Соискатель определение. Кто такие соискатели работы. Соискатели: кому легко получить рабочее место
Приблизительность овладела
Торопящимися людьми.
Что-то учат, о чем-то знают,
В общем - сеют, в среднем - стригут,
Приблизительно объясняют,
Относительно берегут.
Р.И. Рождественский
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Для первого требуется воображение, а для второго - только умение.
К. Бернар
Бытует мнение, что кандидатские диссертации пишут исключительно аспиранты. Однако это не так. Во-первых, аспирантура бывает очной и заочной. Во-вторых, существует и такая организационная форма выполнения диссертационного исследования, как соискательство, но при этом следует иметь в виду, что соискатель в процессе обретения ученой степени может прикрепляться к кафедре вуза (подразделению НИИ) для сдачи кандидатских экзаменов и (или) для выполнения диссертационного исследования, т.е. выступать как бы в роли аспиранта (докторанта), а может представить уже выполненную диссертацию к защите и таким образом стать соискателем. Причем - официально, и на титульном листе автореферата диссертации указывается: на соискание ученой степени...
Иными словами, несмотря на различия аспирантуры и соискательства, на финише диссертационного марафона эти различия исчезают. Как аспирант, так и не аспирант, выполнивший диссертационное исследование в режиме соискательства, представляя диссертацию, становятся соискателями ученой степени кандидата юридических наук, и из официально закрепленного Перечня документов, представляемых соискателем ученой степени в диссертационный совет, подчас невозможно определить, кто представляет диссертацию и документы по Перечню - бывший аспирант либо бывший соискатель - не аспирант.
Различие же между двумя организационными формами выполнения диссертационного исследования - аспирантурой и соискательством - заключается в организации и процессе выполнения этого исследования, контроле за ним и форме отчетности. Жаль, что Государственный образовательский стандарт послевузовского профессионального образования по отрасли 12.00.00 «Юридические науки» пока не утвержден, хотя проект его широко обсуждался 17-18 ноября 2000 г. на ежегодном собрании Ассоциации юридических вузов России и даже был опубликован, а «россыпью» рассылается доработанный документ под названием «Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отрасли 12.00.00 «Юридические науки», который имеет регистрационный номер, но не имеет даты утверждения Министерством образования РФ и даты регистрации в Министерстве юстиции РФ, т.е. нормативным актом не является (во всяком случае, автор данной работы пришел именно к такому выводу). А утвержденный приказом Министерства образования РФ от 11 января 2000 г. № 1062 Макет государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования по отраслям наук здесь мало чем поможет, хотя даже общее количество запрограммированного в нем времени на выполнение аспирантом-очником научно-исследовательской работы, выполнение и защиту диссертации (6480 часов, 100 недель, т.е. при пятидневной рабочей неделе аспиранту науке следует отдавать 10,8 часа в день) не может не вызвать ничего, кроме удивления и восхищения столь высоким мнением разработчиков данного документа об усидчивости и работоспособности наших аспирантов. Притом, что средняя продолжительность жизни наших женщин - 639 тыс. часов, а мужчин и того меньше - 517 тыс. часов.
В самом первом приближении в аспирантуре более жесткий контроль, в очной - еще и обязательность сдачи зачетов по информатике, педагогике и т.п.. но ежегодная аттестация предполагается в обеих формах, а внешний контроль - со стороны кафедры, к которой прикреплен аспирант либо соискатель - ничто по сравнению с контролем внутренним - самого молодого ученого, выполняющего диссертационное исследование.
Нельзя обойти молчанием и такую важную разницу, как ю. что учеба в очной аспирантуре дает отсрочку от призыва в армию, что для немалого числа молодых людей мужского пола служит серьезным основанием для поступления в аспирантуру. Может быть, по этой причине, как отмечает главный ученый секретарь ВАК В. Нево-:иш. число обучающихся в аспирантуре увеличилось с 52 тыс. в 1997 г. до 90 гыс. сегодня (в 2003 г. - М.К.), но в среднем в стране защищается лишь около 30 процентов аспирантов, и недавно коллегия Минобразования России приняла решение: если в течение трех лет в данной аспирантуре будет защищаться менее четверти аспирантов, она будет закрыта.
И в самом деле, если человек, пусть и молодой, внутренне нацелен на результативную самостоятельную научно-исследовательскую работу в форме диссертации, то он будет ее делать вне зависимости от эффективности внешнего контроля, на прохождении которого он, кстати, может часто спотыкаться. Ибо среди многих формальных требований здесь есть и, как нередко это бывает при формализации каких-либо отношений, немало устаревших, а подчас и просто бессмысленных. Если он внутренне нацелен лишь на «прохождение» внешнего контроля, он его пройдет, но конечного результата - в форме завершенной диссертации - часто может не быть. Автор настоящей брошюры с такими случаями сталкивался неоднократно и уверен - не в контроле дело. Дело в божьей искре, в том, «зажегся» или нет исследователь.
