"Несерьёзный фотограф" Эллиотт Эрвитт: Я хочу, чтобы изображения были эмоциональными. Используйте различные камеры для различных вещей

Эллиотт Эрвитт (Elliott Erwitt) величайший фотограф, один из первых представителей фотографического агентства « ». Фотографии Эрвитта известны по всему миру. Его фотографии отличаются тонким юмором и простотой. Это один из самых опытных фотографов, его фотографическая карьера длиться вот уже более 50-ти лет.

Исходя из его жизненной и творческой философии, мы постарались подготовить 13 практических советов к тому, как овладеть практикой Уличной фотографии.

Не планируйте слишком много

Зачастую получается так, что когда мы собираемся на уличную фотоохоту, мы начинаем планировать себе слишком много. Можно, конечно, запланировать разработку какого-то проекта, но и при этом не планировать слишком многого от одной такой вылазки. И сам проект фотографа не планируется как таковой, но рождается в процессе самой работы. Отсняв достаточное количество снимков, Эллиотт Эрвитт пересматривает их все, и то, что кажется ему максимально интересным – входит в очередную книгу или экспозицию.

Можно, для себя попробовать оба метода начала работы. В первом случае – постарайтесь придумать себе идею, которую вы собираетесь раскрыть перед зрителями своими работами. Пусть эта идея будет очерчена определенным проектом, с названием и общими чертами видения. И после, имея задумку в голове, выходите на фотоохоту. В следующий раз можно, не ограничивать себя идейными рамками, а фотографировать все то, что привлечет ваше внимание. Поработав двумя этими методами, вы поймете, какой из них ближе вам.

Прогуливайтесь

Мы уже неоднократно писали о том, что для того, что бы найти удачный кадр необходимо просто много ходить. И это хождение должно быть без конкретного, определенного назначения. Для Эллиотта Эрвитта – прогулка с фотоаппаратом, так же является излюбленным методом поиска новых кадров. Самое главное, что должен знать и помнить уличный фотограф, так это то, что сам он не должен превращаться в туриста в своих прогулках по улицам. Туристы – слишком предсказуемы в своем движении. Конечно, у вас есть шанс увидеть все основные достопримечательности и памятники страны и города, в котором вы фотографируете, однако это вряд ли будет интересной фотографией. Всегда сворачивайте с основной дороги, не ходите главными улицами и не фотографируйте то, что уже растиражировано миллионными экземплярами.

Фотографируйте не только людей

Часто случается так, что выходя на Уличную фотоохоту – нам кажется, что самое важное – это сфотографировать людей. Но, как показывает практика – это не обязательно. Некоторые лучшие фотографии Эллиотта Эрвитта не изображают людей, но, как упоминает сам фотографа, включают «… проявление людей». Для Эллиотта Эрвитта и реальные люди, и продукты их труда, или какой-то намек на людей – это в принципе, одно и тоже. Например, одно из знаковых, и очень эмоционально сильных работа фотографа, можно назвать фотографию, на которой изображено распятье Иисуса на фоне рекламы «Pepsi». На ней не изображены люди, но их присутствие очевидно. И не просто присутствие. Фотография ставит вопрос перед зрителем о том, как можно было размещать религиозное культовое сооружение рядом с рекламным баннером?

Так, что когда вы прогуливаетесь по улицам в поисках интересных кадров, не стоит сосредотачивать все свое внимание на поиск людей в кадр. Необходимо, скорее, искать и находить интересные элементы, сопоставление которых может что-то сказать об обществе в целом.

Не принимайте все слишком серьезно

Когда мы задумываемся о фотографическом агентстве «Magnum», на ум сразу приходит что-то хардкоровое, сырое, можно вспомнить о , который ползет в окопе, в грязи, для того что бы получить свой лучший кадр. Кажется, что все фотографы агентства должны быть такими, как у Капы. Но, Эллиотт Эрвитт, фотограф совершенно другой формации. Он не ищет конфликтов и не снимает конфликты. Его фотографии, скорее юмористичны, забавны, склонны к игре.

Эллиотт Эрвитт относиться к людям, которые стараются не принимать все слишком серьезно. Он никогда и не считал себя «серьезным фотографом».

Для того, что бы стать хорошим Уличным фотографом, не обязательно фотографировать жесткие кадры, социально и психологически напряженные, вызывающие жалость или даже, отторжение. Надо фотографировать, следуя своему сердцу.

Если вам хочется фотографировать, искать и находить в жизни и вокруг себя, что-то забавное, вызывающее улыбку – это ваше право. Зачастую, найти что-то забавное и милое на наших улицах – намного сложнее чем, что-то вызывающее болезненные ощущения.

И помните главное, Уличная фотография, как действо, должны приносить вам, как фотографу – только удовольствие.

Используйте различные камеры для различных вещей

Много существует споров вокруг того, какой камерой лучше фотографировать – цифровой или аналоговой? Фотографы разбились на два лагеря, каждый из которых находит «плюсы» и «минусы» в ответе на этот вопрос. Сам Эллиотт Эрвитт до сих пор пользуется как пленочной, так и цифровыми камерами. Использование камер разделяется у фотографа, от того, что конкретно он будет фотографировать. Так для съемок в рекламных целях – фотограф использует цифровой фотоаппарат. Для личных целей и съемки, что называется, «для души» – пленочную камеру.

В условиях современного мира и постоянного совершенствования фото аппаратуры, цифровая камера становиться более практичной. Все процессы обучения съемке на цифровой камере проходят быстрее и нагляднее.

