Какую работу выполняет терапевт. Врачи, кто такие, чем занимаются, какую работу выполняют? В чем заключается работа врача

Врачом называется специально обученный человек, способный распознать заболевание, подобрать и выполнить действия, нацеленные на его устранение. Направление всегда считалось одним из самых уважаемых, престижных, сложных и интересных. В последние годы оно еще и стало хорошо оплачиваться. Теперь у медработников высшей квалификации существует несколько вариантов развития карьеры, получения доходов. При этом нельзя забывать, что врач – профессия, требующая сочетания ряда личных качеств, приобретенных навыков и опыта. Для реализации в выбранной области нужно приложить немало усилий, только на обучение потратив не менее 8 лет.

Триста лет назад каждый доктор обладал универсальными характеристиками и брался за лечение любых болезней. Сто лет назад началось деление медицинских работников высшей квалификации по направлениям, но и тогда разновидностей профессии насчитывалось не более десятка. Сегодня описание профессии врача напрямую зависит от его специализации. Количество таковых перевалило уже за сотню и постепенно растет.

Базовый неофициальный перечень современных типов врачей:

  • терапевты – ведут прием больных, ставят им диагнозы, назначают медикаментозное или другое консервативное лечение и в случае необходимости направляют на операцию;
  • хирурги – проводят инвазивные манипуляции, оперативные вмешательства. Это обширная группа, которая включает специалистов по работе с отдельными частями тела и даже органами. Сюда же входят пластические и глазные хирурги;
  • педиатры – врачи, работающие с детьми. Особую группу составляют медработники, которые занимаются новорожденными и даже еще не родившимися детьми;
  • акушеры и гинекологи – специалисты по «женским» болезням, беременности, родам;
  • психиатры – лечат заболевания, связанные с психоэмоциональными проблемами людей, изменениями психики на фоне органических поражений головного мозга;
  • патологоанатомы – занимаются препарированием умерших людей, изучением тканей живых пациентов и трупов;
  • стоматологи – внушительный список врачей, отвечающих за здоровье зубов и десен;
  • фармацевты – лица с высшим медицинским образованием, область работы которых ограничена лекарственными препаратами. Они создают медикаменты, изучают их влияние на организм, принимают участие в проведении консервативной терапии;
  • врачи функциональной диагностики – сотрудники частных и государственных клиник, проводящие обследования пациентов с помощью специального оборудования;
  • ветеринары – врачи, работающие с животными. Могут быть универсального плана или со специализацией на определенных видах зверей;
  • семейные врачи – направление, только набирающее популярность в нашей стране. Это универсальные медработники, ведущие истории болезней членов определенной семьи, принимающие решение об их консервативном или оперативном лечении, госпитализации.

Разделение условное, в отношении некоторых специалистов сложно определить точную принадлежность. Базовые профессии могут делиться на вспомогательные направления. Сегодня все чаще в клиниках появляются такие сотрудники, как подростковый гинеколог, микрохирург, гирудотерапевт, СКЭНАР-терапевт, гомеопат, репродуктолог, генетик и многие другие.

История профессии врач

Проведенные раскопки показали, что врачевание, как отдельный вид деятельности, появилось вскоре после того, как древние люди стали собираться в общины. Тогда медицина была тесно связана с духовной жизнью членов племен, поэтому обычно целитель брал на себя еще и функции жреца.

Официально профессия врач существовала уже в Древнем Китае, Риме, Греции. Гиппократ начал одним из первых классифицировать болезни, обратил внимание на их профилактику, выдвинул базовые принципы здорового образа жизни.

Во времена стремительного роста популярности различных религий в Европе деятельность врачей преследовалась и запрещалась. Даже в такие периоды направление активно развивалось в странах Востока. Активная врачебная практика вернулась в Европу в эпоху Возрождения. В последующие семь столетий объем медицинских знаний увеличивался и продолжает делать это сегодня. На начало XXI века медицина насчитывала несколько десятков независимых направлений, а количество видов врачей превысило сотню.

Плюсы и минусы

Споры по поводу плюсов и минусов профессии врач не утихают. Это объясняется тем, что большинство из них субъективны и даже индивидуальны. При наличии четко поставленных целей, продуманном подходе к получению образования и ответственном отношении к работе негативные моменты можно минимизировать, а позитивные – преумножить.

Положительные стороны профессии:

  • востребованность – дипломированные специалисты без труда могут устроиться на работу по направлению. Чем выше квалификация и внушительнее опыт, тем лучше место может себе подобрать доктор. Медицина – одна из немногих областей, в которых можно работать практически в любом возрасте;
  • моральное удовлетворение – помощь людям, спасение жизней и благодарность пациентов для многих соискателей становятся определяющим моментом;
  • возможности карьерного роста – при наличии знаний, трудолюбия и амбиций врач способен достичь значительных высот, причем, варианты развития карьеры есть разные;
  • шансы на высокий доход – оклады врачей в государственных учреждениях постоянно растут и регулярно индексируются. Зарплаты сотрудников коммерческих клиник обычно превышают 100 тыс. рублей. При желании у специалиста высокого уровня есть возможность получить работу заграницей;
  • социальные льготы – медики выходят на пенсию раньше, получают ее в увеличенном объеме;
  • польза знаний и навыков в обычной жизни – медицинские знания в любой момент могут пригодиться каждому человеку;
  • престиж должности, уважение окружающих.

