Эмблема в виде щита. Формы гербов. Геральдический щит. Составные части герба. Российский государственный герб

Щит - основной элемент любого герба, но при этом щиты могут быть самой различной формы. Самым первым получил применение щит треугольной формы (близкий к варяжскому щиту), но из-за того, что на таком щите могло поместиться не очень большое количество фигур, он был постепенно вытеснен иными формами.

Наиболее часто встречающиеся формы щитов:

Французский щит

Испанский щит

Варяжский щит

Польский щит

Немецкие щиты

Английские щиты

Овальный (итальянский) и круглый (восточный) щиты

По правилам геральдики форма щита в блазоне никогда не описывается, т.к. считается, что за основу гербу может быть взят щит любой формы. По правилам геральдики всегда первичен блазон (т.е. описание герба), по которому воспроизводится сам рисунок. Поэтому возможно существование несколько художественно разных прорисовок одного и того же герба, каждая из которых равноправна с другими, если все они точно следуют словесному геральдическому описанию. Принятие какого-либо изображения за эталон по канонам классической геральдики считается недопустимым.

К тому же щит всегда изображается как бы смотрящим на наблюдателя - поэтому правая сторона щита будет левой от наблюдателя (и соответственно наоборот). Именно поэтому геральдические "лево/право" зеркальны обычной практике.

Щит может быть не только цельным, но и разделенным. Основных способа деления щита три - пересечение, рассечение и скошение, они могут комбинироваться.

Пересечение

Рассечение

Скошение слева и справа

Часто щит имеет неправильную, закругленную, а не четырехугольную форму, однако верхний угол даже в сложной форме щита определить можно, даже если он лежит за пределами контура щита. Из этой точки и следует проводить линию. Иногда щиты изображаются не только сложными по форме, но и немного вогнутыми, вследствие чего и разделительные линии приобретают изогнутую форму. Но в любом случае линия скошения должна проходить через центр щита.

Эти четыре главных деления называются простыми делениями щита. Однако существует множество других способов делить щит, используя несколько разделительных линий сразу и комбинируя линии разных направлений. Такие деления называются составными. Два самых распространённых из них - четверочастные разделения щита.

Четверочастный щит

Деления могут осуществляться не только прямыми линиями, но и зубцами, остриями, волнами и пр. линиями - такие деления считаются второстепенными.

Трёхчастное деление щита

При блазонировании трёхчастного щита важное значение имеет порядок упоминания направления деления. В соответствии с принятой иерархией сначала называется то, что справа или (если ничего нет справа) сверху. При воссоздании герба по описанию первым проводится то разделение, которое упомянуто первым. Такой порядок позволяет избежать перегрузки текста блазона указаниями справа, слева, сверху, снизу. При блазонировании трёхчастных щитов, разделённых скошениями и полускошениями (кроме двух типов, относящихся к этому же роду - прямого и опрокинутого вилообразного), важно обратить внимание на следующее обстоятельство: полускошения, оказавшиеся в нижней части щита, называются не по исходной точке (справа или слева), т.е. сверху вниз, а по направлению снизу вверх: вправо и влево. Принцип очерёдности упоминания в блазоне цветов полей трёхчастного щита объясняется далее.

Щит вилообразно разделён на червлень, золото и серебро Щит опрокинуто-вилообразно разделён на лазурь, червлень и серебро Щит полупересечён и рассечён на чернь, червлень и золото Щит рассечён и полупересечён на червлень, чернь и золото Щит пересечён и полурассечён на червлень, чернь и золото
Щит полурассечён и пересечён на чернь, золото и червлень Щит скошен справа и полускошен слева на чернь, червлень и золото Щит скошен справа и полускошен влево на червлень, чернь и золото Щит скошен слева и полускошен вправо на червлень, чернь и золото Щит полускошен справа и скошен слева на чернь, золото и червлень

БЛАЗОНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛЁННОГО ЩИТА

Общий взгляд

Блазонирование всегда должно быть составлено максимально кратко но и как можно более точно, чтобы по одному только словесному описанию можно было сделать рисунок описываемого герба или представить его себе мысленно.

В Средние века словесное описание (устное или записанное в книге без иллюстраций) было единственным способом зафиксировать герб в памяти или документе, так как далеко не всегда была возможность присовокупить к словесному описанию рисунок. Для этого в Западной Европе герольдами был выработан специальный геральдический язык – блазон, призванный с помощью особых терминов описать любой герб максимально точно и притом коротко. Сейчас, благодаря достижениям полиграфии, почти всегда можно сопроводить рассказ о гербе цветным рисунком, поэтому важность описания отошла на второй план.

Английский, французский и немецкий блазоны выверены временем, отточены и лаконичны. Эти специальные языки позволят описывать любой герб гораздо короче, чем это может русский язык, хотя бы и с использованием особой терминологии. Вместе с тем забота о краткости блазона никогда не должна превозмогать заботу о его точности. Точность – главное в описании герба, и во имя точности иногда необходимо жертвовать краткостью.

Особенности блазонирования разделённого щита.

В отличие от английского блазона, российский геральдический язык подсчитывает не число полос, образованных разделительными линиями, а число самих разделительных линий. Поэтому, если щит разделён, например, на четыре части, указывается, что это щит, трижды рассечённый, трижды пересечённый или трижды скошенный (слева или справа). Затем следует упоминание цветов, в которые окрашены получившиеся части. Не надо отдельно описывать каждую такую часть - достаточно просто назвать сначала один, а потом другой цвет (если разделённый щит окрашен двумя тинктурами, как это чаще всего бывает). Например: щит, трижды рассечённый на лазурь и серебро. При этом важно следовать следующему принципу:

если щит рассечён, то первым называется цвет правого поля Щит рассечён на червлень и серебро если щит пересечён, то первым называется цвет верхнего поля Щит пересечён на червлень и серебро
если щит скошен слева, то первым называется цвет поля, занимающего область верхнего правого угла Щит трижды скошен слева на червлень и серебро если щит скошен справа, то первым называется цвет поля, занимающего область верхнего правого угла; когда угол при этом разделён на две части, главной считается верхняя половина, то есть граничащая с верхним краем щита Щит трижды скошен справа на серебро и зелень
если правый верхний угол разделён на две части, то главной считается верхняя его часть, то есть граничащая с верхним краем щита Щит скошен справа и пятикратно слева на переменные зелень и серебро если правый верхний угол разделён на две части, то главной считается верхняя его часть, то есть граничащая с верхним краем щита. Щит пятикратно скошен справа и однократно слева на переменные червлень и серебро

Здесь можно видеть, что наибольшую сложность для блазонирования представляют собою сложно разделённые щиты. Какой цвет называть первым в таких случаях, с какого участка щита начинать отсчёт? Начинать опять нужно с правого верхнего угла щита. Но часто бывает (например, в случае ромбовидно разделённых щитов), что этот угол разделён диагонально на две части. Из этих двух половин главная та, что находится сверху, или прилегает к верхнему краю щита. Когда нужно блазонировать такой сложный щит (или когда нужно раскрасить новый), мы сначала делим щит на четверти. Потом мы выбираем первую четверть щита, и мысленно скашиваем её справа, не взирая на то, как она разделена в действительности. После этого мы получаем точное указание на участок, с которого надо начинать отсчёт – то есть, как и в случае с простым скошением справа, первым называется тот цвет, что сверху. Этот принцип можно проиллюстрировать следующей схемой:

Ещё большую трудность могут доставить нестандартные щиты, окрашенные в несколько цветов, например, шит, трижды скошенный справа, но окрашенный не двумя, а четырьмя тинктурами. Такой щит приходится – вопреки очевидной логике – описывать с середины, а потом возвращаться к этому месту через верх. Но у геральдики своя логика:

Соответственно иерархии направлений деления щита и частей щита описываются и щиты, разделённые на три части. В первых двух приведённых примерах вертикальная линия, доходящая только до центра щита, описывается как полурассечение. В первом случае полурассечение упоминается сначала, так как находится в первоочерёдной верхней части щита, а во втором случае - после пересечения, так разделяет нижнюю, вторую по важности часть щита. В третьем и четвёртом примерах для простоты целесообразно использовать термин вилообразное деление (прямое и опрокинутое), хотя это деление представляет собою сочетание полускошений справа и слева сполурассечением (рис. 3) и полурассечения с полускошениями вправо и влево (рис. 4).

