Краткое содержание почему меня нет на фотографии. Анализ «Фотография, на которой меня нет» Астафьев. Ценности, привитые детством

«Судьба человека» — это замечательный рассказ известного советского писателя , которая была создана в 1956 году. Впервые произведение было опубликовано в газете «Правда» и сразу же вызвало повышенный интерес среди широкого круга читателей.

Это интересно! На основе данного рассказа в 1959 году кинорежиссер С. Бондарчук снял художественный фильм, в котором исполнил роль главного героя.

В основу сюжета произведения легла реальная история знакомого Шолохова, фронтовика, с которым автор познакомился в 1946 году во время охоты.

Спустя 10 лет всего лишь за неделю был написан рассказ, в котором подробно описана трагическая судьба советского человека, жившего в сложные времена.

Неизвестно, почему Шолохов так долго вынашивал идею написания рассказа, но, со слов самого автора, вспомнил он эту печальную историю после прочтения одного из произведений Хемингуэя.

Краткий пересказ по главам

Для тех, кто не располагает достаточным количеством свободного времени, предлагается читать краткое содержание рассказа «Судьба человека» максимально подробно по главам.

Глава первая

На улице была весна. Рассказчик вместе со своим другом ехал в станицу Букановская на повозке, которая была запряжена двумя лошадьми. Маленькая речушка очень сильно разлилась, поэтому гужевой транспорт с трудом пробирался по весенней распутице.

Чтобы перебраться на другой берег реки, рассказчику пришлось переплыть реку на полуразваленной лодке. Добравшись, мужчина хотел закурить, но сигареты совсем намокли. Еды и питья тоже не было.

Так и прождал бы рассказчик целый день, если бы в этот момент откуда-то не появился мужчина.

Водитель Андрей Соколов принял рассказчика за такого же шофера и решил поговорить с коллегой.

Мужчина не стал сообщать о своей настоящей профессии и сказал лишь, что на берегу реки ждет свое руководство.

Андрей Соколов увидел, что рассказчик сушит мокрые сигареты. Одному Соколову курить было скучно, и он угостил собеседника своим табаком.

Мужчины закурили, разговорились, но, стесняясь своего мелкого обмана, рассказчик больше слушал, чем говорил о себе. Так завязалось их знакомство.

Глава вторая

Андрей Соколов рассказывал о своей жизни. Родом мужчина был из Воронежской губернии, а родился в далеком 1900 году. Во времена Гражданской войны сражался против «белых» в рядах отряда Киквидзе на стороне красноармейцев.

Когда настал голодный 1922 год, пришлось податься на юг России, чтобы хоть как-то выжить. Там Андрей Соколов работал на кулаков. Мать с сестрой умерли от голода, так его и не дождавшись.

После возвращения в родную деревню Андрей Соколов продал дом, а затем отправился жить в Воронеж.

Устроился там в мастерскую плотником, затем пошел учиться на слесаря и трудился по специальности на заводе. Сразу же женился на сиротке Иринке, которая выросла в детдоме и знала ценность семьи.

Иринка была очень заботливой, нежной и ласковой женой, не повышала на мужа голос даже в тех ситуациях, когда Соколов с товарищами изрядно напивался после работы.

Но с рождением сына и двух дочерей мужчина полностью завязал со спиртным.

Так же, как и все, жил Андрей Соколов простой жизнью советского человека, растил детей, любил супругу. В 1929 году переучился на шофера и перешел на должность водителя грузовика. Все было у него хорошо, все ладилось, но тут началась война.

Глава третья

На фронт Андрея Соколова собирала вся его дружная семья.

Дети были сдержанными, молча глядели на отца, а жена плакала и говорила, что, наверное, больше с ним не увидится.

Соколов приказал супруге не хоронить его заживо и уехал воевать. В дивизии служил водителем.

В первые же месяцы боевых действий получил два легких ранения, а когда их соединения воевали под Лозовеньками, попал под артиллерийский обстрел.