Минусов у врачебной практики тоже немало. Не каждый способен справиться с повышенными умственными и физическими нагрузками, которые начинаются уже в период обучения. Для начала практики необходимо в течение 6 лет изучать теоретический материал в ВУЗе, пройти интернатуру и ординатуру. Профессия врача не всегда безопасна. Нередко ее представителям приходится общаться с неадекватными людьми, оказывать помощь в условиях, представляющих опасность для самого доктора.

Еще медработнику высшего звена стоит подготовиться к ненормированному рабочему дню, необходимости постоянно повышать и подтверждать свою квалификацию. Медицина не стоит на месте, поэтому врачам приходится постоянно изучать новые материалы, посещать семинары. Для некоторых докторов сложности представляет само общение с пациентами, которые нередко утаивают важную информацию, не соблюдают назначения.

Противопоказания

Врач – не лучший выбор профессии для эмоционально неустойчивых, неуверенных в себе личностей. Доктор должен быть спокойным, даже немного отстраненным и эгоцентричным. Такие черты характера позволяют работникам заниматься медицинской проблемой, не тратя времени впустую.

Не рекомендуется рассматривать медицину только из жажды наживы. Отсутствие интереса к самой профессии не позволяет таким людям приносить пользу обществу и достигать успехов. Наличие хронических заболеваний или вредных привычек – еще одно потенциальное противопоказание.

Требования к профессии

Чтобы овладеть профессией доктора, мало получить базовые теоретические знания. У врача должны быть: хорошая память, умение быстро принимать решения, аналитический ум. Хорошо, если их дополнят устойчивость к стрессу, умение ладить с людьми. Медработник должен быть терпеливым и тактичным, чтобы не усугублять и без того сложное положение больного человека.

Должностные обязанности

Перечень манипуляций, входящих в должностную инструкцию доктора, зависит от его специализации. В одних случаях работник ведет прием больных, ставит диагнозы, назначает медикаменты или процедуры. В других, он проводит нужные манипуляции или операции. В последние годы работа медика в значительной мере состоит из заполнения обязательной документации, к чему также нужно заранее подготовиться. Количество выполняемых обязанностей влияет на уровень заработной платы сотрудника, его график.

Ответственность врача

Перечисляя минусы профессии врача, в список можно внести высокую степень ответственности. Ошибка, допущенная медработником, может стоит пациенту здоровья или жизни. Нередко решения приходится принимать настолько быстро, что нет возможности проанализировать всю имеющуюся информацию. Халатность работника, нарушение им этических норм могут стать причиной административного или уголовного преследования.

Полномочия врача

Объем полномочий доктора обусловлен его должностью, местом работы, инструкцией. Обычно в этот перечень входит право использовать ресурсы больницы, поликлиники, другого лечебного заведения с целью оказания помощи больным.

Врачи имеют право выписывать пациентам лекарственные препараты, назначать манипуляции, подбирать диетическое питание, режим дня. Официально все эти положения не закреплены, поэтому могут меняться в соответствии со спецификой ситуации.

Особенности профессии

Врач – высокоинтеллектуальная и интеллигентная профессия, что наделяет ее рядом особенностей. Именно наличие у ее представителей обязательных личных качеств, умений и строгое соблюдение этических норм стали причиной уважения к докторам. Отдельно стоят социальные и моральные требования к медработникам, выполнение которых считается обязательным.

Этикет практикующего врача

Основы требований к докторам изложены в клятве Гиппократа, которую дает каждый выпускник профильного ВУЗа. Она упоминает сохранение врачебной тайны, обещание не навредить пациенту, не помогать больным в попытках совершить суицид.

Практикующий врач берет на себя обязательства по распространению опыта, обучению начинающих докторов, проявлению уважения по отношению к коллегам. Основы врачебной этики закреплены законодательно и содержат требования к внешнему виду, поведению, общему описанию медработника.

Необходимые профессиональные навыки и знания

Студент, который учится на специальности «Лечебное дело» в течение шести лет ВУЗа, получает базовые теоретические медицинские знания. Дальнейшая работа в качестве интерна позволяет ему освоить практические навыки и определить направление специализации. Далее следует год ординатуры, во ходе которой уже дипломированный врач познает тонкости выбранной области медицины. На этом обучение не заканчивается – в 100% случаев медработник вынужден совершенствовать свои навыки и знание в течение всей врачебной практики.

Личные качества врача

Успешный доктор должен быть любознательным, жадным до знаний, склонным к постоянному развитию в личностном и профессиональном плане. Хороший медработник имеет высокий уровень интеллекта, он внимателен до педантичности, умеет быстро запоминать и анализировать информацию. Большинству врачей приходится отдавать предпочтение карьере, а не личной жизни, поэтому обычно это не самые эмоционально зависимые от семьи люди. Представителю профессии стоит подготовиться к постоянному стрессу, необходимости терпеливо выслушивать пациентов, объяснять им сложные понятия доступными словами.

