Авиационная управляемая торпеда

Была переведена из НИИ-1 группа сотрудников, состоявшая из 16 человек и возглавлявшаяся Г.Я.Диллоном. Эта группа занималась в НИИ-1 разработкой и созданием торпед, предназначенных для поражения надводных кораблей, и проводила их доработку для вооружения боевой авиации. Доработанные торпеды морского базирования существенно ограничивали скорость и высоту полета их носителей.

В связи с этим Г.Я.Диллон обосновал возможность и необходимость создания специализированной торпеды воздушного базирования. Совместно со своим заместителем В.П.Голиковым, инженерами Ю.Б.Гермейером, В.А.Андреевым, О.Т.Сазоновой, Я.Л.Рудницким в 1942 г. группа приступила к исследованиям и разработке реактивной авиационной торпеды (РАТ) массой 627 кг с боевой частью массой 243 кг.

Поскольку разработка авиационной торпеды не соответствовала основному профилю работы НИИ-1, а в Министерстве авиационной промышленности не было специализированного КБ по созданию ракетного вооружения, работа над торпедой РАТ-52 была поручена НИИ-2.

К разработке и испытаниям РАТ были подключены группа инженеров НИИ-2: В.А.Волков, А.Н.Дедов, А.Ф.Зернов, Г.Р.Попандопуло, В.А.Черке и группа квалифицированных механиков: В.М.Желтяков, И.И.Мартемьянов, А.М.Наумов, Л.М.Наумов, А.В.Ходов. Большое внимание организации и проведению работ уделяли начальник института П.Я.Залесский, а затем В.А.Джапаридзе.

В НИИ-2 была завершена разработка рабочей документации. Экспериментальная партия торпед была создана на заводе N 500 Минавиапрома.

Проведение испытаний РАТ-52 было задано приказом МАП #0258/395с/0180 от 17.06.47г. под руководством начальника лаборатории #4 НИИ-2 т. Диллона.

Оригинальными и новыми решениями при разработке торпеды были: принцип вертикального снижения торпеды после сбрасывания с применением парашютной системы для уменьшения скорости при приводнении и уменьшения глубины "мешка"; разворот торпеды носовым крылом в горизонтальное положение после приводнения и последующий отстрел крыла; движение к цели на заданной на носителе глубине от 2 до 10 м, осуществляемое безынерционным гидростатом для поражения наиболее уязвимой подводной части цели; принципиально новая конструкция реактивного двигателя твердого топлива, обеспечивающего 10-кратное увеличение длительности работы и имеющего вдвое меньшую массу по сравнению с имевшимися двигателями.

Торпеда сбрасывалась с высоты более 1500 м, двигалась под водой 410 м, имела скорость 58...83 узла (27...41 м/с). При приводнении сохранялось заданное с носителя направление движения к цели с помощью гироскопической системы, фиксирующей положение трех осей торпеды.

Первые пуски торпед с самолета Ту-2 окончились неудачно. Торпеда выскакивала из воды и разбивалась. Причиной оказалась недопустимо высокая скорость хода торпеды под водой (более 100 узлов), при которой корпус находился в каверне. Была проведена доработка двигателя. Однако продолжение экспериментальных пусков выявило опять случаи выскакивания из воды. Причиной явилось нарушение стабилизации торпеды относительно продольной оси.

После доработки было изготовлено 60 торпед для дальнейших испытаний. В 1950 г. торпеда выдержала заводские испытания: пуск осуществлялся с самолета Ту-2 при скорости полета 450 км/ч. Государственные испытания были начаты с самолета Ил-28 при скорости полета 960 км/ч. Торпеда испытаний не выдержала из-за неработоспособности парашютной системы. За зиму 1951 - 1952 гг. парашютная система была доработана, торпеда успешно прошла Государственные испытания и была принята на вооружение. В 1954 г. завершились ее войсковые испытания.

Разработчики торпеды оказывали помощь промышленности в организации ее серийного производства. РАТ-52 состояла на вооружении до 1983 г. В это время на вооружении самолетов уже были крылатые ракеты класса "воздух - поверхность" с радиолокационными системами наведения для поражения радиоконтрастных надводных и наземных целей.

