Взаимосвязь и иерархия глобальных проблем. Глобальные проблемы человечества. Отдельные глобальные проблемы человечества

Все общепланетарные проблемы теснейшим образом взаимосвязаны (рис. 4). При этом проблему сохранения мира на Земле, предотвращения ядерной войны обычно называют проблемой номер один, так как от нее зависит само существование цивилизации, жизни на планете. Общепринятая универсальность этой «метапроблемы» иногда служит причиной того, что ее выносят как бы за скобки. Между тем она является приоритетной не только вследствие своей «фатальности», но и потому, что высвобождение гигантских средств, идущих на гонку вооружений, даст условия и средства для успешного решения других проблем, может создать принципиально новую обстановку широкого международного сотрудничества в самых различных областях. По мнению многих экспертов, для достижения, например, самообеспеченности слаборазвитых стран продовольствием им необходима целевая внешняя помощь порядка 5 млрд долл, в год, что составляет меньше 1% сегодняшних расходов на вооружение. Думается, это слишком оптимистичная точка зрения на решение продовольственной проблемы, однако она подтверждает жизненно важное значение демилитаризации.
Экологическую проблему условно можно поставить на второе место. Остальные проблемы могут решаться

Рис. 4. Взаимосвязь основных глобальных проблем

хуже или лучше, от этого будет зависеть, например, более или менее полное обеспечение продовольствием, энергией и ресурсами, но состояние окружающей среды в наибольшей степени определяют сами условия жизни людей. При этом экологическая проблема теснейшим образом связана с разоружением, о чем свидетельствует, кстати, то обстоятельство, что массовое экологическое движение на Западе (партии «зеленых» и другие движения), начавшееся с проблем окружающей среды, неминуемо вышло на антивоенные, антиядерные цели и лозунги.
Приведем другие примеры связи глобальных проблем. Так, демографическая и продовольственная проблемы ассоциируются как друг с другом, так и с охраной природной среды. Ведь «планирование семьи» в развивающихся странах позволит быстрее освободиться от голода и недоедания, а прогресс сельского хозяйства, его современная организация ослабят давление на окружающую среду. Просматриваются глубокие связи продовольственной и ресурсной проблем с преодолением отсталости многими странами и с экологией. Так, улучшение питания и более разумное использование ресурсного, и в частности минерально-сырьевого, потенциала - главный путь повышения жизненного уровня населения слаборазвитых государств. В то же время сырьевая ориентация их хозяйства, преобладание «первых этажей» обработки сырья и монокультуры в сельском хозяйстве усугубляются экологическими трудностями. Широкие разнообразные связи с другими проблемами обнаруживает и освоение Мирового океана. Использование его ресурсов поможет решить (или смягчить) такие проблемы, как сырьевая, энергетическая, продовольственная.
Обширными каналами взаимопроникновения характеризуются также глобальные проблемы социального и культурного плана (межнациональных отношений, кризиса культуры и нравственности, дефицита демократии и т. п.). В свою очередь, они тесно связаны с проблемами политического, экономического и научного характера.
" Подытоживая сказанное, отметим, что в решении глобальных проблем человечества главную роль призваны сыграть социальные преобразования во всех странах мира, переоценка ранее устоявшихся экономических, политических, культурных и идеологических ценностей. Многое будет зависеть от изменения человеческих качеств, жизненных целей, сознания и морали, умения заимствовать лучший опыт. «Если все население Земли будет обладать производительностью труда Швейцарии, стандартом потребления Китая, социальным выравниванием Швеции и дисциплиной Японии, то планета сможет выдержать во много раз большее количество населения, чем сегодня», - утверждает профессор Массачусетского технологического института Л. Туроу (правда, он тут же высказывает и альтернативный тезис: «Если производительность везде будет такой же, как в Чаде, а стандарты потребления, как в США, социальное и классовое сознание, как в Индии, и общественная дисциплина, как в Аргентине, трудно будет выдержать и современную численность населения»).
В том случае, если продлится мир на Земле, творческая энергия народов, опираясь на достижения науки и техники, наверняка решит многие вопросы, которые сейчас волнуют человечество. Однако тогда перед нашими потомками возникнут новые, неизвестные проблемы. Что ж, такова диалектика жизни.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Попытайтесь, хотя бы схематично, определить задачи отдельных направлений глобалистики: 1) философского; 2) экономического; 3) политического; 4) прогностического; 5) географического. Могли бы вы назвать какие-то явления или процессы в природе или обществе, которые дали (или дают) импульсы для развития научных исследований в области глобалистики? Известно, что в основе любой классификационной схемы лежит логическая точка отсчета, т. е. критерий. Попытайтесь классифицировать глобальные проблемы по следующим критериям:
а) острота проявления;
б) время (очередность) возникновения;
в) возможность позитивного решения (смягчения). Какие из глобальных проблем затрагивают ваши личные интересы? В чем состоит практическая сила глобальной географии как научного направления? Разработки в какой области глобальной географии вам кажутся наиболее перспективными? Какова польза глобального моделирования? Чем объяснить трудности с подбором социальных индикаторов при глобальном моделировании (особенно при попытках формализации человеческих качеств и нужд)? Проверьте, как вы усвоили значение следующих терминов и понятий:
глобалистика; географическая глобалистика; глобальная гео* графия; геосферно-биосферные модели; алармистские модели; социальные индикаторы в глобальных моделях.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. - М., 1999. Кинг А., Шнейдер Б. Первая глобальная революция: доклад Римского клуба. - М., 1991. Кондратьев К. Я. Экодинамика и геополитика. Т. 1: Глобальные проблемы. - СПб., 1999. Медоуз Д. Пределы роста. - М., 1991. Медоуз Д. За пределами роста. - М., 1994. Моисеев Н. Н. Быть или не быть... человечеству? - М., 1999.
урок з. Меняющийся дик Земли
Планета Земля - место обитания человека. Итак, населенная человеком Земля является главным объектом исследования глобальной географии. Это планета средних размеров, обращающаяся вокруг средних размеров космического «атомного реактора», называемого Солнцем. Если «поиграть в масштабы», то Солнце и Землю можно представить размерами соответственно с апельсин и булавочную головку. Последняя, однако, достаточно велика, чтобы при помощи сил гравитации удержать у своей поверхности тонкую пленку газов, называемую атмосферой. Кроме гравитационного, Земля обладает магнитным и тесно связанным с ним электрическим полем.
Жизнь человека протекает на земной поверхности, общая площадь которой составляет около 510 млн км2. Из них чуть менее трети (149 млн км2) приходится на долю материков. Именно с земной поверхностью ассоциируется выражение, вынесенное нами в название настоящей темы «Лик Земли». Нетрудно видеть, что это и есть географическая среда - та часть географической оболочки, или геоверсума, которая освоена человеком, вовлечена в общественное производство и составляет, таким образом, материальную основу существования человеческого общества.
За 5 млрд лет существования Земли природа постаралась создать условия для развития органической жизни на планете, в частности для обитания человека, близкие к идеальным. Безошибочно можно назвать три важнейших источника жизни на Земле: энергия Солнца, воздух и вода. Особенно велика роль Солнца. Солнечная энергия - главная «виновница» возникновения жизни на Земле, основа многих природных процессов. Благодаря ей создается биомасса (в процессе фотосинтеза), движутся воздушные потоки, воды в океанах. При этом следует помнить, что атмосфера пропускает к земной поверхности лишь 67% притока энергии, 27% - поглощает, а 6% - отражает. Огромное количество опасных для всего живого ультрафиолетовых лучей поглощается озоносферой.
Воздух, пригодный для дыхания человека и животных, сосредоточен в нижней части атмосферы, называемой, как вы помните, тропосферой. Чистый воздух состоит на 78% из азота, на 21% из кислорода, на 1% из аргона и других газов, из которых наиболее важен углекислый газ (0,03%). В значительной мере благодаря кислороду происходит работа мускулов человека, согревается его организм, обеспечивается деятельность его мозга, нервной системы и т. д.
Наконец, все известные нам формы жизни нуждаются в воде, в ее жидкой фазе. Основное условие жизни человека - это чистая питьевая вода, необходимая для приготовления пищи, выведения отходов и ядовитых веществ из организма и т. д. Понятие «чистая вода» в известной мере условно, так как спутниками воды могут быть вещества и микроорганизмы в различной концентрации.
Можно сказать, что освоенное пространство земной поверхности (лик Земли) представляет собой, в сущности, зону взаимного проникновения литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы и социосферы. И то и другое представляет собой тот объект, вокруг которого «группируются» идеи глобальной географии. В то же время заметим, что лик Земли не может считаться «вотчиной» одной лишь географии: он служит неиссякаемым "источником эмпирических данных, поставляемых многим другим научным дисциплинам.

