Полимерная глина техника. Полимерная глина: изготовление в домашних условиях, состав, техника работы, изделия. Фото лепки из полимерной глины

Что в переводе с английского означает – рукоделие, или своими руками. Это понятно, так как при нынешнем изобилии, купленным в магазине никого не удивишь, а украшения или аксессуары ручной работы имеют особую энергетику, хранят тепло человеческих рук и частичку души мастера. Эти качества, особенно дороги женскому сердцу, ведь никто из нас не хочет носить те же украшения, что и большинство знакомых или коллег, каждая хочет подчеркнуть свою индивидуальность и неповторимость. Но не только желание выделиться из серой толпы толкает нас на творчество, ведь творить – это удивительный процесс, в котором ты отдаешь материалу свою идею, свою фантазию и наконец, мечту. Выбор товаров для творчества на сегодня огромен, и каждый может заняться тем, что ему больше по душе. Лично я, взяв как-то в руки полимерную глину, не смогла с ней расстаться, о ней и хочу рассказать читателям МирСоветов.

Состав и свойства полимерной глины

Полимерная глина (или как ее чаще называют – пластика) материал, предназначенный для изготовления небольших по размеру изделий и по своим свойствам напоминающий пластилин, состоит из пвх-основы (поливинилхлорид) с добавлением жидких пластификаторов и пигмента. Под воздействием температуры пластификаторы полностью впитываются в основу, и материал становится твердым, утрачивая свою пластичность и способность к деформации. Таким образом, мы получаем готовое изделие, которое можно раскрашивать красками, сверлить, шлифовать, приклеивать к чему-либо или между собой. При запекании полимерной глины, а в домашних условиях это обычная духовка, следует ориентироваться на инструкции производителя (чаще всего температура от 100 до 130°C). Благодаря добавлению пигментов в состав материала пластика имеет широкий выбор цветов, а также бывает с добавлением блесток и слюды, полупрозрачная, с эффектом «металлик», имитацией камня и даже люминесцентная (светящаяся в темноте).
Отдельно можно сказать о жидкой полимерной глине, она выглядит как прозрачный гель и затвердевает под воздействием температуры, как и обычный пластик, ее можно смешивать с красками или чернилами, использовать как клеящий состав, а также как средство для перевода изображения на материал.

Выбор материала

В настоящее время производителей и видов полимерной глины великое множество, я расскажу читателям МирСoветов о тех марках, которые пользуются в России наибольшей популярностью и спросом.
Купить полимерную глину можно в художественных и канцелярских магазинах. Или же оформить заказ через интернет-магазин, при этом следует помнить, что заказанный товар придется подождать, а при получении оплачивать доставку из своего кармана. При выборе цветов учтите, что вам нужна самая основная гамма, любого оттенка можно добиться при помощи смешивания, так смешав пластику красного и белого цвета вы получите розовый. Вне зависимости от того, что вы будете лепить, готовое изделие лучше всего покрывать специальным лаком для полимерной глины, так оно будет выглядеть более привлекательно и дольше прослужит.

Инструменты

Говоря об инструментах, сразу стоит отметить, что минимальный набор предусматривает всего несколько позиций, но он может увеличиться в разы, все зависит от степени вашего увлечения и толщины кошелька. Привожу список самых необходимых инструментов для работы:
  • рабочая поверхность – может быть стеклянной, керамической или пластмассовой, главное чтобы она была гладкой, ровной и легко очищалась. Некоторые используют в качестве рабочей поверхности обычный лист бумаги, на нем же можно запекать изделие, а после использования выбросить;
  • лезвие или нож понадобится для того чтобы резать пластику в процессе работы, для этой цели подойдет острый кухонный или канцелярский нож;
  • игла или зубочистка пригодится для того чтобы проделывать отверстия, наносить фактуру и работать с очень мелкими деталями;
  • скалка или ролик необходимы, когда нужно раскатать полимерную глину на рабочей поверхности до желаемой толщины, в качестве этого инструмента можно использовать пустой баллончик от лака для волос или дезодоранта;
  • наждачная бумага – нужна для полировки и шлифовки готового изделия.
Если вы серьезно увлеклись , то возможно стоит задуматься о приобретении профессиональных инструментов, таких как паста-машина, экструдер, каттеры и формы для литья, они значительно упростят творческий процесс и сделают его более увлекательным и разнообразным.

Техники работы с пластикой

В этом разделе я расскажу читателям МиpСоветов о самых основных и популярных техниках работы с полимерной глиной:

Техника безопасности

На сегодняшний день полимерная глина – это популярный и доступный материал, но производители не утруждают себя написанием правил безопасности на упаковках. Поэтому для уверенности, что вы не нанесете вреда своему здоровью, и здоровью своей семьи ознакомьтесь с этими правилами здесь.
  1. Помните, что в состав пластика входят химические вещества, которые при попадании в организм могут вызвать отравление. Поэтому не употребляйте пищу в процессе работы, тщательно мойте руки после ее завершения и держите подальше от маленьких детей и животных.
  2. Инструменты и посуда, которую вы использовали при работе с полимерной глиной, нельзя использовать для хранения и приготовления продуктов питания.
  3. Очень внимательно следите за температурой при которой запекается изделие, она не должна превышать ту которая указана производителем на упаковке, так как при этом пластик выделяет токсичный газ со специфическим запахом.
  4. Если температура все же была превышена, и вы почувствовали запах, немедленно выключите духовку и проветрите помещение.