Итак, с чего начинать молодому человеку, желающему заниматься правовой наукой, если он утвердился в том, что это его дело? С определения собственной, если можно так выразиться, организационной формы в этом деле. Прискорбно, когда такой молодой человек, придя к своему будущему научному руководителю, изъявляет желание заняться научной работой, но на вопрос, в каком качестве, соискателя либо аспиранта, а если аспиранта, то очного или заочного, отвечает вопросом: а в чем разница? - и просит ему разъяснить это, или, что еще прискорбнее, предлагает своему будущему научному руководителю самому за него решить этот вопрос. Выбор организационной формы выполнения диссертационного исследования для конкретного молодого человека обусловлен различными факторами: наличием в собственном вузе (НИМ) аспирантуры именно по его научной специальности, наличием выделенных именно в этом году мест в аспирантуре по его специальности, особенно в очной, дающей право на отсрочку от призыва в армию, что для отдельных молодых людей определяюще важно, наличием в вузе диссертационного совета, принимающего к защите кандидатские диссертации именно по его научной специальности, и т.д. Уяснить преимущество той или иной организационной формы и выбрать наиболее приемлемую будущему
ученому поможет специальный документ - Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденное Министерством общего и профессионального образования РФ от 27 марта 1998 г. В целом это довольно объемный документ, содержащий 95 пунктов, и в нем имеются специальные разделы, определяющие, что есть докторантура, что такое перевод сотрудников учреждений высшего профессионального образования на должность научных сотрудников для подготовки докторских диссертаций, что есть аспирантура, что такое подготовка кандидатских и докторских диссертаций в форме соискательства, что такое кандидатские экзамены, и т.д. Кстати, есть и подобные, значимые для юридической науки, акты ведомств, например: Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях Министерства внутренних дел РФ (утверждено приказом МВД РФ от 7 августа 2003 г. № 160, зарегистрировано в Минюсте РФ 26 августа 2003 г., рег. № 5000); Инструкция об организации подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования Пограничной службы Российской Федерации (утверждена Приказом ФПС РФ от 26 апреля 2002 г. № 282, зарегистрирована в Минюсте РФ 21 июня 2002 г.. рег. № 3520 (с изменениями от 17 ноября 2002 г.); было - Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в Академии налоговой полиции ФСНП России (утверждалось приказом ФСНП РФ от 2 августа 2002 г. № 365, зарегистрировано в Минюсте РФ 22 января 2002 г., рег. № 4144).
Следует обратить внимание и на то, что соискатель ученой степени кандидата наук может прикрепляться как для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов (на срок не более двух лет и в этом случае научный руководитель ему не утверждается), так и для подготовки кандидатской диссертации (в этом случае он прикрепляется на срок не более трех лет). Вообще в Положении подробно излагаются процедура прикрепления соискателя к кафедре (подразделению НИИ), права и обязанности соискателя, дается перечень предъявляемых и рассматриваемых при этом документов и т.д.
Изучение начинающим ученым-юристом данного документа поможет определиться во многих организационных вопросах и позволит избрать оптимальную организационную форму выполнения диссертационного исследования.
Что касается кандидатских экзаменов, которые ему предстоит сдавать, то здесь картина определенной стала лишь недавно: решением ВАК России от 26 марта 2003 г. в соответствии с п. 13 Положения о порядке присуждения ученых степеней установлен перечень дисциплин, по которым должны сдаваться экзамены соискателями ученой степени кандидата наук: 1) история и философия науки; 2) иностранный язык; 3) специальная дисциплина в соответствии с темой диссертации. В сравнении - до этого нововведения вместо экзамена по истории и философии науки сдавался экзамен «философия» (а одно время его вообще собирались отменить), а вместо экзамена по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации сдавался экзамен по специальности - в широком "понимании этого термина. Таким образом, нововведение со сдачей экзамена по специальности служит дополнительным и весьма серьезным доводом к сдаче его «за два месяца до защиты диссертации», а не в самом начале работы над диссертацией. Видимо, следует проинформировать читателя о некоторых возникших в последнее время тенденциях к вытеснению из преподавания юристам иных, общественных наук, а также иностранных языков. Вот что по этому поводу заметил Н.М. Азаркин: «Смена парадигмы юриста, наше самопознание, наше преображение, наше воскрешение - в очищении юриспруденции от связей с иными общественными науками, в полном их вытеснении из подготовки юристов». И далее: «... так важно при смене юспара-ДИГМЫ вытеснение из учебного процесса иностранных языков, которые пышным цветом проросли в период «бешеного» строительства «общеевропейского дома».
Следует обратить внимание на то. что установленные упомянутым выше Положением о подготовке научно-педагогических кадров сроки выполнения диссертационных работ различны для разных организационных форм (три-четыре года) и весьма условны. Окончив аспирантуру без зашиты диссертации в установленный Положением срок, молодой человек приобретает кое-какие преимущества по сравнению со специалистом, имеющим высшее профессиональное юридическое образование, каким он был до окончания аспирантуры, но ведь он не только к этому стремился, хотя преподавать в юридическом вузе он сможет - неостепененных преподавателей вузов в России становится все больше, да и средний возраст остепененных все время растет. По данным Министерства образования РФ, за последние десять лет средний возраст работающих в научно-образовательной сфере кандидатов наук увеличился с 44 до 51 года, а докторов наук - с 54 до 62 лет. Но для начинающего молодого человека это слабое утешение.
Вообще же, по мнению автора, вся работа над кандидатской диссертацией по любой научной юридической специальности, если она грамотно методологически организована и ведется не лишенным способностей к науке человеком, занимает около 1тыс. человекочасов. Если повезет - 950, не повезет - 1200 и больше; и этот совокупный объем энергии-времени может занять и два года, и четыре года, и десять лет. Иногда отдельные мэтры от науки говорят молодым, как бы хвастаясь: я кандидатскую диссертацию написал за два месяца. Это возможно лишь в том случае, если два месяца занял сам процесс написания текста диссертации, но за пределами этого срока остается огромный объем подготовительной, аналитической и иной работы. Подготовить за такой короткий срок диссертацию невозможно, как невозможно за месяц или два родить ребенка. Поэтому сколько времени названным Положением отведено для выполнения диссертационного исследования в той или иной организационной форме - вопрос второстепенный. Главное - готов ли сам молодой человек именно в данный момент тысячу часов своей личной жизни отдать науке. Ведь это время можно потратить на другое - на дискотеки, тусовки, застолье.