Вообще же всегда отдаётся предпочтение правому над левым и верхнему над нижним. При этом рассечение главнее пересечения, рассечение и пересечение главнее обоих скошений, а правое скошение главнее левого.

Всё это, разумеется, относится именно к делениям щита, то есть к областям, полученным в результате рассечения, пересечения, скошения щита или комбинацией этих делений. Деления не следует путать с главными гербовыми фигурами, при блазонировании которых действуют свои правила. Строго говоря, нет никакой разницы между, например, серебряным столбом в червлёном поле и дважды рассечённым на червлень и серебро щитом. Или между серебряным поясом в червлёном поле и дважды пересечённом на червлень и серебро щитом. То же - в случаях с перевязью и двойным скошением. Однако простые деления щита отличаются от главных геральдических фигур тем, что первые всегда образуют равное число вертикальных, горизонтальных и диагональных полос каждого цвета. Щит, рассечённый, пересечённый или скошенный дважды, в действительности всегда является щитом, несущим, соответственно, столб, пояс или перевязь. То же относится и ко всем щитам, разделённым чётное количество раз. Любое чётное число рассечений, пересечений или скошений всегда образует не полосы, а столбы, пояса и перевязи в соответствующем количестве. Полосы, не являющиеся геральдическими фигурами, образуются только при нечётном числе рассечений, пересечений или скошений. Например, щит, "четырежды рассечённый на золото и чернь", в действительности должен читаться как "два чёрных столба в золотом поле".

Составные истинные деления (примеры)

Деления, разделяющие щит на равное количество полей каждого цвета, называются истинными. Вот, как выглядят основные типы таких делений щита:

Щит пятикратно рассечён на червлень и золото Щит семикратно рассечён на лазурь и серебро Щит трижды скошен справа на серебро и зелень Щит трижды скошен слева на червлень и серебро
Щит пятикратно скошен справа на чернь и золото Щит пятикратно скошен слева на лазурь и золото Щит семикратно скошен справа на серебро и червлень Щит семикратно скошен слева на зелень и серебро
Щит трижды рассечён и трижды пересечён на лазурь и серебро Щит рассечён и пересечён, первая и четвёртая четверти рассечены и пересечены на чернь и серебро, а вторая и третья - на червлень и золото Щит пересечён, верхняя и нижняя части скошены слева и справа на серебро и чернь Щит рассечён и пересечён, первая и четвёртая четверти скошены справа и слева на червлень и серебро, а вторая и третья - на серебро и чернь
Щит пятикратно скошен справа и однократно слева на переменные червлень и серебро Щит скошен справа и пятикратно слева на переменные зелень и серебро Щит дважды скошен справа и пятикратно слева на переменные зелень и серебро Щит пятикратно скошен справа и дважды слева на переменные золото и лазурь
Щит трижды скошен слева и справа на червлень и серебро Щит пересечён и скошен слева и справа на зелень и золото В щите, скошенном справа на лазурь и золото, переменно окрашенный столб В щите, скошенном слева на лазурь и золото, переменно окрашенный столб
Щит трижды пересечён и скошен справа и слева на переменные лазурь и золото Щит дважды рассечён и пятикратно скошен слева на переменные серебро и чернь Щит дважды рассечён и пятикратно скошен справа на переменные червлень и золото Щит разделён ромбовидно на червлень и серебро
Щит дважды рассечён и пересечён и пятикратно скошен слева на переменные лазурь и серебро Щит дважды рассечён и пересечён и пятикратно скошен справа на переменные лазурь и серебро Щит рассечён, правая и левая части скошены справа и слева на червлень и чернь
Деления могут быть произведены не прямыми, а дугообразными линиями:
Щит шестикратно разделён дугообразно на серебро и чернь Щит восьмикратно разделён дугообразно на лазурь и золото Щит двенадцатикратно разделён дугообразно червлень и серебро Щит шестнадцатикратно разделён дугообразно на зелень и золото
К более редким, но весьма оригинальным, характерным для немецкой геральдики являются следующие деления:
Улиткообразное правое Щит улиткообразно скошен справа на чернь и золото Улиткообразное левое Щит улиткообразно скошен слева на золото и чернь Улиткообразное нижнее Щит пересечён улиткообразно на золото и чернь Улиткообразное верхнее Щит пересечён улиткообразно на чернь и золото
Листовидное Щит скошен справа двумя листами на серебро и червлень Клеверовидное (трилистное) Щит скошен справа двумя трилистниками на золото и зелень Лилиевидное Щит скошен справа двумя лилиями на лазурь и золото

Неистинные деления

Неистинными делениями называются такие, которые делят щит на неравные по площади части:

Ярмообразное Щит пересечён ярмом на лазурь и серебро (это деление существует только в горизонтальной версии) Ярмообразное опрокинутое Щит пересечён опрокинутым ярмом на серебро и червлень (это деление существует только в горизонтальной версии) Серповидное правое Щит рассечён серповидно вправо на лазурь и золото (это деление существует только в вертикальной версии) Серповидное левое Щит рассечён серповидно влево на золото и лазурь (это деление существует только в вертикальной версии)
Дугообразное левое Щит рассечён левой дугой на золото и лазурь
Ступенчатое восходящее Щит пересечён двумя восходящими ступенями на червлень и серебро
Деление вогнутым остриём
Существует также ещё один способ сложного разделения щита: с помощью вогнутого острия – простого, опрокинутого и прижатого. Основное деление получается проведением из центра верхнего края щита к обоим нижним углам двух вогнутых линий. Образовавшаяся в результате треугольная область может, с одной стороны, считаться выделенной цветом частью поля щита, а с другой стороны – второстепенной геральдической фигурой (вогнутым остриём). Французская геральдика придерживается первой точки зрения, немецкая – второй. В любом случае получается разновидность трёхчастного деления, позволяющая заполнить каждую из трёх частей собственным, независимым от остальных двух, содержанием. Поле щита, в котором находится вогнутое остриё, не всегда бывает одного цвета: часто оно разделяется на две или четыре части рассечением и пересечением. В этих случаях вогнутое остриё оказывается наложенным на многочастное поле, причём иногда цвет треугольной области совпадает по роду с цветом одной из двух других частей. Однако геральдическое правило цветов при этом не нарушается. Описание герба составляется в зависимости от точки зрения, ибо нет никакой фактической разницы между щитом с вогнутым остриём и щитом, разделённом на части по линии того же острия – независимо от способа блазонирования, поле размечается одним и тем же способом. Тем не менее русская геральдика определяет эту треугольную область особой формы как фигуру <вогнутое остриё>, поэтому во всех случаях, в какой бы композиции и в каком бы виде ни применялось вогнутое остриё, оно должно блазонироваться как фигура, причём сначала (но после описания основного разделения самого щита) упоминается остриё, а потом уже содержимое частей многочастного поля, на которое наложено это остриё (см. ниже рис. 7). В рассечённом и пересечённом щите с червлёным прижатым вогнутым остриём, обременённым серебряной лилией, в черни два золотых ключа, а в серебре две червлёные рыбы.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

Тема

ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЕРАЛЬДИКИ

План

    Общее строение герба.

    Исторические формы щита.

    Цветовое и графическое деление щита.

    Геральдические и негеральдические фигуры в гербе.

    Внешние составные части герба.

    Материалы и цвета в гербе и их символическое значение.

    Происхождение и развитие гербов в России.

1. Общее строение герба

Теоретическая геральдика – это специальный раздел геральдики, изучающий правила составления и прочтения гербов.

Теоретическая геральдика выделяет в строении герба 10 составных частей – одной внутренней, главной и обязательной, а также 9 внешних, необязательных.

Составные части герба

1. Щит.

2. Шлем.

3. Нашлемник.

4. Корона.

5. Мантия.

6. Намет.

7. Щитодержатели.

8. Девиз.

9. Клейноды.

10. Бурелет.

Щит – внутренняя, главная и единственная обязательная часть герба. Щит – это основное гербовое поле, на которое наносятся все символы, эмблемы, фигуры, характеризующие гербовладельца. Щит является центром любого герба, контуром, в пределах которого, а также вокруг него, наносятся разнообразные гербовые знаки и фигуры.

