Импорт из еаэс и ввозной ндс. Импорт товаров из стран еаэс: что нужно знать бухгалтеру. Сроки перечисления налога и сдачи декларации

О, великое импортозамещение! Об этом сейчас твердят все кому не лень. Только вот далеко не все получается (да и нужно ли это?) производить в России. Поэтому импорт был, есть и будет. А значит, бухгалтеру придется разбираться с особенностями учета, ох каких непростых бухгалтерских операций.

Несомненно, что для разбора всех операций по импорту не хватит не то что одной статьи, даже книги. Поэтому предлагаю сконцентрироваться на одной конкретной проблеме – расчет НДС при импорте товаров и порядок его уплаты.

Причем даже в рамках этой теме есть две совершенно разные – импорт из Таможенного союза (ЕАЭС – Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) и импорт из других стран. О втором варианте мы поговорим в данной статье.

1. Уплата НДС при импорте товаров

2. Импорт без НДС – для каких товаров

3. Таможенный НДС при импорте – для каких процедур?

4. Ставка ндс при импорте товаров

5. Расчет НДС при импорте товаров

6. Расчет НДС при импорте товаров на примере

7. Формирование ГТД в 1С: Бухгалтерия

8. Оплата НДС при импорте: куда и в какой срок

9. Что делать с НДС: импорт при УСН и ОСНО

10. Как получить вычет НДС по импорту

11. Заполнение книги покупок

12. Проводки при начислении НДС при импорте на примере

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем тему дальше в статье.

1. Уплата НДС при импорте товаров

Ввоз (импорт) товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, является одним из объектов налогообложения по НДС (п. 2 ст. 11, пп. 4 п. 1 ст. 146 НК).

И здесь под словом «товары» понимается не только те материальные ценности, которые предназначены для перепродажи. К товарам в рассматриваемом нами контексте относятся и материалы, и оборудование, т.е. любое имущество, перемещаемое через границу РФ.

«Ввозной» НДС – это не только налог, одновременно это и таможенный платеж. Поэтому при разборе темы мы будем пользоваться не только налоговым, но и таможенным законодательством.

При импорте товаров на территорию России НДС платят в стране импортера, то есть это должен делать в России сам покупатель. НДС при ввозе уплачивается таможенным органам (п. 1 ст. 174 НК РФ, ст. 84 Таможенного кодекса Таможенного союза).

В случаях, когда товар ввозится из страны, с которой Россия заключила международный договор об отмене таможенного контроля и таможенного оформления (например, со странами – участницами Таможенного союза), НДС уплачивается налоговым органам (п. 13 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе). В этом случае порядок действий принципиально другой, и в этой статье он рассматриваться не будет.

Уплата НДС при импорте товаров производится декларантом или иными лицами (например, перевозчиком) (ст. 143 НК РФ, ст. 79, 80 ТК ТС). Если декларирование производится таможенным представителем (брокером), то он является ответственным за уплату НДС (ст. 15 ТК ТС).

2. Импорт без НДС – для каких товаров

Всегда ли происходит уплата НДС при импорте товаров? На самом деле нет. Возможен импорт и без НДС. В каких случаях дается право на освобождение?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить:

  • освобождается ввоз товара от налогообложения НДС или нет;
  • под какую таможенную процедуру помещается ввозимый товар.

Ввоз товаров на территорию РФ является объектом налогообложения по НДС (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Подчеркну – это самостоятельный объект налогообложения, поэтому в данной ситуации не применяются:

  • п. 3 ст. 39 НК РФ, содержащий перечень операций, не признаваемых реализацией;
  • п. п. 1 — 3 ст. 149 НК РФ, в которых перечислены операции, освобожденные от обложения НДС.

Например, если взнос в уставный капитал товарами вносит российская организация, то НДС не начисляется, а если иностранная – НДС начисляется.

Для случая ввоза товаров есть своя норма, когда имеет место импорт без НДС, т.е. операция не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) – ст.150 НК.

Перечень довольно обширный, не будем его приводить весь, в качестве примера перечислим только некоторые:

  • товары в виде безвозмездной помощи (на основании удостоверения, выдаваемого Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ);
  • медицинские товары по перечню, устанавливаемому Правительством, сырье и комплектующие для их производства, аналоги которых не производятся в РФ;
  • материалов для изготовления иммунобиологических лекарственных препаратов по перечню Правительства;
  • технологическое оборудование, аналоги которого в России не производятся, по перечню Правительства;
  • расходные материалы для научных исследований, аналоги которых в России не производятся, по перечню Правительства;
  • и др.

Важно: товары, которые ввезены без уплаты НДС по перечню ст. 150, должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления освобождения (пп. 4 п. 3 ст. 80 ТК ТС). Если в дальнейшем эти условия нарушены, то нужно будет доплачивать НДС. Кроме того, уплатить пени за период с даты регистрации таможенной декларации (или с даты нарушения, если известен день совершения нарушения) до момента уплаты налога.

На эту тему письма Минфина от 07.07.2009 N 03-04-06-01/158, от 13.02.2009 N 03-07-08/30.

3. Таможенный НДС при импорте – для каких процедур?

Итак, мы определились, при ввозе каких товаров НДС не начисляется. Но необходимость уплаты НДС зависит не только от этого, а также от того, под какую таможенную процедуру помещается ввозимый товар.

Все случаи ввоза сведем в таблицу.

Порядок налогообложения Таможенная процедура, под которую помещается ввозимый товар Основание
Налог уплачивается в полном объеме Выпуск товаров для внутреннего потребления пп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ
Переработка для внутреннего потребления пп. 7 п. 1 ст. 151 НК РФ
Налог не уплачивается или уплачивается только его часть Временный ввоз пп. 5 п. 1 ст. 151 НК РФ
Ввоз продуктов переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории пп. 6 п. 1 ст. 151 НК РФ
Налог не уплачивается Переработка на таможенной территории (при условии вывоза продуктов переработки в определенный срок)

Таможенный склад (при дальнейшем выпуске для внутреннего потребления налог уплачивается)

Реэкспорт

Беспошлинная торговля

Свободная таможенная зона

Свободный склад

Уничтожение

Перемещение припасов

Таможенное декларирование припасов

Отказ в пользу государства

Специальная таможенная процедура (для отдельных категорий товаров)

пп. 4, 3 п. 1 ст. 151 НК РФ, п. 2 ст. 363, п. 3 ст. 202 ТК ТС, п. 1 ст. 303 Закона N 311-ФЗ
Уплачивается налог, от уплаты которого декларант был освобожден либо который был ему возвращен при экспорте Реимпорт пп. 2 п. 1 ст. 151 НК РФ

Таким образом, в нашей ситуации – выпуске товаров для собственного потребления, таможенный НДС при импорте уплачивается. Но перед тем как перейти к расчету налога, нужно определить ставку, по которой он будет облагаться.

4. Ставка ндс при импорте товаров

При ввозе товаров НДС уплачивается по ставке в размере 10 или 18% в зависимости от вида ввозимого товара (п. 5 ст. 164 НК РФ).

Чтобы сделать правильный расчет НДС при импорте, нужно знать налоговую ставку. Для определения ставки НДС по товару, который вы ввозите, нужной пройти следующие шаги:

  1. Установить код ввозимого товара по ТН ВЭД ЕАЭС в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012г. №54).
  2. Найденный код сопоставить с кодами товаров, имеющихся в перечнях товаров, которые при ввозе облагаются по ставке 10%. Данные перечни устанавливаются Правительством, ниже мы их перечислим.
  3. Если код ввозимого вами товара в перечне есть, то применяется ставка НДС при импорте 10%. Если нет, то 18%.

Перечни товаров, утвержденные Правительством:

  • Постановление Правительства РФ от 31.12.2004г. №908 – продовольственные товары
  • Постановление Правительства РФ от 31.12.2004г. №908 – товары для детей
  • Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003г. №41 – периодические издания и книги
  • Постановление Правительства РФ от 15.09.2008г. №688 – медицинские товары

Пример

ООО «Гранд» собирается возить в Россию живую рыбу – морскую форель из стран, не входящих в ЕАЭС.

В соответствии с Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза живая морская форель включена в товарную позицию 0301″Живая рыба» под кодом ТН ВЭД ЕАЭС 0301 91 100 0.

В свою очередь, товарная позиция 0301 «Живая рыба» (за исключением ценных пород) включена в Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908.

Следовательно, при ввозе живой морской форели в Россию организации следует исчислить НДС по ставке 10%.