В марте 1950 г. в связи с болезнью Г.Я.Диллона начальником лаборатории N 4 был назначен К.А.Сарычев, а Г.Я.Диллон продолжил работу в качестве главного конструктора. Его заместителем и заместителем начальника лаборатории оставался В.П.Голиков. Коллектив лаборатории, работающей над созданием и испыта ниями торпеды, был дружным и дисциплинированным. Во время испытаний рабочий день продолжался 10...12 ч. Каких-либо, даже незначительных, конфликтов практически не было. Во многом это определялось поведением и авторитетом Г.Я.Диллона, В.П.Голикова, а в последние годы - К.А.Сарычева. Все члены коллектива обладали высокой квалификацией и изобретательностью.

Наибольший творческий вклад в разработку торпеды внесли следующие инженерно-технические работники: - Ю.Б.Гермейер много сделал для создания гидростата, разработал принципы построения аппаратуры управления подводным движением торпеды на заданной глубине; - Н.Л.Гертман разработал на основе кинотеодолитов способы снятия и обработки характеристик движения торпеды в воздухе и в воде (по следу ее на поверхности моря) с определением параметров движения (траектории, ускорения, скорости), что позволило использовать прицелы бомбометания для применения торпеды, а также дало возможность обнаруживать места потопления потерпевшей аварию торпеды для ее поднятия и анализа причин аварии; - А.Ф.Зернов руководил разработкой документации для изготовления деталей и узлов торпеды, их доводкой при освоении серийного производства; - В.А.Волков возглавил и совместно с В.С.Алифановой обеспечил создание парашютной системы, участвовал в летных испытаниях торпеды на самолете Ту-2, вел наблюдение за торпедой и анализировал ее движение; - И.А.Петров разработал вращающийся парашют, тормозящий движение торпеды без раскачивания; - Л.А.Андреев являлся разработчиком узлов торпеды и рабочей документации, совместно с В.П.Голиковым принял активное участие в изготовлении торпед на заводах; - С.А.Степанов возглавлял подготовку приборов управления с разработкой и внедрением усовершенствований для повышения их надежности; - В.А.Черке на этапах заводских и Государственных испытаний возглавлял работу механиков С.В.Лаврова, И.Ф.Травкина и С.Каспова по монтажу электрических схем на этапах заводских и Государственных испытаний; - А.Н.Дедов и А.В.Ходов возглавляли коллектив механиков в составе А.Н.Синяева, И.И.Мартемьянова, А.М.Наумова,

Л.М.Наумова, В.С.Велихова, Н.И.Грызова, В.М.Желтякова, С.Е.Луфера, С.Н.Репникова, Ю.Н.Крюкова, обеспечивающих сборку и подготовку торпед к летным испытаниям. Весь коллектив механиков проявил высокую дисциплину, был очень дружным. При проведении подготовки торпеды к испытаниям зачастую продолжительность работы доходила до 20 ч в сутки.

В жизни коллектива в Феодосии, где проводились летные испытания, был ряд интересных случаев. Так, при испытаниях торпеды с пуском с береговой подводной установки плавсредствам, находившимся в заливе (в направлении пуска торпеды), была отдана команда удалиться на безопасное расстояние. Однако некоторые из них пренебрегли указанием. Пуск торпеды был неудачным. Торпеда выскочила из воды на поверхность и, рикошетируя, с ревом помчалась по поверхности. Это произвело впечатление, и нарушители быстро покинули опасную зону...

Серийные торпеды РАТ-52 экспортировались в Китай и на Кубу для повышения эффективности состоящих там на вооружении самолетов Ил-28. В серийном производстве торпеды РАТ-52 в Китае участвовала направленная туда бригада завода-изготовителя, имевшая в своем распоряжении комплект технической документации. Торпеда была успешно применена Китаем в тайваньском конфликте...

Постановлением СМ СССР #426-211 от 17.4.57г. был утвержден план ОКР на 1957 год по вооружению и военной технике. Согласно плана по теме #38 НИИ-2 МАП был обязан провести работы по созданию планирующей ав. торпеде с автономным управлением на воздушной траектории и самонаведением в воде для применения для самолетов фронтовой и дальней
авиации против надводных кораблей.