Карьера врача

Сложно однозначно сказать, какие медицинские специалисты более востребованные. Для профессионала в конкретной области всегда найдется престижное и высокооплачиваемое место. Традиционно первенство в этом плане отдается общим и пластическим хирургам, врачам эстетической медицины, стоматологам, спортивным травматологам. Сегодня все активнее растет спрос на диетологов, аллергологов, психотерапевтов, трансплантологов, специалистов по протезированию.

Карьера начинающего медика может развиваться по разным сценариям. Одни устраиваются в государственные учреждения и поднимаются от рядового сотрудника до заведующего отделением, заместителя главного врача, руководителя организации. Другие при первой же возможности переходят в платную клинику, где зарабатывают имя и дальше могут выбирать среди наиболее выгодных предложений.

Места работы

Государственная больница или поликлиника – не единственное место работы доктора. Сегодня все активнее развивается коммерческая медицина, открываются частные клиники, реабилитационные и диагностические центры. При наличии хороших познаний в профильной области можно рассчитывать на завидную должность не только в России, но и в зарубежной стране.

Медработники высшей квалификации с многолетним опытом нередко совмещают свои прямые обязанности с преподавательской или исследовательской деятельностью. Они пишут научные труды, выпускают книги, представляют авторские методики, участвуют в разработке медицинских препаратов, инструментов, оборудования. Любой врач может начать ведение частной практики. Для этого достаточно получить лицензию.

Сколько получает врач

Размах зарплат врачей внушителен и зависит только от амбиций самого работника. На начальном этапе дипломированному медработнику стоит рассчитывать на 20-30 тыс. рублей. Средняя зарплата доктора государственной больницы или поликлиники составляет 50-100 тыс. рублей. Эти цифры зависят от специализации профессионала, его опыта, количества отработанных смен. Врачи с учеными степенями могут получать по 150-200 тыс. в месяц и больше, работая в бюджетной организации. Их научные достижения оцениваются отдельно. Сотрудник частной клиники зарабатывает на порядок больше бюджетника, размер его оклада обычно начинается с 80-120 тыс. рублей.

Самые высокооплачиваемые медицинские профессии

В коммерческих клиниках на высокие зарплаты могут рассчитывать представители всех существующих областей. При этом существует несколько направлений, которые традиционно считаются прибыльными. По статистике, самые высокооплачиваемые профессии в медицине это: пластический хирург, спортивный врач, стоматолог, психотерапевт, акушер частной клиники, нейрохирург, кардиолог, дерматолог-венеролог.

Как стать врачом

Для получения диплома врача обязательным является окончание высшего учебного заведения. Для поступления в большинство из подобных ВУЗов требуются высокие баллы по русскому языку, обществознанию, биологии и химии. Изначально не обязательно определяться с дальнейшим направлением. В ходе учебы студенту подробно объяснят, какие бывают врачи. Узкая специализация приобретается на последних курсах, во время интернатуры и ординатуры. Перед тем, как подавать документы в профильный ВУЗ, рекомендуется пройти профориентацию. Тесты подскажут, каковы шансы соискателя на успех в выбранной области.

Медицинские профессии после 9 класса

Поступая в медицинское училище или колледж, можно оценить свое отношение к интересующей области и даже сэкономить 1 год на учебе. Поступив в него после 9 класса, и отучившись год, студенты получают диплом о законченном среднем образовании. Это дает им возможность подать документы в институт. Тот, кто решает окончить среднее профессиональное учебное заведение, получает диплом медсестры или медбрата, фельдшера, фармацевта (в соответствии с направлением).

Выбор в пользу профессии врач дает человеку возможность получить образование в области, которая всегда будет востребована. Медицина – это гарантия морального удовлетворения от работы в сочетании с высокими шансами на карьерный рост, признание, хороший доход.

Врач – это одна из тех профессий, с представителями которой неизбежно встречается каждый из нас, причем с самого начала своей жизни. Едва мы появляемся в этом мире, нас уже подхватывают ловкие руки врача-акушера… да и в дальнейшем мы встречаемся с представителями «медицинского сословия» регулярно – кто чаще, кто реже, это уж как повезет…

В наше время стало чуть ли не «хорошим тоном» ругать врачей. Если оставить в стороне сетования по поводу хамства и бездушия отдельных докторов (такие субъекты, к сожалению, встречаются в любой профессии), то главные претензии с тем, что медицина… сделала людей слабыми и болезненными.

В определенной степени это обвинение соответствует действительности: с тех пор, как медицина стала делать успехи, среди нас живет гораздо больше физически слабых, подверженных болезням людей и даже инвалидов, чем еще 100-200 лет назад… вот только не все современники делают из этого верные выводы. Если бы не медицина, вы лично не родились бы более здоровыми – вы бы… вообще не родились, в лучшем случае – умерли бы в младенчестве. Природа, на которую мы любим уповать, не делает всех здоровыми – она отсеивает слабых и больных через беспощадную «мясорубку» естественногог отбора. Кто же не дает нам попасть в эту «мясорубку»? Конечно, врачи!