5. Расчет НДС при импорте товаров

Теперь, когда мы знаем ставку НДС при импорте, можно начать расчет НДС при импорте. Для этого потребуется формула (п. 5 ст. 166, абз. 3 п. 1 ст. 153, п. 1 ст. 160 НК):

НДС = (ТС + ТП + А) * С

ТС — таможенная стоимость ввозимого товара;

ТП — сумма ввозной таможенной пошлины;

А — сумма акциза;

С — ставка НДС в процентах (10 или 18%).

То, что в скобочках – это налоговая база. Как видно из формулы, налог начисляется не только на стоимость самого товара, но и на пошлину и акциз.

Скорее всего, оплату поставщику вы переводили в валюте, поэтому чтобы расчет НДС при импорте был правильным, валютную стоимость товаров необходимо пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на дату регистрации декларации.

Если вы ввозите несколько видов товаров, то НДС по данной формуле нужно считать отдельно для каждой группы товара одного наименования, вида и марки. А затем результаты расчетов суммируются (п. 3 ст. 160 НК). Сумма налога округляется до копеек.

Подробно об определении величины таможенной стоимости, в данной статье мы говорить не будем, т.к. это отдельная и очень большая тема. Для определения таможенной стоимости нужно воспользоваться нормами Соглашения от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (п. п. 1, 3 ст. 64 ТК ТС).

Таможенная стоимость ввозимых вами товаров указывается в декларации таможенной стоимости ДТС-1.

При ввозе товаров из стран Таможенного союза расчет НДС при импорте делается на ту дату, когда приняли ввезенные товары на учет (п. 14 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). То есть на дату, когда отразили поступившие товары на счетах бухучета, например, 10, 41, 07, 08.

6. Расчет НДС при импорте товаров на примере

ООО «Гранд» заключило контракт с французской фирмой «Бонжур» на покупку шампанского в количестве 1000 л. Закупленное шампанское доставлено на таможенную территорию РФ 12 сентября 2016 г. Таможенная декларация была представлена в российский таможенный орган 16 сентября и в этот же день принята. Таможенная стоимость ввезенного шампанского составила 4200 евро. Курс евро по отношению к рублю, установленный Банком России на 16 сентября, составил 73,2126 руб./евро.

  1. Пересчитываем таможенную стоимость (ТС) в рубли:
  1. Определяем величину таможенной пошлины.

Шампанское в Едином таможенном тарифе Таможенного союза имеет код ТН ВЭД ТС — 2204 10 110 0. Ставка таможенной пошлины по нему на дату представления таможенной декларации составляла 12,5%.

Таким образом, величина таможенной пошлины (ТП) в рублях составит:

4200 евро x 73,2126 руб./евро x 12,5% = 38 436,62 руб.

  1. Определяем сумму акциза (А ), которую следует уплатить за ввезенное шампанское.

На дату представления таможенной декларации ставка акциза для шампанского составляла 26 руб. за 1 л (п. 1 ст. 193 НК РФ).

Таким образом, сумма акциза составит:

1000 л x 26 руб. = 26 000 руб.

  1. Налоговая база для исчисления НДС составит:

ТС + ТП + А = 307 492,92 руб. + 38 436,62 руб. + 26 000 руб. = 371 929,54 руб.

  1. Определяем сумму НДС , подлежащую уплате.

Шампанское не относится к товарам, облагаемым НДС при ввозе товаров по ставке 10%, следовательно, применяем ставку в размере 18%:

371 929,54 руб. x 18% = 66 947,32 руб.

Итак, в связи с ввозом шампанского на территорию РФ ООО «Гранд» обязано уплатить на таможне НДС в размере 66 947,32 руб.

7. Формирование ГТД в 1С: Бухгалтерия

Для тех, кто ведет учет в программе 1С: Бухгалтерия – смотрите, как оформляется ГТД в видео-формате.

8. Оплата НДС при импорте: куда и в какой срок

НДС на таможне нужно заплатить в особом порядке: не по итогам того квартала, в котором товары были ввезены в Россию, а одновременно с уплатой других таможенных платежей.

Конкретный срок уплаты НДС зависит от таможенной процедуры, под которую были помещены импортируемые товары (ст. 82 Таможенного кодекса Таможенного союза). Так, например, в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления срок уплаты НДС – до выпуска товаров, при условии, что импортер не применяет никакие льготы по уплате этого налога (подп. 1 п. 3 ст. 211 Таможенного кодекса Таможенного союза). Пока НДС не будет заплачен, таможня не выпустит товар.

Заплатить НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором товары были приняты к учету (п.19 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). В этом случае оплата НДС при импорте происходит в налоговый орган.

9. Что делать с НДС: импорт при УСН и ОСНО

Итак, рассчитанную сумму НДС вы уплатили. Дальнейший порядок действий зависит от того, является ли ваша организация плательщиком НДС или нет. Возможно 2 варианта:

  1. НДС включается в стоимость ввезенных товаров или в расходах, учитываемых при налогообложении, для случаев:

— организация применяет спецрежим (УСН, ЕНВД, ЕСХН, патент)

— используется освобождение от обязанностей налогоплательщика по ст.145 НК.

— имеет место ситуация из п.2 ст.170 НК: товары приобретены для использования в необлагаемых операциях и операциях, местом реализации которых не признается РФ, операциях, которые не признаются реализацией.

  1. НДС принимается к вычету, если организация является плательщиком НДС и ситуация не относится к п.2 ст.170 (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Пример

ООО «Гранд» приобрело у иностранного поставщика технологическое оборудование с целью внесения в уставный капитал ООО «Приоритет». Оборудование ввезено на территорию РФ. При ввозе уплачен НДС в сумме 42 000 руб.

Передача в уставный капитал имущества не признается реализацией, поэтому сумму «ввозного» НДС в размере 42 000 руб. ООО «Гранд» должно учесть в стоимости приобретенного оборудования согласно пп.4 п.2 ст.170 НК.

10. Как получить вычет НДС по импорту

НДС, начисляемый при импорте, также как и «внутренний» НДС, можно принять к вычету. Но для этого есть свои, отличающиеся условия:

  1. Товар ввезен в процедуре выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления. Выполнение условия подтверждается декларацией на товары (подается в электронной форме, но таможенные органы по запросу делают бумажную распечатку).
  2. Товар приобретен для операций, облагаемых НДС (пп. 1, 2 п. 2 ст. 171 НК).
  3. Товар принят к учету, на любой счет (п. 1 ст. 172 НК).
  4. НДС фактически уплачен и этот факт подтвержден первичными документами (п. 1 ст. 172 НК РФ). Условие — налог платил сам налогоплательщик или посредник за счет средств налогоплательщика (Письма Минфина России от 29.12.2014 N 03-07-08/68143, от 25.04.2011 N 03-07-08/123). Если налог платил иностранный поставщик, то права на вычет НДС у покупателя нет (Письма Минфина России от 14.06.2011 N 03-07-08/188, от 30.06.2010 N 03-07-08/193).

Если вы ввозите товары через агента, то у вас должен быть агентский договор, предусматривающий уплату НДС агентом с последующей компенсацией этих сумм принципалом, т.е. вами (Письмо Минфина России от 26.10.2011г. №03-07-08/297). Также получите копию платежного поручения на уплату налога агентом.

Уплата налога подтверждается таможенной декларацией (где в графе 47 указан уплаченный НДС) и платежным документом. Если налог оплачен таможенной картой, то таможенные органы по требованию выдают письменное подтверждение уплаты. Счет-фактура не оформляется.

11. Заполнение книги покупок

Чтобы получить вычет НДС по импорту, таможенная декларация регистрируется в книге покупок. Также в книгу покупок попадет номер платежки на уплату НДС.

При заполнении книги покупок в соответствующих графах буду указаны:

  • в графе 2 ­ код вида операции «20» (письмо ФНС России от 22.01.2015 № ГД­4­3/794@);
  • в графе 3 ­ номер таможенной декларации (пп. «е» п. 6 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением № 1137);
  • в графе 7 ­ реквизиты платежного документа на уплату авансового платежа таможенному органу (пп «к» п. 6 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением № 1137);
  • в графе 9 ­ наименование иностранного поставщика.
  • в графе 15 ­ фактурная стоимость товаров, увеличенная на сумму таможенной пошлины (акциза, при наличии) и начисленного НДС.

Интересная ситуация получается, если вы вносили авансовый платеж в счет уплаты предстоящих пошлин, налогов, сборов. Здесь в отличие от оплаты поставщику не действуют правила п.12 ст.171 и п.9 ст.172 НК. Т.е. принять к вычету НДС со всего аванса нельзя (Письмо от 21.06.2012г. №03-07-08/158).

