Из чего состоит магнитная лента. Магнитофонная лента. Показатели качества магнитных лент

Ленты характеризуются тремя группами показателей: физико-механическими, магнитными и рабочими.

Основными физико-механическими свойствами лент являются: нагрузка, соответствующая текучести материала основы; остаточное относительное удлинение после снятия нагрузки, относительное удлинение при воздействии ударной нагрузки; адгезионная прочность; сабельность и коробление (сабельность определяется степенью отклонения отрезка ленты длиной 1 м, свободно уложенного на плоскую поверхность, от прямой линии, а коробление - степенью деформации поверхности ленты); тепло- и влагостойкость.

Прочностные характеристики магнитной ленты почти целиком определяются ее основой. Лавсановая основа, как правило, обеспечивает требуемые для ленты прочностные характеристики.

Сабельность и коробление - это виды деформации магнитных лент, возникающие из-за неправильной резки, сушки или намотки их в процессе производства, а также нарушений условий хранения. Следствием этих деформаций является плохое прилегание ленты к магнитной головке, что приводит к дефектам при записи и воспроизведении фонограммы.

Ниже приведены основные физико-механические характеристики для магнитной ленты шириной 3,81 мм на лавсановой основе толщиной 12 мкм:

Магнитные свойства лент характеризуются коэрцитивной силой (имеет значение в пределах от 20 до 80 кА/м для различных типов лент); остаточным магнитным потоком насыщения (5-10 нВб); намагниченностью насыщения (90 - 120 кА/м); остаточной намагниченностью насыщения (70 - 100 кА/м); относительной начальной магнитной проницаемостью (1,7 -2,2).

Основные магнитные свойства ленты можно определить по кривым намагничивания рабочего слоя ленты, которые имеют вид петель гистерезиса. На рисунке 4.2 изображены кривые намагничивания, относящиеся к трем различным составам рабочего слоя ленты на основе Fе 2 О 3 , СrО 3 и металлического порошка. Остаточная индукция является самой важной характеристикой магнитного материала ленты. Чем выше этот показатель, тем больше будет максимальный остаточный магнитный поток ленты и, следовательно, больше, при прочих равных условиях, максимально достижимое отношение сигнал/шум.

Характеристика намагничивания показывает, что "металлическая" лента способна обеспечить примерно двукратный выигрыш в уровне записанного сигнала по сравнению с хромдиоксидной и феррооксидной. "Металлические" ленты имеют минимальные искажения и широкий частотный диапазон, но для реализации этих характеристик требуются специальные головки, обеспечивающие создание существенно большей напряженности поля как при записи сигнала, так и при его стирании.

К основным рабочим характеристикам относятся: относительная чувствительность ленты и ее максимальный уровень; отношение сигнал/шум; отношение сигнал/эхо; частотный диапазон; стираемость.

Рис. 4.2. Кривые намагничивания лент с различными составами рабочего слоя: 1 - Fe 2 O 3 ; 2 - СrO 2 ; 3 - Me

Относительная чувствительность ленты - отношение чувствительности испытуемой ленты к чувствительности первичной типовой ленты. Чувствительность ленты характеризуется степенью ее намагниченности, которая определяется как отношение остаточного магнитного потока к низкочастотному полю головки, создаваемому полем записи. Чем выше чувствительность, тем меньшим коэффициентом усиления может обладать усилитель записи.

Первичные типовые ленты - это наиболее оптимальные по свойствам партии магнитных лент, выпускаемые ведущими фирмами -изготовителями. Они являются как бы эталоном, с которыми сравнивают параметры испытуемых лент при их оценке. Типовые ленты и их характеристики установлены МЭК - международной электротехнической комиссией.

Неравномерность чувствительности характеризуется колебаниями чувствительности по длине ленты и зависит в основном от неравномерности толщины рабочего слоя и концентрации в нем магнитного порошка, оседанием на рабочем слое продуктов износа ленты и пыли. В пределах одного рулона магнитной ленты неравномерность чувствительности не должна превышать ± 0,6 дБ.

