Какими свойствами различаются песок и глина. Занятие с детьми старшей группы «Свойства песка и глины

Поговорим о свойствах песка и глины (рис. 2). Если проводить опыты, то можно обнаружить, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Если положить кусочек глины в стакан с водой и тщательно все размещать, то можно увидеть, что на дно осядут мелкие камушки, песчинки, а мелкие частички будут плавать, делая воду мутной. Если слить эту мутную воду и дать ей отстояться, то скоро на дне мы обнаружим слой глинистого ила. А если смочить образцы песка и глины водой и попробовать скатать шарики, то можно увидеть, что из глины легче скатать шарик. При намокании глина становится мягкой и пластичной, после высыхания шарик сохранит свою форму.

Из песка шарик слепить трудно, но даже если это удается, то после высыхания песок ссыплется. Это значит, что глина обладает свойством вязкости, а песок нет. Песок сыпучий, он состоит из отдельных мелких песчинок разного цвета, одни песчинки непрозрачные, другие прозрачные и похожи на кусочки мутного стекла (рис. 3).

Частички глины непрозрачные, неблестящие. По цвету глина бывает разная: белая, серая, коричневая, желтая.

Песок, глину, мрамор, гранит, известняк называют строительными полезными ископаемыми. Песок, по которому мы ходим, - рыхлая горная порода. Он сыпучий и хорошо пропускает воду, поэтому его широко используют в строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей (рис. 4).

Рис. 4. Железная дорога ()

Также песок применяют для изготовления цемента и бетона. Из белого кварцевого стекла изготавливают стекло.

Глина - плотная горная порода, при намокании она становится вязкой и пластичной, она долго сохраняет свою форму при высыхании. В печи обожженные из глины изделия становятся твердыми и прочными. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посуду (рис. 5).

Рис. 5. Фаянсовая посуда ()

Мрамор - это разновидность известняка, после полировки на нем выступает красивый узорчатый рисунок разной окраски. Древние греки высекали из мрамора памятники, строили храмы. Станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета (рис. 6). Из известняка построены известные на весь мир церкви и соборы.

Рис. 6. Станция Маяковская. Московский метрополитен ()

Особенно из полезных ископаемых ценится гранит. Он обладает особой твердостью и прочностью. Его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев. Именно из гранита в Санкт-Петербурге сделаны колоны Казанского собора (рис. 7), бортики Исаакиевского собора (рис. 8), а огромный камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы.

Рис. 7. Казанский собор ()

Рис. 8. Исаакиевский собор ()

Почему надо беречь полезные ископаемые? Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых. На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. Вы уже знаете, что на дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается в недрах планеты. Там, глубоко под землей, находится раскаленное вещество - магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности. Из магмы образовались гранит, базальт, рудные полезные ископаемые. Но запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Ученые предсказывают, что уже в нашем XXI веке разведанные запасы нефти, золота и меди могут быть исчерпаны. На их образование ушли миллионы лет, а человек израсходовал их так быстро. Их нельзя восстановить, как, например, лес после вырубки.

Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски расходовать богатства подземных кладовых? Ученые создают новые искусственные материалы для замены металла и горючих полезных ископаемых. Вместо металла все больше и больше применяется пластмасса. Посмотри вокруг, и ты увидишь, как много вещей сделано из пластмассы вместо дорого металла и ценной древесины. Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла. Строятся гидроэлектростанции, на которых используются силы воды, или силы ветра, или солнечное тепло. Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы. Использование металлолома позволяет бережно относиться к рудным полезным ископаемым и экономно их расходовать. Нужно также следить, чтобы без надобности не горели газовые и электрические приборы, беречь тепло в школе и дома в холодное время года, не оставляя открытыми настежь двери в подъездах. Следите за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка по трубам в жилые дома, на фабрики и заводы невозможна без использования полезных ископаемых.

  • Что должен делать человек для экономии запасов полезных ископаемых?
  • Сафронова Любовь Ивановна МАДОУ ПГО «Детский сад 65» Воспитатель Город Полевской, Свердловская область

    Цель деятельности– сравнить в ходе опытов свойства и особенности песка и глины.

    В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:

    1. Закрепить знания детей о свойствах песка и глины (сыпучесть, липкость, водопроницаемость, цвет, запах) ;
    2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; любознательность; целеустремленность.
    3. Воспитывать интерес к получаемым результатам в ходе опытов с песком и глиной.