Внешняя часть герба состоит из шлема, нашлемника, короны, намёта, клейнодов, мантии, щитодержателей и девиза. Присутствие всех составля­ющих внешней части не обязательно. Внешняя часть, в отличие от внутренней, более подвержена изменениям, связанным с переменами в должностном положении владельца герба. Так например, в гербе А.А. Арак­чеева до 1816 г. щитодержателями были рыцарь и конь, а затем – два солдата-артиллериста подшефного полка.

2. Исторические формы щита

Геральдические щиты произошли от реальных щитов, и потому они вводились в геральдику постепенно, так как форма щита развивалась в зависимости от времени и страны. Именно поэтому геральдические щиты носят исторически и национально обусловленную форму и соответствующие им национальные наименования. В основе всех видов щитов лежат простые геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, эллипс, ромб. Всего существует 8 основных форм щита: французский испанский, варяжский, английский, византийский, итальянский, германский, польский. Самой древней формой щита является треугольная, суживающаяся книзу. Это норманнский, или варяжский щит.

3. Цветовое и графическое деление щита

Деление щита. Иногда щит на гербе был одноцветным, иногда он по своей окраске делился на части. Поле щита делится на части при помощи 4 основных делений: рассе­чение (вертикально), пересечение (го­ризонтально), скошения справа и слева (сверху вниз по диагонали). Сечение выполняется как прямыми, так и изви­листыми линиями. Скошение ступенча­той линией справа называется нисходя­щими степенями, слева – восходящи­ми. Существует иерархия частей щита – наиболее почётной является центр поля, затем справа или в центре сверху (в зависимости от членения), далее сверху или в центре снизу и т.д. Часто встречаются такие деления, как ступенчатое, вогнутое или выгнутое, зубчатое, остриевидное, пилообразное, чешуйчатое, облаковидное, пламевидное, улиткообразное. Многопольность возникает либо при соединении нескольких гербов (включая гербы угасших линий), либо при получении гербовладельцем более высокого титула (например, в гербе А.В. Суворова), либо при позднем получении герба (обычно чем древнее герб, тем меньше сечений на его щите).

Таким образом, геральдический щит являлся основной несущей конструкцией всего герба и, в свою очередь, представлял собой сложное строение, в котором было заложено основное смысловое значение геральдического знака.

4. Геральдические и негеральдические фигуры в гербе

Геральдические и негеральдические фигуры. В теоретической геральдике фигуры, которые помещались на щите, делились на два основных вида: геральдические и негеральдические. Различают шесть главных геральдических фигур:

1. Глава щита. Щит имел главу в том случае, когда 2/7 его длины вверху давалось другим цветом, если длина ее меньше указанной величины, то фигура называлась вершиной. Глава щита может быть скошенной или треугольной.

2. Подножие или оконечность щита. Если 2/7 длины внизу щита давалось другим цветом, то геральдическая фигура называлась оконечностью; если эти размеры меньше, фигура называется подножием. Оконечность также может быть скошенной или треугольной.

3. Столб . Такая геральдическая фигура получалась, когда другим цветом давалась 1/3 ширины щита. Столб может быть как правым или левым, так и сдвинутым вправо или влево. Если столб нормальной ширины и находится в щите один, то означается как узкий.

4. Пояс . Выделение другим цветом 1/3 длины щита составляло пояс, который может быть повышен или понижен, может также быть узким, но в щите может быть и несколько поясов.

5. Перевязь – это выделение другим цветом 1/3 щита по диагонали. Перевязь может быть справа и слева, она может быть узкой, повышенной или пониженной или повторяться в щите несколько раз.

6. Стропило – две встречные перевязи, не доходящие до вершины щита. Если его вершина касается нижней части щита, оно называется опрокинутым. Оно может быть сужено или повторено несколько раз, повышено или понижено.

7. Простой геральдический крест.

8. Андреевский крест.

Негеральдические фигуры делились на естественные, искусственные и легендарные.

Естественными фигурами назывались изображения живых существ (людей, животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся), растений, небесных светил и стихий (солнце, полумесяц, звезды; реки, холмы, облака) К естественным фигурам принадлежат фигуры людей : изображения святых, изображения человека или частей тела человека (рука, голова, ноги, сердце, иногда охваченное пламенем). Из животных можно встретить изображения льва, леопарда; коня, оленя, пса, волка, вепря, медведя, быка, барсука, козла, агнца и др. Из птиц изображается орел, журавль, лебедь, петух, павлин, сова, голубь. Встречаются изображения змей, дельфинов, рыб, раков, жуков, пчел, муравьев, улиток, раковин, а из растений – лилий, роз, венков, деревьев, ветвей.

Известно около 40 вариан­тов изображений льва и леопарда, а также их симбиозов (львиный леопард и леопардный лев), раз­личающихся по его позе или по харак­теру исполнения отдельных деталей (особенно хвоста, который может быть двойным и тройным и изгибаться в разных направ­лениях).

Символический смысл изображений животных: лев и леопард – власть, могущество, сила, храбрость. Конь – сочетает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы). Собака – символ пре­данности и повиновения. Кошка – неза­висимость. Волк – злость, жадность. Медведь – предусмотрительность. Кабан или вепрь – бесстрашие, неукро­тимость. Бык – плодородие земли. Овца – кротость. Лань – робость. Олень – символ воина, перед которым бежит неприятель) и др. Из птиц чаще всего изображаются: орёл (власть, великоду­шие), ворон (долголетие), петух (символ боя, борьбы), цапля (пугливость), пав­лин (тщеславие), пеликан (чадолюбие), журавль (с камнем в одной лапе – сим­вол бдительности) и др. Из морских живот­ных: дельфин (символ силы); из насеко­мых: пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочки (непостоянство). Змея может быть изображена ползущей (символ зависти, раздора, мятежа, неблагодар­ности), свернувшейся в кольцо с хвос­том во рту (символ вечности), обвивша­яся вокруг чаши (символ медицины).

Растения в геральдике представлены деревьями: дуб (сила, крепость), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность, миролю­бие); ветками; цветами – роза, лилия; венками, злаками – колосья, снопы; травами; плодами. Геральдическая лилия (лилия Каролингов) в своей основе, по-видимому, была изображением острия копья, чем и объясняется её широкое употребление в геральдике. Солнце (символ истины, правды, премудрости) изображается в виде диска с человечес­ким лицом и окружено сиянием или имеет восемь лучей. Точно так же луна, изображаемая в виде полумесяца, имеет иногда человеческий профиль. Количество лучей у звезд различно: в немецкой гераль­дике обыкновенно шесть, во французской – пять.

Искусственные фигуры – это изображения предметов, сделанных человеческими руками: мечи, копья, стрелы, кольчуги, пистолеты, подковы, шпоры, кольца, знамена, башни, крепости, пушки, колеса, корабли, якоря. Среди фигур мирного обихода – чаша, лира, рог изобилия и др.

К легендарным фигурам относятся изображения существ, не существующих в природе, например, изображения кентавра, сирен, грифов, единорогов, пегасов, драконов, фениксов, козерогов и многих других, в том числе и двуглавого орла.

Изображённая на щите фигура может содержать намёк на фамилию владельца или название его владения, такой герб называется глас­ным. В России такие гербы были характерны для нового, служилого дворянства. Глас­ность может быть выражена помеще­нием на щите отдельных инициалов, а иногда и полных названий (в земельных гер­бах). Помещённая на щите фигура может быть частью герба сюзерена и тем свидетельствовать о пожаловании герба за особые заслуги. Таким свидетель­ством в российской геральдике является помещение на щите двуглавого орла. В России пожало­вание графским достоинством введено Петром I, графы получали сначала титул графа "Священной Римской импе­рии", а потом возводились в графское достоинство Российской империи, поэтому в их гербах помещены два двуглавых орла: российский (с коронами) и имперский (с ореолами над головами).

Основой герба является щит. С описания этого главного элемента мы и начнём изложение правил геральдики. В геральдике встречаются щиты самых разных форм - от простых до весьма замысловатых. Самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики была треугольная, которая и стала основной. Но в разные исторические периоды появлялись и другие конфигурации. Сегодня форма щита может служить отправной точкой для экспертизы герба.

Поскольку герб в основе своей есть атрибут рыцарства, геральдический щит - прежде всего щит конного рыцаря, и его форма изменялась вместе с развитием военного искусства. Вот как говорит об этом П. фон Винклер в своей книге "Оружие" (С.-Петербург, 1894 г.)