Представляем вашему вниманию видеоурок по теме «Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость». По ходу развития цивилизации перед человечеством постоянно возникали сложные проблемы. На этом уроке мы обсудим, что содействовало обострению проблем в XX веке и рассмотрим их сущность, затрагивающую общепланетарные масштабы. Узнаем о классификации глобальных проблем человечества, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Тема: Глобальные проблемы человечества

Урок: Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость

По ходу развития цивилизации перед человечеством стали возникать глобальные проблемы. Ныне человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными) вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т.е. проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества.

Основные черты глобальных проблем :

1. Проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества

2. Они приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации.

3. Глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества.

4. Глобальные проблемы тесно связаны одна с другой.

Главные проблемы человечества :

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.

2. Экологическая.

3. Демографическая.

4. Энергетическая.

5. Сырьевая.

6. Продовольственная.

7. Использование Мирового океана.

8. Мирное освоение космоса.

9. Преодоление отсталости развивающихся стран.

Рис. 1. Бедность и нищета в Африке ()

Разработка классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения.

В современной научной литературе делаются попытки комплексного рассмотрения всего многообразия глобальных проблем. Поскольку все эти проблемы имеют социоприродный характер, так как они одновременно фиксируют противоречия как между человеком и обществом, так и противоречия между человеком и окружающей природной средой, то обычно их делят на три основные группы. Исследователями предложено множество вариантов классификации.

Классификация глобальных проблем:

1. Проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток - Запад», богатые и бедные страны и др. К ним относится проблема предотвращения войны, международного терроризма и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

2. Проблемы, связанные с отношениями в системе «человек - общество»: развитие культуры, эффективное использование достижений НТР, развитие образования и здравоохранения

3. Проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства.

