Огэ задание по литературе 9. Огэ по литературе. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Вариант 1

Часть 1.

Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром. (С.А. Есенин)

    1. Каким настроением проникнуто стихотворение Есенина «Берёза»?

      Какова роль слов со значением цвета в данном стихотворении?

      Почему для создания картины зимней природы автор стихотворения использует олицетворения?

2.1. Что сближает стихотворение С.А. Есенина «Берёза» с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою…»?

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Часть 2.

Вариант 2.

Часть 1.

Явление VII

Г-жа Простакова . Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.

Митрофан . Ну! А там что?

Г-жа Простакова . А там и женисся.

Митрофан . Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору.

Г-жа Простакова . Придет час воли божией!

Митрофан . Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.

Г-жа Простакова . А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было б куды класть.

Митрофан . Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин . Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.

Г-жа Простакова (работая). Ах, господи боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!

Цыфиркин . За что разгневаться, ваше благородно? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.

Митрофан . Задавай же зады, поворачивайся.

Цыфиркин . Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.

Г-жа Простакова . Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!

Цыфиркин . Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое...

Митрофан (пишет). Трое.

Цыфиркин . На дороге, на приклад же, триста рублев.

Митрофан (пишет). Триста.

Цыфиркин . Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три - три. Единожды ноль - ноль. Единожды ноль - ноль.

Г-жа Простакова . Что, что до дележа?

Митрофан . Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.

Г-жа Простакова . Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Для выполнения заданий запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый ответ (примерно 3 – 5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

    1. Почему Простакова уговаривает сына поучиться «для виду»?

      С какой целью драматург обращает внимание на следующую деталь: Простакова садится вязать для сына кошелёк?

      Какие качества Митрофана проявляются в данном фрагменте?

Для выполнения задания запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый ответ (примерно 5 – 8 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

2.1. Фрагмент завершается пренебрежительной репликой Простаковой об арифметике. Сравните ее мнение с точкой зрения персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» на учение (ниже приведён фрагмент действия 3 явления 21). К каким выводам привело вас это сопоставление?

Фамусов Ну вот! великая беда,

Что выпьет лишнее мужчина!

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Хлестова И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкартачных взаимных обучений. *

Княгиня Нет, в Петербурге институт

Пе-да-го-гический, * так, кажется, зовут:

Там упражняются в расколах и в безверьи

Профессоры!! - у них учился наш родня,

И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.

От женщин бегает, и даже от меня!

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,

Князь Федор, мой племянник.

Скалозуб Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по нашему: раз, два;

А книги сохранят так: для больших оказий.

Фамусов Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

Часть 2.

Для выполнения задания выберете только ОДНУ из предложенных тем сочинения. Запишите тему, а затем дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературное произведение, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

    Против чего и во имя чего борется Чацкий? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Почему Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Почему Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Вариант 3.

Часть 1.

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания.

* * *

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь -

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю...

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю! (А.К. Толстой)

Для выполнения заданий запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый ответ (примерно 3 – 5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

    1. Что привлекает поэта в избраннице его сердца?

      Почему стихотворение завершается так неопределенно: «не знаю», «кажется»?

      Какова роль эпитетов в стихотворении А.К. Толстого?

Для выполнения задания запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый ответ (примерно 5 – 8 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

2.1. Что сближает стихотворение А.К. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» с приведённым ниже стихотворением М.Ю. Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…»?

Из-под таинственной, холодной полумаски

Светили мне твои пленительные глазки

И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольно

И девственных ланит, и шеи белизну.

Счастливец! видел я и локон своевольный,

Родных кудрей покинувший волну!..

И создал я тогда в моем воображенье

По легким признакам красавицу мою;

И с той поры бесплотное виденье

Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи

В года минувшие слыхал когда-то я;

И кто-то шепчет мне, что после этой встречи

Мы вновь увидимся, как старые друзья.

Часть 2.

Для выполнения задания выберете только ОДНУ из предложенных тем сочинения. Запишите тему, а затем дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературное произведение, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

    Против чего и во имя чего борется Чацкий? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Почему Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Почему Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Вариант 4.

Часть 1.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания.