С организационной формой выполнения диссертационного исследования связан выбор научной специальности, по которой будет выполняться конкретное диссертационное исследование. Дело в том, что аспирантура, как очная, так и заочная, открывается в вузах и НИИ не по всей номенклатуре научных специальностей. Можно, например, выбрать нужную и важную научную специальность, скажем, арбитражный процесс, а именно по этой научной специальности в данном вузе (ИМИ) аспирантура не открыта. Можно поступить в аспирантуру того вуза (НИИ), где открыта аспирантура по данной специальности (а >то в другом городе), но можно также прикрепиться и в качестве соискателя ученой степени (не аспиранта) именно по нужной специальности в данном (родном) вузе (НИИ). Во втором случае возможности у вуза (НИИ) существенно шире, и обычно они определяются наличием потенциального научного руководителя у данного соискателя незначительно меньшей мере - открытыми в аспирантуре специальностями.
В России существуют лишь несколько - в разрезе каждой науки - мощных НИИ (вузов), где открыты аспирантура и диссертационные советы по всем (или почти всем) научным специальностям профильной для данного НИИ (вуза) науки. Отрадно отметить, что в их числе и Институт государства и права РАН, где есть и аспирантура, и диссертационные советы по всем без исключения юридическим научным специальностям.
В настоящее время номенклатура научных специальностей по праву определена приказом Министерства промышленности, науки и технологий РФ от 31 января 2001 г. № 47 «О номенклатуре специальностей научных работников», где под шифром 12.00.00 указана наша отрасль - «Юридические науки», в рамках которой и названы следующие группы специальностей и специальности (под соответствующим шифром): 12.00.01 - Теория и история права и государства; история правовых учений; 12.00.02 - Конституционное право; муниципальное право; 12.00.03 - Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право; 12.00.05 - Трудовое право; право социального обеспечения; 12.00.06 - Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право; 12.00.08 -Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право; 12.00.09 - Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность: 12.00.10- Международное право, европейское право; 12.00.11 - Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура; 12.00.14 - Административное право, финансовое право, информационное право; 12.00.15 - Гражданский процесс: арбитражный процесс. И по всем этим научным специальностям присуждается ученая степень. Кроме того, ученая степень по юридическим наукам присуждается и по другим научным, но не юридическим специальностям: по специальности 05.13.19 - Методы и системы защиты информации, информационная безопасность; по специальности 05.25.05 - Информационные системы и процессы, правовые аспекты информатики; 05.26.01 - Охрана труда (по отраслям): 05.26.02 Безопасность в Чрезвычайных ситуациях (по отраслям): 05.26.03 Пожарная и промышленная безопасность (по отраслям): 19.00.06 Юридическая психология; 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии: 23.00.04 - Политические проблемы международных отношений и глобального развития; 25.00.26 - Землеустройство, кадастр и мониторинг земли.
Номенклатура научных специальностей меняется довольно часто, при этом в основе новой классификации нередко лежат субъективные основания. Не может считаться идеальной и нынешняя номенклатура научных юридических специальностей. Например, нет и не было в ней таких жизненно важных и буквально «стучащихся» в двери научных специальностей, как: образовательное право (а ведь вплотную стоит вопрос о кодификации законодательства об образовании); миграционное право (страна «неожиданно» столкнулась с необходимостью законодательного регулирования миграционных - причем, в огромных масштабах - процессов, и как же мы оказались неготовыми к ним; а теперь уже нужно и это законодательство кодифицировать ибо сегодня у нас уже действуют 12 базовых миграционных законов с огромным количеством подзаконных и ведомственных актов); медицинского права (ведь явно это не подотрасль гражданского права), спортивного права (проблемы, «вдруг» возникшие вокруг наших спортсменов на международных соревнованиях в последнее время наглядно показали, сколь сильно мы отстаем в правовом регулировании отношений, связанных со спортом, от многих зарубежных правовых систем - даже толком защитить их в международных спортивных судах не можем). Нет в ней теперь специальности, связанной с правовым обеспечением управления в сложных экономических и социальных системах, а между тем нужда в научных, в том числе диссертационных, исследованиях по этой проблематике велика. В юридической литературе справедливо критикуют объединение в одну специальность 12.00.03 гражданского права и предпринимательского права, и наоборот, «разведение» по разным специальностям гражданского права и гражданского процесса, предпринимательского права и арбитражного процесса с их объединением в специальности 12.00.15.
А если говорить по большому счету, то к классификатору научных. «ВАКовских» специальностей, как и к общепринятому членению науки на отрасли, могут быть предъявлены и более серьезные претензии. Факт, что вопрос: а какая отрасль науки у нас "отвечает» за будущее? - останется без ответа. То есть каждая в отдельности отрасль науки «заглядывает» в будущее, прогнозирует его - в своем секторе, даже организует - по мере возможностей. Но не более. Вся медицина, например, нацелена на лечение людей для того, чтобы в будущем, после лечения, больной человек стал здоровым, а в профилактическом плане - чтобы здоровый сегодня человек в будущем не заболел. Вся агрономическая наука нацелена, в той или иной мере, на селекцию, на улучшение будущих: урожая, поголовья... Ну, а юридическая наука, соответственно, на то, чтобы разрабатываемые на основе ее достижений законы, как и формирующаяся на основе ее достижений правоприменительная практика в будущем - как ближайшем, так и более отдаленном - были более эффективны и результативны, чем законы и практика вчерашнего и сегодняшнего дней.
