Не думайте, что что-то сможете решить во время конфликтов. Если это не работает, они нанимают уборщицу

Меньше думайте, больше любите и радуйтесь. Часто, все наши проблемы появляются из-за беспокойного ума, который никак не может угомониться и все время думает-думает-думает. Нужно уметь отпускать Ум, хотя бы на время.

Секрет Свободы

Не стоит волноваться о том, что думают о вас другие. Эта проблема существовала во все времена. сколько людей, столько и мнений и всем вы точно не угодите. Каждый человек – индивидуален, поэтому не имеет никакого смысла отравлять себе жизнь и быть зависимым от чужого мнения, у вас должно быть свое собственное. Если конечно вы не хотите казаться лучше, чем есть.;)

Секрет Любви

Лучше дарить Любовь а не переделывать Любимых. Закон кармы никто не отменял: то, что вы посылаете во Вселенную, то возвращается вам в ответ (а иногда и в двойном размере). Стоит научится принимать людей такими, какие они есть, а не ломать их и пытаться переделать под себя. Всегда, когда что-то не устраивает – лучше поговорить по душам и найти общее решение, которое устроит вас обоих. Пока Человек сам по собственному желанию не захочет осознать и что-то изменить в себе – вы ничего хорошего не добьетесь, только испортите отношения. Это всем известная простая истина, на деле следовать которой бывает крайне сложно.

Секрет Реальности

Мысли – материализуются. Как писал Паоло Коэльо: «Если человек чего-то захочет, то вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы его желание сбылось». Так что будьте аккуратнее со своими желаниями - они сбываются.

Секрет Дружбы

Не осуждать и не критиковать. Как написано в Библии: «Не судите, да не судимы будете». Порой мы торопимся осудить человека, его поступки, даже не зная о причинах того, что побудило его к тем или иным действиям. И нам кажется, что тот или иной человек в чем-то неправ, а вы сами правы – такое встречается сплошь и рядом. Если осуждать людей, разве это что-то изменит в них самих? Все мы очень разные: с разными недостатками и достоинствами, но в этом и индивидуальность каждого. Лучше научиться принимать всех такими, какими они являются, и не критиковать. А если вы что-то хотите изменить в этом мире – то начать с себя самый лучший путь, потому что: «в чужом глазу соринку видим, в своем бревна не замечаем».

Секрет Красоты

Полюбите себя. Научитесь принимать себя таким, каким создал вас Бог.

Секрет Богатства

Сначала научитесь отдавать, а потом получать. Вот поистине сложное правило для века потребления. Чем больше мы в этом жизни отдаем – тем больше получаем – это закон бумеранга. А еще главное – не просто отдавать, а отдавать от сердца и совсем не важно, что мы отдаем: материальные вещи, знания, опыт, любовь – все должно идти от сердца на Благо Всем Живым Существам.

Семь очень простых секретов, которые скорее всего знает Счастливый человек.

Секрет Счастья:
меньше думайте, больше любите и радуйтесь. Часто, все наши проблемы появляются из-за беспокойного ума, который никак не может угомониться и все время думает-думает-думает. Нужно уметь отпускать Ум, хотя бы на время.

Секрет Свободы:
не стоит волноваться о том, что думают о вас другие. Эта проблема существовала во все времена. сколько людей, столько и мнений и всем вы точно не угодите. Каждый человек – индивидуален, поэтому не имеет никакого смысла отравлять себе жизнь и быть зависимым от чужого мнения, у вас должно быть свое собственное. Если конечно вы не хотите казаться лучше, чем есть.;)

Секрет Любви:
лучше дарить Любовь а не переделывать Любимых. Закон кармы никто не отменял: то, что вы посылаете во Вселенную, то возвращается вам в ответ (а иногда и в двойном размере). Стоит научится принимать людей такими, какие они есть, а не ломать их и пытаться переделать под себя. Всегда, когда что-то не устраивает – лучше поговорить по душам и найти общее решение, которое устроит вас обоих. Пока Человек сам по собственному желанию не захочет осознать и что-то изменить в себе – вы ничего хорошего не добьетесь, только испортите отношения. Это всем известная простая истина, на деле следовать которой бывает крайне сложно.