    Предполагаемый результат

    В ходе занятия дети должны познакомиться со свойствами песка и глины и научиться их сравнивать.

    Интеграция образовательных областей

    Образовательная область «Познание» :

    Обогащение представлений о свойствах песка и глины. (вопросы к детям: из чего состоит песок и глина, как вы думаете?) Уточнение знаний о природных материалах (песок и глина) Родного края. И их место нахождения в окружающем мире (вопросы к детям: что вы знаете о песке и глине? Где вы их видели? Как вы думаете, что можно сделать из песка и глины?)

    Образовательная область «Коммуникация» :

    Пополнение словарного запаса (сыпучесть, рыхлость, липкость, вязкость, способность пропускать воду) .

    Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

    Образовательная область «Безопасность» :

    Освоение детьми главных правил безопасности по работе с песком и глиной. (моем руки после каждого опыта)

    Образовательная деятельность «Чтение художественной литературы» :

    Загадывание загадок о песке.

    Организационный момент.

    Воспитатель: Ребята, у меня в руках посылка. Как вы думаете, от кого? Конечно, от Незнайки. Хотите узнать, что в ней?

    Воспитатель: Давайте я открою посылку и посмотрим. (Достает письмо от Незнайки и два мешочка) .

    Воспитатель: Ребята, в письме Незнайка просит нас помочь ему узнать, что находится в этих двух мешочках и чем отличается их содержимое. А все наши выводы мы отправим в письме по почте.

    Воспитатель открывает первый мешочек и высыпает из него содержимое в чашу.

    Воспитатель: что это?

    Дети: песок.

    Воспитатель: правильно. А теперь посмотрим, что во втором мешочке?

    Воспитатель высыпает содержимое в другую чашу.

    Воспитатель: как вы думаете, а что это? Тоже песок?

    Дети: нет.

    Воспитатель: А как нам можно узнать?

    Дети: давайте пойдем в лабораторию и проведем опыты.

    Воспитатель: тогда я буду вашим старшим лаборантом, а вы исследователями.

    Опыт 1. Из чего состоят песок и глина?

    Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

    Какого цвета песок? /Коричневый.

    Какого цвета глина? / Голубая.

    А чем пахнет песок? / ничем.

    А глина пахнет? / нет.

    Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

    Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.

    Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?

    В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам» , а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.

    Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

    Опыт 2. Что лучше лепиться?

    Как вы думаете, можно ли лепить сухой песок?

    Проверим. /дети пытаются лепить сухой песок/.

    Что происходит с песком? Рассыпается. Как можно про него сказать, какой он? /сыпучий, рыхлый/.

    Что же нужно сделать, чтобы песок лепился? /предположения детей/. Проверим.

    Смачивают водой песок.

    Куда исчезла вода? /она забралась в песок и спряталась/. Какой стал песок? /мокрый/. Можно ли теперь лепить его? Попробуйте слепить кирпичик.

    Дети выкладывают кирпичи на поднос и моют руки.

    А из сухой глины можно что-нибудь вылепить? / нет.

    Как думаете, а какая должна быть глина, чтобы ее лепить? /мокрая, сырая/. Попробуем вылепить кирпичи из сырой глины.

    Что мы можем сказать про нее, какая она? /сырая, мокрая/. Про такую глину говорят - вязкая.

    Что лучше лепится: глина или песок? /глина/. Как можно про нее сказать, какая она? /липкая, пластичная/.

    Вывод: сухой песок не лепится (сыпучесть) , а влажный лепится; сырая глина вязкая, липкая, пластичная и поэтому с нее хорошо лепить фигурки.

    Дети моют руки.

    Опыт 3.Во что легче поместить предмет?

    Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? / В песок. / Вывод. Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга» , и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок - рыхлый.

    После опытов воспитатель предлагает детям вымыть руки.

    Воспитатель: закончили работу в лаборатории. Что мы узнали нового?

    Ответы детей: песок – коричневого цвета, без запаха, сыпучий, рыхлый, пропускает воду. Из мокрого песка можно что-то построить, но через время фигурки рассыпятся. Глина - голубого цвета, без запаха, липкая, вязкая. Когда смешивается с водой, то из нее можно что то вылепить. Она становится твердая.