Первый вызов естественному отбору был брошен в глубокой древности – и в этом смысле профессия врача даже старше, чем наш биологический вид. Палеоантропологии не раз находили кости неандертальцев со следами заживших переломов (найден даже заживший череп) – значит, об этих людях заботились, помогали им поправиться. Судя по захоронениям каменного века, древним людям были известны лекарственные растения – и со временем неизбежно должны были выделиться люди, которые разбирались в их свойствах лучше других – и этих людей можно назвать первыми врачами.

Поначалу такие люди казались соплеменникам чудотворцами, магами – и действительно, лечили они не только травами, но и заклинаниями (при желании в этом можно увидеть отдаленный прообраз психотерапии). С тех пор медицина прошла долгий и непростой путь, и на этом пути было много великих имен: Гиппократ, Гален, Парацельс, А.Паре, Э.Дженнер, Л.Пастер, Н.Пирогов… всех и не перечислить. Есть в этой истории страницы поистине героические: работа в районах эпидемий, эксперименты на себе… Но в какую бы эпоху ни жил врач, всех их объединяет одно: удача врача воспринимается как должное и быстро забывается, а неудачу – далеко не всегда случившуюся по его вине – врачу не прощают, слишком уж дорого обходятся людям неудачи медиков. Именно поэтому ни в одной науке каждое новшество не встречается таким шквалом недоверия, как в медицине. Вдумайтесь: любое лекарство, которые вы сегодня покупаете в аптеке (иной раз и без назначения врача – настолько вы в нем уверены), когда-то на ком-то применили впервые… и хоть ни один врач не человеку лекарство, которое многократно не проверили на животных, определенная степень риска остается всегда (один из лучших фильмов о работе врачей так и называется – «Степень риска»). И даже проверенные методы лечения таят в себе определенный риск – ведь двух одинаковых людей не существует.

Говоря о медицине, следует признать, что нам повезло с эпохой – в последние сто лет медицина сделала такой прорыв, какого не бывало, пожалуй, за всю историю ее развития: вакцины от множества болезней, антибиотики, реанимация – это лишь некоторые достижения, но и они спасли миллионы жизней. Буквально на наших глазах в арсенале врачей появились ультразвуковая диагностика, компьютерная и магниторезонансная томография, генетические анализы… даже для перечисления всех медицинских новшеств последних 20 лет потребовалась бы ни одна книга. К сожалению, не каждое из них доступны всем нуждающимся – но ведь медицина существует в той же экономической реальности, что и мы все…

Конечно, у этого процесса есть и обратная сторона. Моя мать в юности знавала одного старого доктора, который по запаху от тела пациента мог определить, что у него неблагополучно в организме – и это притом, что пациент пока ни на что не жаловался… теперь уж таких врачей нет, современный врач шагу не ступит без анализов и диагностических приборов… но не будем сетовать на прогресс! И если вам когда-нибудь захочется сказать в очередной раз что-нибудь нелестное в адрес медицинской науки, ответьте: вы когда-нибудь болели гнойной ангиной, воспалением легких, бронхитом или аппендицитом? Если да – не забывайте, что вы с большой долей вероятности живы благодаря врачам.

Если рассматривать историю развития общества, то в доисторические времена вопрос выбора профессии не стоял так остро, как в современном мире. С раннего детства ребенка обучали тому, чем занимался его отец, и зачастую у него не было выбора и возможностей изучать другие профессии. В некоторых слаборазвитых странах до сих пор существует такая система обучения. С одной стороны, данный метод имеет положительную сторону, ведь переданные секреты по некоторым профессиям оттачиваются веками до такого уровня, что позже руками этого человека создаются произведения искусства. Но с другой стороны, из-за нежелания заниматься нелюбимым делом человек может опустошаться в своем духовном развитии.

Сейчас в нашей стране у человека есть широкие возможности в выборе профессии. С развитием промышленности в стране возникла острая потребность в высококвалифицированных кадрах. Многие профессии стали невостребованными, поэтому к выбору будущего необходимо подходить ответственно и с учетом требований времени.

Я уже определилась с профессией, ведь она, я уверена, будет востребована в обществе и является интересной для меня сегодня. Это профессия врача . Врач - это человек, который целью своей жизни ставит служение обществу во имя сохранения здоровья людей. Вылечить человека - самая главная задача врача, ведь что может быть важнее здоровья?

Почему я выбрала именно эту профессию? Конечно, помимо того что она востребована, существуют и другие критерии. Это желание помогать людям, спасать жизни, познавать новое, ведь у каждого человека своя болезнь, которую необходимо «разгадать». Мне нравится изучать строение человека, разбираться в закономерностях процессов, происходящие в нем. К сожалению, до сих пор существуют такие страшные и неизлечимые болезни, как СПИД, рак, свиной грипп и прочие, с которыми необходимо бороться всему человечеству, и я хочу внести в борьбу с этими заболеваниями хотя бы небольшой вклад. И нет большего душевного удовлетворения, чем ощущение радости излечения, спасения чьей-либо жизни: любая жизнь бесценна.

