Главные герои синей птицы. 

«Создавая себе фантастический мир,
мы ближе к истине, чем пребывая
в доступной нашим ощущениям реальности».
М. Метерлинк «Эссе о бессмертии»

В начале прошлого столетия любители изящной словесности и пытливые искатели альтернативы духовной скудости обыденной жизни обогащали себя в том числе и в щедрых россыпях непревзойденных произведений замечательного драматурга, писателя и поэта Мориса Метерлинка. В моем книжном шкафу сохранились четыре томика прижизненного дореволюционного издания этого знаменитого писателя, которому по праву давали прозвище Счастливый.

Прошло сто лет. Что изменилось в нашем понимании ценностей человеческой жизни?

«Быть мудрым, – говорил Метерлинк, – значит прежде всего научиться быть счастливым». Некоторые его трактаты без обиняков называли руководством к счастливой жизни. «Нет никакого счастья в самом счастье, если оно не помогает нам думать о чем-нибудь другом и понять в некотором роде мистическую радость, которую испытывает вселенная потому, что она существует».

Морис Метерлинк родился 29 августа 1862 года в зажиточной буржуазной семье. Отец его был богатым нотариусом, мать – дочь не менее богатого юриста. Мальчику изначально была уготовлена родительская стезя: поднатореть в юриспруденции и своей жизнью укрепить семейное богатство, родительский капитал. Понятные, с точки зрения здравого смысла и векового жизненного опыта, житейские ориентиры. Остальное, что недостает в скрупулезном сколачивании денег и расширении деловых связей, добавит духовный опыт официальной религии.

Морис окончил иезуитский колледж, иными словами получил религиозное образование. По настоянию родителей поступил в университет в родном городе Гент (Бельгия). В 1885 году он окончил юридический факультет и получил право заниматься адвокатской практикой. Учитывая протекцию родственников, их развитые связи, достойное положение, ему бы не составило большого труда стать не менее успешным юристом, что несомненно – более богатым, влиятельным, могущественным. Однако, хрупкая фантазия об ином высшем счастье (не материальном), смутное ощущение великого таинства жизни, недоступного материальным глазам, срывала его с удобоваримого и понятного буржуйского уклада жизни и бросала к неведомым высотам, чьи вершины скрывались в пугающем мраке.

В 1888 выходит в свет первый поэтический сборник, изданный за счет семейных средств, никем особо не замеченный. Но вот, годом спустя, пьеса «Принцесса Мален» с одной стороны – неожиданно, с другой – вполне объяснимо и закономерно, получает высокую оценку влиятельного французского писателя и критика Октава Мирбо. Вот цитата из той судьбоносной рецензии: «Я не знаю, откуда Метерлинк и кто он…. Я знаю лишь, что не знаю человека более неизвестного, чем он. Знаю также, что он создал шедевр… удивительный, чистый, вечный шедевр. Одно слово, Метерлинк подарил нам гениальное произведение наших дней, чрезвычайно чудный и вместе с тем наивный, не ниже своими добрыми качествами,… чем все, что есть прекрасного у Шекспира. Произведение это называется “Принцесса Мален”.

Хотя тягаться с Шекспиром явно и не предполагалось, – Метерлинк скажет совершенно новое слово в драматургии и, может быть, этот скрытый гениальный потенциал и уловил Мирбо. Потому что “Принцесса Мален” есть всего лишь проба сил: своеобразная обработка немецкой сказки с усложняющими элементами шекспировского “Гамлета”. Главное, этот отзыв послужил отправной точкой, кардинально поменявшей жизнь автора: он расстается с юриспруденцией и целиком отдается литературе.

Далее выходят странные одноактные пьесы: «Непрошеная», «Слепые», «Семь принцесс» – как исходная позиция взыскательного человека, который с бесценным даром жизни замирает у закрытых таинственных дверей. Герой ищут и не находят счастье.

«Непрошеная» – ждем в бездействии и неведении чудо подлинной жизни, в то время как оно умирает, так и не родившись

«Слепые» – метафора довлеющей смерти выражена в группе слепых, потерявшихся в темном неведомом лесу; здесь снова неведение, тщета, неспособность выйти из отупляющих традиций повседневной жизни, в которой бездна мелких удовольствий и наслаждений, но нет основного – чарующей сопричастности с Высшими силами, которые окружают и пронизывают купель земного человечества.

«Семь принцесс» – судьбой определено принцу пробудить от смертельной развязки сна (по нынешним понятиям пробуждение накладывается на сон, и вот какое это пробуждение: истощающее жизненные силы? приносящее жизненные силы?) семь принцесс. Принц, ни на мгновение не опоздав, спасает всех, кроме возлюбленной. Почему?… Над нами довлеет рок… Чем пробить стену, за которой море незримой радости, открывающей глаза и вносящей смысл в каждое наше помышление, движение? Те знания, которые нужны не менее чем воздух, которым дышим, приходят слишком поздно, на исходе жизненных сил, когда наша душа уже давно задохнулась в клоаке пороков, и лишь временами посещает увядающее тело.