"В истории развития оружейного дела Европы нет ни одного периода, который бы имел большее значение, чем период Х и XI столетия. Причина и повод к этому был дан северным народом, который уже в VIII столетии наводил ужас на всю древнюю Европу своими отважными набегами. Это были норманны. Утвердившись на севере Франкского государства (912), они принимают деятельнейшее участие в развитии рыцарства, благодаря своим способностям, деятельности и предприимчивости они вскоре сделались первыми людьми в военном деле, в них повсюду видели пример и образец всего того, что к асается войны, ее средств и способа ведения. Еще в IX столетии норманны были в Андалузии, высаживались на африканский берег, проходили через Италию, вынесли из этих походов необыкновенную военную опытность и под огнем и мечом не упустили из виду ничего, что было для них нового и полезного у других народов. Таким образом, они сделали значительные преобразования в военном деле, преобразования, которые стали основным положением для всех средних веков и которые своей организацией с наступательной тактикой соответствовали феодальному строю, элементы для этих преобразований они большей частью заимствовали у восточных народов. На обоях Байо, изображающих картины завоевания Англии, с первого взгляда заметно в вооружении влияние востока, хотя дальнейшее развитие, нельзя не признать, совершается согласно своеобразным национальным верованиям. Там мы впервые находим рядом с древним пилумом острый шлем с характерным наносником, плотно облегающий панцирь, но, в то же время, замечаем, что нормандец, равно как и саксонец, удерживает употребление своего большого национального щита с длинным мечом".

Древний гобелен из Байо, изображающий завоевание Англии норманнами - свиток длиной 73 метра, выполненный способом аппликации - стал для историков ценным источником информации о норманнах. На гобелене можно видеть, что англосаксы, как и их противники, вооружены большими вытянутыми щитами, специально разработанными для защиты как можно большей площади тела.В этот период и в следующие столетия воины сражались преимущественно пешими, а вытянутые по росту щиты "bodylength" обеспечивали хорошую защиту от лучников.Однако конница приобретает все большее значение. Норманны, выходцы из Скандинавии, были моряками, но быстро овладели искусством конного боя. Их предки, викинги, захватили полуостров на севере Франции, и сейчас называемый Нормандией, и поселились там. Норманны создали сильное государство и стремились к расширению своих владений. Под руководством герцога Вильгельма Завоевателя они вторглись в Англию. 14 октября 1066 года в битве при Гастингсе состоялось сражение между девятитысячной армией Вильгельма и десятью тысячами английской пехоты, возглавляемой королем Гарольдом. Англосаксы успешно оборонялись, но тысячный отряд норманнских всадников, предприняв ложную атаку, выманил их с позиций, после чего они были полностью разгромлены, а сам король Гарольд погиб в бою.

В конце IX века воинственные норманны с энтузиазмом восприняли идею завоевания Святой земли. Началась эпоха крестовых походов, оказавшая огромное влияние на военную тактику и вооружение. Возросла роль конницы в европейских войнах. Форма щита претерпела существенные изменения, так как рыцарю теперь требовалась защита не от фронтальных, а от боковых ударов, так как с появлением нового стрелкового оружия, такого как самострел, способного пробивать своими "болтами" стальные доспехи, важность щита как средства защиты от стрелков снизилась. Здесь надо отметить, что конные рыцари держали щит наклонно, отчего многие художники изображают геральдический щит "couche", то есть наклоненным под углом между 25 и 45 градусами. Итак, высота щита уменьшалась, и щит в конце концов приобрел форму, известную как "heater". Классический "heater" имеет точные размеры и изображается по определенной схеме.

Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в гера льдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм. Широкие возможности для фантазии художников открыло появление "bouche" - круглого выреза с правой стороны щита, служившего опорой для копья.

Можно выделить по крайней мере девять основных форм геральдических щитов: "варяжский", "испанский", "итальянский", "французский", "английский", "византийский", "немецкий", ромбический, квадратный. Однако эти "национальные" названия являются чисто условными, а в описании герба форма щита вообще не упоминается. Самым удобным с точки зрения свободного места является так называемый французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной. Он представляет собой прямоугольник с основанием, равным 8/9 высоты, с выступающим в средней нижней части остриём и закруглёнными нижними углами.

Шлем помещается над щитом. Форма геральдического шлема менялась со временем, в зависимости от моды и усовершенствования доспехов. Постепенно были выработаны правила, по которым шлем изображался в соответствии с титулом, достоинством или званием владельца герба. Вот как эта система выглядит в английской геральдике. Золотой шлем с решётчатым забралом, повёрнутый прямо - для гербов суверенов и принцев королевской крови. Серебряный шлем с золотым решётчатым забралом, повёрнутый геральдически вправо - для пэров. Серебряный шлем с поднятым забралом, повёрнутый прямо - для баронетов и рыцарей. Серебряный турнирный шлем, повёрнутый геральдически вправо - для эсквайров и джентльменов. Многочастный герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн сложился в процессе слияния нескольких знатных родов, имеющих свои собственные гербы. Составной частью этих гербов были и нашлемникы, в определённых случаях также передающиеся по наследству, вот почему на гербе пять шлемов с разными навершиями. Легко определить, какой части щита соответствует каждое из них (добавим, что в данном случае центральный шлем, в отличие от остальных четырёх, увенчан княжеской короной, соответствующей титулу обладателя герба).

Навершие

Навершие, нашлемник или шлемовый нашлемник - укреплённое на верхушке шлема украшение, первоначально из рогов животных и перьев птиц. Этот элемент получил развитие во время рыцарских турниров. Он служил дополнительным опознавательным знаком, по которому можно было узнавать рыцаря в общей свалке турнирного побоища, так как издали эту фигуру было видно лучше, чем герб, изображённый на щите. Нашлемники делались из лёгкого дерева, кожи и папье-маше, но со временем их стали изготовлять и из более ценных материалов. Непременной частью герба нашлемники стали не сразу. В Англии герольды в XVI веке узаконили этот элемент, чтобы иметь возможность взимать за него дополнительную плату. В настоящее время нашлемники автоматически включаются в новые гербы. Шлем и нашлемник должны быть повёрнуты в одну сторону. Нашлемник укрепляется на шлеме обычно вместе с бурлетом или шлемовой короной. Сам нашлемник представляет собой повторение главной фигуры герба, но часто может быть отдельным, самостоятельным знаком. Некоторые самые ранние гербы не имеют нашлемников, так как они были утверждены до того, как нашлемники вошли в моду.

Нашлемники должны по возможности соответствовать по раскраске гербовому щиту, хотя это не всегда соблюдается.

По условной классификации нашлемники бывают вспомогательными и самостоятельными .

Вспомогательные нашлемники полностью повторяют изображение на гербовом щите. Для этого как правило используются так называемые щитовые доски и крылья , предоставляющие площадь, часто равную площади самого щита. Самостоятельные нашлемники не повторяют изображение на щите, но в большинстве случаев соответствуют ему по тинктурам.

Главные типы нашлемников следующие: 1. Рога 2. Крылья 3. Перья и флаги 4. Естественные фигуры (человека или животных) 5. Искусственные фигуры 6. Щитовые доски 7. Головные уборы

Рога бывают двух видов - воловьи, в виде полумесяца, и бычьи, S-образные. Они всегда изображаются парами, выступающими по обе стороны шлема. До XIV века шлемы украшались серповидными заостренными рогами, а позднее приобрели более изогнутую форму с отпиленными концами. Отсюда появился второй тип геральдических рогов - S-образных, открытых, то есть имеющих на концах небольшие раструбы, что делает их похожими на слоновьи хоботы. Они также напоминают охотничьи рожки, из-за чего у некоторых геральдистов происходило смешение этих двух терминов. Впрочем, охотничьи рожки иногда изображались на подобие рогов, парно, выходящими по сторонам шлема, мундштуком вверх. Уже на самых ранних гербах рога украшаются всаженными в них веточками, перьями и бубенчиками, в отверстия открытых рогов втыкались ветки, перья и т.п.

Рога раскрашиваются в соответствии с раскраской щита. Иногда между рогов помещается второстепенная фигура, имеющаяся в гербе: какое-либо животное, человеческая фигура, какой-либо предмет.

