Логопедическое занятие по теме перелетные птицы. Занятие в старшей логопедической группе « Перелётные птицы. Беседа с опорой на вопросы логопеда

Этап: Автоматизация звуков в словах, в предложениях, в связной устной речи.

Цели:

образовательные:

  • Учить детей отгадывать загадки. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
  • Читать слова и предложения.
  • Учить образовывать родственные слова.
  • Учить согласованию числительных с существительным.
  • Учить образовывать притяжательные прилагательные.
  • Продолжать учить проводить звуко-слоговой анализ слов.

коррекционные:

  • Развивать внимание.
  • Развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.
  • Развивать мелкую моторику рук.

воспитательные:

  • Воспитывать умение понимать учебную задачу и разрешать её самостоятельно.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: Пластмассовая «синяя птица», предметные картинки, репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», карточки-схемы слов, карточка со словом грачевник, мяч, карточка-план описания птицы.

План:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания. Загадывание загадок детьми. Тема занятия.
  3. Перелётные птицы.
  4. Чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» В. Бианки из «Лесной газеты» на фоне картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ.
  5. Физминутка.
  6. Повторное чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ.
  7. Пересказ по цепочке по составленному плану, чётко произнося звуки «Р» и «Рь».
  8. Итог занятия.
  9. Домашнее задание.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Определите, пожалуйста, 3-й звук в слове здравствуйте и 1-й звук в слове ребята.

Ученики: В слове здравствуйте 3-й звук «Р». В слове ребята 1-й звук «Рь».

Логопед: Сегодня на занятии мы будем отгадывать загадки, закреплять звуки «Р» и «Рь».

II. Отгадывание загадок. Тема занятия.

1. А вот о чём ещё мы будем говорить вы узнаете, если отгадаете загадки.

1-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звуки «Р» и «Рь» (проверка домашнего задания):

Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?

Ученики: Это время года – весна.

2-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звуки «Р» и «Рь» (проверка домашнего задания):

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это …

Ученики: Это птица.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить о весне и о птицах.

2. К нам прилетела «синяя птица удачи». Существует поверие, что если поймаешь её, то тебе во всём будет сопутствовать удача. Назовите, пожалуйста, части тела птицы.

Ученики: У птицы есть: голова, туловище, хвост, крылья, глаза, клюв, перья, лапки, когти.

Логопед: Как называется детёныш птицы?

Ученик: Детёныш птицы называется птенец.

3. Игра «Большой – маленький» с перекидыванием мяча.

Голова – головка, глаза – глазки, клюв – клювик, перо – пёрышко, хвост – хвостик, крылья – крылышки, лапы – лапки.

III. Перелётные птицы.

1. Беседа с опорой на вопросы логопеда.

Логопед: Что делают птицы весной? Все ли птицы весной возвращаются к нам из тёплых краёв? Как называют птиц, которые весной возвращаются к нам из тёплых краёв? Назовите перелётных птиц, которых вы знаете (по цепочке).

Логопед выставляет картинки птиц, которых называют ученики (если таковые имеются). Затем логопед добавляет ещё несколько картинок, называя их, в том числе и «воробья».



2. Игра: «Кто лишний?»

Логопед: Уберите лишнюю картинку и объясните, почему вы считаете, что она лишняя?

Ученики: Лишний воробей, потому что он не перелётная, а зимующая птица.

Логопед: Верно, молодцы! А теперь, пожалуйста, выберите картинки птиц, в названии которых есть звук «Р» или «Рь».

Ученики выбирают картинки, на которых изображены: скворец трясогузка, грач, жаворонок.

Логопед: Верно, молодцы! Итак, они прилетают к нам весной. Давайте покажем, как они летели.

3. Упражнение для мелкой моторики рук: «Птички»

Птички полетели («Птички» – ладони к себе, перекрестив большие пальцы),
Крыльями махали (махи ладонями).
На деревья сели («Деревья» – ладони с широко расставленными пальцами),
Вместе отдыхали. («Птички»)

4. Логопед: Сейчас ребята вам загадают загадки , а вы попробуйте их отгадать, только выслушайте до конца (проверка домашнего задания):

3-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звук «Р»:

Чёрный,
проворный,
кричит «крак» –
червякам враг.

