Что делать если тебе надоела школа. Как найти себя? Учиться перестал - надоело, нет сил, не вижу смысла. Не могу себя никак заставить

Цель:

1. Развитие слухового и зрительного восприятия

2.Развитие внимания и памяти

3.Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи)

4.Развитие общей и мелкой моторики

5.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

Оборудование: картинки: «Что происходит с листьями», «Помоги Незнайке», «Лабиринт».

Ход занятий

1. Оргмомент

2. Вводная беседа

Какие времена года знаете?

Назовите осенние месяцы.

Какой первый осенний месяц? Последний?

3. Беседа о первом осеннем месяце (по книге Шорыгиной Т.А. «Какие месяцы в году?»)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

А.С. Пушкин

Сентябрь

Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц - сентябрь. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников.

Осень- художница

Повязала Осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела.

В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» - говорит русская народная пословица.

Вопросы и задания

1.Почему сентябрь называют «златоцветом»?

2.Какие дни сентября называют «бабьим летом»?

4. Отгадай загадки

Висят на ветке

Золотые монетки.

(Осенние листья)

На потолке, в уголке

Висит сито -

Не руками свито.

(Паутина)

Без рук,

А холст ткет.

(Паук)

5. Упражнение «Что происходит с листьями?»: Расположи по порядку и составь рассказ по картинкам.

6. Физкультминутка «Мы - осенние листочки»

Мы - осенние листочки. (Дети стоят в кругу, держатся за руки.)

Мы на веточках сидели. (Медленно поднимают руки вверх, затем плавно опускают вниз.)

Дунул ветер - мы цепочкой (Дети поворачиваются в сторону водящего.)

Друг за другом полетели (Быстро движутся по кругу на носочках.)

Полетели, полетели

И на землю сели. (Садятся на корточки.)

Ветер снова набежал (Встают на носочки, тянутся за руками.)

И листочки все поднял

Повертел их, покрутил (Кружатся вокруг себя.)

И на землю опустил. (Садятся на корточки.)

7. Продолжение беседы.

В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом.

Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берез и лип.

Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвет с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю.

По утрам стелются над лесными полянами и речными лугами белые влажные туманы.

В сентябре часто идут дожди, но не теплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. «Осень идет и дождь с собой ведет». (Народная пословица.)

В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.

Осень

Закружила осень -

Рыжие метели,

Золотые листья

С кленов полетели,

Закружился листьев

Пестрый хоровод,

Заблестел на лужах

Первый тонкий лед.

Вопросы и задания

Какая погода в сентябре?

8. Отгадай загадки:

Маленький Егорка

Упал в озерко,

Сам не потонул

И воды не всколыхнул.

(Лист)

Никто не пугает,

А вся дрожит.

(Осина)

9. Упражнение «Помоги Незнайке»

Незнайка гулял в парке и собрал вот такой красивый осенний букет, но не знает с какого дерева веточки и листики. Помоги Незнайке определить из веточек и листов каких деревьев собрал букет?

10. Продолжение беседы

В лесу в сентябре радует глаз рябина, ее алые ягоды после первых заморозков становятся слаще. Поэтому и зовут сентябрь «рябинником». В это время созревают на дубах желуди, на орешнике - орехи, на болоте - клюква. В сентябре в лесу пахнет прелью и грибами. На старых замшелых пнях появляются дружные семейки опят. Прикрытые золотыми, красными и лиловыми листьями прячутся в сухой траве подосиновики, подберезовики, лисички, сыроежки и грузди. «Грибок в кузовок - зимой будет пирожок».

1. Какие плоды созревают в сентябре?

2. Какие грибы растут в сентябрьском лесу?

11. Отгадай загадки

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел.

(Гриб)

Маленький Иван,

Костяной кафтан.

(Орех)

У одной матери

Тысяча сыновей.

Она каждому шапочку дала,

А себе не взяла.