Отношение сигнал-шум определяется отношением напряжения максимального воспроизводимого сигнала к напряжению шума ленты, намагниченной постоянным полем. У современных лент отношение сигнал/шум составляет 57 - 62 дБ.

Коэффициент третьей гармоники - отношение напряжения третьей гармоники воспроизводимого сигнала частотой 400 Гц к напряжению сигнала на выходе усилителя воспроизведения. Значение этого параметра обычно составляет 0,5 -3 %.

Для магнитной звукозаписи и видеозаписи в качестве носителя применяют ферромагнитную ленту, состоящую из основы, на которую нанесен слой ферромагнитного вещества (рабочий слой). В качестве основы ленты применяют диацетилцеллюлозу , триацетилцеллюлозу , лавсан. Наилучшим материалом для основы является лавсан (полиэтилентерефталат). Для изготовления рабочего слоя магнитных лепт применяют гамма-окисел железа, феррит кобальта, двуокись хрома и др. Наибольшее распространение в современных лентах получил гамма-окисел железа. В настоящее время применяется порошок гамма-окисла железа с частицами игольчатой формы и размерами 0,1-0,5 мкм. Объемная концентрация магнитного порошка в рабочем слое у разных лент составляет 30-45%.

Для звукозаписи выпускают большое количество типов магнитных лент. Общепринятого обозначения лент пока нет, и изготовители обозначают их по-разному. В СССР тип ленты ранее обозначался порядковым номером разработки (например, тип 2, тип 6, тип 10). Согласно ГОСТ 17204-71 «Ленты магнитные. Система обозначения типов» с 1972 г, введена новая система обозначения. По этой системе типы лент обозначают комбинацией из пяти элементов.

Первый элемент - буквенный, обозначающий назначение ленты: А - звукозапись; Т - видеозапись; В - вычислительная техника;. И - точнаязапись.

Второй элемент - цифровой (от 0 до 9), обозначающий материал основы: 2 - диацетилцеллюлоза (ДАЦ); 3 - триацетилцеллюлоза ; 4 - полиэтилентерефталат.

Третий элемент - цифровой (от 1 до 9), обозначающий толщину ленты: 2--18 мкм, 3-27 мкм; 4-37 мкм; 6-55 мкм; 9 - свыше100 мкм.

Четвертый элемент - цифровой (от 01 до 99), обозначающий номертехнологической разработки.

Пятый элемент - численное значение номинальной ширины ленты в миллиметрах.

После пятого элемента применяется дополнительный буквенный индекс: П -д ля перфорированных лент; Р -для лент, используемых в радиовещании; Б - для лент к бытовым магнитофонам.

Согласно рекомендации Международной электротехнической комиссии (МЭК) от 1959 г. по ГОСТ 8303-76 «Ленты магнитные. Основные размеры» ширина лент принята равной 6,25 ± 0,05 мм. В последнее время выпускают ленты шириной 3,81 мм, которые применяют в кассетных магнитофонах. Толщина ленты по ГОСТ 8303-76 55 +0 -5 , 37 +0 -5 , 27 +0 -2 и18 +0 -2 мкм.

Магнитные ленты оценивают по следующим показателям: физико-механическим, определяющим свойства лент при механических и климатиче­ских воздействиях; магнитным, определяющим свойства в магнитном поле, рабочим, характеризующим чувствительность магнитной ленты к воздействиям при записи и искажения сигнала при записи и воспроизведении.

К физико-механическим показателям лент относят следующие :

нагрузка, соответствующая пределу текучести, она, характеризует прочность ленты при статическом нагружении ;

относительное удлинение под нагрузкой, т, е. изменение длины ленты при заданной статической нагрузке;

работа ударного разрыва, т. е. прочность ленты при динамическом нагружении ;

остаточное удлинение после ударной нагрузки характеризует необратимые изменения длины ленты после динамического нагружения ;

абразивность , т. е. степень износа лентой магнитных головок и других неподвижных деталей лентопротяжного механизма, с которыми соприкасается лента в процессе движения;

сабельность - деформация ленты по длине (вызывается в основном вытягиванием края ленты при резке); это приводит к ухудшению контакта ленты с магнитными головками и перекосам ленты относительно магнитных головок.