Полимерная глина, она же пластика или холодный фарфор, широко применяется в малых формах декоративного искусства. Что творят из нее мастера, не поддается описанию; на рис. лишь отдельные примеры. И все это делается дома, на столе, в свободную минуту, людьми, не бывшими учениками Микельанджело или Челлини. Техника работы с пластикой доступна для начинающих и позволяет добиваться выдающихся, даже феноменальных, результатов буквально любому, сырье недорого, а готовые изделия из нее достаточно прочны и долговечны.

Любителями, уделяющими пластике свободное время, более используется полимерная глина, приготовленная своими руками. Дело в том, что срок хранения самотвердеющей полимерной глины ограничен. Во вскрытой и обратно закупоренной оригинальной упаковке качество массы непрерывно ухудшается и она приходит в негодность задолго до его истечения. Если в очередную задумку нужно чуточку, скажем, желтого, то покупать целую тубу, баночку или пакет нет смысла: когда дойдут руки до следующей вещицы, материал может уже подпортиться.

Примечание: если же вы изготовляете предметы из пластики регулярно, на продажу или для себя, то лучше пользоваться покупным сырьем. Особенно, когда требуется получить нежные цвета и тонкие их переходы. См., напр., мастер класс по работе с пластикой в технике «Акварель»:

Видео: мастер-класс по работе с полимерной глиной


Пластика или фарфор?

Собственно говоря, холодный фарфор и пластика – материалы разные. Первый это т. наз. термореактивная полимерная глина (брусковая пластика), требующая термообработки (запекания в духовке) отформованных изделий. Приготовляется она в промышленных условиях. Срок годности материала – годы и годы, а готовых предметов практически неограничен. У автора этих строк пока не вполне израсходован запас брусковой пластики еще советского производства 80-х. В дело она пригодна до сих пор.

Изделия из термореактивной пластики прочны, как поликарбонат или карболит, выдерживают механическую обработку, покраску, лакировку. Термостойкость после запекания – до 180 градусов, не гигроскопична. Но мять ее трудно, нужно сочетать лепку с резьбой. Тонких цветовых переходов добиться нельзя. В общем, это материал для изготовления подставок светильников, лицевых панелей корпусов каких-то небольших самодельных установок, рукояток к ним, моделей летательных аппаратов и т.п.

Вещицам изящным и красивым более уделяют внимания, разумеется, мастерицы. Вот для дамских пальчиков другая разновидность полимерной глины – самозатвердевающая, или просто мягкая – создана как нарочно, то того она чутка и податлива. Мягкая пластика позволяет имитировать даже такие камни, как каррарский мрамор, агат, орские яшмы (в т.ч. пейзажные) и нефрит. Дополнительной обработки, кроме сушки не на прямом свету при температуре 15-25 градусов, не требуется. Термостойкость просохшей – до 90 градусов.

От регулярного смачивания или пребывания в атмосфере с влажностью более 85% предметы из мягкой пластики быстро, за 3-9 мес., портятся. Защита – акриловые краски и лаки на водной основе. Красить и лакировать можно только полностью просохшие изделия, см. далее. Нательные украшения покрывать акриловым лаком нужно в 2 слоя ; жиропот – первейший враг мягкой пластики.

Срок годности изделий из самотвердеющей пластики, носимых на теле – до 5 лет; такой же стационарных, периодически освещаемых прямыми солнечными лучами через стекло, а в притененном помещении – до 12-15 лет. Поделки из самозатвердевающей полимерной глины прочны примерно как ПВХ с наполнителем. Гамма цветов – богатейшая, и очень плавные градиенты цвета получаются без каких-либо сложностей, см. далее.

Примечание: в процессе механической обработки самотвердеющая полимерная глина склонна к выкрашиванию и растрескиванию, поэтому формовать изделия из нее желательно сразу с отверстиями и пр., см. далее о бусах.

О лепнине на мебели

Тот и другой виды пластики хорошо годятся для оформления самодельной или покупной мебели в домашних условиях, см. рис: декоративные элементы из них прочно приклеиваются к дереву ПВА, а любому другому твердому материалу, включая стекло – акриловым клеем. Защита от выгорания на прямом свету – 3-4 слоя обычного акрилового лака или 1-2 слоя специального защитного от УФ (ультрафиолета), т. наз. анти-UV или просто UV-лака. Последний обеспечивает защиту от выцветания в комнате с большим южным окном лет на 10 и более.

Применение пластики для декора мелкой мебели – шкафчиков, тумбочек, полочек, вешалок, ключниц и т.п. – общеизвестно. Но с не меньшим успехом, только в большим трудом из самотвердеющей пластики можно делать большую лепнину, выводя ее частями по проволочному каркасу (если ажурная) или деревянной основе. Напр., нижний ряд фото на рис. – изголовья кроватей. Крайняя справа – в спальне Жанны Фриске, она сама когда-то это фото выложила. А чем хуже остальные, вылепленные потихоньку-полегоньку, но при многократно меньших затратах?

Материал

Переходим к тому, как сделать полимерную глину самостоятельно дома. Тонкой и богатой цветовой гаммы сразу не получим, но для освоения техники пластики самодельная исходная масса вполне пригодна. Ее долговечность и потребительские качества при аккуратном приготовлении не уступят покупной. Исходная масса состоит из наполнителя – крахмала – связующего (клея ПВА), и пластификатора/стабилизатора на основе глубоко рафинированного растительного масла. Для окрашивания в нее добавляются пигменты или готовое изделие красится поверху.