Часто встречаются рога других типов: рога козла, оленя и единорога, причем последний, всегда одиночный, зазубрен и отогнут назад. Эти рога относятся к самостоятельным нашлемниками и не несут на себе изображения гербовых фигур.

Крылья как правило изображаются парами, причем их положение - прямое или профильное - зависит от положения шлема. Если шлем обращен прямо, крылья изображаются распростертыми, на шлеме, обращенным в профиль, крылья изображаются параллельно друг другу, с обращенными назад острыми концами.

На древних гербах, имеющих горшковидные шлемы, крылья изображались стилизованно, похожими скорее на доски, раскрашенные под перья или усаженные отдельными перьями. С развитием геральдики и отходом от примитивных готических форм крылья приобрели более естественный вид.

Крылья раскрашиваются в соответствии с раскраской щита и, как и щитовые доски, иногда полностью повторяют изображенные на нем первостепенные и второстепенные фигуры. Иногда между крыльями размещается второстепенная гербовая фигура (например, звезда или роза), изображенная в самом гербе.

Перья бывают трех типов - петушиные, павлиньи, страусовые. Они изображаются по отдельности, по три, по пять и т.д., обычно в виде веера.

Петушиные, изображаемые в виде пучка узких длинных перьев неравной длины, являются самыми древними. Они укрепляются на верхушках головных уборов, надетых на шлем, или вставляются в особые колчаны.

Павлиньи перья изображаются как по отдельности, так и в виде целого павлиньего хвоста, веерообразно распущенного. Перья имеют натуральную раскраску - зеленую с жёлто-красно-синими "глазами".

Страусовые перья, появившиеся в геральдике позднее двух предыдущих, изображаются по отдельности, но чаще всего по три, загнутыми сверху. Страусовые перья имеют тинктуры щита. Если перо одно, оно раскрашивается в несколько цветов, или окрашивается металлической тинктурой щита, если пера три, то их окраска чередуется: металл-финифть-металл, или финифть-металл-финифть.

Перья часто вставляются в колчаны, имеющие цилиндрическую, удлиненную или заостренную книзу, раскрашенные гербовыми фигурами в соответствии с раскраской щита.

Перья нельзя показывать выходящими прямо из шлема, поэтому они всегда выходят или из колчана, или из короны.

Естественные фигуры (человека и животных)

Самое разнообразное и живописное семейство образуют нашлемники, несущие изображения человека и животных. Существуют следующие типы таких нашлемников:

1. Отдельные части тела человека или животного. Это прежде всего головы, а также полные руки, кисти рук и ноги.

2. Туловища или бюсты человека и животных. Это прежде всего верхняя часть тела с головой, шеей и грудью, но без рук или передних лап (причем шея и грудь изображаются необычно удлиненными, шея отогнута назад в виде буквы S).

3. Возрастающие фигуры. В отличие от вышеописанного, этот способ предполагает изображение фигуры человека или животного по пояс или ниже, с руками или передними лапами, как бы вырастающей из шлема.

4. Полные фигуры человека или животного. При этом фигуры изображаются так, как они представлены в щите, хотя животные, например лев, иногда показываются сидящими на шлеме.

Искусственные фигуры

Геральдика располагает большим количеством так называемых негеральдических фигур, любая из которых может быть перенесена в нашлемник или отдельно, или в совокупности с другими фигурами, образуя сложную конструкцию. Особенно интересны такие нашлемники, в которых с помощью нескольких фигур зашифрован какой-либо сюжет, повторяющий или дополняющий изображение на гербовом щите.

Щитовые доски

Щитовые доски имеют круглую, шестиугольную или веерообразную форму. Они достаточно велики для того, чтобы полностью воспроизвести изображение на гербовом щите. Края и углы этих досок часто украшаются кисточками, бубенчиками, перьями. Сами доски иногда устанавливаются на подушку, украшенную по углам кистями, которая покоится на шлеме.

Головные уборы

Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе указывает на титул обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, и любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией. Можно выделить следующие типы геральдических корон: императорские, королевские и княжеские короны, которые изображаются в гербах монархов и в государственных гербах (а также в гербах административных областей), символизируя суверенитет; короны маркизов, графов, виконтов, баронов; дворянские диадемы; тиары, митры и шляпы духовенства; стенные короны, составленные из крепостных башен и стен, помещаемые в городских гербах.

Намёт (lambrequin, mantling), напоминающий целый или изорванный плащ, изображается в виде прикреплённой к шлему материи. О происхождении геральдического намёта рассказано в разделе "История геральдики". Внешняя и внутренняя поверхности намёта должны быть окрашены переменно финифтью и металлом, причем в современной геральдике принято окрашивать поверхность намёта главным цветом щита, а изнанку (подбой) - главным металлом щита. Последнее правило считается искусственно привнесенным в геральдику в период, когда "живая геральдика" уступила место "канцелярской" ("бумажной"). Таким образом, принципы классической геральдики не будут нарушены, если:
а) поверхность намёта будет металлической, а подбой - финифтяным;
б) расцветка намёта не будет соответствовать расцветке гербового щита.

Намёт может быть раскрашен с использованием мехов. Иногда намёт покрывается щитовыми фигурами, вышитыми на его поверхности, а иногда поверхность намёта усеивается мелкими негеральдическими фигурами, например, липовыми листьями, звездами, сердцами и т.д.

Если в гербе используются два, три и более шлемов, у каждого из них должен быть персональный намёт. Намёт может быть раскрашен не в два, а в четыре цвета (особенно, когда щит составлен из двух гербов). В этом случае правая сторона намёта окрашивается в цвета более почетной части герба - правой, а левая - в цвета левой части герба.

Можно выделить три типа шлемового намёта, каждый из которых соответствует определенному периоду развития геральдики.

Мантия (mantling, lambrequin) - традиционная часть парадного облачения монарха. В геральдике этот атрибут суверенитета присутствует в гербах монархов и суверенов, а также представителей высшей аристократии. На геральдическую мантию можно смотреть как на предмет одежды, но, вероятно, и как на напоминание о шатре, в котором рыцарь отдыхал и переодевался во время турнира, и о палатках, в которых крестоносцы укрывали от непогоды оружие и доспехи во время военных походов. Мантия как правило изображается пурпурной, подбитой горностаем и стянутой по углам золотыми шнурами с кистями. На некоторых больших государственных гербах (например, на большом гербе Российской империи) поверх мантии изображается сень - круглый шатёр из той же материи.

Щитодержатели

Щитодержателями называются фигуры, расположенные по сторонам щита и поддерживающие его. Как правило это те же геральдические животные - львы, орлы, грифоны, единороги, или человеческие фигуры - дикари с дубинами, ангелы или воины. Впрочем, щитодержатели могут быть взяты не из классической геральдики, а выступать самостоятельными символами чего-либо. Например, во множестве государственных гербов относительно молодых стран Африки, Азии и Америки щитодержателями являются наиболее характерные представители местной фауны - кенгуру, страус (Австралия), антилопы, тигры, зебры.

Выбор щитодержателей для герба не ограничивается каким-либо специальным правилом геральдики, хотя в российской геральдике, насквозь канцелярской, принято, что щитодержателей могут иметь только представители высшей аристократии.

В западной геральдике в отношении щитодержателей действует тот же принцип, что и в отношении девизов - они могут меняться по желанию владельца герба.


Герб австрийских земель Австрийской империи (рис. Х.Штрёля)

Основание

Основанием называется платформа, на которой стоят щитодержатели и на которой располагается весь герб в целом. Это может быть холм или лужайка, как на гербе Великобритании, льдина, как на гербе Исландии, резная плита, как на гербах Греции и Швеции, горы, как на гербе Малави, или остров в море, как на гербе Мальты. Основанием может быть и причудливо изогнутая ветка, похожая на деталь чугунной решётки, как на гербе князей Барклай-де-Толли- Веймарн. Основание не является обязательным элементом герба, им часто служит девизная лента. Щитодержатели всегда должны стоять на основании, какой бы формы оно ни было. Исключением являются только щитодержатели, парящие в воздухе, то есть летящие ангелы.