4-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звук «Р»:

Ты его узнаешь сразу:
белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
червяков, жуков находит.
Верный страж и друг полей,
первый вестник тёплых дней.

Ученики: Эти загадки про грача.

Логопед: В загадке описывается грач. Какой он?

Ученики: Грач белоклювый, черноглазый.

Логопед: Если сравнить по размеру воробья, грача и цаплю, грач какой?

Ученики: Грач мельче цапли, но крупнее воробья.

5. Образование притяжательных прилагательных.

Логопед: У грача чья голова? хвост? крыло? перья? клюв?

Ученики (по цепочке с перекидыванием мяча): У грача грачиная голова. У грача грачиный хвост. У грача грачиное крыло. У грача грачиные перья. У грача грачиный клюв.

Логопед: Подберите, пожалуйста, схему слова грач и объясните, почему вы её выбрали.

На выбор предлагается несколько звуковых схем:

Ученики: К слову грач подходит вторая схема, потому что в этом слове один слог, четыре звука: Г – твёрдый звонкий согласный звук, Р – твёрдый звонкий согласный звук, А – гласный звук, Ч – мягкий глухой согласный звук.

Логопед: Правильно.

6. Образование родственных слов от слова грач:

  • Птенец (птенцы) грача – грачонок, грачата
  • Их мать – грачиха
  • Их гнёзда – грачиные
  • Скопление гнёзд – грачевник (Выставляется карточка со словом грачевник)

7. Согласование числительного с существительным.

Логопед: Перед вами картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Попробуйте сосчитать сколько грачей вы видите.

Ученики: Один грач, два грача, три грача, четыре грача, пять грачей, шесть грачей, семь грачей, восемь грачей, девять грачей, десять грачей. …

Логопед: Достаточно. Одним словом скажем – много грачей прилетело.

IV. Чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну»

на фоне картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ.

Грачи – перелётные птицы, но зимуют они не в жарких странах, а недалеко от родных мест, потому что не боятся морозов. От холода их защищает плотное оперение. Перелетают они в поисках корма.
И возвращаются грачи с зимовки первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными оглушительными криками «гра-гра-гра» грачи осматривают старые гнёзда, ремонтируют их и вьют новые по несколько гнёзд на одном дереве.
Свои грачевники они устраивают в парках, рощах, скверах, застраивая все вершины деревьев.
Грачи – самые дружные и общительные птицы. Вместе они строят гнёзда, сообща защищают свои жилища от врагов, будь то кот или крупная хищная птица. Грачи всей стаей с громкими криками налетают на врага, клюют и щиплют его до тех пор, пока не обратят его в позорное бегство.
Грачи умны и понятливы, хорошо подражают разным звукам, пению других птиц, голосам некоторых зверей.
Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах.
Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.

Беседа по содержанию.

  • Где зимуют грачи?
  • Какие птицы возвращаются первыми весной?
  • Когда возвращаются грачи?
  • Как грачи вьют гнёзда?
  • Как грачи устраивают свои грачевники?
  • Как грачи защищают свои жилища?
  • Чем питаются грачи?
  • Какую пользу приносят грачи?

V. Физминутка.

Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем,
Крылья сложили назад.

VI. Повторное чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ.

VII. Пересказ по цепочке по составленному плану, чётко произнося звуки «Р» и «Рь».

  • Как зимуют грачи?
  • Где и как строят жилища?
  • Как ведут себя грачи в грачевнике?
  • Чем питаются грачи?
  • Какую пользу приносят грачи?

VIII. Итог занятия.

IX. Домашнее задание.

Пересказать родителям рассказ «Грачи открыли весну», чётко произнося звуки «Р» и «Рь».

Использованная литература:

  1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе. М., 2003.

Тема занятия в старшей логопедической группе детского сада: "Перелетные птицы. Употребление предлогов В-НА в предложном и винительном падежах".
Цель: развивать лексико-грамматические средства речи.
Речевые задачи:
1.Расширять и активизировать словарь по данной теме.
2.Вырабатывать умение использовать в речи существительные в предложном и винительном падежах с предлогами В-НА.
3. Строить короткое высказывание по предметной картинке.
Познавательные задачи:
1. Закреплять представления детей по изученной теме «Зимующие птицы».
2.Формировать представления детей по теме «Перелётные птицы».