Грузовик с боеприпасами перевернуло, а сам Соколов получил тяжелую контузию.

Соколов попал в плен к немцам, которые сняли с него сапоги и заставили шагать в расположение части. Спустя некоторое время еле живого Соколова догнали его же сослуживцы. Все вместе пленные солдаты продолжили шагать под конвоем. На ночевку остановились в старой церкви.

За эту ночь случилось три основных события:

  • немцы расстреляли верующего человека, который все время просился выпустить его в туалет, и тем самым надоедал фашистам;
  • незнакомый человек, также попавший в плен, представился военным врачом и вправил ему вывихнутую руку;
  • Соколов задушил солдата Крыжнева, который собирался выдать пленного рядового, являющегося коммунистом.

Всю дорогу до самой Познани Андрей Соколов мечтал о побеге.

Вскоре немцы расстреляли одного еврея и еще троих россиян, которые, по мнению фашистов, имели еврейскую внешность.

Соколова отправили копать могилы. Андрей воспользовался случаем и дал деру.

На четвертые сутки фашисты догнали мужчину, а служивые собаки чуть не загрызли его до смерти. Дальше был месяц карцера и принудительные работы по всей Германии.

Глава четвертая

Однажды мужчина допустил оплошность, сказав, что для полноценной выработки каждый должен добыть в день не менее 4 кубов камня, а для каждого рабочего на могилу и одного куба достаточно. Кто-то донес эти слова коменданту Мюллеру, который сразу же вызвал его на допрос.

Фашист грозился расстрелять Соколова, но Андрей не дрогнул. Сказал, чтобы выводили и стреляли.

Тогда немец налил пленнику стакан водки и положил сверху хлеб с аппетитным куском сала. «Пей за победу великой Германии,» — сказал Соколову фриц.

Но Андрей отказался и ответил, что не употребляет спиртное. После этого фашист предложил ему выпить за то, что его сейчас распишут на заднем дворе.

Соколов двумя резкими глотками опустошил стакан. На предложение закусить салом и хлебом, ответил, что не закусывает, когда выпивает первый стакан.

Тогда немец налил второй стакан. Соколов выпил, так же не съев ни кусочка хлеба. Фашист наполнил стакан в третий раз. Андрей выпил в растяжку, а затем отломил немного хлеба и закусил. Сало при этом не тронул.

Присутствующие в комнате немцы, да и сам Мюллер, были восхищены смелостью советского солдата, который перед лицом смерти не пасовал и, несмотря на все унижения, сохранял собственное достоинство. За это комендант дал пленному буханку хлеба и кусок сала, которые Андрей Соколов поделил поровну.

Глава пятая

В 1944 году Соколова как опытного водителя назначили шофером одного немецкого офицера, служившего в инженерных войсках. Тот неплохо относился к пленному, а иногда даже угощал едой.

Утром 29 июля фашист приказал Соколову везти его за город, где под его командованием строились военные укрепления. Соколов воспользовался моментом, оглушил фрица и поехал в сторону линии фронта. Военнопленный оказался между двух огневых линий.

Вслед беглецу стреляли фашисты, а впереди из пулеметов били уже свои советские войска. Соколов свернул в сторону леска, остановил автомобиль и упал на землю.

Воздух в груди перехватывало, а вся машина была насквозь прошита пулями. К нему подошли советские солдаты, которые подобрали Андрея, а затем отправили на лечение в госпиталь.

Находясь в медсанчасти, мужчина написал домой письмо, ответ на которое пришел от деда Ивана из соседнего дома.

В нем говорилось, что во время авиационного налета дом был полностью разрушен и в тот момент в нем находились практически все его близкие. В живых остался только сын, который отсутствовал и не пострадал от снаряда. Узнав о случившемся, сын записался в ряды добровольцев и пошел воевать.