ТТХ заданы следующие: диаметр корпуса до 520 мм., масс до 1000 кг., высота пуска от 300 до 25000 м., скорость пуска от 2500 км/ч., дальность пуска от 8 до 70 км., взрыватель неконтактный.

Главным конструктором назначен Г.Я.Диллон. Начало работ - 1-е полугодие 1957 года, сдача образцов на ГИ - 3-й квартал 1959 года...

Из книги "50 лет ГосНИАС" (К.А.Сарычев ) и архива Е.Ерохина

В расчётной точке торпеда отделяется от носителя и спускается на тормозном парашюте. После отделения парашюта в момент приводнения и погружения на заданную глубину торпеда производит запрограммированный маневр поиска, при обнаружении цели самонаводится и поражает её. Пуск ракеты-торпеды производится с противолодочных самолётов (например, с состоящих на вооружении АВМФ РФ самолётов Ил-38 , Ту-142МК), из пусковых установок надводных кораблей или торпедных аппаратов подводных лодок в подводном положении - например 91РЭ1 комплекса Club-N , RUR-5 ASROC .

Также ракетой-торпедой называют торпеду с реактивным двигателем (подводную ракету) - например Шквал (скоростная подводная ракета) .

Развитие класса

Исторически, первым образцом ракеты-торпеды была созданная США в 1940-х торпеда Fairchild AUM-N-2 Petrel . Она представляла собой самонаводящуюся противолодочную торпеду Mk-21, оснащённую подвесными аэродинамическими плоскостями и реактивным двигателем. Ракета-торпеда должна была применяться с самолётов YB-24 по кораблям неприятеля. Полуактивное радиолокационное наведение выводило ракету на цель с дистанции 32 км. Из-за плохих качеств торпеды Mk-21 (пригодной только для поражения надводных целей) и неспособности системы поражать подводные лодки под водой, торпеда оставалась на вооружении только до 1959 года.

В СССР первым образцом ракеты-торпеды принятым на вооружение стала РАТ-52 (реактивная авиационная торпеда образца 1952 года). Она была принята на вооружение в 1953 году для применения с первых реактивных самолётов минно-торпедной авиации - Ил-28Т и Ту-14Т . Её главным конструктором был Г. Я. Дилон. Торпеда имела скорость хода 58-68 узлов и дальность хода 520 метров. Её заряд составлял 240 кг. Предназначалась РАТ-52 для прицельного высотного торпедометания (от 1500 до 13000 метров). Её основное преимущество заключалось в большой скорости сближения с целью - 160-180 м/сек на воздушном участке и 58-68 узлов в воде. Главным недостатком советской ракеты-торпеды было отсутствие головки самонаведения или каких-либо других способов корректировки курса после сброса с самолёта-носителя. РАТ-52 была снята с вооружения только в 1983 году. Реактивная торпеда РАТ-52 поставлялась за рубеж: в Китай и на Кубу. Китайские самолёты Ил-28Т её успешно применили в боевых действиях в конце 1950-х годов в Тайваньском проливе.

Напишите отзыв о статье "Ракета-торпеда"

Отрывок, характеризующий Ракета-торпеда

Знаю, своим восторгом я была похожа на дитя... Но это не имело значения. Север понимал, как важен был для меня его рассказ, и терпеливо помогал мне.
– Только я хотела бы сперва узнать, что стало с его матерью и Катарами. Знаю, что они погибли, но я хотела бы это увидеть своими глазами... Помоги мне, пожалуйста, Север.
И опять реальность исчезла, возвращая меня в Монтсегюр, где проживали свои последние часы чудесные смелые люди – ученики и последователи Магдалины...

Катары.
Эсклармонд тихо лежала на кровати. Её глаза были закрыты, казалось, она спала, измученная потерями... Но я чувствовала – это была всего лишь защита. Она просто хотела остаться одна со своей печалью... Её сердце бесконечно страдало. Тело отказывалось повиноваться... Всего лишь какие-то считанные мгновения назад её руки держали новорождённого сынишку... Обнимали мужа… Теперь же они ушли в неизвестность. И никто не мог с уверенностью сказать, удастся ли им уйти от ненависти «охотников», заполонивших подножье Монтсегюра. Да и всю долину, сколько охватывал глаз... Крепость была последним оплотом Катар, после неё уже ничего не оставалось. Они потерпели полное поражение... Измученные голодом и зимними холодами, они были беспомощны против каменного «дождя» катапульт, с утра до ночи сыпавшихся на Монтсегюр.