Следующая знаковая драма – «Пелеас и Мелисанда». По внешним признакам это история страсти, преступившей гражданские законы, отринувшей бремя условностей вкупе с принятой в реале традицией жить. Однако, в символическом замысле – это драма подлинных влюбленных, которые в поисках воплощения подлинной любви, в поисках совершенства (животрепещущее социальное творчество… с надрывом, с хрипом загнанных коней) – уничтожают себя. История любви с первого взгляда, когда происходит внезапный, дополняющий друг друга, обмен невыразимыми обычными словами, тайнами жизни и смерти – они в ловушке Вечности, оставаясь на несовершенной земле.

Между тем, Морис встречает прекрасную женщину: волевую образованную леди, певицу и актрису. На двадцать три года она станет его спутницей, земным ангелом-хранителем, секретарем и импресарио. Супруги переезжают в Париж и с головой уходят в высшую театральную жизнь. В это время Метерлинк пишет метафизические эссе и трактаты, которые в последствии составили сборники: «Сокровище смиренных», «Мудрость и судьба». Третий трактат «Жизнь пчел» стоит особняком – им открывается новая ветвь в творчестве драматурга-новатора: поиск аналогий запутанных человеческих проблем в идеальной жизни животных и растений (совокупно – в природе без человеческого эго).

Ум писателя (проводника в мире неведомого), просветленный метафизическими изысканиями, уравновешенная семейная жизнь вносит коррективы в духовные изыскания. В пьеса «Монна Ванна» поднимается тема протеста человека против всевластия рока, судьбы. Уже есть наработки, вошедшие в эссе, которые спасительными маяками ориентирует путь в неведомом…

В трактате «Мудрость и судьба» есть высказывания, поясняющие самого автора: «Необходимо было бы, чтобы от времени до времени кто-нибудь, особенно благоприятствуемый судьбой, награжденный счастьем блистательным, возбуждающим зависть, свехчеловеческим, пришел и просто объявил нам: Я получил всё то, что вы призываете в желаниях каждый день. Я обладаю богатством, здоровьем, молодостью, славой, могуществом и любовью. Теперь я могу назвать себя счастливым, но не из-за даров, которыми судьба меня одарила, а потому, что эти блага научили меня смотреть поверх счастья». Уместно добавить, если одним блага и качества, что именуется житейским счастьем, пришли как дар, и у них достаточно было мудрости не принять такое счастье за чистую монету, то зачем же другим, которых судьба не искушает ни богатством, ни славой, ни могуществом, тратить драгоценное время и силы, чтобы добиться и богатства, и славы, и могущества… Сразу вперед за Синей Птицей!

Пьеса «Синяя Птица» имела в царской России огромный успех, как и во всем мире. И до сих пор не сходит со сцены.

По замыслу Метерлинка Синяя Птица – это символ счастья, которое люди ищут повсюду в дальних странах и далеких землях, в прошлом и будущем, призывая темные и светлые силы, не замечая, что это счастье находится рядом с ними, под их рукой, в их собственном доме, что на самом деле счастья искать не надо – его надо уметь увидеть, потому что оно везде и повсюду как солнечный свет.

Знакомство неискушенного читателя с первоисточником – пьесой «Синяя Птица» – приводит к известному замешательству: сто страниц убористого текста, множество необычных героев (68, из ни 12 коллективных!), непривычная художественная форма, требующая специальных знаний (ведь пьесы не читают, а смотрят, предпочтительнее с экрана). Однако, чтение оригинала избавляет от ряда навязанных мнений, интерпретаций и дает возможность соприкоснуться с миром автора из рук в руки.

Особенность построения пьесы, что такое феерия, экспозиция, завязка, перипетия, ремарка, монолог, диалог – ликбез займет пятнадцать минут. А дальше… дальше погружение в фантастический, и вместе с тем реальный, мир искателей счастья.

Итак, дети как символ чистоты и непорочности, из простой трудовой семьи в ночь перед Рождеством внезапно просыпаются, разбуженные шумом веселья из дома богатых, что напротив. У самих бедняков радостей – кот наплакал. Вдруг появляется фея, похожая на русскую Бабу-Ягу, и велит детям отправиться на поиски счастья. «Надо быть смелым, чтобы увидеть скрытое» – раздраженно напутствует она и даёт магические предметы, которые позволяют увидеть то самое скрытое, уж коли не развит магический взор. Нет способностьи видеть, но не смотреть. Задействовав магическую силу (надев волшебную зеленую шапочка и повернув чудесный алмаз) маленький герой словно попадает в другой мир: все предметы, обстановка хижины, огонь, вода, кошка, собака – оживают. У них у всех есть душа, отдаленно напоминающая материальную форму: огонь – стремительный атлет в красном трико; вода – гибкая девушка с распущенными струящимися волосами; сахар – слащавый типчик в экстравагантной одежде; пламя лампы – лучезарная бесподобная красавица в прозрачной сверкающей тунике и т.д. А души людей совершенно отличаются от внешнего облика. Так неприятная дряхлая колдунья становится красивой и милой феей.