После выписки из госпиталя Соколов отправился в Воронеж, чтобы собственными глазами посмотреть на дом. На том месте, где ранее было их жилье осталось только углубление в земле, образовавшееся после взрыва. После этого солдат сразу же вернулся в дивизию.

Глава шестая

Спустя 3 месяца к Андрею пришла радостная новость. Сын Соколова Анатолий оказался жив и прислал отцу письмо.

Сразу же после мобилизации Анатолия направили в артиллерийское училище. Парень закончил учебное заведение с отличием и сейчас командует батареей.

Командованием Соколову младшему уже присвоено звание капитана.

Радость Андрея Соколова длилась недолго, так как 9 мая 1945 года сына застрелил немецкий снайпер.

Глава седьмая

После завершения войны Андрей Соколов, как и большинство мужчин, демобилизовался. Мужчина не знал, что делать дальше, как жить. Пришла ему идея отправиться в Урюпинск. В этом городе жил его старый товарищ. Детей у него с женой не было, поэтому Андрей решил, что не будет их сильно обременять.

В чайной возле вокзала встретил парнишку по имени Ваня. Мальчишка был таким же сиротой. Они сдружились и вместе отправились к бывшему сослуживцу.

Андрей Соколов усыновил Ванюшку. Затем устроился водителем на грузовики, и в рабочее время случайно сбил корову.

За это инспектор отобрал у Соколова водительское удостоверение.

После этого Соколов решил переехать в другую область, в город Кашары, о чем уже давно говорил с боевым товарищем.

Там мужчина сможет получить новую книжку шофера и снова работать на грузовике. Андрей вместе с Ванюшкой отправились в Кашары.

Рассказчик с тяжелым сердцем слушал весь этот краткий пересказ жизни Андрея Соколова.

Вдруг подошла лодка, и мужчине нужно было ехать дальше, и уставший Соколов с усыновленным мальчишкой пошли дальше своей дорогой в Кашары.

В душе рассказчика была теплая надежда, что рядом с таким мужественным советским человеком из Ванюшки обязательно вырастет настоящий защитник своей Родины.

Полезное видео

Подведем итоги

Также сюжет данного произведения можно прочесть на сайте брифли или википедии. Независимо от источника, на котором изложен рассказ, повесть не оставит равнодушным ни одного читателя.

«Фотография, на которой меня нет»

Произведение «Фотография, на которой меня нет» написал Виктор Павлович Астафьев. В нем он рассказывает о своем детстве, о себе, о жизни родной деревни.

Главный герой рассказа -мальчик Витя. Он сирота, живёт с бабушкой и дедом в деревне Овсянка в Сибири. Его прадеда, как и многих его односельчан, раскулачили и теперь в его родовом имении находится школа. Местные мужики сами сделали парты, а учитель и его жена смогли собрать деньги на карандаши и тетрадки. Так у ребятишек появилась возможность учиться. В довоенное время в деревне жилось очень туго, но деревенские жители жили одной семьей, помогая друг другу.

И вот в деревне намечается важное событие: приезжает фотограф, который будет фотографировать учащихся школы. Ребята долго обсуждали, кто где на фотографии будет сидеть. И решили, что впереди будут сидеть отличники. Витя и его друг Санька поняли, что их место в заднем ряду, «надулись» и пошли на увал. Там они долго катались на санках, промокли и замерзли. А ночью наступила расплата: у Вити сильно разболелись ноги, от переохлаждения обострился ревматизм. И в знаменательный для школьников день, мальчик не смог стать на ноги. Саня, чтобы поддержать друга, тоже отказывается фотографироваться. Витя болел долго, фотографию учителю пришлось принести ему домой. Мальчик очень обрадовался и долго её рассматривал. А бабушка ещё долго рассказывала соседям какой уважаемый человек к ним заходил.

Основная мысль

Рассказ «Фотография, на которой меня нет»- это небольшое воспоминание из жизни автора, где он рассказывает:

  • о суровых буднях деревни в довоенное время;
  • о помощи и взаимовыручке жителей;
  • о сопереживании и настоящей дружбе;
  • об уважении к учителям.