В табл. 16 приведены физико-механические показатели различных лент .

Магнитные свойства лент зависят от магнитных свойств исходного порошка, объемной концентрации порошка в рабочем слое и степени ориентации порошка в нем и характеризуются коэрцитивной силой (Н с), остаточным магнитным потоком насыщения, остаточной намагниченностью насыщения (I r ) или максимальной остаточной индукцией r )

и относительной начальной магнитной проницаемостью (μ ). Основные показатели магнитных свойств различных лент приведены в табл. 17.


К рабочим показателям относят электроакустические, т. е. чувствительность, частотную характеристику, нелинейные искажения, шум ленты, уровень копирэффекта, уровень оптимального подмагничивания. На практике рабочие показатели ленты определяют сравнением специально отобранного типового носителя записи с испытуемым.

Чувствительность ленты характеризует отношение величины остаточного магнитного потока к низкочастотному полю головки записи. Относительная чувствительность - отношение (дБ) остаточного магнитного поля при записи сигнала с частотой 400 Гц к остаточному потоку на типовой ленте в том же режиме записи. Чем выше чувствительность ленты, тем меньше должно быть усиление усилителя записи.

Частотная характеристика - разность (дБ) между отдачей типовой и испытуемой лент на частоте 10 кГц при заданной скорости записи. Частотная характеристика ленты зависит от ее магнитных свойств, толщины рабочего слоя, однородности частиц, качества поверхности рабочего слоя и от режима подмагничивания.

Нелинейные искажения оцениваются по третьей гармонике. Коэффициент третьей гармоники равен отношению напряжения третьей гармоники к напряжению первой гармоники сигнала с частотой 400 Гц на выходе усилителя воспроизведения. Это абсолютная характеристика, определяющая нелинейные искажения сквозного тракта, включающего усилитель записи, магнитную ленту и усилитель воспроизведения.

Относительный уровень модуляционного шума (шум ленты) равен отношению (дБ) напряжения шума ленты, намагниченной постоянным током, к максимальному значению напряжения сигнала, измеренных на выходе усилителя воспроизведения.

Уровень копирэффекта определяется при частоте сигнала записи 400 Гц и времени хранения записи 24 ч. Он равен отношению (дБ) наибольшего сигнала копии к максимальному сигналу записи.

Оптимальным подмагничиванием называют подмагничивание, при котором чувствительность магнитной ленты максимальна. Для экспериментального определения уровня оптимального подмагничивания снимают характеристику подмагничивания - зависимость отдачи ленты от тока высокочастотного подмагничивания при постоянном токе записи. Координата вершины полученной кривой определяет уровень оптимального подмагничивания. На практике измеряют относительное значение уровня оптимального подмагничивания, равное выраженному в децибелах отношению уровня оптимального подмагничивания испытываемой ленты к оптимальному подмагничиванию типовой ленты.

Электроакустические показатели зависят от толщины рабочего слоя и объемной концентрации порошка. С увеличением толщины рабочего слоя ленты при прочих равных условиях увеличивается чувствительность, снижаются нелинейные искажения и шум намагниченной ленты, ухудшается частотная характеристика и увеличивается уровень копирэффекта.

С увеличением объемной концентрации порошка в рабочем слое при прочих равных условиях улучшается чувствительность, частотная характеристика, снижаются нелинейные искажения и шум намагниченной ленты, повышается уровень копирэффекта. Уровень оптимального подмагничивания с увеличением концентрации порошка уменьшается, а с увеличением толщины рабочего слоя увеличивается. Стремятся к возможно большему увеличению объемной концентрации порошка и уменьшению рабочего слоя ленты.