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по изученным темам, музыкальная запись птичьих голосов, фланелеграф, силуэты птицы, ветки, скворечника, крыши дома.
Ход занятия.
1.Организационный момент:
Логопед предлагает детям приготовиться внимательно послушать и сказать, что они услышали.
(Включается запись птичьих голосов. Дети говорят, что это поют птицы).
2. Повторение пройденного материала:
Логопед показывает детям предметные картинки с изображением зимующих птиц (ворона, воробей, синица) и просит назвать каждую, затем вспомнить, как можно назвать их одним словом. Повторяется толкование слова «зимующие», выученное на прошлых занятиях.
Логопед предлагает изобразить звуки, издаваемые этими птицами (кар-кар, чив-чив, синь-синь), а затем просит рассказать по каждой картинке по образцу: это ворона, она каркает; это воробей, он чирикает; это синица, она синькает.
3.Знакомство с темой «Перелетные птицы».
Логопед предлагает проверить, кто помнит, с чего началось занятие. (Дети слушали пение птиц). Кому понравилось слушать пение птиц? Кто хочет увидеть этих птиц и узнать их названия?
Логопед предъявляет поочередно предметные картинки с изображением соловья, жаворонка, скворца, называя их и рассказывая о каждой:
Это скворец. Он прилетает к нам ранней весной, когда снег еще не растаял. Люди радуются прилёту скворцов и готовят для них специальные домики-скворечники.
Это соловей. Он прилетает в наши края в конце весны, когда на деревьях ужу начали распускаться листочки.
Это жаворонок. Его можно увидеть в наших краях в начале лета, когда становится совсем тепло и деревья покрыты зелеными листьями.
(Каждый рассказ логопед сопровождает показом сюжетной картинки с временами года).
Озвучивается вывод: птицы, пение которых мы сегодня слушали, живут у нас только в теплое время года, а на зиму перелетают в теплые края, поэтому соловей, жаворонок, скворец – перелётные птицы.
Физминутка
«Воробышек, чирикни!» Воробышки (все дети) встают в ряд, водящий стоит к ним спиной на расстоянии 4-5 шагов и говорит: воробышек, чирикни. Один из детей по указанию логопеда «чирикает», водящий угадывает воробышка. Тот становится водящим.
4. Работа с лексико-грамматическим материалом в контексте изучаемой темы.
Логопед говорит, что сейчас мы будем встречать перелетных птиц. Они будут прилетать и садиться на разные предметы: это ветка, это крыша, это скворечник, это гнездо, это дерево.
-Вот прилетел соловей (жаворонок, скворец). На что сел соловей (жаворонок, скворец)? (логопед перемещает фигурку птицы так, чтобы дети отвечали: на ветку, на крышу, на дерево)
-Вот прилетел скворец. В чем поселится скворец? (в скворечнике)
-Вот прилетел жаворонок. В чем поселится жаворонок? (в гнезде)
Логопед предлагает представить, что в группу прилетела птичка.
-На что она может сесть? (дети называют окружающие предметы, используя предлог НА и помещают фигурку птицы на названный предмет).
-Если ей у нас понравится, в чём поселится птичка? (дети называют окружающие предметы, используя предлог В и помещают фигурку птицы внутрь названного предмета).
Логопед контролирует правильность употребления форм слов в винительном и предложном падежах с предлогами В-НА и адекватность предложенных вариантов. Если ответ ребенка ошибочен по смыслу или грамматически, логопед предлагает детям подумать, как надо сказать правильно.
5. Подведение итогов.
Логопед просит детей вспомнить, как называются птицы, о которых сегодня говорили, как назвать их одним словом, почему.
Выясняется, что понравилось на занятии.
Отмечаются успехи детей.

Конспект занятия (подготовительная логопедическая группа).

Тема: «Звуки Р-Р, Буква «Р». Перелётные птицы».

Задачи:

  1. Развитие слухового внимания, фонематического анализа и синтеза.
  2. Активизация словарного запаса по темам: «Весна, перелётные птицы.»
  3. Образование сравнительной степени прилагательных, сложных слов, антонимов.
  4. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Материал к занятию:

  • Жар- птица, звуковые домики, Цветы; карточки с буквами; яблоки (с обратной стороны-скороговорки для чтения).