При общении с пациентами врач отдает частичку своей души, но и в ответ получает множество положительных эмоций, и, мне кажется, что в этот момент он должен ощутить душевный подъем и радость.

Сама суть работы врача представляется мне в виде ангела в белом халате: чистого душой, с благими намерениями и без злых умыслов. Настоящий врач должен обладать такими качествами, как доброта, терпеливость, милосердие, сострадание. Действительно, сила врача в его сердце, в слове, обращенном к человеку. Словом врач способен помочь и облегчить жизнь человека, убедить его в необходимости отказаться от пагубных привычек, отравляющих жизнь.

Работа врача - это настоящий подвиг. Человек, выбирающий эту профессию на всю жизнь, готов к самопожертвованию, он понимает, что не имеет права на ошибку. Ведь любая ошибка стоит человеческой жизни.

КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра пропедевтики внутренних болезней и сестринского дела


Реферат

на тему: Роль и ответственность врача в обществе.

по дисциплине : Коммуникативные навыки


Выполнила: Естаева А.А.


Алматы 2012


План


Введение

.Роль врача в обществе

.Ответственность врача в ятрогении

.Врачебная ошибка

Заключение

Литература


Введение


Врач - лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека. Врач - также лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности.

Практикующий врач занимается предотвращением (профилактикой), распознанием (диагностикой) и лечением (терапией) заболеваний и травм. Это достигается путем постоянного совершенствования медицинских познаний и врачебного мастерства, как то: исследование ряда взаимосвязанных фундаментальных, общих врачебных и специальных клинических дисциплин, опыт непосредственного общения с пациентом, его нуждами и страданиями. Успешное лечение, даже при использовании последних достижений медицинской науки, в большой степени является искусством.

Профессия врача была всегда востребована и уважаема. Очень много людей стремятся получить медицинское образование, именно поэтому конкурс в медицинские ВУЗы очень высок. При этом обучаться медицине не так уж легко, а количество лет, затрачиваемых на полную подготовку врача, больше, нежели у других профессий. Но это не останавливает современных студентов, и толпы абитуриентов снова и снова покоряют двери приемных комиссий.


1. Роль врача в обществе


Профессия медика наряду с некоторыми другими - например учителя или ученого - в коллективном сознании связана в первую очередь с общественным служением: так, врачи стремятся оказать помощь своим пациентам, учителя - дать знания и привить социальные навыки ученикам, ученые - развивать науку. Представители таких профессий противопоставляются, скажем, деловым людям, озабоченным прежде всего получением выгоды.

Медицина зачастую воспринимается как профессия для альтруистов и осмысливается с позиций социальной миссии, врач инициируется в своем статусе, подтверждая, что клянется:

·"честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

·быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

·проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

·хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

·доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

·постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины".

В этой клятве можно обнаружить три критерия профессионализма, которые выделил Талкотт Парсонс в своей работе "Профессии".

Профессия медика в коллективном сознании связана в первую очередь с общественным служением. Представители таких профессий противопоставляются, скажем, деловым людям, озабоченным прежде всего получением выгодных индивидов. Во-вторых, наличие навыков реализации полученных профессиональных знаний. И в-третьих, самое главное - наличие у свободных профессионалов уверенности, что они работают в интересах всей социальной системы (что проявляется в зафиксированных в клятве готовности действовать в интересах любого больного и утверждении ценности человеческой жизни).

Врач встречает человека при рождении, всегда рядом в часы болезни и провожает его в конце жизненного пути. Это определяет и особую ответственность этой профессии, и пристрастное отношение к ней и обывателей, и представителей средств массовой информации. Обратите внимание, с какой нетерпимостью, и с какой злобой осуждают промахи и ошибки врачей наши папарацци. Эти представители демократической прессы легко прощают подлость и предательство своих покровителей и свои собственные, но призывают посадить, лишить, наказать огромным штрафом врачей, «виновных» по их мнению, в гибели или инвалидизации своих пациентов.

Позицию обывателя хорошо иллюстрирует следующий пример. Автокатастрофа. Несчастные искалеченные люди и зеваки, которые стыдливо прячутся неподалеку. Никто не торопится помочь пострадавшим. Приезжает «скорая», толпа плотным кольцо окружают место происшествия, их активность резко возрастает, они советуют, возмущаются, пытаются помочь. Некоторые не выдерживаю вида крови, падают в обморок. Теперь помощь нужна уже им… В итоге формируется «общественное мнение» в случае смертельного исхода - виноваты врачи. Заметьте, не роковые стечения обстоятельств автокатастрофы, не отсутствие своевременной помощи очевидцами, не плохие дороги, а именно врачи конкретной бригады медицинской помощи.

Часто встречается такая реакция: «Бедный Б. Вот ему досталось… Эти коновалы не хотят признавать ничего нового, вот и у нас был случай…».