Электроакустические показатели магнитных лент приведены в табл. 18. Значения тока высокочастотного подмагничивания (ВЧП), относительной чувствительности, частотной характеристики лент, изготовляемых в СССР , приведены относительно типовой ленты типа 2. В последнее время выпущена новая типовая лента А4403-6 толщиной 37 мкм.

Лучшими магнитными лентами для магнитофонов являются следующие :

для студийных магнитофонов при скорости 38,1 см/с и стандартном уровне записи PER 525 (стерео), SPR 50 LH , LGR 30 P ;

для студийных магнитофонов при увеличенном уровне записи PER 555 и LR 56 P ;

для студийных магнитофонов при скорости 19,05 см/с LPR 35 LH ;

для катушечных бытовых магнитофонов PES 35 LH , SD ;

для кассетных бытовых магнитофонов UD 35, HE 35.

Магнитофонная лента , магнитная лента, ферромагнитная лента, — звуконоситель магнитной записи, применяемый в магнитофонах и . Относится к группе .

Магнитофонная лента

Магнитофонные ленты подразделялись на однослойные — сплошные, в которых частицы магнитного материала распределены в пленкообразующем материале по всей толщине ленты, и двухслойные, немагнитной основы — эфироцеллюлозной или пластмассовой плёнки, бумаги и т. п. — и нанесённого на неё феррослоя из магнитного порошка, распылённого в пленкообразующем материале.

Промышленностью в 1958 году выпускались двухслойные магнитофонные ленты но ГОСТ 8303—57: тип I, тип IБ и тип II, — предназначавшиеся для бытовых и специальных (профессиональных) магнитофонов.

Магнитофонная лента типа I была предназначена для использования в аппаратах магнитной звукозаписи профессионального типа (в радиовещании, кинематографии и т. д.) при скорости протягивания 76,2 см/сек. Лента состоит из негорючей ацетилцеллюлозной основы и нанесённого на одну из её сторон ферромагнитного слоя. Размеры ленты: ширина 6,35 мм, общая толщина 50—60 µ, толщина магнитного слоя 10—20 µ. Магнитофонная лента типа I выпускалась намотанной на сердечники (бобышки), длина в рулоне 1000+50 м. Каждый рулон упаковывался в картонную коробку, имевшую специальный держатель для сердечника.

Магнитофонная лента типа IБ была предназначена для использования в бытовых аппаратах магнитной звукозаписи (магнитофонах и магнитофонных приставках) при скорости движения 76,2 и 38,1 см/сек. По всем показателям, кроме электроакустических, тип IБ полностью соответствовал магнитофонной ленте типа I. Общая толщина магнитофонной ленты типа IБ составляет 50—60 µ. Выпускалась в рулонах по 1000±50 м, намотанных на сердечник, или на кассетах по 100, 180, 350 и 500+20 м.

Магнитофонная лента типа II предназначалась для использования в профессиональных и бытовых аппаратах звукозаписи (в магнитофонах МЭЗ-15, «Днепр», «Яуза», в приставках МП-2 и др.) при скоростях протягивания 38,1; 19,05 и 9,5 см/сек. Лента имела ацетилцеллюлозную основу и феррокобальтовый магнитный слой (смесь феррита с кобальтом). Толщина основы ленты 40—45 µ, толщина магнитного слоя 15—20 µ. Для улучшения частотной характеристики магнитофонная лента типа II подвергалась шлифованию со стороны магнитного слоя. Этот слой имел блестящую поверхность в отличие от матового магнитного слоя магнитофонной ленты типа I и типа IБ. По сравнению с магнитофонной лентой типа I и типа IБ лента типа II была более чувствительна; величина её отдачи примерно вдвое выше. Магнитофонная лента типа II выпускалась в рулонах по 1000 м на сердечниках и на стандартных кассетах соответствующих ГОСТ 7704—55.