Дети в сопровождении избранных Душ отправляются в путешествие по сказочным мирам. Их, оказывается много: Страна Воспоминаний, Дворец Ночи, Лес, Кладбище, Сады Блаженств, Царство Будущего – и в каждом необычный отряд сказочных существ во главе с двумя мальчиками как будто бы находит Синюю Птицу или подобие ей, некоторую альтернативу счастья, интерпретацию, собственное толкование – всё это легко принять за истину, если бы не Душа Света, скрывающая свое лицо за сияющим одеянием, и весьма компетентно резюмируя тот или иной вариант счастья. Она многое знает, и ведет, подсказывает. От прямого ответа уклоняется. На просьбу открыться полностью, показать лицо – плотнее закутывается в солнечные одежды.

В Стране Воспоминаний счастьем оказываются воспоминания о дорогом и близком сердцу, о радостных мгновениях.

Во Дворце Ночи, пропитанном многоликим Злом, порой неотличимым от добра, – мечты.

В Лесу – в жизни на природе, вдали от вечно суетной цивилизации.

На Кладбище – в смерти, несущей благостное спокойствие, избавляя от бремени земных забот, тягот и лишений.

В Садах Блаженства – в удовольствия, наслаждениях.

В Царстве Будущего – в будущем, которое решит все проблемы и гармонизирует земную жизнь с великим таинством вечной жизни.

Побывав во всех сказочных мирах, дети получают важнейший жизненный урок, который не преподаст ни одна реальная школа. Во-первых сама задача поймать и посадить в клетку Синюю Птицу, символизирующую полное счастье переходит в понимание, что такое счастье и как его достичь, и как отличить подлинное от фальшивого. Во-вторых, встреча с Духами Тьмы и противостояние им убедительно показывает, что ужасы преодолимы. Череда Блаженства выказывает иллюзорность и губительные последствия. Встреча с Несчастьями укрепляет силы и убеждает, что укрощению они поддаются.

Кроме ценнейшего жизненного урока дети познают высшею истину: «Нет ни смерти, ни забвения, в безграничном океане бытия прошлое, настоящее, будущее связаны тысячами нитей. Законом, по которому должна строиться жизнь в мире, является бескорыстие». Лишь только поменяв установку в своем внутреннем мире (сделав перезагрузку) на бескорыстие, и обретается залог счастья.

Таким образом очищенное (равно незамутненное детское) и расширенное сознание, которое возвращает человеку угасшее зрение (чтобы смотреть и видеть) и становится основой для победы над Роком, над растущим, подобно раковой опухоли, многоликим Злом.

Дети совершили сказочное путешествие как бы во сне. Мать пришедшая их будить, в недоумении слушает рассказ мальчиков об этом чудесном походе. Посылает отца за доктором. Но тут входит соседка, вдруг показавшаяся очень похожей на ту самую фею, что отправила мальчиков за Синей Птицей. Она говорит, что внучка у неё очень больна: нервы… Мать уговаривает сына подарить ручную горлицу, которая вдруг становится очень похожей на Синею Птицу. Мальчик отдает клетку с птицей и, – неожиданно! – новыми глазами видит обстановку дома, и в нем растет необыкновенно радостное ощущение.

Раздается стук и снова входит соседка-старушка, очень похожая на фею, и чрезвычайно красивая девочка с горлицей, прижатой к груди, очень похожая на Душу Света, а горлица – именно та Синяя Птица, за которой ходили за тридевять земель. Девочка сияет – она выздоровела! Мальчик пробует объяснить ей, как ухаживать за горлицей, но Птица улетает… Чудесная внучка плачет – юный герой обещает ей поймать Птицу...

С помощью волшебной зеленой шапочки с магическим алмазом, героям открылся другой мир, совершенно отличный от реального, и с помощью жеста альтруизма также открылось подлинное зрение на мир, как оказалось, – одухотворенным и преисполненным тайн, где все и вся в неразрывной связи и в ответе друг задруга, в ответе за предков и за потомков.

«Метерлинк, – отмечал Александр Блок в свое время и ставшее безвременным, как любое подлинное слово и действие, – дает в пьесе оптимистичную картину будущего: те дети, которые ожидают в Царстве Будущего своего рождения, вскоре принесут на землю прекрасные машины, цветы и плоды, победят болезни, несправедливость и даже саму смерть. Однако и перед теми, которые живут на земле, появилось очень важное задание: Тильтиль и Митиль должны найти Синюю птицу – птицу счастья – и принести его на землю. Для этого они познают мир. Но этот мир и души, которые населяют его, - внутри самих людей. Действие пьесы начинается и завершается в родном доме детей. Путешествие внутрь себя происходило во сне, но, проснувшись, Тильтиль и Митиль не забывают всего, что с ними случилось, и теперь по-новому смотрят на окружающий мир: как предусматривала Душа Света, их взгляд на вещи изменился, и теперь им кажется, что лишь они проснулись, а остальные люди – спят, не видя всю красоту и благодать мира».