Съемка на пленочные аппараты – это совершенно другая эстетика. Это постоянное волнение от того, что ты не знаешь наверняка, что у тебя получилось. При съемке на пленочные аппараты – фотограф становиться более ответственным. У него нет шансов делать бесконечное множество различных снимков, с различными ракурсами. Ну и конечно, вы у сможете заглянуть в кадр до тех пор, пока не распечатаете фотографии. И результат заставит себя ждать дольше. Профессиональные фотографы, чаше всего обращаются к пленочным фотоаппаратам, как к классике. Это действительно особая эстетика фотографирования. Нам кажется, что для начала, обучаясь искусству Уличной фотографии – можно использовать цифровую камеру, для того, что бы сразу видеть итоги работы или постараться сделать лучший ракурс. Но, со временем, когда вы уже освоите азы уличной фотографии, нам кажется, что вы и сами придете к осознанию того, что будете фотографировать на пленочные аппараты.

Оказаться в нужном месте и у нужное время

Мы уже как-то размышляли о том, что же все-таки делает фотографа – успешным фотографом. Не думаю, что Эллиотт Эрвитт в то утро, когда делал свои знаковые снимки, знал еще с утра, что он их сделает. Есть доля везения в том, что он попадал в нужное время и в нужное место. Даже если мы не говорим о фотографиях величайших людей времени.

Что же нужно сделать, что сфотографировать знаковую фотографию?

Сам Эллиотт Эрвитт говорит о том, что для того что бы сделать знаковую фотографию, нужно быть удачливым фотографом. Можно, конечно поспорить с Эллиоттом Эрвиттом. Или, во всяком случае, добавить к удаче и везению – умение и профессионализм.

Сегодня, учитывая современный прогресс и возможности Интернета, ваши работы смогут добиться большей популярности, чем даже, пятьдесят лет назад. Но, вместе с тем, необходимо очень скромно и с хорошей долей критики к самому себе, подходит к выбору тех работ, которые вы предлагаете массовому зрителю. Стремитесь произвести хорошее впечатление о себе. Не стоит выкладывать в социальные сети все, что вы снимаете. Это превращает вас из фотографа, занимающегося искусством, в обычного человека, с фотоаппаратом.

Успех хорошей фотографии зависит, как нам кажется, от присутствия в кадре двух основополагающих составляющих. Это – содержание, или того что происходит в кадре, и формы. И размышляя над этими двумя составляющими, содержание, все-таки, является более важным компонентом фотографии.

Эллиотт Эрвитт говорит о том, что каждая Уличная фотография должна отражать человеческое состояние и показывать его работу. Каждая фотография должна нести знание и эмоции. Тогда, фотография будет считаться содержательной.

Для Уличной фотографии момент захвата формы и содержания одновременно – очень сложный процесс. Мы зачастую находим интересные символы, но теряем композицию. С другой стороны, мы можем сфотографировать интересную по композиции фотографию, но теряем содержательность и действие в снимке. И такой снимок окажется скучным и бездушным. И здесь, можно скорее согласиться с Эллиоттом Эрвиттом, в том, что фотографу необходимо в первую очередь искать содержание, а уже потом стараться придать этому форму. Потому, как фотографии, передающие и вызывающие эмоции, на много интереснее, чем просто хорошо составленные композиционно.

Фокус на следующем кадре

Очень часто фотографам задают вопрос: «Какое ваше любимое фото?». У большинства фотографов есть это «любимое фото». Но Эллиотт Эрвитт всегда настаивает на том, что любимая фотографии будет сфотографирована позже. Он всегда нацелен на работу и поиск новой фотографии, которая могла бы стать лучшей и любимой.

Фотограф считает, что наличие любимой фотографии является полной удовлетворенностью работой. Для фотографа – удовлетвориться уже тем, что есть, значит больше не расти, не искать, не пробовать, не учиться. Для фотографа такого масштаба, как Эллиотт Эрвитт, постоянный поиск чего-то нового, лучшего интересно, играет только в его пользу. Он всегда ожидает и надеется, что следующая фотография будет лучше предыдущей.

Поэтому, и наш совет заключается в том, что бы, никогда не останавливаться на достигнутом. Не привязывайтесь к своим работам, даже если они вам очень нравятся. Это может закончиться только самолюбованием. Будьте всегда чуть-чуть недовольны своими работами. Ищите и учитесь.

Оттачиваем навыки наблюдения

Одна из характерных и очень уважаемых, черт Эллиотта Эрвитта, является его постоянное любопытство и наблюдательность. Для фотографа – это просто необходимые черты характера. Эллиотт Эрвитт считает, что фотограф всегда должен быть заинтересован в том, что и как он снимает. Никогда нельзя проходить равнодушно, всегда необходимо зорко и остро реагировать на окружающий мир и людей. Для Эллиотта Эрвитта эталоном наблюдательности и заинтересованности является, бесспорно, Анри Картье-Брессон.

Хорошая интересная фотография не зависит от дорогой камеры или невероятного объектива. Первостепенен зоркий, острый, наблюдательный глаз фотографа. Старайтесь, всегда брать с собой фотоаппарат, что бы вдруг не пропустить «тот самый снимок». Ведь вы никогда не знаете, что может подготовить вам улица.

Старайтесь, всегда смотреть на мир глазами ребенка, которому все интересно. Есть такое забавное упражнение «пришелец». Суть в том, что фотограф играет роль пришельца с другой планеты, который высадился на планете Земля впервые, для ее изучения. В такой роли вам всегда все будет казаться необычным и интересным. И поражайтесь, по-настоящему, всему что увидите.

Найдите время для съемки

Многие, начинающие фотографы, зачастую только мечтают о том, что они «когда-то» начнут фотографировать. Семья, заботы, дом, работа – те самые причины, которые мы находим для того, что бы ни взять фотоаппарат и не пойти на Уличную фотоохоту.

Для Эллиотта Эрвитта жизнь всегда была наполнена огромным ворохом всевозможных проектов и забот. Но вместе с тем, фотография – была наиважнейшей. В этом всем, необходимо было правильно научиться управлять своим временем.