Секрет Реальности:
мысли – материализуются. Как писал Паоло Коэльо: «Если человек чего-то захочет, то вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы его желание сбылось». Так что будьте аккуратнее со своими желаниями — они сбываются.

Секрет Дружбы:
не осуждать и не критиковать. Как написано в Библии: «Не судите, да не судимы будете». Порой мы торопимся осудить человека, его поступки, даже не зная о причинах того, что побудило его к тем или иным действиям. И нам кажется, что тот или иной человек в чем-то неправ, а вы сами правы – такое встречается сплошь и рядом. Если осуждать людей, разве это что-то изменит в них самих? Все мы очень разные: с разными недостатками и достоинствами, но в этом и индивидуальность каждого. Лучше научиться принимать всех такими, какими они являются, и не критиковать. А если вы что-то хотите изменить в этом мире – то начать с себя самый лучший путь, потому что: «в чужом глазу соринку видим, в своем бревна не замечаем».

Секрет Красоты:
полюбите себя. Научитесь принимать себя таким, каким создал вас Бог.

Секрет Богатства:
сначала научитесь отдавать, а потом получать. Вот поистине сложное правило для века потребления. Чем больше мы в этом жизни отдаем – тем больше получаем – это закон бумеранга. А еще главное – не просто отдавать, а отдавать от сердца и совсем не важно, что мы отдаем: материальные вещи, знания, опыт, любовь – все должно идти от сердца на Благо Всем Живым Существам.

Наверное, нет на земле такого человека, который не мечтал бы стать счастливым. Но представление о счастье у каждого свое. Кто-то видит счастье в материальном достатке и богатстве, кто-то в успехе и популярности у окружающих, кому-то для счастья не хватает второй половинки, кому-то здоровья...

По учению святых отцов Церкви, истинное счастье для человека сокрыто не в мирских радостях, которые в одно мгновение способны исчезнуть, а в любви к Господу, которая преображает мир вокруг нас.

Например, вряд ли кто осмелится назвать несчастным монахов со Святой Горы Афон, а между тем, иноки невероятно далеки от удовольствий мира: обильной еды, крепкого сна, богатства и прочих составляющих «счастья» в мирском понимании.

Мы расскажем о 7 секретах счастья афонских монахов.

1. Вера в Бога

Конечно же, самый первый секрет счастья святогорских монахов - это вера и любовь к Господу. Если человек сможет к этому прийти в своей жизни, то ничего не сможет его сделать несчастным.

Однажды у преподобного Порфирия Кавсокаливита одна женщина спросила, почему он называет себя счастливым, ведь его здоровье серьезно ухудшилось. На это святой ответил: «Читай Священное Писание, ходи в церковь, имей духовника, причащайся Святых Тайн, - одним словом будь доброй христианкой. Тогда ты найдешь ту радость, которую ищешь. Ты видишь, что я сейчас болен, но я счастлив. Так и ты, когда немного приблизишься ко Христу, обретешь радость в своей жизни», - говорил преподобный.

2. Освобождение от суеты и тревоги

Преподобный Паисий Святогорец советовал, чтобы чувствовать себя счастливым, жить естественной и простой жизнью, в которой нет места излишней роскоши, суете и напрасным волнениям.

«Как-то раз ко мне в каливу зашел один врач из Америки, - говорил преподобный. - Он рассказывал мне о тамошней жизни. Люди там уже превратились в машины - целые дни они отдают работе. У каждого члена семьи должен быть свой автомобиль. Кроме этого, дома, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, должно быть четыре телевизора. Вот и давай - работай, выматывайся, зарабатывай много денег, чтобы сказать потом, что ты благоустроен и счастлив. Но что общего у всего этого со счастьем? Такая исполненная душевной тревоги жизнь с ее безостановочной гонкой - это не счастье, а адская мука».