    Также в индивидуальном разговоре выяснили, какие свойства песка и глины детям понравились больше.

    Воспитатель: А что-то еще вы хотите узнать о песке и глине? Узнайте у взрослых.

    А мы вернемся в лабораторию еще не один раз.

    Что мы можем написать Незнайке? Ответы напишите дома. И принесите в детский сад. Написанные ответы мы отправим Незнайке по почте.

    Результат деятельности.

    Данное занятие очень интересно детям, они очень стараются при выполнении заданий, очень гордятся теми изделиями, которые изготовили своими руками, с радостью демонстрируют их родителям и друг другу.

    Необходимо выяснить, что дети запомнили, хорошо ли усвоили знания, научились ли определять свойствапеска и глины, использовать их для творчества. Для этого детям задаются вопросы по теме, а в конце занятия воспитатель вместе с детьми формулировал выводы. При ответах детей учитывались не только их правильность, но и активность детей, их готовность отвечать.

    После проведения данного блока опытов выявилось, что все дети были очень активны, хорошо усвоили предложенный им материал, он не был для них труден, наоборот, вызвал большой интерес у детей, что также способствовало его лучшему усвоению. При выборе опытов дети проявляли свою инициативу.

    Приложения

    Опыт 1. Какой песок тяжелее, сухой или мокрый?

    Сравнение мокрого и сухого песка по весу. Насыпаем песок в две одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.

    Вывод: мокрый песок тяжелее.

    Опыт 2. Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит - в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце» во влажную глину. Вывод: легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.

    Опыт 3Растут ли растения в песке?

    Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта) .

    Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и трубочкой. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

    Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки) . В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.

    Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.

    Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

    Урок окружающего мира 3 класс.

    Тема урока: «Песок и глина. Сравнение свойств (практическое занятие-проект)»

    Цель урока:

      Расширить знания о многообразии полезных ископаемых; сформировать представления о песке и глине, как о строительных материалах, сравнить их свойства, способ добычи и значение в хозяйственной деятельности человека;

      Показать необходимость рационального использования, как меру охраны полезных ископаемых и поверхности нашего края;

      Практически познакомиться с использованием песка, участвуя в проекте озеленения школы;

      Развивать умение работать с коллекцией полезных ископаемых, с лабораторным оборудованием, с перфокартой и учебником.

    Оборудование урока:

      проектор, экран;

      образцы песка и глины (у каждого ребенка);

      лупы, тарелочки, стаканчики с водой;

      приспособления для опыта: воронки, колбы, фильтры;

      цветочные горшочки, песок, почва, ростки хлорофитума;

      опорные таблицы.

    Ход урока.

    I . Организационный момент.

    II . Актуализация знаний.

    Сегодня мы продолжаем изучать полезные ископаемые нашего края, но сначала вспомним, что мы уже знаем об этом природном богатстве.

    Отгадайте и заполните клетки кроссворда:


      П/ и, относящееся к группе горючих, добывают в шахтах;

      П/ и группы полудрагоценных, из него делают шкатулки, женские украшения, бывает преимущественно зеленого цвета;

      Очень прочная горная порода, в составе которой есть полевой шпат, кварц, слюда;

      маслянистая жидкость светло-коричневого цвета или почти черного, хорошо горит;

      П/ и образующееся на болотах, состоит из отмерших растений;

      П/ и, без которого не обходится ни одна стройка, используется для побелки стен, потолков.

    III . Объяснение нового материала.

    Тема урока: Песок и глина.

    (слайд №1)

    Сегодня мы подробно познакомимся, пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины п/ и – песком и глиной.

    Наше знакомство будет проходить по плану (читают уч-ся):

    1) Образование в природе;

    2) Выявление основных свойств и их сравнение;

    3) Добыча и охрана песка и глины;

    4) Применение в народном хозяйстве, основанное на их свойствах;

    5) Практическое использование в жизни.

    А) Рассказ учителя об образовании песка и глины в природе.

    Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Когда хотят построить крепкий дом, мост или памятник - их делают из камня, в частности из гранита. Проходят десятки и сотни лет, люди рождаются, живут и умирают, а постройки из камня стоят. Каменные горы кажутся вечными. Но как ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны.