Схематический разрез двухслойной магнитофонной ленты

Замена магнитофонной ленты типа II при малых скоростях протягивания на ленту типа 1 сужала частотный диапазон и сильно уменьшала громкость воспроизведения, например при скорости протягивания ленты 19,05 см/сек такая замена приводила к сужению частотного диапазона до 6000—7000 гц и уменьшению громкости почти вдвое (при тех же нелинейных искажениях), замене ленты типа II на тип IБ частотный диапазон сужаелся до 4000—4500 гц.

Применение магнитофонной ленты типа II на повышенных скоростях, например, 76,2 см/сек, нецелесообразно, т. к. при этом повышался уровень шумов и ухудшалась стираемость старых записей.

Характеристика магнитофонных лент

Магнитофонные ленты типа I и типа IБ выпускались в рулонах по 1000+50 м на стандартных 100-миллиметровых металлических сердечниках и на кассетах.

Стандартный сердечник для магнитофонной ленты

Магнитофонные ленты типа II выпускались в рулонах по 1000+50 м и 500+20 м на сердечниках, а также на стандартных кассетах.

Кассеты изготовлялись из полистирола, дюралюминия или комбинированными (втулка из пластмассы, щёки из дюралюминия). Кассета должна была обеспечивать закрепление внутреннего конца рулона ленты. Номинальная вместимость кассет и примерная длительность их проигрывания при скорости движения ленты 19,05 см/сек приведены в таблице ниже.

Характеристика магнитофонных кассет (по ГОСТ 7704—55)

При обрыве магнитофонная лента могла быть склеена. Для этого концы оборванной ленты обрезались, на один из них со стороны магнитного слоя наносилась капля клея, после чего концы соединялись внахлёст с перекрытием, равным ширине ленты (0,5—1,0 см). При склеивании концы разорванной ленты не должны были иметь поперечного смещения и перекоса. Изготовителями рекомендовался следующий рецепт клея для склеивания магнитофонной ленты : уксусная кислота 23,5 см³, ацетон 63,5 см³, бутилацетат 13,0 см³. Ленту можно было склеивать также ацетоном, уксусной эссенцией или универсальным клеем БФ-2.

Маркировка наносится на гладкой (тыльной) стороне манитофонной ленты (со стороны основы) на всём её протяжении и включала: наименование или товарный знак изготовителя, тип ленты, год изготовления и номер полива.

Стандартная кассета для магнитофонной ленты

Признаками брака и недоброкачественности магнитофонной ленты являлиь треснутые или разбитые кассеты и втулки, погнутости металлических кассет и сердечников, обрывы ленты Конец магнитофонной ленты после намотки её на кассету заклеивался и скреплялся маркой фабрики; рядом обозначался номер полива. Каждый рулон ленты или кассета вместе с инструкцией к пользованию вкладывались в картонную папку; папка вкладывалась в картонную коробку, на которой указывались соответствующие данные.

Хранить магнитофонные ленты следовало в коробках, в сухих проветриваемых помещениях при температуре 10—20° и относительной влажности воздуха 50—60%, оберегая от перегрева, сырости и воздействия солнечных лучей. Магнитофонные ленты с записью следовало хранить вдали от крупных железных масс или сильных электромагнитных полей (электромагнитов, электродвигателей, трансформаторов и т. п.). При хранении записей коробки с магнитофонными лентами нумеровались, на тыльной стороне их обозначались наименования записанных произведений, исполнители, даты записи и т. п. При необходимости сведения о записях, имевшихся в фонотеке, можно было свести в общий каталог.

В 1898 году датчанин Вальдемар Поульсен продемонстрировал устройство для магнитной записи звука. На тот момент уже существовали фонографы конструкции Томаса Эдисона, на которых умещались десятки секунд записи речи. Для записи звука на фонографе игла наносит звуковую дорожку на сменном барабане. С этой же звуковой дорожки иглой снимают звук.

