежит в основе мифа о сатирах. У сатиров нет другой миссии, как только забавлять молодого бога Диониса.

Согласно мифам древней Греции, сатиры сопутствовали Вакху в его походе на Индию. Правда, судя по тому, что античные писатели рассказывали об их поведении и наружном виде, сатиры не могли быть особенно пригодными на полях битв. «Эти толпы рогатых сатиров, - говорит древнегреческий поэт Нонн Панополитанский, - пьют полные чаши и напиваются; всегда грозные в драках и свалках, сатиры бегут с поля битвы; львы вдали от сражения, сатиры становятся зайцами в битвах. Ловкие танцоры, они еще ловчее опоражнивают огромные амфоры, наполненные вином. Мало среди сатиров оказалось полководцев, изучивших у военное искусство и умеющих командовать. Многие из сатиров покрыты страшными львиными шкурами; другие вооружены большими палицами; на лбу у них возвышаются рога; редкие волосы едва покрывают остроконечные головы и длинные уши сатиров; хвост, напоминающий лошадиный, развевается у сатиров на спине и обвивает их бедра».

Примитивное искусство изображало мифологических сатиров в смешном или страшном виде, похищающих прекрасных нимф. И до наших дней искусство продолжает изображать старых, безобразных сатиров.

Древнегреческий поэт Гесиод называет сатиров ни к чему не пригодным племенем, но так как они вечно в рощах пляшут, играют и гоняются за прекрасными нимфами, то живописцы и скульпторы находили в обычаях и нравах античных сатиров много интересных сюжетов для своих композиций.

Скульптор Пракситель изваял идеальный тип сатира, который потом встречается повсюду на всех почти памятниках искусства. Сатир Праксителя был бронзовой статуей, пользовавшейся в античности такой славой, что в Афинах ее не называли иначе как «знаменитая».

Находящийся в Лувре «Фавн, играющий на флейте» считается весьма удачным повторением произведения Праксителя. Вообще, знаменитый сатир Праксителя послужил оригиналом для всех последующих статуй. По крайней мере, «Отдыхающий Фавн» в Ватикане, «Танцующий Фавн» во Флоренции и «Фавн, играющий на кимвалах» - все они считаются повторением статуи сатира работы Праксителя.

Фавны римской мифологии

Искусство смешало сатиров с фавнами. Полубоги фавны - римского происхождения, и само это слово - латинское. Полубог Фавн является в произведениях римских писателей цивилизатором, смягчающим нравы кочевников посредством музыки. Фавн - изобретатель пастушьей дудки, потому что и Фавн, как и все примитивные боги древней Италии, был покровителем пастухов.

Современные художники часто и охотно изображали блестящую свиту Вакха. Особенно удачно пользовался этим сюжетом Пуссен в своих мифологических композициях, которые можно встретить почти во всех музеях. Художнику удалось прекрасно передать характер этих вакхических праздников.

Живописец Фрагонар и скульптор Клодион также любили изображать веселых сатиров, нимф и фавнов, внося в свои произведения элегантные формы и живость движения, характеризирующие французское искусство XVIII века.

Подобные мифологические сюжеты не могли не вдохновлять Рубенса, который мог в картинах на эту тему выказать весь свой мастерской колорит и свое уменье передавать движения, так что во многих музеях можно видеть обширные композиции этого художника, изображающие вакханок, пляшущих сатиров, нимф, захваченных врасплох сатирами, и прочее.

В Брюссельском музее находится знаменитая «Вакханалия» Журдена.

Изображение вакханок встречается в античном искусстве чаще всего на саркофагах, барельефах и вазах; из них самая знаменитая ваза находится на вилле Боргезе.

Облик кентавра

Мифы древней Греции в русской поэзии: стихотворение Андрея Белого «Игры кентавров» (1903 г.) с упоминанием кентаврихи , т. е. кентаврессы.

Андрей Белый

ИГРЫ КЕНТАВРОВ

Кентавр бородатый,

мохнатый

на страже

у леса стоит.

С дубиной тяжелой

от зависти вражей

жену и детей сторожит.

В пещере кентавриха кормит ребенка

пьянящим

своим молоком.

Шутливо трубят молодые кентавры над звонко

Вскочивши один на другого,

копытами стиснувши спину,

кусают друг друга, заржав.

Согретые жаром тепла золотого,

другие глядят на картину,

а третьи валяются ноги задрав.

Тревожно зафыркал старик, дубиной корнистой

взмахнув.

В лес пасмурно-мглистый

умчался, хвостом поседевшим вильнув.