Примечание: состав пластификатора-стабилизатора для разных видов крахмала различен, см. далее.

Ингредиенты

Прежде всего – масло, преимущественно от него зависит качество пластики. Раффинаж масла должен быть полным, т.е. – никаких следов желтизны, прозрачное и бесцветное. «Желтенькие» компоненты даже на слабом рассеянном свету со временем битуминизируются, деталь посереет, как древесина на улице, и начнет крошиться. Поэтому для приготовления пластики нужно использовать детские или косметические масла; предпочтительно – на основе масла какао.

Следующее – крахмал. У растительного крахмала различного происхождения размеры, форма и структура зерен разнятся. Для пластики годится крахмал кукурузный или картофельный. Из первого (точнее, из пластики на его основе) лучше получаются мелкие изделия, напр. бижутерия. Он дает массу более зернистую на изломе по высыхании, но и более стойкую к химическим воздействиям. Изделия побольше из самодельной пластики на кукурузном крахмале при сушке могут дать трещины или пойти морщинами.

Микроструктура картофельного крахмала тоньше, поэтому и сохнет пластика на нем равномернее. Прочность пластики «на картошке» на скол меньше, поэтому из нее предпочтительнее делать фигурки достаточно большой величины, размером где-то от детского кулачка. Барельефы и лепнина также лучше получаются из пластики на картофельном крахмале: он при лепке податливее, тонкие детали выводить легче. Также и цветовые переходы в «картофельной» пластике выходят плавнее, более размытыми.

Наконец – клей. Он подойдет, если флакон/банка до того ни разу не открывались. Если упаковка ранее хоть чуть-чуть «глотнула воздуха», то масса или не створожится и/или не вымесится как надлежит (см. далее), или при сушке проявятся дефекты. Игрушки и галантерею желательно делать из пластики на ПВА для дерева (продается в строительных магазинах), а для безделушек или лепнины (кроме как на изголовье кровати) пойдет канцелярский ПВА.

Приготовление

Рецепты и способы приготовления пластики различны в зависимости от вида крахмала. «Картофельная» пластика делается из таких компонент:

  • Крахмал (разумеется, картофельный) – 100 г.
  • Клей ПВА – 100 мл.
  • Детское или косметическое масло – 2 полных чайных ложки.
  • Жирный бесцветный косметический крем – 1 полная чайная ложка без верха.

Пошаговая инструкция по приготовлению полимерной глины на картофельном крахмале осуществляется следующим образом:

Примечание: окрашивание пластики в массе, если нужно, производится непосредственно перед употреблением, см. далее.

«Кукурузную» пластику можно готовить так же, но более качественной она получается при прогреве сразу по всему объему. Для этого нужна микроволновка, а рецептура и технология упрощаются:

  1. Готовят подстилку из многократно простиранной (чистой старой) х/б ткани, сложенной в 4-5 слоев;
  2. Смазывают руки нежирным косметическим кремом, но только на натуральной основе, без силикона;
  3. В термостойкой стеклянной миске (которые специально для микроволновок) смешивают крахмал (100 г) и ПВА (100 мл). Клей наливают в миску и вводят крахмал при непрерывном помешивании;
  4. Не прекращая месить, вводят 2 ст. ложки осветлителя – лимонного сока. Несколько хуже будет лимонная кислота на кончике ножа или 1/4 чайной ложки пищевой соды;
  5. Выставляют на микроволновке максимальный нагрев (без гриля!), время – 30 с. Если такого нет на шкале, печку нужно будет выключать вручную;
  6. Ставят посуду с массой в печь, включают нагрев;
  7. Через указанные полминуты вынимают, массу быстро, не давая остыть, но тщательно перемешивают;
  8. Снова греют в микроволновой печи 30 с, вынимают;
  9. Снимают и удаляют корочку;
  10. Массу выкладывают на подстилку и прокатывают в толстенькую колбаску, пока избыток воды не впитается в ткань;
  11. По остывании примерно до 40-42 градусов (рукам горячо, но не жжется) смазывают «колбасу» вазелином или ланолином;
  12. Упаковка в пластик, дозревание и хранение – как в пред. случае.

Осветление лимонным соком (тоже, кстати, осветленным медицинским или для детского питания) при использовании крахмала высшего качества и конторского ПВА позволяет получить поверхность изделия слегка просвечивающую, как нефрит. Лимонная кислота и сода такого эффекта не дают.

Примечание: для первых блинов из пластики, которые комом будут, возможно приготовить полимерную глину без варки, см. видео ниже. Употреблять ее нужно немедленно по приготовлении. Изделия из нее прочными и долговечными не будут, но механические свойства свежей те же, учиться лепить можно.

Видео: изготовление холодного фарфора своими руками без варки


Краски, лаки, дырки

Из вопросов собственно приготовления пластики осталось решить, как ее красить и лакировать. Еще – об отверстиях в бусах, т.к. сверлить готовые бусины нельзя, дырочка получится внутри рваной и нитка в ней быстро протрется.