(Дуб, желуди)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина)

12. Упражнение «Лабиринт»

Осенью во время листопада лесные обитатели гуляли в лесу и решили собрать в корзинку листья. Сначала проведи по каждой дорожке пальчиком. Потом обведи дорожки цветными карандашами. Назови, кто какой лист нашел? (Белочка дубовый. И т. д.)


13. Итог занятия

Падение листьев с деревьев характеризует приближение или наступление осени, что конечно же повторяется ежегодно. Наверное, очень многие из вас понимают что, если деревья осенью не сбрасывали бы листья, то они просто напросто погибли бы. А как они из-за этого могут погибнуть, мы поговорим чуть позже.

Почему осенью с деревьев листья опадают?

Я думаю некоторые из вас слышали и второе название листьев – легкие растений. Летом в листьях, методом воздействия света протекает процесс фотосинтеза, когда благодаря зеленому пигменту (хлорофилл), минеральные соли и углекислый газ начинают превращаться в органические вещества и кислород.

А в связи с этим к осеннему периоду в листьях начинают скапливаться много побочных продуктов фотосинтеза и не нужных веществ. Но помимо этого при низкой температуре хлорофилл не будет вырабатываться, в связи с чем листья проста напросто перестанут выполнять свои функции, а после, став уже не нужными, они начнут опадать.

Давайте также попробуем разобраться является ли падение листьев биологическим явлением, который обусловлен жизнедеятельностью растения или же причиной все же является падение температуры и наступления осеннего ненастья.

Если мы в летнем периоде, а еще лучше с весны посадим в горшок с землей какое – небудь молодое деревце, к примеру, дубок или клен и поставим в комнату или в оранжерею, то в осенью с этих растений листья все равно опадут, даже не смотря на то, что вы за ним прекрасно ухаживали.

Как вы знаете в комнату или в ту же оранжерею осеннее ненастье просто так не сможет проникнуть, а следовательно здесь не бывает и заморозков, но листья в положенное время все равно будут опадать.

Отсюда следует, что листопад – это не следствие наступивших неблагоприятных условий.

Но мы можем также пойти и по другому пути, чтобы понять, что падение листьев является биологическим процессом.

В конце летнего периода в каком – нибудь дереве, через основание листового черешка делаем срез, а именно в месте, где черешок прикреплен к стеблю, в связи с чем образуется там так называемая «листовая подушечка».

Но а если посмотреть через микроскоп, то можно заметить, что на срезе образовался особый отделяющий (пробковый) слой. У клеток данного слоя гладкие стенки, но помимо этого они еще могут легко обосабливаться друг к другу.

К периоду листопада связь между ними может нарушиться, а сам лист на дереве может держаться благодаря сосудистым пучкам, имеющих форму мельчайших «водопроводных труб», соединяющий лист с остальной частью растения.

Сосудистые пучки можно буде разглядеть и невооруженным глазом на листовых рубцах, расположенные в виде 3-5 (в некоторых случаях и более) больших точек.

Они выполняют функцию по проведению воды и минеральных солей от корней к листьям и питательных веществ (углеводов), которые вырабатываются листьями при ассимиляции.

Но наступает такой период, когда черешок листа и материнское растение теряют и последнюю связь.

Для этого хватает даже и небольшого порыва ветра, но в некоторых случаях листья опадают и при тихой погоде, что конечно же связано с резким колебанием температуры (при замерзании или оттаивании).

Но также это может произойти под воздействием силы тяжести листовой пластинки, которая может стать тяжелее из-за осевшей росы

Почему нужно, чтобы листья с деревьев осенью опадали?

Первая причина . По всей площади листьев деревьев испаряется вода. В летнем периоде, путем извлечения воды из почвы, дерево может восполнить количество потерянной влаги.

Но с похолоданием извлекать воду и почвы становится все сложнее, а в зимнем периоде извлекать воду из промерзшей земли и вовсе затруднительно. Деревья, на которых оставался бы лиственный покров еще и зимой, от недостатка влаги просто напросто высохли бы.