Эраст хотел проститься и с Лизиной матерью, которая не могла от слез удержаться, слыша, что ласковый, пригожий барин ее должен ехать на войну. Он принудил ее взять у него несколько денег, сказав: «Я не хочу, чтобы Лиза в мое отсутствие продавала работу свою, которая, по уговору, принадлежит мне». – Старушка осыпала его благословениями. «Дай господи, – говорила она, – чтобы ты к нам благополучно возвратился и чтобы я тебя еще раз увидела в здешней жизни! Авось-либо моя Лиза к тому времени найдет себе жениха по мыслям. Как бы я благодарила бога, если б ты приехал к нашей свадьбе! Когда же у Лизы будут дети, знай, барин, что ты должен крестить их! Ах! Мне бы очень хотелось дожить до этого!» – Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на нее. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в сию минуту.
Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв ее в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал: «Прости, Лиза!» Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бледную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании.
Лиза рыдала – Эраст плакал – оставил ее – она упала – стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся – далее – далее – и наконец скрылся – воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти. (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»)

Для выполнения заданий запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый ответ (примерно 3 – 5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

    1. Какую роль в приведённом фрагменте играет пейзаж?

      Почему Лиза, прощаясь с Эр астом, «прощалась с душою своею»?

      Как эпитеты, использованные в приведённом фрагменте помогают передать авторскую позицию?

Для выполнения задания запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый ответ (примерно 5 – 8 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

2.1. Во фрагменте описывается расставание главных героев повести. Сравните его со сценой прощания Андрея Соколова с семьёй в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». К каким выводам вас привело это сопоставление?

А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий – пожалуйте в эшелон. Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери – Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом. Ну, у дочерей – не без того, посверкивали слезинки. Анатолий только плечами передёргивал, как от холода, ему к тому времени уже семнадцатый год шёл, а Ирина моя... Такой я её за все семнадцать лет нашей совместной жизни ни разу не видал. Ночью у меня на плече и на груди рубаха от её слез не просыхала, и утром такая же история... Пришли на вокзал, а я на неё от жалости глядеть не могу: губы от слёз распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека. Командиры объявляют посадку, а она упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево... И детишки её уговаривают и я, – ничего не помогает! Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может. Я и говорю ей: «Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощанье». Она и говорит и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете»... Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами. Должна бы понимать, что мне тоже нелегко с ними расставаться, не к тёще на блины собрался. Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила- то у меня была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идёт мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей: «Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!» Ну, опять обнял её, вижу, что она не в себе... (М.А. Шолохов «Судьба человека»)

Часть 2.

Для выполнения задания выберете только ОДНУ из предложенных тем сочинения. Запишите тему, а затем дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературное произведение, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

    Против чего и во имя чего борется Чацкий? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Почему Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Почему Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Вариант 5.

Часть 1.

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания.

Вечер

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,-

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем. (А.А. Фет)

Для выполнения заданий запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый ответ (примерно 3 – 5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

    1. Чем можно объяснить использование безличных глаголов в первом четверостишии приведённого стихотворения?

      Как вы поняли строчку «вздохи дня есть в дыханьи ночном»?

      Какую роль в стихотворении играют эпитеты?

Для выполнения задания запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый ответ (примерно 5 – 8 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

2.1. Что общего и что различного в стихотворении А.А. Фета «Вечер» и в приведённом ниже стихотворении И.А. Бунина?

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счасть всюду. Может быть, оно -

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне...

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Часть 2.

Для выполнения задания выберете только ОДНУ из предложенных тем сочинения. Запишите тему, а затем дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературное произведение, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

    Против чего и во имя чего борется Чацкий? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Почему Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Почему Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Вариант 6.

Часть 1.

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания.

Тени сизые смесились ,

Цвет поблекнул, звук уснул -

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном...

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне, и я во всем!..

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства - мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай! (Ф.И. Тютчев)

Для выполнения заданий запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый ответ (примерно 3 – 5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

    1. Каким настроением проникнуто стихотворение Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…»

      При помощи каких художественных средств поэту удалось передать состояние гармоничного покоя в природе?

      Почему стихотворение «Тени сизые смесились» можно отнести не только к пейзажной лирике, но и к философской лирике?

Для выполнения задания запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый ответ (примерно 5 – 8 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

2.1. Что общего и что различного в стихотворении Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» и в приведённом ниже стихотворении М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»?

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

Часть 2.

Для выполнения задания выберете только ОДНУ из предложенных тем сочинения. Запишите тему, а затем дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературное произведение, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

    Против чего и во имя чего борется Чацкий? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Почему Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Почему Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Вариант 7.