Красители

Пигменты вводятся в пластику непосредственно перед употреблением: массу раскатывают в тонкий пласт, присыпают красящим порошком, сворачивают в рулон и разминают, прокатывая между ладонями, пока краситель не разойдется полностью или насколько нужно. Для окрашивания пластики с массе пригодны цветные молотые пищевые продукты (напр. какао и кофе), пищевые красители и краски для грима. Недостаток всех их – высокая стоимость. Особенно он сказывается в больших изделиях. В таком случае их можно красить поверху акриловой краской, но ее слой истираем. Можно также вводить тонко молотые сухие акварельные или гуашевые краски, но в продажу нужные фракции не поступают. Здесь возможны 3 выхода из положения:

  • Истолочь в ступке и распушить – краски мало, маеты много.
  • Смолоть на электрической кофемолке – для кофе и каждого следующего колера придется покупать новую.
  • Размолоть на самодельной шаровой мельнице из обрезка трубы и шариков от подшипника – придется привлекать кого-то, кого больше тянет не на гламур, а к слесарному верстаку.

Отверстия

Самодельные бусы из пластики – на рис. Об узорах немного поговорим далее, а пока присмотритесь: в таких дырочках нитка не протрется. Как их проделать? Нужно знать, что скорость высыхания пластики – ок. 2 мм/сутки. Т.е., корочка толщиной 0,25-0,35 мм образуется прим. за 3-4 часа. Корочка такой толщины будет уже достаточно прочной, но еще эластичной. Вот из нее и нужно сформировать кратеры отверстий, а уж затем досушить детали, сколько нужно. Довольно долго; шарик из пластик диаметром 10 см, т.е. радиусом 50 мм, при 20 градусах полностью сохнет 25 суток, чуть ли не месяц.

Примечание: на всякий случай напомним – сушить пластику на прямом свету или при температуре выше 25 градусов нельзя, потрескается. Ниже 15 градусов тоже нельзя, получится хрупкой и крошащейся.

Сверлим бусы из полимерной глины следующим образом:

  1. Лунки с округлыми краями формируем кончиком зубочистки, не протыкая корочки;
  2. Набираем в медицинский шприц глицерин и выпускаем его обратно;
  3. Снимаем иглу и проходим ею отверстие, непрерывно ее вращая;
  4. Сверление ведем попеременно с 2-х сторон до сбойки посередине;
  5. Керн (столбик) вязкой пластики из иглы выдавливаем тонкой, впритирку по внутри, жесткой проволочкой;
  6. для следующей бусины повторяем пп. 2-5.

Примечание: как просто руками на доске сделать из пластики ровные бусины, см. сюжет ниже.

Видео: ровные бусины из полимерной глины своими руками

Соль и лак

Нередко поверхность изделий из пластики требуется шероховатая, напр., чтобы цветы и листья из нее выглядели натуральнее, как на рис. справа. Также шероховатость поверхности, но более мелкая, нужна под лакировку бижутерии, чтобы лак держался. Того и другого добиваются т. наз. соляной техникой, см. рис. ниже. Изделие подсушивают, как описано выше, обваливают в кухонной соли (она удобна хорошей растворимостью в воде и тем, что выпускается разного помола), затем выдерживают в воде, пока соль не растворится. Если делаются бусы, отверстия в них сверлят тут же, а прочие изделия досушивают, как надо.

Немного об искусстве

Статья эта вообще-то технологическая, но художественная лепка из пластики непосредственно прилегает к производственному циклу, т.к. начинается сразу же по объемном окрашивании и даже сливается с ним. Поэтому нельзя не сказать несколько слов о том, как из пластики лепить.

Простейшая техника – слоеная, или слойка. В ней абсолютно никаких сложностей, см. рис. ниже. Слои могут быть прямыми ровными, косыми, выклинивающимися и вообще хаотичными. Но – немного умения, фантазии, и можно делать штучки, которые проголодавшимся гостям без предупреждения можно показывать разве что 1 апреля, и то не всяким, см. след. справа. Впрочем, в этот день можно показаться и самой, в колье из таких пирожных и в новом праздничном платье. Надеюсь, понимаете – шутка.

Развитие слойки – слоистые палочки, или круглая слойка. Этих 2-х техник достаточно, чтобы сделать почти все, что показано на рис. в начале и еще многое другое. Напр., очень популярные дольки цитрусовых, см. след рис. Цветовой переход на поз. 2 получают, вставив клин дополнительного цвета в надрез на колбаске основного. Затем колбаску долго и энергично, но не зажимая сильно, прокатывают между ладонями. От тепла рук, если пластика мягкая, цвета разойдутся друг в друга. Таким же способом избавляются от полостей на поз. 6 и 7.

То, что показано на рис. справа, делается таким же способом, но требует уже гораздо большего мастерства. Называется – техника внутреннего контура. По ней делают заготовки под поверхностную окраску; каждый предмет выходит единственно-неповторимым.

Почти 90 лет назад в Германии была создан прекрасный материал для лепки. Изначально из него планировали делать кукольные головы, но скульптурная масса позволяла передавать тонкие детали лиц, поразительно имитировала различные текстуры поверхности, становилась крепкой после обработки.

Кукольные лица не выгорали, оставались милыми надолго. Так появилась чудесная пластичная масса, которую так полюбили мастерицы и рукодельницы.

Что такое полимерная глина?

Масса для лепки со специфическим запахом, внешне напоминает пластилин. Содержит пластификаторы, которые придают пластичность заготовкам, и облегчают создание необходимой первоначальной формы.

Во время нагрева эти химические добавки улетучиваются. Полимеризация изделий из такой глины необратима, масса затвердевает настолько, что в дальнейшем не меняет свою форму.


Для чего используется полимерная глина?

