Доротея Ланж – величайшая фотожурналистка Америки

Доротея Ланж (Dorothea Margaretta Nutzhorn, 1895 - 1965) была влиятельным американским фотографом документалистом и фотожурналистом, наиболее известно ее творчество в период Великой депрессии, работы на ферме Security Administration, фотографии Ланж хорошо отразили трагические последствия великой депрессии и оказали глубокое влияние на развитие документальной фотографии США.

White Angel Bread Line, San Francisco, 1933

Родилась в семье германских иммигрантов второго поколения 26 мая 1895 года, в г.Хобокен, Нью-Джерси. Она оказалась от отчества и приняла девичью фамилию ее матери после того как отец бросил семью, когда ей было 12 лет. Это один из двух трагических моментов на ранних этапах ее жизни. Другой — полиомиелит в возрасте семи лет, который оставил ей постоянную хромоту правой.


Daughter of Migrant Tennessee Coal Miner Living in American River Camp near Sacramento, California,1936

Работы Доротеи Ланж — яркое свидетельство того, как фотография влияет на общество и заставляют людей, равнодушных ко всему, кроме собственных проблем, задуматься над тем, что происходит вокруг. Благодаря ее кадрам Америка узнала о собственных бедняках. Лучшие ее фотографии имеет огромную силу воздействия и, безусловно, принадлежат к шедеврам мирового фотоискусства.

Migrant Mother, Nipomo, California, 1936

Флоренс Оуен Томпсон - лицо Великой Депрессии.

Эта фотография на протяжении многих лет была в буквальном смысле олицетворением Великой Депрессии. Доротея Ланж сделала снимок во время посещения лагеря сборщиков овощей в Калифорнии в феврале 1936 года, желая показать всему миру стойкость и несгибаемость гордой нации в тяжелые времена.

История жизни Флоренс оказалась такой же притягательной, как и ее портрет. В свои 32 года она уже была матерью семерых детей и вдовой (муж умер от туберкулеза). Оказавшись практически без средств к существованию в трудовом лагере для переселенцев, ее семья питалась мясом птиц, которых удавалось подстрелить детям и овощами с фермы - так же жили и остальные 2 500 работников лагеря.

Публикация фотографии произвела эффект разорвавшейся бомбы. История Томпсон, появившаяся на обложках самых авторитетных изданий, вызвало немедленный отклик со стороны общественности. Администрация по делам переселенцев немедленно направила в лагерь еду и предметы первой необходимости. К сожалению, семья Томпсон к этому моменту уже покинула обжитое место и от щедрот правительства ничего не получила. Надо отметить, что в то время имени женщины, изображенной на фотографии, никто не знал. Лишь спустя сорок лет после публикации этой фотографии, в 1976 году Томпсон «раскрыла» себя, дав интервью одной из центральных газет.

Фотограф и фотожурналист Доротея Ланж стала символом Великой депрессии в Америке. Она не смогла оставаться в стороне от происходящего в народом, и, вместо девушек в норковых манто, ее моделями стали эмигранты, бездомные и безработные люди.

«Художниками управляет жизнь, которая бьется в них, как океан ударяется о берега»

Доротея Ланж (Dorothea Margarette Nutzhorn) родилась 26 Мая 1895 года в Нью-Джерси,США в семье германских эмигрантов второго поколения. Доротея отказалась от второго имени и приняла девичью фамилию матери по окончании того, как семью бросил папа, в то время, когда ей было 12 лет. Это была первая важная трагедия ее детства. Второй было сокращение полиомиелита - заболевание, которое привело к ослаблению правой ноги и в итоге к пожизненной хромоте. "Она сформировала меня, направила меня, помогла и унизила меня," - сказала Ланж однажды о своей необыкновенной походке. "Я ни при каких обстоятельствах не имела возможности преодолеть ее, и я превосходно знаю о ее силе и мощи."

Ланж получила фотообразование в Колумбийском университете в Нью-Йорке, под управлением американского фотографа Кларенса Уайта. Она кроме этого неофициально обучалась в нескольких фото студиях в Нью-Йорке, а также у известного Арнольда Генте. В 1918 году Доротея переехала в Сан-Франциско, и уже через год открыла успешную портретную фото студию. В 1920 году она вышла замуж за живописца Мейнарда Диксона, которому родила двоих сыновей.

Ее работы подвергались твёрдой цензуре, а за ней самой неизменно следили власти. Но с 1935 года, фотографии Доротеи Ланж начали появляться в печати и о ней заговорили, как о гениальном и бескомпромиссном документалисте.

В декабре 1935 года она развелась с Диксоном и вышла замуж за доктора наук по экономике Университета Калифорнии Паула Шустера Тейлора. Он подробнее разъяснил ей экономические и социальные проблемы и они совместно в течении пяти лет освещали сельскую бедность и эксплуатацию издольщиков, выселенных семей фермеров и рабочих мигрантов - Тейлор собирал экономические данные, а Ланж занималась съемкой.