Сегодня существует огромное количество методик по управлению собственным временем. Всевозможные менеджеры, учат нас, как стать более эффективным. Но, все эти советы, зачастую сводятся к тому, что вам необходимо просто составить собственный график, в котором вы смогли бы учесть все. Распределите свои задачи по мере их важности для вас, а оставшееся время потратьте на то, что вам просто интересно. Если вы хотите посвятить свою жизнь искусству фотографии – то фотография и должна стать вашей основной задачей. Только так. Если вы все время будете откладывать свой поход с фотоаппаратом в долгий ящик – то, скорее всего вы так никогда и не отправитесь в него.

Поиски стиля

Еще одни вопрос, ответ на который ищут начинающие фотографы, является вопрос самоопределения в стиле. Сам Эллиотт Эрвитт говорит о том, что он не задумывался о своем личном стиле. Стиль, как бы выработался сам. Эллиотту Эрвитту просто нравилось фотографировать, и он фотографировал.

Нам кажется, что фотографу необходимо, для начала, иметь просто внутренний эстетический, художественный стиль и вкус. Для этого, необходимо хорошо владеть литературой, живописью, разбираться в течениях и стилях. Это то, что вы можете выработать в себе сами. Не стоит переживать о том, каким будет ваш собственный стиль. Повышая уровень своих знаний, художественной осведомленности, воспитывая себя, как культурного человека и вместе с этим, постоянно практикуя на улице – ваш стиль обязательно найдет вас сам. Он сам определиться. Вы будете знать и видеть то, что вам захочется сфотографировать. Вы, внутренне, сами сможете отсеивать фотографии, которые не будут соответствовать вашему внутреннему ощущению «хорошей фотографии».

Создавайте книги

Зачастую, последнее время, мы, рассматривая фотографии, смотрим на них как на отдельные работы. Заостряя внимание на отдельном изображении. Однако, настоящие фотографы искусства, фотографировали и фотографируют комплексные идеи. Одна фотография всегда является продолжением одного общего фотопроект. В конечном счете – это может быть фото-книга или экспозиция.

На сегодняшний день Эллиотт Эрвитт является автором более 40 фото-книг. Для фотографа создание книги это всегда, что-то невероятно интересное. Нельзя путать создание книги просто с печатью своих личных фотографий. Это особый способ презентации своей работы. Это работа, которая является долговременной. Ведь даже после нашей смерти, наши книги будут жить среди своих зрителей. Ведь, мало вероятно, что кто-то потом, когда-то будет искать наши работы в соц-сетях. Книга – это наше продолжение в вечности.

Вопрос в том, что бы делать фотографии такими, какие не стыдно и даже нужно, поместить в вашу фотокнигу. Многие, читая эти строки, подумают о том, что это очень большие затраты и, вряд ли вы сможете когда-либо себе это позволить. Но мы всегда следуем фразе – мечтайте и ваши мечты сбудутся. Главное, ставить перед собой определенную цель. И в данном случае, мысль заключается в том, что бы делать изначально качественные фотографии, не просто для размещения в Интернете. Занимаясь фотографией, вы конечно, знакомы с Photoshop и его возможностями, поэтому, вам не составить труда лично, обрабатывая фотографии, сложить приблизительный макет вашей будущей книги. Найдите идею, проработайте ее. Сфотографируйте достаточное количество фотографий, которые бы смогли раскрыть вашу идею. Сделайте самостоятельно макет книги. И мы просто уверены, что после всей этой проделанной работы у вас, обязательно, найдутся возможности сделать свою книгу реальностью. Во всяком случае – это будет огромный бесценный опыт.

Будьте внимательны

Эллиотт Эрвитт относиться к фотографам старой школы. Для него пленочный фотоаппарат, как мы уже говорили, это предмет необходимого культа. И в данном случае, слово «культ» предопределяется словом «культура». Это определенная культура фотографирования. По мнению Эллиотта Эрвитта, сегодня использование цифровых фотокамер расслабляет фотографов и делает их достаточно небрежными в фотографировании. Цифровая фотография слишком проста, что бы задумываться. Когда задачи становятся слишком простыми, люди перестают думать. Думать фотографируя, необходимо всегда. При каждом нажатии «на курок» необходимо ответственно походить к композиции, содержанию и форме фотографии. Сегодня складывается такая ситуация, что любой человек, владеющий фотоаппаратом, или мобильным телефоном с функцией «фотография» – может называть себя фотографом. Но, как шутит Эллиотт Эрвитт, не каждый, у кого есть ручка – писатель.


Фотографии Эллиотта Эрвитта способны у каждого человека вызвать какие-либо эмоции, заставить его задуматься или расслабиться, загрустить или улыбнуться, - они никого не оставят равнодушными. А всё потому, что этот уже немолодой фотограф обладает редким даром ко всему относиться с чувством юмора. Известность ему принесла серия черно-белых фотографий, выполненных именно в ироничной манере.


Казалось бы, что может быть смешного в людях, стоящих в очереди на исповедь, или в женщине, выгуливающей своих четвероногих друзей? Это обыкновенные жизненные ситуации, но когда рядом появляется Эрвитт, он обязательно увидит в происходящем что-нибудь смешное, и успеет это сфотографировать. Даже обыкновенная корова на его снимках как-то уж очень вдумчиво рассматривает свою тень, а нимб памятника начинает больше походить на телевизионную антенну. Однако не стоит углубляться в детали, выясняя, что именно делает фотографии смешными, - как считает их автор, любая шутка умирает, если её объяснить.




Детство Эллиотта заурядным не назовёшь: родители эмигрировали из России во Францию (Париж), где он и родился, первые десять лет жизни прошли в Италии, а в конце 1930-х домом будущего фотографа стала Америка. Эрвитт изучал фотографию и кино в Лос-Анджелесе и , хотя считает, что образование далеко не самое главное: «Фотографировать очень просто. Нет никакого великого секрета в фотографии. Фотошколы - пустая трата времени. Нужна практика, практическое приложение ваших знаний. Я убежден: если у вас что-то получается, единственная важная вещь - не прекращать работать. И неважно, получаете ли вы за это деньги».