Простоту работы с такой глиной и доступность технологий её обработки используют мастера декоративно-прикладного искусства и дизайнеры малых форм. Продажа красивых изделий из глины ручной работы стала источником доходов.

Полимерная глина применяется для изготовления:

  • женских украшений, бижутерии;
  • сувениров
  • малоразмерных предметов интерьера;
  • ёлочных игрушек;
  • авторских кукол.

Сделать красивые изделия может не только профессиональный дизайнер или скульптор, превратить любимую кружку в неповторимый и уникальный арт-объект поможет эта статья. Достаточно посмотреть мастер класс по лепке глиной своими руками, и сделать украшение в виде аппликации на стенку кружки.

Типы глины

В составе полимерных масс для лепки встречаются разные пластификаторы, но все они требуют нагрева для полимеризации. Иногда полимерной глиной называют пластические самозатвердевающие массы, которые не требуют нагревания для закрепления формы.

Полимерная глина продается в различной по весу расфасовке и цветовой гамме. Производители выпускают эти поделочные массы с разными свойствами: цветными, прозрачными, блестящими, матовыми и другими эффектами. Все эти свойства маркируются на упаковке глины, так же как и срок хранения.

Важно: Если срок хранения глины подходит к концу, откажитесь от такой покупки. Масса может при подготовительном размятии рассыпаться, ничего из нее сделать не удастся.

Инструменты

Инструмент для лепки продается в магазинах для творчества и рукоделия, расположен на полках рядом с полимерной глиной. Новичкам не обязательно что-то срезу же покупать, можно обойтись подручными средствами.

Прежде чем приступить к созданию собственного шедевра, надо подготовиться. Для полноценной работы понадобятся:

  • рабочая поверхность, можно взять керамическую плитку или стекло;
  • ПВА клей, который пригодится для склеивания деталей;
  • острые ножи, можно канцелярские резаки;
  • наждачные листы для обработки неровностей;
  • кусок замши для полировки;
  • зубочистки для помощи в создании эффектов;
  • скалка для раскатывания массы в плоский лист, лучше взять стеклянную бутылку.


Формочки-каттеры для вырезания можно заменить на пробки от пластиковых бутылок, это будут самые простые шаблоны фигурок для начинающих.

Способы лепки и фактурирования поверхности

Перед началом лепки массу надо размять в руках, слегка согреть ее, аналогично пластилину. Одноцветные работы требуют лишь проверки однородности массы при создании деталей изделия, например, при изготовлении авторских кукол.

В многоцветных работах, как при изготовлении бусин или мелких сувениров, используют разные техники. Новичкам можно посоветовать техники, которые покажут как научиться лепить полимерной глиной:

  • плавный переход, самая простая и распространенная техника, когда берутся два бруска и разминаются одновременно, после формуются нужные детальки;
  • сапе, при которой накладываются друг на друга слои разного цвета, потом аккуратно скатываются в рулетик, детали нарезаются поперёк.

Остальные техники, такие как филигрань, калейлоскоп, соль можно освоить в последствии.

Обратите внимание!

Закрепление формы деталей

Полимеризация требует соблюдения условий производителя глины. Важно следовать инструкциям, не нарушать показатели температуры запекания, которые обозначены на упаковке. Недогревшиеся изделия не сохранят форму, перегревшиеся – потеряют цвет, станут темными.

Плоские детали запекаются на керамической плитке в духовке. Мелкие детали типа бусинок накалывают зубочистками на шар из фольги. Остывать запеченные детали должны постепенно, в естественных условиях.

Соединение деталей

Иногда, при сложных техниках выполнения изделий, детали склеиваются между собой сразу после обжига. Для этого используют клей ПВА, наносить его надо точечно, так детали точнее подгоняются друг к другу.

Конечная обработка поверхности

Перед тем, как покрыть полимеризованное изделие специальным лаком, поверхность зачищают от неровностей наждачной бумагой и, при необходимости полируют замшей.

Окончательный вид рукотворным шедеврам придает лакирование, что видно на фото лепнины из полимерной глины. Матовые и глянцевые лаки выбирают по замыслу поделки. Производители полимерной глины делают и собственные лаки, наиболее выигрышно подходящие по химическому составу.

Обратите внимание!

Наносят лак послойно двумя способами:

  • Кисточкой, покрывая изделие привычным образом.
  • Окуная сразу все изделие в лак. Для этого его надо закрепить, например, на зубочистке, окунуть в раствор и поворачивать в нем. Потом вынуть, зубочистку воткнуть в пенопласт, дать излишкам лака стечь.

Идеи и инструкции для лепки из глины принесут радость творчества, только при соблюдении правил техники безопасности. Следует помнить, что в обычных условиях полимерная глина не токсична. Но процесс полимеризации сопровождается выделением из-за нагрева вредных летучих соединений.

Важно: При обжиге изделий обеспечить проветриваемость помещения, в котором идёт запекание полимерной глины.

Фото лепки из полимерной глины

Обратите внимание!

Сегодня термопластика – весьма популярный материал в мире рукоделия. Лепка из полимерной глины применяется для изготовления украшений и небольших сувениров.
Предлагаем в нынешней статье рассмотреть несколько самых распространенных техник лепки из термоплоастики, основанных на использовании двух и более цветов.

1. Техника создания плавного перехода цвета. Настоящая техника достигается путем смешивания в разных пропорциях двух или нескольких цветов глины.