    (слайд №2)

    Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно и совсем не считаем их могущественными, способными разрушить камни:

    это- высокая и низкая температура воздуха;

    дождь и снег;

    вода и ветер;

    растения.

    Вот так с их помощью, постепенно разрушаются крепкие горы.

    (слайд №3)

    Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок. И глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.

    Вода несет песок, камни, глину. Там, где река выходит на равнину, вода течет медленно и откладывает песок и глину. А дальше к морю вода уже несет частицы ила, которые оседают на дне и в течение тысячелетий образуется толстый слой.

    (слайд №4)

    Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.

    IV . Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.

    Их сравнение.

    У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их.

    # Определите какого цвета песок, глина (вывешиваю таблички)

    (Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)

    # Видите ли вы дно тарелки? (Нет)

    Что можно сказать о прозрачности песка и глины?

    Не прозрачен.

    Не прозрачна.

    # Рассмотрите под лупой, из чего состоит песок, глина.

    # Чем отличаются частицы?

    Слегка смочите глину и помните ее.

    Удивительно! Сухая глина очень прочная при высыхании сохраняет приданную форму.

    Какое свойство вы обнаружили?

    В сухом состоянии глина обладает высокой прочностью, с трудом разрушается при высыхании сохраняет приданную форму.

    # Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?

    Запах сырости.

    # Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?

    Попробуем определить, способны ли песок и глина пропускать воду.

    Учитель показывает опыт.

    Какой вывод можно сделать?

    В) Подведем итог и проверим как усвоили свойства этих полезных ископаемых.

    Дети заполняют перфокарты. (см Приложение)

    Взаимопроверка.

    Что узнали о песке, глине? (Общие свойства, отдельные свойства)

    V . Продолжение работы по теме урока.

    А) Рассказ о добыче и охране песка и глины.

    (слайд №5)

    Ученик рассказывает о добыче песка и глины открытым способом.

    Б) Использование в народном хозяйстве.

    (слайд №6)

    Издавна на Руси лепили из глины различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращался и под умелыми пальцами мастера глина превращалась в горшки, крынки, чашки, миски, блюда.

    Гончаров на Руси любили и ценили. Лучшие мастера ставили свои клейма –именные знаки.

    А помните, как украшали стены, печи бояре и князья? Они использовали изразцы. (показать )

    Глина.

    (слайд №7)

    Основной материал для изготовления кирпичей, которые используются в строительстве домов, дворцов.

    Глину используют при производстве фарфора, фаянса. Фарфор чашки, тарелки, которые мы используем каждый день, тоже из глины. (конечно, после обжига посуду покрывают глазурью)

    (слайд №8)

    Во многих районах нашей страны из глины изготавливают керамическую посуду, прекрасные статуэтки, игрушки, вазы. Сервизы.

    (слайд №9)

    Много глины идет на изготовление черепицы, трубных изоляторов, облицовочной плитки.

    (слайд №10)

    Как вы думаете, какое свойство глины используют при изготовлении этих изделий?

    Песок – основной материал для получения стекла.

    (слайд №11)

    2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы использовали каменную соду. Под действием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это и было стекло.

    # Песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий

    # Песок добавляют в глину при изготовлении посуды.

    VI . Работа над проектом.

    (слайд № 12)

    А) Практическое использование песка в жизни (цветоводство)

    Сегодня на практике мы будем использовать способность песка пропускать воду.

    Для чего это необходимо при посадке комнатных растений расскажут члены кружка цветоводов.

    (Дети рассказывают об использовании песка при высадке комнатных растений).

    Разобьемся на бригады и по технологической карте будем работать - сажать

    отростки хлорофитума.

    (Под руководством учителя учащиеся высаживают растения)

    Б) Выставка готовых работ – цветочные горшки с высаженными растениями.

    Это наш вклад в проект озеленения школы. Цветы пойдут для украшения школьных коридоров.

    VII . Рефлексия.

    Песок и глина относятся к группе строительных полезных ископаемых. Почему?

    Оценить свою работу, показав знак достижений.

    VIII. Итог урока.

    Что нового узнали о песке и глине?

    Как вы можете использовать песок и глину дома или на даче?

    IX . Домашнее задание.

    Подготовить сообщение о песке и глине.

    Проверь себя!

    Основные свойства песка и глины.

    Имеет белый, красноватый, голубоватый и др. цвет

    Бывает белый, серый, желтый и др.