– Скажи, Север, почему Совершенные не защищались? Ведь, насколько мне известно, никто лучше них не владел «движением» (думаю, имеется в виду телекинез), «дуновением» и ещё очень многим другим. Почему они сдались?!
– На это есть свои причины, Изидора. В самые первые нападения крестоносцев Катары ещё не сдавались. Но после полного уничтожения городов Алби, Безье, Минервы и Лавура, в которых погибли тысячи мирных жителей, церковь придумала ход, который просто не мог не сработать. Перед тем, как напасть, они объявляли Совершенным, что если они сдадутся, то не будет тронут ни один человек. И, конечно же, Катары сдавались... С того дня начали полыхать по всей Окситании костры Совершенных. Людей, посвятивших всю свою жизнь Знанию, Свету и Добру, сжигали, как мусор, превращая красавицу Окситанию в выжженную кострами пустыню.
Смотри, Изидора... Смотри, если желаешь увидеть правду...
Меня объял настоящий священный ужас!.. Ибо то, что показывал мне Север, не вмещалось в рамки нормального человеческого понимания!.. Это было Пекло, если оно когда-либо по-настоящему где-то существовало...
Тысячи облачённых в сверкающие доспехи рыцарей-убийц хладнокровно вырезали мечущихся в ужасе людей – женщин, стариков, детей... Всех, кто попадал под сильные удары верных прислужников «всепрощающей» католической церкви... Молодые мужчины, пытавшиеся сопротивляться, тут же падали замертво, зарубленные длинными рыцарскими мечами. Повсюду звучали душераздирающие крики... звон мечей оглушал. Стоял удушающий запах дыма, человеческой крови и смерти. Рыцари беспощадно рубили всех: был ли то новорождённый младенец, которого, умоляя о пощаде, протягивала несчастная мать... или был немощный старик... Все они тут же нещадно зарубались насмерть... именем Христа!!! Это было святотатством. Это было настолько дико, что у меня на голове по-настоящему шевелились волосы. Я дрожала всем телом, не в состоянии принять или просто осмыслить происходящее. Очень хотелось верить, что это сон! Что такого в реальности быть не могло! Но, к сожалению, это всё же была реальность...

Доставляющая в район цели боевую часть - малогабаритную самонаводящуюся торпеду. В расчетной точке торпеда отделяется от носителя и спускается на тормозном парашюте. После отделения парашюта в момент приводнения и погружения на заданную глубину торпеда производит запрограммированный маневр поиска, при обнаружении цели самонаводится и поражает ее. Пуск ракеты-торпеды производится из пусковых установок надводных кораблей или торпедных аппаратов подводных лодок в подводном положении.

  • Торпеда с реактивным двигателем (подводная ракета) - например Шквал (скоростная подводная ракета)
  • Развитие класса

    Исторически, первым образцом ракето-торпеды была созданная США в 1940-х торпеда Fairchild AUM-N-2 Petrel . Она представляла собой самонаводящуюся противолодочную торпеду Mk-21, оснащённую подвесными аэродинамическими плоскостями и реактивным двигателем. Ракето-торпеда должна была применяться с самолётов YB-24 по кораблям неприятеля. Полуактивное радиолокационное наведение выводило ракету на цель с дистанции 32 км. Из-за плохих качеств торпеды Mk-21 (пригодной только для поражения надводных целей) и неспособности системы поражать подводные лодки под водой, торпеда оставалась на вооружении только до 1959 года.