3. Трезвый ум

У монаха Симеона Афонского есть короткая притча, которая ярко иллюстрирует, что внешние обстоятельства нисколько не влияют на то, чувствуем мы себя счастливыми или нет. Спасение находится в нас самих, поэтому нужно иметь трезвый ум, чтобы выстоять в трудностях.

Вот эта притча: «Человек, не умеющий плавать, в панике барахтался в реке. Он поднял тучу брызг и по реке побежали волны, которые человек в страхе принял за опасное течение. Он начал бороться с речными волнами. Наконец, утопающий сообразил, как нужно держаться на воде и понемногу доплыл до берега. Выбравшись из воды, пловец оглянулся и увидел, что на реке полная тишина, а он все время боролся с волнами и брызгами, которые сам же и создавал. Все несчастья начинаются с нас самих. Но если ты наведешь порядок в мыслях, в тебе эти несчастья и закончатся».

4. Чистое сердце

По слову святителя Нектария Эгинского, верный путь к счастью - иметь чистое, беззлобное сердце.

«Счастье - это чистое сердце, потому что такое сердце становится престолом Божиим. Так говорит Господь для тех, кто имеет чистое сердце: "Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор. 6:16). Чего им еще может недоставать? Ничего, поистине ничего! Потому что они имеют в сердце своем величайшее благо - Самого Бога!».

5. Умение прощать

Прощение - одна из важнейших христианских добродетелей, поэтому каждый, кто стремиться к счастью, обязан научиться прощать ближнего. Благодаря прощению человек освобождает свое сердце от груза давних обид, а радостное сердце всегда счастливо. «Такой у нас закон: если ты прощаешь, это значит, что и тебе Господь простил; а если не прощаешь брату, то значит и твой грех остается с тобою», - говорил Силуан Афонский.

6. Отдавать больше, чем брать

Для того, чтобы стать счастливым самому, необходимо делиться радостью и счастьем с ближним. Кажется, что в этом нет никакого секрета, но по слову монаха Симеона Афонского это умение среди людей самое редкое, но кто постигнет его, становится счастливым.

7. Довольствоваться малым

«Желания - мусор мира», - говорил монах Симеон Афонский. Действительно, чем больше человек зацикливается на своих желаниях, тем более неумеренным становятся его аппетиты и, не имея возможности насытиться, человек обрекает себя на несчастье.

Преподобный Пасисий Святогорец советовал противостоять желаниям - умеренностью.

«Счастье обретается, когда довольствуются малым. Сегодня люди что делают? Покупают… покупают… покупают вещи, автомобили, электронику и кучу другого и, естественно, им не хватает денег, и они постоянно пребывают в тревоге. Нужно довольствоваться малым и не замахиваться на многое, ибо, имея требуемое и только необходимое, не нужно много работать. Тогда у них будет больше времени посидеть дома вместе с детишками и с семьей, чем-либо заняться, помолиться и, вообще, побыть в семейном тепле и уюте, и не быть в постоянном напряжении на дорогах», - говорил святой.

Количество разводов растет с каждым днем, хотя, каждый, создавая семью, рассчитывал на брак, который продлиться всю жизнь. Так есть ли секрет счастливых отношений? Спешим вас огорчить — секрета никакого нет.

Невозможно определить какие-либо постулаты, на которых бы держалось семейное счастье, так как каждая семья индивидуальна. Есть лишь основополагающие правила, соблюдая которые, можно улучшить атмосферу в отношениях и сохранить чувства.

Оставьте прошлое в прошлом

Забудьте о старых чувствах, прошлой любви, не сравнивайте своего нынешнего партнера с бывшим. Не припоминайте того, что сделал ваш любимый человек много лет назад — если вы остались с ним, значит, простили, поэтому не стоит ворошить прошлое.

Счастье начинается с вас

Как быть счастливым в отношениях? Это невозможно, если вы несчастливы сами по себе, когда пребываете в одиночестве, когда с вами нет ваших детей. Счастье заключается ни в действиях, ни в достижении чего-либо, ни в обладании человеком, ни в деньгах. Оно начинается тогда, когда вы выбираете для себя быть счастливым.