Он заставляет нас задуматься о душе, о человеческих ценностях и о том как дорога память. Автор, будучи уже взрослым, часто с улыбкой рассматривает пожелтевшую фотографию и вспоминает своё детство, учителя, своих одноклассников. Многие из них не вернулись с войны, но фото хранит о них память. Фотография-это наша память, наша история.

­Краткое содержание Фотография, на которой меня нет

В один из зимних дней в деревню приехал фотограф, для фотографирования учеников местной школы. Для них это было большое событие, все начали обсуждать, где кто сядет, как будут выглядеть на фотографии. Витя и его друг Санька, узнав, что они, как плохие ученики, будут сидеть при фотографировании в самом заду, расстроились и ушли кататься на санках с крутой горки. Катались так долго, что Витя застудил ноги, а они у него начинали страшно болеть. По словам бабушки , это была «рематизни»,­ болезнь перешла ему от мамы.

Поутру, он уже не мог и ходить. В обед за ним пришёл Санька, сказав, что аппарат уже поставили и его учитель зовёт. Витя, несмотря на все попытки, встань на ноги не смог. Видя, в каком состоянии его друг, Санька тоже решил не идти фотографироваться.

Через неделю, к всё ещё больному Вите пришёл учитель и отдал фотографию, где были все ученики школы, кроме него и Саньки. Бабушка очень гостеприимно встретила учителя, так как его все уважали в деревне, и всегда старались сделать ему что-нибудь приятное. Все помнили, как он подымал школу – не было ни учебников, ни парт, ни даже тетрадей и ручек. Учитель придумал такую вещь – предложил сдать всякий ненужный хлам с чердаков, отвёз его в город и накупил карандашей и тетрадей. Потом выпросил в городе учебники. Местным мужикам поставил магарыч, и они сделали парты и стулья.

Самое интересное, что здание школы когда-то было домом Витиного прадеда и деда, но когда было раскулачивание, то выгнали их вместе с семьями на улицу. Той поздней осенью повыгоняли многих владельцев домов, и они все умерли бы, если бы не родственники, которые приютили их у себя. Активисты, кто выселял людей, пропивали и разоряли дома зажиточных крестьян, так что эти дома быстро приходили в упадок. Особенно любили это делать Болтухины, не один дом они так разорили, пропив и разрушив там, всё, что только можно.

За эти годы многие дома в деревне сгорели, большинство были запущены, все боялись выселения и ничего не делали. Затем произошло второе раскулачивание, когда людей уже высылали из деревни. Больше о них никто и никогда не слышал. В это раскулачивание, один из крестьян, Кирилла, не выдержал и убил управляющего.

В дальнейшем, в здании школы было правление колхоза, затем, когда он развалился, жили Болтухины, которые его убили полностью. После них, дом стал такой ветхий, что его решили разобрать, а местные, под шумок, продали и пропили брёвна.

Автор вспоминает своего учителя, который очень любил своих учеников, был готов защищать их, как однажды от змеи, хотя ранее, никогда змей не видел. Фотография эта сохранилась, это великая память, но ещё и страшное воспоминание, ведь фотография сделана на фоне его разорённого дома.

Объяснение трудных слов из текста

Рематизни - искажённое название ревматизма – воспалительное заболевание опорно-двигательной системы.
Магарыч - алкоголь, обычно бутылка водки или самогона.
Раскулачивание - процесс лишения богатых крестьян своего имущества в 1930 годах.
Зажиточный - состоятельный, имеющий достаток, богатый.