Ладно бы спали, а то и наполняют жизнь ужасами и пороками, недоразумениями, недомыслием, преподносимыми как новой закон жизни. Жизни, поедающей саму себя, в преддверии библейского Апокалипсиса, который уже не представляется вековой притчей.

Не потому ли, что ищут иллюзорное счастье, которого нет, вместо того, чтобы посмотреть вглубь себя: найти, развить и опереться на бескорыстные жизненные ценности, которые и приведут к берегу великой Вечности, сопровождая весь этот путь немыслимым восторженным ощущением счастья жить в соответствии и по правилам высшей правды.

Знаменитая пьеса бельгийского символиста Мориса Метерлинка называется "Синяя птица". Ключевой темой этого произведения является довольно многогранное понятие "счастья". Символом счастья в этой пьесе выступает мифическая Синяя птица.

Анализ произведения

Это скорее обобщенный образ счастья, которое ищут все люди, а не конкретное определение этого ощущения. Недаром писатель выбрал форму сказки для такого произведения, именно таким образом можно раскрыть главную тему с символической, таинственной стороны.

Сказка поможет даже ребенку осознать, что такое счастья. Но и для взрослых эта пьеса будет интересной - аллегории и символы заставляют задумываться над важными моральными и духовными вопросами, которые Метерлинк поднимает в своем произведении.

Эта, казалось бы, фантастическая история рассказывает о важных проблемах в жизни каждого человека, Метерлинк пытается существенным образом раскрыть истинное и ложное в жизни человека. И пытается он показать это через детей, души которых еще чистые, а мысли - добрые и непредубежденные.

Это важный момент для анализа пьесы - ведь дети считаются невинными и наивными, они больше всего тянутся к чему-то доброму и светлому. И именно дети способны сразу постичь и прочувствовать истинные смысл жизни и его загадку.

Поиск счастья героями

Два главных героя - Тельтиль и Метиль - отправляются на поиски счастья, Синей птицы. Она живет в дворце Ночи, но примечательно то, что она может существовать лишь на солнце. Это говорит о том, что встретить ее невозможно... Но суть пьесы не в этом, а в том, что пришлось пережить и открыть детям, когда они отправились на поиски птицы.

Они узнают о истинных жизненных ценностях, их долгий и насыщенный приключениями путь учит их различать истинное и ложное в жизни. Символика, созданная Метерлинком, тончайшим образом раскрывает пороки человека, и то, что ведет его к добродетели.

Тельтиль и Метиль узнают, что существуют разные виды Наслаждений - ничего не делать, быть богатым или наслаждение любить родителей, видеть звезды, быть добрым и справедливым... Они узнают ту самую разницу между эгоистическими наслаждениями и счастьем.

И становится понятно, что главной целью поисков детей было не иллюзорное счастье, а жизненные ценности, которые и ведут человека к истинному счастью и помогают его осознать. На своем пути они встречают Душу Света, которая помогает преодолеть многие препятствия, но не просто спасет их, а преподносит детям важные нравственные уроки.

А важнейшим уроком и для детей, и для взрослых является понимание сути зла, которую олицетворяет в пьесе Дворец Ночи. В данном случае, Ночь представляет собой не только зло, она, прежде всего, является невозможностью многих людей отличить зло от добра.

На пути к счастью, дети обретают те знания, которые помогают человеку сформировать для себя смысл жизни. И только тогда можно ощутить истинное счастье, которое для каждого человека - совершенно индивидуально.

Страницы учебника: 22-37.

Цель : обсудить характеры главных героев и персонажей пьесы; выяснить, воззрения какого героя ближе всего к авторской позиции.

Оборудование : иллюстрации учащихся к первой картине.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков.

Учитель . Ребята, что вам понравилось, запомнилось в первой картине? Поделитесь своими впечатлениями.

III. Постановка целей урока.

Учитель . Сегодня мы продолжим знакомство с пьесой-сказкой. Нам нужно понять характеры главных героев и персонажей пьесы.

Когда именно (месяц, число, время суток) начинается феерия? (Эта феерия, как и события «Щелкунчика» и «Ваньки Жукова», начинаются в Рождественскую ночь, то есть ночью 25 декабря. В связи с тем что именно в эту ночь (как считает христианская традиция) произошло самое настоящее чудо - рождение Иисуса Христа, то есть Бога, эта ночь считается святой и волшебной, чудесной. В эту ночь возможны самые необыкновенные чудеса.)