Вторая причина . Наверное, очень многие обращали внимание на то, как после сильного снегопада, а именно под тяжестью снега происходит сильное склонение ветвей деревьев к земле. В некоторых случаях они могут и ломаться.

А теперь представьте, если бы в зимнем периоде еще на деревьях оставались бы листья, во сколько раз могло бы увеличиться количество снега на ветвях, так как листовая поверхность более велика по сравнению с поверхностью ветвей.

Таким образом, благодаря тому, что с деревьев осенью листья опадают, появляется дополнительная защита от механических повреждений, причиной которого может стать напор снега.

Третья причина . При осеннем листопаде деревья могут избавляться от избытка минеральных солей, которые накапливаются в течение всего летнего периода. Как мы говорили выше, в листьях происходит усиленное испарение воды, которая летом может восполниться путем засасывания корнями ее из почвы.

Но в воде получаемой корнями из почвы, большое количество различных солей. То есть можно сказать, что корни получают вместе с водой и солевые растворы.

Часть таких солей деревьями используются в качестве питания, а остальные будут откладываются в клетках листьев.

Чем больше листья будут испарять влагу, тем сильнее они будут минерализовываться к осени. То есть благодаря большому количеству накопленными листьями солей, они осенью минерализуются.

При избытке минеральных солей нормальная работа листьев будет нарушена. А в связи с этим можно сказать с уверенностью, что сброс старых листьев – необходимое условие, для нормальной жизнедеятельности деревьев и кустарников.

Осенний листопад

Осенний листопад – необычайно яркое и удивительное явление природы, которое поражает красотой. Глядя на облетающие золотые листья, которые стелятся мягкими коврами, непременно возникает вопрос: как устроен этот процесс и почему , собственно, осенью опадают листья?

Многие виды деревьев освобождаются от листьев для выживания в неблагоприятных погодных условиях. В тропиках и субтропиках листва осыпается в начале сухого сезона, в регионах с умеренным климатом деревья теряют листья осенью, когда приближается холодная погода. Деревья, которые сбрасывают листья в определённое время года, известны как лиственные деревья. Деревья, листва которых не опадает, называются вечнозелёными деревьями.

Большинству видов лиственных деревьев присущи широкие листья, которые осыпаются в холодную или засушливую погоду. Вечнозелёные деревья, в отличие от лиственных, растут во влажном, тёплом климате, либо имеют устойчивые к погоде иглы.

: Вечнозелёные деревья сохраняют листья в течение года, поскольку их листва покрыта воском, который защищает от холода, а в их клетках содержатся антифризные химические вещества, которые не дают дереву замерзнуть при низких температурах окружающей среды. Лиственные деревья же, наоборот, очень восприимчивы к холоду.

Вечнозеленые деревья сохраняют листву в течение года

Причины листопада:

  • продолжительность светового дня;
  • повреждение листьев;
  • засушливый климат;
  • холодный климат;
  • опыление деревьев.

Продолжительность светового дня


Разрушение хлорофилла в листе при сокращении светового дня

Осенью постепенно сокращается продолжительность светового дня. По мере снижения воздействия дневного света в листьях уменьшается производство хлорофилла – зелёного пигмента, с помощью которого растение поглощает солнечный свет и затем превращает его в питательные вещества; и замедляется процесс фотосинтеза (который осуществляется при участии хлорофилла), пока не остановится. В результате этого прекращается выработок сахарозы, которую растения используют в качестве пищи, и, следовательно, ограничивается поступление в дерево элементов питания. Чтобы уменьшить потребность в питательных веществах и противостоять холоду или засухе деревья сбрасывают листву.

: Замечено, что лесные деревья быстрее сбрасывают листву, чем городские. Это связано с тем, что в городе больше освещения, включая искусственное (фонари, свет окон, машин и пр.).

Повреждение листьев

К концу лета листья повреждаются насекомыми, болезнями или общим износом и готовы к обновлению. С приходом осени деревья сталкиваются с низкой температурой окружающей среды, холодными ветрами и другими условиями, которые также повреждают листья. По этим причинам листва опадает. Кроме того, помимо питательных веществ в листьях собираются вредные вещества (метаболиты, излишние минеральные соли). Поэтому, избавляясь от листьев, растение очищается.