Ход занятия:

1. — Дети, у нас сегодня на занятии гость из сказки. Угадайте, как его зовут. Логопед загадывает детям загадку:

Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло в ночи, как днём.
(Жар- птица).

Жар-птица приготовила для вас интересные игры. Хотите поиграть с Жар-птицей? Тогда повторяйте за мной волшебные слова:

Ра — Ра – Ра – начинается игра.
Ро-ро-ро — я держу в руке перо.

Логопед открепляет одно пёрышко от Жар-птицы, прикрепленной на доске. С обратной стороны написано задание: зачеркните две одинаковые буквы.

Дети садятся за столы, на столах лежат карточки. На них написаны буквы: Р. В П. Е Т С Р. Н Т А П. Зачеркнув одинаковые буквы, дети читают слово: « Весна».

2. Логопед открепляет второе пёрышко. На нём написано: Исправь ошибки.

Развитие слухового внимания. Дидактическая игра «Исправь ошибки».

Логопед читает текст:

Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День становится всё короче(длиннее), а ночи длиннее(короче). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Люди уже позаботились о грачах (скворцах)- сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки), пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы — колокольчики (подснежники).

Скажите, что происходит весной с солнцем? Солнце светит ярче, пригревает, согревает землю.

Что происходит со снегом — чернеет, тает, появляются ручьи.

Что делают ручьи? Журчат.

Что происходит в природе? Возвращаются птицы.

3. Логопед открепляет третье пёрышко. На нём написано: Сравните начало весны с концом.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Дети, как вы думаете, зимой лес красивый? А весной, когда появятся первые листочки, он будет каким? – ещё красивее; кудрявый лес-ещё кудрявее; дремучий лес – ещё дремучее; пение птиц радостное — будет – радостнее; Солнце яркое — будет ярче, пение птиц громкое — будет громче, снег рыхлый — будет рыхлее. Воздух прозрачный — будет прозрачнее. Птицы летят быстро — будут быстрее.

4. На четвёртом перышке написано: Читаем скороговорки — знакомимся со звуками.

Жар-птица очень любит яблоки, она решила угостить и вас. Яблоки необычные, волшебные. Прочитайте, что написано на них. С обратной стороны написаны скороговорки, дети читают их:

а) На соседа, на грача,
Накричал грач сгоряча.

б) Грач кричал, грач горячился.

в) А сосед не огорчился.

г) Скроил скворец сороконожке сороконожкины сапожки.

д) Сошьёт скворец исправно в срок.

е) Все сорок скроенных сапог.

ж) Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула.
Проворонила ворона воронёнка.
Три сороки тараторки тараторили на горке.

Какой звук произносится чаще других? Звук «Р» Характеристика звука. (Согласный, звонкий, твёрдый). У звука «Р» есть братик, звук «рь». (Согласный, звонкий, мягкий).

5. На пятом пёрышке написано: Найди звук.

Дидактическая игра «Звуковые домики».

Дети определяют наличие звуков «Р-Рь» в слове (начало, середина, конец слова). Логопед называет слова, дети определяют позицию звуков «Р-Рь» в слове и кладут звоночек в соответствующее окошечко.

Слова: Верба, Стриж, проталина, скворец, грач, жаворонок, скворечник, ручеёк.

6. На шестом пёрышке написано: Поиграй с птичками.

Какие птицы прилетают весной? Назовите.

В названии каких птиц вы услышали звуки «Р — Рь»?

а) Дидактическая игра: «Назови птенца».

  • Грач — грачонок-грачата;
  • стриж — стрижёнок — стрижата;
  • журавль — журавлёнок — журавлята;
  • скворец-скворчонок-скворчата.

б) Дидактическая игра «Сложные слова».

  • Белая грудь — белогрудая;
  • длинные крылья — длиннокрылая;
  • короткий хвост — короткохвостая;
  • чёрные глаза — чёрноглазая;
  • серые глаза — сероглазая;
  • громкий голос — громкоголосая;
  • пестрые крылья — пёстрокрылая.