    Из отдельных, не скрепленных крупинок

    Из мелких частичек (похожих на чешуйки), скрепленных между собой.

    Прозрачные

    Непрозрачные

    Имеет запах сырости

    Не имеет никакого запаха

    Тяжелее воды

    Легче воды

    Во влажном состоянии –вязкая, пластичная

    В сухом состоянии- сыпучий

    Хорошо пропускает воду

    Глина - пластичный природный материал, применяемый в строительстве, народных промыслах, лечении и оздоровлении организма и в других сферах жизни человека. Именно такое широкое применение обуславливают определенные качества и свойства глины. А на свойства глины во многом влияет ее состав.

    Применение глины

    Глина очень доступна, а польза ее непереоценима и поэтому она применяется людьми с очень давних времен. Много упоминаний об этом чудесном материале в учебниках по истории всех стран мира.

    Строительство . В настоящее время глина применяется как материал для изготовления красного кирпича. Глину определенного состава формуют и обжигают по некой технологии получая прочный и недорогой слиток - кирпич. А из кирпича уже строятся здания и сооружения. В некоторых странах и регионах глину все еще используют для постройки жилища - мазанки, широко распространено использование глины при постройки печей из кирпича, где связующим (в качестве цемента) служит глина. Эта же глина применяется и для штукатурки печей.

    Медицина. Оздоровительная и традиционная медицина применяет глину в виде грязевых ванн и масок. Весь смысл в питании поверхности кожи полезными элементами глины. Разумеется, не вся глина тут подейдет.

    Сувениры и посуда . Два больших направления я объединяю в одно, так как многие экземпляры посуды имеют лишь сувенирный характер. Тарелки, горшочки, кувшины и вазы - в изобилии присутствуют в современных магазинах. Ни одна ярмарка не обходится без продажи глиняных сувениров - дымковствая игрушка, свустульки, таблички, брелки и многое другое. Многое мы с вами попробуем слепить самостоятельно.

    Глина может входить в состав других материалов . Часовоярская глина тонкого помола, например, является элементом художественных красок (гуашь), соуса, пастели и сангины. Почитайте об этом в статьях "Помощь художнику".

    Свойства глины

    Цвет. Глина различных составов имеет множество оттенков. Глина так и называется по цветам: красная, голубая, белая... Правда при сушке и дальнейшем обжиге цвет может полностью поменяться. На это стоит обратить внимание при работе с глиной.

    Пластичность. Именно возможность деформироваться и удерживать приданную ей форму и позволила человеку найти применение глины в своем быту. Тут стоит заметить, что все зависит от консистенции - соотношения количества воды, глины и песка. Для разных работ нужны разные составы. Так, для лепки песок может быть вообще излишним.

    Гигроскопичность позволяет глине впитывать воду, изменяя свои свойства вязкости и пластичности. Но после обжига изделия из глины приобретают водостойкость, прочность и легкость. Развитие технологии позволило получить фаянс и фарфор, незаменимые и в современном мире.

    Огнеупорность . Свойство, применяемое скорее в строительстве, нежели в художественных промыслах, если не считать обжиг изделий. Технология обжига различна для того или иного состава глины. С сушкой и обжигом тесно связано свойство усадки глины или сжимаемость - изменение массы и размеров за счет вывода из состава части воды.

    Состав глины

    Свойства глины определяет ее химический состав. Для разных видов глины свойственны различные химические составы. Так, например, красная глина содержит много окисей железа. Глина в своей основе содержит некие вещества - глинистые минералы - которые образуются в ходе различных природных явлений. Формат статьи не предусматривает рассмотрение химических свойств и состава глины, поэтому я не буду вдаваться в подробности.

    Состав глины, пригодной для применения в народных промыслах, как уже говорилось, определяется тремя важнейшими элементами: глиняные минералы, вода и песок.

    Пропорции этих элементов можно изменять, правда гораздо проще добавлять, чем убирать. Так, например, сухую глину можно быстро растворить, однако, совсем не просто жидкую как сметана глину сделать пригодной для лепки. Песок очень просто добавить, но вот вынять его из глины - нетривиальная задача.