Часть 1.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания.

ЯВЛЕНИЕ 14

София , потом Г.N.

София (про себя) Ах! этот человек всегда

Причиной мне ужасного расстройства!

Унизить рад, кольнуть, завистлив, горд и зол!

Г.N. (подходит) Вы в размышленьи.

София Об Чацком.

Г.N. Как его нашли по возвращеньи?

София Он не в своем уме.

Г.N. Ужли с ума сошел?

София (помолчавши) Не то, чтобы совсем...

Г.N. Однако есть приметы?

София (смотрит на него пристально) Мне кажется.

Г.N. Как можно, в эти леты!

София Как быть! (В сторону) Готов он верить!

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себя примерить? (Уходит.)

ЯВЛЕНИЕ 15

Г.N. , потом Г.D.

Г.N. С ума сошел!.. Ей кажется!.. вот на!

Недаром? Стало быть... с чего б взяла она?

Ты слышал?

Г.D. Что?

Г.N. Об Чацком?

Г.D. Что такое?

Г.N. С ума сошел!

Г.D. Пустое.

Г.N. Не я сказал, другие говорят.

Г.D. А ты расславить это рад?

Г.N. Пойду, осведомлюсь; чай, кто-нибудь да знает. (Уходит.)

ЯВЛЕНИЕ 16

Г.D. , потом Загорецкий .

Г.D. Верь болтуну!

Услышит вздор, и тотчас повторяет!

Ты знаешь ли об Чацком?

Загорецкий Ну?

Г.D. С ума сошел!

Загорецкий А! знаю, помню, слышал.

Как мне не знать? примерный случай вышел;

Его в безумные упрятал дядя-плут...

Схватили, в желтый дом, * и на цепь посадили.

Г.D. Помилуй, он сейчас здесь в комнате был, тут.

Загорецкий Так с цепи, стало быть, спустили.

Г.D. Ну, милый друг, с тобой не надобно газет.

Пойду-ка я, расправлю крылья,

У всех повыспрошу; однако чур! секрет.

Для выполнения заданий запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый ответ (примерно 3 – 5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

    1. Как характеризует Софью решение представить Чацкого сумасшедшим?

      Какую роль играют ремарки в диалоге Софии и господина N ?

      Почему слух о сумасшествии Чацкого распространяется среди гостей Фамусова с такой быстротой и лёгкостью?

Для выполнения задания запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый ответ (примерно 5 – 8 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

2.1. Приведённый фрагмент комедии начинается с того, что Софья клевещет на Чацкого. Сравните этот фрагмент со сценой из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», где Швабрин старается очернить в глазах Гринёва Машу Миронову. К каким выводам вы пришли в результате сопоставления?

А кто эта Маша, перед которой изъясняешься в нежной страсти и в любовной напасти? Уж не Марья ль Ивановна?»

- Не твое дело, - отвечал я нахмурясь, - кто бы ни была эта Маша. Не требую ни твоего мнения, ни твоих догадок.

- Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! - продолжал Швабрин, час от часу более раздражая меня, - но послушай дружеского совета: коли ты хочешь успеть, то советую действовать не песенками.

- Что это, сударь, значит? Изволь объясниться.

- С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег.

Кровь моя закипела.

- А почему ты об ней такого мнения? - спросил я, с трудом удерживая свое негодование.

- А потому, - отвечал он с адской усмешкою,- что знаю по опыту ее нрав и обычай.

- Ты лжешь, мерзавец! - вскричал я в бешенстве, - ты лжешь самым бесстыдным образом. (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Часть 2.

Для выполнения задания выберете только ОДНУ из предложенных тем сочинения. Запишите тему, а затем дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературное произведение, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

    Против чего и во имя чего борется Чацкий? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Почему Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Почему Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Вариант 8.

Часть 1.

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания.

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,-

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,-

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога. (М.Ю. Лермонтов)

Для выполнения заданий запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый ответ (примерно 3 – 5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

    1. С какой целью поэт в одной пейзажной зарисовке соединил приметы весны и лета?

      Как многочисленные олицетворения, использованные автором, связаны с главной мыслью стихотворения?

      Можно ли (и почему) считать последнюю строку логическим выводом из предшествующих?