    В СССР первым образцом ракеты-торпеды принятым на вооружение стала РАТ-52 (реактивная авиационная торпеда образца 1952 года). Она была принята на вооружение в 1953 году для применения с первых реактивных самолётов минно-торпедной авиации - Ил-28Т и Ту-14Т . Её главным конструктором был Г. Я. Дилон. Торпеда имела скорость хода 58-68 узлов и дальность хода 520 метров. Её заряд составлял 240 кг. Предназначалась РАТ-52 для прицельного высотного торпедометания (от 1500 до 13000 метров). Её основное преимущество заключалось в большой скорости сближения с целью - 160-180 м/сек на воздушном участке и 58-68 узлов в воде. Главным недостатком советской ракето-торпеды было отсутствие головки самонаведения или каких-либо других способов корректировки курса после сброса с самолёта-носителя. РАТ-52 была снята с вооружения только в 1983 году. Реактивная торпеда РАТ-52 поставлялась за рубеж: в Китай и на Кубу. Китайские самолёты Ил-28Т её успешно применили в боевых действиях в конце 1950-х годов в Тайваньском проливе.


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Раквере (волость)
    • Ракета «поверхность-поверхность»

    Смотреть что такое "Ракета-торпеда" в других словарях:

      Ракета-торпеда - корабельное ракетное оружие, предназначенное для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями. Представляет собой одноступенчатую ракету с твердотопливным двигателем, которая доставляет в район цели боевую часть малогабаритную… … Морской словарь

      ракета-торпеда - сущ., кол во синонимов: 1 ракета (27) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

      ракета-торпеда - ракета торпеда, ракеты торпеды … Орфографический словарь-справочник

      Ракета-торпеда - противолодочная одноступенчатая твердотопливная ракета, доставляющая в район цели боевую часть малогабаритную самонаводящуюся торпеду.В расчётной точке торпеда отделяется от носителя и спускается на тормозном парашюте. После отделения парашюта в… … Словарь военных терминов

      РАКЕТА-ТОРПЕДА - корабельное средство борьбы с подводными лодками и надводными кораблями. Представляет собой управляемую или неуправляемую в полёте одноступенчатую ракету с боевой частью в виде самонаводящейся торпеды. Скорость полёта Р. т. сверхзвуковая,… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    В расчётной точке торпеда отделяется от носителя и спускается на тормозном парашюте. После отделения парашюта в момент приводнения и погружения на заданную глубину торпеда производит запрограммированный маневр поиска, при обнаружении цели самонаводится и поражает её. Пуск ракеты-торпеды производится с противолодочных самолётов (например, с состоящих на вооружении АВМФ РФ самолётов Ил-38 , Ту-142МК), из пусковых установок надводных кораблей или торпедных аппаратов подводных лодок в подводном положении - например 91РЭ1 комплекса Club-N , RUR-5 ASROC .

    Также ракетой-торпедой называют торпеду с реактивным двигателем (подводную ракету) - например Шквал (скоростная подводная ракета) .

    Развитие класса

    Исторически, первым образцом ракеты-торпеды была созданная США в 1940-х торпеда Fairchild AUM-N-2 Petrel . Она представляла собой самонаводящуюся противолодочную торпеду Mk-21, оснащённую подвесными аэродинамическими плоскостями и реактивным двигателем. Ракета-торпеда должна была применяться с самолётов YB-24 по кораблям неприятеля. Полуактивное радиолокационное наведение выводило ракету на цель с дистанции 32 км. Из-за плохих качеств торпеды Mk-21 (пригодной только для поражения надводных целей) и неспособности системы поражать подводные лодки под водой, торпеда оставалась на вооружении только до 1959 года.

    В СССР первым образцом ракеты-торпеды принятым на вооружение стала РАТ-52 (реактивная авиационная торпеда образца 1952 года). Она была принята на вооружение в 1953 году для применения с первых реактивных самолётов минно-торпедной авиации - Ил-28Т и Ту-14Т . Её главным конструктором был Г. Я. Дилон. Торпеда имела скорость хода 58-68 узлов и дальность хода 520 метров. Её заряд составлял 240 кг. Предназначалась РАТ-52 для прицельного высотного торпедометания (от 1500 до 13000 метров). Её основное преимущество заключалось в большой скорости сближения с целью - 160-180 м/сек на воздушном участке и 58-68 узлов в воде. Главным недостатком советской ракеты-торпеды было отсутствие головки самонаведения или каких-либо других способов корректировки курса после сброса с самолёта-носителя. РАТ-52 была снята с вооружения только в 1983 году. Реактивная торпеда РАТ-52 поставлялась за рубеж: в Китай и на Кубу. Китайские самолёты Ил-28Т её успешно применили в боевых действиях в конце 1950-х годов в Тайваньском проливе.