Засушливый климат


Лиственные деревья сбрасывают листву в засуху, чтобы избежать высыхания

При жаркой погоде листья испаряют много влаги. Корни дерева, снабжая листья, теряют большое количество воды. Листва хвойных, т. н. вечнозелёных деревьев, не подвергается опаданию, поскольку их иглы, занимая небольшую площадь поверхности, требуют меньше влаги по сравнению с лиственными деревьями. Таким образом, лиственные деревья сбрасывают листву в засушливый период, чтобы уменьшить потребность во влаге и избежать высыхания.

Холодный климат

Осенью деревья, ощущая сокращение дневного света и снижение температуры воздуха, начинают готовиться к холодам. Чтобы сохранить достаточное количество водных и энергетических ресурсов для зимнего периода, растения накапливают питательные вещества и избавляются от листьев. Этот процесс происходит циклически и не несёт вреда для растения. Так начинается осенний листопад.

Накопление питательных веществ

Деревья собирают ценные питательные вещества (нутриенты) из листьев и накапливают их в корнях для дальнейшего применения. Хлорофилл (пигмент, окрашивающий листья в зелёный цвет) первым разлагается на элементы питания. Кстати, в связи с этим листья осенью меняют цвет с зелёного на оранжевый, багровый, золотой.

Отделение листьев от дерева


Отделительный слой клеток отделяет лист от ветки, в результате чего происходит процесс листопада

Листья отсекаются от дерева с помощью отделительного слоя, который образуется в месте, где стебель листа соединяется с веткой, и представляет собой скопление клеток. По мере того, как осенние дни сокращаются, этот слой забивает сосуды на стебле листа, которые перемещают в лист воду, а в дерево – нутриенты. После того, как стебель забивается, слой становится сухим и чешуйчатым и, в результате разложения, отделяет лист от дерева. На месте отпавших листьев весной появляются новые стебли и отрастают листья.

Деревья, избавившись от листьев, входят в состояние анабиоза, которое сравнивается с глубоким сном. В это время растение использует запасы питательных веществ, отложенные летом.

Польза опавших листьев


Опавшая листва продолжает приносить деревьям пользу

Опавшие листья не теряют экологического значения. При разложении их полезные вещества стекаются в почву и кормят будущие поколения растительной и животной жизни. Благодаря этому дерево получает необходимые нутриенты для выращивания новых листьев. Кроме того, слой сброшенных листьев, укрывающий почву, согревает дерево и защищает от промерзания в холодную пору.

Вполне вероятно, что опавшая листва представляет собой главный фактор выживания не только деревьев, но и лесов в целом.

Опыление деревьев

Сбрасывание листьев деревьями также повышает эффективность опыления цветущих растений. Когда на ветках отсутствуют листья, ветряная пыльца распространяется на большие территории и, соответственно, охватывает больше деревьев.

Ответ на вопрос почему осенью опадают листья очевидный: опадание листьев помогает деревьям сохранять энергию и воду , т. е. выполняет энергосберегающую функцию и поддерживает водный баланс в организме растения. Сбрасывание листьев – способ адаптации деревьев к погодным условиям.

Кроме того, опадание листьев на деревьях не зависит исключительно от климатических изменений, это естественный процесс, заложенный природой в биологический цикл (комнатные растения также сбрасывают листья), который помогает им обновляться.

Тема: Осенние явление в жизни древесных растений. Листопад.

Цель: Выяснить, как сезонные изменения погодных условий влияют на жизнь растений осенью.

Задачи:

Обучающие:

  • Развить у учащихся понятие о древесных растениях, продолжительности их жизни.
  • Продолжить формирование понятия «приспособления растений к сезонным явлениям».

Развивающие:

  • Сформировать у кружковцев умения вести наблюдения за изменениями в жизни растений;
  • Объяснить причины этих изменений;
  • Находить черты приспособленности растений к меняющимся погодным условиям.