7. На седьмом пёрышке написано — превращение.

Дети оказываются на полянке и превращаются в весну. Произносят волшебные слова: Вокруг себя повернись, в Весну превратись. Дети представляют себя доброй и ласковой весной. Они дарят природе подарки: деревьям – листву, лугам – траву и цветы.

Снова нет ручьям покоя — (водят хоровод, идут по кругу).
День и ночь журчат в кустах (останавливаются, изображают волны руками).
Ходит солнце золотое (поднимают руки вверх, делают руками полукруг).
В чистых- чистых небесах. (Дети приседают — встают).
Льёт лучи на лес и луг (делают взмахи руками).
И на все цветы вокруг. (Показывают цветок над головой).

8. На восьмом пёрышке написано: «Найди пару».

На полянке разложены цветы. На них написаны слова. Дети читают слова и находят пару.

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Враг — друг, зло — добро, вражда — дружба, печаль — радость, трусость — храбрость, лень — трудолюбие.

9. На девятом пёрышке написано: «Заколдованные птицы».

Из перепутанных букв дети составляют названия птиц.

10. На десятом пёрышке написано: Угадайте, что всего дороже?

Дети называют картинки, выделяют первый звук и составляют слова. Затем они записывают все слова на карточке. Записав все слова, дети читают пословицу: «Дружба и братство дороже богатства.»

11. Итог занятия.

Выходите, дети на лужок,
Встаньте все в кружок.
Солнце, солнце посвети,
Нас ярким лучиком освети.

Дети закрывают глаза и пытаются ощутить тепло, затем берутся за руки и передают тепло своих рук друг другу.

Шабалина Светлана Витальевна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 139,
г. Иркутск

Тема: “Перелетные птицы”.

Цель: — расширение и активизация словаря.

Задачи: — образовывать множественное число существительных;

  • учить согласовывать существительные с числительными;
  • учить изменять существительные по падежам;
  • учить образовывать притяжательные прилагательные;
  • развивать координацию речи с движением;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать слуховое внимание;

Оборудование: картинки с изображением перелетных птиц, мяч.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Стихотворение “Осень”.

Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят….
Видно тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)

Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы). Каких еще перелетных птиц вы знаете?(картинки)

Игра “Кого не стало?” (по картинкам).

2. Введение в тему. (картинки с изображением перелетных птиц )

Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы)
Каких еще перелетных птиц вы знаете?
Почему мы называем птиц перелетными?
Почему они улетают в теплые края?

Части тела птиц. (схема)

Есть две лапки, клюв, два крыла, хвост, тело покрыто пухом и перьями.

— показать, где у птички клюв, хвост….
— назвать части тела птички.

3. Игра “Один- много”

Кукушка – кукушки, журавль — журавли,
скворец — скворцы, соловей — соловьи,
жаворонок – жаворонки, лебедь — лебеди,
грач — грачи, утка — утки,
ласточка – ласточки, грачонок – грачата,
аист – аисты гусенок – гусята.

Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет,
журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.

5. Игра “У кого кто ”.

У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля — журавленок, журавлята.
У скворца — скворчонок, скворчата.
У лебедя — лебеденок, лебедята.
У грача — грачонок, грачата.
У утки — утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

6. Физкультминутка “Журавли учатся летать” Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.

Пальчиковая гимнастика “Уточка”

Шла уточка бережком, (“идут” двумя пальчиками по столу,
Шла серая по крутому. переваливаясь.)
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (загибают безымянный палец; большой
палец.)
И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого. (загибают указательный палец.)

7. Игра “Поиграем посчитаем” (по картинкам).


Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна кукушка, две кукушки,…, пять кукушек.
Одна птица, две птицы,…, пять птиц.
Один аист, два аиста,…, пять аистов.
Один гусь, два гуся,…, пять гусей.
Одно гнездо, два гнезда,…, пять гнезд.

8. Игра “Чей, чья, чье?”

Клюв (чей?) птичий, утиный, гусиный.
Голова (чья?) птичья, утиная, гусиная.
Гнездо (чьё?) птичье, утиное, гусиное.

9. Итог занятия . Вспомнить о чём говорили. Что понравилось? Кириллова Ю., учитель-логопед.