Конечно, среди врачей есть безответственные, черствые, избыточно корыстные люди, но страдают от народного гнева почему-то как раз те, кто честно выполняет свой долг.

Еще в 1898 году В.В.Вересаев в записках врача писал: «В обществе к медицине и врачам распространено сильное недоверие. Врачи издавна служат излюбленным предметом карикатур, эпиграмм и анекдотов. Здоровые люди говорят о медицине и врачах с усмешкою, больные, которым медицина не помогла, говорят о ней с ярою ненавистью».

С чем это связано? Да с тем, что человек смертен, продолжительность жизни его ограничена, организм его далеко не совершенен и подвержен болезням. Это многих огорчает и побуждает к иллюзиям с завышением возможностей медицинской науки.

Мало кто говорит: «У меня болит нога, потому что я был неосторожен и травмировал ее». Чаще скажут так: «Врач назначил неправильное лечение, которое мне не помогает». Или в случае смерти близкого человека, скорее всего, скажут «Его не смогли спасти, «скорая» приехала слишком поздно», а не «Мы не были к нему внимательны и часто создавали ему проблемы, доводя его до сердечных приступов».

Искусство врача это не только уровень его профессиональной подготовки, это и его умение правильно построить взаимоотношения с пациентом, который является имманентно (по определению) человеком капризным, зависимым, с набором всяких предрассудков, которые он получил из жизненного опыта, по слухам, из медицинской рекламы

Профессия врача - особая специальность, в ее основе - любовь. Любовь к человеку, любовь к больному человеку. Понятны слова Сократа, который говорил, что лечить, учить и судить - самое трудное занятие в жизни. Правильно говорят - медицина это профессия от бога.


2. Ответственность и обязанности врача


Обязанности

·удовлетворение необходимым требованиям для осуществления медицинской деятельности (с диплом, звание, лицензия);

·добросовестное исполнение своих служебных обязанностей (оказание пациентам медицинской помощи соответствующего объёма и качества);

·соблюдение врачебной тайны (конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иных сведений, полученных врачом при обследовании и лечении пациента).

Ответственность

Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей влечёт для врача в зависимости от тяжести последствий и степени вины:

·дисциплинарную,

·административную,

·уголовную ответственность.

Дополнительно для лица может устанавливаться гражданско-правовая ответственность (например, возмещение расходов пациента при оказании медицинской помощи ненадлежащего качества: расходов, понесённых на восстановление нарушенного здоровья; расходов по утрате заработка в связи с временной потерей трудоспособности; возмещение морального вреда).


3. Ответственность врача в ятрогении


С проблемой врачебной ошибки и несчастного случая, недобросовестности и ответственности медика, следует связать и моральный аспект такого явления как ятрогении, под которыми большинство современных авторов понимает ущерб здоровью пациента или прямо по вине медиков, или под воздействием медицинских факторов, ставших враждебными данному человеку. Причем зачастую ятрогении открывают перед нами не просто ошибки отдельных врачей, но и теневые стороны врачевания в современных условиях в целом.

В последнее время появились принципиально новые моменты в постановке этой древней проблемы, принявшей сегодня, образно говоря, характер ятрогенной эпидемии.

До недавнего времени в публицистике и специальной литературе имели место сообщения лишь о ятрогениях в западных странах. Широко известна была так называемая талидомидная трагедия, когда в результате приема талидомида беременными женщинами в Европе и США родилось более 10 тыс. детей с врожденными пороками. Едва ли не более масштабной ятрогенией явилось применение эстрогена для предотвращения самопроизвольных абортов, в результате чего были отмечены десятки тысяч случаев рака влагалища, аномалий развития половых органов и способности к зачатию у девочек, родившихся от матерей, принимавших эстроген. В последние годы стало доступным знание и об отечественных ятрогениях, до того закрытое. Первым известным нам трагическим фактом стало инфицирование вирусом СПИД 150 новорожденных в одной из больниц г. Шымкента. Стали широко известны и другие случаи ятрогений.

Многие ятрогении слабо изучены или малоизвестны. Так, в 1986 г. было доказано, что многократная флюорография ведет к увеличению частоты заболевания раком молочной железы на 60%, но до сих пор ежегодное флюорографическое обследование остается принудительным в наших лечебных учреждениях. Безусловно, медики должны осознавать всю меру ответственности за опасность распространения заболеваний, причинами которых являются медицинские вмешательства.

Иными словами, в процессе углубления наших знаний о живой материи ценностный статус свободы в биомедицинских исследованиях, имеющих дело с уникальными единичными объектами (человеческий геном, здоровье конкретного индивида), предполагает необходимость самоограничений со стороны исследователей и формирование концепции коллективной ответственности за результаты научного поиска. Из плоскости индивидуальной понятие ответственности трансформируется в ранг коллективной ответственности за ущерб, наносимый человеку.

Правомерно поставить также вопрос о соотношении ятрогений и врачебных ошибок. Большинство авторов считают, что врачебные ошибки - это часть ятрогений, где имеет место профессиональная ответственность, моральная виновность врача. Некоторые жестко разграничивают их, полагая, что ятрогении - это болезни, непосредственной причиной которых являются действия врача, а врачебные ошибки - это случаи осложнений лечения, когда непосредственную вину врача трудно установить. С точки зрения А.Я. Иванюшкина, термины врачебные ошибки и ятрогении иногда обозначают отдельные разновидности неправильного лечения.