Рис. 2. Нехватка питьевой воды в Африке ()

Глобальные проблемы взаимосвязаны.

Рис. 3. Схема взаимосвязей проблем глобального характера

В настоящее время человечество и страны-лидеры активно борются с распространением ядерного оружия и его использованием. Генеральная ассамблея ООН приняла Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Кроме того, были подписаны договоры между главными ядерными державами (например, СНВ-1, СНВ-2, ПРО).

Крупнейшие страны по численности вооруженных сил:

5. Россия.

Проблема распространения оружия и разоружения остается актуальной. Особую потенциальную опасность представляют военные базы США и членов НАТО на территории многих стран.

Рис. 4. Военная база США в Турции ()

Домашнее задание

Тема 11, П. 1

1. Какие глобальные проблемы человечества вам известны?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

2. Африка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

10. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

11. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

12. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ( ).

2. Федеральный портал Российское Образование ().


Министерство образования и науки Российской Федерации

Факультет Производственного менеджмента
Кафедра Экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве

РЕФЕРАТ
«По экономической и социальной географии мира»

На тему:
«Взаимосвязь глобальных проблем человечества»

Выполнила:
Проверила:

Содержание

Введение………………………………………………………… ………………………...3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Понятие глобальных проблем человечества…………..……………………………… ...4
Основные глобальные проблемы человечества………..…………………………... .......6
Взаимосвязь глобальных проблем человечества………………………………………12
Основные тенденции к преодолению глобальных проблем………………………..13
Заключение…………………………………………………… ………………………...16
Список использованной литературы………………………………………………… 17
Приложения…………………………………………………… ……………………….18

2
Введение
Сегодня человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами человечества, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.
ХХ век - переломный не только в мировой социальной истории, но и в самой судьбе человечества. Принципиальное отличие уходящего столетия от всей предыдущей истории состоит в том, что человечество утратило веру в свое бессмертие. Ему стало доступно понимание того, что его господство над природой не беспредельно и чревато гибелью его самого. В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу “демографического пресса”. Никогда до этого человечество не вступало в период научно-технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов, и возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения. Если даже удастся избежать мировой ядерной войны, угроза существованию человечества на Земле все равно остается, ибо планета не выдержит непосильной нагрузки, которая образовалась в результате деятельности человека.
Все более очевидно, что историческая форма существования человека, которая позволила ему создать современную цивилизацию, со всеми ее, казалось, беспредельными возможностями и удобствами, породила множество проблем, требующих кардинальных решений - и при том, безотлагательно.

Глобальные проблемы нашей эпохи - закономерное следствие всей современной
глобальной ситуации, сложившийся на земном шаре. Для правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествующего всемирно- исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Это положение, однако, не следует понимать банально и поверхностно, рассматривая современные глобальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных масштабов традиционные в истории человечества локальные либо региональные противоречия, кризисы или бедствия. Глобальные проблемы современности порождены, в конечном счете, именно всепроницающей неравномерностью развития мировой цивилизации.

Цель данного реферата – дать современные представления о сущности глобальных проблем и характере их взаимосвязей.

3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Понятие глобальных проблем человечества

Глобальными проблемами называют те проблемы, которые, во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации; в-третьих, требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.
Большинство исследований сходится в том, что несмотря на все разнообразие глобальных проблем, они обладают общей спецификой, выделяющей их на фоне других проблем. Такая специфика глобальных проблем заключается в том, что они имеют ряд общих признаков:
- Носят общемировой характер, то есть затрагивают интересы и судьбы всего (или, по крайней мере, большинства) человечества;
- Угрожают человечеству серьёзным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью человеческой цивилизации как таковой);
- Нуждаются в срочном и неотложном решении;
- Взаимосвязаны между собой;
- Требуют для своего решения совместных действий всего мирового сообщества.
Сами эти проблемы имеют форму противоречий, диспропорций и нарушений в определённых сферах жизнедеятельности человечества. Разные авторы по-разному классифицируют их. Наиболее приемлемой представляется следующая классификация:
- Интерсоциальные проблемы - война и мир, прекращение гонки вооружений, демилитаризация экономики, проблема преодоления отсталости развивающихся стран и развития человека, обеспечения его будущего;
- Глобальные проблемы гуманитарного, культурно-этнического характера - демографическая проблема, преодоление голода, болезней;
- Глобальные проблемы в сфере взаимодействия общества и природы - охрана окружающей среды, продовольственная проблема.
Очень актуальна проблема взаимодействия человека и общества с окружающей природной средой. В наше время она приобрела качественно новый характер, так как изменилась сама сущность экологических кризисов: теперь они являются результатом не стихийных бедствий, как это было раньше, а
4
хозяйственной деятельности человека. И если раньше загрязнение окружающей среды носило локальный характер, то теперь оно не ограничивается отдельными государствами, а распространяется на всю планету.
Большое значение имеет освоение космического пространства - космическая эра насчитывает только три десятилетия, но уже позволила понять общность судеб, то, что ресурсы Земли не безграничны. Суть проблемы здесь состоит в том, что космические исследования очень сложные и стоимость их растёт с каждым днём в геометрической прогрессии и не под силу какому-либо одному государству.
Продовольственная проблема находится в тесной связи с демографическим развитием. Масштабы и темпы роста народонаселения выступают и как фактор, воздействующий на состояние продовольственной, экологической и др. проблем планетарного характера, и как самостоятельная глобальная проблема. Суть этой проблемы состоит в том, что основной прирост народонаселения в мире приходится на развивающиеся страны с низким уровнем экономического и культурного развития. Демографические процессы требуют сознательного управления со стороны заинтересованных государств.
Остро стоит проблема войны и мира. Мировые войны прошлого имели для человечества трагические последствия: общие людские потери в первой мировой войне составили 9 миллионов человек, а общая стоимость уничтоженных материальных ценностей измерялась в 30 миллиардов долларов; во второй мировой войне участвовало 40 государств и погибло свыше 50 миллионов человек, а ущерб составил 315 млрд. долл. Поэтому сейчас проблема войны и мира - один из главных вопросов мировой политики.
о начале XXI века наука совершила резкий скачок вперёд. Отсюда невиданный в истории технический и индустриальный прогресс человечества. Но именно глобальный технический прогресс породил отрицательные глобальные последствия (из-за резкого и не всегда оправданного увеличения расходования природных ресурсов, в том числе не возобновляемых) что стало причиной давления на естественный потенциал планеты; из-за отрицательного антропогенного развития на природную среду; быстрого демографического роста, который не сопровождается соответствующим увеличением продовольственной базы; разного уровня развития стран; постоянного совершенствования в производстве оружия - всё это есть причины обострения глобальных проблем.