И все же какая отрасль науки нацелена на изучение и организацию будущего нашего общества в целом? Изучением прошлого занимается историческая наука. Хронологический вектор от настоящего в прошлое - это история, которая послойно занимается исследованиями своего хронослоя: от истории древнейших времен (древнего мира) до новейшей истории. А кто отвечает (изучает, пусть только исследует, не организует) тот же общий хронологический вектор, но в направлении из настоящего в будущее? Футурология? Фантастика? Прогностика? Таких отраслей науки нет. во всяком случае - в официальных классификациях.
Значит, нет и общеупотребительного понятийного аппарата, общепринятых категорий и терминов; нет, соответственно, устоявшейся методологии научного поиска в этом векторе, общего для всех отраслей наук и сходного - в этом плане - с общеисторической методологией. Естественно, отсюда и устойчивый скепсис в обществе относительно всяких программ развития (всей ли экономики или ее отдельных отраслей, либо иных сфер общественной жизни) с более-менее четко определенными временными рамками. При этом: факт, что любому нормальному человеку, и ученые здесь не исключение, совсем небезразлично, каким будет его и его детей и внуков будущее: в каком обществе ею потомки будут жить; какой там, в будущем, будет экономическая база жизнедеятельности общества; какие законы там будут действовать...
И чтобы хоть как-то сейчас обеспечить это будущее, кое-где, в том числе и в Российской Федерации (на общероссийском уровне) и даже и некоторых се субъектах создаются фонды будущих поколений, стабилизационные фонды и пр. Однако без научного обеспечения прогнозируемого будущего, включая научно-правовое, как же «беззубы» эти фонды... Ведь еще Сенека говорил: «Если не знаешь куда плыть, никакой ветер не будет попутным».
Автор искренне надеется, что кто-либо из начинающих ученых вплотную займется данной проблемой, и ВАКовский классификатор научных специальностей будет расширен и дополнен. Будет ли это научная специальность «история», только со знаком плюс, либо будет совсем иная ветвь номенклатуры научных специальностей - не суть важно. Главное: мы же осознанно отвергаем жизненный принцип «после нас хоть потоп», коим руководствуются люди, не учитывающие общеизвестное положение о том, что жизнь - это миг между прошлым и будущим. Но именно жизнь - сегодняшняя - создает это будущее, и его нельзя создавать вслепую, без научного осмысления.
Возвращаясь к вопросу: аспирантура или соискательство, следует добавить - препятствием при поступлении в аспирантуру может стать ограниченность мест, причем не только бюджетных, либо высокая (относительно) стоимость оплаты аспирантуры по договору - во многих вузах и НИИ по этому вопросу действуют локальные нормативные акты. В таком случае есть смысл избрать для себя иную организационную форму выполнения диссертационного исследования - соискательство.
В принципе принятие решения по такому судьбоносному для начинающего ученого вопросу - дело самого начинающего ученого. Естественно, он должен решить этот вопрос с учетом совета своего будущего научного руководителя, у которого могут быть свои соображения на сей счет, да и кругозор его в этой сфере заведомо шире.
В то же время следует указать и на ошибочность одного укоренившегося мифа: кандидатскую диссертацию нельзя, мол, выполнять без научного руководителя. Просто во многих НИИ и вузах руководители отделов аспирантуры действуют по шаблону (им так привычнее) и требуют от аспиранта, прикрепляющегося в качестве соискателя, а то и от поступающего в аспирантуру письменное согласие будущего научного руководителя, а подчас даже тему будущей диссертации. На каких либо нормативных документах такие требования не основаны, не основаны они и на здравом смысле, что будет видно из нижеследующего текста. Кандидатская диссертация может выполняться - по форме и без научного руководителя. Выше приведена формула кандидатской диссертации по Положению 1975 г. в соответствии с которой диссертация может быть выполнена самостоятельно или под руководством доктора наук. В формуле ныне действующего Положения, также упомянутого выше, о самостоятельности или «несамостоятельности» выполнения кандидатской диссертации вообще ничего не говорится. Ясно, что формула, закрепленная в Положении 1975 г., была не вполне корректна, так как в ней не учитывалось, в частности, что кандидатская диссертация может выполняться и под научным руководством кандидата наук (это вполне допускается сейчас). Безусловно, научный руководитель должен быть не «вчера защитившимся» кандидатом наук, а зрелым, маститым ученым. И этот вопрос решает, т.е. утверждает данного кандидата наук в роли научного руководителя конкретного аспиранта (соискателя) для выполнения кандидатской диссертации по конкретной теме, ученый совет НИИ (вуза).
Кроме того, у аспиранта (соискателя) могут быть два научных руководителя либо научный руководитель и одновременно научный консультант, что, кстати, в последнее время встречается все чаще. Например, если кандидатская диссертация выполняется на стыке двух научных юридических специальностей (права и процесса) либо исследуются проблемы правового регулирования специфических (медицинских, в частности) отношений, то такой «парный» подход весьма целесообразен.
Вряд ли надо доказывать, что начинающий, молодой по возрасту ученый-юрист (как и специалист иного профиля) без научного руководства не обойдется, и исключения из этого правила чрезвычайно редки. Однако если за диссертационное исследование берется практик - «зубр», да если он к тому же еще и публикации по теме имеет, и лекции читает, то научный руководитель ему требуется в гораздо меньшей степени, как правило, для решения сугубо организационно-оформительских задач, а зачастую, исходя из конкретной ситуации, и вовсе не нужен.