Видео краткого содержания

Глухой зимой нашу школу взбудоражило невероятное событие: к нам едет фотограф из города. Фотографировать он будет «не деревенский люд, а нас, учащихся овсянской школы». Возник вопрос - где селить такого важного человека? Молодые учителя нашей школы занимали половину ветхого домишки, и у них был вечно орущий малыш. «Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставить у себя». Наконец фотографа пристроили у десятника сплавной конторы, самого культурного и уважаемого человека в селе. Весь оставшийся день школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». По всему выходило, что меня и левонтьевского Саньку посадят в самый последний, задний ряд, поскольку мы «не удивляли мир прилежанием и поведением». Даже подраться не получилось - ребята просто прогнали нас. Тогда мы начали кататься с самого высокого обрыва, и я начерпал полные катанки снега. Ночью у меня начали отчаянно ныть ноги. Я застудился, и начался приступ болезни, которую бабушка Катерина называла «рематизня» и утверждала, что я унаследовал её от покойной мамы. Бабушка лечила меня всю ночь, и уснул я только под утро. Утром за мной пришёл Санька, но пойти фотографироваться я не смог, «подломились худые ноги, будто не мои они были». Тогда Санька заявил, что тоже не пойдёт, а сфотографироваться успеет и потом - жизнь-то долгая. Бабушка нас поддержала, пообещав свезти меня к самому лучшему фотографу в городе. Только меня это не устраивало, ведь на фото не будет нашей школы. В школу я не ходил больше недели. Через несколько дней к нам зашёл учитель и принёс готовую фотографию. Бабушка, как и остальные жители нашего села, относилась к учителям очень уважительно. Они ко всем были одинаково вежливы, даже к ссыльным, и всегда готовы были помочь. Даже Левонтия, «лиходея из лиходеев», наш учитель смог утихомирить. Помогали им деревенские, как могли: кто за дитём посмотрит, кто горшок молока в избе оставит, кто воз дров привезёт. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями. Работать они начинали в «доме с угарными печами». В школе не было даже парт, не говоря уже о книжках с тетрадками. Дом, в котором разме­стилась школа, срубил ещё мой прадед. Я там родился и смутно помню и прадеда, и домашнюю обстановку. Вскоре после моего рождения роди­тели отселились в зимовье с протекающей крышей, а ещё через неко­торое время прадеда раскулачили. Раскулаченных тогда выгоняли прямо на улицу, но родня не давала им погибнуть. «Незаметно» бездомные семьи распределялись по чужим домам. Нижний конец нашего села был полон пустых домов, остав­шихся от раскулаченных и высланных семей. Их-то и занимали люди, выброшенные из родных жилищ накануне зимы. В этих временных пристанищах семьи не обживались - сидели на узлах и ждали повтор­ного выселения. Остальные кулацкие дома занимали «новожители» - сельские тунеядцы. За какой-нибудь год они доводили справный дом до состояния хибары и переселялись в новый. Из своих домов люди выселялись безропотно. Только один раз за моего прадеда заступился глухонемой Кирила. «Знавший только угрюмую рабскую покорность, к сопротивлению не готовый, уполномоченный не успел даже и о кобуре вспомнить. Кирила всмятку разнёс его голову» ржавым колуном. Кирилу выдали властям, а прадеда с семьёй выслали в Игарку, где он и умер в первую же зиму. В моей родной избе сперва было правление колхоза, потом жили «ново­жители». То, что от них осталось, отдали под школу. Учителя организо­вали сбор вторсырья, и на вырученные деньги купили учебники, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили нам парты и лавки. Весной, когда тетради кончались, учителя вели нас в лес и рассказывали «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо». Уже много лет прошло, а я всё ещё помню лица моих учителей. Фамилию их я забыл, но осталось главное - слово «учитель». Фото­графия та тоже сохранилась. Я смотрю на неё с улыбкой, но никогда не насмехаюсь. «Деревенская фотография - своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а ещё не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разорённого гнезда».

Рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» – это небольшое автобиографическое произведение, где автор описывает приезд фотомастера в его родную деревню. Фотограф снимал сельских школьников, а сам мальчик, не вовремя заболевший, не попал на снимок, отсюда и смысл названия рассказа. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения «Фотография, на которой меня нет». Материал может быть использован при подготовке к уроку литературы в 8 классе по данному плану.