Эллиотт начал свою карьеру ассистентом фотографа американских воинских частей в Европе, но даже там он умудрялся относиться ко всему с иронией и показывать это в своих снимках. После возвращения он какое-то время был внештатным фотографом в популярных журналах Collier"s, Look, Life and Holiday , а затем заключил договор с агентством «Magnum Photos» , что позволяет ему вот уже 50 лет заниматься свободными фотопроектами и колесить по всему миру.
У Эллиотта Эрвитта нет двух похожих снимков, каждый из них индивидуален и рассказывает нам свою маленькую историю. Единственная общая черта его работ – эмоциональность. Других фотографий автор просто не делает: «Я хочу, чтобы изображения были эмоциональными. Меня мало интересуют какие-то другие снимки».




За свою жизнь фотографу повезло увидеть и сфотографировать множество известных людей, таких как Ричард Никсон, Никита Сергеевич Хрущев, Мэрилин Монро, Арнольд Шварценеггер. Но портретная фотосъёмка не приносит автору такого удовольствия как удачно пойманный на улице случайный кадр: «Ничего не случится, пока вы сидите дома! Я всегда беру с собой фотоаппарат и фотографирую то, что меня вдруг заинтересовало» - это и есть секрет удачных снимков Эллиотта Эрвитта .

«Я думаю, что фотография это искусство наблюдательности. Нужно найти что-нибудь интересное в самом обычном месте. Я понял: не важно, что мы видим — важно как мы видим.» Эллиотт Эрвитт.

Вы любите заглядывать в замочную скважину? А наблюдать за людьми, когда они об этом даже не подозревают? Вам нравится реальная жизнь реальных людей, реальных ситуаций и реальных событий? С их эмоциональным разнообразием, непридуманностью сюжетов, непостановочностью кадров? Тогда Вам просто необходимо ближе познакомиться с жизнью и творчеством Эллиотта Эрвитта, выдающегося фотографа XX века, еще при жизни ставшего легендой мировой фотографии.

Для каждого фотографа любой его снимок - это свой отдельный мир, в котором есть свои координаты и свой язык. Заслуженную славу Эллиотту Эрвитту принесли гениальные черно-белые отпечатки Америки и Европы рубежа 50-60-х годов, на которых с присущей автору ироничностью, запечатлены события, происходящие с его современниками. Большинство фотографий мастера стали не только классическими образцами, но и зеркальными иллюстрациями того времени - как обыденной жизни, так и значимых событий и персон.

Героями фотографий Эрвитта становились обыкновенные прохожие и президенты супердержав, харизматичные лидеры непризнанных государств и известные во всех уголках земного шара звезды кино и эстрады. Его работы отличались особой эмоциональностью, искрометным чувством юмора и глубоким смыслом. Все они разные, и каждая из них особенная. Своим жизнеутверждающим оптимизмом они были понятны и доступны большинству, поэтому и покорили публику многих стран.

Уникальность техники Эллиотта Эрвитта, которую отмечали многие его современники и последователи, заключалась в его удивительной способности увидеть иронию в окружающей нас действительности. Предварительная постановка кадров, запланированность сюжетов и использование ретуши, все это не являлось стилем работы фотографа. Фотография, по его мнению, имеет дело с тем, что есть в реальности; а если есть ретушь или постановка - это уже нельзя назвать фотографией. «Я не против постановки как таковой, у фотографа есть, безусловно, определенная власть над моделью. Но зачем просить людей делать какие-то глупости, если они и так их без вашей просьбы совершают». Обладая очень оригинальным и своеобразным взглядом на жизнь и окружение, фотографу удавалось самую рядовую и обыденную ситуацию, самую заурядную композицию отобразить в новом свете.

«Фотография - это ремесло. Любой, обладающий достаточной долей ума и упорства, может его освоить. Но чтобы фотография стала больше, чем ремеслом, необходимо нечто другое. И здесь начинается «магия». И я не знаю этому никакого объяснения». Но, не зная объяснения и, тем более, не трактуя его окружающим, фотографу удавалось создавать поистине магические фотографии. Все, что когда-либо было снято Эрвиттом - это неподдельная реальность, увиденная глазами оптимиста и зафиксированная его пленочным фотоаппаратом.

Забегая наперед, хочется отметить, что фотограф, как и многие другие именитые мастера фотографии его поколения, активно выступал против «цифры» и photoshop, снимая исключительно на пленку. Глядя на его работы, невозможно отделаться от мысли, что Эрвитт не просто весьма наблюдательный, но и, бесспорно, живо мыслящий и молниеносно реагирующий на ситуацию фотограф. Портреты, созданные им - это не застывший «слепок» личности. Они наполнены динамикой, жизнью и эмоциями. Это мысль, это процесс, и очень часто беззлобная и обескураживающая ирония.

Неповторимый стиль его фотографий, способен вызывать противоречивые чувства - от изумления, восхищения и радости до грусти и даже страха. Но, как бы там ни было, все его фотографии - очень яркие, оригинальные и провоцирующие, порой игривые, но всегда осмысленные и притягивающие внимание работы. Во всех его снимках красной нитью пролегла легкость и благожелательное отношение к снимаемым объектам, да и к жизни в целом.

И, все-таки, за непосредственной легкостью и невесомостью снимков, в то же время можно «услышать», как персонажи его фотографий рассказывают какую-то свою историю. Также поражает в этих работах широта выбранных сюжетов, исполнение, выделение акцентов. Свое, сокровенное можно без труда найти в каждом кадре. Фотографии Эллиота дают возможность зрителю взглянуть на жизнь с улыбкой и задуматься над всей ее серьезностью.