Для выполнения задания запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый ответ (примерно 5 – 8 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

2.1. Что сближает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» с приведённым ниже стихотворением А.К. Толстого «Звонче жаворонка пенье»?

Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.

Разорвав тоски оковы,
Цепи пошлые разбив,
Набегает жизни новой
Торжествующий прилив,

И звучит свежо и юно
Новых сил могучий строй,
Как натянутые струны
Между небом и землей. (А.К. Толстой)

Часть 2.

Для выполнения задания выберете только ОДНУ из предложенных тем сочинения. Запишите тему, а затем дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературное произведение, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

    Против чего и во имя чего борется Чацкий? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Почему Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Почему Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Вариант 9.

Часть 1.

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания.

Пророк

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей». (А.С. Пушкин)

Для выполнения заданий запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый ответ (примерно 3 – 5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

    1. Как вы понимаете смысл названия приведённого стихотворения?

      Что означает фраза «Глаголом жги сердца людей»?

      Зачем А.С. Пушкин использует в данном стихотворении многочисленные и устаревшие слова?

Для выполнения задания запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый ответ (примерно 5 – 8 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

2.1. Что общего и что различного в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» и в приведённом ниже стихотворении М.Ю. Лермонтова «Пророк»?

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

"Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!"

Часть 2.

Для выполнения задания выберете только ОДНУ из предложенных тем сочинения. Запишите тему, а затем дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературное произведение, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

    Против чего и во имя чего борется Чацкий? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Почему Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Почему Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Вариант 10.

Часть 1.

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания.

Есть в осени первоначальной

Короткая , но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...(Ф.И. Тютчев)

Для выполнения заданий запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый ответ (примерно 3 – 5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

    1. Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной»?

      Какую роль играют эпитеты в стихотворении?

Для выполнения задания запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый ответ (примерно 5 – 8 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

2.1. Чем различаются картины осенней природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова «Перед дождём»?

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей сухой и острой

Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой

Спущен верх, перед закрыт;

И "пошел!" - привстав с нагайкой,

Ямщику жандарм кричит...

Часть 2.

Для выполнения задания выберете только ОДНУ из предложенных тем сочинения. Запишите тему, а затем дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературное произведение, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

    Против чего и во имя чего борется Чацкий? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Почему Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Почему Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В 2018 году первая часть ОГЭ по литературе останется без изменений. Выпускники выбирают один из двух вариантов и пишут развернутые ответы на задания по тексту. Объем – 5–8 предложений.

Ниже перед вами два варианта развернутого ответа для трех заданий части один как пример ответов на первые три задания ОГЭ по литературе. Темы касаются «Мертвых душ» Гоголя и стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Открывайте демонстрационный вариант ОГЭ по литературе 2017 и прочтите задания и текст к нему.

Разбираем вариант 1

Задание 1.1.1

Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

Ответ на задание 1.1.1

Внутренний монолог – одно из средств, к которому прибегает Гоголь для характеристики своего персонажа. В данном фрагменте перед читателем раскрываются такие черты Чичикова, как расчетливость, внимательность и холодность: "Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера". Ему чужды эмоциональные порывы и бесшабашность в поведении. Чичиков – типичный циник, подчиняющий свои порывы разуму, что заставляет его сначала думать – потом действовать. Те же черты героя можно найти в главе 4, где натура героя раскрывается через разговор с Ноздревым.

Задание 1.1.2

Ответ на задание 1.1.2

Упоминание о двадцатилетнем юноше приводится для обозначения контраста между поведением юного человека и поведением, которое продемонстрировал Чичиков. В двадцать лет юноши еще немного наивны, впечатлительны и готовы на необдуманные поступки, «позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире». Их поведением руководят сильные душевные порывы, а разум всегда уступает сердцу. Такое поведение полностью противоречит расчетливости «средних лет» Чичикова.

Задание 1.1.3.

Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чем Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?

Отрывок текста из задания 1.1.3

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар...
Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная.
Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.
Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.
Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству её деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)

Ответ на задание 1.1.3

У Чичикова и Скотинина можно найти ряд общих черт, таких как расчетливость, эгоизм, отсутствие романтического порыва. Чичиков – типичный «приобретатель», в котором Гоголь увидел новое зло России: тихое, усердное, но предприимчивое. Его заботит только собственная выгода, а молодую девушку сделать «лакомым кусочком» в его глазах могут только «тысячонок двести приданого». У помещика Скотинина главная характеристика уже содержится в его фамилии. Его также волнует собственная выгода, но выражение она находит даже не в деньгах. Ведь главная страсть этого героя – свиньи. Он желает жениться на Софьюшке, но только потому, что в ее деревне водятся его любимцы. И холодная рассудительность Чичикова и себялюбивое невежество Скотинина сходны в отсутствии интереса ко всему, что напрямую не ведет к удовлетворению их корысти.