Девиз - краткое изречение, как правило, написанное на ленте внизу щита. Иногда девизы размещаются в гербе без ленты, если щит круглый, девиз обычно пишется вокруг щита. Очевидно, основой для девиза первоначально мог служить рыцарский боевой клич (как например "Crom boo", девиз герцогов Фицджеральдов, означающий "Кром (старый родовой замок) навсегда!", но девизом может быть короткое высказывание, напоминающее о каком-то важном историческом событии. или выражающее кредо владельца герба. Текст девиза может быть зашифрован и понятен только посвящённым. В западной геральдике было принято писать девизы на латыни, хотя это правило не обязательно. Смысл некоторых старинных девизов вообще невозможно понять - либо история не сохранила данных о событиях, о которых говорил девиз, либо в силу различных обстоятельств фраза искажалась, в неё вкрадывались ошибки. Девиз не является обязательной и постоянной частью герба, поэтому владелец может изменять его по своему желанию. При составлении новых гербов девиз всегда включается в их конструкцию. В государственных монархических гербах девиз иногда помещается на сени - шатре, располагающемся над мантией. Цвета ленты и букв должны соответствовать основным цветам и металлам герба. Вот примеры геральдических девизов. "С нами Бог" - государственный девиз Российской империи. "Gott mit uns" (нем.) - германский императорский государственный девиз аналогичного содержания. "Dieu et mon droit" (франц.) - "Бог и моё право" - девиз Великобритании.. "Dieu protege la France" (франц.) - старый французский девиз "Бог хранит Францию" .
На современном французском гербе начертаны слова:
"Liberte, Egalite, Fraternite" (франц.) - "Свобода, равенство, братство" . "Je maintiendrai" (франц.) - "Я сохраню" - Нидерландов.. "Nihil sine Deo" (лат.) - "Ничто без Бога" - Румынии.. "L"union fait la force" (франц.) - "Объединение даёт силу " - Бельгии. "Providentiаe memor" (лат.) - "Помню о предопределении" - Саксонии.

Из дворянских девизов можно привести следующие примеры. "Treu auf Tod und Leben" - девиз немецких графов Тотлебенов, в котором обыгрывается их фамилия -
"Верен в смерти и в жизни" . "Labore et Zelo" - латинский девиз графов Аракчеевых - "Трудом и усердием" . "Semper immota fides" - девиз графов Воронцовых - "Верность всегда непоколебимая " . "Deus conservat omnia" - девиз графов Шереметевых - "Бог сохраняет всё" . "Честь и верность" - девиз светлейших князей Варшавских, графов Паскевичей-Эриванских.

Девизная лента как правило расположена внизу герба, под основанием или на его фоне (кроме шотландской геральдики, в которой девиз помещается над нашлемником).

Хотя в некоторых больших гербах флаги встречаются, они не являются геральдическим элементом. Тем не менее, о них стоит упомянуть из-за тесной связи с геральдикой.

Флаги и знамёна издавна использовались как опознавательные знаки, хорошо различимые на расстоянии. Они были незаменимы на поле боя, но также и во время рыцарских турниров. С развитием военной технологии турнирные доспехи приобрели такую массивность и прочность, что рыцари могли отказаться от щита, как от основного элемента защиты. В связи с этим потребовалось перенести изображение герба со щита на вымпел, который заменял щит с гербом в качестве опознавательного знака.

Имеется три главных вида гербовых флагов: собственно флаг (banner), штандарт (standard) и флажок, или вымпел (pennon).

Знамя (banner)

Средневековый флаг, несущий изображение герба владельца, был вертикально вытянутым прямоугольником с отношением ширины к высоте как 2 к 3. Противоположный древку край флага мог быть снабжён многочисленными "язычками", или одним большим "языком" в верхнем правом углу (тогда он назывался "schwenkle").

Никто ниже ранга рыцаря-баннерета не имел право на флаг (Knight Banneret - несуществующий ныне старинный титул, дававший привилегию во время сражения вести своих людей под собственным флагом, в отличие от бакалавров (Bachelor), рыцарей низшего ранга, не имевших достаточного количества вассалов, чтобы собрать их под своё знамя). Ранг баннерета был ниже ранга рыцарей Ордена Подвязки, когда присваивался королём во время войны, а в обычное время следовал после титула баронета). На рисунке королевское знамя Шотландии.

Штандарт (standard)

Томаса Ховарда Генри Стаффорда (1475 г.)

Сира Роберта Веллеса (1470 г.) Сира Мейстера Гилфорда

Графа Эдмунда Рооса (1460 г.) Лорда Роберта Уиллогби (1440 г.)

Штандарт представляет собой длинное полотнище, сужающееся к концу и закруглённое. Причём закруглённый конец раздваивался, если штандарт не принадлежал принцу королевской крови. Штандарт, величина которого варьировалась от 11 ярдов (10 метров) у императора до 4 ярдов (1,5 метра) у барона, обычно разделялся на три части: в первой помещался рыцарский или национальный герб, во второй - гербовый значок, а в третьей части - изображение его навершия (были и другие варианты). Эти части разделялись полосами, на которых был начертан рыцарский боевой клич или девиз. Цвет штандарта соответствовал фамильным цветам рыцаря или цветам его гербового одеяния.

Во время сражения штандарт служил ориентиром для войск. Он показывал не физическое присутствие главнокомандующего, а местонахождение его штаба. На рисунке приведены штандарты сэра Генри Стаффорда (1475 г.) и Томаса Ховарда, участника войны Алой и Белой Розы (с 1455 по 1485 год). Крест Св. Георга на подъёме (область у древка) показывает национальную (английскую) принадлежность.

Флажок (pennon)

Это флаг, или вымпел, среднего размера (около трёх футов или одного метра), имевший треугольную форму и прикреплявшийся к древку копья. Как и знамя, он указывал на физическое присутствие человека, изображение герба которого нёс. Треугольный флажок меньшего размера назывался "pavon pennon". Здесь показан флажок с раздвоенным концом - вымпел Суверенного Военного Мальтийского Ордена.

Рисунки гербов и нашлемников, размещенные на странице, выполнены И.Лоуда (Jiri Louda).

Предметом теоретической ге­ральдики является совокупность правил и приемов составления гер­бов, без знания которых невозможно их правильное «прочтение» и определение. В соответствии с этими правилами герб составлялся из различных частей: щита, шлема, короны, нашлемника, намета, щитодержателей, девизов, мантии и раз­личных украшений вокруг щита. Од­нако не в каждом гербе было обяза­тельным одновременное наличие всех этих частей. Одни из них были глав­ными, обязательными, другие - нет.Главной частью герба является щит. Различают несколько видов ге­ральдических щитов: французский - четырехугольной формы с заострением внизу в середине. Высота такого щита должна быть равной 9/8 его ши­рины; испанский - тех же размеров, что и французский, но с плавно закруг­ленной нижней частью; варяжский - треугольный, с плавно изгибающи­мися боковыми сторонами; итальян­ский - овальной формы и германский - щит вычурно вырезанной фор­мы. Кроме них существовали круглые, косоугольные и квадратные щиты. В русской геральдике самой употребительной стала французская форма щита.

Геральдические стороны. Стороны в геральдике определяются с точки зрения того, кто стоит за гербовым щитом и держит его; таким образом, от зрителя правая геральдическая сторона находится слева, левая геральдическая сторона - справа. Щит, разделенный пополам по вертикали, называется рас­сеченным; разделенный пополам по горизонтали - пересеченным; разделенный на две части из угла в угол - скошенным справа или слева. Щит, разделенный одновременно по вертикали и по горизон­тали, является одновременно и рассеченным, и пересеченным. При­менялись и другие виды делений, например вилообразно разделен­ный, клинчатый. Деления щита могли быть образованы и кривыми линиями. Б этом случае они имели соответствующие названия - зубчато-пересеченный, вогнуто-рассеченный, остриевидно-рассеченный. Деление герба зубчатыми линиями было характерным для немецких гербов.