Т.е. право на вычет НДС по импорту появится, когда аванс (или его часть) будет израсходован по назначению. В этом случае документом, подтверждающим оплату НДС, будет являться отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, который выдаст таможенный орган. Форма отчета утверждена Приказом ФТС России от 23.12.2010г. №2554 (Приложение №2).

12. Проводки при начислении НДС при импорте на примере

ООО «Гранд» импортирует из Франции партию шампанского. Таможенная стоимость партии – 4200 евро. Ставка таможенной пошлины по такому виду товаров – 12,5 процентов. Данные товары облагаются НДС по ставке 18 процентов. Таможенные сборы составили 2000 руб.

По условиям контракта право собственности на товар переходит к покупателю после таможенного оформления. Право собственности на товары перешло к ООО «Гранд» 16 сентября.

Таможенная стоимость равна цене сделки. Таможенная стоимость партии товара в рублях на 16 сентября составит:

4200 евро x 73,2126 руб./евро = 307 492,92 руб.

Таможенную пошлину, акциз и НДС мы уже рассчитали в прошлом примере:

— таможенная пошлина 38 436,62 руб.

— акциз 26 000 руб.

— НДС 66 947,32 руб.

Дебет 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам» — Кредит 51
– 40 436,62 руб. (38 436,62 руб. + 2000 руб.) – уплачены ввозная таможенная пошлина и таможенные сборы;

Дебет 19 субсчет «Акцизы» — Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам» - 26 000 руб. — начислен акциз по импортной продукции.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по акцизам» — Кредит 51 – 26 000 руб. – уплачен акциз на таможне

Дебет 19 — Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 66 947,32 руб.– отражен НДС, подлежащий уплате на таможне;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» — Кредит 51 – 66 947,32 руб. – уплачен НДС на таможне

Дебет 41 — Кредит 60 – 307 492,92 руб. – оприходованы импортированные товары;

Дебет 41 — Кредит 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам»
– 40 436,62 руб. (38 436,62 руб. + 2000 руб.) – включены таможенная пошлина и таможенные сборы в себестоимость импортированных товаров;

Дебет 41 – Кредит 19 субсчет «Акцизы» — 26 000 руб. – акциз учтен в стоимости товара

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» — Кредит 19 – 66 947,32 руб. – принят к вычету уплаченный НДС

Какие проблемные вопросы встретились вам по расчету НДС при импорте товаров? Задавайте их в комментариях и мы вместе найдем на них ответ!

Расчет НДС при импорте товаров и право на вычет

"Главная книга", 2015, N 7

С января 2015 г. в Евразийский экономический союз входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения. В ближайшем будущем к ЕАЭС может присоединиться и Киргизия.

Именно Договор о ЕАЭС регулирует теперь уплату НДС при экспорте и импорте товаров, работ и услуг во взаимной торговле между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Арменией. В целом порядок налогообложения остался таким же, какой применялся ранее при торговле между странами Таможенного союза - Россией, Белоруссией и Казахстаном. НДС считается по принципу страны назначения.

Но в 2015 г. появились новые особенности, которые надо учесть при работе с контрагентами из стран ЕАЭС. Связаны они не только с новым Договором о ЕАЭС, но и с внутрироссийскими изменениями.

В этой статье рассмотрим общий порядок уплаты НДС при импорте товаров в Россию из других стран ЕАЭС, а также обратим внимание на особенности, появившиеся в этом году.

Примечание: Будем рассматривать самые простые сделки купли-продажи товаров - без участия комиссионеров и агентов.

НДС при импорте платят независимо от режима налогообложения

Организациям и предпринимателям независимо от применяемого режима налогообложения при ввозе товаров в Россию из Белоруссии, Казахстана и Армении надо уплачивать в российский бюджет НДС со стоимости ввезенных товаров <3>. Из этого правила есть исключения. Так, не надо платить "ввозной" НДС, если:

(или) товары не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе в Россию;

(или) товары ввозятся организацией в связи с их передачей в рамках одного юридического лица. К примеру, товар передается российской головной организацией собственному филиалу, находящемуся в другой стране ЕАЭС. В таком случае покупатель, купивший товар у филиала, должен будет уплатить импортный НДС (как при ввозе товара из России) в бюджет своей страны. А российская организация, получив от покупателя заявление об уплате косвенных налогов с отметкой его налоговой инспекции, сможет претендовать на экспортную ставку НДС.

Внимание! Платить НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС надо также и упрощенцам, и плательщикам ЕНВД.

"Ввозной" НДС надо уплачивать налоговой службе (а не таможне - как при импорте товаров из других стран, не входящих в ЕАЭС) .

"Ввозной" НДС надо исчислить на дату принятия на учет импортированных товаров. Считается налог со стоимости товаров, которая определяется как цена сделки, подлежащая уплате поставщику по условиям договора.

Если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, ее надо пересчитать в рубли по курсу Банка России на дату принятия товаров к учету.

Ставка НДС определяется так же, как при реализации товаров внутри России (за исключением случаев ввоза товаров, освобождаемых при ввозе от налогообложения).

Начисление "ввозного" НДС отражается проводкой по дебету счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" (субсчет "Расчеты по НДС").

После ввоза товаров в Россию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, нужно:

Заплатить "ввозной" НДС в инспекцию (или подать заявление о зачете имеющейся переплаты по другому федеральному налогу - с таким расчетом, чтобы до этой даты инспекция уже либо сделала зачет, либо приняла решение об отказе и вы успели уплатить налог). Порядок зачета уплаченных сумм в счет долга по импортному НДС такой же, как и при зачете иных налогов, уплачиваемых при реализации на внутрироссийском рынке.

Напомним, что по общему правилу на вынесение решения по проведению зачета налоговому органу отводится 10 рабочих дней со дня получения им заявления от налогоплательщика;

Подать в инспекцию декларацию по косвенным налогам. Эта декларация не имеет ничего общего с обычной НДС-декларацией, у них разные формы, сроки подачи и периоды, за которые они составляются.

Внимание! По-прежнему декларацию по косвенным налогам надо подавать в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет товаров, ввезенных из стран ЕАЭС.

Сейчас действует старая форма декларации по косвенным налогам, утвержденная еще в 2010 г.

Вместе с декларацией по косвенным налогам в инспекцию надо представить:

Заявление о ввозе товаров:

(или) четыре экземпляра на бумажном носителе + электронный вариант этого заявления;

(или) только заявление в электронном виде, если оно подписано электронно-цифровой подписью.

Обратите внимание на то, что с 1 января форма заявления немного изменена. В частности, убрана подпись главного бухгалтера. Изменился и электронный формат этого заявления;

Копию выписки банка, подтверждающей уплату косвенных налогов по импортированным товарам.

Если у вас была переплата, которую вы зачли в счет уплаты "ввозного" НДС, то выписка банка не нужна;

Копии транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров (если они оформлялись);

Копии счетов-фактур, оформленных продавцом при отгрузке товаров.

Если счет-фактуру продавец не должен составлять (к примеру, если он неплательщик НДС), то в инспекцию надо представить другой документ, подтверждающий стоимость товаров. Налоговики не будут требовать счет-фактуру, если продавец товара - налогоплательщик страны, не входящей в ЕАЭС;

Копию договора/контракта, на основании которого приобретены товары, и копию посреднического договора (если он заключался);

В некоторых случаях - информационное сообщение о приобретении импортированных товаров. В частности, такое сообщение потребуется, когда товар приобретен у контрагента из одной страны ЕАЭС (к примеру, у продавца из Армении), а импортируется товар с территории другой страны ЕАЭС (к примеру, вывозится из Казахстана). Сообщение составляет и подписывает контрагент, у которого приобретаются товары, он указывает в сообщении данные контрагента, договора и спецификации. Учтите, что такое сообщение необходимо, если требуемых данных нет в договоре. К сообщению, составленному не на русском языке, нужен перевод.

Вместо бумажных копий документов, прилагаемых к декларации по косвенным налогам, можно направить в инспекцию электронные варианты требуемых документов (по утвержденным нашей налоговой службой форматам), подписанные ЭЦП.