5
Основные глобальные проблемы человечества

Экологическая проблема
Научные достижения XI века создали иллюзию почти полной управляемости, однако хозяйственная деятельность человеческого общества, экстенсивное использование природных ресурсов, огромные масштабы отходов – все это входит в противоречие с возможностями планеты (ее ресурсным потенциалом, запасами пресных вод, способностью самоочищения атмосферы, вод, рек, морей, океанов).
Выделяются два аспекта экологической проблемы:
- экологические кризисы, возникающие как следствие природных процессов;
- кризисы, вызываемые антропогенным воздействием и нерациональным природопользованием.
Таянье ледников, извержение вулканов, ураганы, наводнения и др. – это естественные факторы. Они закономерны на нашей планете. Решение такого рода проблем кроется в возможностях их прогнозирования.
Но возникли и иные экологические кризисы. На протяжении столетий человек бесконтрольно брал все, что дает ему природа и она “мстит” ему за каждый неверный шаг.
Основной проблемой является невозможность планеты справиться с отходами человеческой деятельности, с функцией самоочищения и ремонта. Разрушается биосфера. Поэтому велик риск самоуничтожения человечества в результате собственной жизнедеятельности.
Природа испытывает влияние общества по следующим направлениям:
- использование компонентов окружающей среды в качестве ресурсной базы производства
- воздействие производственной деятельности людей на окружающую среду
- демографическое давление не природу (сельскохозяйственное использование земель, рост населения, рост крупных городов).
Современная ситуация на планете характеризуется резким ухудшением качества окружающей среды – загрязнение воздуха, рек, озер, морей, объединением и даже полным исчезновением многих видов животного и растительного мира, деградацией почв, опустыниванием и др. Неблагоприятное воздействие человеческой деятельности распространилось на биосферу, атмосферу, гидросферу, литосферу. Этот конфликт создает угрозу появления необратимых изменений в природных системах, подрыва естественных условий и ресурсов существования поколений жителей планеты. Рост производительных сил общества, рост населения, урбанизация, научно-технический прогресс являются катализаторами этих процессов.
Даже тенденция потепления климата на планете связана с загрязнением
атмосферы.
6
Углекислый газ пропускает лучистую энергию Солнца, но задерживает тепловое излучение Земли и тем самым создает «парниковый эффект». Содержание диоксида углерода в атмосфере растет (в результате вырубки, сжигания лесов, из-за загрязнения ее промышленными отходами и выхлопными газами. Выбросы хлорфтороуглеродов тоже способствуют потеплению климата. Влияние человеческой цивилизации на климат Земли – печальная реальность. Парниковый эффект нарушает климат Планеты, изменяя такие важные величины как количество осадков, направления ветров, слой облаков, океанские течения и размеры полярных ледниковых шапок. Может повыситься уровень Мирового океана, возникнут проблемы у островных государств.
Важнейшей составной часть атмосферы, влияющей на климат, защищающий все живое на Земле от излучения Солнца, является озоновый слой. Озон атмосферы поглощает жесткое ультрафиолетовое излучение. Активную роль в процессах образования и разрушения озона играют оксиды азота, тяжелых металлов, фтор, хлор, бром.
С ростом интенсивности ультрафиолетовой радиации ученые связывают увеличение заболевания глаз и онкологических заболеваний, возникновение мутаций. Под ударом оказался человек, мировой океан, климат, животный и растительный мир.
Нельзя не отметить влияние на экологию радиоактивного загрязнения окружающей среды (атомная энергетика, испытания ядерного оружия). После аварии на Чернобыльской АЭС высказываются прямо противоположные мнения: одни – за дальнейшее развитие, другие – за ликвидацию всех АЭС и прекращение строительства новых. Но существование их в ближайшие годы – объективная реальность. Термоядерный синтез, по заявлению МАГАТЭ, является способом получения энергии, потенциально приемлемым с точки зрения экологии, безопасности и экономики и может в будущем обеспечить весь мир необходимым количеством энергии.
Развивающиеся страны обвиняют развитой мир в нежелании признавать ответственность за загрязнение окружающей среды, расширение озоновой дыры, возникновение парникового эффекта и т.д. Они считают, что экономически развитые страны должны взять на себя ведущую роль в глобальных действиях по предотвращению экологической катастрофы.
В скором времени на первом плане во всем мире окажутся не идеологические, а экологические проблемы, доминировать будут не отношения между нациями, а отношения между нациями и природой. Человеку настоятельно необходимо изменить его отношение к окружающей среде и его представления о безопасности. Мировые военные расходы составляют около одного триллиона в год. В то же время нет средств для наблюдения за глобальными климатическими изменениями,
7
обследование экосистем исчезающих влажных тропических лесов и расширяющихся пустынь. Правительства продолжают рассматривать безопасность только с военной точки зрения. И хотя до сих пор существует возможность развязывания ядерной войны, все же понятие безопасность должно включать и заботу о среде обитания.
Естественный путь выживания – максимализация стратегии бережливости в отношении с окружающим миром. В этом процессе должны участвовать все члены мирового сообщества.