    Различают «тощие» и «жирные» глины. Шкала «жирности » определяет коэффициент пластичности, и связующие свойства глины позволяет регулировать жирность путем смешивания ее с другими природными материалами, например, с песком. Тощая глина обладает меньшей пластичностью, ее связующая сила слабее, но она дает меньше усадки при сушке и обжиге.

    Залежи глины находятся в различном состоянии по всему миру. Это обеспечило применение ее ремесленниками разных национальностей, и послужило появлению такого многообразия изделий и технологий.

    Ремесленники научились контролировать поведение и состояние глины путем различных добавок в состав. Так можно отощать глину, отмучивать , придавать ей большую огнеупорность, уменьшать усадку. В результате таких манипуляций опытный мастер сможет получить в итоге качественное высокохудожественное изделие.

    Глина является полезным ископаемым и представляет собой осадочную мелкозернистую горную породу. В сухом состоянии она является пылевидной, а при увлажнении становится пластичной и может увеличиваться в размерах.

    Описание

    В составе материала присутствует один или несколько минералов группы каолинита. В основе может быть минерал группы монтмориллонита и других алюмосиликатов слоистого типа, которые еще называются глинистыми минералами. Может содержать карбонатные и песчаные частицы.

    Породообразующим минералом выступает каолинит, который состоит из оксида кремния в объеме 47 %, оксида алюминия - 39 %, а также воды - 14 %. Значительная часть химического состава желтой глины - это Al 2 O 3 и SiO 2 . Материал может иметь следующие цвета:

    • зеленый;
    • синий;
    • коричневый;
    • черный;
    • лиловый.

    Окраска обусловлена примесями ионов, в качестве которых выступают хромофоры.

    Основные виды

    Глина - полезное ископаемое, которое имеет несколько видов. Каждый из них обладает своей областью использования. Если число пластичности достигает 0,27, то материал называется легким. Когда этот параметр превышает упомянутую цифру, то глина является тяжелой. Обычно добываемая и реализуемая глина по большей части состоит из каолина, который используется в целлюлозно-бумажной промышленности и при производстве огнеупорных изделий, а также фарфора.

    Глина - полезное ископаемое, которое представлено еще и строительной разновидностью, а также глинистым сланцем. Этот материал идет на изготовление огнеупорного кирпича, а также ложится в основу жаропрочных изделий. Среди видов важное место занимает бентонит. Он образуется при химическом распаде вулканического пепла. В воде данная разновидность разбухает и увеличивается в объеме в несколько раз. Используется при бурении скважин и при производстве буровых растворов.

    Глина - полезное ископаемое, которое представлено еще и сукновальной разновидностью, которая ценится за отбеливающие свойства при очистке нефтепродуктов. Из этого типа глины изготавливаются фильтры, которые применяются при очистке минеральных и растительных масел.

    Еще одна разновидность - комовая глина, которая называется гончарной. Она нашла свое применение при изготовлении посуды. Глинистый сланец - это важное сырье, которое вместе с известняком используется при производстве портландцемента. Наиболее распространенными в природе являются:

    • глина из песчаника;
    • белая глина, которая является каолином;
    • красная глина.

    Сорта используются для производства огнеупорных изделий, а также фаянса и фарфора.

    Основные свойства

    Глина - полезное ископаемое, которое обладает рядом свойств, среди них следует выделить:

    • воздушную и огневую усадку;
    • пластичность;
    • спекаемость;
    • огнеупорность;
    • вязкость;
    • цвет керамического черепка;
    • пористость;
    • усушку;
    • дисперсность;
    • набухание.

    Глина - это наиболее устойчивый гидроизолятор, который не пропускает влагу, что является одним из важных качеств. Глиняная почва имеет устойчивость. Она развита на пустошах и пустырях. Развитие корневой растительности в глиняных залежах невозможно.

    Для сохранения качества подземных вод полезна водонепропускаемость материала. Между глинистыми слоями залегает большая часть качественных артезианских источников.

    Технические характеристики и дополнительные свойства

    Теперь вам известно, является ли глина полезным ископаемым. Однако это не все, что следует знать об этой горной породе. Важно ознакомиться еще и с основными характеристиками, например, удельным и объемным весом молотой глины, который составляет 1400 кг/м 3 . Шамотной глине свойственен показатель 1800 кг/м 3 .