В ходе урока учащиеся закрепляют навыки произношения звуков [л]–[л"], совершенствуют грамматический строй речи, навык звукового анализа и синтеза, развивают артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные : уточнить словарь «Весна. Перелётные птицы.»; закрепить навык произношения звуков [Л-Ль], изолировано и в слогах, совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза (3-х звуковые слова); продолжать учить составлять сложноподчинённые предложения.
  • Коррекционно-развивающие : развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи), учить ориентироваться на плоскости и в пространстве.
  • Коррекционно-воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

Материалы и оборудование:

  • Фланелеграф.
  • Тематические картинки по теме: зима, весна; перелётные, зимующие птицы; признаки весны.
  • Символы звуков; символы для составления предложений.
  • Карта. Компас. Бинокль. Фонарик. Мяч. Игрушка-попугай. Сундучок с «монетами» – конфетами. Конверты с письмами. Гнездо, кормушка, зерно.

Ход занятия

Дети входят в группу, их встречает Попугай (игрушка):

– Ребята, вашу группу посетили волшебные пираты и превратили её в заколдованные острова. Жители этих островов просят вашей помощи, просят спасти их от злых чар. Вы готовы им помочь?

Дети: – Да, готовы!

Педагог: – Нам придётся плыть по океану, на чём мы можем отправиться в путешествие?

Дети: – На лодке, на корабле, на плоту, мы выбираем пароход.

Педагог: – Для путешествия нам понадобятся некоторые предметы из этого сундучка. Выберите подходящие предметы.

(Дети выбирают предметы и объясняют свой выбор):

– Компас и карта (Рисунок 1) нам необходимы, чтобы знать, куда плыть. Бинокль нужен, чтобы смотреть вдаль. Фонарь будет освещать нам дорогу.

Рисунок 1

Педагог: – Прощаемся с попугаем и отправляемся в путь. Посмотрите на карту, куда нам надо плыть? Что нарисовано на следующем острове?

Дети: – Две снежинки.

Педагог: – Какая цифра должна быть на этом острове?

Дети: – Цифра «2»

Педагог: – Давайте посмотрим в бинокли (дети из пальчиков изображают бинокли), близко этот остров?

Дети: – Далеко.

Педагог: – Чтобы наш пароход отправился в путь, необходимо произнести волшебные слова:

«Пароход по волнам плывёт,
Пароход гудок даёт – Л,
Л-Л-Л-Л-Л-Л.
А вдали гудит он – Ль,
Ль-Ль-Ль-Ль-Ль».

(Дети передвигаются по группе к «острову 2» и произносят звуки Л-Ль).

На «острове 2» они находят конверт, в нём письмо и картинки-символы с признаками весны (Рисунок 2).

Рисунок 2

Педагог: – Ребята, посмотрите, здесь конверт с письмом. Жители этого острова написали письмо: «Пираты перепутали-заколдовали все времена года. У нас всё время холодно, а мы мечтаем о …». О каком времени года пишут в письме, если всё время холодно?

Дети: – О зиме.

Педагог: – Какое время года наступит после зимы?

Дети: – Весна.

(На фланелеграф выставляют картинки-символы «Зимы», «Весны»).

Педагог: – Давайте расскажем о весне, помогут нам маленькие картинки из конверта.

(По картинкам-символам составляют рассказ о весне, достают картинки из конверта, объясняют её и выставляют на фланелеграф).

Дети: – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. Прилетают птицы. Появляются насекомые.

Педагог: – Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу цветок и говорить красивые слова о весне. Весна, какая?

Дети: – Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная.

Педагог: – На этом острове мы справились с заданием, отправляемся дальше, посмотрим по карте, куда надо плыть.

Дети: – На остров, обозначенный тремя птичками, ищем цифру 3.

Педагог: – Произнесём волшебные слова

«Туча мимо проплыла.
Пароходы гудят – ЛА.
ЛА-ЛА-ЛА-ЛА-ЛА»

(Дети переходят к третьему столу. На нём лежат картинки с изображениями гнезда, кормушки, пера, зерна, птичьих следов).

Педагог: – Что это? Чьё гнездо? Дети: – Птичье.

– Чья кормушка? – Птичья.