Что же стало основополагающим в творчестве Эллиотта Эрвитта как фотографа? Откуда в нем это непреодолимое желание видеть доброе и вечное в каждой зафиксированной на фотографии жизненной ситуации? Где и как он научился видеть в повседневной жизни что-то, что может вызывать такие эмоции?

Казалось бы, все должно идти из семьи, из детства. Но история его жизни говорит о другом. 26 июля 1928 года, в самом романтичном городе старой Европы - Париже, в семье эмигрантов из России, родился мальчик. Своему единственному сыну русскоязычные родители - Борис и Евгения - дали совсем не русское имя Элио Романо Эрвиц. На втором имени настоял отец мальчика, который в это время учился в Римском университете.

Хотя Эллиотт и родился в Париже, с этим городом его почти ничего не связывает. Свое раннее детство, первые 10 лет жизни, он провел в Италии, в Милане. Но как раз в это время в Италии, как и во всей Европе того периода начинаются смутные времена. К власти приходит фашистский режим Бенито Муссолини. Не желая испытывать в очередной раз судьбу, Борис Эрвиц вместе с женой и сыном Элио Романо в 1938 году на последнем пароходе покидают солнечную, но ставшую негостеприимной, Италию. Эмигрировав в Америку, семья через некоторое время, а именно к 1941 году оказывается в не менее солнечной Калифорнии. Они переезжают в Лос-Анжелес на постоянное место жительства.

Но к шестнадцати годам, Эллиотт остается один. Его родители покидают город, чтобы расстаться и разъехаться навсегда. Этот, можно сказать, почти трагический момент в жизни подростка, обогащает жизненный опыт будущего мастера. Ситуация закаляет его, делает молодого человека внимательным наблюдателем, чувствительным ко всем жизненным обстоятельствам, при этом он остается милым и очаровательным юношей. Сам фотограф, вспоминая те времена, говорит: «Благодаря Бенито Муссолини, я американец». Именно здесь в Америке происходит его становление как фотографа. Именно в этой стране он открывает для себя искусство фотографии, в котором впоследствии находит смысл своей жизни. Так удивителен ли тот факт, что его творчество явило собой один из наиболее проницательных, тонких и глубоких взглядов на мир в фотографии XX века? Не знаем, но попробуем разобраться.

В 14 лет Эллиотт Эрвитт увлекается светописью, а позже покупает свою первую камеру - антикварную зеркалку. И в дальнейшем уже не выпускает из рук фотоаппарата, иногда, на очень короткое время, заменяя его на кинематографическую камеру. В 1942 году, будучи четырнадцатилетним подростком, он поступает в лос-анжеленский колледж, где изучает фотографию. В учебном заведении мальчик занимается до 1944 года. А уже в 1948 году, молодой Эллиотт отправляется в Нью-Йорк. Там он вступает в новую школу общественных исследований для постижения таинств кинематографии. Окончив формальное образование, он остается при своем мнении, которое состоит в убежденности, что фотографированию не надо учиться. Для того, чтобы научиться фотографировать, надо только фотографировать: «Фотографировать — это очень просто. Нет никакого великого секрета в фотографии… Фотошколы — пустая трата времени. Нужна практика, практическое приложение ваших знаний. Я убежден: если у вас что-то получается, единственная важная вещь — не прекращать работать. И не важно, получаете ли вы за это деньги».

После нью-йоркской школы он работает под руководством легендарного Роя Страйкера в Standart Oil Company. В это же время знакомится с Эдвардом Стейхеном и Робертом Каппой. А далее, он поступает на службу и продолжает свою профессиональную карьеру в качестве помощника военного фотографа армии США, в Германии и Франции. В этот период Эллиотт Эрвитт много работает и много фотографирует, документируя эпоху. Как он сам говорит о своей работе: «Ничего не случится, пока вы сидите дома. Я всегда беру с собой фотоаппарат и фотографирую то, что меня вдруг заинтересовало». Его ранние работы, как свободного фотографа, появляются в различных журналах, таких как Colliers, Look, Life и Holiday. Фотографии молодого, но, несомненно, талантливого и подающего надежды фотографа не остаются не замеченными. И уже в 1953 году Эллиотт попадает в штат агентства Magnum Photos.

Работа в агентстве предоставляет фотографу некоторую свободу действий. Он может по собственному желанию заниматься интересными, лично для него, фотопроектами по всему миру. Много и разнопланово снимая как профессионал, он, все же, находил время делать и «любительские» фотографии. Он не считал подобное занятие чем-то постыдным и всегда отождествлял слово «любительский» со словом «любить». Поэтому к «личным», он относил фотографии снятые исключительно для себя. Врожденная тяга к самообразованию и самоусовершенствованию позволяет фотографу быстро выучить четыре языка, что в дальнейшем очень помогает ему в зарубежных поездках. При том, что фотография была основным его профессиональным родом деятельности и способом зарабатывания на кусок «хлеба насущного», все же Эллиотт старался с легкостью относиться к фотографии, как к ненавязчивому и необременительному увлечению. С присущей ему самоиронией, он так комментировал стиль своей работы: «Какое-то время я иду вместе со всеми, потом разворачиваюсь на 180 градусов и иду в противоположном направлении. Это работает всегда — но, может быть, мне просто везет?»

Он искренне считал, что работа под заказ, а именно таковыми были коммерческие снимки, теряет свою естественность и непринужденность. В этих фотографиях изначально закладываются требования заказчика, которые невозможно обойти или сгладить. «Зачастую события устраиваются специально для фотографов. На свадьбах все крутятся возле человека с фотоаппаратом, потому что если нет свадебных фотографий — как будто и свадьбы не было», - таких нелестных слов порой удосуживались его вынужденные заказы.