    Когда глина имеет вид сухого порошка, ее объемный и удельный вес составляет 900 кг/м 3 . Важна еще и плотность мокрой глины, которая варьируется от 1600 до 1820 кг/м 3 . У сухой этот показатель примерно равен 100 кг/м 3 . Сухое сырье обладает теплопроводностью, которая достигает 0,3 Вт/(м*К). У материала во влажном состоянии этот параметр равен 3,0 Вт/(м*К).

    Условное обозначение

    Условное обозначение глины вам должно быть интересно, если вы занимаетесь ее изучением. Когда в материале имеются примеси песков, он обозначается штрихами и точками. Если же в глине присутствуют валуны, то к штрихам добавляются кружочки. Глинистые сланцы имеют такое же обозначение, как и слоистая глина, это длинные штрихи, густо расположенные и проводимые по направлению пластов.

    Песок и глина

    Песок и глина - полезные ископаемые, которые являются наиболее распространенными. Они образуются при разрушении горных пород по типу гранита. Под действием воды, солнца и ветра гранит разрушается, это способствует образованию глины и песка. По цвету они отличаются друг от друга: песок чаще бывает желтым, иногда серым, тогда как глина - белая или коричневая.

    Песок состоит из отдельных частиц разной величины. Крупинки между собой не скреплены. Поэтому песок является сыпучим. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, хорошо скрепленных друг с другом. Песок является осадочной горной породой или может быть искусственным материалом из зерен горных пород. Обычно он состоит почти из чистого минерала кварца, веществом выступает диоксид кремния.

    Природный материал обладает зернами с размерами в пределах 5 мм в диаметре. Минимальное значение составляет 0,16 мм. Классифицировать песок можно по условиям накопления. Материал с учетом этого подразделяется на следующие виды:

    • аллювиальный;
    • делювиальный;
    • морской;
    • озерный;
    • эоловый.

    Если песок появился в результате деятельности водоемов, то он обладает более округлой формой частиц.

    Свойства гранита

    Песок, глина, гранит, известняк - полезные ископаемые. Если более подробно рассматривать гранит, то он представляет собой магматическую платоническую горную породу кислого состава. В основе лежат:

    • калиевый полевой шпат;
    • плагиоклаз;
    • кварц;
    • биотит;
    • мусковит.

    Гранит распространен в континентальной земной коре. Его плотность достигает 2600 кг/м³, тогда как прочность на сжатие равна 300 МПа. Материал начинает плавиться при 1215 °C. При присутствии давления и воды температура плавления снижается до 650 °C.

    Гранит - это наиболее важная порода земной коры, она широко распространена и слагает большую часть всех компонентов. Среди разновидностей гранитов можно выделить аляскит и плагиогранит. Последний имеет светло-серый цвет с резким преобладанием плагиоклаза. Аляскит - это розовый гранит, в нем присутствует резкое преобладание калиево-натриевого полевого шпата.

    Свойства известняка

    Рассматривая таблицу полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка, вы можете остановить внимание на последнем. Он представляет собой осадочную горную породу органического или хемогенного происхождения. В основе чаще всего лежит карбонат кальция в виде кристаллов разного размера.

    Известняк состоит из раковин морских животных и обломков. Плотность материала составляет 2,6 г/см 3 , его морозостойкость равна F150. Прочность на сжатие эквивалентна 35 МПа, тогда как потеря прочности во влагонасыщенных условиях достигает 14 %. Пористость материала равна 25 %.

    В заключение

    Глина - это осадочная горная порода, которая при соединении с водой начинает размокать и разделяться на отдельные частицы. В результате образуется взвесь или пластичная масса. Глиняное тесто пластично, а в сыром виде может принять любую форму. После высыхания материал сохраняет ее, но уменьшается в объеме. Пластичные глины еще называются жирными, ведь на ощупь кажутся именно такими. Если пластичность невысока, то материал называется тощим. Кирпичи из него быстро рассыпаются и имеют плохую прочность.

    Порода клейкая и обладает связующей способностью. Она насыщается некоторым объемом воды, а после больше не пропускает жидкость, что говорит о водоупорности. Глина имеет кроющую способность, поэтому раньше ее широко использовали для побелки стен домов и печей. Среди свойств следует выделить сорбционность. Это выражено в способности поглощать вещества, растворенные в воде. Данная характеристика позволяет использовать глину для очистки растительных жиров и продуктов нефтепереработки.