Резюме - это своего рода лицо соискателя любой должности. Как правильно составить резюме, чтобы получить хорошую должность? Для этого нужно знать основы написания этого документа: какие разделы в нем должны быть, как грамотно указать информацию о себе и своих профессиональных качествах. Практически пустая анкета или некорректно указанные данные, а также большой объем лишней информации могут стать причиной того, что соискателя даже не пригласят на собеседование. Поэтому приступать к оформлению такого документа стоит только после ознакомления правилами его написания.
Чтобы написать резюме, которое привлечет внимание нанимателя, следует четко придерживаться принятой структуры. Сотрудник, занимающийся подбором персонала, должен найти необходимую информацию именно там, где он ее ожидает увидеть. То есть, имя и фамилия, а также должность, на которую претендует человек, должны быть указаны в самом начале, а не в конце, например.
Многие сайты, являющиеся площадками для поиска работы, имеют ознакомительные материалы по написанию резюме, в том числе примеры, которые можно взять за образец. Изучая информацию по вопросу о том, как писать резюме, различные примеры следует использовать осторожно, так как слепое копирование приводит к тому, что многие анкеты становятся похожи друг на друга. К тому же, если пример показывает заполнение документа по специальности, далекой от той, которая интересует соискателя, то полезных данных в нем может оказаться не так много.
Информацию в резюме стоит сообщать кратко, рационально. По прочтении анкеты работодатель должен знать, что соискатель соответствует запрашиваемой должности, а также иметь некоторые сведения, характеризующие его как человека. Оптимальный объем - не более 2 страниц формата А4. Если после написания получилось больше, лучше сократить текст. В нем почти наверняка будет лишняя информация.
Резюме стоит писать деловым языком, без разговорных выражений, неформальной лексики, длинных запутанных фраз, шуток, иносказания. Если соискателя интересуют разные должности, особенно не в связанных между собой сферах, то составить резюме необходимо для каждой отдельно. В разных резюме указывается информация, которая будет интересна работодателю в связи с конкретной вакансией.
Работодатели в последнее время активно используют информацию из соцсетей при ознакомлении с резюме кандидата. Нужно решить, имеет ли значение для приема на работу, содержащаяся в аккаунтах информация (например, у людей творческих профессий там может храниться портфолио, отзывы клиентов, количество друзей или подписчиков в некоторых случаях также может быть важным). Если в ознакомлении с ней нет необходимости, то на время поиска следует ограничить доступ к своим страницам пользователям, не входящим в список друзей, и незарегистрированным лицам.
После написания текст следует перечитать, проверить наличие ошибок. Это можно сделать с помощью различных онлайн сервисов в интернете. На структуре документа и правилах заполнения отдельных пунктов стоит остановиться подробнее. Чтобы понять, как правильно составить резюме, нужно изучить особенности написания каждого раздела.
Вступительная часть
Для начала необходимо представиться - в заголовке указывается имя, фамилия и отчество претендента на вакансию. Не нужно писать «резюме», «ФИО» и т.д. Например: «Иванов Алексей Петрович». Далее следуют:
- Возраст;
- Семейное положение (указывается официальный или гражданский брак, не стоит писать об отношениях, если они пока не могут претендовать на статус семейной жизни);
- Адрес и телефон (указывая адрес, можно опустить дом и квартиру для собственной безопасности).
После этой информации указывается должность, которую стремится занять человек. Если есть фотография, то она должна быть нейтрального характера (не на отдыхе, вечеринке или в баре), лучше портретной или в полный рост, четкой. Стоит выбирать фото, сделанное не слишком давно. Желаемый размер оплаты можно указать, если анкета посылается в кадровые агентства, на сайты поиска работы. Если же это ответ на конкретную вакансию, то предполагается, что соискатель согласен на указанный в ней размер. Либо можно обсудить его непосредственно на собеседовании.
Образование
Пункт «образование» (можно сделать соответствующий заголовок) - важная часть для понимания того, как правильно написать резюме. Здесь нужно указать все, что может иметь значение для работодателя в связи с желанной вакансией. Если это резюме менеджера в банк, то диплом филолога можно не указывать. Если профессия требует знания иностранного языка, то полученная профессия лингвиста, даже если это должность финансового директора, может заинтересовать работодателя. Как и диплом психолога в сферах, где нужно много общаться с людьми.
В большинстве же случаев указываются образование, обучающие курсы, мастер-классы и повышение квалификации только в той сфере, которая связана с конкретной должностью. Обычно список учебных учреждений начинают с последнего, либо с самого важного (сначала институт, потом мастер-классы, различные курсы). Нужно указать документ, который был выдан по окончании (диплом, сертификат, свидетельство), факультет, полученную специальность или навык (владение программой, новое знание). Указываются период прохождения обучения (месяц и год), название учебного заведения (и город, в котором оно находится, если он не указан в названии) или специалист, проводивший мастер-класс, курс.
Опыт работы
Название раздела также может быть указано. Это, пожалуй, самая важная часть анкеты. Как написать резюме, если опыта работы нет? Об этом стоит написать честно, так как неопытность будет видна сразу. Возможно, у соискателя была в прошлом хорошая стажировка или практика в университете. Тогда можно указать эту информацию. Если поиски работы затягиваются, можно поискать варианты стажировки и после окончания образовательного учреждения.
Некоторые организации предоставляют такую возможность молодым специалистам за небольшое вознаграждение. Даже месяц стажировки может изменить ситуацию к лучшему. При устройстве на работу в новой сфере деятельности, опыт работы по старой специальности не актуален. В данном случае это приравнивается к отсутствию опыта, но можно указать, что в прошлом соискатель работал в другой сфере (написать в какой). Если опыт есть, то с учетом этого также нужно грамотно составить резюме. Указывать места работы следует, начиная с последнего. Заполняются:
- период работы,
- наименование организации,
- занимаемая должность,
- основные функции, обязанности, реальные, существенные достижения (не просто получение благодарности, а повышение показателей на определенную величину, внедрение изобретений, новых методик, технологий).