Телеграфон Поульсена внешне похож: у него тоже есть вертикальный барабан, но из стальной проволоки. На записывающую головку подаётся электрический сигнал, носитель движется с постоянной скоростью около головки и на нём остаётся намагниченность, соответствующая сигналу. Для проигрывания нужна головка воспроизведения, которая проходит и регистрирует изменения магнитного поля проволоки, а затем преобразует их в электрический сигнал. В 1900 году на проволоке остался голос императора Австрии Франца Иосифа I - на сегодня одна из старейших доживших до наших дней магнитных аудиозаписей. В последующем телеграфоны продавались как устройства записи речи для быта, для развлечения и в качестве диктофона.

Конечно, устройство из позапрошлого века обладало своими особенностями. К примеру, у изобретения Поульсена усилителя сигнала не было, поэтому звук нужно было слушать в наушниках. Качество записи было лишь незначительно выше, чем у механических фонографов. Но принципы функционирования телеграфона остались ровно теми же, что и у устройств куда сложнее его. Эти устройства научились записывать звук высокого качества, данные и даже видео. Для этого инженерам пришлось решить не один десяток проблем.

Первые линейные попытки

В 1928 году Фриц Пфлеймер изобрёл новый тип носителя. На длинную полоску бумаги они нанёс порошок оксида железа Fe 2 O 3 - это вряд ли могло напомнить тёмно-коричневую плёнку аудиокассет. Магнитная лента обрела свои очертания в результате дальнейшей работы немецкой компании электроники AEG и химического гиганта BASF . Хотя всё это происходило до Второй мировой, за пределы Германии новинка вышла лишь в качестве трофейных образцов. До этого были обрывочные сведения, вызванные режимом секретности.

Союзники получали в своё распоряжение немецкие «магнетофоны» и быстро улучшали технологии аудиозаписи, добавляли возможности стереозвука и повышали общее качество технологии. О преимуществах магнитной записи звука они догадывались давно: немецкие радиопередачи, повторно транслируемые в записи, качеством почти никак не отличались от своих оригинальных исполнений.


AEG Magnetophon Tonschreiber B с немецкой радиостанции, собран после 1942.

Студии звукозаписи, которые до этого всё ещё писали на механические мастер-диски, быстро оценили преимущества новинки. Двадцать лет, 1945 по 1965 года, стандартом в студиях была лента. Наступила магнитная эра. Можно было записывать треки длиннее, чем раньше, комбинировать записи нескольких разных людей. Магнитная лента позволяла собрать запись каждого из инструментов в их самом удачном качестве в единую форму. У звуковиков в работе появилась пластичность, которая была доступна разве что в монтаже кино.

На магнитную ленту пытались записывать и видеосигнал. На тот момент киноплёнка была единственным носителем видео. Даже для телевидения сигнал . Аппараты, по сути, были камерой, телевизором и специальной системой синхронизации скачкового механизма. Запись телесигнала была нужна даже не для далёких потомков, а для ретрансляции телесигнала в других часовых поясах. К 1954 году телеиндустрия потребляла плёнки больше, чем все студии Голливуда.

Логично попробовать приспособить новый перезаписываемый носитель под видео - в чём-то оно довольно похоже на аудиосигнал. Одно различие мешало. Полоса частот у аналогового телесигнала куда шире, чем у звука - 5-6 мегагерц и выше против различаемых человеческим звуком 20 килогерц.

Если пустить ленту на обычной скорости аудиозаписи и попытаться записать телесигнал, то ничего хорошего не получится. Записывающая головка создаёт меняющееся магнитное поле, и частицы пыли намагничиваются соответствующим образом. Лента протягивается на постоянной скорости, затем намагничивается следующая крошечная полоска частиц. Но если магнитное поле меняется слишком быстро, то частицы будут намагничены в случайном направлении.

Пропускная способность магнитной ленты связана со скоростью: чем выше частота сигнала, тем выше должна быть скорость ленты. То есть «в лоб» проблему можно решить, пропуская ленту быстрее. В этом направлении работали первые попытки записать телевизионный сигнал на магнитную ленту.