Демографическая проблема
Число землян растет стремительно. А ведь каждый человек потребляет большое количество различных природных ресурсов. Мало того, этот рост приходится, прежде всего, на слабо или недостаточно развитые страны. Однако они ориентируются на развитие государство, где уровень благосостояние очень высоко, а количество потребляемых каждым жителем ресурсов огромно. Если представить, что все население Земли (основная часть которого сегодня живет бедно, а то и голодает) будет иметь уровень жизни как в Западной Европе или США, наша планета просто не выдержит. Но и полагать, что всегда большинство землян будет прозябать в нищете, невежестве и убожестве несправедливо, негуманно и несправедливо. Быстрое экономическое развитие Китая, Индии, Мексики и ряда других многонаселенных стран опровергаем такое предположение.
Следовательно, выход один- ограничения рождаемости с одновременным уменьшением и смертности и повышениям качества жизни.
Однако ограничение рождаемости наталкивается на множество препятствий. В их числе реакционные общественные отношения, огромная роль религии, поощряющей многодетностью; примитивные общинные формы хозяйствования, при которых многодетные выигрывают; неграмотностью и невежество, слабое развитие медицины и т. д. Следовательно, отсталые страны имеют, перед собой тугой узел сложнейших проблем. Однако сплошь и рядом в отсталых странах правят те, кто собственные или племенные интересы ставят выше государственных, невежество масс используют для своих корыстных целей (в том числе войн, репрессии и прочего), роста вооружений и подобных вещей.
Проблема экологии, перенаселения и отсталости напрямую связаны и с угрозой возможной нехватки продовольствия в недалеком будущем. Сегодня в большом количестве стран из-за быстрого роста населения и недостаточного развития сельского хозяйства современных методов. Однако возможности повышения его продуктивности, по-видимому, не безграничны. Ведь увеличение использования минеральных удобрений, ядохимикатов, и др. ведет к ухудшению экологической обстановки и все большей концентрации вредных для человека веществ в пище. С другой стороны, развитие городов и техники выводит из оборота
8
много плодородных земель. Особенно вреден недостаток хорошей питьевой воды.

Проблемы энергетических ресурсов.
Искусственно низкие цены ввели в заблуждение потребителей и послужили толчком по второй фазе энергетического кризиса. Ныне энергия, получается за счет ископаемого топлива, идет на подержание и рост достигнутого уровня потребления. Но поскольку состояние среды ухудшается, придется тратить энергию и труд на стабилизацию среды, с чем уже не справляется биосфера. Но тогда более 99 процентов электрических и трудовых затрат уйдет на стабилизацию окружающей среды. Но поддержание и развитие цивилизации остается менее, одного процента. Альтернативы наращиванию производства энергии пока нет. Но атомная энергетика попала под мощный пресс общественного мнения, гидроэнергетика дорогостоящая, нетрадиционные виды получения энергии солнечной, ветровой, приливной- в стадии разработки.
Остается традиционная теплоэнергетика, а с ним и опасности, связанные с загрязнением атмосферы. Работа многих экономистов показали: потребления электроэнергии на душу населения является весьма представительным показателем уровня жизни в стране.