Так называемая, акварельная техника дает возможность добиться особенно плавного перехода цвета. При лепке из термопластика, к примеру, бусин в этой технике необходимо раскатать три листа разных цветов. Эти листы следует наложить друг на друга и слегка прикатать. Когда пластика полностью остынет, нарвите ее на небольшие кусочки и облепите кусочками заготовки бусин.

2. Техника лепки цветов.

3. Четырёхугольник с полосатым узором.

4. При работе с пластикой в технике филигрань на заготовку наклеивают мельчайшие кусочки глины, которые и образуют ажурный узор. Вам потребуются много терпения и аккуратности, дабы создать нужный узор.

5. Ромб из треугольников.

6. Выдавливание из шприца.

7. Колбасная техника также может встречаться под названиями трость, millefiori, сane, колбаса. Из кусочков выложенных слоями в разных сочетаниях пластики скатывается рулет, при разрезании которого на срезе получается составленный из разных элементов рисунок. При некоторой сноровке, используя настоящую технику, можно получить довольно-таки сложные узоры из большого количества элементов.

8. Техника калейдоскоп на колбасную технику — готовому рулету из пластики путем прижимания придается различная геометрическая форма.

Работу с полимерной глиной надо правильно организовать. В первую очередь подготовьте рабочее место. Оно должно быть хорошо и равномерно освещено. Положите на стол рабочую поверхность (это могут быть разные материалы, но самый удачный - стекло, поскольку к нему глина не будет прилипать, стекло легко содержать в чистоте) и все необходимое, чтобы материалы и инструменты были под рукой.

Если вы только учитесь обращаться с пластикой и испытываете трудности с изготовлением изделий, то лучше сначала нарисовать их на бумаге, т. е. сделать эскиз, - так проще исправить обнаруженные недочеты и не придется портить материал. Если вы уверены в своих силах, то переходите к следующему этапу.

Прежде чем приступить к реализации своего замысла, глину необходимо размять, чтобы придать ей пластичность и превратить холодную массу в податливый мягкий материал. Глина хорошо нагревается от теплоты рук, поэтому никогда не пренебрегайте этой работой и не жалейте на нее времени. Помимо того, что глина станет эластичной, из нее будет удален воздух, пузырьки которого при обжиге проявятся на поверхности изделия в виде некрасивых бугров.

2


Для начала возьмите небольшой кусочек и постепенно добавляйте к нему новые. При таком методе работы вы избежите вышеперечисленных неудобств.

Правила смешивания цветов.

Несмотря на то, что цветовая палитра полимерной глины может быть очень разнообразной, все равно возникает необходимость получить новый цвет или оттенок. Поэтому надо уметь правильно смешивать цвета.

3


Смешивайте глину любых цветов (в том числе и разных производителей), но соблюдайте
пропорции.

Достаточно 3-5 минут, чтобы два цвета полностью перемешались.

Прежде чем соединять весь имеющийся материал, делайте пробники.

Помните о том, что темные цвета могут подавлять светлые.

Если не перемешивать глину разного цвета до однородного состояния, можно получить мраморную пластику.

Бывает, что нужна глина определенного цвета, но ее нет под рукой. Чтобы получить желаемый цвет, можно воспользоваться таблицей смешивания цветов.

Добавляя в любой цвет белую пластику, вы получите желаемый оттенок. Он будет тем светлее, чем больше белой глины.

Хитрости и тонкости обращения с пластикой.

Чтобы не пришлось бороться со следами от пальцев на изделии, можно надеть резиновые перчатки. Если отпечатки пальцев все же остались на поверхности, иногда достаточно смочить пальцы и смазать их. Можно воспользоваться другим способом: закончить изделие, обжечь его и обработать наждачной бумагой. Однако бумага оставляет после себя бороздки, в которые попадают мельчайшая крошка и пыль, делающие их еще более явными.

Чтобы избавиться от таких дефектов, надо вымыть изделие с мылом и щеткой, после чего покрыть его лаком. Есть мастера, которые предпочитают шкурить поделку непосредственно под струей воды, чтобы сразу видеть результат и не допускать появления в воздухе пыли.

4


Во время лепки, особенно при изготовлении разноцветного изделия, необходимо предупредить загрязнение сырой пластики. Для этого рабочая поверхность и инструменты должны быть чистыми. Кроме того, необходимо мыть руки с помощью мягкой щетки или держать рядом с рабочим местом влажные салфетки. Они содержат вещества, хорошо удаляющие жировые субстанции, к которым относятся и пластификаторы в составе полимерной глины.

Нередко возникает необходимость очистить от прилипшего мусора уже готовую работу. Для этого надо прибегнуть к шлифовке. Если это не помогает, то острым ножом аккуратно срежьте соринку.

Случается, что пластика не устраивает своей мягкостью или жесткостью. Чтобы сделать ее более мягкой, есть много способов, например соединить с вазелином, другой мягкой глиной, разогреть или ввести пластификатор Moldmaker.

5

Если глина буквально тает в руках, то либо перемешайте ее с более сухой, либо подержите на белом листе бумаги 2-3 ч, в течение которых излишек пластификатора впитается в лист. Если пластика стала прилипать к рукам после добавления пигмента или краски, то этого не исправить, так как между компонентами началось взаимодействие.

Основные техники.

Работать с полимерной глиной можно в различных техниках.

Соляная техника.

Ее можно использовать при изготовлении бус, на которых благодаря соли (подойдет и сахар) образуется эффектная рыхлая структура, напоминающая пемзу.