"Ввозной" НДС - к вычету или в расходы, но не у всех

Если в ходе камеральной проверки инспекция не выявила каких-либо несоответствий, она должна в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления:

(если) заявление было представлено на бумаге - проставить на трех его экземплярах отметку об уплате налога и вернуть вам. Один экземпляр оставляете у себя, а два других передаете своему продавцу;

(если) заявление направлялось в инспекцию в электронном виде и было подписано ЭЦП, то инспекция направит вам в электронном виде документ, подтверждающий уплату косвенных налогов (освобождение или иного порядка исполнение налоговых обязательств). В этом случае вы должны будете направить своему продавцу в бумажном или электронном виде (если между вами налажен электронный документооборот):

Копию представленного вами в инспекцию заявления;

Копию документа, полученного от инспекции с подтверждением уплаты "ввозного" НДС.

Плательщики НДС могут принять к вычету уплаченный "ввозной" НДС, если ввезенные товары предназначены для использования в облагаемых НДС операциях.

Для этого нужно зарегистрировать в книге покупок заявление о ввозе товаров и указать в ней реквизиты документов, подтверждающих уплату "ввозного" НДС.

"Ввозной" налог учитывается в расходах, если покупатель:

(или) применяет "доходно-расходную" упрощенку либо уплачивает ЕСХН - как отдельный расход <21>;

(или) применяет общий режим налогообложения и товары предназначены для не облагаемых НДС операций - в составе стоимости ввезенного имущества.

Плательщики ЕНВД и упрощенцы, выбравшие объект "доходы", никак не учитывают уплаченный при ввозе НДС.

Корректируем базу по "ввозному" НДС

Ситуация 1. Некачественный или некомплектный импортированный товар возвращен в месяце принятия его на учет.

В этом случае в декларации по косвенным налогам не нужно вообще отражать импорт возвращенных товаров. Но к такой декларации надо приложить дополнительные документы (в бумажном или электронном виде), подтверждающие возврат товаров и объясняющие причину такого возврата:

Согласованную участниками договора претензию;

Документы на дальнейшие операции с бракованными или некомплектными товарами, в частности:

(или) акты их приема-передачи - если товар не транспортировался;

(или) транспортные/товаросопроводительные документы - при транспортировке возвращаемых товаров;

(или) акты уничтожения - если стороны договорились о том, что некачественный товар возврату не подлежит.

Ситуация 2. Некачественные/некомплектные товары возвращаются по истечении месяца, в котором они были приняты на учет.

Тогда в инспекцию надо представить уточненную декларацию по косвенным налогам и документы, подтверждающие возврат товара и причину этого (как в предыдущей ситуации). Также к уточненной декларации нужно приложить:

(если) возвращается лишь часть товаров - уточненное заявление о ввозе и уплате косвенных налогов. Особенности его составления теперь прописаны в Правилах заполнения заявления о ввозе товаров;

(если) товар возвращается полностью - информационное сообщение о реквизитах ранее представленного заявления (составляется в произвольной форме, в нем надо указать, что товар, при ввозе которого было заполнено определенное заявление, возвращен продавцу).

Как в первой, так и во второй ситуации после уменьшения "ввозного" НДС на ту же сумму надо восстановить НДС, предъявленный ранее к вычету. Это надо сделать в том квартале, в котором некачественные товары возвращены. Следовательно, при возврате импортированных товаров не требуется уточнять обычную НДС-декларацию, даже если товары возвращены поставщику по истечении довольно длительного времени.

Ситуация 3. Увеличилась стоимость импортированных товаров.

В этом случае должна увеличиться и база для целей уплаты "ввозного" НДС на разницу между измененной и предыдущей стоимостью импортированных товаров. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором увеличилась цена товаров, нужно:

Доплатить "ввозной" налог;

Представить еще одну декларацию по косвенным налогам (не уточненную, а именно новую - за текущий месяц). Если в месяце увеличения цены ранее ввезенных товаров вы импортировали другие товары из стран ЕАЭС, все операции можно отразить в одной декларации по косвенным налогам.

В ней надо, в числе прочего, отразить разницу, возникшую из-за увеличения цены товаров. Для обоснования этой суммы к декларации надо приложить:

Заявление о ввозе товаров с указанием разницы между измененной и предыдущей стоимостью. Представляется оно в том же порядке, что и первоначальное, - на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо в электронном виде, подписанное ЭЦП. Особенности составления корректирующего заявления закреплены в Правилах его заполнения;

Договор или иной документ, подтверждающий увеличение цены товара;

Корректировочный счет-фактуру (если он выставлялся продавцом).

После того как вы доплатите "ввозной" налог, его можно будет принять к вычету, но только при условии, что товары вы планируете использовать в облагаемой НДС деятельности.

Ситуация 4. Стоимость импортированных товаров уменьшилась.

Такое возможно, когда стороны договариваются об уменьшении стоимости товаров, к примеру, в связи с выявлением в них недостатков. Однако в Приложении N 18 к Договору о ЕАЭС не прописано никаких специальных правил для отражения уменьшения стоимости ввезенных товаров. Вот как это прокомментировали специалисты Минфина.

Лозовая Анна Николаевна, ведущий советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"Уменьшение налоговой базы по импортированным товарам после их принятия к учету не предусмотрено действующим Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Предполагалось, что после уплаты НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС вся сумма полностью принимается к вычету либо в некоторых случаях включается в расходы, учитываемые при налогообложении, поэтому нет смысла корректировать сначала налоговую базу при ввозе в сторону уменьшения, а потом восстанавливать налоговые вычеты по НДС".

Как видим, при таком подходе плательщики НДС, которые приобрели товары для облагаемых НДС операций, действительно в выигрыше: проверяющие не ставят под сомнение возможность вычета "входного" НДС, начисленного до уменьшения стоимости. Таким образом, отсутствие перерасчета никак не повлияет на налоговые обязательства и не нужно подавать какие-либо уточненные декларации и делать корректировки в текущей отчетности.

Однако те, кто не имеет права на вычет НДС, наверняка предпочли бы пересчитать "ввозной" налог - это выгоднее с налоговой точки зрения. Ведь если скорректировать обязательства по "ввозному" НДС, из бюджета можно вернуть (зачесть) 100% разницы, к примеру 18 000 руб. при уменьшении стоимости ввезенных товаров на 100 000 руб., облагаемых по ставке 18%. А если корректировки не будет, то:

(или) уплачиваемый налог на прибыль будет меньше лишь на 3600 руб. (18 000 руб. x ставка налога на прибыль 20%) по сравнению с налогом, рассчитанным без уменьшения налоговой базы на НДС в сумме 18 000 руб.;

(или) упрощенцы при "доходно-расходной" УСНО базу по налогу могут уменьшить максимум на 2700 руб. (18 000 руб. x ставка налога 15%);

(или) при "доходной" упрощенке, так же как и при применении ЕНВД, нескорректированный НДС просто теряется.

Но будут ли инспекции принимать уточненные заявления из-за уменьшения стоимости товаров, а также уточненные декларации - покажет время. Договор о ЕАЭС прямо не запрещает импортерам подать такие документы (хотя и прямо не позволяют это делать).

Что же подразумевается под благозвучным и намекающим на неплохие перспективы словом "союз", когда идет речь об упрощении товарно-денежных отношений между государствами? По сути, это единая таможенная территория, которая на основе международного договора заменяет две или несколько таможенных территорий . В пределах официально оговоренных просторов отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли в отношении практически всех товаров. При этом каждый участник соглашения применяет единые таможенные пошлины и другие инструменты регулирования с третьими странами.

трех государств - России, Беларуси и Казахстана (ТС) - идея 15-летней давности. Сперва 6 января 1995 г. в Минске было подписано историческое Соглашение между Россией и Республикой Беларусь, которое, по сути, является фундаментом создания современного трехстороннего партнерства.

Новой ступенью в формировании ТС стал Договор от 6 октября 2007 г. "О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза", в результате которого к действовавшему Таможенному союзу присоединился Казахстан. Кроме того, было принято решение о создании единой таможенной территории и устранении процедур таможенного оформления и контроля между тремя странами.

Примечание. Образование Таможенного союза трех стран должно исключить процедуры таможенного контроля и администрирования внутри соответствующей территории, а также установить действие единого таможенного тарифа на территории союза.

Преимущества создания ТС очевидны. Восстановление и укрепление экономических связей между организациями трех стран благоприятно повлияют на экономическую обстановку - появятся новые рынки для сбыта продукции, а себестоимость товаров значительно снизится ввиду упрощения условий пересечения границы.

Однако теплые отношения между государствами не отменяют возникновения налоговых последствий у участников внешнеэкономических отношений.

Что с экспортом?