Проблема СПИДа и наркомании.
Еще пятнадцать лет назад едва ли можно было предвидеть, что средства массовой информации будут столько внимания болезни, получившей краткое название СПИД – "синдром приобретенного иммунодефицита".
Сейчас поражает география заболевания. По оценкам Всемирной организации
здравоохранения, с начала эпидемии во всем мире было обнаружено не менее 100 тысяч случаев СПИДа. При этом заболевание обнаружено в 124 странах. Наибольшее число их в США.
Социальные, экономические и чисто гуманитарные издержки этой болезни уже велики, а будущее не столь оптимистично, чтобы серьезно рассчитывать на скорое решение этой проблемы.
Не меньшим злом являются международной мафия и особенно наркомания, отравляющая здоровья десятков миллионов людей и создающая потальную среду для преступности, заболеваний.
Уже сегодня, даже в развитых странах, не счесть болезней, в том числе психических.
По идее, конопляные поля должны охраняться работниками совхоза – хозяина плантации,У бригадира – красные от постоянного недосыпания. Разбираясь в этой проблеме, нужно учитывать, что в этой небольшой северокавказской республике нет посев мака и конопли – ни государственных, ни частных. Республика стала «перевалочной базой» для торговцев дурманом из самых различных регионов. Рост
9
наркомании и борьбы с властями напоминает чудовище, с которым сражается. Вот как возник термин «наркомафия», ставший сегодня синонимом миллионов погубленных жизней, разбитых надежд и судеб, синонимом катастрофы, обрушившейся на целое поколение молодых людей.
В последние годы часть прибылей наркомафии тратит на укрепление своей «материальной базы». Вот почему караваны с «белой смертью» в «золотом треугольнике» сопровождают отряды наемников, вооруженных. Наркомафия имеет собственные взлетно- посадочные полосы и т.д. Наркомафии объявлена война, в которой задействованы со стороны правительств десятки тысяч людей и последние достижение науки и техники. Среди наиболее часто употребляемых наркотических средств кокаин, героин. Последствия для здоровья усугубляются использованием попеременно двух и более типов разных наркотиков, а также из- за особо опасных способов приема. Тех, кто впрыскивает их в вену, подстерегает новая опасность – они подвергают огромному риску заразиться синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД),что может привести к смертельному исходу.
В числе причин растущей тяги к наркотикам молодежи, не имеющие работы, но даже имеющие работу боятся ее потерять какая бы она не была. Есть, разумеется, и причины «личного» характера – не складывается отношения с родителями, не везет в любви. А наркотики в трудную минуту, благодаря «заботам» наркомафии, всегда оказывается под рукой. «Белая смерть» не удовлетворяется завоеванными позициями, чувствуя растущий спрос на свой товар, продавцы отравы и смерти продолжают наступление.

Проблема термоядерной войны.
Какими бы серьезными опасностями для человечества ни сопровождались все остальные глобальные проблемы, они даже в совокупности отдаленно несопоставимы с катастрофическими демографическими, экологическими и иными последствиями мировой термоядерной войны, которая угрожает самому существованию цивилизации и жизни на нашей планете.
Еще в конце 70 –х годов ученые полагали, что мировая термоядерная война будет сопровождаться гибелью многих сотен миллионов людей и разрешением мировой цивилизации.
Исследования, посвященные вероятным последствиям термоядерной войны, выявили, что даже 5% накопленного к настоящему времени ядерного арсенала великих держав будет достаточно, чтобы ввергнуть нашу планету в необратимую экологическую катастрофу: поднявшаяся в атмосферу сажа от испепеленных городов и лесных пожаров создаст непроницаемую для солнечных лучей экран и приведет к падению температуры на десятки градусов, так что даже в тропическом поясе наступит долгая полярная ночь.
Приоритетность предотвращения мировой термоядерной войны определяется
10
не только ее последствиями, но также и тем, что ненасильственный мир без ядерного оружия создает необходимость предпосылки и гарантии для научного и практического решения всех остальных глобальных проблем в условиях международного сотрудничества.

11
Взаимосвязь глобальных проблем человечества

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Так, обеспечение дальнейшего экономического развития человечества природными ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды, иначе это уже в обозримом будущем приведет к экологической катастрофе в планетарных масштабах. Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справедливо называют экологическими и даже с определенным основанием рассматривают как две стороны единой экологической проблемы. В свою очередь, эту экологическую проблему может решить лишь на пути нового типа экологического развития, плодотворно используя потенциал научно- технической революции, одновременно предотвращая ее отрицательные последствия. И хотя темпы экологического роста за истекшие четыре десятилетия в целом в развивающихся времени этот разрыв увеличился. Статистический расчеты показывают: если бы ежегодный прирост населения в развивающихся стран был таким же, как в развитых, то контраст между ними по уровню дохода на душу населения сократился бы к настоящему времени. До 1:8 и мог бы оказаться в сопоставимых размерах на душу населения вдвое выше, чем сейчас. Однако сам этот «демографический взрыв» в развивающиеся странах, как считают ученые, обусловлен их сохраняющейся экономической, социальной и культурной отсталостью. Неспособность человечества развить хотя бы одну из глобальных проблем самым отрицательным образом повлияет на возможность решения всем остальных.
В представлении некоторых западных ученых взаимосвязь и взаимообуслоленость глобальных проблем образуют некий «порочный круг» неразрешимых для человечества бедствий, из которого либо вообще нет выхода, либо единственное спасение состоит в немедленном прекращении экологического роста и роста населения. Такой подход к глобальным проблемам сопровождается различными алармистскими, пессимистическими прогнозами будущего человечества.
12
Основные тенденции к преодолению глобальных проблем

Глобальные проблемы развития человечества не обособлены друг от друга, а действуют в единстве и во взаимосвязи, что требует кардинально новых, концептуальных подходов к их решению. Предпринимаемые народами мира меры по решению глобальных проблем часто блокируются экономически и политически гонкой вооружений, региональными, политическими и военными конфликтами.
Масштабность и острота современных глобальных проблем требуют сложения усилий, конструктивных и решительных действий правительств, политических партий, общественных движений всех стран мира. Сегодня созидательное взаимодействие всех стран и народов во имя выживания и развития должно стать первоочередной задачей. Должно быть сформировано новое политическое мышление, сделан переворот в образе жизни и сознании людей.
В современном мире есть две реальные позиции на решение глобальных проблем. Первая из них - это позиция высокоразвитых государств. Она сводится к следующим моментам:
а) решение глобальных проблем должно проходить в таких формах, которые не ущемляли бы интересы развитых стран, а способствовали извлечению из этого максимальной прибыли;
б)решение проблем обеспечения ресурсами надо проводить за счет запасов сырья и энергоносителей других стран, поддерживая таким образом их одностороннее развитие как придатков аграрно-сырьевых комплексов для экономик развитых стран;
в)решение продовольственной проблемы в развивающихся странах должно опираться на определенную помощь в таком объеме и формах, которые позволяли бы оказывать давление на их политические структуры;
и т.д.................