Тогда же, в феврале 1936 года, была сделана и самая узнаваемая ее работа - «Мать переселенцев».


Позднее Доротея Ланж рассказала о создании снимка: «Я заметила голодную, отчаянную мать и подошла к ней, как будто бы притянутая магнитом. Я не помню, как растолковала свое присутствие и камеру со мной, но я не забываю, что она не задавала вопросы. Я сделала пара снимков с различной выдержкой, подходя все ближе и ближе в том же направлении. Я спросила ее имя либо ее историю. Она заявила, что ей было тридцать два года. Дама рассказала, что они жили на замороженных овощах из окрестных полей, и птицах, на которых охотились дети. Она продала шины от автомобиля, дабы приобрести еду. Там она сидела в пристройке-палатке со своими детьми, которые прижимались к ней и, казалось, знала, что мои снимки могли помочь ей, поэтому помогла и мне. Было своего рода равенство в этом».


В следствии публикации фотографии в газете Сан-Франциско, условия в лагере по сбору гороха стали известны федеральному правительству. В лагерь была направлена помощь для предотвращения голода, но Флоренс (имя дамы с фотографии стало известно позднее) с детьми в тот момент уже покинула лагерь и помощь обошла ее стороной.


С 1935 по 1939 год фотографии Ланж печатают в газетах страны, ее снимки стали отражением ужасных последствий Великой депрессии и оказали глубокое влияние на развитие документальной фотографии США. Как-то раз она сказала: «Быть может, камера и не может сказать нам больше, чем способны заметить наши глаза. Но она может продемонстрировать нам, как мало мы замечаем».




В 1941 году Ланж была награждена за выдающиеся успехи в области фотографии, но, по окончании атаки на Перл-Харбор, в качестве протеста она отказалась от приза.




Для многих людей те снимки японских детей которые были отправлены в лагеря для перемещенных лиц незадолго после их присяги американскому флагу являются тяжелым напоминанием о том, как часто людей задерживают и навязывают обвинения без предоставления возможности на аппеляцию.



Ее изображения были так компроментирующими, что армия конфисковала их. Сейчас они доступны в Национальном архиве США и в библиотеке Университета Калифорнии.

В 1945 году Ланж предложили преподавать на первом факультете изобразительного искусства фотографии в Калифорнийской школе изобразительного искусства (CSFA) вместе с Имодженом Каннингемом и Майнор Уайт. В 1952 году Ланж с другими фотографами основала журнал Apperture.


В последние десятилетия жизни, здоровье Ланж ухудшилось.

У нее были неприятности с желудком и осложнения по окончании полиомиелита. Она умерла в 1965 году в возрасте 70 лет, оставив после себя великие снимки эры Великой депрессии и двоих детей.

Ланж была фотографом в самом подлинном смысле этого слова, по ее собственным словам, она жила «визуальной жизнью». Для нее все около было прекрасным, кроме того то, что обыватели считали отталкивающим либо уродливым. Знамениты слова известной фотожурналистки: «Фотокамера - это инструмент, который учит людей, как нужно видеть мир без фотокамеры».


(18950526 ) , Хобокен , Нью-Джерси - 11 октября , Сан-Франциско) - американский фотограф и фотожурналист.

Биография

В возрасте семи лет переболела полиомиелитом , что сказалось на её последующем здоровье. Карьеру фотографа начала в Нью-Йорке , училась у Кларенса Уайта . Затем переехала в Сан-Франциско (), открыла там фотостудию. Наиболее известна фотографиями периода Великой депрессии (после ). Также снимала в Пёрл-Харборе после нападения Японии в . В стала одним из основателей фотожурнала Aperture . Много болела. Умерла от рака пищевода .

Напишите отзыв о статье "Ланж, Доротея"

Литература

  • Partridge E. Restless spirit: the life and work of Dorothea Lange. New York: Viking, 1998
  • Spirn A.W. Daring to look: Dorothea Lange’s photographs and reports from the field. Chicago: University of Chicago Press, 2008
  • Gordon L. Dorothea Lange: a life beyond limits. London; New York: W.W. Norton & Co., 2009