Разбираем вариант 2

Задание 1.2.1

Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной...»?

Ответ на задание 1.2.1

Стихотворение Тютчева создает настроение умиротворения и торжественности. Для этого поэт использует выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «чистая и теплая лазурь» и др. Ощущение недосказанности и томности стихотворению придают часто встречающиеся многоточия, которые символизируют, что пора бурных эмоций закончилась вместе с летом. Осень – это время неспешных раздумий и отдыха.

Задание 1.2.2.

Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной...»?

Ответ на задание 1.2.2.

Эпитеты особенно важны при описании природы. Ведь они позволяют не просто описать предметы, а передать отношение автора к тому, о чем он пишет. Даже самые обычные слова, использованные как эпитеты, могут создать яркие образы. «Бодрый серп», «паутины тонкий волос», «короткая пора», «на праздной борозде», «день хрустальный» – все эти сочетания создают настроение стихотворения, передавая ощущения Тютчева, вызванные ранней осенью.

Задание 1.2.3

Чем различаются картины осени, созданные в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» и Н.А. Некрасова «Перед дождем»?

Отрывок стихотворения для задания 1.2.3

ПЕРЕД ДОЖДЁМ

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.

На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит...

(Н.А. Некрасов. 1846)

Ответ на задание 1.2.3.

В стихотворении Тютчева описана ранняя осень, которую сам автор называет «дивной порой». Произведение пронизано умиротворением и восхищением красотой природы. Это момент, когда и земля, и люди отдыхают: «Где бодрый серп гулял и падал колос// Теперь уж пусто всё – простор везде...». Осень представлена прекрасной, торжественной порой, когда до холодов еще далеко и можно предаться раздумьям и нежной грусти. У Некрасова представлена совсем другая осень: она недружелюбна и немилостива к путнику. «Чистая и теплая лазурь» уступает место «заунывному ветру», а «лучезарные вечера» – «ложащемуся на все полумраку». Описанная Некрасовым осень навевает настроение тревоги и печали. Два стихотворения – олицетворяют две противоположные картины осени, знакомые каждому.

Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта), направленных на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.

Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем – 5–8 предложений).

Часть 2 экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем (на создание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут). В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений (их количество может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого). Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов (если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной).

Сочинение оценивается максимально 12 баллами.

Шкала перевода баллов в оценки:

«2» – от 0 до 6

«3» – от 7 до 13

«4» – от 14 до 18

«5» – от 19 до 23

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Оценивание выполнения заданий экзаменационной работы производится на основе специальных критериев, разработанных для трех указанных типов заданий, требующих развернутого ответа в разном объеме.

За выполнение каждого из двух заданий базового уровня сложности (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) экзаменуемый может получить максимум 3 балла (2 балла по содержательному критерию и 1 балл за речевое оформление ответа).

Выполнение задания повышенного уровня сложности (1.1.3 или 1.2.3) оценивается по трем критериям: «Умение сопоставлять художественные произведения»; «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов»; «Следование нормам речи». Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). Максимально за выполнение задания 1.1.3 или 1.2.3 экзаменуемый может получить 5 баллов.

Выполнение задания части 2 (сочинение) оценивается по пяти критериям: «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений» (максимально – 3 балла); «Уровень владения теоретико-литературными понятиями» (максимально – 2 балла); «Обоснованность привлечения текста произведения» (максимально – 2 балла); «Композиционная цельность и логичность изложения» (максимально – 2 балла); «Следование нормам речи» (максимально – 3 балла). Таким образом, за сочинение экзаменуемый может получить максимально 12 баллов. Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). При оценке сочинения учитывается также его объем. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.

Надо ли специально готовиться или достаточно знаний и умений, полученных на уроках?

Так готовиться или нет? Ведь это не все-таки не ЕГЭ. А если готовиться, то на что обратить особое внимание?