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЮЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

I. Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения , подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человека соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным учёным Н.И. Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапланированном диалоге…

Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно – партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами , с другим человеком , с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.

С5 (1). Назовите 3 основные глобальные проблемы современности.

С 6. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами третьего мира с проблемой предотвращения новой мировой войны.

С6 (1). Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности .

С7 (1). Сегодня в связи с существованием глобальных проблем современности довольно громко звучат призывы к отказу от научно – технического прогресса, прекращению исследований в области новейших технологий. Разделяете ли вы данную точку зрения? Соответствуют ли эти призывы концепции устойчивого развития? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

С7 (2). Выступая на научной конференции, учёный – эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идёт к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Согласны ли вы с этим мнением? Приведите три аргумента в обоснование своей позиции.

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответы к заданиям темы « Глобальные проблемы современности»

Часть 1


1 - 1
3 – 3
5 – 2
7 – 4
9 – 1
Часть 3

  1. С1 – С4
С1.

1) реалии современного общества:

- «человечество вплотную подошло к экологической катастрофе»;

- «предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами»;

2) сущность нового понимания гуманистического идеала:

«идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге».


  1. «Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится…как установление равноправно – партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»;

  2. «свобода понимается как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня»;

  3. «свободное принятие, основанное на понимании в результате коммуникации».
С3 . Гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм по следующим причинам:

  1. установка господства человека над природой привела к необратимым изменениям внешней среды;

  2. необратимые изменения внешней среды негативно воздействуют на здоровье человека, функционирование общества;

  3. существенно сократилось количество ресурсов, которые может использовать для своего развития стремительно растущее в численном отношении человечество;

  4. установка господства распространилась и на отношения человека к себе подобным, общественным интересам.
С4 . Отношения людей «с тем, что находится вне человека»:

  1. «отношения с природными процессами»: использование человеком природосберегающих и ресурсосберегающих технологий, ограничение потребления;

  2. «отношения с другим человеком»: признание безусловной ценности личности другого человека, уважение его свободы;

  3. «отношения с ценностями иной культуры»: толерантное отношение к ценностям иной культуры и носителям этих ценностей;

  4. «отношения с социальными процессами»: отказ от установки личного и группового эгоизма, потребительства, стремление к социальному миру;

  5. «отношения с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»: внимательное отношение к собственному психологическому состоянию, щадящая его корректировка в необходимых случаях, максимальное использование в деятельности собственных психических возможностей и состояний.

  1. С1 – С4
С1 . Автором выделены следующие проблемы:

Ограниченность ресурсов;

Проблема «Север – Юг»;

Демографическая;

Последствия НТР.

С2 . Предположения:

Наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальной преобразовательной деятельности (и средств уничтожения жизни на планете);

Формирование общества потребления, в котором скорость и комфорт являются одними из господствующих ценностей.

С3 . Примеры, подтверждающие утверждение автора:

Коммунистические идеологии;

Идеология Просвещения;

Иллюзия всемогущества науки и возможность её победы над голодом и болезнями.

С4 . Преодоление контрастов между «богатыми» и «бедными» странами в ближайшее время вряд ли возможно , так как этому препятствует следующее:

Ситуация неконтролируемой рождаемости в условиях ограниченности ресурсов и неблагоприятных условий жизни;

Малая доля участия в мировом разделении труда;

Рост военных и иных расходов развитых стран, препятствующий перераспределению средств в пользу «бедных» стран.

С5 (1). Основные глобальные проблемы современности:

Экологическая;

Демографическая;

Проблема «Север – Юг».

С6 (1). Примеры взаимосвязи глобальных проблем современности:

Угроза экологического кризиса заставляет развитые в экономическом отношении страны переводить вредные, экологически опасные производства в страны третьего мира, что обостряет проблему «Север – Юг»;

Угроза международного терроризма в современных условиях тесно связана с проблемой предотвращения ядерной войны, сохранения мира (террористы пытаются получить доступ к технологиям производства оружия массового поражения);

Демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран третьего мира, который увеличивает отставание от развитых в экономическом отношении стран.

С6 (2). Примеры, раскрывающие глобальный характер экологических проблем современного мира:

Потепление климата приводит к таянию полярных льдов и к повышению уровня мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, т.е. ставится под угрозу среда существования человечества;

От загрязнения почв, атмосферы и Мирового океана производственными и бытовыми отходами страдает население всех стран континентов;

Исчезновение отдельных видов животных влияет не только на локальные экосистемы, но в своих отдаленных последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы.