Какие чудеса произошли в произведении в Рождественскую ночь? (Появилась Фея, и произошли волшебные превращения предметов.)

Что вы можете сказать о характерах детей? Чем Тильтиль похож на свою сестренку и чем отличается от нее? (Тильтиль более смелый и решительный: он ослушался родителей и встал ночью, с готовностью согласился на путешествие, более грубый, он достаточно резко общается с сестренкой. Сходство между братом и сестрой в том, что они - совершенно не завистливые, они умеют бескорыстно радоваться празднику других детей, наслаждаться чужим счастьем.)

Подтвердите это словами текста. («Вставай!», «Много ты понимаешь!», «Да замолчи ты!» и т. д.; он не отдает свою птицу фее: «Я ее не отдам, потому что она моя», - и это не жадность, а скорее проявление грубости, собственничества: Тильтиль не завистливый и не жадный. Более умный и зрелый, он знает, что богатые дети не голодны, что они могут есть, когда захотят, то есть из факта социальных различий умеет делать выводы.

Митиль младше. Она - робкая и наивная девочка, которая еще не понимает, какая пропасть отделяет ее и ее брата от богатых детей; ее можно назвать любознательной и доброй. Она еще слишком мала, чтобы обсуждать какие-то серьезные вещи со взрослым человеком.)

Не случайно Фея разговаривает в основном с Тильтилем и обсуждает с ним все вопросы путешествия.

Чьи Души присутствуют в произведении? Чьи Души вам понравились? Чьи не понравились? Подтвердите отрывками из текста. (Души Караваев, Душа Огня имеют неприятный внешний вид. Душа Пса открыта, жизнерадостна, Кошка жеманна и недоверчива и т. д. Души животных и предметов отличаются не только внешне, но и по характеру, они все разные.)

Как выглядит Фея? (Старушонка в зеленом платье и красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой.)

Почему у Феи Берилюны нет одного глаза? (Ответы детей.) Вспомните крестного Дроссельмейера из «Щелкунчика», у него тоже отсутствовал один глаз: только у Феи нет левого, а у крестного не было правого глаза.

В земной мир вторгается другой мир - волшебный. Докажите это. (Приметы волшебного мира - это мир наоборот. Если для земного мира обычно быть двуглазыми, то для волшебного - одноглазыми, многоглазыми и т. д. Волшебник уже в своем внешнем облике несет приметы принадлежности к волшебному миру.)

Почему у Феи отсутствует именно левый глаз, а у крестного - правый? (Мифологическое восприятие мира, которое отражается в волшебных сказках, делит мир строго на две части - земную и волшебную. Кроме этого, он противопоставляет все важные человеческие ориентиры: правое - левое, север - юг, восток - запад, четное число - нечетное число, квадрат - круг, мужчина - женщина, добро - зло и т. д. Правое в этой логике традиционно считалось правдой, мужским началом, ик нему же относится четное число и квадрат. Левое - вымыслом, сказкой, женским началом, и к нему относится нечетное число и круг.)

Чтобы пуститься в волшебное путешествие, нужно выйти из дома необычно, например в окно: выйти в дверь нельзя, потому что попадешь в обычный мир, в земное измерение.

Почему алмаз на волшебной шапочке нужно повернуть справа налево, чтобы обрести истинное зрение? (По законам волшебной сказки, левое - это вымысел, волшебство. В сказке «Сивка-Бурка» Иванушка влезает в правое ухо, а выходит в левое - и происходит волшебство: он становится красавцем-удальцом. А чтобы вновь стать младшим братом, Иванушка входит Сивке-Бурке в левое ухо, а выходит из правого. В пьесе то же самое: алмаз поворачивается справа налево - из земного измерения в волшебное.)

Почему разговор с детьми вызывает у Феи Берилюны раздражение и возмущение? Чем она недовольна? (Дети не видят истинную сущность вещей и людей - то есть самое главное в них.)

Для чего Фея отправляет в путешествие вместе с детьми других героев? (Они случайно оказались рядом.)

Раздается сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пес и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание, Фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей Птицы, предрекая им гибель в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее, пообещав подобрать каждому подходящий наряд, Фея уводит их всех через окно. И заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.

Что такое это истинное зрение? (Оно позволяет увидеть все таким, каким оно является на самом деле.)

«Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», - говорит Берилюна и дает Тильтилю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть «душу вещей». Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную принцессу, бедная обстановка хижины оживает, появляются Души вещей.

Автор обнаруживает свою позицию, изображая сам процесс действия, делая зрителя (или читателя) живым свидетелем происходящего: герои драмы должны характеризовать себя своими поступками, речами, вызывать в зрителе сочувствие или негодование, уважение или презрение, тревогу или смех и т. д.

Кто из героев в первой картине самый умный, самый знающий? (Это Фея Берилюна.)

Кто из героев затевает это необыкновенное путешествие - за Синей Птицей, Птицей счастья? (Это Фея Берилюна.)