Общайтесь и доверяйте

Научитесь обсуждать со своим партнером то, что для вас и для него важно. От тем секса до ремонта. Между партнерами не должно быть тем, на которые им было бы стыдно или неприятно разговаривать. Будьте открыты друг другу, доверяйте и будьте сами достойны доверия.

Брак должен быть на первом месте

Брак — это самая сильная связь между двумя людьми. Дети вырастают и уходят из отчего дома, друзья то появляются, то исчезают, бизнес и карьера — понятия нестабильные, которые не имеют под собой смысла, если у вас нет семьи. Женщины, которые считают, что главным в жизни являются дети, несчастны в какой-то степени и делают несчастными своих детей. Рано или поздно ребенок покинет дом и заведет свою семью, именно поэтому на первом месте должен быть брак.

Помните, зачем вы вступили в брак

Никогда не забывайте, почему вы выбрали именно этого человека для создания семьи? Почему именно с ним вы захотели разделить свою жизнь. Вы создавали семью не для того, чтобы работать сутками и видеть друг друга по 2 часа в день, считать деньги, делить имущество, и прочее. Вы создавали семью, чтобы любить друг друга.

Прикасайтесь друг к другу чаще

Больше тактильного контакта, и не только в постели. Почаще друг друга обнимайте, гладьте, прикасайтесь друг к другу. Это не дает отвыкнуть от постоянной близости друг с другом.

Не думайте, что что-то сможете решить во время конфликтов

Во время ссор нельзя прийти к верному решению, получить ответ на вопрос или улучшить отношения. Для влюбленных достаточно взгляда или шепота, чтобы понять и услышать друг друга. В этот момент два любящих сердца до такой степени близки, что им не нужно громких слов. Когда же любящие люди ссорятся, они чувствуют отдаленность друг от друга, поэтому им хочется кричать, чтобы достучаться друг до друга. Но даже это не помогает.

Князь Мышкин у Епанчиных. Кадр из фильма «Идиот». Режиссер Иван Пырьев. 1958 год РИА «Новости»

В гостях у Епанчиных князь Мышкин рассказывает, что после обострения падучей его отправили в Швейцарию:

«Помню: грусть во мне была нестерпимая; мне даже хотелось плакать; я все удивлялся и беспокоился: ужасно на меня подействовало, что все это чужое; это я понял. Чужое меня убивало. Совершенно пробудился я от этого мрака, помню я, вечером, в Базеле, при въезде в Швейцарию, и меня разбудил крик осла на городском рынке. Осел ужасно поразил меня и необыкновенно почему-то мне понравился, а с тем вместе вдруг в моей голове как бы все прояснело».

В этот момент сестры Епанчины начинают смеяться, поясняя, что они сами и видели, и слышали осла. Для жителей Центральной России в XIX веке осел был диковинным животным. Узнать, как он на самом деле выглядит, можно было из книг — например, из описаний путешествий по среднеазиатским регионам и южным странам. В Петербурге ослов наравне с дикими козами и другими редкими экспонатами помещали в зверинцы — небольшие пере-движные или стационар-ные зоопарки того времени.

Зато читающая публика знала, что осел — это дурак и символ глупости. Из ба-сен, переводившихся с французского, образ глупого животного пере-ко-чевал в другие литературные жанры и переписку. До 1867 года слово «осел» упо-треб-лялось исключительно как ругательство. Поэтому в разговоре Мыш-кина с княжнами и возникает путаница. Князь искренне рассказывает Епан-чиным о важном для него событии, а барышни издеваются, практически прямо на-зы-вая его дураком — никакой двусмысленности в их речи нет. Мышкин не оби-жается, фактически в первый раз на страницах романа стерпев прямое неза-служенное оскорбление.

2. Тайна смертной казни

Ожидая приема у Епанчиных, князь Мышкин заводит беседу о смертной казни с их камердинером:

«— И прежде ничего здесь не знал, а теперь столько, слышно, нового, что, говорят, кто и знал-то, так сызнова узнавать переучивается. Здесь про суды теперь много говорят.
— Гм!.. Суды. Суды-то оно правда, что суды. А что, как там, справедли-вее в суде или нет?
— Не знаю. Я про наши много хорошего слышал. Вот, опять, у нас смертной казни нет.
— А там казнят?
— Да. Я во Франции видел, в Лионе».