– Чей корм? – Птичий.

– Чьи следы? – Птичьи.

Педагог: – Кто живёт на этом острове?

Дети: – Птицы.

(Открывается фланелеграф, на нём картинки зимующих и перелетных птиц (Рисунок 3)).

Рисунок 3

Педагог: – На одной половинке острова жили зимующие птицы, на другой – перелётные, пираты всех птиц перепутали. Давайте расселим птиц правильно, под знаком «солнышко » поместим картинки с перелётными птицами, а под знаком «снежинка » с зимующими.

– Возьми картинку, кто у тебя, куда поселишь, почему?

(Дети выполняют задание, отвечают на вопросы).

Педагог: – Почему этих птиц называют перелётными?

Дети: – Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

Педагог: – Почему птицы улетают осенью?

Дети: – Становится холодно и нечем питаться.

Педагог: – Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?

Дети: – Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.

Педагог: – Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?

Дети: – Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.

Педагог: – Давайте вспомним, как называют птенцов.

Игра с мячом «Кто у кого»

У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у вороны-воронята, у стрижа – стрижата, у утки – утята, у скворца – скворчата.

Педагог: – На этом острове мы тоже справились с заданием, смотрим по карте, куда нам надо плыть дальше.

Дети: – На острове нарисовано четыре жука, ищем цифру 4.

(Перемещаются к следующему «острову 4», проговаривая чистоговорку).

«Остров видим мы в дали
Произносим дружно – ЛИ
ЛИ-ЛИ-ЛИ-ЛИ-ЛИ».

Педагог: – Мы попали на остров насекомых, но я здесь никого не вижу. Давайте фонариком посветим, никого нет.

(Нашли мешочек и конверт с письмом): «Пираты перепутали звуки и насекомые исчезли, чтобы их вернуть, надо составить 2 слова ЖУК и ОСЫ».

Педагог: – Достаньте из мешочка по одной картинке (Рисунок 4). Составим сначала слово ЖУК. Выйдите те, у кого есть нужные картинки. Какой звук первый? Второй? Последний? Получилось слово ЖУК?

Рисунок 4

А теперь составим слово ОСЫ (выполняют задание аналогично первому, выкладывают слова на фланелеграфе).

Вы справились с заданием, теперь появятся насекомые и у птиц будет много еды. Птицы будут весело петь, давайте вспомним весёлое стихотворение о весне.

Речь с движением «Веснянка»

(Находят следующий конверт с письмом ): «Помогите! Пираты могут сделать то, что вприроде делать нельзя! Они могут нам навредить!»

Педагог: – давайте составим таблички по охране птиц, расскажем о том, что нельзя делать и почему.

(Дети парами составляют из картинок-символов (Рисунок 5) фразы).

Рисунок 5

Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

Педагог: – Теперь все посетители острова будут знать эти правила, и вы их не забывайте. Давайте посмотрим, что показывает карта. Мы приплываем на остров, с которого начали свой путь.

Детей встречает Попугай : – Ребята, вы расколдовали все острова, и мы снова услышим пение птиц. В благодарность птицы оставили вам подарок, вы сможете найти его по этой записке.

(Дети читают записку из картинок-символов (Рисунок 6)).

Рисунок 6

В первой записке надо «Заглянуть в вазу». В вазе находят следующую записку «Смотреть на книге». На книге находят ещё одну записку «Смотри под шляпой». Под шляпой обнаруживают сундучок с «золотыми монетами» (конфеты).

Использованная литература:

  1. Ткаченко, Т.А . Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 48 с.
  2. Ткаченко, Т.А. Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие. Методическое руководство для проведения упражнений. – М.: Изд.«Книголюб», 2010. – 56 с.
  3. Куликовская, Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 128 с.
  4. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» – 1996. – 128 с.: ил.

| весна | чумачече весна | перелетные | перелетные птицы | птица скачать | итогов | итоговая | комплексное | комплексно | занятие | конспекты занятий | старшей | порно постарше | логопедической | логопедические занятия | группе | группы песен | для | детей | дитя | онр | онр у детей | детский | детский сад | Страничка логопеда | Весна Перелетные птицы Итоговое комплексное занятие в старшей логопедической группе для детей с ОНР Детский сад