С точки зрения косвенного налогообложения порядок исчисления платежей не меняется, за исключением некоторых особенностей. В соответствии с Протоколом от 11 декабря 2009 г. "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" основным принципом налогообложения при экспорте товаров в рамках Союза является применение нулевой ставки НДС. Само собой, факт экспорта должен быть документального подтвержден участниками сделки. Кроме того, при экспорте товаров в пределах "дружественных" государств налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном законодательством государства-экспортера.

Примечание. Нормативно-правовое регулирование

На межгосударственном уровне порядок взимания косвенных налогов при торговле товарами регулируется нормативно-правовыми актами :

Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе";

Протоколом от 11 декабря 2009 г. "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе".

Процедурой подтверждения факта экспорта является представление вместе с декларацией в налоговые органы следующих документов или их копий:

Договора, на основании которого производится экспорт товаров, с учетом изменений, приложений и дополнений к ним;

Выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера;

Заявления о ввозе товаров и уплате необходимой суммы косвенных налогов, составленного по форме Приложения 1 к Протоколу от 11 декабря 2009 г. На заявлении должна стоять отметка структурного подразделения, ответственного за проведение камеральных проверок, налогового органа государства, на территорию которого импортированы товары;

Транспортных документов предусмотренных законодательством государства-экспортера, подтверждающих перемещение товаров с территории одной страны на другую;

Иных документов, предусмотренных законодательством страны - участника Таможенного союза, с территории которого осуществляется экспорт товаров, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС.

Документы, которые подтверждают факт экспорта, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров. Стоит отметить, что в отличие от пока действующего порядка косвенного налогообложения с Белоруссией новый срок подачи указанных выше документов должен составлять 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. Сейчас налогоплательщики по-прежнему обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации и подтверждающие документы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

Одно из значимых новшеств в рамках Соглашения от 25 января 2008 г. составляет тот факт, что его положения распространяются как на все товары, производимые в России, Белоруссии, Казахстане, так и на товары, произведенные в других странах и выпущенные в свободное обращение на территории тройственного союза.

Что с импортом?

Основные положения по уплате таможенного НДС при импорте товаров остались прежними по сравнению с положениями Соглашения между Россией и Белоруссией от 15 сентября 2004 г., за исключением следующих моментов:

Введены новые правила определения налоговой базы;

Комплект документов, представляемых в налоговый орган, дополнен информационным сообщением;

Отсутствуют положения об особенностях уплаты обязательных платежей при транзите товара и освобождении от уплаты НДС при ввозе товаров для переработки с целью последующего вывоза продуктов переработки за пределы Таможенного союза.

Общим принципом обложения НДС является исчисление и уплата налога покупателем в бюджет государства, на территорию которого товары были импортированы.

Важно помнить, что если товары приобретаются на основании договора между резидентом государства - члена Таможенного союза и организацией, не имеющей отношения к тройственному союзу, но при этом товары импортируются с территории России, Беларуси или Казахстана, косвенные налоги уплачиваются тем участником сделки, на чью территорию импортированы товары.

В соответствии с Протоколом от 11 декабря 2009 г. налоговая база по НДС определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров. Исчисленный НДС уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров либо за месяцем, когда должен пройти платеж, предусмотренный договором.

При импорте Протокол от 11 декабря 2009 г. предусматривает обязанность представления вместе с налоговой декларацией комплекта документов :

Заявления на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;

Выписки банка, подтверждающей фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иного документа, подтверждающего исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза;

Транспортных документов, предусмотренных законодательством государства - члена ТС, подтверждающих перемещение товаров на территорию другого государства - члена ТС. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства;

Счетов-фактур, оформленных в соответствии с законодательством государства - члена ТС при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства - члена ТС;

Договоров, на основании которых приобретены или произведены импортированные товары;

Если товары были отгружены с территории одного государства, а контракт был заключен с компанией другого государства, не входящего в тройственный союз, необходимо представить информационное сообщение поставщика товаров о лице, у которого они были приобретены (пп. 6 п. 8 ст. 2 Протокола об экспорте и импорте товаров);

Договора комиссии, поручения или агентского договора в случаях их заключения.

Проблемы воплощения идей

Уже сейчас возникает ряд организационных вопросов, с которыми столкнутся заинтересованные налогоплательщики. Согласно Решению Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), принятому 21 мая 2010 г., нормативно-правовые документы, регулирующие сотрудничество трех стран, должны вступить в силу с 1 июля 2010 г. В этот же день должен заработать и отдельный Таможенный кодекс для Казахстана, Беларуси и России. Но на момент выпуска июльского журнала "Расчет" указанный документ не был ратифицирован Республикой Беларусь. Несмотря на то что платформа для сотрудничества готовится "на троих", Беларусь несколько отстала от процесса вхождения в ТС.

Примечание. До сих пор нет определенности в вопросах создания и деятельности Таможенного союза, который вступил в силу полгода назад.

Согласно заявлениям Игоря Шувалова, первого вице-премьера РФ, на Петербургском международном экономическом форуме только 5 июля представители двух государств попытаются разрешить вопрос о дальнейшем развитии экономических отношений. Что же касается Казахстана, то в отношении этой страны положения нового Таможенного кодекса должны заработать с июля. Но и здесь без оговорок не обошлось. На том же экономическом форуме вице-премьер Казахстана Умирзак Шукеев заявил, что существующий таможенный контроль на границе Россия - Казахстан еще год останется неизменным.

Примечание. 5 июля представители России и Беларуси попытаются разрешить вопрос о дальнейшем развитии экономических отношений в рамках тройственного Таможенного союза.

Нет четкости в действиях на пути к сближению - нет и конкретики в документальном оформлении сделок, которые подпадут под новое таможенное регулирование. Так, форма декларации по НДС, которую необходимо будет представить российскому покупателю импортного товара в свою налоговую, пока не опубликована. А открытый перечень документов может привести к спорам с инспекторами в части необходимости и достаточности представляемых документов.

Бухгалтерам нашей страны не привыкать работать в неведении. Усугубляется ситуация тем, что международные отношения нет-нет да требуют более серьезной подготовки, начиная с согласования условий контракта с иностранным партнером и заканчивая оформлением всех необходимых для сделки документов. И как, интересно, внутри компании можно стремиться к четкому и законному учету операций, когда "в верхах" устные соглашения и обсуждения не успевают за уже изданными нормативно-правовыми трактатами? Остается разводить руками.

Работаем на УСН без НДС. Закупаем товар у белорусов,получаем счет-фактуру с нулевой ставкой. Как импортеру как быть с НДС? И надо ли сообщать в налоговую о сделке и предоставлять какие то документы? За ранее спасибо.

Все указанные документы, кроме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, можно приложить к декларации в виде копий, заверенных руководителем (главным бухгалтером) и печатью организации или в электронном виде. После того как организация представит необходимый пакет документов , инспекция в течение 10 рабочих дней обязана их проверить и подтвердить факт уплаты НДС импортером (п. 6 приложения 2 к ). После этого организация-импортер на УСН может учесть уплаченный в стоимости товара (пп. 3 п.2 ст. 170 Кодекса) или в составе расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), а организация-экспортер сможет подтвердить право на применение нулевой ставки НДС (п. 4 приложения 18 к ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Нормативная база

Порядок начисления НДС при импорте товаров в Россию из стран – участниц Таможенного союза регулируется:

Кроме того, международные договоры, иные нормативные акты, информационные материалы и образцы документов, относящихся к деятельности Таможенного союза, ФНС России размещает на своем официальном сайте в разделе «Таможенный союз» (письмо ФНС России от 9 июля 2010 г. № ШС-37-3/6330).

Налогоплательщики

При импорте товаров на территорию России из стран – участниц Таможенного союза НДС взимается в стране импортера, то есть в России (). Следовательно, при ввозе товаров из республик Беларусь, Казахстан и Армения у российских покупателей возникает обязанность по уплате НДС. Причем если при обычном импорте (ввозе товаров из других стран) налог платится на таможне, то в данной ситуации он перечисляется в бюджет через налоговую инспекцию (п. 4 ст. 72 Договора о евразийском экономическом союзе , п. 13 приложения 18 к ). *Такой порядок распространяется как на товары, происходящие с территорий стран – участниц Таможенного союза, так и на товары, происходящие из других стран и выпущенные в свободное обращение на территории Таможенного союза.

При импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза НДС должны платить все импортеры, в том числе применяющие специальные налоговые режимы* и получившие освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном Налогового кодекса РФ (п. 13 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе , п. 3 ст. 346.1 , п. 2 ст. 346.11 , п. 4 ст. 346.26 , п. 3 ст. 145 НК РФ).