Но, тем не менее, карьера фотографа неуклонно идет вверх. В 1956 году он принимает участие в известной экспозиции Стайхена - Family of Man, которая проходит в музее современных искусств в Нью-Йорке. Признание гения автора и его таланта проявляется в том, что в 1968 году Эллиотта выбирают президентом престижного агентства Magnum Photos и он остается на этом посту на три срока. Не смотря на «административные» обязанности, все это время мастер продолжал оставаться активным участником и знаковой фигурой в мире фотоискусства.

Но помимо своего увлечения фотографией Эрвитт не забывает и о кинематографии. В семидесятых он снимает три документальных фильма: Beauty Knows No Pain (1971), Red, White and Bluegrass (1973) и Glassmakers of Heart, Afganistan (1977). Из наиболее известных книг, изданных фотографом следует отметить Son of Bitch (1974), Personal Exposures (1988), On the Beach (1991), Dogs, Dogs (1999), Snaps (2001).

Название одной из его ретроспективных книг «Snaps» переводится, как «щелчки». Это простое название, как ничто другое подходит под описание работы фотографа. По мнению Эрвитта, для того, чтобы сделать эмоциональный, интересный снимок, нет необходимости что-то выдумывать - в окружающем мире для этого есть все. Один щелчок - и готов уникальный кадр, идеально выверенная композиция, не постановочная, а созданная простым стечение обстоятельств. Его фотографии невозможно спутать с другими. Это свойство, разглядеть во всем что-то забавное, присуще только Эллиотту Эрвитту. Его работы помогают посмотреть на мир по-другому, увидеть в серьезном несерьезное и наоборот. Элиот Эрвитт принадлежит к той редкой породе фотографов, у которых где глаза, там и сердце. Он снимает не только явления, как сам утверждает, но самую трогательную, подчас, забавную их суть. И делает это настолько гениально, что слова (в смысле названия сюжетов) порой бывают просто излишни.

«Самая суть искусства Эллиотта заключается в том, чтобы быть чувствительным, но без плача, забавным, но без смеха, умным, но без раздумывания» - так сказал о знаменитом фотографе английский новеллист, познакомившись с его творчеством.

Самые известные и легкоузнаваемые снимки Эллиотта, ставшие его визитной карточкой - это, конечно же, «White/Colored» (умывальник для белых и умывальник для черных) (1950), «Поцелуй в зеркале заднего вида» (1955), убитая горем Жаклин Кеннеди на Арлингтонском кладбище (1963), «Подпрыгивающая болонка» (1968). Но особую мировую известность фотографу принесли его, так сказать, политические фотографии. Одной из которых было фото времен холодной войны, на котором засняты Никсон и Хрущев в момент бурной дискуссии, причем Никсон энергично тычет пальцем в лацкан пиджака Хрущева во время их спора. Этот снимок был сделан на выставке в Москве в 1959 году. Через десятилетия вглядываясь в лица довольно таки значимых персон того времени, мы удивляемся, с каким мастерством удалось фотографу заснять не только ситуативный момент, а и передать характеры двух лидеров великих держав. За оболочкой известныз исторических фигур, мы легко можем разглядеть двух обыкновенных людей, с искренней яростью защищающих свои взгляды, не скрывающих бушующие в них эмоции, отстаивающих свою собственную правду, за спиной которой стоит правда целой страны. Сам же фотограф никогда не рассматривал свои фотографии о политике и политиках с этой точки зрения. Он говорил: «Мои изображения в определенном смысле политичны. Их стоит рассматривать в качестве комментариев к человеческой комедии. Разве это не политика? Спросите меня, кого я не люблю больше всего, Никсона или Джонсона? Нужно будет меня сильно заставить, чтобы я дал на это ясный ответ. Джонсон был воплощением вульгарности, но видно ли это из фотографии? Вы мне это и скажите». Подобные кадры не могли остаться незамеченными и неоцененными мировой общественностью, как впрочем, и многие другие работы Эллиотта.

В последние годы жизни и творчества, фотограф практически перестал снимать людей. Его истинным увлечением становится фотографирование собак. Он основательно занялся съемкой жизни братьев наших меньших. Оправдывая свой титул «ловца забавных и двусмысленных ситуаций», Эрвитт как бы специально подбирал момент, когда они (животные), казалось, играют роль теней, знаков и намеков на скрытые желания и слабости хозяев. Эти искренние создания, не менее человечные, чем и их хозяева, не могли не затронуть души и сердца мастера и оставить его равнодушным. Как он сам любил говорить - «собаки это тоже люди, только более волосатые».

И что бы ни брался фотограф отображать в своих работах: животных, людей, сценки, жесты или целые сюжетные линии - во всем сквозит ирония и юмор. Характерной и неподражаемой особенностью его работ была способность, с абсолютно детской непосредственностью, видеть и увековечивать достаточно абсурдные ситуации, происходящие в жизни на каждом шагу. Его фотографии не могут никого оставить равнодушным. Подтверждая свои же собственные слова: «Я хочу, чтобы изображения были эмоциональными. Мало что другое меня интересует в фотографии», - Эллиотт умел наделять свои снимки способностью вызывать различные чувства. Его работы очень легки, но чем-то своим особенным, цепляет практически каждая - одна вызывает смех, в другой чувствуется ирония, третья берет интересным ненавязчивым моментом, а четвертая подкупает каким-то ракурсом, геометрией. Но главное - его работы смотрятся легко, на одном дыхании, с приятным чувством!

Например, невозможно не умилиться, глядя на фотографию жены и дочери фотографа. Неподдельное счастье матери, смотрящей на спящего младенца, сквозит в ее взгляде, а поза, кажущаяся расслабленной и умиротворенной, в то же время несколько напряженна. Чувствуется, что молодая мама, готова в любую минуту вскочить и, если понадобиться, защитить своего ребенка от всего мира. Сколько безграничной любви, нежности и гордости заложено в таком, казалось бы, бытовом снимке. И все это без купюр передается зрителю даже на расстоянии.