Проблемы современности и будущее человечества – именно эти вопросы волнуют всех современных политиков и учёных. Это вполне объяснимо. Ведь от решения современных проблем действительно зависит будущее Земли и всего человечества.

Происхождения термина

Термин «глобальные проблемы» стал появляться в научной литературе в конце 60-ых годов прошлого века. Так учёные охарактеризовали и новые проблемы, появившиеся на стыке промышленной и информационной эпох, и старые, существовавшие в системе «человек – природа – общество», усугубившиеся и обострившиеся в современных условиях.

Рис 1. Загрязнение окружающей среды

Глобальные проблемы – это проблемы, которые невозможно решить силами одной страны или одного народа, но, при этом, от их решения зависит судьба всей человеческой цивилизации.

Причины возникновения

Учёные выделяют две большие группы причин, приведших к появлению глобальных проблем.

  • Перерастание локальных проблем, конфликтов и противоречий во всемирные (это обусловлено процессом глобализации, объединения и обобщения человечества).
  • Активная преобразующая деятельность человека, влияющая на природу, политическую ситуацию и социум.

Виды глобальных проблем

К глобальным проблемам стоящим перед человечеством относятся три большие группы проблем (современная классификация).

Таблица «Список глобальных проблем человечества»

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Группа Суть проблем (характеристика) Примеры основных глобальных проблем, входящие в группу
Интерсоциальные глобальные проблемы Проблемы, существующие в системе «общество – общество», связанные с сохранением безопасности и мира на планете 1. Проблема предотвращения мировой ядерной катастрофы.

2. Проблема войны и мира.

3. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.

4. Создание оптимальных условий для социального прогресса всех народов.

Экологические проблемы Проблемы, существующие в системе «общество – природа», связанные с преодолением различных экологических проблем 1. Сырьевая проблема.

2. Продовольственная проблема.

3. Энергетическая проблема.

4. Предотвращение загрязнения окружающей среды.

5. Предотвращение исчезновения различных животных и растений.

Социальные проблемы Проблемы, существующие в системе «человек-общество», связанные с преодолением сложных социальных проблем 1. Демографическая проблема.

2. Проблема сохранения здоровья человека.

3. Проблема распространения образования.

4. Преодоление отрицательных воздействий НТР (научно-технической революции).

Все глобальные проблемы связаны друг с другом и влияют друг на друга. Невозможно решать их по отдельности, необходим комплексный подход. Именно поэтому были выделены приоритетные глобальные проблемы, суть которых схожа, и от решения которых зависит ближайшее будущее Земли.

Представим зависимость проблем друг от друга схематически и назовём глобальные проблемы человечества в порядке их значимости.

Рис 2. Связь глобальных проблем друг с другом

  • Проблема мира (разоружения стран и предотвращения нового мирового глобального конфликта) связана с проблемой (далее «–») преодоления отсталости развивающихся стран.
  • Экологическая проблема – демографическая проблема.
  • Энергетическая проблема – сырьевая проблема.
  • Продовольственная проблема – использование Мирового океана.

Интересно, что решение всех глобальных проблем возможно, если попробовать решить самую главную и актуальную на сегодняшний момент проблему – мировое освоение космоса.

Общие черты (признаки) глобальных проблем

Несмотря на то, что глобальных проблем на современном этапе развития человечества много, все они имеют общие черты:

  • они затрагивают жизнедеятельность всего человечества сразу;
  • они являются объективным фактором развития человечества;
  • они требуют настоятельного решения;
  • они предполагают международное сотрудничество;
  • от их решения зависит судьба всей человеческой цивилизации.

Рис 3. Проблема голода в странах Африки

Основные направления разрешения мировых проблем и угроз

Для решения глобальных проблем необходимы усилия всего человечества, и не только материальные и физические, но и психологические. Для того чтобы работа была успешной, необходимо

  • сформировать новое планетарное сознание, постоянно информировать людей об угрозах, давать им только актуальную информацию, обучать;
  • разработать эффективную систему сотрудничества стран в вопросе решения глобальных проблем: изучение, контроль за состоянием, предотвращение усугубления ситуации, создание системы прогнозирования;
  • сконцентрировать большое количество сил именно на решении глобальных проблем.

Социальные прогнозы существования человечества

Исходя из того, что в настоящий момент происходит усугубление и расширение списка глобальных проблем, учёные делают социальные прогнозы существования человечества:

  • пессимистический прогноз или экологический пессимизм (есликратко, то суть прогноза сводится к тому, что человечество ждёт масштабная экологическая катастрофа и неизбежная гибель);
  • оптимистический прогноз или научно-технический оптимизм (учёные надеются, что НТП приведет к тому, что глобальные проблемы разрешаться).

Что мы узнали?

Термин «глобальные проблемы» не новый, и он не обозначает только те проблемы, которые появились в конце XX века. Все глобальные проблемы имеют как свои особенности, так и схожие черты. Они взаимосвязаны и решения одной проблемы зависит от своевременного разрешения другой.

Тема «Глобальные проблемы современности» является одной из основных на уроках обществознания в школе. На тему «Глобальные проблемы, угрозы и вызовы» делают доклады и пишут рефераты, причём нужно не только привести примеры проблем, но и показать их связь, и объяснить, как возможно справится с той или иной проблемой.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 195.