Одной из таких попыток была машина Vision Electronic Recording Apparatus (VERA), разрабатываемая «Би-Би-Си» с 1952 года. Опасная стальная лента наматывалась на 21-дюймовые (53,5 см) барабаны. Она проходила более 5 метров в секунду (200 дюймов). Для безопасности вся машина была заключена в специальный корпус на случай, если что-то разлетится при работе. Как и многие специализированные установки того времени, машина выглядела как большой стенд с множеством оборудования. При этом VERA могла записывать всего 15 минут 405-строчного телесигнала.

Чем-то похожим занималась американская RCA. К 1953 году была достигнута запись цветного и чёрно-белого телевидения на, соответственно, полудюймовую (12,7 мм) и четвертьдюймовую (≈6 мм) плёнку. Для цветного сигнала на плёнку писали пять параллельных дорожек: красная, голубая, зелёная составляющая, синхронизация и звук. Для чёрно-белой нужно было лишь две дорожки: одноцветная картинка и звук. Скорость ленты составляла более 9 метров (360 дюймов) в секунду.


В 1958 году после лет доработки аппарат VERA демонстрируют на телевидении. На тот момент установка уже устарела: американская Ampex в 1956 году показала коммерчески доступный видеомагнитофон, который тратил куда меньше магнитной ленты. Для этого нашли другой способ записи.

Поперечно-строчная запись

Понятно, что для записи видео на магнитную плёнку нужно движение, но без неосуществимо быстрой промотки. Для этого головки записи разместили на барабане, быстро вращающемся перпендикулярно направлению движения ленты.

Таким образом головки оставляют на ленте последовательность поперечных параллельных строчек с сигналом в частотной модуляции. Так можно использовать почти всю ширину, оставляя на боках немного места для вспомогательной информации. В результате магнитную ленту можно пропускать с адекватной скоростью, а головки движутся достаточно быстро для записи информации.

Для воспроизведения с плёнки нужна синхронизация, метки которой пишутся на этой же ленте обычными, невращающимися головками. Обычные головки пишут аудиодорожку. На практике запись осуществлялась на двухдюймовую (50,8 мм) ленту формата Quadruplex (Квадраплекс). Как следует из названия, на вращающемся барабане размещались четыре головки. Барабан вращался со скоростью 14 440 (NTSC) или 15 000 (PAL) оборотов в минуту. На одной бобине умещалось 90 минут видеозаписи.

Подобную технологию записи изобрели в относительно небольшой на тот момент американской компании Ampex, основанной эмигрантом российского происхождения Александром Матвеевичем Понятовым. VRX-1000 стал первым коммерчески успешным видеомагнитофоном. Его разработка началась ещё в октябре 1951, а готовый вариант был представлен лишь в 1956 году.


Одна из первых демонстрацией выглядела как запись всех присутствующих на плёнку в течение примерно двух минут, перемотка и демонстрация на экране телевизора картинки. Во время проигрывания повисла абсолютная тишина, затем начались бурные овации.

VRX-1000 Mark IV стоил 50 000 долларов (порядка 450 тысяч $ сегодня), каждая бобина разработанного Ampex формата Quadruplex обходилась в 300 долларов (≈2700 $ в 2016). При этом плёнка стиралась уже через 30 использований. Очевидно, что первыми покупателями были крупные телестудии.

Наклонно-строчная запись

Поперечно-строчная видеозапись имела серьёзные недостатки. К примеру, воспроизводить видео замедленно или сделать стоп-кадр было невозможно. Каждая из видеодорожек представляла из себя лишь часть картинки. Для NSTC каждый кадр требовал 16 дорожек, для PAL - 20. Лишь при воспроизведении с нормальной скоростью получалась различимая картинка. Кстати, если у четырёх головок на барабане были малейшие различия, они проявлялись на картинке. Монтаж стандарта Q вызывал трудности: была нужна точная синхронизация. Ленту монтировали так же, как и обычную киноплёнку: её разрезали и склеивали. Лишь позже появились специальные аппараты для монтажа.