Исключением является ввоз на территорию России товаров:
– в режиме свободной таможенной зоны и свободного склада;
– освобожденных от налогообложения при ввозе. Их перечень приведен в Налогового кодекса РФ;
– в связи с их передачей в пределах одной организации (например, от одного структурного подразделения другому);
– гражданами для личных нужд (для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью).

Со временем организация может изменить цель использования ввезенного товара, в связи с которой она освобождалась от налогообложения по Налогового кодекса РФ. В этом случае ей придется заплатить НДС на общих основаниях (п. 25 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

Ставка НДС

Ставку НДС надо определять по российскому налоговому законодательству (п. 17 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). Поэтому в зависимости от вида ввозимых товаров она составит 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 164 НК РФ).*

Момент определения налоговой базы

Момент определения налоговой базы по НДС – это дата принятия ввезенных товаров на учет (п. 14 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). То есть дата отражения поступивших товаров на счетах бухучета, в том числе на счетах 10 «Материалы», 41 «Товары», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Исключением из этого правила является импорт товаров по договору лизинга, в котором предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю. В такой ситуации моментами определения налоговой базы по НДС являются даты лизинговых платежей, установленные договором (даты и размеры фактического перечисления платежей значения не имеют). Это следует из пункта 15 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе .

НДС, уплаченный при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, организации, применяющие общую систему налогообложения и не использующие налоговое освобождение по статьям и Налогового кодекса РФ, могут принять к вычету ().

Расчет НДС

Сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, рассчитайте по формуле:

При импорте товаров по договору купли-продажи (в т. ч. товаров, изготовленных по заказу импортера) их стоимостью является цена сделки, указанная в договоре, которую организация должна перечислить поставщику. При этом если расходы на транспортировку товаров не включены в стоимость импортируемых товаров, налоговую базу по НДС они не увеличивают. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе , письма Минфина России от 7 октября 2010 г. № 03-07-08/281 (несмотря на то что в письме сделаны выводы на основе протокола, действующего до вступления в силу Договора о евразийском экономическом союзе , эти разъяснения можно применять и в настоящее время).

При ввозе товаров по товарообменному (бартерному) договору, а также по договору товарного кредита (товарного займа) их стоимостью является стоимость товаров, указанная в этих договорах. При отсутствии стоимости в договоре налоговая база по НДС определяется как стоимость, указанная в товаросопроводительных документах. При отсутствии стоимости и в договоре, и в товаросопроводительных документах для расчета НДС используется стоимость, по которой товары приняты импортером к бухгалтерскому учету.

При ввозе продуктов переработки их стоимость определяется как стоимость работ по переработке давальческого сырья.

Если стоимость товаров (переработки давальческого сырья) выражена в иностранной валюте, налоговою базу определите исходя из договорной стоимости товаров (работ), пересчитанной в рубли. Пересчет производите по курсу Банка России на дату принятия товаров (продуктов переработки) к учету (п. 14 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

При ввозе товаров по договору лизинга (который предусматривает переход права собственности на товар к лизингополучателю) их стоимость определяется как часть стоимости предмета лизинга, подлежащая уплате по договору на момент определения налоговой базы . При этом размер и дата фактического платежа значения не имеют. Если лизинговый платеж по договору установлен в иностранной валюте, то он пересчитывается в рубли по курсу Банка России, действующему на момент определения налоговой базы.

Пример отражения в бухучете суммы НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза

В августе ООО «Альфа» импортировало в Россию из Республики Беларусь автопогрузчик для дальнейшей перепродажи. Его стоимость по договору поставки составляет 700 800 руб. Сумма НДС, которую «Альфа» уплатила в российский бюджет, равна:
700 800 руб. ? 18% = 126 144 руб.

Дебет 41 Кредит 60
– 700 800 руб. – отражена стоимость погрузчика;

Дебет 60 Кредит 51
– 700 800 руб. – оплачен погрузчик;


– 126 144 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;


– 126 144 руб. – уплачен НДС в бюджет.

Пример отражения в бухучете суммы НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза. Стоимость товаров в договоре указана в иностранной валюте

В августе ООО «Альфа» импортировало в Россию автопогрузчик для дальнейшей перепродажи. Его стоимость по договору поставки – 22 000 долл. США. 15 августа «Альфа» приняла погрузчик на учет. 19 августа оплатила ввезенный товар.

Условный курс доллара на даты совершения операций составлял:

В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи:

Дебет 41 Кредит 60
– 682 000 руб. (22 000 USD ? 31,0000 руб./USD) – принят к учету импортированный погрузчик;

Дебет 60 Кредит 51
– 660 000 руб. (22 000 USD ? 30,0000 руб./USD) – оплачен погрузчик;

Дебет 60 Кредит 91-1
– 22 000 руб. (682 000 руб. – 660 000 руб.) – отражена положительная курсовая разница;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 122 760 руб. (682 000 руб. ? 18%) – начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 122 760 руб. – перечислен НДС со стоимости импортного товара.

Уплата налога и подача декларации

Заплатить НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем:

Подтверждение уплаты НДС

После того как организация представит необходимый пакет документов , инспекция в течение 10 рабочих дней обязана их проверить и подтвердить факт уплаты НДС импортером (п. 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 года). Это нужно, чтобы в дальнейшем:

  • организация-импортер смогла получить вычет по уплаченному ей НДС ();
  • организация-экспортер смогла подтвердить право на применение нулевой ставки НДС (п. 4 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).*

Порядок подтверждения зависит от того, в какой форме подано заявление.

Заявление подано на бумаге. Факт уплаты НДС импортером инспекция подтверждает путем проставления соответствующей отметки в разделе 2 заявления о ввозе товаров. Отметка должна содержать в себе следующие сведения:

  • сумму НДС, начисленную и уплаченную организацией-импортером. Эта сумма должна быть равна итоговому значению графы 20 заявления о ввозе товаров. Если импортная поставка не облагается НДС, то вместо суммы налога ставится прочерк;
  • подпись, фамилию, инициалы и должность инспектора, ответственного за проверку документов, а также дату завершения им проверки;
  • подпись, фамилию и инициалы руководителя инспекции (его заместителя), а также дату проставления отметки и гербовую печать инспекции.

Отметка проставляется на всех экземплярах заявления, представленных организацией. Три из них (с проставленными отметками) инспекция возвращает организации-импортеру. Срок, в течение которого инспекция должна подтвердить уплату НДС импортером, составляет 10 рабочих дней со дня поступления заявления и необходимого пакета документов .

Заявление подано в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Налоговая инспекция в подтверждение уплаты НДС направит в электронном виде документ. Форма такого документа должна быть утверждена ФНС России.

Такой порядок предусмотрен пунктом 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 года .

Уплата НДС не подтверждена

Инспекция может не подтвердить уплату НДС импортером. Например, это возможно, если организация сдаст неполный комплект документов или если при проверке будет обнаружено несоответствие сведений, указанных в заявлении о ввозе товаров, сведениям, содержащимся в других документах, представленных импортером. В этом случае не позднее 11 рабочих дней со дня получения пакета документов от импортера инспекция должна направить в его адрес письменное уведомление об отказе в проставлении отметки на заявлении. В уведомлении инспекция должна указать причину отказа (выявленные несоответствия) и предложить импортеру устранить их. Вместе с уведомлением инспекция возвращает три экземпляра заявления. После устранения выявленных несоответствий импортеру придется вновь заполнить и представить в инспекцию заявление о ввозе товаров на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Если причиной отказа стал неполный комплект документов, то к заявлению импортер должен будет приложить недостающие документы.

Аналогичные разъяснения о порядке подтверждения инспекцией факта уплаты НДС импортером приведены в письме ФНС России от 13 августа 2010 г. № ШС-37-2/9030 .

Принудительное взыскание НДС

Если организация импортирует товары из стран – участниц Таможенного союза, но не платит (несвоевременно платит) НДС или не сдает (сдает с нарушениями) налоговые декларации, то инспекция по местонахождению организации вправе взыскать налог в принудительном порядке, а также начислить пени и штрафы в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 22 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

Ольга Цибизова,

Ввоз в Россию товаров из-за рубежа является объектом обложения НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Сумма налога, фактически уплаченная при ввозе импортных товаров, принимается к вычету ().

При ввозе товаров с территории стран – участниц Таможенного союза уплату и вычет НДС контролируют налоговые инспекции (п. 13 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе).