Геральдические цвета. Цвета всех деталей (фигур, поля и т.д.) должны быть определены. Желательно ограничиться основными геральдическими цветами: двумя "металлами" - золотом и серебром (в геральдике не проводится различия между золотом и желтым, между серебром и белым цветом), пятью "финифтями" ("эмалями") - лазурью (это понятие объединяет различные оттенки синего и голубого, между которыми также не проводится различие), червленью (красный, алый цвет), зеленью, черным и пурпуром (может передаваться различными оттенками фиолетового, холодно-малинового, сиреневого); допускается также стилизованное изображение некоторых мехов (горностаевый, беличий, "противогорностаевый"; каждый из мехов считается в геральдике отдельным цветом) и телесный цвет (при изображении людей, ангелов, кентавров, сфинксов и других человекоподобных чудовищ). При одноцветном воспроизведении герба используется условная штриховка для червления. Серебро изображается незаштрихованной поверхностью, золото - поверхностью, покрытой точками. Черный цвет изображается поверхностью, закрашенной сплошь, а при рельефном воспроизведении - пересекающимися штрихами. Противогорностаевый мех имеет черный фон с белыми "хвостиками", изображаемыми так же, как и горностаевые. Соболий мех эквивалентен черному цвету. Основные фигуры, помещаемые на металлическом фоне должны быть финифтяными, и наоборот - фигуры в финифтяном поле должны быть металлическими. Металл на металл, финифть на финифть не накладываются. Это - так называемое "основное правило геральдики".



Графическое изображение. Серебро - пустое пространство, золото- точки, лазурь- горизонтальными чертами, а червлень- вертикальные. Чёрные части герба можно закрашивать сплошь или покрывать вертикальными и горизонтальными линиями наподобие решетки. Зелёной и пурпурной финифтям соответствуют косые линии; важно лишь не спутать, какой наклон соответствует зелени, а какой - пурпуру. Если щит изображается наклонным, штриховка наклоняется вместе с ним.

Теоретическая геральдика: основные правила геральдических изображений, названия частей щита, способы деления щита и иерархия гербовых полей, геральдические и негеральдические фигуры, названия различных форм их взаимного расположения.

Среди гербовых фигур выделяются абстрактно-геометрические, которые носят название геральдических, или почетных фигур. Важнейшие геральдические фигуры – столб (вертикальная полоса), крест (соединенные столб и пояс), правая и левая перевязи (диагональные полосы), оконченность (полоса по нижнему краю щита), кайма(полоса вдоль всех краев щита), стропило (две наклонные полосы, соединенные «домиком»). Столб может быть смещен вправо и влево, пояс – повышен или понижен, глава и оконченность – скошены справа или слева. Стропило, если не оговорено иное, упирается в нижние углы и не достигает середины верхнего края щита. Если оно доходит до середины щита, то называется пониженным, если упирается не в углы, а в боковые стороны щита, то повышенным. Оно может быть опрокинутым (перевернутым), правым (упирающимся в левые углы и середину правой стороны щита), левым, скошенным вправо (упирающимся в середины основания и левой стороны щита и правый верхний угол) или скошенным влево. Если геральдическая фигура одна, она обычно имеет ширину от ½ до 1/3 ширины щита, если их в гербе несколько, то ширина становится меньше.



Остальные фигуры называются негеральдическими и делятся на естественные (изображения живых существ) и искусственные (изображения самых различных предметов, созданных человеком).

В состав герба, кроме щита, могут входить статусные знаки, составляющие обрамление. К ним относятся шлем, нашлемник, намет или мантия, корона (или заменяющие ее бурлет или шапка), щитодержатели, девиз, а также награды, должностные знаки. Расположение двух или более фигур друг над другом называется «в столб», друг с другом – «в пояс», расположение вдоль диагонали щита «в перевязь». По умолчанию фигуры в гербе располагаются следующим образом: единичная – посередине щитового поля, две – рядом, три – две рядом над одной, четыре – по две в ряд. При большом неопределенном количестве одинаковых фигур поле называется усеянным этими фигурами. Более крупная фигура может быть сопровождаема мелкими. Возможно сопровождение по сторонам и по углам, причем с каждой стороны должно быть одинаковое число сопровождающих фигур. Более крупная фигура может быть обременена или прикрыта более мелкими. В обоих случаях мелкие фигуры накладываются на крупную, но при обременении они умещаются на ней целиком, а при прикрытии края мелких фигур выступают за края крупной. Если даже на верхнем краю одной фигуры помещена другая, то первая фигура называется увершенной второй. Живые существа и оружие по умолчанию повернуты вправо. Повернутые вправо фигуры называются обращенными. Обращенные фигуры не оговариваются, если оно обусловлено так называемым геральдическим вежеством, т. е. поворотом навстречу другой фигуре. Перевернутая фигура называется опрокинутой, расположенная выше или ниже нормального расположения- повышенной или пониженной. Фигура животного, изображенная в поле герба частично, называется возрастающей, когда видна примерно половина фигуры, и возникающей, когда из-за края щита или другой фигуры видна только голова и шея, иногда с частью лапы или хвоста. Геральдические животным могут изображаться в строго определенных позах. Четвероногие бывают восстающими (вставшие на дыбы), скачущие (с горизонтальным положением тела, но, с опорой на две задние лапы), идущие (на всех четырех лапах, на с первой поднятой), стоящими (на всех четырех лапах), сидящие или лежащие.

Русская родовая геральдика. Родовой, личный и семейный герб в России. Принципы построения родовых гербов. Гербы пожалованные и «самобытные». Гербы различных категорий российского дворянства. Гербы иностранного происхождения.

Правом на родовой герб в дореволюционной России обладали только дворяне – этим Россия отличалась от европейских стран, где были распространены не только гербы духовенства, но и бюргерские, и даже крестьянские. Дворянские гербы в России были общеродовые, как и дворянские фамилии, и большинство титулов. Герб дворянина переходил ко всем его законным потомкам обоего пола по мужской линии. Передача герба по женской линии оформлялась как новое пожалование. Основанием для него могло стать пресечение рода. Четких правил компоновки двух сливаемых гербов в одном не было, самые распространенные – в рассеченном щите, в щите с сердцевым щитком или четверочастном щите.

Особенностью жалованных гербов является их неизменность. Вносить изменения в герб вправе лишь монарх путем повторного пожалования, произвольные изменения недопустимы. Этот принцип ввел Павел 1.

В гербы по воле монарха могли вноситься особые почетные добавления. Чаще всего вносился двуглавый орел или его часть, но могли быть и элементы местных гербов, знаки наград, указания на отличия, а также отвлеченные символы чести. Это называется аугментация. «Самобытные» гербы- это гербы, принятые самостоятельно, он имеет силу, если это не запрещено государством.

Общий гербовник дворянских родов Российской империи - свод гербов российских дворянских родов, учреждён указом императора Павла I от 20 января 1797. Двадцать томов гербовника включают 3 066 родовых и несколько личных гербов. Общепринятое сокращение - ОГ. Все гербы, в гербовник внесённые, оставить навсегда непременными так, чтобы без особливого нашего, или преемников наших повеления, ничто ни под каким видом из оных не исключалось и вновь в оные не было ничего прибавляемо.

Каждому дворянину того рода, коего герб находится в гербовнике выдавать на пергаменте за скрепою точные копии с герба оного рода и с описания при том находящегося. Три столетия назад, как и сегодня, родовые гербы стали употребляться в России стихийно. Поначалу, с конца XVII века, Московское государство признавало лишь гербы иностранного происхождения (принадлежавшие "выезжим на Русь" родам) и подтверждало таковые через Посольский приказ. В ходе петровских реформ, с унификацией благородного сословия и с учреждением Герольдмейстерской конторы, была сделана попытка использовать фамильные гербы как атрибут оформляемого "шляхетства", и в этом качестве поставить их под контроль государства. Первоначально Герольдмейстерская контора была уполномочена не только представлять на монаршее утверждение новые гербы и почетные дополнения к ним, но и самостоятельно подтверждать уже используемые гербы, при необходимости подвергая их правке. Со временем, однако, процедура самостоятельного подтверждения была оставлена в силе только для гербов, ранее пожалованных в России. Нужда в каких-либо правке, редактировании гербов при этом отпадала. Такой порядок был закреплен последовательно Павлом I и Александром II.

Русская городская и областная геральдика. Городские эмблемы XVII в. Принципы построения губернских и городских гербов. Соотношение уездных гербов с губернскими. Городские гербы в советское время. Городские гербы в современной России.