    Напишите отзыв о статье "Ракета-торпеда"

    Отрывок, характеризующий Ракета-торпеда

    Ком снега невозможно растопить мгновенно. Существует известный предел времени, ранее которого никакие усилия тепла не могут растопить снега. Напротив, чем больше тепла, тем более крепнет остающийся снег.
    Из русских военачальников никто, кроме Кутузова, не понимал этого. Когда определилось направление бегства французской армии по Смоленской дороге, тогда то, что предвидел Коновницын в ночь 11 го октября, начало сбываться. Все высшие чины армии хотели отличиться, отрезать, перехватить, полонить, опрокинуть французов, и все требовали наступления.
    Кутузов один все силы свои (силы эти очень невелики у каждого главнокомандующего) употреблял на то, чтобы противодействовать наступлению.
    Он не мог им сказать то, что мы говорим теперь: зачем сраженье, и загораживанье дороги, и потеря своих людей, и бесчеловечное добиванье несчастных? Зачем все это, когда от Москвы до Вязьмы без сражения растаяла одна треть этого войска? Но он говорил им, выводя из своей старческой мудрости то, что они могли бы понять, – он говорил им про золотой мост, и они смеялись над ним, клеветали его, и рвали, и метали, и куражились над убитым зверем.
    Под Вязьмой Ермолов, Милорадович, Платов и другие, находясь в близости от французов, не могли воздержаться от желания отрезать и опрокинуть два французские корпуса. Кутузову, извещая его о своем намерении, они прислали в конверте, вместо донесения, лист белой бумаги.
    И сколько ни старался Кутузов удержать войска, войска наши атаковали, стараясь загородить дорогу. Пехотные полки, как рассказывают, с музыкой и барабанным боем ходили в атаку и побили и потеряли тысячи людей.
    Но отрезать – никого не отрезали и не опрокинули. И французское войско, стянувшись крепче от опасности, продолжало, равномерно тая, все тот же свой гибельный путь к Смоленску.

    Бородинское сражение с последовавшими за ним занятием Москвы и бегством французов, без новых сражений, – есть одно из самых поучительных явлений истории.
    Все историки согласны в том, что внешняя деятельность государств и народов, в их столкновениях между собой, выражается войнами; что непосредственно, вследствие больших или меньших успехов военных, увеличивается или уменьшается политическая сила государств и народов.
    Как ни странны исторические описания того, как какой нибудь король или император, поссорившись с другим императором или королем, собрал войско, сразился с войском врага, одержал победу, убил три, пять, десять тысяч человек и вследствие того покорил государство и целый народ в несколько миллионов; как ни непонятно, почему поражение одной армии, одной сотой всех сил народа, заставило покориться народ, – все факты истории (насколько она нам известна) подтверждают справедливость того, что большие или меньшие успехи войска одного народа против войска другого народа суть причины или, по крайней мере, существенные признаки увеличения или уменьшения силы народов. Войско одержало победу, и тотчас же увеличились права победившего народа в ущерб побежденному. Войско понесло поражение, и тотчас же по степени поражения народ лишается прав, а при совершенном поражении своего войска совершенно покоряется.

    ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
    РАТ-52

    РАТ-52М

    Авиационная противокорабельная высотная прямоидущая реактивная торпеда. Разработка начата по Постановлению Совмина СССР в НИИ-1 Минсельхозмаша СССР в 1947 г. Прототип реактивной торпеды - реактивный подводный снаряд . После перевода группы разработчиков в НИИ-2 Минавиапрома СССР проектирование торпеды продолжено уже там по теме Д-44 / А-2. Главный конструктор - Г.Я.Диллон, заместитель - В.П.Голиков (с 1958 г. после смерти Г.Я.Диллона назначен главным конструктором). Морские испытания опытной партии торпед РАТ-52 начаты в 1947 г. Для проведения испытаний по приказу Минавиапрома СССР №782 от 14.12.1946 г. выпущено несколько торпедоносцев Ту-2Т, приспособленных для применения реактивных авиационных торпед с подвеской под центропланом. Опытная партия торпед РАТ-52 выпущена заводом №500 Минавиапрома СССР (г.Москва) в 1949-1950 г.г. первые пуски торпед с Ту-2Т произведены в 1949 г. После этого производство предсерийных партий и серийное производство торпед РАТ-52 передано на завод №466 "Красный Октябрь" (г.Ленинград). Снаряжение и заводские испытания торпед РАТ-52 проводились в филиалах завода в г.Феодосии (Крым) и в п.Лисий Нос (Ленинградская область). Заводские испытания пройдены в 1950 г. Государственные испытания РАТ-52 проведены в 1952 г. Реактивная торпеда принята на вооружение 4 февраля 1953 г. В 1953 г. торпеда поступила на вооружение самолетов-торпедоносцев и .