Чтобы правильно составить резюме с опытом работы, стоит указывать последние 3-5 мест приблизительно за 10-15 лет, не больше. Организации, в которых соискатель работал меньше трех месяцев, можно опустить при наличии более представительных вариантов. Контактные данные, причину увольнения указывать в резюме не нужно. Если они понадобятся, их попросят уже при встрече. Рекомендации, благодарности можно будет взять с собой на собеседование.
Навыки
Далее, изучая, как написать резюме, соискатель должен ознакомиться с разделом «навыки». Стоит обратить внимание прежде всего на те умения и компетенции, что должны отличать специалиста в той области, в которой он собирается работать. Это специальные профессиональные знания. Здесь же указывается владение всеми необходимыми программами. Если это важно для конкретной вакансии, можно отметить наличие водительских прав, уровень владения иностранными языками и прочие сведения. Еще одним советом, как правильно составить резюме в его основной части, будет конкретность сведений. Вместо расплывчатых формулировок лучше использовать сухие данные и цифры (вместо «обучал вновь поступивший персонал», стоит написать: «подготовил к работе в должности (какой?) трех специалистов» и т. д.).
Дополнительные сведения
Основные моменты вопроса, как грамотно написать резюме, на данном этапе рассмотрены. Приступая к дополнительной информации, следует подумать, есть ли еще данные, которые могут быть важны для того чтобы претендовать на работу в желаемой должности.
Такими сведениями могут стать наличие публикаций, написанных книг, статей, участие в конференциях, встречах, в том числе международных, награды, участие в благотворительной или общественной деятельности, даже наличие загранпаспорта (если по работе могут требоваться зарубежные поездки). Основным мотивом, позволяющим указать ту или иную информацию, является ее полезность при приеме на будущую должность. Одно из основных свойств информации, которая должна появиться в документе, — уместность.
Насколько рационально указание тех или иных сведений, можно узнать, посмотрев образец, а лучше не один, резюме в интересующей области. Возможно, это поможет вспомнить что-то упущенное или убрать лишнее. В большинстве анкет указывается один и тот же набор качеств: коммуникабельность, обучаемость, усидчивость и т.д. Лучше подумать над тем, какими свойствами должен обладать специалист в рассматриваемой должности, и указать те, которыми действительно обладает соискатель. Обучаемость неактуальна для опытного работника, ее может указать разве что выпускник института.
Резюме копирайтера
Бригневич Вячеслав Андреевич
Цель: соискание должности менеджера по написанию текстов
Дата рождения: 29.07.1987 г.
Город: Феодосия;
Семейное положение: женат;
Телефон: +7-978-85-777-09;
E-mail: [email protected]
Образование:
Высшее техническое (очное) 2005-2010 гг. Национальный университет кораблестроения, Украина, Николаев.
Специальность: Инженер-судостроитель.
Дополнительное к высшему: продавец мидий на набережной
Специальность: Менеджмент судостроения и основы управления производством
Опыт работы:
08.02.2008 — 02.10.2009 ООО «ФСК Море»
Должность: мастер стапельного цеха
Должностные обязанности:
- Чтение чертежей, разработка плана работ;
- Проверка выполненной работы.
04.03.2010-04.02.2016 Главный копирайтер, редактор в ООО «Супер-текст»
Должность: менеджер обработке готовых статей
Должностные обязанности:
- Работа с копирайтерами;
- Оценка навыков и умений потенциальных работников;
- Переговоры с заказчиками.
Дополнительная информация
Знания иностранных языков: английский, украинский
Владение компьютером: на продвинутом уровне основных текстовых и редакторских программ.
Личные качества: усидчивость, грамотность, способность вникнуть в проблему и решить ее, ответственность, внимательность, высокая работоспособность. Готов к ненормированному режиму работы.
Соискателю ученой степени это понадобится…
Итак, имеет смысл уточнить, кто есть такой соискатель? А «соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру […] и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения [выделено мною ] в аспирантуре …» Кроме того, «соискательство является формой работы над диссертациями специалистов, прикрепленных к высшим учебным заведениям или научным учреждениям, организациям без зачисления [выделено мною ] в […] аспирантуру …»
«Соискатели пользуются [выделено мною ] необходимым оборудованием, кабинетами, библиотеками и т.п. по месту прикрепления. Руководители высших учебных заведений, научных учреждений, организаций и предприятий, где работают соискатели, оказывают им помощь в создании необходимых условий для работы над диссертациями ».
Относительно сроков соискательства: прикрепление соискателей для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов и для подготовки кандидатской диссертации осуществляется на срок три года. Соответственно, формально соискательствовать будущий кандидат ХХХ наук может не более 3-х лет. Однако на практике это удовольствие у некоторых «Эйштейнов » этой страны и нашего времени растягивается и дольше… Ну что тут можно сказать: «Эйнштейны » они такие «Эйнштейны «…
Всем известно, что есть такой тип, как «вечный студент» . Однако, есть и «вечные соискатели» .
Однако, несмотря на это, «вечные соискатели» числятся таковыми гораздо дольше, ибо кандидатские экзамены сроков годности не имеют.
Впрочем, желающим получить престижный статус соискателя следует учесть немаловажный факт, что в большинстве вузов, вузиков и НИИ бесплатное соискательство предусмотрено только для сотрудников этих заведений и их родственников. Однако соискательство может осуществляться также по договорам , заключенным физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями, за счет средств физических и (или) юридических лиц. Так что отсчитывайте денежку…
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 марта 2014 г. N 247 г. Москва «Об утверждении Порядка прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечня»
Регистрационный N 32577
В соответствии с пунктом 3 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074), приказываю :
1. Утвердить прилагаемый Порядок прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечень.