В иных случаях бездействие врача, приводящее к неблагоприятному исходу болезни у пациента, является врачебной ошибкой, но вряд ли целесообразно называть такие случаи ятрогениями. Прогнозируемое врачом побочное действие лекарства является ятрогенией, но не врачебной ошибкой. Подавляющее же большинство случаев неправильного лечения является ятрогениями, которые одновременно следует считать врачебными ошибками.

Понятие ятрогении отражает преимущественно объективные стороны (клиническую, патогенетическую) неправильного лечения, поэтому ятрогении часто так и называют: болезни от лечения, болезни прогресса медицины, болезни медицинской агрессии и т.д. В обобщенном виде ятрогении - как психогенная, так и соматогенная - есть следствие профессиональной деятельности (нередко гиперактивности) врачей, медиков, когда их действия в какой-то момент утрачивают клинически-рациональное оправдание, когда некоторые терапевтические (диагностические, профилактические) медицинские акции становятся вредными и даже опасными для здоровья и жизни пациентов.

В понятии врачебные ошибки подчеркивается больше субъективная сторона - умение (точнее, неумение) врача применить общие положения медицинской науки к отдельным случаям заболеваний, оценка неправильного лечения под углом зрения ответственности врача. Большинство случаев ятрогений, когда они рассматриваются как судьбы конкретных больных, должны восприниматься и переживаться лечащими врачами как врачебные ошибки, что соответствует традиции медицинской этики, ее пониманию свободы и ответственности врача.


. Врачебная ошибка


Врачебная ошибка - незлоумышленное заблуждение врача (или любого другого медицинского работника) в ходе его профессиональной деятельности, если при этом исключается халатность и недобросовестность.

Правовая сторона

Законодательству термин «врачебная ошибка» неизвестен, поэтому юристы его как правило не употребляют. Он имеет распространение преимущественно в медицинской литературе, но и здесь не существует общепринятого понятия этого термина.

Врачебной ошибке можно дать несколько определений:

·«Врачебная ошибка - ошибка врача в профессиональной деятельности, вследствие добросовестного заблуждения при отсутствии небрежности, халатности или невежества»

·«Врачебная ошибка - ошибка врача при исполнении своих профессиональных обязанностей, являющиеся следствием добросовестного заблуждения и не содержащие состава преступления или признаков проступков»

·«Врачебная ошибка - неправильное определение болезни врачом (диагностическая ошибка) или неправильное врачебное мероприятие (операция, назначение лекарства и др.), обусловленные добросовестным заблуждением врача»

·«Врачебная ошибка - неправильное действие (или бездействие) врача, имеющее в своей основе несовершенство современной науки, незнание или неспособность использовать имеющиеся знания на практике»

Разрабатываемые медиками концепции (в частности, представление об уголовной ненаказуемости «врачебной ошибки» по причине добросовестности заблуждения врача) противоречили положениям уголовно-правовой науки и потому фактически оказались вне сферы практического применения.

Судебно-медицинский эксперт и учёный Израиль Гамшеевич Вермель называл три условия, при наличии которых (всех одновременно), с его точки зрения, должна наступать уголовная ответственность медицинских работников за ненадлежащее лечение:

Действия медицинского работника в конкретном случае были объективно неправильными, находящимися в противоречии с общепризнанными и общепринятыми правилами медицины.

Медицинский работник в силу полученного образования и занимаемой должности должен был сознавать, что действия его являются неправильными и потому могут причинить вред больному.

Эти объективно неправильные действия способствовали наступлению неблагоприятных последствий - смерти больного или причинение существенного вреда его здоровью.

Но с точки зрения закона единственное основание для уголовной ответственности - состав преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. В каждом случае, который называют «врачебной ошибкой» (с юридической точки зрения это очень широкое понятие), необходимо определить наличие или отсутствие состава преступления.

Медицинский работник не подлежит уголовной ответственности, если он в своей работе руководствовался обычаями медицинской практики (проверенными практикой непреложными истинами медицинской профессии, общепризнанными и общепринятыми правилами медицины, изложенными в источниках информации либо передаваемыми устно или наглядно между коллег по профессии).

При отступлении от обычаев медицинской практики, в случае пренебрежения канонами медицины всегда следует ответственность по закону.

Медицинская сторона

В медицинской среде считается, что врачебная ошибка вне зависимости от тяжести последствий не наказуема юридически; она является не уголовно-правовой проблемой, а медицинской (организационно-методической). Подмена понятия «врачебная ошибка» на «врачебное преступление» недопустима, так как приводит к деструктивному конфликту интересов пациентов и медработников.