Воспитательные:

  • Формировать у детей эстетическое восприятие природы и экологические навыки поведения в ней.

Подготовка к экскурсии

При подготовке к экскурсии педагог, прежде всего, знакомится с теоретическими основами её проведения. По проведению экскурсий, методист Райков Б.Е., дал ряд полезных советов. Они известны, как «десять заповедей экскурсионного дела»:

  • Помни, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
  • Изучи место, куда ведёшь экскурсию, наметь тему и составь её план.
  • Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
  • Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
  • Избегай длинных объяснений.
  • Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
  • Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
  • Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.
  • Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
  • Закрепи экскурсию в памяти учащихся последующей проработкой материала.

Подготовка учащихся к экскурсии:

  • Они должны знать, что могут увидеть в природе, на что обратить внимание, что наблюдать.
  • Обувь должна быть удобной, одежда не яркой (чтобы не отпугивать птиц).
  • В группе желательно иметь блокноты, карандаши, папку для сбора листьев и другое в зависимости от темы экскурсии.
  • Необходимо знать правила поведения в природе, которые напоминаются педагогом на теоретических занятиях.

Время проведения экскурсии - сентябрь-октябрь.
Место проведения экскурсии – дендрарий ДЭБЦ г.Бийска, в котором насчитывается 50 видов деревьев и кустарников.

Экскурсия рассчитана на детей 4-5 классов.

Проведение экскурсии

При проведение экскурсии воспользуемся методикой Джозефа Корнелла.

Э тап 1 Пробуждения энтузиазма

«Падают, падают листья
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят».

Дети, представьте себя листиками разных деревьев. Что происходит с листьями осенью?

(Дети кружатся и приседают к земле). Возьмите каждый по листику опавших с деревьев и кустарников. По виду собранных листьев дети разделяют на несколько групп, например с листьями берёзы, дуба, клёна, сирени.

Э тап 2 Концентрация внимания

Сроднимся с деревом. Каждая группа подошла к своему выбранному дереву. В течение 30 секунд, закрыв глаза и прикоснувшись ладонями к коре, прислушайтесь к своим ощущениям.
Кора тёплая (холодная)? Добрая? Шершавая?

Э тап 3 Приобретение опыта

Этот этап является основным для достижения учебной цели.
Каждая мини группа получает карточки – задания с одинаковыми вопросами, но объект изучения у всех разный (выбранное дерево или кустарник у всех разный). Для работы даётся 20 минут.

Карточка – задание:

1. Отметьте погодные условия.

2. Соберите листья и плоды данного дерева или кустарника.

3. Отметьте цвет листа.

4. Установите, где больше окрашенных листьев:

В верхней части кроны или нижней?
- в наружной или внутренней части кроны?

5. Пронаблюдайте за листопадом. Попытайтесь потянуть

Зелёный лист;
- лист, начавший менять окраску;
- лист, полностью изменивший окраску.

Сделайте вывод, ответив на вопросы:

а) какой из листьев легче всего обрывается?
б) как готовится лист растения к листопаду?

6. Зарисуйте внешний вид дерева или кустарника.

7. Сделайте мини отчёт по своему объекту наблюдения.

Через определённое время учащиеся возвращаются для обсуждения результатов. Первой отчитывается группа, которой потребовалось меньше времени для выполнения задания. Ученики демонстрируют собранный материал, а остальные группы находят подобные экземпляры. Педагог помогает правильно назвать дерево, кустарник. Дети слушают выступающих, записывают у себя в блокнотах названия древесных растений, устно отмечаются особенности внешнего строения плодов и листьев, рассказывают о последовательности раскрашивания кроны деревьев.
Педагог обобщает главные признаки в отчётах детских групп.

1.Погодные условия.

Осень принесла прохладу, понижается температура воздуха, солнце светит, но не греет. День становится короче, осенние дожди холодные, первые заморозки.