Краткий анализ

Год написания – 1968 г.

История создания – Приезд фотографа в глухую деревушку. Фотография, попавшая в руки писателя, напомнила о прошлом, и так началась история создания рассказа.

Тема – В своем рассказе писатель раскрывает тему семейных традиций, тему патриотизма и любви к родине, к ее истории.

Композиция – Особенность композиции рассказа Астафьева заключается в том, что повествование идет от рассказчика сначала от маленького мальчика, а заканчивается зрелым взглядом взрослого человека.

Жанр – Автобиографический рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, ее населяющих, о своем детстве.

Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их теплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка дает понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.

Тема

Автобиографический рассказ Астафьева повествует о жизни сибирской деревни в довоенные годы.

В «Фотографии, на которой меня нет» анализ произведения дает понять, какой глубокий смысл содержит это творение автора. В рассказе четко прослеживается основная мысль, касающаяся каждого человека. Историческая тема, тема родственных отношений , о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.

В своей истории писатель рассказывает о приезде в деревню городского фотографа. Действие происходит в довоенное время, и это считается значительным событием для каждого из сельчан.

Главный герой, вместе со своим другом, намокнув в снегу, заболел, и не смог пойти в школу. Бабушка всеми средствами пытается вылечить внука, чтобы он смог сходить сфотографироваться, но усилия любящей бабушки тщетны, болезнь крепко приковала мальчика к постели. К нему приходит друг Санька, и когда видит, что Витя не может идти, тоже отказывается сниматься. Так проверяется настоящая дружба, какое великодушное сердце и какую сильную волю надо иметь, чтобы отказаться от такого события, которое, может, больше и не повторится. На примере Санька, становится ясно, чему учит рассказ, а именно, умению отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, Санька понял, что именно такой поступок, в данный момент, является самым важным, и не только для больного друга, но и для него самого. Это настоящий пример самоотверженности и великодушия.

В рассказе проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни.

В рассказе присутствует образ учителя , уважаемого человека в деревне. Это интеллигентный, образованный человек, вежливый и дружелюбный. Жители деревни относятся к нему с уважением, прислушиваются к его мнению. Женщины приносят ему деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребенком, делают это ненавязчиво и незаметно. Подшивают учителю валенки, помогают с дровами. Городской житель, он полностью отдается своей работе, самоотверженно променяв городскую жизнь на воспитание и обучение деревенских ребятишек. Именно учитель принес Вите фотографию, где сняты деревенские школьники, а самого Вити нет. Это тоже пример доброты и сопереживания.

Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родового дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит в себе события тех далеких дней, являясь летописью истории.

Композиция

В композиции произведения, автор использует характерную для него особенность рассказа – два автора . На протяжении всей истории, события довоенного времени, описываются глазами ребенка, наивного и непосредственного, верящего в счастливое будущее. И лишь в самом конце появляется взрослый автор, который смотрит на старое фото, и видит все прошедшее время глазами человека, пережившего войну, потерявшего на ней многих из тех, кто остался лишь на этой фотографии. Довоенный период и война, все это проходит перед глазами читателя. Хотя в рассказе и нет описания военной трагедии, это подразумевается само собой, и в этом заключается особенность композиционного построения рассказа. Сделав такой вывод, читатель по-другому начинает относиться к жизни, к старым фотографиям, в которых хранится история.

Главные герои

Жанр

Небольшой рассказ «Фотография, на которой меня нет», входит в автобиографическое произведение писателя «Последний поклон», чей жанр определяется как повесть, состоящая из рассказов. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является одной из глав «Последнего поклона».

Произведение писателя автобиографично не только для него, но и для читателей. Все события близки и узнаваемы, герои настолько реальны, что многие из читателей узнают в них себя и своих близких, и дальних родственников. В создание этой книги, писатель вложил всю свою душу, и поэтому, она так дорога и понятна.