    Подвеска реактивной торпеды РАТ-52 на Ил-28Т. 759-й торской торпедный авиаполк, аэродром Хабарово, 19.05.1970 г. (фото - Г.С.Шутов, http://www.bellabs.ru/Fotab/).


    Торпеда РАТ-52 на узле подвески под Ил-28Т (Артемьев А. Крылья над морем. // Авиация и космонавтика. № 10 / 2006 г.).


    Торпеда предназначена для прицельного торпедометания по надводным кораблям с осадкой 2 м и более. Войсковые испытания торпед РАТ-52 проходили в сентябре-ноябре 1953 г. на Черном море. В ходе этой серии испытаний самолетами и 943-го МТАП сброшено 54 торпеды, вероятность поражения целей составила 0,17-0,38. Всего же за все время испытаний произведено около 700 сбросов и пусков торпед РАТ-52. В ходе учений установлено, что для атаки конвоев транспортов эффективно групповое применение торпед РАТ-52 с высот от 4000 м до 13000 м. Вероятность попадания в цель одиночной торпеды была 0.02%. Позже торпедоносные авиаполки отрабатывали и применение РАТ-52 с самолетов с наведением по данным РЛС ПСБН-М, что являлось фикцией т.к. данная РЛС не может определить характер движения цели, без чего невозможно прицельно применять торпеды РАТ-52.

    Серийное производство торпед РАТ-52 во второй половиге 1950-х годов передано на завод "Дагизель" в г.Каспийск.

    Конструкция -
    выполнена с применением легких сплавов. Компоновка - боевое зарядное отделение, приборный отсек, кормовое отделение с РДТТ и рулевыми машинками, парашютная система. В носовой части корпуса устанавливалось стальное носовое крыло с углом атаки 23 градуса - для вывода торпеды после заглубления на заданную глубину хода.

    Для предотвращения коррозии торпеды хранились в специальных контейнерах, заполненных азотом.

    Парашютная система состоит из малого тормозного парашюта площадью 0,2 кв.м - уменьшает скорость снижения торпеды до 150-200 м/с, и большого парашюта площадью 2 кв.м, уменьшавшего скорость снижения до 55-75 м/с. В систему торпедометания входило также цилиндрическое стабилизирующее кольцо, воздушные элероны, предотвращавшие вращение торпеды относительно ее продольной оси, и автомат раскрытия парашюта ПАС-1

    Система управления и наведение :
    - воздушный участок траектории - инерциальная система управления с тремя гироскопами - курса, носовой и элеронный; управление осуществлялось элеронами. стабилизация осуществлялась цилиндрическим стабилизирующим кольцом и элеронами. Для торможения торпеды во время полета так же применялись система из малого пропеллерообразного и большого (открывался на высоте 500 м) парашютов с автоматом раскрытия ПАС-1. В момент входа в воду отделялась парашютная система.

    Подводный участок траектории - по первоначальному проекту предполагалась установка на торпеду акустической системы самонаведения (ССН), но в процессе проектирования от ССН отказались и торпеда стала прямоидущей. Система управления включала в себя систему креновыравнивания, гироскопический прибор курса и безынерционный гидростатический аппарат. После входа в воду торпеда проваливалась на глубину до 20 м и приводилось в горизонтальное положение с помощью носового крыла, которое предназначалось для вывода торпеды после заглубления на заданную глубину хода. далее крыло отстреливалось, включался гидростат, запускался маршевый РДТТ.

    Для прицеливания на торпедоносцах использовался радиолокационный прицел ПСБН-М и оптический ОПБ-6СР. Подвеска торпед осуществлялась на самолетный держатель ДЕР-53Т. Взрыватель контактный инерционный.