2. Результаты кандидатских экзаменов, полученные до вступления в силу настоящего приказа, подтвержденные удостоверением об их сдаче, выданным в установленном порядке до вступления в силу настоящего приказа, считать действительными.
3. Признать утратившими силу:
раздел VI. Кандидатские экзамены Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 814 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 1998 г., регистрационный N 1582), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 780 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 апреля 2000 г., регистрационный N 2181), от 27 ноября 2000 г. N 3410 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 2000 г., регистрационный N 2490);
приказ Министерства образования Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 696 "Об утверждении перечня кандидатских экзаменов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2004 г., регистрационный N 5612).
Министр Д. Ливанов
Приложение
Порядок прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечень
1. Настоящий Порядок устанавливает правила прикрепления лиц к образовательной организации высшего образования, образовательной организации дополнительного профессионального образования, научной организации (далее - организации) для сдачи кандидатских экзаменов без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), срок прикрепления, правила сдачи кандидатских экзаменов и их перечень.
2. В перечень кандидатских экзаменов входят:
история и философия науки; иностранный язык;
специальная дисциплина в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (далее - специальная дисциплина, диссертация).
3. Кандидатские экзамены являются формой промежуточной аттестации при освоении программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
Прикрепление к организации лиц для сдачи кандидатских экзаменов осуществляется путем их зачисления в организацию (далее - прикрепление для сдачи кандидатских экзаменов) в качестве экстернов для прохождения промежуточной аттестации.
4. Для сдачи кандидатских экзаменов к организации прикрепляются лица, имеющие высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста или магистра (далее - прикрепляющееся лицо).
5. Прикрепление лица для сдачи кандидатских экзаменов по направлению подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее - направление подготовки), соответствующему научной специальности, предусмотренной номенклатурой научных специальностей, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации 1 (далее соответственно - научная специальность, номенклатура), по которой подготавливается диссертация, допускается в организацию, имеющую государственную аккредитацию по соответствующей программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
6. Прикрепление для сдачи кандидатских экзаменов осуществляется на срок не более шести месяцев.
7. Прикрепляемое лицо в сроки, установленные организацией для приема документов, необходимых для рассмотрения вопроса о прикреплении для сдачи кандидатских экзаменов, подает на имя руководителя организации заявление о прикреплении для сдачи кандидатских экзаменов (на русском языке), с указанием в нем наименования соответствующего направления подготовки, по которому будут сдаваться кандидатские экзамены, и наименования научной специальности, отрасли наук, по которой подготавливается диссертация.
В заявлении о прикреплении для сдачи кандидатских экзаменов также фиксируются:
факт ознакомления с копией свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и приложений к нему;
факт согласия прикрепляемого лица на обработку его персональных данных, содержащихся в документах и материалах, представленных им для рассмотрения вопроса о прикреплении для сдачи кандидатских экзаменов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о персональных данных 2 .
Указанные факты заверяются личной подписью прикрепляемого лица.
8. К заявлению о прикреплении для сдачи кандидатских экзаменов прилагаются документы, определенные локальным актом организации, в том числе копия документа, удостоверяющего личность прикрепляющегося лица; копия документа о высшем образовании, обладателем которого является прикрепляющееся лицо, и приложения к нему.
В случае личного обращения прикрепляемое лицо вправе представить оригиналы вышеуказанных документов, в этом случае их копии изготавливаются организацией самостоятельно.
9. При подаче документов, необходимых для рассмотрения вопроса о прикреплении для сдачи кандидатских экзаменов, взимание платы с прикрепляемых лиц запрещается.
10. В случае представления прикрепляемым лицом заявления, содержащего не все сведения, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка, и (или) представления документов, необходимых для рассмотрения вопроса о прикреплении для сдачи кандидатских экзаменов, не в полном объеме, организация возвращает документы прикрепляемому лицу.
11. Программы кандидатских экзаменов разрабатываются и утверждаются организациями на основе примерных программ кандидатских экзаменов, утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации 3 .
12. Для приема кандидатских экзаменов создаются комиссии по приему кандидатских экзаменов (далее - экзаменационные комиссии), состав которых утверждается руководителем организации.
13. Состав экзаменационной комиссии формируется из числа научно-педагогических работников (в том числе работающих по совместительству) организации, где осуществляется прием кандидатских экзаменов, в количестве не более 5 человек, и включает в себя председателя, заместителя председателя и членов экзаменационной комиссии.
В состав экзаменационной комиссии могут включаться научно-педагогические работники других организаций.
Регламент работы экзаменационных комиссий определяется локальным актом организации.
14. Экзаменационная комиссия по приему кандидатского экзамена по специальной дисциплине правомочна принимать кандидатский экзамен по специальной дисциплине, если в ее заседании участвуют не менее 3 специалистов, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук по научной специальности, соответствующей специальной дисциплине, в том числе 1 доктор наук.
15. Экзаменационная комиссия по приему кандидатского экзамена по истории и философии науки правомочна принимать кандидатский экзамен по истории и философии науки, если в ее заседании участвуют не менее 3 специалистов, имеющих ученую степень кандидата или доктора философских наук, в том числе 1 доктор философских, исторических, политических или социологических наук.