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Ланж, Доротея

Князь, видимо, понял, и понял, как и на вечере у Annette Шерер, что от Анны Михайловны трудно отделаться.
– Не было бы тяжело ему это свидание, chere Анна Михайловна, – сказал он. – Подождем до вечера, доктора обещали кризис.
– Но нельзя ждать, князь, в эти минуты. Pensez, il у va du salut de son ame… Ah! c"est terrible, les devoirs d"un chretien… [Подумайте, дело идет о спасения его души! Ах! это ужасно, долг христианина…]
Из внутренних комнат отворилась дверь, и вошла одна из княжен племянниц графа, с угрюмым и холодным лицом и поразительно несоразмерною по ногам длинною талией.
Князь Василий обернулся к ней.
– Ну, что он?
– Всё то же. И как вы хотите, этот шум… – сказала княжна, оглядывая Анну Михайловну, как незнакомую.
– Ah, chere, je ne vous reconnaissais pas, [Ах, милая, я не узнала вас,] – с счастливою улыбкой сказала Анна Михайловна, легкою иноходью подходя к племяннице графа. – Je viens d"arriver et je suis a vous pour vous aider a soigner mon oncle . J`imagine, combien vous avez souffert, [Я приехала помогать вам ходить за дядюшкой. Воображаю, как вы настрадались,] – прибавила она, с участием закатывая глаза.
Княжна ничего не ответила, даже не улыбнулась и тотчас же вышла. Анна Михайловна сняла перчатки и в завоеванной позиции расположилась на кресле, пригласив князя Василья сесть подле себя.
– Борис! – сказала она сыну и улыбнулась, – я пройду к графу, к дяде, а ты поди к Пьеру, mon ami, покаместь, да не забудь передать ему приглашение от Ростовых. Они зовут его обедать. Я думаю, он не поедет? – обратилась она к князю.

В 1918-м Доротея отправилась в Сан-Франциско (San Francisco), к этому моменту она была уже почти профессионалкой, не хватало ей лишь очень немногого - известности.


Доротея Ланг (Dorothea Lange) родилась в 1895 году в штате Нью-Джерси (Hoboken, New Jersey), в весьма обеспеченной и благополучной семье. Родители ее были вторым поколением немецких эмигрантов, и при рождении они дали своей дочери имя Доротея Маргаретта Нутцхорн (Dorothea Margaretta Nutzhorn). Позже, когда отец Доротеи бросил семью, она сократила свое имя, пропустив среднее имя и взяв девичью фамилию своей матери. Кстати, уход отца тогда весьма тяжело сказался на 12-летней девочке, и отказ от его фамилии стал своеобразной местью. В семь лет девочка переболела полиомиелитом, и последствия этой болезни остались с ней на всю жизнь – Доротея прихрамывала при ходьбе.

Дальше была учеба фотоделу в Колумбийском Университете (Columbia University) в Нью-Йорке, где наставником Доротеи был Кларенс Х. Уайт (Clarence H. White). Кроме официальной учебы Ланг посещала и дополнительные курсы, в том числе студию знаменитого Арнольда Генте (Arnold Genthe).

В 1918-м Доротея отправилась в Сан-Франциско (San Francisco), к этому моменту она была уже почти профессионалкой, не хватало ей лишь очень немногого - известности. Впрочем, именно в Сан-Франциско все наладилось как нельзя лучше – Доротея стала очень востребованной портретисткой, работала в собственной студии и в целом преуспевала.

В 1920 году она вышла замуж за известного западного художника Мэйнарда Диксона (Maynard Dixon), с которым у нее появилось два сына - родившийся в 1925 году Дэниэл (Daniel Rhoades Dixon) и Джон (John Eaglesfeather Dixon), появившийся на свет в 1929-м.

С началом Великой депрессии Ланг все больше и больше работала на улице – сама ситуация вокруг подбрасывала порой просто потрясающие сюжеты для фотографий.

Со своим мужем она развелась в конце 1935 года, и вторым супругом Доротеи стал Пол Шустер Тэйлор (Paul Schuster Taylor), профессор экономики из Университета в Беркли (University of California, Berkeley). Был Тэйлор также социологом и социальным активистом, и именно он сумел помочь Доротее попасть в правительственную программу Farm Security Administration (FSA). Так, отныне она снимала нищих, убогих, бедных иммигрантов, и вскоре ее фотографии уже публиковались во многих весьма серьезных национальных изданиях.

Впрочем, свой самый известный снимок из ряда социального фото Доротея сделала еще до того, как официально попала в программу. Так, в 1936 году Ланг увидела у дороги весьма живописную картину – женщину-имигрантку, сидевшую под навесом вместе с детьми. Позже Флоренс Томпсон (Florence Owens Thompson), а именно так звали эту женщину, призналась, что жалеет, что позволила той красивой ухоженной даме с камерой сфотографировать себя. Действительно, Ланг, которая пообещала женщине выслать ей снимки, а также то, что фотографии эти не попадут в прессу, не сдержала ни одного из своих обещаний. Именно "Мать-мигрантка" ("Migrant Mother") впоследствии стала самой знаменитой фотографией Доротеи Ланг.