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по товарам, импортированным из стран – участниц Таможенного союза, отражается в специальной декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам).*

Форма декларации

Формы налоговой отчетности, а также порядок их представления должны быть утверждены ФНС России по согласованию с Минфином России (). До принятия новых документов действуют прежние правила оформления налоговой отчетности (п. 14 ст. 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ). В настоящее время при составлении специальной декларации следует руководствоваться формой и порядком , которые были утверждены .

Периодичность и сроки сдачи

Составлять и сдавать специальную декларацию по косвенным налогам нужно ежемесячно:

  • за месяц, в котором организация приняла импортированные товары на учет;*
  • за месяц, в котором наступает срок лизингового платежа, предусмотренный договором лизинга (если товары ввозятся по договору лизинга, которым предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю).

Внимание: несвоевременная подача специальной декларации по косвенным налогам при ввозе товаров из стран – участниц Таможенного союза является правонарушением (п. 22 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе , ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность*.

Одновременно с декларацией в инспекцию нужно подать пакет документов , который предусмотрен пунктом 20 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе .

Последний срок подачи декларации и пакета документов может приходиться на нерабочий день. В этом случае сдайте их в первый следующий за ним рабочий день (п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н).*

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию, если специальная декларация по косвенным налогам сдана своевременно, а документы, которые должны быть к ней приложены, – с опозданием

Да, может.

За несвоевременное представление документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусмотрен штраф. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Требование о представлении документов, которые подтверждают уплату НДС по товарам, ввезенным в Россию из стран – участниц Таможенного союза, установлено пунктом 20 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе . Международные договоры по вопросам налогообложения имеют приоритет над налоговым законодательством России (). Поэтому требования, предусмотренные названным договором, обязательны для всех российских организаций, которые участвуют в экспортно-импортных операциях с партнерами из стран – участниц Таможенного союза. Невыполнение этих требований является основанием для привлечения организации к налоговой ответственности по российскому законодательству. Таким образом, взыскание штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление документов, которые должны быть приложены к декларации по косвенным налогам, правомерно.

Оштрафовать организацию по Налогового кодекса РФ инспекция не вправе. Эта статья предусматривает ответственность только за несвоевременную подачу налоговых деклараций. Если организация сдала декларацию вовремя, то оснований для применения Налогового кодекса РФ у инспекции нет.

Специальную декларацию по косвенным налогам сдавать не нужно:

  • если в течение месяца российская организация не принимала к учету товары, ввезенные из стран – участниц Таможенного союза;
  • если в течение месяца не наступал срок лизингового платежа, предусмотренный договором лизинга.

Порядок заполнения

При заполнении деклараций соблюдайте общие правила оформления налоговой отчетности с учетом специальных требований, предусмотренных пунктами 8–17.4 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н . Так, например, не допускается двухсторонняя печать декларации при сдаче ее на бумажном носителе (п. 10 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н).

Специальная декларация по косвенным налогам включает в себя:

  • раздел 1 , в котором отражается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных в Россию из стран – участниц Таможенного союза;
  • раздел 2 , в котором отражается сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по подакцизным товарам, ввезенным в Россию из стран – участниц Таможенного союза;
  • приложение к декларации , в котором приводится расчет налоговой базы по виду подакцизного товара.

Особенности заполнения разделов и приложения специальной декларации по косвенным налогам приведены в Порядке , утвержденном приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н .

Такой порядок следует из положений пункта 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н .

Пример заполнения декларации по косвенным налогам. Организация ввозит из Республики Беларусь неподакцизные товары

ООО «Альфа» зарегистрировано в г. Москве и применяет общую систему налогообложения. В августе 2015 года «Альфа» заключила контракт с белорусской организацией на приобретение мебели. Сумма контракта составляет 1 180 000 руб. (в т. ч. НДС – 180 000 руб.). В сентябре 2015 года мебель была ввезена на территорию России и принята «Альфой» на учет.

20 октября 2015 года бухгалтер «Альфы» представил в налоговую инспекцию декларацию по косвенным налогам за сентябрь 2015 года, состоящую из:

  • раздела 1 , в котором указана сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет.

Так как мебель не относится к подакцизным товарам, раздел 2 и приложение к декларации в состав отчета не включены.

Налоговые инспекции обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (подп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ). Порядок представления налоговой отчетности определен пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований, по которым налоговая инспекция может отказать организации в приеме отчетности, закрыт и содержит в себе следующие позиции:

  • отсутствие (отказ от предъявления) документов, подтверждающих полномочия представителя организации на сдачу отчетности и подтверждение указанных в ней сведений;
  • представление отчетности не по установленной форме (не в установленном порядке);
  • отсутствие в налоговой отчетности печати и подписи (в т. ч. электронной подписи) руководителя или уполномоченного представителя организации;
  • несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным руководителя (уполномоченного представителя);
  • представление декларации (расчета) в налоговую инспекцию, в компетенцию которой не входит прием этой отчетности.

При соблюдении этих требований налоговая инспекция не вправе отказать в приеме декларации, сославшись на то, что налог не перечислен в бюджет. Более того, по просьбе налогоплательщика инспекция обязана поставить на титульном листе отметку о приеме декларации с указанием даты ее представления. При получении декларации по телекоммуникационным каналам связи инспекция обязана передать налогоплательщику электронную квитанцию о приеме отчетности. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Факт неуплаты налога до момента подачи декларации может быть причиной для проведения проверки, начисления пеней или налоговых санкций (п. 22 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе). Но сам по себе отказ налоговой инспекции в приеме декларации по косвенным налогам из-за их неуплаты является неправомерным.

Ситуация: нужно ли составлять и сдавать специальную декларацию по косвенным налогам. Организация, применяющая специальный налоговый режим, ввозит в Россию товары из государства, которое входит в Таможенный союз

Обязательны для всех российских организаций, которые участвуют в экспортно-импортных операциях с партнерами из стран – участниц Таможенного союза. Порядка, утвержденного Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н .

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Ситуация: Как учесть НДС, уплаченный на таможне при импорте товаров, если организация применяет специальный налоговый режим

НДС, уплаченный на таможне при импорте, можно учесть либо в стоимости имущества, либо в составе расходов.

Порядок учета зависит:

  • от того, какой налоговый режим применяет организация;
  • от вида импортируемого имущества (основные средства или другие товары).*

2) при ввозе товаров, предназначенных для перепродажи:

  • если единый налог уплачивается с доходов – в стоимость товаров (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ);
  • если единый налог уплачивается с разницы между доходами и расходами – в состав расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При этом в уменьшение налоговой базы такие расходы относите по мере реализации импортированных товаров и при условии, что эти товары оплачены поставщику (письмо Минфина России от 20 января 2010 г. № 03-11-11/06);

3) при ввозе сырья и материалов, предназначенных для использования в производстве:

  • если единый налог уплачивается с доходов – в стоимость сырья и материалов (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).). При этом в уменьшение налоговой базы суммы НДС относите после их фактической уплаты (»

    Ольга Цибизова,

    начальник отдела косвенных налогов департамента

    налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

  1. Порядок уплаты НДС при импорте товаров в Россию из стран ЕАЭС.
  2. Документальное подтверждение операций по ввозу товаров.
  3. Принятия НДС к вычету российской стороной – спорные моменты.

С 2015 года действуют и применяются на практике положения Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС ) от 29.05.2014, заключенного между Российской Федерацией, Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией, которая присоединилась к ЕАЭС с 12.08.2015. Напомним, что ЕАЭС пришел на смену ранее действовавшему Таможенному союзу.

При этом порядок взимания НДС при взаимной торговле товарами между хозяйствующими субъектами государств-членов ЕАЭС регламентирован Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением №18 к вышеуказанному Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее – Протокол ).

Соответственно с 1 января 2015 года не применяются положения действующих ранее международных соглашений о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенных Россией с указанными государствами.

1. Общий порядок уплаты НДС при импорте товаров в Россию из стран ЕАЭС

По общему правилу российские организации-покупатели обязаны уплатить НДС по ставке 18 % (либо 10%) при ввозе товаров из стран-участников ЕАЭС, за исключением освобожденных от налогообложения товаров согласно статье 150 НК РФ. Например, не уплачивается НДС при ввозе в Россию технологического оборудования, в том числе комплектующих и запасных частей к нему, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.

При этом обязанность по уплате НДС со стоимости ввезенных товаров распространяется также на тех российских организаций-покупателей, которые применяют специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД и др.)