Кто из героев обладает пониманием, что, кроме обыкновенного физического зрения, человек должен иметь и истинное, внутреннее зрение? (Фея Берилюна.)

Это красивая идея (про истинное зрение)? Вам она нравится? Возможно ли, чтобы автор высказал свою заветную идею, вложив ее в уста феи? (Да, возможно...)

Знаете ли вы другое произведение, где обсуждается проблема особого зрения, способности проникать в суть жизни? («Щелкунчик». Мари разглядела в уродливости Щелкунчика его необыкновенно богатый внутренний мир.)

IV. Итог урока.

Если бы у вас было право выбора, Души каких вещей и животных вы отправили бы с детьми на поиски Синей Птицы? Почему?

Кто вызывает у вас недоверие? Почему?

Почему Фея Берилюна не заботится о детях? Почему она допустила к путешествию хитрую Кошку, фальшивый Сахар, трусливый Хлеб, плаксивую Воду и др.? (Фея знает, что добро всегда победит зло.)

Домашнее задание: переделать первую картину драмы в рассказ.


Главные герои сказки: Тильтиль и его сестра Митиль. Это дети бедного дровосека. Со временем к ним присоединятся и другие сказочные герои. В домике дровосека накануне Рождества. Фея Берилюна говорит деткам, что им придется осуществить опасное путешествие, чтобы найти Синюю птицу, которая может вылечить больную девочку. Это принесет ей счастье. Они говорят о пирожках, которых достаточно в богатом доме напротив, что там хорошо, а у них бедно. Сказочная Душа Светлая должна раскрыть детям земное понятие «счастья». Рембо не был сказочным героем, но стремился к счастью. Французский поэт своим собственным воображением и фантазией начинает владеть «ясновидением», чтобы ощутить счастье. Фея. Ни какой разницы. Только ты этого не видишь. Надо быть смелым; надо различать и то, чего не видно!.. Странный народ эти люди!.. Когда феи поумерали, люди ослепли, тем не менее они не замечают этого… Хорошо, что я всегда ношу с собой то, что может угасшее зрение возвратить … (фея надевает на Тильтиля волшебную шапочку, и он начинает видеть то, на что некогда не обращал внимание)»… со всеми предметами произошли внезапное и замечательное изменения. Старая волшебница неожиданно превратилась в красивую сказочную принцессу. Камни светятся синим, будто сапфир, сиянием; деревянный стол держится величаво; циферблат часов добродушно улыбается; оттуда выпрыгивают души часов, весело смеясь, начинают танцевать». Тильтиль видит светлые стены, и фея делает замечание, что «все каменья одинаковые, все ценные, тем не менее человек видит лишь некоторые из них». Мальчик видит, как из кадки вылезают Души Караваев, Огонь, собака, кошка, выходит Душа Воды, Душа Молока, Душа Сахара, со стола падает лампа, из нее вылетает пламя - это Душа Светлая; оживают предметы, животных. Стремление к счастью, свободе, привело его к созданию «Голосовок». Он счастливый, что громкие для него непривычные, имеют цвета: А - черное, белое - Е, красное - И, зеленое - В, синее - О. Быть самим собой, непохожим ни на кого - это его «ясновидение». Он убегает на «пьяный корабль», который для него является символом счастья. В безграничных пространствах океана он чувствует свободным от всего мира. Но отрицательным в таком «ясновидении» счастья есть то, что достигался этот Абсолют через наркотики. Поэтому нам нужно относиться к такому «ясновидению» с осторожностью. Душе Света придется с детьми пройти трудный путь познания Синей птицы, чтобы они завладели земным «ясновидением» счастья, поняли, что за ним не нужно далеко ходить. Его нужно искать дома, в добрых делах, в чуткости к чужому горю, в радости общения с дорогими людьми. Пока что дети об этом не знают. Душа Света приводит Тильтиля и Митиль в Страну Воспоминаний. Почему именно в Страну Воспоминаний приводит детей Душа Света? Что, по ее мнению, есть ключевым в понимании счастья детьми? Чтобы дети некогда не забывали об умерших дедушке и бабушке, чтобы посещали их могилы, присматривали за ними. Чтобы в Тильтиле и Митиль развивалось чувство ответственности перед памятью об умерших, иначе можно потерять совесть. Умершие дедушка и бабушка рассказывают детям о том, как важно для них, чтобы родные о них вспоминали. Когда о них вспоминают, они просыпаются. Путь к Дворцу Ночи (картина четвертая). Душа Света привела детей во Дворец Ночи с целью подготовить их к испытаниям, закалить волю на трудном пути познания Синей птицы. Матушка Ночь, охранница всех Тайн Природы, не может дать ключи детям, где живет Синяя птица. Но Тильтиль настаивает, и госпожа Ночь, отдавая ключи, предупредила, что в нем находятся все беды, недуги, катастрофы, все тайны, которые огорчают жизнь человека. Поборов страх, Тильтиль поочередно отпирает двери, где заперты Призраки и Болезни, Войны и ужасы, духи Тьмы и Тайны. А дальше они попадают в сказочно замечательный сад - сад мечты и ночного света, где летают тысячи синих птиц. Этим самым автор подчеркивает, что путь к счастью лежит через испытания, что этот путь нелегкий. Готового счастья нет. И хорошо, что Тильтиль плачет. Ему тяжело понять очень много вещей, но душа его не равнодушна. С плачем Тильтиль сознает свою ответственность перед феей, что должны найти Синюю птицу, так как ее внучка хочет быть счастливой. Дети побороли свой страх. А это означает, что они с помощью Души Света обязательно пройдут этот трудный путь и выполнят свою благородную цель. Как вы думаете, найдут дети Синюю птицу? Обязательно. В них есть воля, мужество, понимание того, что каждый миг их жизни на этом пути - это уже счастье. И они, преисполнены решительности, продолжают свои поиски Синей птицы. Путь к Лесу (картина пятая). Душа Света привела детей в Лес. Кошка предупреждает дуба, что появились дети дровосека, который натворил столько бедствия, так как он вырубает дубы. Вспомним, у Леси Украинки в «Лесной песне» дядя Лев говорит, что «…всякие сокровища из леса идут». Г.Метерлинк доносит к каждому из нас мысль, что все живое, что нас окружает, имеет душу. А раз так, то душа человека должна отвечать добротой. Только так можно достичь счастья и ощутить его. «Вот деревья стали выпускать Души, которые в них запрятаны: Дух Вяза страдает одышкой, дух Липы миролюбивый, жизнерадостный; Дух Бука утончен и ловок; Дух Березы - белый, неспокойный; Дух Ивы. Все эти деревья, разные за своими характерными признаками, объединенные одним чувством: они разгневанные на детей, что дровосек потерял столько деревьев. Дух Дуба не дает им Синей птицы. Сердится Конь, Петух, Свинья, Волк. Ситуация становится угрожающей для них. Итак, не забываем, природа может отомстить человеку. По Метерлинку, счастье все же существует. За счастьем не надо далеко ходить. Достаточно только взглянуть вокруг себя добрым взглядом и помочь тому, кому плохо. Оно в моральном отношении к миру, в его познании, воспоминаниях о прошлом и в общении с природой. Счастье не в старании все брать у природы, от жизни, а отдавать частичку себя, своей души родным. Счастье - это радоваться любви, ценить простую радость жизни. Синяя птица исчезает. Теперь дети знают, где ее искать, - у себя в сердце, она всегда с ними - в этом сущность счастья.