Жёлтые листья у клёна, берёзы, дуба;
Пунцово – красные - вишня, рябина, барбарис;
пурпурные - черёмуха.

Листья желтеют, становится красными, фиолетовыми, потому что зелёное красящее вещество разрушается. Летом оно быстро и легко восстанавливается, и новые листья распускаются свежими, зелёными. Окраска листа летом не меняется, так как образование красящего вещества не отстаёт от его разрушения. Но вот дни убывают, света становится всё меньше и меньше, зёрна хлорофилла продолжают всё также быстро, как и летом разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше и лист бледнеет.

3. Листопад. Вслед за переменою окраски листьев наступает листопад, имеющий первую очередь значение предохранительного средства от засыхания деревьев зимою, так как испарение воды через громадную листовую поверхность продолжалось бы, между тем всасывание её из охлаждающей почвы прекращается. Первыми теряют одежду- липа, вяз, берёза; позже – клён боярышник; потом – дуб, осина, ясень, черёмуха, бузина. Липа и тополь облетают снизу, у вяза, орешника, ясеня – сначала оголяются верхние ветки. Не все деревья и кустарники перекрашивают свою листву. Зелёными опадают листья ясеня, ольхи, сирени.

Вместе с листьями деревья и кустарники избавляются от вредных продуктов жизнедеятельности; например от щавелевокислого кальция. А полезные вещества – фосфор, крахмал, сахара к этому времени уже прочно заполняют кладовые – внутренние части растений.

Упавшие листья тоже приносят пользу. Разлагаясь, они обогащают почву известковыми удобрениями. Кроме того, плотный ковёр прошлогодней листвы служит хорошей преградой для дождевой и паводковой воды, не даёт ручьям размыть плодородный слой. Покрытые первым снегом опавшие листья – это ещё одно «одеяло» для тех, кто остался зимовать на поверхности почвы.

4. Сбрасывание листьев.
Независимо от перекрашивания и других изменений в пластинах листьев, у основания их, в самых тканях или клетках листа происходит подготовка к сбрасыванию. В этом месте появляется так называемый разделительный слой клеток, где и происходит лёгко отделение под влиянием лёгкого дуновения ветра и даже под собственной тяжестью. Листья опадают и в безветренную погоду.

В заключении учащимся предлагаются вопросы:

  • В какое время года происходит листопад у древесных растений и почему?
  • Какие деревья и кустарники относятся к листопадным растениям?
  • Какие деревья и кустарники относятся к вечнозелёным растениям?
  • Есть ли растения, которые на зиму не сбрасывают листья?
  • Есть ли среди хвойных листопадные растения?
  • Какое значение имеет листопад для жизни деревьев и кустарников?

Обсуждая вопросы, учащиеся делают вывод : Растения, как и животные, готовятся к зиме. Усиленный листопад начинается вслед за первыми заморозками. Разные деревья и кустарники приобретают разную осеннюю окраску. Листопад – это приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой. Осень время подготовки и перехода растений к зимнему покою. Но даже и в это время к деревьям и кустарникам надо относится бережно. А сейчас мы возвращаемся домой.

Этап 4. Вдохновение, чувствительный этап.

1. Педагог предлагает всем вспомнить приметы осени:

У дуба и осины самый поздний листопад.
- Если в осень лист с берёзы опадает нечисто – жди суровой зимы.
- Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
- Весна да осень – на дню погод восемь.
- В октябре и лист на дереве не держится.

2. Предлагается вспомнить стихи об осени:

«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день …»
(А. Пушкин).

«Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят …»
(М. Красев).

«Поздняя осень,
Грачи улетели
Лес обнажился,
Поля опустели ».
(Н.А. Некрасов).

«Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одеты леса!…»
(А. Пушкин).

По возвращению в кабинет, предлагаем детям выразить впечатление об экскурсии в виде творческой работы:

Написать рассказ, сочинить стихотворение, придумать сказку, нарисовать картину – лицо «осени» , изготовить поделки из природного материала. Это можно выполнять и в виде домашнего задания.