Но, в то же время, с таким же мастерством и непредвзятостью, фотографу удается заснять и всеохватывающую грусть, которую мы чувствуем на снимке заплаканной Жаклин Кеннеди на Арлингтонском кладбище, в момент похорон мужа. В ее руках американский флаг, символ страны, Президентом которой был ее муж, впоследствии ставший, практически, не меньшим символом демократической Америки. Но сейчас она хоронит не Президента, она прощается со своим мужем, отцом ее детей, мужчиной, который любил ее и которого любила она. Что ждет ее впереди и какое будущее уготовано ее детям? Вопросы, на которые никто не может ей дать ответы на тот момент, потому что все озабочены не ее судьбой и судьбой ее дочерей, а судьбой Америки. Америка потеряла не мужа, она потеряла Президента. И в то время, когда Жаклин оплакивает потерю близкого человека, Америка оплакивает гибель выдающегося человека. Они оплакивают одно и то же, но в то же время разное трагическое событие. Все это можно прочесть по горестному взгляду ее, налитых страданием глаз, спрятанных под вуалью.
И, опять же, без радостной улыбки невозможно смотреть на его фотографии, с запечатленными на них собаками. Глядя на эти снимки, постоянно ловишь себя на мысли: кто же больше на кого похож - собаки на своих хозяев или хозяева на своих питомцев.

Еще одной особенностью фотографий Эрвитта является почти ощущаемый на тактильном уровне диалог. Он умудряется снимать пары - влюбленные, повязанные случаем как судьбой; птицу и самолет, старика и автомобиль, живых и мертвецов.

Но право описания и трактования своих работ фотограф всегда оставлял за критиками. Эллиотт никогда не описывал свои фотографии, считая вполне достаточным обозначить только год и место съемки. «Объяснять изображение - все равно, что объяснять шутку. Как только ты ее объяснил, тут же она и умирает» - любил комментировать эту особенность своей работы сам фотограф. И хорошим признаком считал, если фотографию не могли пояснить ни зрители, ни профессионалы: «Хорошо если вы не можете объяснить изображение - значит оно визуально».

Единственное развлечение, которое мог себе позволить мастер, это наблюдение за посетителями выставок с его экспозициями. И точно так же, с присущей ему иронией, он любил комментировать свои наблюдения. Например, вот, что он говорит об одном из таких наблюдений на экспозиции в Смитсониане. «Вы же знаете, как люди носятся по Смитсониану - как скорый поезд. Там столько всего, на что стоит посмотреть. Проносясь через мой зал, на полпути его или на трети… они вдруг внезапно останавливались и возвращались назад - что-то, казалось, было не совсем так, как надо. Их глаз не схватывал изображение полностью, с одного раза. Они возвращались, и вот тогда и начиналось все самое потрясающее. Они начинали смеяться, и проникались моей фотографией с таким интересом, что лучшего вознаграждения для себя нельзя было и придумать. Восхитительная реакция! Я просто обожал смотреть, как люди вбегают в зал, останавливаются и начинают все заново. Несколько раз я возвращался понаблюдать за этим».

С его работами и сегодня можно ознакомиться в различных музеях мира, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке. Его фотографии собраны и выставлены также в Смитсонианском институте в Вашингтоне, округ Колумбия; Художественном институте в Чикаго и во многих других музеях разных стран.

Таким же легким, ироничным и остроумным он оставался всегда, ничуть не меняясь с годами. Мировая слава не испортила этого чуткого человека, с благодарностью принимающего внимание к своему творчеству. Как никакому другому фотографу ему было дано разглядеть суть своего времени, ситуаций, обстоятельств и непревзойденное мастерство сохранить их в великолепных снимках. Он не уставал вновь и вновь напоминать окружающим, что на жизнь надо смотреть с улыбкой, как это делал он сам. Своими фотографиями он обнимал весь мир, даря нам всем тепло от соприкосновения с прекрасным и добрым.

И закончить наше знакомство с Эллиоттом Эрвиттом нам хочется словами арт-директора «Фотографии» Тома Джекоби, который не зря сказал: «Узнав Эллиотта поближе, вам захочется его обнять. Не просто так - а в ответ».

Персональный сайт Эллиотта Эрвитта , где можно долго и много знакомиться с Его Фотографиями.

12 июня 2014, 14:11

Эллиотт Эрвитт – легенда мировой фотографии, прославился как самый талантливый автор черно-белых снимков. Его работы: живые, эмоциональные, с чувством юмора и глубоким смыслом, покорили публику многих стран. Уникальность техники фотографа заключается в способности увидеть иронию в окружающем мире. Он не любил постановочных кадров, не использовал ретушь и работал только с пленочными фотоаппаратами. Все, что когда-либо снято Эрвитом – это неподдельная действительность, глазами оптимиста.

Нью Йорк, 1981

Япония, Киото, 1977

Эллиотт родился в семье эмигрантов из России. Борис и Евгения дали своему сыну отнюдь не русское имя Элио Романо Эрвиц. Второе имя Романо дал отец, который учился в Римском университете. Свои первые 10 лет он провел в Италии, но фашизм вынудил семью покинуть страну в 1938 году. К 1941 Эрвитт со своим отцом оказываются в Лос-Анджелесе, Калифорнии. Как говорил сам фотограф: «Благодаря Бенито Муссолини я американец». Именно в этой стране он открывает для себя искусство фотографии, которое в последствии стало смыслом его жизни.

Свою первую антикварную зеркалку Эрвитт купил в 14 лет. С 1942 по 1944 в лос-анджелесcком колледже он изучал фотографию, а с 1948 по 1950 гг. - кинематографию в новой школе общественных исследований в Нью-Йорке. Работал под руководством легендарного Роя Страйкера в Standart Oil Company. После поступил на службу в качестве помощника военного фотографа армии США. Так же фотографировал и для таких журналов, как Collier"s, Look, Life и Holiday. В 1953 Эллиотт попадает в штат агентства Magnum Photos, что позволяет ему свободно заниматься собственными фотопроектами по всему миру. Благодаря частой работе за границей фотограф выучил четыре языка.