16. Экзаменационная комиссия по приему кандидатского экзамена по иностранному языку правомочна принимать кандидатский экзамен по иностранному языку, если в ее заседании участвуют не менее 2 специалистов, имеющих высшее образование в области языкознания, подтвержденное дипломом специалиста или магистра, и владеющих этим иностранным языком, в том числе 1 кандидат филологических наук, а также 1 специалист по проблемам научной специальности, по которой лицо, сдающее кандидатский экзамен (далее - экстерн), подготовило или подготавливает диссертацию, имеющий ученую степень кандидата или доктора наук и владеющий этим иностранным языком.
17. Оценка уровня знаний экстерна определяется экзаменационными комиссиями в порядке, установленном локальным актом организации.
18. Решение экзаменационных комиссий оформляется протоколом, в котором указываются, в том числе, код и наименование направления подготовки, по которой сдавались кандидатские экзамены; шифр и наименование научной специальности, наименование отрасли науки, по которой подготавливается диссертация; оценка уровня знаний экстерна по каждому кандидатскому экзамену; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), ученая степень (в случае ее отсутствия - уровень профессионального образования и квалификация) каждого члена экзаменационной комиссии.
19. Сдача кандидатских экзаменов подтверждается выдаваемой на основании решения экзаменационных комиссий справкой об обучении или о периоде обучения, срок действия которой не ограничен. Образец справки об обучении или о периоде обучения устанавливается организацией самостоятельно.
1 Пункт 3 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074).
2 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038).
3 Пункт 3 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2014 г. N 248 «О Порядке и сроке прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»
О Б З О Р
Установлен порядок прикрепления лиц для написания кандидатской диссертации без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
Лица с высшим образованием, подтвержденным дипломом специалиста или магистра, прикрепляются к вузам, организациям дополнительного профобразования и научным организациям на срок не более 3 лет.
Указанные вузы и организации должны иметь диссертационный совет, которому Минобрнаукой России предоставлено право проведения защиты диссертаций по соответствующей научной специальности.
Для рассмотрения вопросов, связанных с прикреплением для подготовки диссертации, создается специальная комиссия. Она формируется из числа научных и научно-педагогических работников. Ее состав утверждается руководителем вуза (организации).
Лицо подает на имя руководителя вуза (организации) личное заявление о прикреплении для подготовки диссертации. В нем необходимо указать научную специальность, по которой предполагается написание диссертации, контактную информацию, способ уведомления о ходе рассмотрения вопроса о прикреплении (по почте или в электронной форме). Прилагаются копии паспорта и диплома, а также список опубликованных заявителем (в т. ч. в соавторстве) научных работ и (или) полученных им патентов (свидетельств). Фиксируется согласие лица на обработку его персональных данных. Заводится личное дело.
Комиссия отбирает наиболее способных и подготовленных к самостоятельной научной (научно-технической) деятельности лиц. Решение принимается в течение 30 рабочих дней.
С лицом, прошедшим отбор, заключается договор. В нем прописываются условия и срок подготовки диссертации, иные условия, не противоречащие законодательству России. Далее издается распорядительный акт о прикреплении лица к вузу (организации), который размещается на официальном сайте последнего.
Прежние положения о подготовке кандидатских и докторских диссертаций в форме соискательства признаны утратившими силу.
Источник : Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 марта 2014 г. N 248 г. «О Порядке и сроке прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»
СОИСКАТЕЛЬ
СОИСКАТЕЛЬ - лицо с высшим профессиональным образованием, которое подготавливает диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук (без обучения в аспирантуре, но с прикреплением к организации, которая имеет аспирантуру), либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.
Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .
Синонимы :Смотреть что такое "СОИСКАТЕЛЬ" в других словарях:
См … Словарь синонимов
Соискатель лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру (адъюнктуру) и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук … Википедия
СОИСКАТЕЛЬ, соискателя, муж. (книжн. офиц. устар.). Участник конкурса, соискания. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СОИСКАТЕЛЬ, я, муж. (офиц.). Лицо, представляющее или готовящееся представить свой труд на соискание учёной степени. | жен. соискательница, ы. | прил. соискательский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Соискатель - (для сертификации) – лицо или орган, добивающийся получения лицензии от органа по сертификации. . Рубрика термина: Общие, качество Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
соискатель - 3.2.1 соискатель (applicant): Организация, которая обращается с запросом зарегистрировать ее как организацию участника ЕСФОБД, или уже зарегистрированная организация участник ЕСФОБД, которая обращается с запросом зарегистрировать формат ведущей… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
соискатель - СОИСКАТЕЛЬ1, я, м Офиц. Человек, представляющий или готовящийся представить свою научно исследовательскую работу на соискание ученой степени. // ж соискательница, ы. Соискатель степени доктора филологических наук. СОИСКАТЕЛЬ2, я, м Человек,… … Толковый словарь русских существительных
М. 1. Тот, кто добивается чего либо, стремится получить что либо, соперничая, состязаясь с кем либо. 2. Тот, кто претендует на получение звания, награды за представленный куда либо труд или за какие либо достижения. Толковый словарь Ефремовой. Т … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Соискатель, соискатели, соискателя, соискателей, соискателю, соискателям, соискателя, соискателей, соискателем, соискателями, соискателе, соискателях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
соискатель - лицо с высшим профессиональным образованием, которое подготавливает диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук (без обучения в аспирантуре, но с прикреплением к организации, которая имеет аспирантуру), либо лицо, имеющее ученую… … Большой юридический словарь
Книги
- Как найти хорошую работу, чтобы жить долго и счастливо , Андрей Устюжанин. Эта книга поможет вам найти хорошую работу, если вы соискатель, и будет полезна, если вы тот, кто принимает на работу – руководитель, сотрудник отдела персонала, кадровик. Авторы… электронная книга