Далее князь начинает фантазировать о мыслях приговоренного к смерти в последние минуты перед казнью. Однако в 1860-е годы смертная казнь в России существовала. Согласно Уложе-нию о наказаниях уголовных и исправительных 1866 года, смертная казнь на-значалась за такие преступ-ления, как бунт против верховной власти, утаивание факта прибытия из мест, где буйствует чума, государственная измена, покуше-ние на императора. В том же 1866 году был казнен Дмитрий Каракозов, пытав-шийся убить Александра II, а член революционного кружка «Организация» Николай Ишутин приговорен к смерти (правда, потом это наказание было заменено пожизненным заключением). Ежегодно российские суды приго-варивали к казни 10-15 человек.

Николай Ишутин. 1868 год oldserdobsk.ru

Илья Репин. Портрет Дмитрия Каракозова перед казнью. 1866 год WIkimedia Commons

Конечно, рассказ князя Мышкина о казни и его фантазия о последних минутах приговоренного — это история самого Достоевского, осужденного на смерть в 1849 году. Наказание ему заменили на каторгу, но «последние минуты» перед смертью ему пришлось пережить.

3. Тайна доктора Б-на

Восемнадцатилетний юноша Ипполит Терентьев болен чахоткой. При первом знакомстве с Мышкиным и другими героями романа в Павловске он расска-зы-вает всем, что умирает:

«…Чрез две недели я, как мне известно, умру… Мне на прошлой неделе сам Б-н объявил…»

Позже он сознается, что солгал:

«…Б-н мне ничего не говорил и никогда не видал меня».

Так зачем же он сказал неправду, кто такой Б-н и почему так важно было имен-но его мнение? Б-н — это Сергей Петрович Боткин, один из самых известных петербургских терапевтов того времени. В 1860-м Боткин защитил диссер-тацию, стал профессором и в возрасте 29 лет возглавил терапевтическую кли-нику, открыв при ней научную лабораторию. В разные годы у него лечились Герцен, Некрасов, . Несколько раз к Боткину обращался и Достоевский. В 1867 году, в котором происходит действие романа, попасть на прием к знаменитому врачу было непросто. Он много работал в клинике, сократил личную практику и принимал пациентов вместе со студентами, наглядно объясняя методы и принципы работы.

Сергей Боткин. Около 1874 года Fine Art Images / Diomedia

Достаточно быстро у Боткина появилась репутация врача, который никогда не ошибается, хотя коллеги по цеху и журналисты пытались этот образ раз-венчать. В 1862 году якобы допущенная им ошибка едва не стала сенсацией. В клинику поступил молодой мужчина, у которого Боткин заподозрил тромбоз воротной вены. По тем временам это было смелое предположение — такая болезнь подтверждалась только после вскрытия, а диагностировать и лечить тромбоз тогда не умели. Терапевт предсказал мужчине скорую смерть. Время шло, пациент оставался жив, продолжая мучиться. Он протянул более 120 дней под постоянным наблюдением Боткина, пережил операцию, но потом все-таки умер. При вскрытии патологоанатом извлек воротную вену, в которой был тромб. Упоминая в разговоре Боткина, Ипполит пы-та-ется убедить своих собеседников, что действительно скоро умрет, и привлечь их внимание.

4. Тайна газеты Indépendance Belge

Главное СМИ романа «Идиот» — это бельгийская газета Indépendance Belge. Ее название упоминается в романе несколько раз, а генерал Иволгин и Настасья Филипповна — заядлые читатели этого издания. На газетной заметке завязана небольшая конфликтная сцена между этими двумя персонажами. Генерал, лю-бящий пофантазировать и выдать чужую историю за свою, рассказывает, как выкинул из поезда болонку своей попутчицы, обидевшись на замечание. Настасья Филипповна говорит, что несколько дней назад читала о таком же случае в газете.