Кроме того, в отличие от общего порядка уплаты НДС при импорте товаров из-за границы, когда «ввозной» налог уплачивается российскому таможенному органу, при ввозе на территорию России товаров из государств-членов ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) НДС подлежит уплате налоговому органу по месту учета российской организации-покупателя.

Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет импортируемых товаров и выступает как цена сделки, подлежащая уплате поставщику по условиям контракта. Причем если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, то российская организация должна пересчитывать валютную стоимость товаров в рубли на дату принятия их к учету.

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных из стран ЕАЭС товаров, российская организация-покупатель должна уплатить НДС в бюджет и представить в налоговый орган специальную декларацию по косвенным налогам. При этом в случае, когда в российской организации за предшествующий календарный год числится 100 и менее работников, такая специальная декларация может быть подана в налоговый орган на бумажном носителе.

2. Документальное подтверждение российской организацией операций по ввозу товаров на территорию Российской Федерации

Важной особенностью осуществления операций по импорту товаров из стран ЕАЭС на территорию России является то, что вместе со специальной декларацией по косвенным налогам российская организация-покупатель обязана представить в налоговый орган определенный пакет документов, а именно:

  • Контракт , на основании которого российской организацией приобретены ввезенные из стран ЕАЭС товары. При этом в случае, когда товары приобретены через посредника (агента, комиссионера и др.), следует представить в налоговый орган соответствующий договор комиссии (агентский договор).
  • Счета-фактуры , оформленные поставщиком из стран-участников ЕАЭС при отгрузке товаров на территорию Российской Федерации.
  • Товаросопроводительные и транспортные документы в подтверждение перемещения импортируемых с территории государств ЕАЭС товаров (при условии, если указанные документы оформлялись). При этом такими документами могут выступать товарно-транспортные накладные, международные товарно-транспортные накладные (CMR), железнодорожные накладные и др.
  • Выписка банка либо иного документа , свидетельствующие об уплате российской организацией-покупателем «ввозного» НДС в бюджет. При этом, как правило, налоговые органы истребуют платежные поручения с отметкой и печатью банка.
  • Информационное сообщение о приобретении импортируемых товаров (представляется лишь в случаях, указанных в пунктах 13.2.-13.5 Протокола).

Копии вышеприведенных документов могут быть представлены в налоговый орган также в электронном виде.

  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – заявление )

Так, российской организации-покупателю необходимо представить в налоговый орган такое заявление в 4-х экземплярах на бумажном носителе и его электронный вариант либо в электронном виде (если оно подписано электронно-цифровой подписью налогоплательщика).

При этом российской организации-покупателю необходимо заполнить раздел 1 заявления (указать сведения о покупателе и поставщике товаров из стран-участников ЕАЭС, о контракте, а также информацию о наименовании, количестве, стоимости товаров, о товаросопроводительных документах и счетах-фактурах и т.п.).

В свою очередь налоговый орган заполняет раздел 2 заявления, где им проставляется отметка об уплате НДС:

  • один экземпляр заявления остается у налогового органа,
  • три других экземпляра передаются российской организации-покупателю (из них два экземпляра передаются продавцу товаров с территории стран ЕАЭС).

Следует отметить, что такое заявление налоговый орган обязан рассмотреть в течение 10 рабочих дней с момента его представления российской организацией вместе с вышеперечисленными документами, и по итогам такого рассмотрения налоговая инспекция либо подтверждает факт уплаты «ввозного» НДС либо мотивированно отказывает в таком подтверждении .

В том случае, когда заявление было представлено в налоговый орган в электронном виде и подписано электронно-цифровой подписью налогоплательщика, то налоговый орган должен направить в адрес российской организации в электронном виде документ в подтверждение уплаты налога.


3. Порядок принятия российской организацией НДС к вычету

Суммы НДС, уплаченные (зачтенные) по товарам, ввозимым на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары (пункт 26 Протокола).

Тем самым российская организация-покупатель вправе применить вычет по уплаченному при ввозе товаров НДС при соблюдении общих условий, установленных главой 21 НК РФ, а именно:

  • принятие ввезенных товаров к учету,
  • уплата «ввозного» НДС,
  • приобретение таких товаров для операций, облагаемых НДС.

При этом в периоде декларирования вычета по НДС в соответствующей налоговой декларации налогоплательщик в книге покупок отражает реквизиты соответствующего заявления и платежного поручения, подтверждающего уплату налога .

Важно учитывать, что до настоящего времени в правоприменительной практике неоднозначно решается вопрос о моменте возникновения у налогоплательщика права на вычет по НДС:

  • с момента уплаты организацией «ввозного» НДС и принятия на учет товаров,
  • либо имеется также дополнительное условие – наличие у организации заявления с отметкой налогового органа об уплате налога.

В частности, позиция финансового ведомства заключается в том, что «ввозной» НДС налогоплательщик вправе принять к вычету не ранее квартала, в котором налог уплачен и отражен в декларации по уплате косвенных налогов и заявлении о ввозе товаров (см. Письма Минфина России от 05.09.2012 №03-07-13/01-47, от 17.08.2011 №03-07-13/01-36 и др.).

Мнение финансового ведомства:

Для целей принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации с территории государств - членов ЕАЭС, документами, подтверждающими право на вычет указанных сумм налога, являются не только документы, подтверждающие фактическую уплату налога в бюджет, но и заявление с отметкой налогового органа, подтверждающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога. В связи с этим право на вычет сумм налога на добавленную стоимость по ввезенным товарам возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором налог по таким товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении (см. Письмо Минфина России от 02.07.2015 №03-07-13/1/38180).

Между тем, по нашему мнению, подобные выводы финансовых органов не основаны на нормах действующего налогового законодательства, поскольку, прежде всего, статьями 171, 172 НК РФ не предусмотрено в качестве дополнительного условия для применения вычета по НДС представление налогоплательщиком заявления с отметкой налогового органа.

При этом содержащееся в пункте 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137) требование о необходимости регистрации налогоплательщиком в графе 3 книги покупок заявления с отметкой налоговой органа, с нашей точки зрения, не может рассматриваться в качестве дополнительного условия для применения вычета по НДС по следующим основаниям.

Во-первых, в главе 21 НК РФ прямо не указано, что заявление с отметкой налогового органа выступает в качестве документа, подтверждающего вычет по «ввозному» НДС.

При этом в пункте 1 статьи 172 НК РФ под документами, подтверждающими фактическую уплату НДС при ввозе товаров, по нашему мнению, имеются в виду платежные поручения (выписки банка и др.), свидетельствующие об уплате налогоплательщиком НДС таможенному или налоговому органу.

Во-вторых, положения Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137), с точки зрения норм статей 1, 4 НК РФ, не могут дополнять либо изменять содержащиеся в НК РФ нормы (в том числе изложенные в главе 21 НК РФ).

В-третьих, нарушение налогоплательщиком порядка ведения книги покупок (либо ее отсутствие вовсе, либо ее непредставление в ходе камеральной налоговой проверки) не может являться основанием для отказа в вычете по НДС, что подтверждается судебно-арбитражной практикой .

Иными словами, по нашему мнению, применительно к рассматриваемой ситуации несоблюдение налогоплательщиком условия, касающегося необходимости указывать в книге покупок реквизиты заявления с отметкой налогового органа, не может являться основанием для отказа налогоплательщику в применении вычетов по «ввозному» НДС.

Таким образом, считаем, что российская организация-покупатель вправе применить вычет по уплаченному при ввозе товаров НДС с территории стран ЕАЭС по итогам того квартала, когда указанные товары приняты к учету и суммы налога уплачены в бюджет, без учета того обстоятельства, что отметка налогового органа на заявлении проставлена позже.

Похожей позиции придерживаются арбитражные суды (см. постановления ФАС Московского округа от 25.07.2011 №КА-А41/7408-11 по делу №А41-42597/10, ФАС Центрального округа от 14.02.2012 №А62-2431/2011 и др.). Однако следует отметить, что такая положительная для налогоплательщиков судебно-арбитражная практика имеется лишь в отношении применения ранее действовавших соответствующих международных соглашений, до вступления в силу норм Протокола.

Выводы судов:

Довод кассационной жалобы о том, что право на вычет соответствующих сумм налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика не ранее периода, указанного на заявлении о ввозе и уплате косвенных налогов, является несостоятельным, поскольку ни Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», ни положения главы 21 НК РФ не связывают право налогоплательщика на заявленные вычеты с отметкой, проставляемой на заявлении о ввозе и уплате косвенных налогов (см. постановление ФАС Центрального округа от 14.02.2012 №А62-2431/2011).