Говорить об ошибках вообще трудно, особенно медицинских. Это связано с тем, что последствия в работе врача особенно серьёзны: это и недееспособность, и инвалидность, и даже смерть. Рассматривая проблему врачебных ошибок, хотелось бы выделить некоторые основные положения:

В мире не существует единого общепринятого определения врачебной ошибки. А оно, по нашему мнению, должно быть, потому что медицина - не математика, ошибки в ней случаются.

В уголовных кодексах государств отсутствует данное определение. Врачебная ошибка, как таковая, вне зависимости от последствий не наказуема.

Юридически наиболее ответственным моментом является дифференциация ошибки от элементарного невежества (отсутствие знаний, безграмотность), халатности, преступления.

В медицине, хотя и редко, имеет место фактор случайности, который бывает трудно прогнозировать и который может обусловить непредсказуемые последствия.

Проблему врачебных ошибок нельзя сводить только к вопросам диагностики и лечения. Почему-то чаще всего обсуждаются эти вопросы, что суживает проблему и само по себе является ошибкой.

В мире нет государства, где бы врачи не допускали ошибок.

Опыт работы врачей с участием в многочисленных клинических и патологоанатомических конференциях свидетельствует, что бездействие является наиболее частой причиной претензий к врачам, чем те или иные не совсем правильные действия.

Причины возникновения

Историки продолжают спорить до сих пор, кому принадлежит выражение, ставшее впоследствии крылатым: «Errare humanum еst» - «Человеку свойственно ошибаться».

Причины ошибок могут быть объективными и субъективными. Первые чаще всего связаны с изменением взглядов на лечение определенного заболевания. Комплекс лечебных мероприятий, который ещё совсем недавно считался наиболее рациональным, с позиций новейших достижений науки может быть квалифицирован как ошибочный. Сюда же относятся ошибки, допущенные врачами в процессе их общения с пациентами вследствие несоблюдения основных деонтологических принципов, невежества. Субъективные причины: переоценка лабораторных и инструментальных данных, нелогичное их осмысление, предвзятое отношение к больному, особенности психики врача. Согласно данным литературы на долю субъективных причин врачебных ошибок приходится 60 % от общего их количества. Любой врач не свободен от профессиональных ошибок, также как и представитель любой специальности. Однако из-за особенности профессии они приобретают общественное значение.

С целью предотвращения врачебной ошибки, медперсонал всё чаще использует методы оборонительной медицины.

Врачи о врачебных ошибках

·Людские нужды заставляют нас решать и действовать. Но если мы будем требовательны к себе, то не только успехи, но и ошибки станут источником знания. Гиппократ

·Я считал… своим священным долгом откровенно рассказать читателям о своей врачебной деятельности и её результатах, так как каждый добросовестный человек, особенно преподаватель, должен иметь своего рода внутреннюю потребность возможно скорее обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них других людей, менее сведущих. Н. И. Пирогов.

·Только слабые духом, хвастливые болтуны боятся открыто высказываться о совершенных ими ошибках. Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед осознанием своей ошибки. Т. Бильрот.

·Надо называть вещи своими именами. Я много думал и передумал снова и снова. Тысячи сложных и сложнейших операций и … довольно много смертей. Среди них много таких, в которых я прямо виноват, нет, нет, это не убийства! Все во мне содрогается и протестует. Ведь я сознательно шёл на риск для спасения жизни. Н. М. Амосов

·Ошибки - неизбежные и печальные издержки лечебной работы, ошибки - это всегда плохо, и единственное оптимальное, что вытекает из трагедии врачебных ошибок, это то, что они по диалектике вещей учат и помогают тому, чтобы их не было. Они несут в существе своем науку о том, как не ошибаться. И виновен не тот врач, кто допустил ошибку, а тот, кто не свободен от трусости отстаивать её. И. А. Кассирский.

·Врачевание связано с риском, даже у выдающихся врачей встречаются профессиональные ошибки. Особого внимания общества заслуживает возрастание вероятности профессиональных ошибок у начинающих молодых врачей. Прогресс медицинской науки неизбежно связан с повышенным риском; успехи медицины в известном смысле зиждутся на врачебных ошибках. Ошибки врачей - одна из важнейших причин падения доверия населения к медицине. В. В. Вересаев.

·Если общество возложит всю полноту ответственности на врача, то кто же будет лечить больных? Какой хирург отважится оперировать без стопроцентной гарантии успеха, если за спиной у него будет стоять судья? Законы нужно соблюдать, но все же… О. Е. Бобров.


Заключение

врачебный ошибка ответственность больной

Репутация уважаемого врача складывается из профессионализма, отношения к больному, полной самоотдачи, компетентности, владения теоретическими знаниями и практическими навыками, повышения профессионального уровня и мастерства. Врачами она описывается как «знание своей профессии, специальности, своего дела», «профессиональная мудрость», «хорошая интуиция, чутье».

Профессия врача предполагает широкий кругозор, интеллектуальный потенциал, признание и поддержку коллег, постоянное повышение квалификации, внедрение передового опыта. Уважаемого врача характеризуют доверительное отношение с больным, владение психологическими навыками и приемами, наличие личностных качеств: доброта, гуманность, чуткость, сострадание, выдержка, терпение, эмоциональная адекватность.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.