Ранние земельные эмблемы известны только по печатям. Большая Государственная печать Ивана Грозного, датируемая последней четвертью 16 века, содержала в себе 24 земельные эмблемы. Большая государственная книга 1672 г содержала уже 33 земель, названия которых входили в тот момент в титул русского царя. При Екатерине 2 все города были пожалованы гербами. Городские гербы, пожалованные Екатериной, не содержали никаких элементов, кроме щитов. В городской геральдике также встречаются гласные гербы (орел в гербе города Орла; волк в гербе Волчанска; куропатки в гербе Курска и т. д.). Кроме гласных гербов, заметное место занимают «старые» гербы, в некоторых из них нашли отражение местные древние культы. Но чаще всего городской герб, пожалованный Екатериной отражал природу, экономику или политическую жизнь уезда или города. Порой содержательный и «гласящий» элемент сливались в одном символе. Например, колокол в гербе Звенигорода можно воспринимать и как гласный герб, и как включение в герб элемента, которым на самом деле славен Звенигород. В советское время интерес к городской геральдике возродился только во второй половине 1960-х г. И за примерно четверть века было разработано около 250 гербов городов СССР. При этом геральдическая грамотность у составителей гербов, как и у тех, кто эти гербы утверждал, как правило, отсутствовала. Очень распространенным стало помещение в гербе названия города, что в традиционной геральдике совершенно не принято. Между тем, чуть ли не половина советских городских гербов содержит этот элемент. Возникла идея, что герб непременно должен отражать прошлое города, его настоящее и будущее. Это приводило к перегруженности герба, составленного в соответствии с такой посылкой. Кроме того, символика современности была, как правило, однообразна – промышленность символизировали шестерня или отбойный молоток, сельское хозяйство – колос, науку – колба, модель атома. В прочем, ряд городов (Тула, Псков, Смоленск, Зубцов, Новгород, Рига, Ярославль) взяли за основу старые гербы. Оригинальны советские гербы городов Мурманской области, как раз имеющих очень непродолжительную историю. Составителям гербов удалось избежать стандартных «промышленных» решений. Герб Мончегорска, известного никилеевым комбинатом, содержит символы химических элементов меди, никеля и кобальта. В конце 80-х г интерес к исторической геральдике вырос, городам стали возвращаться прежние гербы. В современной России провозглашено преемство к дореволюционной геральдике. Но гербоведчество сохраняет свое значение: во-первых, много существующих сегодня городов никогда прежде гербов не имели; во-вторых, создаются новые графические версии старых гербов; в-третьих, несмотря на реформу, 1857 г, многие местные гербы вплоть до 1917 г употреблялись в версии екатерининского времени, хотя это противоречило законодательству. С 1992 г в РФ действует геральдическое ведомство, в 1996 г провозглашено единство геральдической политики в стране и введена федеральная регистрация гербов. Создаются также личные гербы, гербы обществ, объединений, фирм.

Государственная геральдика. Государственный герб и его особенности. Герб Российской империи, его история и эволюция. Большой, Средний и Малый Государственный герб Российской империи. Государственная символика Временного правительства. Герб современной России.

Впервые двуглавый орел появился на печати великого князя Ивана 3 около 1490 г. Но собственно герб (двуглавый орел в щите под шлемом с царской короной и наметом) впервые в России появляется на личной печати царя Федора Алексеевича, хотя и это уникальный случай в 17 веке. На пороге 18 в происходит геральдизация монаршей эмблемы (двуглавый орел, обычно со всадником на груди). Закрепляются детали (орел держит именно скипетр и державу, всадник поражает копьем змея), определяются цвета (черный орел в золотом поле, «натуральный» всадник в червленом щитке) и ориентация фигур (всадник в нагрудном щитке – обращенный). Короны над орлом были заменены на «имперские» (аналогичные боковой короне Священной Римской империи) даже раньше, чем Петр 1 принял императорский титул. Первоначально на некоторых изображениях орел в щите носил две короны, а третья, большая корона стала располагаться непосредственно над ним. При Петре 1 вокруг щита на груди орла была помещена цепь ордена Андрея Первозванного, а всадник был интерпретирован как св. Георгий. Геральдизация затронула и эмблемы, обозначавшие отдельные княжества и владения согласно полному титулу монарха. Но выработка большого императорского герба, включавшего все гербы владений, в эти годы не была осуществлена. Такой герб был разработан при Павле 1, но не был утвержден. Зато при Павле 1 в состав государственного герба были введены Мальтийский крест, помещавшийся на груди орла за щитом со всадником, и мальтийская корона. Александр 1 убрал мальтийскую символику, но много экспериментировал с положением крыльев орла, с количеством корон, с предметами, которые орел держит в лапах. В 1856 Александр 2 утвердил большой, средний и малый государственные гербы, гербы титульных владений, большой и малый гербы для всех членов династии. В гербы были внесены некоторые изменения, в частности, всадника развернули вправо, а на щиток со всадником нанесли тонкую золотую кайму (чтобы избежать наложения червленого щитка на черную грудь орла). В гербы старших членов династии вместо мантии была введена сень. Младшие члены династии венчали свои гербы императорской короной. Временное правительство отменило имперский герб и стало использовать на печатях двуглавого орла без всяких атрибутов, без геральдического щита и фиксированной расцветки. Предполагалось, что новый герб будет составлен после принятия Учредительным собранием решения о государственном устройстве. Но вместо этого двуглавый орел на 75 лет вообще исчез из российской государственной символики. 30 ноября 1993 г Указом Президента РФ вновь был учрежден герб в виде двуглавого орла под тремя коронами, правда, иной расцветки. Еще через семь лет этот герб был переутвержден уже конституционным законом. Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О государственном гербе РФ», принятого 25 декабря 2000г, «Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла- скипетр, в левой-держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

В Пскове прошла церемония торжественного вручения свидетельства о регистрации герба и флага региона | 01.03.2019
1 марта 2019 года на торжественной церемонии, которая прошла утром в Псковском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина, губернатору региона Михаилу Ведерникову вручили свидетельства о государственной регистрации официальных символов Псковской области - флага и герба.

На церемонию были приглашены члены Геральдического совета при Президенте России, руководители подразделений администрации региона, участники конкурсов проекта официальных символов, депутаты Псковского областного Собрания, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, представители политических партий и религиозных организаций, научной и творческой общественности, руководители ветеранских организации и представители средств массовой информации.

Торжественность момента при вручении свидетельств о государственной регистрации официальных символов региона – флага и герба – была должным образом подчеркнута: мероприятие открыли статные знаменоносцы, внесшие официальные символы региона в зал, прозвучал гимн Российской Федерации, а затем собравшиеся увидели впечатляющий видеоролик о символах Псковской области.

Председатель Геральдического совета при Президенте Российской Федерации - государственный герольдмейстер, заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе Георгий Вилинбахов, выступая перед собравшимися на торжественной церемонии, особо подчеркнул, что сегодняшнее событие имеет и историческое, и личное значение для него значение, поскольку его дедушка и бабушка до Великой Отечественной войны жили на Псковщине. «Для меня большая честь быть в Пскове и участвовать в этой церемонии. Псковская земля является важнейшей частью России и истории. Через 3 года можно отмечать юбилей - исполнится 350 лет с момента изображения псковского герба в титулярнике. Изображение, которое дошло до нас, связано с великой историей Пскова», - сказал Георгий Вилинбахов. По мнению герольдмейстера, в этом есть «глубокая истина и связь времен».

Фото: Псковское агентство информации (ПАИ)

Губернатор Михаил Ведерников, в свою очередь, заявил, что итоговый результат в разработке символов соответствует истории и традициям Псковской области. Также он объявил об объявлении 20 февраля Днем герба и флага Псковской области (дата выбрана в связи с тем, что 20 февраля 2019 года символы региона были внесены в Государственный геральдический регистр РФ).

Полпред президента РФ в СЗФО Александр Гуцан акцентировал внимание на том, что жители Псковской области ждали этого события 25 лет и этот день навсегда будет вписан в историю Псковской области.

По материалам Администрации Псковской области, Псковского агенства информации, Комсомольской правды и сетевого издания "Геральдика.ру"


Анастасия Крыжановская // [ 19.04.2018 ] [размер: 14782 знаков]

Герб семьи или города не обязательно делать серьезным и пафосным. Иногда можно и похулиганить, считают создатели нового герба Петрозаводска Илья Емелин и Алексей Максимов. У главного символа столицы Карелии 19 апреля день рождения. С авторами герба Петрозаодска беседовала журналист ИА "Республика" Анастасия Крыжановская.