6


Изготовьте необходимое количество бусин. Насыпьте крупную морскую соль (или сахар), обваляйте в нем сырые бусины, вдавливая кристаллы соли. Запеките или сварите по одной в воде согласно инструкции. Обожженное изделие погрузите в емкость с водой. Дождитесь, пока растворится соль, затем просушите бусины. Если потребуется, залакируйте их.

«Миллефиори» («трость», «колбаска»).

Одна из наиболее популярных техник, при работе в которой из простых элементов можно составить сложный узор, например на листиках, лепестках и др. Для этого наложите друг на друга пласты глины нужного цвета и формы, соблюдая заданный порядок. Так образуется деталь, которую надо сжать и нарезать как колбасу. На срезе проявится рисунок.

7

«Акварель».

При этом одновременно надо работать с тремя пластами разного цвета - цветным, белым и черным (могут быть использованы и другие контрастные цвета). Наложите их друг на друга в такой последовательности: цветной (верхний), белый (средний), черный (нижний); прикатайте их; порвите пласт на небольшие фрагменты; произвольно наложите на поделку, накрыв всю поверхность.

8

«Филигрань».

Элементы этой техники - зернь и нить. Выкладывайте из нити (пропустите пластику через экструдер или скатайте вручную) ажурный узор, акценты расставляйте с помощью зерни (мелкие металлические шарики).

9

«Мокуме гане».

Как и в технике акварель, следует взять несколько пластов (не менее двух и не более шести) разного цвета, поместить их друг на друга; штамповать получившийся блок формами, продавливать любыми подходящими инструментами (например, спицей и пр.), прорезать лезвиями (волнистыми или прямыми) и т. д. Благодаря тому, что верхние слои пластики проникнут в нижележащие, на срезах возникнут необычные узоры.

10

«Мика-шифт».

В которой задействуется пластика с вкраплениями слюды. Различные манипуляции, которые можно осуществить с глиной, например перекручивание, штампование и иное, приводят к тому, что частицы слюды смещаются, создавая трехмерный эффект. Помимо этого, можно назвать техники «калейдоскоп», технику плавного перехода цвета и др.

11

Склеивание деталей.

Приклеенные детали будут прочно держаться, если правильно подобрать клей. Это может быть клей «Контакт-гель», который прочно свяжет детали с основой, например, кольца. Если надо вклеить штифт, то просверлите под него отверстие несколько большего диаметра, чтобы для клея осталось место.

Можно попробовать использовать эпоксидный клей (сначала на бросовом элементе). Как правило, он дает надежное соединение, но обладает неприятным запахом.

12


Для скрепления деталей из глины друг с другом или запеченной пластики с сырой подойдет особый запекающийся гель (жидкая пластика), например Fimo liquid deko gel, Kato liquid clay, Translucent liquid Sculpey.

Запекание готового изделия.

При запекании термопластика выделяет токсичные вещества, поэтому нельзя использовать ту же духовку, где готовится еда. Если вы планируете заниматься пластикой профессионально, лучше всего приобрести для обжига специальную печь и оборудовать мастерскую вне жилого помещения.

Имеет значение и то, на чем запекать. Можно выбрать дощечку, стекло, керамическую (не акриловую) плитку, противень, предварительно постелив на него бумагу для выпечки (иначе изделие перегреется и подгорит), тарелку (разумеется, потом ее нельзя использовать по прямому назначению) и др.

13


При обжиге нужно учитывать и форму изделия. Если оно плоское, то во избежание вспучивания надо положить на него небольшой груз; если изделие круглое, например бусина, то для того чтобы не допустить ее деформации, обжигайте изделие, насадив его на зубочистку и воткнув последнюю в скомканную фольгу.

Как долго надо держать изделие в духовке, определяется его толщиной. Если, например, она не превышает 5 мм, то достаточно и 15 мин. Соответственно, чем толще и крупнее поделка, тем больше времени требуется для ее обжига, тем более, что от этого она становится прочнее. Как правило, мастера ограничиваются 30 мин. Уделяйте особое внимание соблюдению температурного режима.

14


Очень важно правильно достать изделие из духовки, чтобы в нем от перепада температур не возникли микротрещины. Поделку надо оставить в духовке до полного остывания, просто приоткрыв ее дверцу.

Итак, если вы предпочитаете работать с запекающейся глиной, то для того чтобы результат вас не разочаровал, следуйте определенным правилам.

Соблюдайте инструкцию, разработанную производителем глины, придерживайтесь ее указаний и мер предосторожности.

Никогда не выставляйте температуру «на глазок». При правильно подобранном параметре (не более 130 градусов, о чем сказано на упаковке пластики, хотя, например, для Fimo это 110 градусов) глина издает слабый запах, и это нормально. При нарушении температурного режима в сторону его увеличения поливинилхлорид разлагается, что сопровождается выделением хлористого водорода - вещества очень токсичного. Но нельзя допускать и противоположного - уменьшения температуры ниже указанного предела, поскольку в этом случае полимеризации не происходит и изделие становится хрупким.

Обязательно тестируйте материал, взяв для обжига небольшой кусочек глины. Это позволит скорректировать работу духовки (возможно, будет достаточно переставить готовое изделие на нижнюю полку).

Помните, что пластика после запекания может изменять цвет.

Никогда не используйте вместо духовки микроволновую печь, так как в ней пластик деформируется, горит и может взорваться.

По окончании работы остудите духовку и вымойте.