Первая полоса газеты L’Indépendance Belge. 24 августа 1866 года Bibliothèque royale de Belgique

Indépendance Belge — одно из самых популярных изданий того времени, с кор-респондентской сетью по всей Европе, особенно во Франции и Германии, мощ-ным новостным блоком и резкой левацкой позицией. В России ее читали, осо-бенно популярной она не была Петербургские газеты ссылались в своих публикациях на нее реже, чем, напри-мер, на издания France, Times или Italia. , но в кофейнях того времени — в XIX веке в подобных заведениях имелась подборка периодической печати для посети-телей — ее всегда можно было найти. Купив хотя бы чашку кофе, можно было получить доступ к иностранным газетам и журналам. Так и поступали многие студенты, иногда заказывая одну чашку на двоих или на троих.

Почему же из всех газет, доступных в Российской империи, Достоевский выбрал именно эту? Потому что сам читал и любил ее. С Indépendance Belge он познакомился еще в 1850-е годы в Семипалатинске, когда вышел с каторги и поступил на военную службу. Тогда он подружился с Александром Егоро-ви-чем Врангелем — чиновником Министерства юстиций, стряпчим уголовных дел. У Врангеля он стал одалживать книги и газеты, в том числе Indépendance Belge. Врангель выписывал еще немецкую газету Augsburger Allgemeine Zeitung, однако Достоевский увереннее читал по-француз-ски. Поэтому имен-но бельгийское СМИ тогда стало для него основным источником информации о европейских событиях. Ее же он читал во время работы над «Идиотом», находясь за границей, о чем неоднократно вспоминала его супруга Анна Григорьевна.

5. Тайна скопцов

Мы немного знаем про семью Рогожиных: это богатые петербургские купцы, глава семейства умер, оставив два с половиной миллиона наследства, а дом их, «большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеле-ного», находится на Гороховой улице. На нем князь Мышкин видит табличку с надписью «Дом потомственного почетного гражданина Рогожина». Звание почетного гражданина освобождало жителей города от рекрутской повин-но-сти, телесных наказаний и подушной подати. Но самое главное — это был знак престижа. В 1807 году были установлены особые правила для купцов: чтобы получить такое звание, нужно было 20 лет состоять в первой гильдии, а затем подать особое прошение в Сенат. Получается, что Рогожины либо достаточно старый купеческий род, либо же крайне успешный и не стесняющийся требо-вать себе почестей.

Еще при деде Парфена Рогожина комнаты в доме снимали , проповедо-вавшие аскетизм и безбрачие. Последнее подтверждалось и закреплялось буквально оскоплением — как мужским, так и женским. Секта существовала во многом благодаря покровительству со стороны известных купеческих семей, ценивших деловые качества скопцов. Сектанты держали меняльные лавки, но простым разменом денег не ограничивались, выполняя почти весь воз-мож-ный спектр банковских операций, в том числе по хранению денег. Специаль-ного и строгого законодательства для регулирования такой деятельности не было, и это открывало простор для серых финансовых операций. А бла-го-даря отказу от всех возможных страстей и вредных привычек скопцы были надежными партнерами.


Община скопцов в Якутии. Конец XIX — начало XX века yakutskhistory.net

Связь со скопцами может быть указанием как на то, что состояние Рогожиных отчасти накоплено с помощью незаконных схем, так и на то, почему отец семьи так обозлился на сына Парфена, когда тот потратил деньги на укра-шения для Настасьи Филипповны. Это не просто потеря богатства, но еще и поступок во имя плотской страсти.

6. Тайна золотых кистей

Рогожин в начале романа, рассказывая о том, что случилось с их семьей после смерти отца, ругается на своего брата и грозит ему уголовным преследованием.

«— <...> С покрова парчового на гробе родителя, ночью, брат кисти литые, золотые, обрезал: „Они, дескать, эвона каких денег стоят“. Да ведь он за это одно в Сибирь пойти может, если я захочу, потому оно есть святотатство. Эй ты, пугало гороховое! — обратился он к чиновнику.— Как по закону: святотатство?
— Святотатство! Святотатство! — тотчас же поддакнул чиновник.
— За это в Сибирь?
— В Сибирь, в Сибирь! Тотчас в Сибирь!»