Примечательно и то, что позже дети Флоренс, которые также были на снимке, заявляли, что мать их никогда не была ни несчастной, ни сломленной женщиной, как это казалось на снимке Флоренс. Напротив, дочь ее уверяла, что Флоренс была жизнерадостной, любила музыку и танцы, и эта фотография, которая сделала знаменитой Доротею Ланг, не принесла их семье ничего, коме ощущения грусти, когда они смотрят на нее.

Как бы ни было, Ланг продолжала снимать. В 1914-м она получила стипендию Гуггенхайма (Guggenheim Fellowship), а после нападения на Перл-Харбор (Pearl Harbor,) она отказалась от гранта, решив работать на съемке эвакуации американцев японского происхождения в лагеря для перемещенных лиц. Эта серия оказалась также весьма выразительной, и фотографии японо-американских детей, присягавших на верность флагу, не могли оставить равнодушными никого.

В 1945-м Ланг приняла приглашение Ансела Адамса (Ansel Adams) работать в открывшемся отделении фотографии при Калифорнийской школе изящных искусств (California School of Fine Arts); это была первая в США Школа фотографии.

В начале 1950-х Ланг была одним из основателей журнала "Aperture", впоследствии ставшего одним из самых влиятельных изданий о фотографии.

В 1960-м в Институте искусств в Чикаго (Art Institute of Chicago) прошла ее выставка.

Последние двадцать лет жизни здоровье Доротеи было сильно ослаблено. Так, она страдала от желудочных проблем, в том числе от язвы желудка, а также дали о себе знать последствия полиомиелита.

В 1972 году Музей Уитни (Whitney Museum) выставил 27 фотографий Ланг в рамках выставки "Executive Order 9066".

В мае 2008 года Доротея Ланг была введена в Зал Славы Калифорнии (California Hall of Fame).

В 2006 году в честь Ланг была названа школа в Нипомо, штат Калифорния (Nipomo, California), неподалеку от того места, где она сделала свою знаменитую фотографию "Мать-мигрантка".

была названа величайшим фотографом-документалистом Америки. Мировую известность ей принесла фото-летопись времен Великой Американской депрессии. Ланж родилась в 1895 году в Нью-Джерси. В возрасте семи лет перенесла полиомиелит, в результате чего у нее произошло искривление стопы и пожизненная хромота. В 12 лет, вместе с матерью и братом, переезжает в Нью-Йорк. Здесь она посещает школу для девочек. По окончании школы решает стать фотографом и начинает работать в портретной мастерской американского фотохудожника Арнольда Генте, поступает в Колумбийский университет на курс фотографии к Кларенсу Хадсону Уайю, американскому фотографу, представителю пикториализма.

В 23 года Ланж, вместе с другом, задумывает путешествие по миру. Однако, путешествие срывается из-за ограблений в Сан-Франциско. Открывает собственную портретную студию. В 20 лет выходит за муж за художника Мейнарда Диксона. Пара проживает в Сан-Франциско. Ланж продолжает работать в портретном бизнесе.

В 1929 году происходит обвал фондовых рынков. Ланж с семьей живет на студии, что бы сэкономить средства. Как фотограф, начинает документировать последствия депрессии, морские удары и первомайские демонстрации. В 1934 году проходит первая фотовыставка Ланж в Окленде. В следующем году разводиться с Диксеном и выходит замуж за профессора экономики Калифорнийского университета Пола Тейлора, переезжает с ним в Беркли и работает фотографом в FSA (Администрация Безопасности Ферм) – документирует жизнь сельских общин Америки. В 1940 году эти работы впервые выставляются в Нью-Йорке. Работает над циклом фотографий переселения американцев японского происхождения в лагеря для интернированных, фотографирует основание Организации Объединенных Наций в Сан-Франциско. Продолжительное время экспонирует выставку «Семья человека» в музее современного искусства в Нью-Йорке. В 1952 году становится одним из основателей журнала «Диафрагма». 53 – 54-х годах работает над циклом «Три мормонских города», для журнала «Life», вместе с американским фотографом Ансельмом Адамсом, а так же работает над циклом «Страна Ирландского народа». С 1958 года, вместе с Полем Тейлором, отправляется в мировое путешествие. Посещает Японию, Вьетнам, Корею, Гонконг, Филиппины, Бирму, Таиланд, Индонезию, Палестину, Непал, Пакистан, Южную Америку, Египет, Ирак и Иран. Начинает серию работ под названием «Женщина – кантри». Нью-Йоркский музей современного искусства приобретает 85 работ Ланж под общим названием «Горькие годы».

Доротея Ланж умирает в возрасте 70 лет, от рака пищевода.

В 1966 году в Нью-Йорке в Музее современного искусства открывается посмертная ретроспективная выставка Доротеи Ланж.

Доротея Ланж (Dorothea Lange) величайшая фотожурналистка Америки

Одна из самых знаменитых фотографий Доротеи Ланж