Учёбный фильм «Би-Би-Си» о видеомонтаже на магнитофоне с двухдюймовой лентой.

Системы с наклонно-строчной записью были лишены этих проблем. Как и следует из названия, в них вращающийся барабан с головками формирует строчки на ленте под наклоном. Если обернуть вращающийся барабан лентой почти полностью, длинная строчка будет вмещать целый кадр. При остановке движения ленты он будет продолжать считываться, давая эффект стоп-кадра. Если проматывать вперёд или назад, то на экране тоже будет картинка.


Сравнение систем с поперечно-строчной и наклонно-строчной записью.

Тот же эффект можно достичь, если обернуть лентой лишь половину барабана, но использовать две головки - всё так же один оборот барабана будет означать считывание или запись одного кадра. В дальнейшем число головок только увеличивалось для добавления высококачественного звука или для уменьшения размера барабана.


Портативный видеомагнитофон Sony BVH-500 для магнитной ленты формата C шириной 1 дюйм и его нормальный шум работы с открытой крышкой. В левом нижнем углу заметен крупный барабан со считывающими головками.

И у этого метода записи были свои проблемы. Магнитная лента иногда незначительно растягивается, скорость вращения отдельных элементов варьируется, меняется угол работы барабана относительно дорожек ленты, а иногда магнитофон и вовсе начинает жевать ленту. Магнитофоны требовали высокой точности исполнения и, в ответственных ситуациях, дублирования.

Бытовая доступность

Для контакта видеоголовок с двухдюймовой лентой в устройствах поперечно-строчной записи нужен вакуумный прижим, а газовые подшипники требуют компрессор. Представить себе огромную шумящую установку в быту обычного человека сложно. Поэтому для бытовых видеомагнитофонов использовали только наклонно-строчную запись.


Ampex VR-2000. Поддержка цвета и перемотки путём записи видео на специальный жёсткий диск HS-100 массой 2,3 кг частотой вращения 60 (NTSC) или 50 (PAL) оборотов в минуту. На диск можно было записать 30 (установка для NTSC) или 36 (для PAL) секунд видео. Затем видео можно было ещё раз воспроизвести в обычной скорости, в замедленном виде или вообще остановить.

Кроме этих проблем обывателю вряд ли захочется возиться с магнитной лентой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что популярность получили кассетные системы, где в режиме нормального функционирования пользователь никогда не касается ленты. Магнитофоны сами оборачивают ленту около головок.


Sony CV-2000 на полудюймовую ленту, один из первых видеомагнитофонов для домашнего использования. Заметна та сложность, которую вызывает обращение с лентой.

В семидесятых обычный человек впервые мог выбрать, что хочет смотреть он , а не довольствоваться доступным только в кино и по телевидению. Впервые появились возможности для нелицензионного копирования и записи показываемого по ТВ. Появились первые форматы видеокассет: квадратная коробочка VCR, вставляемая в N1500 фирмы Philips и быстро почивший Cartrivision.

К середине семидесятых на передний план вышли разработанный Sony формат Betamax и VHS от JVC. За этим последовала обширная война форматов, конкурентное противостояние двух проприетарных способов записи видео за звание общепризнанного. Каждая из кассет обладала своими преимуществами и недостатками. Betamax давал незначительно лучший формат картинки, но на обычном телевизоре разница с VHS практически не ощущалась. На VHS можно было записывать куда больше видео: 120, 240 минут или даже больше против часа и более у Betamax.

При всех достоинствах Betamax покупателей чаще всего интересовала доступность. В итоге большую долю рынка получил тот формат, который уже на момент релиза позволял записать почти любой фильм, поддерживался многими производителям по лицензии и был дешевле для своего покупателя. Betamax до конца существования так и оставался нишевым продуктом. До начала двухтысячных в гостиной будут править видеокассеты VHS.

Часть из них попадала за «железный занавес». Порядок Советского Союза накладывал множество интересных ограничений на жизнь обычных граждан. К примеру, доступ к копировальным аппаратам документов был