ОГЭ по литературе позволяет проверить степень и качество усвоения учеником образовательной программы, готовность продолжать обучение в старших классах. Также этот экзамен является серьезным тестом, дающим возможность понять, может ли ребенок учиться в гуманитарном классе или лучше остановиться на другом варианте, где проявились заметные способности.

Чтобы справиться с экзаменационной работой на высокие баллы, однозначно требуется основательная планомерная подготовка. Даже если любимое чадо - отличник по литературе, все равно ему необходимо научиться оформлять свои знания, умения и навыки именно в формате ОГЭ.

Тест состоит из двух частей. В отличие от ЕГЭ по данному предмету, в ОГЭ отсутствуют задания, требующие краткого ответа — только развернутые.

В работе нет специальных вопросов, проверяющих знание литературных фактов и литературоведческой терминологии (в ЕГЭ они имеются). Значит на эти моменты не обязательно тратить время при подготовке? Обязательно, потому что степень владения теоретико-литературными понятиями проверяется при выполнении всех заданий, то есть опосредованно. Качественно справиться с заданиями можно лишь в том случае, если имеется четкое представление, что такое, к примеру, тема произведения, композиция, лирический герой и т.д.

Школьникам предоставляется право выбора заданий и в первой части (одного их двух), и во второй (одного их четырех). Это, естественно, снимает в некоторой степени предэкзаменационный стресс, имеющий место быть при отсутствии возможности выбора заданий.

Что же необходимо сделать на экзамене? Проанализировать художественный текст, данный в работе, и написать сочинение. Всего нужно выполнить четыре задания.

В первой части работы предлагается на выбор анализ прозаического произведения или лирического стихотворения (или басни). Необходимо выполнить три задания, объем ответов тоже определен - три-пять предложений.

С одной стороны, вроде бы хорошо, что ответы требуются сравнительно небольшие. С другой - именно из-за краткости они должны быть емкими, содержательными, четко отвечать на поставленный вопрос. Каждое слово должно быть продумано, весомо, наполнено смыслом. И только связный прямой ответ на каждый поставленный вопрос принесет максимальные баллы.

Первые два задания первой части — базового уровня и направлены на выявления правильности понимания учащимся проблематики выбранного для анализа произведения, умения определить основные средства выражения авторской идеи.

Третье задание — повышенной сложности. Нужно сопоставить художественное произведение с другим, текст которого тоже имеется в экзаменационной работе. Но девятиклассники могут показать свою эрудицию и привлечь для сравнения и другие произведения, не перечисленные в государственном образовательном стандарте. Объем ответа тоже не бесконечен - всего пять-восемь предложений.

Во второй части требуется написать сочинение, выбрав одну из четырех тем. Объем - примерно двести слов. Если написанное сочинение содержит менее 150 слов, то задание считается не выполненным.

На экзамене девятиклассники имеют возможность пользоваться сборниками лирики и полными текстами художественных произведений. Книги будут находиться в аудитории, где проводят экзамен, на отдельном столе в свободном доступе для каждого.

Какие ошибки чаще всего допускают школьники? При выполнении заданий подменяют свои рассуждения, аргументы частичным или полным пересказом содержания. Важно научиться грамотно, обоснованно использовать элементы пересказа и цитирования в своем сочинении, приводить убедительные и логичные факты в подкрепление высказанной позиции. При кажущейся легкости, добиться этого очень сложно, школьнику требуется постоянная тренировка.

Нередко допускаются фактические ошибки: неправильно указываются имена героев, искажают время, когда происходили описанные события, их место, последовательность. Неверно трактуются некоторыми девятиклассниками причины событий и их последствия.

Многие допускают речевые ошибки, например, тавтологию (неоправданный повтор одного слова), нарушение лексической сочетаемости. Отмечается бедный словарный запас, употребление простейших синтаксических конструкций.

При написании ответа необходимо стремиться добиваться единства стиля - об этом часто забывают. Обязательно нужно обратить внимание на соблюдение речевых норм и правильность в плане орфографии и пунктуации.

Чтобы успеть качественно выполнить всю экзаменационную работу, рекомендуется на первую часть отвести 120 минут, остальное время — на вторую. Всего на экзамен по литературе отводится 235 минут.

Ответственное отношение к подготовке к ОГЭ по литературе в 9 классе, трудолюбие, целеустремленность, упорство обязательно будут награждены высокими баллами.