И вмиг присмирели кентавры, оставив затеи,

и скопом,

испуганно вытянув шеи,

к пещере помчались галопом.

Горцы Фессалии были уже прекрасными наездниками в эпоху пеласгов, когда верховая езда была почти неизвестна в остальной Греции. Древние греки принимали конных фессалийцев за каких-то страшных чудовищ, и так как эти горцы любили вино, то мифы древней Греции поспешили их причислить к свите бога Диониса (Вакха) под названием кентавров.

Примитивное искусство изображало кентавра в виде мужчины, у которого задняя часть туловища, ноги и хвост - лошадиные. Позднее этот грубый тип кентавра был заменен другим: на лошадиное туловище был посажен человеческий торс и голова.

«Кентавр», находящийся на вилле Боргезе, считается самым лучшим изображением этих мифических существ.

Нравы кентавров

По античным описаниям, кентавры были грубые, почти животные существа, предававшиеся пьянству и низменным страстям. Кентавры питались сырым мясом. Обычным оружием кентавров были тяжелые палицы и огромные куски скал, которые они с ужасающей силой сбрасывали на неприятеля.

Кентавры являются как бы олицетворением грубых варваров, противников греческой цивилизации и развития, побежденных впоследствии знаменитыми героями греческой мифологии. В обществе Вакха нравы кентавров смягчаются и дикость их заменяется под его влиянием смирением и покорностью. Кентавры покорно идут перед колесницей Вакха, трубят в рога играют на лире, вместе с сатирами, вакханками, фавнами и другими. Иногда же кентавры везут колесницу Вакха и Ариадны.

Существует много изображений кентавров, но весьма мало изображений женщин-кентавров (кентавресс). Кентаврессы попадаются лишь изредка на саркофагах и гравированных камнях. Головы кентавресс и часть женского туловища напоминают нимф по красоте и стройности форм.

Из живописных произведений древнего периода писатели упоминают о картине живописца Ктесилоха «Женщина-кентавр, кормящая своих детей»; сохранился также в Пио-Клементинском музее барельеф, на котором изображены прекрасные по формам «Женщины-кентавры, отгоняющие сатиров».

В наши дни живописцы Арнольд Бёклин и Франц фон Штук очень часто изображают кентавресс в своих картинах.

Мудрый кентавр Хирон

Кентавры упоминаются очень часто в античной мифологии, они были всем хорошо известны за дикость и грубость нравов, так что тогда слово «кентавр» являлось как бы синонимом зверства и жестокости. Один только кентавр - мудрый Хирон - представляет исключение.

Кентавр Хирон сумел победить свои животные инстинкты и почти сравнялся по своим качествам с людьми. Кентавр Хирон был музыкант, гимнаст, хороший стрелок, прорицатель и искусный врач. Хирону было поручено воспитание многих знаменитых героев мифологии, как-то: Ахилла, Амфиарая и других.

Геракл и кентавры

Когда Геракл отправился на поиски , он встретил кентавра Фола (Φόλος), который оказал Гераклу гостеприимство. Желая угостить Геракла вином, кентавр Фол повел его к бочке, подаренной Фолу Вакхом.

Лишь только запах вина распространился в воздухе, целая толпа кентавров прибежала отовсюду и, собравшись перед пещерой, служившей жилищем Фолу, стала с громкими криками требовать себе вина.

Геракл вступил с кентаврами в бой и убил многих из них; эта битва очень часто изображалась античными художниками.

Из новейших произведений известна прекрасная по компоновке и движению картина Лебрена на этот мифологический сюжет.

Битва кентавров с лапифами

Миф о войне афинян с кентаврами, причиной которой было похищение Гипподамии, также послужил сюжетом для многих художественных произведений.

Герой мифологии Пирифой позвал на свою свадьбу с Гипподамией, дочерью лапифа Атракса, героя Тесея и афинян. Пирифой пригласил и кентавров, думая, что вид их позабавит остальных гостей.

Но как только кентавры начали пьянеть от действия винных паров, они позабыли всякое приличие. Один из кентавров, Евритион, схватил за волосы Гипподамию и хотел ее похитить. Примеру Евритиона последовали другие кентавры, стараясь захватить тех женщин, которые им пришлись по вкусу. Но Тесей отнял у Евритиона Гипподамию; тогда кентавр кинулся на него, но был убит Тесеем. Другие же кентавры, видя умирающего собрата, пришли в ярость и принялись кидать в противников все, что им попадало под руки. Тогда возгорелся бой между лапифами и кентаврами, продолжавшийся до тех пор, пока кентавры не были перебиты.

Битва кентавров с лапифами изображена на многих барельефах и на Парфенонском храме.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.