Эрвитт старался сохранять фотографию своим увлечение, считая, что коммерческие снимки теряют естественность, так как в них заложено требование заказчика. Работы Эллиотта отображают уклад жизни 50-60-х годов в Америке и Европе. В них много иронии к происходящему с людьми, и не только с обычными, но и значимыми персонами.

Нью Йорк, 1956

Франция, Прованс, 1956

В 1956 году он принимает участие в известной экспозиции Стайхена Family of Man в музее современных искусств Нью-Йорка. В 1968 становится президентом престижного агентства Magnum Photos на три срока. На данный момент он продолжает быть активным участником и знаковой фигурой в мире фотографии.

Его ретроспективная книга Snaps переводится, как «щелчки». Это простое название, как никогда подходит под описание работы фотографа. По мнению Эрвитта, для того, чтобы сделать эмоциональный, интересный снимок, нет необходимости что-то выдумывать, в окружающем мире есть все для этого. Один щелчок и готов уникальный кадр, идеально выверенная композиция, не постановочная, а созданная простым стечение обстоятельств. Его фотографии не возможно спутать с другими. Это качество, разглядеть во всем что-то забавное, присуще только Эллиотту Эрвитту. Его работы помогаю посмотреть на мир по другому, увидеть в серьезном несерьезное и наоборот.

Испания, Мадрид, 1995

«Самая суть искусства Эллиотта заключается в том, чтобы быть чувствительным, но без плача, забавным, но без смеха, умным, но без раздумывания ». Уилфрид Шид (английский новеллист).

Мировую известность фотографу принес снимок Никсона и Хрущева на выставке в Москве (1959). На ней запечатлено, как Никсон тычет пальцем в Хрущева во время спора. «Мои изображения в определенном смысле политичны. Их стоит рассматривать в качестве комментариев к человеческой комедии. Разве это не политика? Спросите меня, кого я не люблю больше всего, Никсона или Джонсона? Нужно будет меня сильно заставить, чтобы я дал на это ясный ответ. Джонсон был воплощением вульгарности, но видно ли это из фотографии? Вы мне это и скажите».

Разумеется, такой кадр не мог быть не замеченным, как в прочем и многие другие: White/Colored (1950), поцелуй в зеркале заднего вида (1955) или убитая горем Жаклин Кеннеди на Арлингтонском кладбище (1963), подпрыгивающая болонка (1968). Собаки – последнее увлечение фотографа, такие же искренние, человечные, как и их хозяева, они не смогли оставить к себе равнодушным Эрвитта. В последние годы фотограф основательно увлекся съемкой жизни братьев наших меньших.

Животные, люди, сцены, жесты – во всем сквозит ирония и юмор. Эллиотт никогда не описывал свои фотографии, обозначая только год и место съемки. «Объяснять изображение - все равно что объяснять шутку. Как только ты ее объяснил, тут же она и умирает» - говорил сам фотограф.

Нью Йорк, 1946

Нью Йорк, 1974, Феликс, Глэдис и Ровер

Нью Джерси, 1971

Ирландия, 1968

Флорида, 1968

Франция, Версаль, 1975

В добавление ко всему стоит вспомнить рассказ о наблюдениях фотографа на экспозиции в Смитсониане. «Вы же знаете, как люди носятся по Смитсониану - как скорый поезд. Там столько всего, на что стоит посмотреть. Проносясь через мой зал, на полпути его или на трети… они вдруг внезапно останавливались и возвращались назад - что-то, казалось, было не совсем так, как надо. Их глаз не схватывал изображение полностью, с одного раза. Они возвращались, и вот тогда и начиналось все самое потрясающее. Они начинали смеяться, и проникались моей фотографией с таким интересом, что лучшего вознаграждения для себя нельзя было и придумать. Восхитительная реакция! Я просто обожал смотреть, как люди вбегают в зал, останавливаются и начинают все заново. Несколько раз я возвращался понаблюдать за этим».

Бразилия, 1961

США,Калифорния, Пасадена, Территория для потерявшихся, 1963

С тех пор легендарный фотограф не изменился ничуть. Он остался таким же неиспорченным славой, чутким человеком, ценящим внимание к своему творчеству. Как никто другой, он мог разглядеть суть своего времени, ситуаций, обстоятельств и сохранить их в фотографиях. Вновь и вновь напоминать окружающим, что на жизнь надо смотреть с улыбкой.

Его работы собраны и выставлены в различных музеях мира, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке; Смитсонианском институте в Вашингтоне, округ Колумбия; Художественном институте в Чикаго и во многих других музеях разных стран.

Нью Йорк, 1999

Нью Йорк, 2000

Михаил Барышников

Аргентина, 2001

Нью Йорк, 1953

Бразилия, 1963

Рио де Жанейро, 1984

Мерелин Монро во время съемок фильма в Неваде, 1960

Мерелин Монро, 1954, Нью Йорк

Мерелин Монро во время съемок "Зуд седьмого года" , Нью Йорк, 1954

Мерелин Монро, 1956

Актриса Кэндис Берген

Грейс Келли, Нью Йорк, отель Вулдорф-Астория, вечеринка в честь помолвки с королем Манако, 1956

Нью Йорк, 1955

Вечерний Нью Йорк, 1955

Нью Йорк, 1984

Нью Йорк, 1973

Нью Йорк, 1975

Нью Йорк, 1977

Нью Йорк, Центральный парк, 1988

Нью Йорк, Центральный парк, 1990

Нью Йорк, 1988, Парад в День Благодарения

Нью Йорк, 1991

Нью Йорк, Музей Метрополитан, 1988

Великобритания, Бирмингем, 1991

Нью Йорк, Центральный зоопарк, 1953

Обновлено 12/06/14 14:29 :