В 1908 Метерлинк создал пьесу-сказку "Синяя птица ", исполненную веры в победу человека над силами природы, голодом, войной.

"Синяя птица" - вершина творчества Метерлинка. Сочетание традиций фольклорной и романтической сказки с приемами символистского театра обусловили художественное своеобразие "Синей птицы", "простой, легкой и радостной, как сон десятилетнего ребенка, но в то же время и грандиозной". Пьеса проникнута идеей автора "быть смелым, чтобы видеть скрытое", это философская сказка о смысле человеческой жизни. Сам Метерлинк так сформулировал основную мысль произведения: "...я хотел сказать, что человечество всегда должно стремиться вперед, что в этих блужданиях оно всегда растет, наливается новыми соками и движется дальше, вперед".

«Синюю птицу» считают одним из лучших произведений М. Это не возвращение к символизму, но авторская интерпретация целого ряда сказочных мотивов, главная цель которых - рассказать о трудном пути познания, о неизбежном торжестве разума и добра. Во сне дети дровосека Тильтиль и Митиль отправляются с Душой Света на поиски таинственной Синей птицы. Им приходится преодолеть множество препятствий, встретиться с коварством, рисковать жизнью. . Они попадают в Страну Воспоминаний, Царство Будущего, Сады Блаженств, переживают необыкновенные приключения, преодолевают всевозможные препятствия. Они находят синих птиц, однако те либо меняют цвет в клетке, либо погибают в руках человека. В конце путешествия дети снова видят в своем доме голубку, которая кажется их маленькой соседке настоящей Синей птицей, ибо подлинное счастье может быть только в реальности. Смысл сказки в том, что истинная Синяя птица - это символ свободного знания: потому ведет детей Свет, потому боится их Ночь со своими тайнами и ужасами, потому и меняет цвет Синяя птица в клетке - без свободы разум гибнет. Здесь более нет туманной символики раннего М., нет зловещего Рока, подстерегающего человека. Интересно раскрывается мысль о том, что человек в себе самом несет свое будущее, но его свобода относительна, ибо это будущее вложено в него еще до рождения: Тильтиль и Митиль попадают к нерожденным детям, каждый из которых уже знает, кем он станет в жизни, что он сможет совершить. Сказка красочна и многопланова, богата мыслями и добрыми делами персонажей. Это произведение обращено одновременно и к взрослым, и к детям, именно поэтому до настоящего времени оно не сходит со сцены.