    Двигатель
    - РДТТ (воздушный и подводный)

    Тяга двигателя - 800-1200 кг (на стадии проекта, зависит от температуры заряда РДТТ)
    Масса заряда топлива - 74 кг
    Время работы двигателя - 16-19 сек

    ТТХ торпеды :

    Калибр - 450 мм
    Длина - 3897 мм
    Размах оперения - 750 мм

    Масса - 627 кг
    Масса учебного варианта - 500 кг
    Масса БЧ - 243 кг

    Дальность подводного хода - 520-600 м (в зависимости от температуры заряда РДТТ)
    Дальность хода после окончания работы РДТТ - 60 м
    Скорость полета - 160-180 м/с
    Скорость подводного хода - 58-68 узлов (в зависимости от температуры заряда РДТТ)
    Глубина хода маршевая - 2-8 м (устанавливалась штурманом самолета-торпедоносца перед сбросом торпеды)
    Время боевой работы торпеды при сбросе с высоты 2000 м - 35 сек (в т.ч. 26 сек - воздушный участок)

    Вероятность поражения кораблей (по результатам полигонных и войсковых испытаний):

    Скорость полета носителя при применении:
    - до 450 км/ч (при пусках с Ту-2Т)
    - до 800 км/ч
    Высота носителя при применении - 1500-10000 м
    Высота раскрытия тормозного парашюта - 500 м

    Тип БЧ - марка взрывчатого вещества - ТГА (тротил, гексоген алюминий). Два контактных инерциальных взрывателя КАВТ-55. Взрыватели КАВТ-55 разработаны для торпеды РАТ-52 в ленинградском НИИ-22 (НИИ "Поиск", главный конструктор М.И. Кейн, ведущий разработчик В.А. Пучков). Индекс института - АВ-196. Взрыватель бокового расположения, включает в себя контактный датчик цели переменной чувствительности: грубой - для действия по надводной части, высокой - по подводной части корабля. Чувствительность датчика переключалась автоматически за счет использования центробежной силы, действующей после приводнения торпеды. На взрывателе был установлен также пиротехнический самоликвидатор. Взведение взрывателя происходило через 30-35 м хода в воде. В 1958 г. теми же разработчиками создан новый вариант взрывателя КАВТ-55Э (АВ-196Э).

    Модификации :
    - РАТ-52 - базовый вариант, принят на вооружение в 1953 г.

    РАТ-52М - модернизированный вариант с повышенной надежностью, принят на вооружение в 1958 г. и в серийном производстве сменил торпеду РАТ-52.

    Учебная торпеда РАТ-52 - облегченная учебная торпеда. В боевом зарядном отделении установлена регистрирующая аппаратура и спиртоводная смесь, играющая роль балласта (вытеснялась воздухом после остановки и торпеда всплывала).

    Носители :
    - Ту-2Т (1947 г.) - выпущено несколько штук для обеспечения испытаний опытной партии торпед РАТ-52, подвеска торпед осуществлялась под центропланом вдоль фюзеляжа.

    -
    - 1983 г. - торпеды РАТ-52 и РАТ-52М официально сняты с вооружения.

    Экспорт :
    - Китай - были поставки торпед РАТ-52. В конце 1950-х годов торпеды применялись Китаем в столкновениях в Тайваньском проливе. С 1964 г. производится копия торпеды - Yu-2, состоит на вооружении.


    - Куба - были поставки торпед РАТ-52.


    Источники:

    Артемьев А. Авиационные торпеды. // Техника и вооружение. № 1 / 1998 г.
    Карпенко А. Для ударов по конвоям. // Военно-Промышленный Курьер. №9 / 2005 г.
    Коршунов Ю.Л., Строков А.А. Торпеды ВМФ СССР. С.-Пб., "Гангут", 1994 г.
    Никифоров А. Под крылом самолета. // Аэроплан. N 2, 4 / 1993.
    Прошкин С. Маринин В., Российское торпедное оружие. // Военный парад. N 3 / 1997 г.
    Ту-14 - самолет сложной судьбы. // Авиация и время. №6 / 2008 г.
    ФГУП "ГосНИИАС". Сайт