Если духовка не оснащена термометром или если вы опасаетесь ее использовать, то вместо запекания проварите изделие в кипящей воде (помните, что в такой кастрюле нельзя будет больше готовить пищу). Для закрепления достаточно 30 мин.

Этот способ применим, хотя следует признать, что изделие будет менее прочным, чем при обжиге; на поделке может появиться белесый налет, для устранения которого придется нанести на нее слой растительного масла. Кроме того, заметим, что такой способ фиксации пластики подходит не для каждого вида полимерной глины, поскольку температура кипящей воды не превышает 100 градусов.

Если для моделирования вы приобрели застывающую на воздухе полимерную глину, то готовую поделку оставьте на столе до полного отвердения, на что может потребоваться от нескольких часов до нескольких дней.

Лакирование изделия.

При лакировании предварительно обезжирьте поверхность изделия, вымыв его мыльной водой или протерев тампоном, смоченным спиртом. Это особенно важно при использовании лака на водной основе.

Нанижите изделие или деталь, например бусину, на спицу и окуните в лак; извлеките ее и вращайте вокруг оси, чтобы лак лег равномерно, после чего воткните спицу в кусок поролона и удалите появившуюся капельку лака.

15


Если лак содержится в аэрозольной упаковке, интенсивность лакирования зависит от расстояния до изделия. Матовую поверхность можно получить, если держать баллон подальше и распылять лак небольшими порциями; глянцевую - если расположить баллончик поближе (но не вплотную, иначе на поверхности поделки появится пена) и давать мощной струей. Если изделие плоское, то по очереди покройте его лаком с одной, потом с другой стороны.

При лакировании могут возникать непредвиденные ситуации, с которыми необходимо грамотно справляться.

Иногда изделие через некоторое время начинает прилипать к рукам. Причин может быть несколько: во-первых, использован неподходящий лак; во-вторых, изделие плохо запечено, вследствие чего глина не полимеризовалась, а выступивший пластификатор вступил с лаком во взаимодействие. Можно попробовать дополнительно подержать изделие в духовке 10-15 минут при температуре 110-130 градусов. При отсутствии результата следует снять старое покрытие и нанести слой другого лака.

Для удаления лака на водной основе оставьте изделие на ночь в воде, положив в нее лимон или влив уксусную кислоту. Минеральный лак снимается растворителем, например уайт-спиритом, предварительно надо его протестировать на предмет реакции с лаком.

Если на поверхности изделия лак образовал разводы, причина одна - лак слишком густой. Его необходимо разбавить и использовать в качестве грунтовки, на которую потом нанести густой лак.

16


- Если изделие было покрыто лаком, просохло, но не снимается со спицы, то, скорее всего, лак и спица склеились. Подрежьте лезвием прилипший край или немного подержите изделие в духовке, чтобы лак размягчился.

Нередко белые и светлые лакированные изделия желтеют. Это возможно, если в составе лака нет УФ-фильтров. Внимательно читайте инструкцию перед применением лака.

Техника безопасности.

Полимерная глина - материал искусственный, содержащий химические вещества, поэтому вопрос о безопасности работы с ней и использования изделий из нее не теряет своей актуальности. При контакте с руками пластика не вызывает никаких неприятных последствий, т. е. она безопасна. Однако это не исключает выполнения обычных гигиенических процедур, в частности мытья рук после работы. При этом желательно использовать скрабы или пемзу, самым тщательным образом очищать поверхность ладоней и пальцев от мельчайших частиц пластики.

17


- Чтобы эффективно удалить полимерную глину с рук, нанесите на них небольшое количество растительного масла, потрите, после чего вымойте руки обычным туалетным мылом.
- Посуда и инструменты, которые вы используете во время лепки и запекания пластики, не предназначены для других целей. По окончании работы они должны быть вымыты и насухо вытерты.

Еще раз скажем, что для обжига глины необходима специальная печь.

Если вы передержали изделие в духовке (это вы поймете по резкому и неприятному запаху), то немедленно выключите ее, откройте окна и двери, выведите детей и животных и покиньте помещение, предварительно достав перегретое изделие из духовки. Если при этом выделяется дым, то для защиты органов дыхания от газообразной соляной кислоты (хлористого водорода) закройте нос и рот влажным полотенцем.

При недомогании обратитесь за медицинской помощью и обязательно проинформируйте медперсонал об обстоятельствах произошедшего. Если на столе находились ничем не защищенные продукты, то выбросьте их.

Поскольку изделия можно подвергать дальнейшей обработке, в частности шлифовке, то и здесь надо соблюдать технику безопасности. При сверлении или шлифовке следует воспользоваться респиратором, чтобы предотвратить попадание сухой пыли в легкие. Кроме того, наденьте защитные очки, чтобы пыль, мельчайшие частицы пластики и даже отскочившие предметы, например бусина, не попали в глаза.

18


- Готовое изделие из полимерной глины можно покрывать лаками.

Соблюдайте технику безопасности, особенно при использовании лака в аэрозольной упаковке. При разбрызгивании жидкости в воздух попадают мельчайшие частицы лака, которые могут оседать на слизистых оболочках (если это случилось, промойте их большим количеством воды и при необходимости обратитесь за медицинской помощью). Поэтому осуществляйте лакирование в хорошо проветривающемся помещении; защищайте органы дыхания респираторами, глаза - очками, руки - перчатками; выполняйте требования инструкции.

Часто изделия из пластика имеют вид съедобных продуктов - тортиков, пирожных и т. п, что особенно опасно, если есть маленькие дети.