Сущность пьесы, значение для нее народной, фольклорной традиции искусства, ее глубинный пафос, присущий и творчеству Метерлинка в целом, лучше всего охарактеризовал Блок: «Только сказка умеет с легкостью стирать черту между обычным и необычным, и в этом вся соль пьесы...» И далее: «...счастья нет, счастье всегда улетает как птица, говорит сказка; и сейчас же та же сказка говорит нам другое: счастье есть, счастье всегда с нами, только не бойтесь его искать. И за этой двойной истиной, неуловимой, как сама Голубая птица, трепещется поэзия, волнуется по ветру ее праздничный флаг, бьется ее вечно юное сердце».

Тильтиль, Митиль - дети, совершающие во сне странствие, которое из хижины дровосека переносит их в Страну Воспоминаний, Дворец Ночи, Сады Блаженств, Царство Будущего. Сюжет феерии - история посвящения маленьких героев в простые, но необходимые нравственные истины и их приобщения к миру высших ценностей человеческого бытия. Синяя птица - аналог голубого цветка романтиков, чудесное воплощение всего, что недостижимо в земном мире. В финале Т. дарит птицу больной соседской девочке, и этот жест альтруизма становится главным итогом действия. Наградой за способность ощущать глубокую родственность всех разнородных явлений жизни и знаком душевной чистоты, без которой невозможна подобная ясность восприятия мира, служит волшебный алмаз Т., открывающий душу во всех предметах, деревьях, животных, вещах домашнего обихода. Сказочное путешествие Т. и М. таинственными тропами познания, по которым их ведет Душа Света, не обходится без встречи с Духами Тьмы - чтобы убедиться, что внушаемые ими ужасы преодолимы, - с мнимыми Блаженствами, предстающими в своей иллюзорности, с Несчастьями, поддающимися укрощению. Важный эпизод этого странствия - познание высшей истины, состоящей в том, что нет ни смерти, ни забвения, потому что в безграничном океане бытия прошлое, настоящее, будущее связаны тысячами нитей.

Законом, по которому строится жизнь в мире Т. и М., является бескорыстие. Лишь оно признается залогом счастья, которое "всегда с нами, только не бойтесь его искать". Демонические козни Кошки остаются не более чем проделками комической интриганки, а Ночь отступает перед сиянием Души Света. Незамутненное сознание Т. и М. - символ торжества над злом и победы над Роком, которая возможна, если человеку удастся вернуть себе угасшее зрение, каким обладает ребенок.

33. Символика «Синей птицы» Метерлинка. (+см б. 32)

В «Синей птице» предельно наглядны основные мотивы творчества Метерлинка: это, например, развенчание примитивных радостей низшего, сугубо материального порядка («Тучные блаженства») в сопоставлении с неотъемлемыми духовными ценностями человеческой натуры, конкретизируемыми как «Радость быть справедливым», «Радость быть добрым», «Радость завершенной работы», «Радость мыслить», «Радость созерцать прекрасное» и т. д., вплоть до «Радостей, которых люди еще не узнали».

Герои - дети бедного дровосека Тильтиль и Митиль в сопровождении оживших сил природы отправляются на поиски Синей птицы, символизирующей истину и счастье. Они попадают в Страну Воспоминаний, Царство Будущего, Сады Блаженств, переживают необыкновенные приключения, преодолевают всевозможные препятствия и когда, наконец, возвращаются назад, то находят ее в своем доме. Сам Метерлинк так сформулировал основную мысль произведения: "...я хотел сказать, что человечество всегда должно стремиться вперед, что в этих блужданиях оно всегда растет, наливается новыми соками и движется дальше, вперед".

Смысл сказки в том, что истинная Синяя птица - это символ свободного знания: потому ведет детей Свет, потому боится их Ночь со своими тайнами и ужасами, потому и меняет цвет Синяя птица в клетке - без свободы разум гибнет. Здесь более нет туманной символики раннего М., нет зловещего Рока, подстерегающего человека. Интересно раскрывается мысль о том, что человек в себе самом несет свое будущее, но его свобода относительна, ибо это будущее вложено в него еще до рождения: Тильтиль и Митиль попадают к нерожденным детям, каждый из которых уже знает, кем он станет в жизни, что он сможет совершить. Сказка красочна и многопланова, богата мыслями и добрыми делами персонажей. Это произведение обращено одновременно и к взрослым, и к детям, именно поэтому до настоящего времени оно не сходит со сцены.

Ночь – символ всех бед и несчастий, кошка – коварства, Душа Света – света, собака - преданности

Незамутненное сознание Т. и М. - символ торжества над злом и победы над Роком, которая возможна, если человеку удастся вернуть себе угасшее зрение, каким обладает ребенок.