Согласно уголовному кодексу XIX века, у Рогожина действительно была воз-можность (пусть и небольшая) избавиться от родственника и претендента на наследство.

Святотатство, к которому относилась и кража церковного имущества, считалось преступлением в России с XVIII века. За святотатство ссылали в Сибирь — срок ссылки зависел от характера преступления. Например, за похищение иконы из церкви давали пятнадцать лет, за кражу из церковного хранилища — 6-8 лет, и т. д.

Но гроб отца Рогожина, судя по всему, находился в их доме в Петербурге — поэтому брат смог срезать золотые кисти ночью. Преступление произошло не в церкви и не в церковном помещении, а потому суд интересовало вовсе не святотатство, а предмет кражи. И тут главный вопрос в том, когда это все произошло — до отпевания или после. Если после, то покров — освященный предмет, который использовался в церковном обряде: обрезание кистей обер-нулось бы каторгой. Если же до, то с помощью хорошего адвоката брат смог бы избавиться от обвинений Парфена.

7. Тайна убийства Настасьи Филипповны

«Я ее клеенкой накрыл, хорошею, американскою клеенкой, а сверх клеенки уж простыней, и четыре склянки ждановской жидкости от-купоренной по-ста-вил, там и теперь стоят», — рассказывает Рогожин князю Мышкину. Детали этого убийства Достоевский взял из реальной жизни.

Достоевский использовал выдержки из криминальной хроники при работе над романом «Преступле-ние и наказание». Таким же был метод работы над «Идиотом». Достоевский тогда находился за границей и очень переживал, что утрачивает связь с роди-ной и книга не станет злободневной. Чтобы сделать роман современным и правдоподобным Наблюдение исследовательницы творчества Достоевского, Веры Сергеевны Любимовой-Дороватов-ской. , он читал все попадавшиеся ему российские газеты, обращая особенное внимание на сообщения о громких происшествиях.

Герои романа «Идиот» активно обсуждают два криминальных случая. Первый из них — это убийство шести человек в Тамбове. Преступником был 18-летний юноша Витольд Горский, его жертвами — семья Жемариных, в которой он да-вал уроки. На суде обвинители пытались представить преступление как поли-тическое и идеологическое, однако не смогли доказать эту версию. Второй ин-цидент — это убийство и ограбление ростовщика в Москве, совершенное 19-летним студентом Московского университета, которому не хватало денег на свадьбу Эти два случая не имеют отношения к сюжету «Идиота», но могли заинтересовать Достоев-ского перекличками с его предыдущим рома-ном «Преступление и наказание». Писатель переживал, что читатели не увидят в его про-изведениях связи с реальностью. В «Идиоте» он настойчиво пытается убедить читателей и крити-ков в том, что его предыдущий роман не был пустой фантазией. .

Но главным газетным заимствованием «Идиота» стало убийство Настасьи Филипповны. В 1867 году газеты сообщили об убийстве ювелира Калмыкова в Москве. Совершил его московский купец Мазурин. Как и Рогожин, после смерти отца он стал полноправным наследником огромного купеческого со-стоя-ния и большого дома, где в итоге и совершил свое преступление. Не зная, что делать с трупом, он первым делом пошел и купил американскую клеенку и ждановскую жидкость — специальный раствор, который применяли для борьбы с сильными неприятными запахами и обеззараживания воздуха. И если эта жидкость была уникальным в своем роде товаром, то выбор клеенок в ма-газинах был довольно широким. Тот факт, что и реальный убийца, и Рогожин выбирают именно американскую, которая обычно использовалась для обивки мебели, можно считать прямой отсылкой для читателей, знакомых с делом Мазурина.

К слову сказать, современники писателя почти никогда не обвиняли его в кро-вожадности, не концентрировали внимание на том, как подробно он описывает преступления, и не допускали, что он может на досуге продумывать убийства. Судя по всему, они сразу разгадывали все загадки, которые оставлял для них писатель.